Спросить
Войти

Перспективы изучения подводного культурного наследия на примере функционирования музейного комплекса Кыргызско — российского славянского университета имени Б. Н. Ельцина

Автор: указан в статье

КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ

RAR ББК 79 УДК 930.2

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА КЫРГЫЗСКО — РОССИЙСКОГО СЛАВЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ

Б. Н. ЕЛЬЦИНА

Березин Александр Алексеевич,

аспирант кафедры Отечественной истории Факультета истории и международных отношений Брянского Государственного университета имени Пиотровского, 241036, Брянск, Бежицкая, 14 berezin-79@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается развитие и функционирование музея Кыргызско — российского славянского университета имени Б. Н. Ельцина в г. Бишкеке как самостоятельного культурно-просветительского учреждения. Анализируется политика формирования фондов и экспозиционного проектирования, освещаются наиболее интересные экспонаты постоянной выставки, выявленные в результате подводных исторических исследований в озере Иссык-Куль и наглядно характеризующие богатейшее историческое наследие региона.

Источниковедение, сохранение историко-культурного наследия, подводная археология, экспедиционная практика.

43
44

Министр Обороны РФ С. Б. Иванов с визитом в подводно-археологической экспедиции КРСУ, 2004 год.

Современная система высшего гуманитарного образования требует привлечение широкого перечня дисциплин, в том числе, таких как источниковедение, музееведение, культурология и т. д. И в этом контексте, музеи как центры, с постоянно пополняемыми фондами играют все более существенную роль при вводе в оборот нового проанализированного научного материала. В современной профессиональной библиографии наряду с архивными и археологическими данными вводится ресурс музейно — информационных источников, отождествляемых с объектами зрительного восприятия. Составление, создание данной базы все чаще берут на себя музеи Университетов, призванные вести деятельность, нацеленную на повышение воспитательного и образовательного уровня студентов. Эти музеи выполняют задачи центров, аккумулирующих памятники историографии, являются достоверной базой данных для сохранения и передачи последующим поколениям исследователей. В качестве примера мы рассматриваем деятельность музейного комплекса Кыргызско — российского славянского университета имени Б. Н. Ельцина в Бишкеке. Университет был создан в 1993 году для удовлетворения образовательных и культурных потребностей российских соотечественников, проживающих в среднеазиатском регионе. На сегодняшний день КРСУ — один из ведущих вузов республики, находящийся в статусе двойного государственного подчинения и осуществляющий свою деятельность по образовательным стандартам России.

Бронзовые ритуальные котлы. Авторы находок:археолог С. С. Лукашова и археолог В. Н. Кирик.

На базе университета и был создан музей, которому отводилась роль «третьей» силы после образования и науки в ранге влияния на университетскую жизнь, по сложившемуся в Советское время распределению: Музей — носитель вузовских традиций, научно — педагогических школ и анклав механизмов социокультурной ориентации молодежи. Решение первого Президента Республики Киргизии доктора физико-математических наук Аскара Акаевича Акаева предопределило место музею Кыргызско — российского славянского университета как культурного центра в научно — педагогическом учреждении.

Базой музейной информационной системы стали фонды подводной археологической экспедиции Университета, сформированные по результатам работ исследователей в акватории озера Иссык — Куль. С середины XIX века в научный оборот регулярно вводятся памятники истории и культуры, поднятые со дна озера. Благодаря интереснейшему с точки зрения развития человеческой эволюции месторасположению, сохранившимся письменным источникам и энтузиазму местных ученых — раскопки на Иссык — Куле являются одними из самых популярных и значимых в отечественной школе подводной археологии [1. С.62; 7. С.29-33; 83-85].

Более полуторовековая история исследований дна озера ознаменовалась в начале XXI века целым рядом уникальных археологических находок, осуществленных силами аквалангистов Конфедерации подводной деятельности России [3. С.29-34]. Иссык — Кульская подводно — археологическая экспедиция под общим руководБронзовый кувшин эпохи Караханидов (Х-Х11 вв). Подводный археолог Александр Березин

ством академика В. М. Плоских — прекрасный пример научной преемственности и продуктивного международного сотрудничества.

На сегодняшний день основные фонды музея насчитывают уже более двух тысяч единиц хранения: это предметы быта, посуда, предметы украшения различных эпох. Прекрасная сохранность образцов скифского оружия: акинаки, боевые топорики; сакские бронзовые котлы, железная конская упряжь, стилизованная под фигурки зверей; изящные предметы культа, оформленные в художественный орнамент зооморфного характера из гуннского могильника. Огромное количество фрагментарной и целой керамики, вплоть до эпохи медиевистики; нумизматические коллекции из обнаруженных кладов. Так как Иссык — Куль находился на маршруте Великого Шелкового пути, то и находки со дна озера и его берегов, говорят об активной торговле, об обмене предметами культа, культуры, и в целом о степени развития производства в различных странах и регионах, сообщающихся посред-ствам Шелкового пути. Прикасаясь к подобным кладовым, невольно разделяешь точку зрения современных антропологов, считающих, что человека облагородил далеко не труд, а искусство. Труд служил лишь для физического пропитания, а не духовного.

Золотой слиток и золотая серьга. Автор находок — археолог Н. В. Лукашов.

Результаты исследований ученых университета были столь впечатляющими, что Американское Географическое общество в лице института «WAITT» подписало договор о сотрудничестве, и после проведения совместных изысканий, американская сторона по программе некоммерческого партнерства через свое посольство в Кыргызстане профинансировало оснащение музея по последнему слову техники. В залах музея были установлены антивандальные стеллажи, музей был обеспечен противопожарной сигнализацией, автоматической регулировкой влажности и температуры воздуха в помещениях, интерактивной системой управления каталогами и фондами. Деятельностью экспедиции заинтересовались кинодокументалисты из Японии, снявшие фильм о буднях археологов Кыргызстана.

Перед коллективом музея стоят несколько очень важных задач. Во-первых, апробация современных методик музейной педагогики, направленных на реализацию программ профориентации молодежи, в частности, абитуриентов. Во-вторых, адаптация в специальности студентов — первокурсников.

Отдельного внимания заслуживает комплекс мероприятий проводимых среди городских школьников, например организация в стенах музея занятий по истории и краеведению, те45

46

матических выставок, в соответствии со школьной программой. Музей является также центром волонтерской деятельности для всей молодежи Бишкека, желающей принять участие в общественно — социальных мероприятиях.

В 2004 году, КРСУ было присвоено имя Первого президента России Бориса Николаевича Ельцына, таким образом, университет в целом и музей в частности получил влиятельного спонсора — Фонд Б. Н. Ельцина из Екатеринбурга. В последние годы ведутся переговоры о создании на базе музея филиала Русского Географического Общества [5. С.80].

В 2005 году в музее КРСУ прошла Международная научно — практическая конференция по истории древнего мира «Мы родом из одного этноса». В ней приняли участие специалисты из бывших союзных республик, а также ученые из Китая и Монголии.

В 2011 году музей при поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ инициировал проведение летней школы молодых ученых — археологов «Исследования памятников кочевых цивилизаций на территории микрозоны Иссык — Куль-ской котловины». 36 специалистов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана и Украины в течение полевого сезона знакомились с практическими наработками принимающей стороны, обменивались опытом, обсуждали перспективные планы. Общий итог проведения летней школы вылился в принятие решения на государственном уровне о создании на озере международной археологической миссии [2. С.128].

Сотрудники КРСУ во главе с директором университетского музейного комплекса В. В. Плоских работают над проектом создания на Иссык — Куле подводного парка. За основу предложено организовать в акватории, защищенной от заиливания и течений, реконструкцию ран-несредневекового поселения на площади порядка 100 кв.м., с полным комплексом архитектурного соответствия: жилище человека, скотный двор, хозяйственные постройки.

Постоянно пополняемые музейные фонды подтолкнули руководство университета к созданию на его базе исследовательской лаборатории, где обнаруженные, собранные в течение полевого сезона артефакты проходят первичную обработку с целью установления их датировки. Особого места заслуживает деятельность сотрудников музея по консервации археологического материала. Предметы, особенно деревянные, долгое время находившиеся в воде, попадая под воздействие кислорода очень быстро подвергаются разрушению. Для предотвращения данных процессов археологами повсеместно применяется раствор ПЭГ (Полиэтиленгли-коль, структурная формула НО- (СН2-СН2-0) П-Н). До появления полимера, использовались более примитивные рецепты на основе природных компонентов: канифоль, натуральные масла и т. п.

Вовлекая студентов в экспедиционную практическую деятельность, проводя широкую общественную работу по популяризации сохранения объектов культурного, археологического и этнографического характера, сотрудники музея значительно расширили сферу своей деятельности, добившись собственной финансовой устойчивости и участию в смелых и перспективных научных проектах.

Список литературы

1. Березин А. А. Изучение памятников подводного культурного наследия в дореволюционной России // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета — 2016. — №9. — С.59-66
2. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2002. 143 с.
3. Мокрынин В. П. Иссык-Куль: затонувшие города. Фрунзе: АН КиргССР. 1988. 76 с.
4. Плоских В. В. История и проблемы исследования затонувших памятников Иссык — Куля: дис. канд.ист.наук: 07.00.02/Плоских Василий Владимирович — Бишкек — 2012. — С. 326.
5. Плоских В. М. По следам затонувших памятников Иссык-Куля // Вестник КРСУ им. Б. Н. Ельцина — 2013. — № 8. — С. 79-89
6. Прапор С. С., Прапор В. С. Итоги подводной археологической экспедиции на озере Иссык — Куль в 1985-2006 годах // Подводное культурное наследие...: сб.науч.тр. — Новгород. 2007. — С. 29-34
7. Окороков А. В. История отечественной подводной археологии. М., 2008. — С.29-33; 83-85.

ROSPECTS FOR THE STUDY OF UNDERWATER CULTURAL HERITAGE EXEMPLIFIED BY THE KYRGYZ — RUSSIAN SLAVIC UNIVERSITY NAMED AFTER B. N. YELTSIN

Berezin Alexander Alekseevich,

Post-Graduate Department of the National History of the Department of History and International Relations Ivan Petrovsky Bryansk State University, 241036, Bryansk, Bezhitskaya str., 14 berezin-79@yandex.ru

Abstract

The article considers the development and functioning of the Museum of the Kyrgyz — Russian Slavic University named after B. N. Yeltsin in Bishkek as an independent cultural and educational institution. The policy of formation of funds and exhibition design is analyzed, the most interesting exhibits of the permanent exhibition, identified as a result of underwater historical research in the Issyk-Kul lake and clearly characterizing the rich historical heritage of the region, are highlighted.

Museology in universities, preservation of historical and cultural heritage, underwater archaeology, expeditionary practices.

47
Источниковедение сохранение историко-культурного наследия подводная археология экспедиционная практика. museology in universities preservation of historical and cultural heritage underwater ar- chaeology expeditionary practices.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты