Спросить
Войти

Архивные материалы В. Ф. Одоевского: общий обзор. Ф. 210 и 380 РГБ

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

Шевцова Ольга Борисовна, канд. искусствоведения, ст. препод. кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 shvts@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2107-9331

2018. Вып. 31. С. 126-135

Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Общий обзор. Ф. 210 и 380 РГБ

О. Б. Шевцова

Аннотация: Статья посвящена архивным материалам князя В. Ф. Одоевского, русского музыканта-теоретика, автора первых статей по теории знаменного распева. Автор рассказывает об истории формирования архивов В. Ф. Одоевского и местах их хранения, о его библиотеке, собрании церковно-певческих книг и музыкально-теоретических руководств, а также о его рукописном и эпистолярном наследии, более подробно останавливаясь на материалах, находящихся в РГБ.

Князь В. Ф. Одоевский (1804—1869) — один из известнейших людей своего времени, разносторонняя, талантливая личность — писатель, музыковед, композитор, фольклорист, публицист. Круг его интересов был необычайно широк — философия, физика, математика, химия, другие отрасли знания, иначе говоря, Одоевский явился одним из последних представителей эпохи энциклопедизма. Помимо этого, огромное значение для него имели изучение древнерусского певческого искусства и общественная деятельность, связанная с его популяризацией1. В. Ф. Одоевский — автор первых статей по теории церковного пения2, без которой, по его мнению, не могло наступить возрождение русской духовной музыки3. Его деятельность в этом направлении оказала большое влияние на современников, в первую очередь на прот. Димитрия Васильевича Разумовского.

Однако оценить в полной мере масштабы его трудов в области церковного пения удалось не сразу. Прежде всего это связано с тем, что очень долгое время по разным причинам была затруднена возможность свободного изучения архивов князя. По завещанию вдовы Одоевского, переданные ею в Консерваторию и

1 Одоевским был осуществлен ряд очень важных проектов, в их числе открытие кафедры истории и теории церковного пения в Московской консерватории, создание Общества древнерусского искусства, новое издание певческих книг, издание переложений Н. М. Потулова, участие в комиссии по церковному пению. Благодаря обширному кругу знакомств Одоевскому удалось привлечь внимание многих современников к проблемам церковного пения.
2 В 1868 г. увидел свет его учебник — «Музыкальная грамота для не-музыкантов».
3 Одоевский в числе первых начал говорить о необходимости возвращения к традициям в церковно-певческом искусстве. Он считал, что в церкви должны звучать древние уставные распевы, гармонизованные по правилам, созвучным национально своеобразному русскому церковному пению.

Московский Публичный и Румянцевский музей (ныне РГБ), нотные и рукописные материалы могли стать доступными только через 50 лет после смерти князя, то есть в 1919 г.4 Естественно, что в годы Гражданской войны о них забыли, а впоследствии любое обращение к материалам по церковному пению было опасным. В советское время наследие Одоевского неоднократно привлекало интерес музыковедов5, но не все работы были изданы6. Публикация по понятным причинам коснулась лишь тех работ, в которых вопросы теории церковного пения затрагивались косвенно или в связи с народной песней7. Вышло некоторое количество книг, в которых рассматривались факты биографии князя Одоевского и давалась общая характеристика его разносторонней деятельности, в том числе и музыкальной8. В 1990-е гг. начинается более пристальное изучение наследия князя в области церковной музыки9.

Наконец, в 2000-е г. М. П. Рахмановой был издан третий том серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» (2002)10 и дневник князя (2005)11.

Автором данной статьи в его исследованиях руководило желание более подробно разобраться во взглядах В. Ф. Одоевского на теорию и историю церковного пения12. Нами был найден и опубликован его труд «Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении»13. Он долгое время считался утерянным, его отрыв4 Возможно, это было одной из причин, по которой заслуги Одоевского были недооценены уже поколением прот. В. М. Металлова. Он пишет об Одоевском лишь как собирателе материалов для изучения истории богослужебного пения, подчеркивая главенствующую роль прот. Д. В. Разумовского и его труда «Церковное пение в России» (1867—1869).

5 В 1935 г. был издан дневник за 1859—1869 гг., в 1956 г. — «Музыкально-литературное наследие» под редакцией Г. Б. Бернандта, отдельной брошюрой в 1953 г. изданы статьи Одоевского о Глинке.
6 Например, диссертация Б. Б. Грановского, работа Б. С. Яголима о библиотеке Одоевского, статьи А. С. Ляпуновой и подготовленный ею к изданию дневник князя.
7 Исключением являются статья «Азбука нотная» и письма к Кашперову и Сахарову.
8 Отметим работу Е. Г. Мещериной «В. Ф. Одоевский в музыкальной культуре России XIX века» (М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2001), в которой есть глава о занятиях Одоевского церковным пением.
9 Вопросы гармонизации знаменного распева рассматриваются в работах: Гуляниц-кая Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М.: РАМ им. Гнесиных, 1995; Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX—XX веков: Дис. ... канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996.
10 Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861—1918). М.: Языки славянской культуры, 2002.
11 Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. Дневник охватывает период 1860-х, на которые пришлись наиболее интенсивные труды князя в области церковного пения, поэтому имеет огромную ценность.
12 Автором данной статьи была защищена диссертация на тему «Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции» (2012), в которой предпринята попытка систематизации архивных материалов и изданных работ князя, а также опубликован ряд статей о роли Одоевского в изучении теории и истории церковного пения.
13 Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о

ки находили в разных архивах. Опубликованный вариант, наиболее полный и законченный, хранился в фонде прот. Д. В. Разумовского вместе с материалами других лиц. Атрибутировать его удалось благодаря сравнению с другими отрывками из архива ГЦММК им. Глинки.

На сегодняшний момент можно с определенной долей уверенности говорить о том, что большинство законченных работ В. Ф. Одоевского опубликованы. «Под спудом» лежит огромное количество разных черновиков и отрывков; некоторые из них представляют собой разные варианты одних и тех же трудов, но все они очень ценны и интересны, так как позволяют проследить особенности «рабочего процесса» князя, новые научные методы, использованные им при изучении рукописных источников, и уточнить многие положения, высказанные в опубликованных статьях14.

Попробуем проследить историю формирования основных фондов В. Ф. Одоевского.

После смерти князя рукописи и собранные им книги достались его жене — О. С. Одоевской. В конце марта 1869 г. она передала большую часть нот и музыкальных трактатов, а также музыкальных инструментов15 Московской консерватории. В 1912 г. при МГК был открыт Музей им. Н. Г. Рубинштейна (с 1943 г. — ГЦММК). Часть материалов фонда Одоевского оказались в ГЦММК16. Сейчас там находится 841 единица хранения (по русскому церковному пению — 157 и западному — 40). В МГК осталась лишь часть его нот и книг17.

Около 6 тыс. томов, значительная часть собранной Одоевским библиотеки, были переданы его вдовой в дар Московскому Публичному и Румянцевскому музею (МПРМ, ныне РГБ)18. Они разнообразны по содержанию — философ-

нашем древнем песнопении / О. Б. Шевцова, публ. и коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. № 1(3). С. 121—153.

14 К ним относятся, например, «Опыт объяснения некоторых технических терминов столбового пения» (ГЦММК. Ф. 73. № 259), «Об образовании ладов» (Там же. № 263), «Учение о наисовершеннейшей гармонии из Альбрехтсбергера в применении к русским напевам» (Там же. № 163), опубликованные в приложении к указанной диссертации: Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции.
15 Некоторые музыкальные инструменты были изобретением самого Одоевского, например энгармоническое фортепиано. Также были переданы орган «Себастианон», коллекция китайских инструментов, гусли, эолова арфа, сирена Каньяр-Латура, резонаторы, звучащий цилиндр, «звукосниматель» и монохорд. Монохорд, или гармонический канон, или гармоника, представлял собой струну, натянутую на деку с делениями и подставкой, позволяющей менять длину струны. Одоевский, как и древнегреческие ученые, использовал его для своих опытов со звуком. Особенный интерес представляет собой энгармоническое фортепиано, у которого разные клавиши для диезов и бемолей.
16 Его описал Б. Б. Грановский.
17 Например прелюдии и фуги Альбрехтсбергера, «Руководство к изучению гармонии» И. Гунке, «Теория музыки» Гесса де Кальве, «Практическое руководство к сочинению музыки» А. Фукса, «Звук. О колебаниях тел. О распространении звука. О музыкальных тонах и их отношениях между собою» Циммермана, «Калики перехожие» П. А. Бессонова, работы прот. Д. В. Разумовского, И. П. Сахарова, В. П. Ундольского и др.
18 Вдова В. Ф. Одоевского, О. С. Одоевская, так писала в сопроводительном письме: «...я приношу всю библиотеку, оставшуюся после моего мужа (кроме одной ее части), безвозмездно в дар Московскому Публичному Музеуму от имени покойного князя Владимира Феские, естественнонаучные, медицинские труды (в частности, по психиатрии и гигиене), исторические, богословские. В типологическом отношении они также очень разные — от научных трудов до практических руководств по сельскому хозяйству, по варке клея, кладке печных труб и починке церковных крестов. Большая часть книг на русском языке, но есть и на французском19. Одоевский имел обыкновение вклеивать листы для записи разного рода замечаний на русском и французском, а кроме того, делал пометки на полях и между строчек, нередко на переплете, обложках или форзацах. Иногда встречаются развернутые философские комментарии20. Между страницами книг попадаются письма к Одоевскому, нотные строчки, бланки, записки, листки с библиографическими данными книг, засушенные цветы, лекарственные растения и даже перья любимого попугая.

Древнерусские певческие книги, собранные Одоевским, хранятся в РГБ, в фонде 210.

Разбором очень значительного по объему рукописного наследия, включающего в себя около 1600 писем, разнообразные заметки, статьи и ноты, сначала занимался близкий друг Одоевского — С. А. Соболевский21, а затем А. И. Коше-лев, который посвятил этому 14 лет, но так и не успел закончить работу в связи с кончиной. В 1883 г. неразобранные рукописи перешли к племяннице князя — А. С. Перфильевой, которая передала оставшиеся материалы, в основном литературные, в дар Публичной библиотеке (ныне РНБ)22.

Таким образом, в настоящий момент его наследие рассеяно по разным хранилищам, в числе которых Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Российский национальный музей музыки (Музей музыки) (ранее — ГЦММК), Институт Русской литературы (ИРЛИ РАН)23. Отдельные материалы В. Ф. Одоевского хранятся в наше время также в Архиве Российской Академии наук, в Санкт-Петербургском институте истории РАН, в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея,

доровича. Мне остается только покорнейше просить о том, чтобы библиотека была помещена в здании Музеума в виде отдельного собрания под именем князя В. Ф. Одоевского» (цит. по: Каталог библиотеки В. Ф. Одоевского. М.: ГБЛ, 1987).

19 В целостном виде библиотека не сохранилась, на нее не было единого каталога. Поэтому в XX в. исследователи столкнулись с большими трудностями при определении ее границ и объема. К началу 1990-х гг. были выявлены около 4500 тыс. книг, около 1400 были признаны утерянными.
20 Точно так же работал Одоевский и с древнерусскими певческими рукописями. Подробнее см.: Шевцова О. Б. Князь В. Ф. Одоевский как исследователь древнерусского церковно-певческого искусства // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. № 1 (3). С. 44-68.
21 Он объединил бумаги в 110 переплетов.
22 В РНБ остались материалы, относящиеся к Петербургскому периоду жизни Одоевского, в частности письма И. П. Сахарова и П. И Кеппена.
23 Всего около 70 ед. хр. (в том числе письма к разным лицам, например к великой княгине Елене Павловне и ответы от нее, сочинения Одоевского времен обучения в Благородном пансионе). По теории церковного пения только одна единица хранения (копия рисунка из рукописи по византийской теории музыки, привезенной архимандритом Порфирием Успенским из его путешествия по Востоку).

театральном музее им. А. А. Бахрушина, в Центральном государственном архиве литературы и искусства.

Наследие Одоевского, хранящееся в Российской государственной библиотеке, находится в основном в фондах № 210 и 380. В 1950-х гг. их описью занимался И. М. Кудрявцев24. Отдельные заметки и письма есть в других фондах РГБ25.

Фонд 210, в котором находятся собранные В. Ф. Одоевским древние рукописи, невелик по объему (38 ед. хр.), но его значение очень велико для современных исследователей. История его собирания началась в 1846 г., когда Одоевский был назначен помощником директора Румянцевского музея в Петербурге, что дало ему доступ к древним рукописям. Впоследствии Одоевский писал: «Я обратился к рукописям, которых огромный запас представили мне Румянцевский музеум и Императорская публичная библиотека»26. В это же время Одоевский приобрел первые экземпляры древних рукописей. Об этом свидетельствует, например, надпись на певческой Азбуке: «Куплена у купца Овчинникова за 5 руб. серебром. 1858» (Ф. 210. Ед. хр. 2). После переезда в Москву, князь продолжил работу по собиранию рукописей. Дневник за 1862-1869 гг. содержит многочисленные упоминания об этом, например от 7 мая 1863 г.: «С Бессоновым в книжной лавке Большакова ради нотных рукописей, — но отца Большакова не было, он болен. Купил несколько рукописей, впрочем не важных за 20 р. Две сын Большакова дал мне на просмотр»27. А 24 мая 1863 г.: «Просмотрел купленную мною у Большакова книгу, глаголему кокизы»28.

В коллекции представлены почти все виды певческих рукописей и теоретических руководств, кроме образцов кондакарной и экфонетической нотаций. Это Азбуки нотные (в том числе «Ключ» Тихона Макарьевского и «Мусикий-ская грамматика» Николая Дилецкого) (5 ед. хр.), Сборники песнопений на крюковых нотах (в том числе три двузнаменных сборника — два Ирмология и Октоих) (14 ед. хр.), Сборники песнопений на линейных нотах (одноголосные, многоголосные, греческая рукопись и рукописи без нот — духовные стихи и др.) (11 ед. хр.), прочие материалы (разнообразные по составу, в том числе очень интересный Альбом по истории русского пения и нотописания, ед. хр. 3129) (8 ед. хр.).

24 См.: Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания / И. М. Кудрявцев, ред. М., 1960.
25 В фондах П. А. Бессонова, Булгаковых, Веневитиновых, Музейном, Самариных, С. М. Соловьева, Н. С. Тихонравова, А. А. Фета, Черкасских.
26 Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3. С. 53.
27 Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. С. 94.
28 Там же. С. 96.
29 Фактически это первая хрестоматия по истории и теории древнерусского пения. В ее состав входят отрывки из Стихирарей, Кондакарей, Ирмолога, Обихода, «Ключа» Тихона Макарьевского; а также диссертации о крюках Казанской академии магистра Годяева, статьи прот. Д. В. Разумовского и митр. Евгения Болховитинова; Литургия Иоанна Златоустого — печатное издание 2-й четв. XIX в., «Простое пение божественной литургии Златоустого, изВ фонде 380 прот. Д. В. Разумовского хранятся в основном рукописные материалы В. Ф. Одоевского. Возможно, они были посланы прот. Димитрию самим Одоевским, так как они постоянно обсуждали вопросы древнерусского певческого искусства30. Картон 15 под № 9 содержит 16 писем Одоевского к прот. Д. В. Разумовскому31. Картон № 10 — две единицы хранения (№ 1 и 7) по так называемому Делу о церковном пении (опубликованы М. П. Рахмановой32).

Картон № 16 — 18 единиц хранения, в том числе черновики изданных при жизни Одоевского статей и брошюр («Музыкальная грамота для немузыкантов»33, «Различие между ладами и гласами»34, «Заметка о пении в приходских церквах»35, «Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения»36, «К делу о церковном пении»37). Также там находятся статьи, оставшиеся в черновиках и изданные уже после смерти князя. В их числе три музыкальных беседы В. Ф. Одоевского (первая была опубликована Г. Б. Бер-нандтом38), статьи «Музыкальная азбука», «Фуга», «Какая польза от музыки» (опубликованы Г. Б. Бернандтом39), «Предметы, предназначенные к обсуждению» (относится к материалам по «Делу о церковном пении», опубликовано М. П. Рахмановой40). Также там хранятся неопубликованные черновики, статьи и заметки, например письмо к А. Ф. Львову по поводу его сочинения «О свободном или несимметричном ритме», статья «Орган» (1850), ряд документов по «Делу о церковном пении» (по введению в народных школах обучения церковному пению, проекту издания нотных материалов). Кроме того, там же находятся выписки Одоевского из музыкально-теоретических руководств — «Учения о

древле по единому преданию употребляемое при высочайшем Дворе. 1815 год» и др. Подробнее см.: Шевцова. Князь В. Ф. Одоевский...

30 Одоевский и Разумовский тесно общались в московский период жизни князя с 1862 по 1869 г. и, как становится известным из дневника Одоевского, часто обсуждали вопросы, связанные с историей и теорией русского церковного пения, обменивались книгами и древними рукописями. Прот. Димитрий советовался с князем по поводу своих готовящихся к печати статей, и Одоевский даже корректировал их. Об этом свидетельствуют некоторые записи в дневнике князя, например от 14 августа 1866 г.: «Работал над лекциями Разумовского» (Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. С. 171). Именно благодаря стараниям Одоевского прот. Димитрий Разумовский был назначен преподавателем кафедры истории и теории церковного пения в Московской консерватории, причем князь оказал ему большую помощь в подготовке к лекциям.
31 Опубликованы М. П. Рахмановой в уже упоминавшемся издании: Князь Владимир Одоевский... С. 430-453.
32 Князь Владимир Одоевский... С. 410-415.
33 Музыкальная грамота для не-музыкантов. М.: Книгопечатня П. Бахметева, 1868.
34 Различие между ладами (tonarten, tons) и гласами (kirchen-tonarten, tons d&eglise) // Труды I Археологического съезда в Москве 1869. СПб., 1870. С. 481-484.
35 Заметка о пении в приходских церквах // День. 1864. № 4.
36 Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды I Археологического съезда в Москве 1869. С. 476-478.
37 К делу о церковном пении // Домашняя беседа. 1866. № 27-28.
38 Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Г. Б. Бернандт, ред. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. С. 465-468.
39 Он же. Музыкально-литературное наследие. С. 455-456, 459-464, 468-481.
40 Князь Владимир Одоевский... С. 401-403.

наисовершеннейшей гармонии» Альбрехтсбергера и «Сказания о пометках, еже пишутся в пении над знаменем» Ивана Акимовича Шайдурова.

Картон № 17 (14 единиц хранения) — это различные нотные материалы. Единицы хранения № 1—6 — в основном переложения для фортепиано, опубликованные и неопубликованные. В их числе «Народная песня о царице Евдокии, первой супруги Петра I» (два варианта переложения для фортепиано в четыре руки, и оттиск статьи о песне41); песня «Прощай девки, прощай бабы» (запись отрывков песни с примечаниями Одоевского42 и переложение для фортепиано); запись гимна «Боже, царя храни» на два голоса с примечаниями; музыкальная пьеса «Запрещенные квинты»; Fuga in ut-minor для фортепиано в четыре руки; опубликованный вариант и два черновика «Двухорной песни» для фортепиано в четыре руки43.

Также в папке № 17 находятся гармонизации В. Ф. Одоевского44 и других лиц, в частности Д. В. Разумовского № 8 («Снедию изведе» и «Всемирную славу» с пометами Одоевского) и Н. М. Потулова № 9б («Побеждаются естества уставы»). № 11 «Стихиры в день Воздвижения Честнаго Креста» и № 14 «Нотные записи четырехголосные» написаны рукой Одоевского. В остальных есть его пометы: это № 9 («Побеждаются естества уставы»)45, № 10 «Роди вси блажим Тя», № 12 «Переложение для шестиголосного хора». В материалах под № 9в и 10 есть надпись, сделанная рукою Д. В. Разумовского, — «Князя Одоевского В. Ф.». Под № 13 находится свод разных редакций46 «Покаяния отверзи ми двери» по пяти рукописям47. Под № 7 и 14 находятся работы Одоевского, относящиеся к его занятиям теорией древнерусского пения, в частности изучению гласов. № 14 — «Нотные записи четырехголосные» с пометкой «Глас IV». № 7 — «Попевки гла-сов из рукописи Тихона Макарьевского» — в сущности, попытка составления словаря попевок48.

Помимо перечисленных материалов, в картоне 21 под № 20 находится сборник русских песен — «Напевы русских песен, записанные князем В. Ф. Одоев41 Русский архив. 1863. Вып. 2.

42 Опубликовано в: В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. С. 482.
43 «Двухорная песня» для фортепиано в четыре руки / Издание Я. О. Орла. М., 1869.
44 Некоторые из гармонизаций Одоевского рассмотрены Н. Ю. Плотниковой в указанной диссертации. Также см.: Плотникова Н. Ю. К проблеме гармонизации церковных роспевов в русской музыкальной теории 60-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского / Ю. Н. Холопов, ред.-сост. М., 1993. Сб. 4. С. 28-33.
45 Возможно, именно о варианте 9в говорится в дневниковой записи Одоевского от 4 августа 1864 г.: «Переложил для священника Покровской церкви 9-ю песнь 1-го гласа ирмоло-гия» (Князь Владимир Одоевский... С. 122).
46 В Дневнике Одоевского есть записи о его работе над сводом различных напевов, например 16 июля 1864 г.: «Работал в Лаврской библиотеке, свел одни и те же напевы разных веков».
47 «Из безлинейной нотной книги времен Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», «Из другой безлинейной книги той же эпохи», «Из линейной книги времен Анны Иоанновны», «Печатный пространный Обиход 1808 года», «Печатный сокращенный обиход 1856 года».
48 Подробнее см.: Шевцова О. Б. Князь В. Ф. Одоевский: наука о церковном пении // Музыковедение. 2012. № 1. С. 44.

ским» — корректура с правкой и пояснительными надписями А. Е. Викторова и Д. В. Разумовского, часть текста рукою В. Н. Кашперова49.

И наконец, в материалах к научным работам Д. В. Разумовского, в папке 8 под № 6 в сборнике «Списки и выписки из рукописных и печатных источников ХУП-ХГХ вв. о духовной музыке и церковном пении в России — о певчих дьяках, о певческих хорах, о Придворной певческой капелле»50 находится главный труд Одоевского «Древнее русское песнопение», о котором уже говорилось выше.

Мы сделали достаточно общий обзор рукописного наследия В. Ф. Одоевского. Более подробный разбор отдельных рукописей, хранящихся в РГБ и других хранилищах, мы надеемся сделать в отдельной статье. На наш взгляд, дальнейшее исследование архивов В. Ф. Одоевского является не только данью памяти замечательному человеку и ученому, но и важно для уточнения многих фактов истории становления русской музыкальной медиевистики.

Список литературы

Б. Б. Грановский. Д. В. Разумовский: Краткий очерк жизни и деятельности. Материалы

архива // Каталог библиотеки В. Ф. Одоевского. М.: ГБЛ, 1987. С. 23—35. Каталог библиотеки В. Ф. Одоевского. М.: ГБЛ, 1987.

Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Г. Б. Бернандт, ред. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении // Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 3. С. 50—61. Одоевский В. Ф. Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении / О. Б. Шевцова, публ., ком-мент. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. № 1 (3). С. 121-153. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918). М.: Языки славянской культуры, 2002.

Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания /

И. М. Кудрявцев, ред. М., 1960. Шевцова О. Б. Князь В. Ф. Одоевский как исследователь древнерусского церковно-певческого искусства // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. № 1 (3). С. 44-68. Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: Дис. ... канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012.

49 Опубликовано в: Вестник общества древнерусского искусства. М., 1876. № 11-12. С. 127-131.
50 В книгу переписано много материалов из сборника, переданного Разумовскому В. В. Стасовым в марте 1866 г. Сам переданный сборник находится также в фонде 380 (п. 20, № 14) под тем же названием.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

2018. Vol. 31. P. 126-135

Shevtsova Olga, Candidate of Sciences in Art Criticism, Senior Lecturer, Department of History and Theory of Music, St. Tikhon&s Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov Pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation shvts@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2107-9331

Archival Materials of V. F. Odoevsky: General Overview

O. Shevtsova

Abstract: The article is devoted to archival materials of Prince V. F. Odoevsky, the Russian theorist of music, author of the pioneer articles on the theory of Znamenny Chant. The article deals with the history ofV. F. Odoevsky&s archives and their locations, the collection of church-singing books and handbooks of the theory of music, as well as his manuscript and epistolar legacy; particular attention is paid to materials kept at the Russian State Library.

Bernandt G. (ed.) (1956) Odoevskii V. F. Muzykal&no-literaturnoe nasledie [Odoevsky. Musical and Literary Legacy]. Moscow (in Russian).

Granovskii B. B. (1987) "D. V. Razumovskii: Kratkii ocherk zhizni i deiatel&nosti. Materialy arkhiva" ["D. V. Razumovskii: Brief Outline of Life and Work. Archival Materials"], in Katalog biblioteki V. F. Odoevskogo. Moscow, pp. 23—35 (in Russian).

Katalog biblioteki V. F. Odoevskogo (1987) [Catalogue of V. F. Odoevsky&s Library]. Moscow (in Russian).

Kniaz Vladimir Odoevskii. Dnevnik. Perepiska. Materialy (2005) [Prince Vladimir Odoevsky. Diary. Letters. Materials]. Moscow (in Russian).

Kudriavtsev I. M. (ed.) (1960) Sobraniia D. V. Razumovskogo i V. F. Odoevskogo. Arkhiv D. V. Razumovskogo. Opisaniia [Collections of D. V. Razumovsky and V. F. Odoevsky. Archive of D. V. Razumovsky. Desriptions]. Moscow (in Russian).

Odoevskii V. F. (2002) "K voprosu o drevnerusskom pesnopenii"["On the Problem of Old Russian Chants"], in Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian Spiritual Music in Documents and Materials], vol. 3. Moscow, pp. 50—61 (in Russian).

Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 3: Tserkovnoepenie poreformennoi Rossii v osmyslenii sovremennikov (1861—1918) (2002) [Russian Spiritual Music in Documents and Materials. Vol. 3: Church Singing of Post-Reform Russia in Interpretation of Contemporaries (1861-1918)]. Moscow (in Russian).

Shevtsova O. (ed.) (2008) "Odoevskii V. F. Drevnerusskoe pesnopenie. Opyt rukovodstva k izucheniiu osnovnykh zakonov melodii i garmonii dlia ne-muzykantov, prisposoblennogo

References

v osobennosti k razrabotke rukopisei o nashem drevnem pesnopenii" ["Odoevsky V. F. Old Russian Chants. An Attempt at Guidelines for Study of Main Regularities of Melody and Harmony for Non-Musicians, Designed Particularly for Dealing with Manuscripts on Our Ancient Chants"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V. Muzykalnoe iskusstvo khristianskogo mira. 2008, vol. 1 (3), pp. 121—153 (in Russian).

Shevtsova O. B. (2008) "Kniaz& V. F. Odoevskii kak issledovatel& drevnerusskogo tserkovno-pevcheskogo iskusstva" ["Prince V. F. Odoevsky as an Explorer of Old Russian Art of Church Singing"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2008, vol. 1 (3), pp. 44—68 (in Russian).

АРХИВЫ В. Ф. ОДОЕВСКОГО ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ТЕОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ archives of v. f. odoevsky church music theory of church music
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты