Вестник ПСТГУ.
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Белоус Павел Владимирович, канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник Нефтеюганское городское муниципальное автономное учреждение культуры Историко-художественный музейный комплекс»
Российская Федерация, 628303, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, 10 мкр., 14 стр. ThinkerTGS@gmail.com
ОЯСГО: 0000-0003-0744-8759
К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИХОЖАН
в годы Первой мировой войны
НА ПРИМЕРЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ (по материалам Тобольской епархии)
П. В. Белоус
Аннотация: Первая мировая война привела к значительным изменениям не только в политической, экономической и военной сферах, но и в социально-религиозном сознании российского общества. В силу катализирующего влияния мирового конфликта на все стороны государственной, общественной и церковной жизни изменения претерпевали и мировоззренческие вопросы. Эти изменения рассматриваются в данной статье на примере Тобольской епархии. Предпринимается попытка анализа религиозной активности православных верующих в годы Первой мировой войны. Показателем религиозности является таинство Евхаристии, в силу своего центрального и определяющего значения в жизни христианина. Соответственно положительная либо отрицательная динамика причащающихся в конкретный исторический период является показателем усиления либо ослабления религиозной жизни как таковой, что могло привести к тем или иным событиям.
Цель исследования — изучение динамики религиозности верующих Тобольской епархии в 1914—1918 гг. на примере таинства Евхаристии. Основным источником исследования явились исповедные росписи церквей Тобольской епархии, данные которых позволили проследить ситуацию с причащением прихожан в храмах различных уездов — Курганского, Тюменского, Тобольского и Сургутского, а также служащих Тобольского губернского жандармского управления. Ситуация с причащением была крайне разнообразной — спад религиозной активности на одних приходах контрастировал с усилением религиозной жизни в других, что подтверждает известное мнение о поляризации и атомизации российского социума в начале XX в. и в годы Первой мировой войны.
Кризисные явления начала XX в., выразившиеся в том числе в отсутствии цельности мировоззрения, были значительно усилены начавшейся глобальной войной1. Мировая война 1914—1918 гг. сыграла значительную роль в изменении сознания русского народа. В то время как правительство не учитывало важность
и необходимость своего влияния на общественное мнение2, значительная часть общества, подстегнутая военными и революционными потрясениями, стала на другом уровне задавать вопросы о жизни и своем месте в обществе; ситуация усугублялась агитацией революционных партий, в том числе на фронте3.
Одновременно с происходившими в социальном сознании изменениями в архетипической основе мышления крестьян продолжали доминировать патриархальные отношения, религиозность и монархизм4. Однако нередко они выражались в формах, отличных от традиционных, — потрясения начала XX в. несомненно сказывались на самосознании людей. В то же время религиозное состояние общества обусловливало политические, экономические и иные события5.
Относительно исследования религиозности российского общества уместно будет рассмотреть вопрос о причащении мирян в годы Первой мировой войны. Формально около 100 млн человек в Российской империи являлись православными6. Православное население Тобольской губернии на 1914 г. насчитывало 1 147 639 человек.
В военное время для верующего человека свойственно усиление религиозной активности, христианином же не может называться человек, не приступающий к таинству Евхаристии7. Но данный евхаристический аспект зачастую остается за пределами исследования светских историков, что, вероятно, связано с общим невниманием светской науки к мистической (таинственной) стороне Церкви8.
В Российской империи причащение было обязательно один раз в год для всех православных граждан9. Являясь в определенной степени формальностью, указанная обязательность нередко приводила к тому, что часть населения причащалась исключительно для получения соответствующей справки. Для части православной общественности чтение обязательного «Правила ко Святому Причащению» либо не происходило, либо пассивно выслушивалось в храме. Другой проблемой являлась строгость подготовки ко Причащению, приводившая к тому, что некоторые христиане не причащались по несколько лет, ссылаясь на необходимость достойной подготовки.
После Февральской революции многие современники говорили о нивелировании значения таинств для большей части общества, воспринимающей их лишь как внешнюю форму религиозности, не имевшую большого значения10. Современники отмечали забвение и пренебрежение религиозными и нравственными идеалами11. При рассмотрении проповедей духовенства на всем протяжении военных действий 1914—1918 гг. наблюдается сконцентрированное внимание на потере осознания значения обрядов и участия в таинствах Церкви. Согласно проповедям, крестное знамение и другие внешние свидетельства религиозности считались проявлением отсталости и необразованности12, ханженства и старо-обрядчества13, явлениями устаревшими, «скучными» и ненужными14. В проповедях того времени звучала мысль, что русские люди нередко позволяли себе ироничное отношение к вере, в то время как представители других религиозных традиций отнюдь не допускали забвения собственных устоев. Хотя такое представление спорно (например, среди иудеев было немало социалистов-атеистов), все же оно было распространенным15.
Несомненно, указываемые духовенством проблемы имели место. Однако духовенству свойственно указывать на пороки и недостатки современного общества, несколько гипертрофируя масштабы проблемы.
В документах Тобольской духовной консистории зафиксировано множество рапортов, поданных благочинными, со списками лиц, не бывших у исповеди и Причастия более трех лет, от 3 до 8 лет16, иногда до 16 лет, без уважительной причины (например, военной службы)17. Поучительные статьи на эти темы печатались в «Епархиальных ведомостях»18. Речь идет о времени до Февральской революции, когда еще не произошла отмена обязательного причащения для лиц православного исповедания19. В январе—феврале 1915 г. благочинный 1-го округа Курганского уезда докладывал, что некоторые прихожане не были у причастия около 40 лет. Ответ консистории на рапорты благочинных был одинаково формален: «Приложить меры к увещеванию»20.
При этом на различных приходах ситуация могла отличаться существенно. Указывая на игнорирование прихожанами таинства Причащения, духовенство констатировало лишь известные им факты, не рисуя общей картины происходя-
щего, ввиду чего необходимо исследовать вопрос, изучив исповедные росписи ряда церквей и выведя из полученных данных определенную динамику. Рассматривая факты и цифры применительно к Тобольской епархии, ситуация оказывается не столь трагичной, сколь ее описывали современники21.
Примечательным будет рассмотрение процентного соотношения бывших и не бывших у Святого Причастия в дни Великого поста среди служащих Тобольского губернского жандармского управления. Так, в 1915 г. из 303 сотрудников жандармерии (включая членов семей) не приступили к таинству 16 человек (5,3%). В 1916 г. эта цифра увеличивается более чем вдвое — 36 из 289 (12,4%). Относительно 1917 г. подсчеты не проводились22. Интересно, что в довоенном 1913 г. из 198 служащих ведомства не причастились 22 человека (11,1 %)23, что подтверждает мнение, согласно которому в первый период войны (1914—1915 гг.) происходил религиозно-патриотический подъем24. Однако к концу 1915 г. религиозный всплеск начал угасать (см. таблицу 1, график 1).
Таблица 1
Динамика причащения сотрудников Тобольского губернского жандармского управления
Всего 198 303 289
Не причастились 22 16 36
В процентах 11,1% 5,3% 12,4%
Данные в таблице приведены с учетом количества не бывших у исповеди и причастия. В графиках представлены данные исходя из количества людей, приступивших к таинствам (см. график 1).
Таким образом, среди служащих жандармерии наблюдался определенный подъем в первый год войны с последующим спадом религиозности.
Говоря о приходах в городах Тобольской епархии, следует констатировать весьма разнообразную ситуацию. Значение имели не только осознание военного времени, но и активность священнослужителей того или иного прихода. В Христорождественской церкви г. Тобольска ситуация на протяжении военного конфликта характеризовалась постепенным спадом религиозной активности в 1914-1916 гг. 25 (табл. 2).
График 1. Динамика причащения среди сотрудников Тобольского губернского жандармского управления
Таблица 2
Динамика причащения среди прихожан Христорождественской церкви (г. Тобольск)
Всего 229 226 223 229 238 237 219
Из них не причащались 57 61 52 64 76 85 72
В % 24,9% 27% 23,3% 27,9% 31,9% 35,9% 32,9%
График с учетом количества причастившихся выглядит следующим образом:
^^"Всего ^^МИз них исповедались
График 2. Динамика причащения среди прихожан Христорождественской церкви (г. Тобольск)
За военные годы заметно стабильное уменьшение причастившихся прихожан в количественном отношении26. В процентном отношении в 1917 г. наблюдался небольшой подъем (на 3%). Причинами небольшого подъема, можно предположить, были переживание революционного времени, проходящие церковные реформы, а также деятельность нового Тобольского епископа Гермогена (Долганева).
В другом храме Тобольска, Богоявленской церкви, в предвоенное время наблюдался видимый рост религиозной активности27.
Таблица 3
Динамика причащения среди прихожан Богоявленской церкви (г. Тобольск)
Всего 357 363 359 362 361 346 305
Из них не причастились 185 160 141 196 152 125 91
В % 51,8% 44% 39,3% 54,1% 42,1% 36,1% 29,8%
График 3. Динамика причащения среди прихожан Богоявленской церкви (г. Тобольск)
Данные за 1914 г. неизвестны28. В 1915 г. произошло резкое уменьшение количества активных прихожан (на 14,8%), но с 1916 г. вновь наблюдался рост. На кривой графика 3 не столь заметно повышение количества причастившихся ввиду сокращения общей численности прихожан данного прихода. Между тем как в 1915—1918 гг. активность увеличилась с 45,9% в 1915 г. до 70,2% в 1918 г. Вероятно, на данном приходе военные события вкупе с предполагаемой работой настоятеля играли активизационную роль.
Общий график по г. Тобольску (по церквам, ведшим исповедные ведомости) выглядит следующим образом:
График 4. Общий график причащения в храмах г. Тобольска за 1911—1917 гг.29
Наблюдавшийся спад религиозной активности в 1914 г. наверняка был обусловлен, с одной стороны, происшедшей мобилизацией и уменьшением общего количества прихожан, с другой — происходившей трансформацией менталитета вследствие военного времени30. В 1915 и 1916 гг. наблюдался определенный рост; в революционном 1917 г. — закономерное уменьшение количества человек, приступающих к таинствам.
Среди других районов Тобольской епархии следует уделить внимание Березовскому уезду. На примере Обдорской Петропавловской церкви приведем следующие данные за 1913—1918 гг.31 Учет производился исходя из количества причастившихся на протяжении Великого поста текущего года (данные по общей численности прихожан в этих исповедных росписях не фиксировались).
Таблица 4
Динамика причащения в Обдорской Петропавловской церкви
Год 1913 1914 1915 1916 1917 1918
Количество причастников 169 120 56 103 126 139
Как видно из графика 5, в предвоенный 1913 г. и первые два годы войны количество бывших у причастия неуклонно снижалось. Но в 1916 г. их численность увеличилась в два раза32. Далее, вплоть до 1918 г., количество причастившихся хотя и не стремительно, но устойчиво возрастало.
График 5. Динамика причащения в Обдорской Петропавловской церкви
Примечательна ситуация на приходе в честь Михаила Архангела села Мужи Куноватской волости Березовского уезда33. Число причащающихся как в предвоенные, так и в военные годы стабильно росло. Количество людей, не бывших у исповеди и причастия в течение года, в 1911—1917 гг. в процентном отношении можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 5
Динамика причащения на приходе в честь Михаила Архангела
Всего, чел. 1937 1958 1944 1940 1952
Не были у исповеди, % 78,1% 76% 64,1% 66,5% 60%
В период с 1911 по 1917 г. количество причащающихся раз в год увеличилось с 21,9 до 40%. Данные цифры представляют общие сведения, без учета возраста и национальной принадлежности прихожан. В действительности в отчетах благочинных наблюдается определенная градация: «по малолетству», «по отлучкам и другим препятствиям», «по опущению» (по нерадению)34.
Следует принять во внимание, что часть населения территории, подведомственной священству прихода Архангела Михаила, составляли так называемые инородцы — коренные народы Западной Сибири. Без учета таковых выявляется положительная динамика как в предвоенные годы, так и в 1914—1917 гг.: количество причастившихся увеличилось с 52,3 до 76,1%.
Таблица 6
Учет причастившихся среди русского населения3
Всего, чел. 923 962 973 1060 961
Не были у исповеди чел. (%) 519 521 464 405 230
Таблица 7 Учет причастившихся среди коренного населения
Всего, чел. 1014 995 970 885 993
Не были у исповеди чел. (% ) 994 970 784 885 946
В 1914 г. резко возросло количество причастившихся коренных народов Сибири: с 25 человек в 1913 г. до 186 в 1914 г. Но уже во второй период войны, в 1916 г., цифра упала ровно до нуля, впрочем, повысившись до 47 человек в революционном 1917 г. Возможно, рост причащения среди инородцев был обусловлен их реакционным движением «Давай царя!»36, по-видимому сопровождавшимся определенным усилением патриотическо-монархических позиций, неотделимых от традиционного российского православия.
Инородцы, таким образом, повторили распространенную динамику роста духовно-патриотических настроений в 1914—1915 гг. и последующего их снижения в 1916—1917 гг. Впрочем, подъем в 1917 г. дал всего 4,2% причащающихся против 19,2% в 1914 г.
В среднем в 1914—1917 гг. ко причащению приступали около 8% инородцев против 62% среди славянского городского и сельского населения, что говорит о проблемах миссии среди коренных народов Западной Сибири (по крайней мере на территории Березовского уезда).
Данные о причащении инородцев и основного населения храма архангела Михаила представлены в графике 6.
Имея в виду мнение об обусловленности религиозной активности людей большей или меньшей удаленностью храма от места жительства, следует признать его несостоятельным, так как полная доступность храмов в г. Тобольске не привела к значимой положительной динамике. И напротив, удаленный от губернского центра Березовский уезд показывает увеличение приступающих к исповеди и причащению на различных приходах уезда.
Таблица 8
Сравнительная таблица бывших и не бывших у исповеди и причастия жителей с. Мужи Куноватской волости Березовского уезда (Михаиле-Архангельской Церкви)37
Городское и сельское население39 923 962 973 1055 961
Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были
Инородцы 1014 995 970 885 993
Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были
Всего 1937 1957 1944 1940 1954
Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были Были Не были
,8«Крестьяне, купцы, мещане, цеховые и прочие городские обыватели» (ГБУТО ГАв г. Тобольске. Ф. И 700. Оп. 1. Д. 42. Л. 66).
График 6. Сравнительные данные причастившихся славянского и коренного населения прихода в честь Архангела Михаила39
Рассмотрим данные по Белогорской Троицкой церкви с. Белогорское БереТаблица 9
зовского уезда в довоенные и военные годы40.
Динамика причащения в Белогорской Троицкой церкви
Всего 878 1020 1074
Из них не причастились 550 были 61 чел. 232 574
В % 62,6% 22,7% 53,4%
Прихожанам Троицкой церкви были свойственны резкие переходы от относительного религиозного безразличия к усилению активности. Впрочем, здесь следует отметить два фактора: 1) хронологический разрыв — более чем десятикратный рост исповедавшихся к 1917 г. в сравнении с 1914 г. был более плавным; 2) данные, выходящие за хронологические рамки настоящего исследования, не позволяют нам полностью принять их во внимание. Но в любом случае следует констатировать существенный рост причастившихся в военный период 1914— 1917 гг. (одновременно следует отметить снижение в 1918—1919 гг.).
График 7. Динамика причащения в Белогорской Троицкой церкви
Касаемо главного храма г. Березово, Березовского Воскресенского собора, данные доступны только для довоенных 1910—1911 гг.41 и 1917—1918 гг.42 В предвоенные 1910—1911 гг. наблюдалась тенденция на снижение количества причастников (с 33,3% в 1910 г. до 28,3% в 1911 г.). В 1917 г. процент причастившихся составил 23,6%, продолжив тенденцию предвоенных лет. Но в 1918 г. произошел подъем до 40,5%.
Таблица 10
Динамика причащения в Березовском Воскресенском соборе43
Всего, чел. 1053 1004 990 907
Не были у исповеди, чел. (%) 702 720 756 540
График 8. Динамика причащения в Березовском воскресенском соборе
Данные по причастникам рассматривались применительно к Великому посту конкретного года, следовательно в 1918 г. он приходился на период власти большевиков44. Возможно, сжимание рамок вокруг Православной Церкви способствовало консолидации прихожан и активизации их духовной жизни.
Ввиду фрагментарности данных, представляется сложным составление статистики о прихожанах Березовского уезда — по каждому году военного периода наличествуют сведения только двух храмов (архангела Михаила с. Мужи и Обдорской Петропавловской церкви). Принимая во внимание количество исповедавшихся за предвоенный и военный периоды, в целом получаем картину определенного роста — с 922 человек в 1913 г. до 1138 в 1917 г.
Позволим себе предположение, что религиозный подъем населения Березовского уезда был обусловлен либо активностью священнослужителей данного региона, либо традиционной религиозностью населения. Первое косвенно подтверждает факт наличия списков бывших и не бывших у исповеди и причастия, методично заполнявшихся лишь несколькими приходами епархии45. Остальное духовенство либо не вело учета, либо данные не сохранились.
Значительный рост религиозности обнаруживается также на севере Западной Сибири, в Ларьякской Знаменской церкви Сургутского уезда46. Если в предвоенное время количество исповедников снизилось, то с 1914 по 1915 г. произошел рост более чем в семь раз. В дальнейшем темпы были не столь велики, но количество причастившихся стабильно росло, составив 776 человек против 338, в 1918 г. и 1915 г. соответственно.
Таблица 11
Динамика причащения в Ларьякской Знаменской церкви, Сургутский уезд
Всего, чел. 1909 1891 1928 2101
Не были чел. (%) 1712 1845 1590 1335
Очевидно, для некоторых приходов революция 1917 г. способствовала усилению религиозной активности (см. график 11).
Приведем данные также о других храмах, где не велись (либо не сохранились) регулярные записи о количестве исповедников, но упоминание таковых будет нелишним для возможной полноты картины.
В Михаило-Архангельской церкви г. Тюмени в 1915 г. из 1604 человек приступили к таинству 1301. По различным причинам не были у таинства 303 человека, или 18,9%. 81,1% приступили к таинству. Данных о других годах нет47.
График 9. Динамика причащения в Ларьякской Знаменской церкви&48
В Чуртанской Вознесенской церкви Ишимского уезда как в предвоенные, так и в военные годы какой-либо значительной динамики не наблюдалось. В 1907 г. не приступили к причащению 444 человека из 952 — 46,6%. Соответственно, было у таинства 53,3% (508 чел.)49. В 1908 г. не приступили к причащению 453 человека50. 1912 г. характеризовался небольшим увеличением — из 1075 человек не приступили к таинству 372, или 34,6%51. В военные 1914—1916 гг. процентное соотношение не приступивших колебалось от 40 до 37%; количество причащающихся, увеличившись в 1912 г., на протяжении военного времени оставалось без выраженной динамики52.
Таблица 12
Динамика причащения в Чуртанской Вознесенской церкви, Ишимский уезд
Всего, чел. 952 952 1075 1121 1126 1135
Не были у исповеди чел. (%) 444 453 372 452 427 433
График 10. Динамика причащения в Чуртанской Вознесенской церкви
Относительно ровная картина наблюдалась и в Курганском уезде. В Сретенской церкви с. Тебенякского ситуация за 1917—1919 гг. представлена в табл. 1353.
Таблица 13
Динамика учета не приступивших к причащению
Всего 660 682 689
Не причастились 313 254 391
В процентах 47,4% 37,2% 56,7%
Таблица 14
Учет причастившихся54
Всего 660 682 689
Причастились 347 428 298
Данные по Петропавловской церкви с. Речкинского Курганского уезда представлены периодом 1909—1917 гг.55:
Таблица 15
Учет не причастившихся в Петропавловской церкви56
Всего 2019 2003 2007 2019 2025 2041 2004 1965
Не причастились 1168 911 1166 1113 1113 1084 1042 1187
В процентах 57,8% 45,5% 58% 55% 55% 53% 52% 60,4%
График 11. Учет причастившихся
Таблица 16
Учет приступивших к таинству
Всего 2019 2003 2007 2019 2025 2041 2004 1965
Причастились 851 1192 841 906 912 957 962 778
График 12. Учет приступивших к таинству
Интересно проследить динамику причащения Вознесенской единоверческой церкви села Романовского Курганского уезда57.
Таблица 17
Учет непричастившихся в Вознесенской единоверческой церкви
Всего 1534 1545 1481 1472 1422
Не причастились 588 534 491 490 658
В процентах 38,3% 34,5% 33,1% 33,3% 46,3%
Учет приступивших к таинству причащения Таблица 18
Всего 1534 1545 1481 1472 1422
Причастились 946 1011 990 982 764
Не причастились
В процентах
Учет приступивших к таинству причащения
Таблица 18
Всего
Причастились
График 13. Учет приступивших к таинству причащения
Как видно из графика 13, в единоверческой церкви прослеживается динамика снижения религиозной активности, по крайней мере в первые два года военных действий. В то время как население уменьшилось на 3,4% в 1915 г., в сравнении с 1914 г., количество не причастившихся увеличилось с 33,3 до 46,3%.
В Михайло-Архангельской церкви села Заложинского Курганского уезда выраженной динамики ни в предвоенные, ни в военные годы не наблюдалось58.
Таблица 19
Учет не приступивших к таинству причащения в Михайло-Архангельской церкви
Всего 3041 3069 3225 3283 2865 2849 2869 2360
Не причастились 867 827 1078 1108 958 838 847 404
В % 28,5% 26,9% 33,4% 33,7% 33,4% 29,4% 29,5% 17,1%
Таблица 20
Учет приступивших к таинству причащения
Всего 3041 3069 3225 3283 2865 2849 2869 2360
Причастились 2174 2242 2147 2175 1907 2011 2022 1956
График 14. Учет приступивших к таинству причащения в Михайло-Архангельской церкви
Ситуация в Богородице-Успенской церкви с. Кузьминского Курганского уезда характеризуется стабильным снижением религиозной активности прихожан в 1914-1917 гг. с 61,6 до 57,5% и увеличением до 67,9% в 1918 г.59
Таблица 21
Учет не приступивших к таинству причащения в Богородице-Успенской церкви
Всего 1973 2038 2073 2125 2081 2017 1964 1989 1980
Не причастились 637 796 720 817 855 871 834 639 796
В процентах 32,3% 39% 34,7% 38,4% 41% 44,3% 42,5% 32,1% 40,2%
Таблица 22
Учет приступивших к таинству причащения
Всего 1973 2038 2073 2125 2081 2017 1964 1989 1980
Причастились 1336 1242 1353 1308 1226 1146 1130 1350 1184
График 15. Учет приступивших к таинству причащения
Итого, из проведенного исследования религиозной активности прихожан Тобольской епархии в годы Первой мировой войны, выражавшейся в соотношении приступающих и не подходящих к таинству Евхаристии, видна различная динамика. Данные по некоторым приходам (Ларьякская Знаменской церковь (Сургутский уезд), Белогорская Троицкая церковь (Березовский уезд)) фрагментарны и не позволяют сделать однозначных выводов. Одновременно ситуация на других приходах (Михаило-Архангельская церковь (Березовский уезд), ПетроПавловская церковь (Курганский уезд)) представлена вполне ясно и позволяет проследить положительную либо отрицательную динамику.
На некоторых приходах колебания графика были незначительны — 10—15%. К примеру, в Богоявленской церкви г. Тобольска спад количества причащающихся за военные годы составил 16%, в Христорождественской церкви — 5%, в Михаило-Архангельской Курганского уезда — 18%, что могло быть обусловлено рядом текущих и случайных факторов (в целом по г. Тобольску за военное время произошел рост количества причащающихся к 1917 г. на 9%). Одновременно на других приходах разброс цифр был весьма значителен и наблюдались положительные процессы: в Обдорской Петропавловской церкви рост составил почти 200% с 1915 по 1917 г. (по состоянию на 1918 г. — 248%), в Михаило-Архангельской церкви Березовского уезда — 143%.
Ситуация, с одной стороны, была не столь трагична, как ее описывало духовенство. Спад на одних приходах, процесс «расцерковления»60, контрастировал с подъемом религиозной активности на других. Ввиду разнообразия ситуаций можно сделать вывод о поляризации православной общественности. В то же время необходимо отметить, что относительно ряда церквей Тобольской епархии данных ни в региональных, ни в столичных архивах не обнаружено. Тобольский архив содержит фонды 31 храма епархии, хронология которых распространяется
на исследуемый период61, но исповедные росписи за 1914-1918 гг. имеются лишь в семи из них62. Такая же ситуация фрагментарности данных в Курганском и Тюменском архивах.
Выводы по конкретным уездам представлены после приведения цифр в тексте самой статьи. По итогам рассмотрения евхаристического общения верующих в Тобольской епархии следует констатировать как проблемы, так и определенные позитивные изменения в годы Первой мировой войны.
Список литературы
Гайда Ф. А. Священство и царство в жанре фэнтези // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История.
История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 131-143. Горожанина М. Ю. Деятельность Православной Церкви в годы Первой мировой войны //
Доклады Академии военных наук. 2006. № 5(23). С. 255-264. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 2001.
Кострюков А. А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 1. С. 39-40. Поршнева О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в
период Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Екатеринбург, 2000. Русская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная Энциклопедия», 2000.
Самохин К. В. Трансформации крестьянского менталитета в годы Первой мировой войны // Первая мировая война: поиски новых подходов к исследованию, приглашение к диалогу // Доклады Академии военных наук. 2006. № 5 (23). С. 251—252.
Сергеев Е. Ю. Новые подходы к исследованию Первой мировой войны // Великая война: сто лет. М.; СПб., 2014. С. 13-22.
Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды. М., 2007.
Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
Фриз Г. Православие, власть и секуляризация в России, 1860-1940 // Германский исторический институт в Москве: Доклады по истории XVIII и XIX вв. — DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, Nr. 19 (2013).
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
On Religious Activity of Churchgoers during World War I with the Sacrament of Eucharist as an Example (Based on Materials from Tobolsk Diocese)
Abstract. World War I led to significant changes not only in the political, economic and military spheres, but also in the social and religious conscience of Russian society. Due to the all-pervading impact of this global conflict on all sides of the state, social and church life, the questions of world outlook were also undergoing changes. This paper examines these changes with Tobolsk diocese as an example. It attempts to analyse the religious activity of Orthodox churchgoers during the years of World War I. The indicator of religiousness is the sacrament of Eucharist, which is due to its central and decisive meaning in the Christian&s life. Accordingly, the positive or negative trend in the number of those taking part in this sacrament during a certain historical period demonstrates the increase or decrease in relisious life on the whole, which might have resulted in certain events. The aim of this article is to study the trends in the religiosity of believers of Tobolsk diocese in 1914—1918 with the sacrament of Eucharist as an example. The main source for the study is confession lists of churches in Tobolsk diocese, the data of which have allowed us to trace the situation with the churchgoers& participating in Eucharist in churches of a number of uyezds (administrative districts): Kurganky, Tyumensky, Tobolsky, Surgutsky, as well as of staff members of Tobolsk gendarme office. The situation with the sacrament in question was extremely varied.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.
DOI: 10.15382/sturII201885.30-51
Pavel Belous, Candidate of Sciences in History, Senior Research Fellow, Nefteyugansk Historical and Arts Museum, 10 mkr., 14 Nefteyugansk, 628303, Russian Federation ThinkerTGS@gmail.com
ORCID: 0000-0003-0744-8759
P. Belous
The decrease in religious activity in some parishes was in contrast with the increase in others, which confirms the established opinion about sharp differences and splitting in Russian society in the early 20th century and during World War I.
Orthodox Church.
References
Florovskii G., archpriest. (2009) Putirusskogo bogosloviia [Paths of Russian Theology]. Moscow (in Russian).
Friz G. (2013) "Pravoslavie, vlast& i sekuliarizatsiia v Rossii, 1860-1940" ["Orthodoxy, State Authorities and Secularisation in Russia, 1860—1940"]. Germanskii istoricheskii institut v Moskve: Dokladypo istoriiXVIIIiXIXvv. [German Historical Institute in Moscow: Papers on the History of the 18th and 19th Centuries], vol. 19 (in Russian).
Gaida F. (2013) "Sviashchenstvo i tsarstvo v zhanre fentezi" ["Clergy and Czardom in the Genre of Phantasy"]. Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2013, vol. 5 (54), pp. 131-143 (in Russian).