Спросить
Войти

Драматичная, трагическая и спасительная история Русской Церкви в новом учебном пособии ПСТГУ. Рец. На кн. : Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917- 2008). - М. : Изд-во ПСТГУ, 2018. - 336 с

Автор: указан в статье

Драматичная, трагическая и спасительная история Русской Церкви в новом учебном пособии ПСТГУ

Рец. на кн.: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917— 2008). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. - 336 с.

Dramatic, Tragic and Salutary History of Russian Church in a New Manual from St. Tikhon&s University for the Humanities

Rev. op.: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917— 2008). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. - 336 с.

В 2018 г. в издательстве ПСТГУ вышло в свет учебное пособие А. А. Кострюкова «Лекции по истории Русской Церкви (1917—2008)».

Автор пособия, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ПСТГУ, известен в России и за рубежом как специалист по церковной эмиграции в ХХ в. Этой теме автор посвятил десятки трудов1. В рецензируемом учебном пособии исследователь предпринял попытку обобщить как известные (опубликованные), так и некоторые неизвестные (неопубликованные) исторические факты по всей русской церковной истории в период с 1917 г. до окончания патриаршества Алексия II. Изюминка труда А. А. Кострюкова — в обобщении, в комплексности, в стремлении систематизировать накопленные знания об историческом пути Русской Православной Церкви в ХХ — начале XXI в. и предложить обучающимся, в первую очередь студентам духовных школ и гуманитарных вузов, материал для изучения.

1 Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М., 2007; Он же. Русская Зарубежная Церковь в 1925—1938 гг. Юрисдик-ционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011; Он же. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015; Он же. Пламень огненный: Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015.

Текст учебного пособия представлен в соответствии с хронологическим принципом исследования исторических событий. За основу взяты этапы цер-ковно-государственных отношений. Действительно, эти этапы, сопровождавшиеся волнами репрессий или их приостановкой, оказали сильнейшее влияние на внешнюю жизнь Церкви, на вектор и глубину раскольнических процессов, на формы организации церковной жизни в СССР и за границей.

На протяжении всего текста автор сообщает читателю многочисленные факты давления советской государственной машины на церковную жизнь, показывает, что коммунистическая власть разыгрывала «церковную карту» в своих интересах. Когда же наступал момент, более благоприятный для руководителей государства, в ход пускались самые изощренные политические технологии с целью поставить Церковь в невыносимое положение. Первые годы власти большевиков были отмечены тысячами убитых по религиозным делам. Назвать точное число погибших священнослужителей и мирян, по мнению автора, не представляется возможным из-за утраты множества документов, а также из-за общего беспорядка, царившего в стране после Октябрьского переворота. Все последующие годы, вплоть до Великой Отечественной войны, когда наступил период относительного ослабления жестоких репрессий, шел процесс уничтожения церковного слоя советского общества.

Автор не останавливается на характеристике общей ситуации в стране в период коммунистической власти, но делает акцент на развитии государственно-церковных отношений в конкретных регионах. Такой подход позволяет историку проводить компаративное исследование и объяснять меняющийся характер названных отношений в зависимости от ситуации в той или иной части СССР. Таковы разделы пособия «Церковная ситуация на Украине» и «Церковная жизнь на территориях, занятых белыми армиями», разделы о церковной жизни в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Польше и Финляндии.

Представляется правильным разделение автором периода «заместительства» митрополита Сергия (Страгородского) на несколько глав. Такое разделение необходимо и объяснимо, потому что отражает по крайней мере три направления жизни Церкви после кончины Патриарха Тихона: 1) политику государства в отношении Российской Церкви, сочетавшую репрессии и диалог «с позиции силы»; 2) расколы внутри церковной среды; 3) эволюцию позиции митрополита Сергия в вопросе взаимоотношений с советской властью. Текст пособия выделяет следующие этапы: первое заместительство митрополита Сергия, новый курс митрополита Сергия и реакция Российской Церкви на этот курс, второе заместительство митрополита Сергия, связанное с изданием «Декларации» 1927 г. и последующим воплощением в жизнь изложенных в нем принципов.

Заместитель Местоблюстителя рассчитывал на уступки со стороны властей в ответ на компромиссы. Однако послабления со стороны государства были незначительными и временными. Например, Патриархия получила разрешение на выпуск «Журнала Московской Патриархии», но тираж был мизерным, а в 1935 г. издание его вообще остановилось. Обращения митрополита Сергия к власти об освобождении некоторых архиереев иногда получали ответ, однако в целом

Драматичная, трагическая и спасительная история Русской Церкви в новом учебном пособии ПСТГУ

встречали отказ, причем даже освобожденные через некоторое время могли снова оказаться в лагерях. Например, освобожденный в 1933 г. епископ Онисим (Пылаев) был назначен на Тульскую кафедру, но в 1935 г. был вновь арестован и в 1938 г. убит.

Внимание не только студентов духовных школ, но и специалистов-религиоведов привлечет глава 12, где среди прочего рассматривается Московское совещание глав и представителей Православных Церквей, проходившее 8—18 июля 1948 г. Мы согласны с А. А. Кострюковым, что идея и сам факт Совещания 1948 г. использовались советским руководством для начала процесса превращения Москвы в объединяющий центр мирового православия. Церковный Константинополь должен был сдать свой статус «первого среди равных» и оказаться в группе обычных Поместных Церквей, зависимых от православной Москвы. Используя Совещание, Кремль также рассчитывал голосом Церквей объявить решительное осуждение деятельности церковной эмиграции (РПЦЗ).

Амбиции политического руководства СССР отражали развернувшуюся «холодную войну» и разделение мира на два лагеря. Поместные Церкви оказались также втянуты в это политическое разделение. Западный мир, утверждает А. А. Кострюков, делал ставку на Константинополь, а Московская Патриархия и Церкви Восточной Европы попали под влияние советского блока. Добавим в западную коалицию и те Церкви, которые действовали на территории стран НАТО и Ближнего Востока. Тем не менее планам сталинского руководства не суждено было осуществиться. Целый ряд Поместных Церквей выступил против верховенства Московской Патриархии, планировавшийся Собор не состоялся, а прошло Совещание, решения которого не имели обязательной силы. Несмотря на вышесказанное, Совещание 1948 г. внесло свой вклад в разработку документов, важных для православного мира и развития межправославного сотрудничества.

Параллельно с историей Церкви в Отечестве А. А. Кострюков рассматривает главные этапы пути, который преодолела Русская Церковь в эмиграции. В частности, лекции сообщают материал об административном устройстве церковных ветвей русской эмиграции, об отношениях с Московской Патриархией, о подвижниках, а также о развитии просвещения и богословия.

Важным разделом пособия является 16-я глава, посвященная жизни Русской Церкви после распада Советского Союза. А. А. Кострюков не обходит, пожалуй, ни одной крупной проблемы, сопровождавшей жизнь Церкви после коллапса коммунистического режима. Для данного периода характерны не только государственно-церковные отношения, которые приобрели иное направление. В этот период расцвели новые расколы, укрепились экуменические связи, начался активный процесс канонизации Новомучеников и Исповедников Российских. На церковную жизнь влияли такие явления, как увлечение сектантством, активизация протестантских движений, нелегкий процесс возращения храмов и монастырей.

Наряду с внешними Русская Церковь переживала серьезные внутренние проблемы. Это дискуссии вокруг ИНН, создание и тиражирование псевдопатриотических мифов, (например, о якобы массовом открытии храмов в годы Великой Отечественной войны), призывы к канонизации сомнительных исторических персонажей российской истории (Распутина, Иоанна Грозного), феномен «младостарчества», отражавший как низкий уровень духовной грамотности, так и откровенное впадение некоторой части духовенства в состояние духовной прелести и прочие. Автор обращает внимание, что прискорбные явления были официально, на соборном уровне, осуждены Русской Церковью. Открытое, прямое обсуждение автором всех этих и других немаловажных вопросов церковной жизни и церковного сознания, безусловно, лишь усиливают учебную и духовно-нравственную значимость проделанного труда.

Духовное просвещение и богословие также рассматриваются на страницах учебного пособия А. А. Кострюкова. От того, каким будет православное образование в России, во многом зависит состояние духовности в российском обществе, уровень пастырской подготовки духовенства Русской Церкви, правильность того пути, на котором происходит духовное спасение. Состояние богословской науки в советское время, как справедливо отмечает автор пособия, оставляло желать лучшего. Богословские кадры были практически истреблены в годы атеистических репрессий, были закрыты семинарии и духовные академии, не говоря уже о приходских школах. Автор указывает, что ситуация стала меняться в лучшую сторону в середине 1970-х гг., когда лица с высшим образованием могли поступать в семинарию. Здесь, может быть, стоит сказать, что в некоторых епархиях уполномоченные Совета по делам религий все же продолжали чинить препятствия выпускникам вузов в их желании получать семинарское образование.

Начиная с 1990-х гг. просвещение и образование в системе Русской Церкви переживают неуклонный рост. Наряду с уже известным материалом на эту тему обратим внимание читателя на появление в России учебных заведений нового типа. К таковым относятся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (прежде ПСТБИ) и Российский православный университет имени апостола Иоанна Богослова. Новый тип проявился не только в том, что образование в этих заведениях могли получать миряне наравне с клириками, но и в том, что в едином научно-образовательном комплексе объединились факультеты, готовившие по широкому, не только церковному, спектру специаль ностей.

Поскольку рецензируемое пособие призвано решить учебные задачи, в заключение укажем на ключевые элементы, которые помогают успешно их решить. К ним мы отнесем: доступный язык изложения материала, множество интересных, ярких фактов истории, системность и последовательность изложения, четкая структура (главы и параграфы) текста, наличие библиографического раздела, включающего источники и литературу. В качестве пожелания выскажем рекомендацию: в следующем издании материалов лекций использовать иллюстративный материал в виде фотоизображений, схем, таблиц и графиков. Впрочем, данный вид вспомогательных средств обучения уместен скорее в учебно-методическом пособии.

Учебное пособие А. А. Кострюкова «Лекции по истории Русской Церкви (1917—2008)» окажет большую помощь в учебном процессе духовных школ и

Влияние идеологии на историческое исследование на примере изучения Псковской православной миссии

других образовательных учреждений Русской Церкви при подготовке и чтении лекций по истории Русской Церкви периода ХХ — начала XXI века.

Александр Алексеевич Корнилов, д-р ист. наук, проф.,

зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Российская Федерация, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2 kotva64@mail.ru ОЯСЮ: 0000-0001-9139-3740

Aleksandr Kornilov, Doctor of Sciences in History, Professor, Head of Department of Study of Foreign Regions and Local History, Institute of International Relations and World History, National Research Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 23 Gagarina Prosp., Nizhny Novgorod 603950, Russian Federation kotva64@mail.ru ORCID: 0000-0001-9139-3740

Влияние идеологии на историческое исследование

на примере изучения

Псковской православной миссии

Рец. на кн.: История Псковской православной миссии в документах: В 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского); Ч. 2: Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих / Науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, 2017.

Influence of Ideology on Historical Research with a Study of Pskov Orthodox Mission as an Example

Rev. op.: История Псковской православной миссии в документах: В 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского); Ч. 2: Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих / Науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский ставропи-гиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, 2017.

В год столетия катастрофы 1917 г. и утверждения в России коммунистической власти в издательстве Введенской Оптиной пустыни отметили эту трагическую дату выпуском двухтомника документов под названием «История Псковской

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты