РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ 2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059
МОСКВА 19%
Завершает сборник выполненный О.В.Кузьминой и Э.С.Шарафутдиновой обзор докладов и выступлений на семинаре, посвященном проблемам перехода от эпохи средней бронзы к эпохе поздней бронзы • Вол го-Урал ьс, который проходил в Самаре с 30 октября по 3 ноября 1990 г.
А.Е.Медоаичев
В монографии, подготовленной авторским коллективом в составе С.С.Березанской (предисловие, глава 1), Е.В.Цвек (глава 2), В.И.Клочко (глава 3) и С.НЛяшко (главы 4-6), на основе анализа археологических источников (поселений, погребений, шахт по добыче камня и руды, изделий из различных материалов) и этнографических данных исследуются основные виды древних производств (добыча и обработка камня, металлургия и металлообработка, керамическое производство, деревообработка, косторезное и кожевенное поизводсгва) в энеолите и бронзовом веке на территории Украины.
В силу специфики источников основное внимание в книге, пишет в предисловии С.С.Бсрсзанская, уделяется технологическому аспекту, тоща как анализ социальных сторон практически ограничивается лишь некоторыми сведениями о формах организации производства. Одной из важнейших и пока не решенных проблем, отмечает она, остается определение самого понятия "ремесло", особенно применительно к изучаемому периоду. В отечественной науке данный термин по-разиому трактуется этнографами, археологами, экономистами. В предварительном плане автором предлагается рассматривать ремесло как "профессиональное занятие - изготовление изделий ручным способом в непищевой сфере производства" (с.4). зз*
Первая глава посвящена камнедобывающему и камнеобрабатывающему производству, характеристика которого дается по отдельным хронологическим периодам и археологическим культурам. Так, прежде всего рассматривается производство каменных орудий в позднем энеолите (последняя четверть III • первые века II тыс. до н.э.). В отношении уровня его развития С.С.Березанская выделяет три различные зоны. К первой она относит племена позднего Триполья и культуры шаровидных амфор, ко второй - племена позднего периода ямной культуры, к третьей -племена заключительного этапа ямочно-гребенчатого неолита. Различия между ними обнаруживаются как в технологии обработки кремня, так и по набору изделий. Однако имеется и ряд общих черт, которые, как полагает автор, можно считать стадиальными. В отношении первичной обработки • это появление новой технологии "сохранения основы" при продолжении существования пластинчатой техники, а среди приемов вторичной обработки - широкое распространение двусторонней, заостряющей и притупляющей ретуши, шлифовки, сверления и пиления. Другой характерной особенностью является сосуществование макролитических орудий, иногда достигающих очень крупных размеров, с микролитическими вкладышевыми изделиями (с.17).
Далее в главе рассматривается производство каменных орудий у племен раннего этапа бронзового века (первая четверть II тыс. до н.э.)* представленного в лесостепной зоне Украины культурами шнуровой керамики, а в степной • катакомбной культурой. В технологическом плане этот период характеризуется сохранением прежних приемов первичной обработки, в то время как качество вторичной обработки сильно варьирует - от очень низкого (при изготовлении простых бытовых орудий) до очень высокого уровня (производство предметов вооружения) (с.24). В целом, пишет С.С.Березанская, можно считать, что именно на раннем этапе эпохи бронзы камнеобрабатывающее производство достигло на Украине наивысшей точки развития и в количественном, и в технологическом
плане, после чего наблюдается его постепенное угасание, связанное, главным образом, с внедрением и распространением в различных областях хозяйства и быта изделий из металла (с.28).
Для периода средней бронзы (ХУ1-Х11 вв. до н.э.) уже нельзя говорить об уровне камнеобработки в целом для всей территории Украины. В это время выделяются две зоны, резко различающиеся в плане каменной индустрии: степная, в основном занятая культурой многоваликовой керамики (КМК), срубной и сабатиновской культурами, и правобережная лесостепная, занятая тшинецко-комаровской общностью. У степных племен в данный период количество орудий из камня, особенно из кремня, заметно уменьшается, грубеет техника обработки, в частности, почти полностью исчезают тщательно зашлифованные орудия. Исключение составляет лишь небольшая группа изделий высочайшего класса, включающая предметы вооружения • наконечники стрел, боевые топоры, булавы. У племен лесостепной зоны, напротив, орудия из камня занимают еще очень большое место, что объясняется слабым развитием местного бронзолитейного производства, удаленностью металлургических центров и богатыми запасами высококачественного кремня. Соответственно продолжают сохраняться поаднеэнеолитические традиции его обработки, позволяющие изготовлять орудия, практически не уступающие металлическим (с33-34).
В эпоху поздней бронзы (ХП-1Х вв. до н.э.) количество орудий из камня в целом еще более сокращается, хотя они и используются носителями всех культур данного периода. Однако в их производстве и типологии наблюдаются существенные региональные различия между Правобережной Лесостепью, занятой белогрудовсхой и высоцкой культурами, Левобережной Лесостепью, где обитали носители бондарихинской и лебедовской культур, и степной частью Украины, поздний бронзовый век которой наиболее выразительно представлен белозерской культурой. Последняя, как отмечает автор, характеризуется особенно небольшой ролью каменных орудий. Их
набор ограничен в основном каменными зернотерками, пестами, курантами, кремневыми вкладышами серпов, т.е. орудиями, связанными с земледелием. Свое значение в производстве сохранили главным образом каменные породы хлорито-талько-амфиболитного ряда, предназначенные для изготовления литейных форм (с.44).
Завершает главу краткий обзор небольшой группы археологических памятников (кремневые и каменные выработки, мастерские, где производились первичная обработка кремня и изготовление различных орудий, клады готовых изделий, погребения мастеров), которая в какой-то степени позволяет судить об организации производства каменных орудий. Так, например, выделяются два типа мастерских: условно названные в литературе "семейными" (рассчитанные на удовлетворение потребностей в орудиях труда отдельных семей) и общепоселеичсские или общинные. Переход от первых ко вторым хорошо прослежен, в частности, на материалах поселений трипольской культуры. Для раннего и развитого ее этапов характерны именно "семейные" мастерские, на позднем этапе они уже не встречаются. Нет их и в большинстве других позднеэнеолитических культур Украины, в то время как общинные мастерские, обслуживающие одно, а иногда и несколько поселений, известны на всем протяжении бронзового века. Можно также предполагать, пишет С.С.Березанская, "существование специализированных коллективов (поселков), основным занятием которых были добыча камня, изготовление из него орудий и их реализация" (с.54).
Во второй главе Е.В.Цвек рассматривает гончарное производство племен трипольской культуры. Период раннего Триполья, отмечает автор, отражает его становление. При этом в начале периода изготовление керамики носит характер домашнего производства, к к концу его приобретает облик общинного ремесла. На следующем этапе (развитое Триполье) технический прогресс проявляется в применении гончарного круга, двужамерных гончарных горнов, принципиально изменивших условия труда, а
также специальных печей для обжига, в том числе двухъярусных, весьма развитая конструкция которых позволяла не только получать высокие температуры, но и добиваться стабильного режима обжига. Изготовление керамики окончательно превращается в высокоспециализированное занятие - ремесло, признаком которого служит наличие особой производственной единицы - мастерской, как фактора, обеспечивающего постоянные условия производства.
Период позднего Триполья характеризуется дальнейшим усложнением технологических процессов, повсеместным распространением гончарного круга и обжиговых печей сложной двухъярусной конструкции. Одна из черт, свойственных ремесленному уровню производства,- стандартизация продукции как по форме, так и по размерам - особенно заметна именно в рассматриваемый период. Для него характерна также специализация отдельных общин в области гончарства, работавших главным образом на обмен (с.92-95).
Третья глава, написанная В.И.Клочко, посвящена металлургическому производству и металлообработке в энеолите-бронзовом веке. Затрагивается также проблема соотношения археологических культур этого времени на территории Украины и очагов металлообработки, выделенных Е.Н.Черныхом. Развитие технологии металлургии и металлообработки рассматривается по этапам, соответствующим общепринятой периодизации эпохи энеолита-бронзы. Первый, энеолитический, этап, пишет автор, характеризуется появлением металлургии меди на территории Украины ■ относительно развитом, сложившемся виде, вместе с племенами трипольсхой культуры, принесшими с собой балканские металлургические традиции. Уже в этот период применялось большинство известных кузнечных приемов (вытяжка, плющение, изгиб, тиснение, пробивка отверстий, сварка, обточка, шлифовка, полировка, горячая и холодная ковка с промежуточными нагревами). В конце периода осваиваются фигурная ковка и литье, вначале в открытые литейные формы, а затем и в закрытые, двусоставные;
начинает применяться укрепляющий наклеп рабочих оснований орудий.
В раннем бронзовом веке еще большее применение получает техника литья в глиняные литейные формы, широко распространяются первые искусственные сплавы - мышьяковистые бронзы, появляются изделия из оловянистых бронз. Одновременно с продолжающимся влиянием балканских горно-металлургических центров среди племен юга и юго-востока Украины (ямная и кеми-обинская культуры, частично - усатовская группа позднего Триполья) начинают распространяться кавказские металлургические традиции.
В среднем бронзовом веке зарождается высокотехнологическая культура кузнечной обработки оловянистых бронз, которые с этого времени постепенно начинают вытеснять металлургически чистую медь и мышьяковистые бронзы. Как и в предшествующий период производство основывалось на двух металлургических традициях: кавказской (циркумпонтийской) и балканской (карпатской). Катакомбные, позднеямные, а затем и племена культуры многоваликовой керамики, продолжали развивать кавказскую металлургическую традицию. В среде же культур шнуровой керамики на основе балканских традиций, связей с Карпатским металлургическим центром и на базе местного производства складывается местная металлургическая традиция, являвшаяся основой для формирования большинства локальных металлургических традиций позднего бронзового века Украины, носителями которых выступают в этот период сабатиновская, восточнотшинецкая, сосницкая, белозерская, белогрудовская и бондарихинская культуры. Срубиые племена востока Украины на раннем этапе продолжали развивать катакомбные (полтавкинские) в широком смысле • кавказские традиции. На позднем этапе они заимствовали лобойковскую (сосницкую) металлургическую традицию, получившую распространение в белозерское время в Поволжье и Приуралье (с.129-132).
В главах 4 • 6 СНЛяшко рассматривает сырьевую базу, технологию и организацию деревообрабатывающего, косторезного и кожевенного производств. Основные приемы обработки дерева (рубка, обтесывание, долбление, сверление) сформировались, как отмечает автор, амолго до начала бронзового века. Однако » изучаемый период упрочилась ведущая тенденция в развитии данного производства, которая сводилась к широкому использованию при изготовлении различных видов изделий деталей правильной геометрической формы и новых способов их соединения (с.150).
Технологические приемы обработки кости и рога в основном также сложились еще в палеолите и неолите. В бронзовом веке развитие косторезного производства шло, преимущественно, по линии увеличения ассортимента изделий. Вместе с тем, в эпоху поздней бронзы появляются изделия, конструкция которых требовала выполнения нескольких операций (распил, резание, сверление, гравировка, полировка). Что касается кожевенного производства, то, судя по имеющимся материалам, устойчивый стандартный набор орудий и соответствующих им технологий сложился к середине II тыс. до ил. и без особых изменений сохранялся на всем протяжении эпохи бронзы и в раннем железном веке (с.173).
В целом, пишет СНЛяшко, рассмотренные производства, в отличие, например, от металлургии и металлообработки, в изучаемый период не выделились в специализированные ремесла -сферу деятельности мастеров-профессионалов, о чем, по-видимому, свидетельствует повсеместное распространение на поселениях и в погребениях инструментов, связанных с обработкой дерева и кости, выделкой шкур, и отсутствие в то же время соответствующих особых производственных комплексов.
А.Е.Медовичев