Спросить
Войти

История Петербургской церковной династии Филомафитских

Автор: указан в статье

Исторические науки

Священник Павел Кадосов

ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ДИНАСТИИ ФИЛОМАФИТСКИХ

В России существует несколько династий Филомафитских — выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение. Данная статья посвящена роду Филомафитских, представители которого были священно- и церковнослужителями различных храмов Санкт-Петербурга и Петербургской губернии в XIX — начале XX вв. Первые носители фамилии происходили из прихода села Оятского Новоладожского уезда. Служение второго поколения Филомафитских протекало в исторических районах Петербурга, которые до революции составляли его ближайшие предместья — в Лесном, на Пороховых и в Рыбацком. К третьему поколению династии принадлежали трое священников, которые служили в различных храмах по всей губернии. Среди Филома-фитских были клирики сельских и городских приходов, а также ведомственных храмов (в т. ч. военных). Представители рода не вошли в историю как выдающиеся церковные деятели, но их судьбы позволяют представить жизнь рядового православного духовенства до революции. В данной статье на основании архивных документов изложена история семьи петербургских Филомафитских.

1. Введение

История церковной династии Филомафитских позволяет на конкретных примерах познакомиться с жизнью рядовых клириков в Синодальный период. Изучение судеб приходского духовенства представляется очень важным, так как население в повседневной жизни общалось и взаимодействовало именно с ними; поведение священников, диаконов и пономарей, образ их жизни и служения формировали отношение народа к Церкви гораздо в большей степени, нежели распоряжения Святейшего Синода. Кроме того, жизнь семьи Филомафитских является частью истории Санкт-Петербургской епархии, и уже в силу этого обстоятельства представляет несомненный интерес.

Фамилия Филомафитский имеет семинарское происхождение. Семинарскими назывались искусственные фамилии, которые в XVII-XIX вв. присваивались лицам духовного сословия во время их обучения в церковных учебных заведениях. Таким образом, одни и те же фамилии могли иметь семьи, не состоявшие в родстве друг с другом1.

В России существует несколько династий, которые носят фамилию Филомафитских. Фамилия имеет греческие корни и происходит от слова «фЛоца9г|д»2 — любящий учиться, прилежный. Существуют различные варианты русского написания

Священник Павел Викторович Кадосов — магистр богословия, клирик храма Преображения Господня в Лесном в Санкт-Петербурге.

1 Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. : Прогресс, 1989. С. 169.
2 Там же. С. 178-179.

этой фамилии. Наиболее известными ее носителями являются Алексей и Евграф Матвеевичи Филомафитские, сыновья священника Ярославской губернии. Первый из них был выдающимся физиологом, второй — публицистом.

В Петербургской губернии также существовал род Филомафитских. Его представители на протяжении более чем ста лет несли церковное служение в различных храмах Петербурга и его окрестностей. Статья посвящена истории указанного рода. Даты до 1918 г. даны по старому стилю, в соответствии с источниками.

2. Пономари несуществующего села

Первые клирики Петербургской епархии, которые носили фамилию Филомафит-ских, служили в селе Оятском Новоладожского уезда.

В Оятском приходе было два храма — каменный летний в честь Смоленской иконы Божией Матери и деревянный зимний, посвященный свт. Николаю Чудотворцу. Как до революции, так и в наше время храмы расположены между деревнями Доможирово и Пономарево (ныне это Лодейнопольский р-н Ленинградской обл.), а не в селе Оятском. В метрических книгах и исповедных ведомостях сведений о жителях приходского села нет. Создается впечатление, что населенного пункта с таким названием вообще не существовало. Можно было бы предположить, что Оятское являлось не селом, а погостом (в XVШ-XIX вв. этим словом обозначали небольшое поселение с церковью, кладбищем и домами причта). Но в большинстве документов оно называется именно селом (т. е. населенным пунктом, где помимо церкви и домов причта были и крестьянские избы).

Объяснение этого противоречия можно найти в «Материалах по статистике народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии». Там указано, что «село Оят-ское» является общим названием 22 селений3, которые и составляли основу прихода.

Именно в Оятском в начале XIX в. проходило служение пономаря Николая Иоси-фова (или Осипова). Его дети были первыми носителями фамилии Филомафитских в Петербургской епархии (известными на сегодняшний день). При этом сам Николай Иосифов по фамилии в документах не упоминается, что было типичным для представителя сельского духовенства той эпохи. Слово «Иосифов» представляет собой так называемое «полуотчество», указывая на имя отца и одновременно заменяя фамилию. По мере распространения фамилий в духовном сословии в первой половине XIX в. возникло явление разнофамильности, когда родители и дети, а также родные братья могли носить разные фамилии4.

К примеру, брат пономаря Николая Иосифова, единоверческий священник Федор Иосифов, в последние годы жизни фигурировал в документах как Бутковский5, один из его сыновей имел фамилию Малов, а другой — Вишневский6. Другой брат Николая Иосифова Платон упоминался под фамилией Чернобровов, которую, скорее всего, получил во время обучения в Новгородской семинарии7.

Николай Иосифов родился около 1782 г. Его отец, Иосиф Васильев, служил дьячком в Сретенском храме «выставки» Пирозеро Тихвинского уезда Новгородской

3 Материалы по статистике народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии. Вып. 8-й. Крестьянское хозяйство в Новоладожском уезде. Ч. II. Очерк крестьянского хозяйства. СПб., 1896. С. 50.
4 Шереметевский В. В. Фамильные прозвищу великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях // Русский архив. 1908. № 1. С. 82.
5 Метрическая запись № 10 о смерти 20.04.1855 г. заштатного священника Ф. И. Бутковско-го // Метрическая книга Петербургской Николаевской единоверческой церкви за 1855 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 343. Л. 906 об.-907. Кадр 910.
6 Маловы (Петербургские), Бутковские, Вишневские // Сайт А. А. Бовкало. URL: http://www. petergen.com/bovkalo/spbd/malovspb.html (дата обращения 31.05.2017).
7 Клировая ведомость церкви Сретения Господня выставки Пирозера Тихвинского уезда за 1818 г. // ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2409. Л. 59 об.-60.

губернии8 (ныне это территория Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.; она относится к юрисдикции Тихвинской епархии, в Пирозере расположен скит Покро-во-Тервенического женского монастыря).

Николай был вторым выжившим сыном в семье9. Его старший брат, Давид Иосифов, впоследствии стал священником в Пирозере10.

Документы Петербургской духовной консистории свидетельствуют, что в 17941799 гг. Николай Иосифов «обучался в Александро-Невской академии до высшего грамматического класса» и «был уволен за неспособностью», однако «с билетом для приискания места»11. В данном случае чиновники консистории не вполне точны — академия возникла только в 1797 г., в результате преобразования Алек-сандро-Невской Главной семинарии12. Возможно, «увольнение» Николая Иосифова было связано с реформой учебного заведения и ужесточением требований, которые предъявлялись к ученикам.

В 1801-1804гг. уволенный воспитанник был послушником Введенского Островского монастыря в Новоладожском уезде (ныне монастырь называется Введно-Оят-ским, является женским и относится к Лодейнопольскому р-ну Ленинградской обл.), где исполнял пономарские обязанности и в 1802 г. был посвящен в стихарь13.

В 1804 г. Николай Иосифов оставил монастырь и получил место пономаря в селе Оятском. Интересно, что при этом имела место старинная традиция, к тому времени ставшая почти архаичной, — Николай Иосифов был избран пономарем оятскими служителями и прихожанами, Санкт-Петербургский митрополит Амвросий (Подо-бедов) лишь утвердил их решение. Под адресованным митрополиту «одобрением» стоят подписи прихожан, большинство из которых были крестьянами14. Любопытно, что местные селяне были грамотными людьми — подписи выведены разными почерками, т. е. были поставлены их владельцами самостоятельно.

19 июня 1804 г. Николай Иосифов вступил в брак с «девкой Екатериной», дочерью оятского священника Василия Матвеева15. Возможно, он рассчитывал унаследовать от тестя приход, в соответствии с практикой описываемой эпохи. Тем более что сыновей у о. Василия не было, а Екатерина являлась старшей из выживших дочерей.

Как бы то ни было, оставить приход своим родственникам священник Василий Матвеев не смог. На страницах уцелевших документов его фигура предстает довольно оригинальной, если не сказать скандальной, — пастыря обвиняли в том, что он бил окна своим прихожанам, пьянствовал и дрался с крестьянами. Возможно, это объяснялось психическим заболеванием16, а также нервным срывом на почве личного горя:

8 О посвящении в стихарь послушника Введенского Островского монастыря Николая Оси-пова и об определении его пономарем в Николаевскую церковь села Ояцкое Новоладожского уезда // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 4. Д. 690-А.Л. 1. (Орфография заголовка архивного дела сохранена. — Авт.).
9 Исповедная роспись выставки Пирозера Тихвинского уезда за 1792 г. // ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1776. Л. 227.
10 Клировая ведомость церкви Сретения Господня выставки Пирозера Тихвинского уезда за 1813 г. // ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2281. Л. 224 об. -225.
11 О посвящении в стихарь послушника Введенского Островского монастыря Николая Оси-пова и об определении его пономарем в Николаевскую церковь села Ояцкое Новоладожского уезда // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 4. Д. 690-А.Л. 1. (Орфография заголовка архивного дела сохранена. — Авт.). Л. 2.
12 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 102-104.
13 О посвящении в стихарь послушника Введенского Островского монастыря Николая Оси-пова и об определении его пономарем в Николаевскую церковь села Ояцкое Новоладожского уезда // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 4. Д. 690-А. Л. 2, 4 об., 6.
14 Там же. Л. 4-5.
15 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1804 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 141. Л. 325 об. Кадр 389.
16 О наведении справки консисторией о священнике села Оятское Новоладожского уезда Василии Матвееве // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 863. Л. 1 об.

в 1802 г. в родах умерла жена о. Василия, матушка Евдокия Антонова, которой на тот момент не было и сорока лет17. За различные нарушения священник Василий Матвеев неоднократно подвергался наказаниям, а в 1806 г., после очередной череды скандалов, по собственному прошению был освобожден от обязанностей штатного священника и определен в братство Александро-Свирского монастыря18 (в 1809 г. переведен во Введенский Островский монастырь19). На место о. Василия Матвеева был рукоположен диакон соседнего Сермакского прихода Василий Михайлов20 (впоследствии проявивший себя не менее скандально).

Зять «выбывшего в монастырь» священника Николай Иосифов до конца жизни служил в селе Оятском пономарем. В документах он упоминается как человек «хорошего состояния» и «великодушный»21. Это в высшей степени достойная характеристика для клирика Оятского прихода той эпохи, т. к. первые три десятилетия XIX в. указанный приход был ареной всевозможных конфликтов. На пропитании пономаря Николая, помимо собственного семейства, находилась незамужняя тетка его жены, священническая сестра Марфа Матвеева22.

Николай Иосифов умер от чахотки в 1830 г., не достигнув пятидесятилетнего возраста23. Екатерина Васильевна пережила мужа на 16 лет и умерла в 1846 г. «от горячки» 24.

Их старший сын, Степан Николаевич, родившийся в 1807 г.25, обучался в Алек-сандро-Свирском духовном училище соседней Олонецкой епархии. В метрической книге Оятского прихода за 1820 г., в записи от 19 декабря, говорится о его смерти от «горячки с кашлем»26. Можно предположить, что он простудился, приехав домой на Рождественские каникулы. В записи о смерти указана фамилия Степана Николаевича — «Филоматфийский». Написание фамилии отлично от того, которое впоследствии имели родственники умершего отрока. Но данная запись является первым известным на сегодняшний день упоминанием подобной фамилии в документах Санкт-Петербургской епархии.

17 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1802 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 169. Л. 332 об. Кадр 363.
18 О наведении справки консисторией о священнике села Оятское Новоладожского уезда Василии Матвееве // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 8. Д. 863. Л. 1-31.
19 О переходе священника, находившегося в числе братства Александро-Свирского монастыря Василия Матвеева в число братства Введенского Островского монастыря // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 11. Д. 345. Л. 1.
20 Формулярные ведомости о церковнослужителях в селе Оятском Новоладожского уезда за 1821 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 122. Д. 172. Л. 1 об.-2.
21 Там же. Л. 2 об.-3.
22 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1826 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 735. Л. 100 об.-101.
23 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1830 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 177. Л. 292. Кадр 307.
24 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1846 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 174. Л. 98 об.-99. Кадр 100.
25 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1807 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 144. Л. 376 об. Кадр 429.
26 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1820 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 158. Л. 49. Кадр 58.

Автограф пономаря Николая Иосифова (1829 г.). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 175. Л. 627.

Другой сын Николая Иосифова, Иван Николаевич (род. в 1812 г.27), сменивший отца на должности пономаря, фигурирует в документах как «Николаевский»28.

Следующим носителем фамилии Филомафитский стал третий выживший сын Николая Иосифова Павел, родившийся 18 июня 1819 г.29 Именно от него произошли все клирики петербургской епархии, носившие фамилию Филомафитский.

В 1820-е гг. Павел Николаевич «обучался чтению при отце»30, затем состоял в Александро-Невском31 и Ямбургском духовных училищах, из высшего отделения последнего был исключен32. В сентябре 1839 г. он был назначен пономарем в село Оятское, на место своего старшего брата Ивана Николаевского, «поступившего послушником на Валаам»33.

В том же году новый пономарь был посвящен в стихарь Ревельским епископом Венедиктом (Григоровичем), викарием Санкт-Петербургской епархии34. Как и его отец, Павел Филомафитский на всю жизнь остался в селе Оятском. Его служение протекало в благоприятной обстановке, т. к. приход в те годы возглавляли достойные священники.

За «доброе поведение, трезвость и за исправность по должности» псаломщик Филомафитский в 1859 г. удостоился архипастырского благословения. В 1863 г. Павел Николаевич был определен дьячком, т. е. чтецом35. После упразднения дьяческого звания в 1868 г. он некоторое время именовался в документах по-старому36, а затем стал фигурировать как «исправляющий должность псаломщика»37. Согласно клиро-вым ведомостям, Павел Филомафитский «поведения хорошего, по должности исправен, читает и поет очень хорошо, катехизис знает достаточно»38.

В 1845 г. Павел Николаевич женился на Анастасии Ивановой39 (род. в 1828 г.40), дочери диакона Рождественского Сясьского погоста (ныне территория погоста относится к селу Колчанову Волховского р-на Ленинградской обл.). Венчание было совершено в приходском храме невесты, что являлось обычной практикой для духовенства в описываемый период.

Супруги имели много детей, из которых выжили пятеро — четверо сыновей и дочь. Через потомков Павла Николаевича фамилия Филомафитский распространилась по Петербургской епархии.

27 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1812 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 147. Л. 492. Кадр 527.
28 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1839 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 976. Л. 170 об.-171.
29 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1819 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 156. Л. 186 об. Кадр 201.
30 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1826 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 735. Л. 99 об.-100.
31 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1835 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 907. Л. 181 об.-182.
32 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1839 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 976. Л. 170 об.-171.
33 Там же.
34 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 2451. Л. 62 об.-63.
35 Там же. Л. 62 об.-64.
36 Там же. Л. 62 об.-63.
37 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1882 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3183. Л. 63 об.-64.
38 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 2451. Л. 62 об.-63.
39 Метрическая книга Рождественского Сясьского погоста Новоладожского уезда Петербургской губернии за 1845 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 566. Л. 1061 об.-1062. Кадр 1066.
40 Метрическая книга Рождественского Сясьского погоста Новоладожского уезда Петербургской губернии за 1828 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 174. Л. 70 об. Кадр 76.

Сам Павел Филомафитский умер 9 февраля 1883 г. и был погребен на Оятском приходском кладбище41. Анастасия Ивановна ненадолго пережила мужа и скончалась в 1885 г.42

К А? /К /м

Автограф Павла Николаевича Филомафитского (1863 г.). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 212. Л. 594.

3. Выход на столичный уровень. Диаконы и псаломщики

Сыновья Павла Николаевича открывают «петербургскую страницу» истории рода Филомафитских. Старший из них, Петр Павлович, родившийся в 1848 г.43, единственный из братьев учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Не окончив курса, он был уволен по собственному прошению осенью 1868 г.44

С 1869 г. Петр Павлович «исправлял должность» дьячка Царскосельской Казанской кладбищенской церкви, а в 1871 г. был перемещен псаломщиком к Покровской церкви села Рыбацкого Петербургского уезда (ныне в составе Санкт-Петербурга), где оставался до конца жизни. В декабре 1896 г. резолюцией Петербургского митрополита Палладия (Раева) Петр Филомафитский был определен к производству в диакона «с оставлением на вакансии и окладе псаломщика». Рукоположение состоялось 12 января 1897 г.45 Диаконом о. Петр был недолго: вскоре у него обнаружился рак желудка, от которого он и умер 22 ноября 1902 г.46 Священнослужитель был похоронен на Покровском приходском кладбище села Рыбацкого47, которое было уничтожено в советские годы.

Автограф диакона Петра Павловича Филомафитского (1901 г.). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1122. Л. 160 об.

Младшие братья о. Петра — Михаил, Иван и Николай — окончили Александро-Не-вское духовное училище в Санкт-Петербурге, то самое учебное заведение, которое с такой ненавистью описывает Н. Г. Помяловский в своей повести «Очерки бурсы». Впрочем, братьев Филомафитских суровый режим не сломал, и они стали достойными служителями Церкви.

41 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1883 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 279. Л. 565 об.-566. Кадр 569.
42 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1885 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 287. Л. 641 об.-642. Кадр 646.
43 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1848 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 179. Л. 228 об.-229. Кадр 230.
44 Клировая ведомость Покровской церкви села Рыбацкого Петербургского уезда за 1900 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3904. Л. 68 об.-69.
45 Там же.
46 Метрическая книга Покровской церкви села Рыбацкого Петербургского уезда за 1902 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1283. Л. 154 об.-155. Кадр 149.
47 Там же.

Иван Павлович, родившийся в 1852 г.48, после окончания училища в 1869 г. некоторое время жил у родителей в Оятском49. Впоследствии он был причислен к ведомству Главного священника армии и флотов и в 1872 г. определен псаломщиком к церкви Динабургского военного госпиталя. С 1875 г. Иван Павлович служил в церкви Военно-исправительной тюрьмы Морского ведомства. Эта церковь, посвященная свт. Николаю Чудотворцу, располагалась в здании тюрьмы на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге и была приписной к Адмиралтейскому собору свт. Спиридона Тримифунтского. Иван Филомафитский прослужил в ней до 1885 г., после чего был переведен в сам Адмиралтейский собор. В период тюремного служения в 1877 г. он был посвящен в стихарь епископом Ладожским Гермогеном (Добронравиным), викарием Петербургской епархии50.

В дальнейшем, с 1894 г., Иван Павлович служил в Троицком Измайловском соборе, а последним местом его служения в 1903 г. стала Благовещенская церковь Лейб-гвардии Конного полка51, разрушенный в советское время храм, который располагался на Благовещенской площади (ныне пл. Труда) в Петербурге. В 1905 г. Иван Павлович скончался от рака печени и был погребен на Волковском кладбище52. Рукоположен Иван Филомафитский не был и до смерти оставался псаломщиком.

Двое оставшихся братьев — Михаил (185053-1909) и Николай (185454-1904) Павловичи — начинали церковное служение вместе. Старший окончил духовное училище в 1868 г.55, младший — годом позже56. В 1869 г. оба они были приняты в качестве нештатных псаломщиков в церковь св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом

заводе57.

Михаил Павлович прослужил на Пороховых всю жизнь и многое сделал для прихода. Им был организован хор певчих из рабочих порохового завода и учеников

48 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1852 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 193. Л. 338 об.-339. Кадр 342.
49 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. Оп. 113. Д. 2451. Л. 63 об.-64.
50 Филомафитский Иван Павлович, псаломщик Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора (послужные списки за 1872-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 604. Л. 8, 38 об.-39.
51 Клировая ведомость о церкви Лейб-Гвардии конного полка за 1904 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1904 г.). Д. 549. Л. 4 об.-5.
52 Метрическая книга Благовещенской церкви Лейб-Гвардии Конного полка зав 1905 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 813. Л. 247 об.-248. Кадр 250.
53 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1850 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 189. Л. 833 об.-834. Кадр 839.
54 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1854 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 186. Л. 300 об.-301. Кадр 312.
55 Филомафитский Михаил Павлович, псаломщик Свеаборгского крепостного Александро-Не-вского собора (послужные списки за 1877-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605. Л. 31-32.
56 Клировая ведомость прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 2451. Л. 63 об.-64.
57 Филомафитский Михаил Павлович, псаломщик Свеаборгского крепостного Александро-Не-вского собора (послужные списки за 1877-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605. Л. 31 об.-32.

Филомафитский Николай Павлович, псаломщик Киевской военно-госпитальной церкви (послужные списки за 1876-1882 гг.). // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 606. Л. 13 об.-14.

Автограф псаломщика Ивана Павловича Филомафитского (1904 г.). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 758. Л. 236.

заводских школ. Все труды по устройству хора Михаил Филомафитский осуществлял безвозмездно. Также он преподавал пение в бесплатной школе Охтинского завода58. Следует подчеркнуть особую значимость трудов Михаила Павловича. После того, как в 1863 г. на Пороховых было упразднено военное поселение, приход Ильинской церкви оказался в критическом положении, лишившись сразу псаломщиков и певчих, чьи обязанности прежде выполняли поселяне в порядке воинской службы59. Благодаря псаломщику Филомафитскому и организованному им хору ситуацию удалось существенно улучшить.

В 1873 г. Михаил Павлович был формально определен штатным псаломщиком к собору Свеаборгской крепости в Финляндии, реально оставаясь в Ильинской церкви в качестве «прикомандированного» (штатной должности псаломщика в приходе на тот момент не существовало). В 1875 г. состоялось его посвящение в стихарь, которое совершил викарий Петербургской митрополии епископ Ладожский Палладий (Ганкевич). В 1884 г. Михаил Павлович был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди, в 1889 г. — такой же медалью с правом ношения на шее60. Согласно клировым ведомостям Ильинского храма, псаломщик Филомафитский «весьма хорошо» знал церковный устав, чтение и пение, был болезненным, но по службе исправным61.

В начале XX в. Михаил Павлович вышел на покой и остался проживать при храме, получая 10 руб. в месяц из церковных сумм и пользуясь квартирой в церковном доме62. 27 октября 1909 г. он скончался от «артоплексии мозга» (т. е. ишемического инсульта) и был похоронен на Пороховском кладбище63. При Ильинском храме Михаил Филомафитский проживал на протяжении сорока лет, из которых более тридцати служил псаломщиком — дольше, чем любой другой церковнослужитель за всю историю прихода (из известных на сегодняшний день). С 1876 г. он был женат на Анне Васильевне Бельской64 (ум. в 1899 г.65), вдове священника села Валговиц Ямбургского уезда Петербургской губернии, детей у них не было66.

Николай Павлович Филомафитский долгие годы разделял с братом труды в Поро-ховской церкви. В 1875 г. он был определен псаломщиком к церкви Новгородского военного госпиталя, а в 1881 г., в связи с упразднением ее штата, перемещен к Киевской военно-госпитальной церкви, при этом оставаясь прикомандированным к Ильинскому храму67. В 1883 г. Николай Павлович был рукоположен в диакона и направлен на приход своих предков — в село Оятское68, где служил в качестве нештатного кли58 Филомафитский Михаил Павлович, псаломщик Свеаборгского крепостного Александро-Не-вского собора (послужные списки за 1877-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605. Л. 31 об.-32.

59 Об открытии двух штатных причетнических вакансий при церкви Охтинского порохового завода // РГИА. Ф. 806. Оп. 18. Д. 340. Л. 13 об.
60 Филомафитский Михаил Павлович, псаломщик Свеаборгского крепостного Александро-Не-вского собора (послужные списки за 1877-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605. Л. 31 об.-32.
61 Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1900 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1900 г.). Д. 65. Л. 9 об.-10.
62 Клировая ведомость храма Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1902 г. // РГИА. Ф. 806. Оп. 7 (1902 г.). Д. 67. Л. 5.
63 Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1909 г. // ЦГИА СПб. Ф, 19. Оп. 128. Д. 1068. Л. 300 об.-301. Кадр 303.
64 Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1876 г. // ЦГИА СПб. Ф, 19. Оп. 126. Д. 415. Л. 57 об.-58. Кадр 60.
65 Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинском пороховом заводе за 1899 г. // ЦГИА СПб. Ф, 19. Оп. 128. Д. 480. Л. 386 об.-387. Кадр 405.
66 Филомафитский Михаил Павлович, псаломщик Свеаборгского крепостного Александро-Не-вского собора (послужные списки за 1877-1891 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 605. Л. 32 об.-33.
67 Филомафитский Николай Павлович, псаломщик Киевской военно-госпитальной церкви (послужные списки за 1876-1882 гг.). // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 606. Л. 13 об.-14.
68 Клировая ведомость церкви Лесного института за 1892 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3643. Л. 328 об.-329.

Записка, адресованная псаломщику М. П. Филомафитскому (1898 г.).

ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 409. Л. 9.

рика69. Возможно, назначение было связано с необходимостью опекать его больную овдовевшую мать. Два года спустя, после смерти матери, о. Николай был определен на вакансию псаломщика в церковь Лесного института (ныне Лесотехнический университет), где оставался до смерти. Церковное служение он совмещал с учительством, преподавая пение в земской Лесной школе и Закон Божий для детей православного вероисповедания в Лахтинской финской школе70. Умер диакон Николай Филомафит-ский 20 октября 1904 г. от рака желудка, местом его упокоения стало утраченное ныне Петербургское Митрофаньевское кладбище71.

Автограф диакона Николая Павловича Филомафитского (1903 г.). ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1448. Л. 462 об.

Примечательно, что все четыре брата умерли в течение первого десятилетия XX в., никто из них не достиг возраста шестидесяти лет, а причиной смерти троих братьев стал рак. Возможно, свою роль сыграла наследственность — многие предки

69 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1884 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 281. Л. 456 об.-457. Кадр 460.
70 Клировая ведомость церкви Лесного института за 1892 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3643. Л. 329 об.-330.
71 Метрическая книга церкви Спаса Происхождения Честных Древ при Санкт-Петербургском Лесном институте за 1904 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1562. Л. 114 об.-115. Кадр 117.

Филомафитских также не отличались здоровьем и долголетием, а мать четырех братьев, Анастасия Ивановна, умерла от «внутреннего рака»72.

4. Священники рода Филомафитских

Третье поколение рода Филомафитских стало последним, к которому принадлежали клирики. Оно дало Церкви трех священников.

Старший из них, Александр Петрович, был сыном диакона Петра Филомафит-ского. Он родился в 1874 г. в Рыбацком73, в 1898 г. окончил Петербургскую духовную семинарию74 и был назначен исправлять должность псаломщика в том же Рыбацком «за своего отца»75. В следующем году петербургский викарий, епископ Нарвский Никон (Софийский), своей резолюцией определил Александра Филомафитского псаломщиком к церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Пулково Царскосельского уезда (вблизи современного петербургского аэропорта). В 1901 г. Александр Петрович был рукоположен в иереи к Никольской церкви села Городищ Новоладожского уезда. С 1902 г. он стал преподавать Закон Божий в Городищенском Министерском училище, а с 1903 г. — в Городищенской земской школе. В 1908 г. последовал перевод в село Поддубье Лужского уезда76, где о. Александр служил до октября 1911 г.77, после чего был уволен за штат78. Семья священника оказалась в тяжелом материальном положении, весной 1912 г. он предпринимал шаги, чтобы занять «диаконскую вакансию» в церкви Спаса Нерукотворного Образа села Парголова79, но в итоге был «определен на священническую вакансию» в церковь св. Александра Невского села Криуши Гдовского уезда80. В 1916 г. иерей Александр Филомафитский был вновь переведен, на этот раз к церкви Архистратига Михаила в селе Новопятницы Ямбургского уезда (ныне Кингисеппский р-н Ленинградской обл.). Во время служения в Новопятницах он состоял заведующим сельской церковно-приходской школы, а также преподавал Закон Божий в четырех земских школах81. После революции священник жил в независимой Эстонии, с которой граничил бывший Ямбургский уезд. Обстоятельства и дата эмиграции о. Александра в настоящее время не установлены. Несомненно, что в Эстонии он оказался не позднее 1920-х гг., т. к. в 1929 г. его сын Николай Александрович окончил Нарвскую эмигрантскую гимназию82.

В 1930-е гг. о. Александр Филомафитский окормлял православную общину поселка Кохтла-Ярве, где жило много русских беженцев. В 1940 г. он был назначен

72 Метрическая книга прихода села Оятского Новоладожского уезда за 1885 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 287. Л. 641 об.-642. Кадр 646.
73 Метрическая книга Покровской церкви села Рыбацкого Петербургского уезда за 1874 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 319. Л. 85 об.-86. Кадр 83.
74 Списки выпускников Санкт-Петербургской Духовной Семинарии // Сайт А. А. Бовкало URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbsem.html (дата обращения 31.05.2017).
75 Клировая ведомость Михаило-Архангельской Новопятницкой церкви Ямбургского уезда за 1916 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4333. Л. 76 об.-77.
76 Там же. Л. 76 об.-78.
77 Церковь Св. Иоанна Предтечи села Поддубье Лужского уезда // Сайт А. А. Бовкало. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblpoddubye.html (дата обращения: 31.05.2017).
78 Филомафитский Александр — священник // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1985. Л. 1.
79 Там же. Л. 1-1 об.
80 Клировая ведомость Михаило-Архангельской Новопятницкой церкви Ямбургского уезда за 1916 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4333. Л. 77 об.-78.
81 Там же.
82 Филомафитский Николай Александрович // Сайт «Русская Эстония». URL: http:// russianestonia.eu/index.php?title=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%84%D0%B8 %D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B 9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0% B8%D1%87 (дата обращения: 28.05.2017).

настоятелем построенной там церкви в честь Преображения Господня83. После присоединения Эстонии к СССР настоятель храма Кохтла-Ярве был арестован в числе многих других священнослужителей84 в 1941 г.85 В 1942 г. о. Александр погиб в лагерях86. Учитывая, что в 2012 г. Константинопольским Патриархатом было причислено к лику святых 11 эстонских новомучеников, можно рассчитывать, что со временем встанет вопрос и о канонизации иерея Александра Петровича Филомафитского.

Другим священником из рода Филомафитских был Николай Иванович, сын военного псаломщика Ивана Павловича. Он родился 18 января 1879 г., в 1899 г. по 2-му разряду окончил Петербургскую духовную семинарию. 8 мая 1901 г. Николай Филомафитский был рукоположен в священника к Вознесенской церкви села Валговиц Ямбургского уезда87. Прихожанином этого храма был знаменитый меценат и общественный деятель В. И. Базилевский (1840-1929), в 1902 г. возглавивший приходское попечительство88. О. Николай состоял законоучителем в школе, открытой Базилевским в своем имении Великино, а также в нескольких земских народных школах89. В 1910 г. он был переведен к Знаменской церкви при психиатрической больнице, устроенной в бывшей усадьбе Новознаменке (Новознаменской даче), что на Петергофской дороге90. В марте 1919 г. церковь была закрыта «коллегией Петроградского реформаториума»91 (т. е. реформатория, медико-педагогического исправительного учреждения, устроенного новой властью на территории Новозна-менской дачи). О. Николай обратился в Петроградский епархиальный совет с ходатайством об устройстве временного храма в поселке и получил соответствующее разрешение92. Документы, проясняющие дальнейшую судьбу священника Николая Филомафитского, пока не найдены. Его следы, как и многих других людей, теряются в послереволюционной смуте.

Биография третьего священника из рода петербургских Филомафитских, Александра Николаевича, напротив, воссоздана достаточно полно. Автором уже публиковались основанные на архивных источниках материалы, посвященные о. Александру93.

83 Терентьев Н, прот. Спасо-Преображенская церковь Кохтла-Ярве (по материалам летописи храма, составленной Галиной Косенко) // Ежемесяч. газета «Мир православия». Сентябрь 2011. №9 (162). URL: http://www.baltwiUinfo.com/mp2011-09/mp-13.html (дата обращения: 31.05.2017).
84 Петров И. В. Идеологические и национальные аспекты деятельности православного духовенства Балтии и Северо-Запада России (1940-1945гг.): дис. ...канд. истор. наук. СПб., 2014. С. 132.
85 Зарецкий В., диак. Духовенство и церковные труженики, репрессированные в годы советской власти в Эстонии // Ежемесяч. газета «Мир православия». Август 2011. №8 (161). URL: http://www.baltwiUinfo.com/mp2011-08/mp-14.html (дата обращения: 31.05.2017).
86 Там же.
87 Клировая ведомость Вознесенской церкви села Валговиц Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии за 1909 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4185. Л. 114 об.-115.
88 Вознесенская церковь села Валговиц // Сайт А. А. Бовкало URL: http://www.petergen.com/ bovkalo/kl/spbyavalgov.html (дата обрашения: 30.05.2017).
89 Клировая ведомость Вознесенской церкви села Валговиц Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии за 1909 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4185. Л. 114 об.-115.
90 Церковь Знамения Божией Матери при городской больнице для душевнобольных на Новознаменской даче // Сайт А. А. Бовкало. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgnovoznam. html (дата обращения: 31.05.2017).
91 Журналы заседаний Петроградского епархиального совета №№ 52-100 (19.04-02.05.1919 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 2. Д. 6. Л. 4.
92 Там же.
93 КадосовП.В, диак. О чем рассказала старая открытка. 15 лет спустя // Сайт храма св. пророка Божия Илии на Пороховых. URL: http://ilya-prorok.org/starinnye-prigorody-peterburga/o-chem-rasskazala-staraya-otkrytka.html (дата обращения: 31.05.2017).

Кадосов П.В., диак. Прочитанная история старой открытки // Санкт-Петербургские ведомости. 2014. 21 ноября. №219 (5345). С. 5.

КадосовП.В., свящ. «Шкатулочный поп»: жизнь и смерть отца Александра Филомафитского // Материалы IX междунар. студ. науч.-богосл. конф. 10-11 мая 2017 г. / Санкт-Петербургская

Священник Александр Николаевич Филомафитский. Фотография из архива храма Преображения Господня в Лесном

Поэтому здесь его жизнеописание будет приведено вкратце. Александр Филома-фитский родился в конце 1878 г. в семье псаломщика, будущего диакона Николая Павловича. Окончил Петербургскую духовную семинарию и в 1902-1919гг. служил настоятелем храма Преображения Господня при Доме милосердия в Лесном близ Санкт-Петербурга. Служение в домовой церкви не отнимало много времени, и он преподавал Закон Божий сразу в нескольких учебных заведениях в Лесном. Очевидно, о. Александр в большей степени сознавал себя педагогом, нежели пастырем. После революции он оставил церковное служение, по?

ФИЛОМАФИТСКИЕ: АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ИВАН ПАВЛОВИЧ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТР ПАВЛОВИЧ ПОНОМАРЬ НИКОЛАЙ ИОСИФОВ СВЯЩЕННИК ФЕДОР ИОСИФОВИЧ БУТКОВСКИЙ СЕЛО ОЯТСКОЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты