Спросить
Войти
Категория: Нанотехнологии

Classification of actual skid trails schemes on cutting areas

Автор: Piskunov M.A.

The hauling of slash bundles with use of agricultural tractor coupled with self-loading trailer can be acknowledged as satisfactory, because of reasonable productivity and low costs of exploitation. This is advisable choice especially for small contractors that are not able to bear the substantial investment outlays.

Bibliography

1. Gendek A., Zychowicz W.: Pozyskiwanie odpadow zrçbowych na cele energetyczne w postaci pakietow // Technika Rolnicza Ogrodnicza Lesna. № 11. Warszawa 2006. P. 19-21
2. Zychowicz W.: Analysis of effectiveness of all-purpose tractor utilization in skidding of short wood. Annals of Warsaw Agricultural University, Agriculture (Agricultural Engineering) No 45. Warsaw Agricultural University Press, Warszawa 2004. P. 29 - 38
3. Zychowicz W., Sosnowska A.: Efektywnosc eksploatacji maszyny do pakietowania pozostalosci zrçbowych Timberjack 1410D. Technika Rolnicza Ogrodnicza Lesna, No 4. Poznan 2007. p 8 - 11

УДК 630*311

М.А. Пискунов (M.A. Piskunov) ПетрГУ, Петрозаводск (PetrSU, Petrozavodsk)

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СХЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВОЛОКОВ НА ЛЕСОСЕКЕ

(CLASSIFICATION OF ACTUAL SKID TRAILS SCHEMES ON

CUTTING AREAS)

Представлен подход к классификации схем волоков на лесосеках при сортиментной технологии лесозаготовок.

The approach to classification of skid trails scheme on cutting areas for cut-to-length logging technology is presented in the paper.

Традиционно при рассмотрении схем размещения волоков на лесосеке оперируют некоторым набором типовых схем. Эти схемы разрабатывались в период доминирования на лесозаготовках хлыстовой технологии, и одним из основных принципов их построения является то, что в процессе трелёвки хлыстов или деревьев трелёвочный трактор должен совершать преимущественно прямолинейные проходы и сокращать до минимума количество поворотов при трелёвке пачки.

С развитием сортиментной технологии с применением трелевочных тракторов - форвардеров, с уменьшением размеров лесосек и многообразием их формы лесопромышленники стали отказываться от непременного использования только типовых схем. Форвардеры, как более маневренные машины, способны осуществлять несколько поворотов в процессе движения к верхнему складу. В этой связи на практике схемы волоков могут иметь более разветвлённый вид.

Использование типовых схем ограничено крайне узкой областью природно-производственных факторов. Использование типовых схем целесообразно в тех условиях, например, когда рельеф в границах всей лесосеки не имеет колебаний высот или эти колебания незначительны; состояние почвогрунта в границах лесосеки характеризуется одинаковыми свойствами по всей площади (одинаковая несущая способность грунта; на лесосеке нет участков с избыточным увлажнением); нет ключевых биотопов на лесосеке, которые требуется сохранять по требованиям лесной сертификации. В большинстве случаев на лесосеках существуют различные участки, которые влияют на схему волоков; фактические схемы имеют более тесную связь с характеристиками лесосеки.

Действительный вид схемы волоков на лесосеке исследовался в условиях лесозаготовительного предприятия ОАО «Олонецлес» (Республика Карелия) для лесосек, расположенных в Мегрозерском и Михайловском лесничествах. Данное предприятие на лесосечных работах использует сортиментную технологию. Используется две системы машин: харвестер + форвардер; вальщики-сортиментщики + форвардер. На заготовке леса используются машины с колесным движителем. Предприятие обладает сертификатом системы добровольной лесной сертификации FSC.

В ходе исследования рассматривались лесосеки, назначаемые в рубку в соответствии с производственным планом в безморозный период с мая по сентябрь, но исключались те лесосеки, рельеф которых в значительной степени влиял на конфигурацию схемы волоков. Это осуществлялось с целью определения влияния на схему волоков других факторов, главным образом мозаичности свойств грунта в границах лесосеки.

Вид схем волоков для указанного периода времени для данного предприятия представлен на рисунке. Утолщённой линией изображена траектория движения форвадера, когда он совершает максимальное количество поворотов при движении на верхний склад. На рисунке а максимальное количество поворотов 2, для рисунка, б - 3, для рисунка 1, в - 4.

Полученные данные позволяют предложить классификацию схем волоков по степени ветвистости. В качестве параметра классификации предлагается использовать максимальное количество поворотов, которое совершает трелёвочный трактор при движении к погрузочному пункту в

полностью погруженном состоянии, причём это количество поворотов должно быть неизбежным, т.е., нельзя проехать, не совершив определённое количество поворотов. Тогда если трелевочный трактор совершает в процессе разработки всей лесосеки при всех проходах в полностью погруженном состоянии не более 1 поворота, то схема волоков относится к схемам первого порядка; два поворота - второго порядка и т. д. На рисунке а представлены схемы второго порядка; на рисунке, б -третьего порядка; на рисунке, в - четвёртого порядка.

Действительные схемы волоков

Исследование действительных схем волоков показало также, что первоначально перед разработкой лесосек в технологических картах были представлены типовые схемы волоков, которые при данном подходе классифицировались как схемы нулевого или первого порядков. Однако в процессе детального рассмотрения лесосеки и выделения труднопроходимых для тракторов участков, ключевых биотопов, болотистых мест схемы волоков корректировались и стали иметь большее количество поворотов и, следовательно, классифицироваться по более высокому классу.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России (2009-2013 годы)», государственный контракт № 14.740.11.1106.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты