Спросить
Войти

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КНР И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

Автор: Ван Люин

Экономический аспект отношений между КНР и Республикой Беларусь

Ван Люин

аспирант, кафедра Теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы

народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 21,корпус1, оф. 305

ЕЗ wangliuying1@gmail.com

Статья из рубрики "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ"

Аннотация.

Развитие отношений с Китайской Народной Республикой, одной из самых быстрорастущих стран в мире, является приоритетом внешней политики Республики Беларусь. Перспективы сотрудничества между двумя странами очевидны, как и очевидны те выгоды, которые они получат: для КНР - это новые рынки сбыта выпускаемой продукции, для РБ - это инвестиции. Предметом исследования являются белорусско-китайские отношения. Объектом исследования выступает экономический аспект двусторонних отношений. Цель исследования - определить, как развиваются экономические связи между КНР и РБ, выявить интересы стран в двустороннем сотрудничестве друг с другом. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучить договорно-правовую базу отношений КНР с Республикой Беларусь, рассмотреть аспекты экономического взаимодействия сторон, проанализировать другие аспекты взаимодействия, такие как политическое, культурное, образовательное, социальное и др. В качестве методологической основы были использованы два метода -историко-хронологический, с помощью которого рассматривалось становление отношений между двумя государствами, и проблемно-хронологический, который позволил изучить определенные аспекты взаимодействия, а также исторические процессы в их последовательном развитии. По итогам анализа автор делает вывод о том, что белорусско-китайские экономические связи динамично развиваются, также ведется активный политический диалог. А КНР, в свою очередь, вкладывая инвестиции в белорусские проекты, проникая на белорусские рынки, осуществляет активную экспансию не только в Республику Беларусь, но и в СНГ в целом.

10.7256/2454-0641.2018.2.25886

Дата направления в редакцию:

29-03-2018

^ Ы ■ Ы рсц^плприонппл!

30-03-2018

Дата публикации:

04-07-2018
26 декабря 1991 г. перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик. На его территории возникло Содружество Независимых Государств, в состав которого в настоящее время входят одиннадцать стран. После распада СССР Китайская Народная Республика была одной из первых, кто признал независимость пятнадцати новых государств, в 1991-1992 гг. она установила с каждым из них дипломатические отношения. Одним из этих государств была Республика Беларусь, с которой 20 января 1992 г. КНР установила официальные всесторонние отношения дружбы и сотрудничества.

Существует три ключевых фактора, определяющих стратегический характер развития белорусско-китайских отношений. Во-первых, двусторонние отношения никогда не носили напряженный характер. Старшее поколение китайцев по-прежнему высоко оценивает финансовую и моральную поддержку, оказываемую белорусским народом, помощь белорусских специалистов, которые работали в Китае после формирования КНР, а также высокое качество оборудования, поставки которого осуществляются и по сей день -Ш. Во-вторых, Китай всегда был надежным партнером для Беларуси, рассчитывающей на китайские инвестиции и новые рабочие места для белорусского населения. Кроме того, Китай также играет важную роль в новой глобальной

экономической архитектуре J^.

В-третьих, для Китая важно развивать отношения с Беларусью, так как эта страна представляет прямой интерес для китайских предприятий в плане экспорта выпускаемой продукции и сырья. Во внешней торговле Республика Беларусь по некоторым показателям опережает другие страны СНГ - она является уникальной страной в регионе по экспортно-импортным операциям, также ей нет равных в объеме экспорта и импорта в расчете на душу населения J^.

С момента установления дипломатических отношений всесторонние связи между двумя государствами характеризуются политическим взаимодоверием и развиваются в стабильном русле. Регулярно совершаются обмены взаимными визитами различной направленности на уровне высшего руководства, также происходит активный межпарламентский диалог, стремительно развиваются межведомственные китайско-белорусские контакты. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко посещал КНР с официальными визитами в 1995, 1997, 2001, 2005, 2008, 2010, 2013 и 2015 годах. В Китай также совершали визиты премьер-министр РБ, его первый заместитель, председатели Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания РБ. С китайской стороны в Беларусь оказывали визиты председатели КНР Цзян Цзэминь (в 2001 г.) и Си Цзиньпин (в 2015 г.), председатели ПК ВСНП Ли Пэн (в 2000 г.) и У Банго (в 2011 г.), а также заместители председателя КНР Ху Цзиньтао (в 2000 г.) и Си Цзиньпин (в 2010 г.), Член ПК Политбюро ЦК КПК Лю Юншань, премьеры Госсовета КНР Ли Пэн и Вэнь Цзябао, вице-премьеры Госсовета КНР Ли Ланьцин, У Банго и Хуэй Лянъюй. Так, в период с 2002 по 2011 гг. была замечена интенсификация контактов, поскольку было осуществлено более 130 визитов и встреч.

Начиная с середины 2000-х гг., отношения между двумя странами основывались на принципе стратегического партнерства, провозглашенном Беларусью в 2005 г. Вопреки белорусской позиции, китайские дипломаты трактовали эти отношения как «конструктивное партнёрство», что является средним уровнем межгосударственного

сближения [4]. Качественно новое состояние данные связи приобрели, когда 16 июля 2013 г. КНР и Республика Беларусь подписали совместную декларацию об установлении

отношений всестороннего стратегического партнерства

С 24 по 25 марта 2010 г. заместитель председателя КНР Си Цзиньпин посетил с визитом РБ, в ходе которого провел переговоры с президентом А.Г. Лукашенко и другими высокопоставленными чиновниками. По окончании визита были подписаны следующие документы: Рамочное соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики об активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о технико-экономическом сотрудничестве, Рамочное соглашение между Министерством финансов Республики Беларусь и Государственным банком развития Китая о финансовом сотрудничестве, Соглашение между Национальным банком Республики Беларусь и Народным банком Китая об организации расчетов, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном предоставлении зданий и земельных участков для размещения Посольств

В январе 2014 г. в ходе официального визита в КНР премьер-министра Республики Беларусь М.В. Мясниковича страны утвердили Программу развития всестороннего стратегического партнерства на 2014-2018 гг., запланировали ряд ключевых направлений взаимодействия. Кроме того, во время данного визита было подписано свыше 30 документов по разным направлениям совместной деятельности. Также в 2014 г. было заявлено о создании двустороннего Комитета по сотрудничеству на уровне вице-премьеров, в состав которого будут включены как действующие комиссии, так и новые -в области образования, культуры и безопасности.

В период с 10 по 12 мая 2015 г. во время государственного визита в Республику Беларусь Председателя КНР Си Цзиньпина был заключен Договор о дружбе и

сотрудничестве [7] и была подписана Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении отношений всестороннего стратегического партнерства. Затем в сентябре 2015 г. оба государства подтвердили устойчивое и непременное следование уже достигнутым китайско-белорусским договорённостям.

Республика Беларусь регулярно поддерживает китайских кандидатов на выборах в международных организациях, несколько раз официально заявляла о поддержке политики «одного Китая», высказывалась против сепаратистских выступлений в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В свою очередь, китайская сторона также поддерживает белорусских кандидатов на международных выборах. Китай и Беларусь оказывают друг другу взаимную поддержку в рамках ООН и ШОС по вопросам, касающимся коренных интересов двух государств. Кроме того, китайские и белорусские парламентские делегации совместно работают на уровне конференций Межпарламентского Союза.

Между КНР и Беларусью существует весьма развитая договорно-правовая база. В настоящее время действует более 80 двухсторонних договоров, из которых около 40 являются межправительственными и межгосударственными. Имеющиеся двусторонние

договоры охватывают широкий круг вопросов, а именно: торгово-экономическое взаимодействие, налаживание дипломатических отношений, инвестиционная защита, отмена двойного налогообложения, научно-техническое сотрудничество, а также сотрудничество в культурной, образовательной, туристической, здравоохранительной, военно-технической сферах, обеспечение прав интеллектуальной собственности, правовая защита по гражданским и уголовным делам, возможность безвизовых поездок. Кроме того, КНР имеет соглашения с Республикой Беларусь о предоставлении последней кредитов и безвозмездной помощи.

Взаимопомощь в случае стихийных бедствий представляет особый интерес для обоих государств. Так, например, 1 июня 2010 г. Республика Беларусь выдала Китаю чек на миллион долларов для оказания помощи в преодолении последствий разрушительного

землетрясения, случившегося в провинции Цинхай 14 апреля 2010 г. В свою очередь, КНР постоянно оказывает белорусской стороне безвозмездную техническую поддержку в рамках реализации согласованных социально значимых проектов. Председатель КНР во время визита в мае 2015 г. объявил о предоставлении Республике Беларусь технико-экономической помощи в размере 200 млн юаней на строительство социального жилья, а также для дополнительного финансирования строительства студенческого общежития

Важно сказать, что новый виток приобрело военное взаимодействие. По взаимной договоренности начальников Генеральных штабов вооруженных сил РБ и КНР в 20112012 гг. на территории Беларуси и Китая впервые были осуществлены совместные учения подразделений вооруженных сил. В военной сфере были запущены новые крупные двусторонние проекты, а также реализовано их закрепление в специальной Программе развития двустороннего сотрудничества.

Серьезного внимания заслуживает визит Александра Лукашенко в Пекин, где он провел переговоры с Си Цзиньпином. 29 сентября 2016 г. между КНР и Беларусью был заключен пакет соглашений и меморандумов о развитии сотрудничества в разных сферах. Так, был подписан протокол обмена ратификационными грамотами Договора о дружбе и сотрудничестве между государствами от 10 мая 2015 г., меморандум между Министерством экономики Беларуси и Министерством коммерции КНР о сотрудничестве в целях развития Китайско-белорусского индустриального парка в рамках технико-экономической помощи, межправительственное соглашение о технико-экономической помощи. Также был согласован комплекс мер по совместной реализации строительства концепции «Один пояс, один путь» между правительствами двух стран, между Экспортно-импортным банком Китая и белорусским правительством заключен меморандум о продвижении инвестиций китайских фирм в Беларусь, между Министерством человеческих ресурсов и социального обеспечения КНР и Министерством труда и социальной защиты Беларуси был утвержден меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества ^^Ш.

Безусловно, Китай является одним из наиболее значимых партнеров Республики Беларусь в сфере экономики и торговли. О развитии китайско-белорусской торговли можно сказать следующее: за двадцать пять лет с момента установления официальных дипломатических отношений взаимный товарооборот в целом вырос почти в 100 раз: в 1992 г. он составлял 34 млн долл., а в 2014 г. - уже 3,2 млрд долл. Если учитывать услуги, то в 2013 и 2014 гг. объем взаимной торговли достигал отметки в 4 млрд долл. НИ

Таблица 1 . Динамика торговли товарами Республики Беларусь и Китая, включая Гонконг, Макао и Тайвань (млн долл. США)

Год Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо

2005 793 470 322 148
2006 1 052 448 604 - 156
2007 1 481 585 896 - 311
2008 2 209 684 1 524 - 840
2009 1 375 217 1 159 - 942
2010 2 299 513 1 786 - 1 273
2011 3 012 697 2 315 - 1 618
2012 2 947 469 2 478 - 2 009
2013 3 485 537 2 948 - 2 412
2014 3 207 713 2 494 - 1 781
2015 3 302 829 2 473 - 1 644
2016 2 682 488 2 194 - 1 706

Источник: Белстат, МИД Беларуси.

Согласно данным, представленным в Таблице 1, видно, что к 2006 г. товарооборот достиг отметки в 1 млрд долл. В течение 2007-2008 гг. в двусторонней торговле продолжает сохраняться тенденция к быстрому росту. Впервые отметка в 3 млрд долл. была достигнута в 2011 г. 2013 г. можно отметить как самый успешный: товарооборот составил 3 428 млн долл.

За 2014 г. товарооборот Беларуси и Китая (включая Гонконг, Макао и Тайвань), составил 3 207 млн долл. (92,0% от показателя за 2013 г.), объем белорусского экспорта - 713 млн долл. (132,9%), импорта - 2 493 млн долл. (84,6%). Сальдо отрицательное - 1 781 млн долл. Темп роста экспорта товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, азотных удобрений, растворителей и смазочных материалов) составил 132,9%.

В 2009-2010 гг. был построен прочный фундамент для увеличения поставок в КНР белорусской сложной машинотехнической продукции, в частности тракторов, карьерных самосвалов, кормоуборочных комбайнов. В сентябре 2009 г. на территории Китая было зарегистрировано совместное предприятие ООО «АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины» (учредители: компания «CATIC SUPPLY» и ОАО «БелАЗ»), в декабре того же года в г. Харбине (КНР) зарегистрировано СП ООО «Харбин Дунцзинь Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения» (учредители ПО «Гомсельмаш» и корпорация «Dongjin Group» (г. Харбин), в августе 2010 г. также в г. Харбине ПО «МТЗ» и компанией «Dongjin Group» (г. Харбин) зарегистрировано предприятие по сборке белорусских энергонасыщенных тракторов. Товаропроводящая сеть Республики Беларусь в Китае представлена представительством ОАО «Белорусская калийная компания», совместным предприятием «Санцзян-Волат компания Лтд.», компанией ООО «АВИК-БЕЛАЗ Карьерные Машины» — официальным дилером ОАО «БелАЗ», ООО «Белнефтехим Шанхай трейдинг», совместным предприятием «Белмет (Шанхай) Трейдинг Ко., Лтд.», представительствами АСБ «Беларусбанк», ОАО «МАЗ» и др. -Ш!

В основном Беларусь экспортирует в Китай следующие категории поставок: полиамиды, калийные удобрения, лен-сырец, молочная сыворотка, жгут синтетических нитей, соединения, содержащие функциональную нитрильную группу, комбайны, лесоматериалы необработанные, программное обеспечение, интегральные микросхемы, устройства на

жидких кристаллах, лазеры, контрольно-измерительные приборы, станки для обработки металлов, шерсть нечесаная, кожа, нити комплексные синтетические.

Основными статьями экспорта Китая (включая Гонконг, Макао, Тайвань) в Беларусь являются вычислительные машины, кузова и запчасти для автомобилей и тракторов, аппаратура связи и запчасти к ней, обувь и изделия для ее изготовления, металлоизделия для мебельной промышленности, мониторы, телевизоры, проекторы, двигатели внутреннего сгорания.

8 ноября 2011 г. в Пекине было проведено 12-е заседание Межправительственной торгово-экономической комиссии. В ходе заседания была рассмотрена перспектива использования расчетов в национальных валютах в двусторонней торговле, а также вопросы межбанковского взаимодействия. Кроме того, было объявлено, что в сентябре 2011 г. уже была совершена первая сделка по оплате юанями экспорта Беларуси в Китай. В Беларуси уже создали всю требующуюся инфраструктуру по расчетам в юанях. Н а сегодняшний день Беларусь является единственной, не граничащей с Китаем страной, создавшей всю необходимую инфраструктуру по расчетам в юанях.

По словам заместителя министра коммерции КНР Гао Хучэна, экономики двух государств взаимодополняют друг друга: Китай обладает обширным рынком, возможностью производить широкий спектр продукции и увеличивающимся финансовым ростом, а у Беларуси есть налаженное машиностроение, огромный научно-технический потенциал и трудовые ресурсы высокой квалификации.

Практические достижения существуют и в инвестиционном взаимодействии сторон, это:

■ эффективная модернизация минских ТЭЦ-2 (за счет правительственного кредита Беларуси на льготных условиях) и ТЭЦ-5 (за счет кредита Государственного банка развития Китая), успешная реализация проекта по созданию оператора мобильной связи «Бест» с выделением кредита Экспортно-импортного китайского банка;

■ основание индустриального банка Китая и Беларуси;

■ предоставление Китаем льготных кредитных условий Беларуси для создания энергоблоков на Лукомльской и Березовской ГРЭС;

■ заключение в июне 2011 г. кредитных соглашений на общую сумму свыше 1 млрд долл. об оказании финансовой помощи в реализации двусторонних проектов строительства завода по выпуску беленой целлюлозы на основе ОАО «Светлогорский ЦКК» и перестройку автомобильной дороги «Минск-Гомель»;

■ модернизация белорусской цементной промышленности: были построены три новых цементных завода с помощью китайской кредитной помощи;

■ возведение мощнейшей в Беларуси Витебской ГЭС, гостиничного ансамбля «Пекин», жилого квартала в минском микрорайоне «Л ебяжий», создание проектов технического

переоборудования ОАО «Белорусские обои» I12!.

■ подписание кредитных соглашений по целлюлозного завода, интеллектуальной автомобильной дороги М5.

Так, за 2003-2010 гг. в экономику инвестиций. Беларусь намерена

финансированию проектов строительства транспортной системы Минска, участка

Беларуси поступило более 300 млн долл. китайских и дальше привлекать инвестиции в электронику,

бытовую технику, биомедицину и другие высокотехнологичные отрасли ИЗ!.

Расширению торгово-экономических связей также способствует развитие двусторонних отношений и в других сферах - культуры, образования, науки и техники, в военной сфере. В октябре 2010 г. Министерство культуры Беларуси отправило несколько художественных коллективов и трупп для участия в мероприятиях, посвященных Дню белорусской культуры, а также Национальному Дню Беларуси. Мероприятия проводились в рамках Международной выставки «Экспо — 2010» в Шанхае. В 2010 г. Китай во многих белорусских городах проводил фотовыставки, недели кино, мероприятия в рамках Года Китая и др.

Делегация китайских вузов посетила Республику Беларусь с 21 октября по 9 ноября 2010 г. Около 2 тыс. китайских граждан обучаются в 22 белорусских университетах. На базе Белорусского Государственного Университета в декабре 2006 г. был учрежден Институт китаеведения им. Конфуция, занимающийся взаимообогащением и сближением национальных культур, а также популяризацией китайского языка. В 5 общеобразовательных учреждениях Беларуси преподается китайский язык.

Немаловажное значение имеют военные и военно-технические связи между КНР и РБ. Стоит отметить, что для них характерна стабильность и устойчивость, как и для остальных форм двустороннего сотрудничества стран. С 12 по 16 мая 2010 г. министр обороны Белоруссии Ю. Жадобин находился с визитом в КНР. А уже в июле 2010 г. член Центрального военного совета, командующий Второй артиллерией Н ародно-освободительной армии Китая, генерал-полковник Цзин Чжиюань нанес визит в Беларусь

Часто Республику Беларусь называют удобным для КНР партнером, так как она, член Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), способна выполнить важную роль в проекте Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), для этого у нее есть и железнодорожная, и автомобильная инфраструктура.

В мае 2015 г. Си Цзиньпин посетил Республику Беларусь для обсуждения деталей проекта ЭП ШП . По итогам встречи стороны договорились о строительстве индустриального парка, который должен был стать символом сотрудничества на

Шелковом пути Белорусские эксперты считают визит китайского лидера

знаменательным событием. Например, Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий считает, что «Шелковый путь призван теснее объединить экономику Китая с экономиками других стран, и первостепенное значение здесь играет инфраструктурная, а также инвестиционно-промышленная составляющая. Сотрудничество Китая со странами региона предполагает солидные пакеты инвестиций, а также пакет промышленных проектов, подобных проекту индустриального парка в Беларуси. Все эти перспективы обещают деньги, современную инфраструктуру и современное производство. Участие в проекте позволило бы реализовать давнюю нашу мечту — диверсифицировать экспорт» I16!.

Китайские аналитики также придают немалое значение проекту ЭПШП, который позволит интегрировать все предыдущие торговые амбиции Китая, сделать его торговую политику

более эффективной, получить доступ к новым ресурсам, увеличить экспорт Они

рассматривают Республику Беларусь в качестве «транспортного узла в Евразии». П о их мнению, проект Экономического пояса не только поспособствует экономическому развитию в регионе, усилит культурные связи, улучшит качество жизни людей, но и

окажет глубокое влияние на теорию и практику международных отношений ПШ.

В целом китайская инициатива «Один пояс, один путь» способна оказать значительное влияние на финансовые рынки. Она может стимулировать финансовые реформы Китая и побуждать политиков к дальнейшему открытию рынка капитала страны для глобальных участников, что может привести к становлению рынков облигаций более ликвидными и разнообразными и улучшить распределение капитала i19!.

Важно обратить внимание на тот факт, что за экономическими интересами КНР стоят и геополитические. Чтобы определить ту цель, которую преследует Китай в сотрудничестве со странами СНГ, достаточно посмотреть на мнение аналитиков и авторов научных статей. Так, например, одна из научных статей по данной теме носит название «Китай и СНГ: интеграция или экспансия?» В конце статьи автор приходит к выводу, что Россия выступает в качестве «мощного сдерживающего фактора от перерастания отношений сотрудничества Китая и стран СН Г в эффективную экспансию Китая на постсоветском пространстве» J20!.

Ранее речь шла о достижениях в инвестиционном взаимодействии сторон в отношении проекта строительства в Минске гостиницы «Пекин», микрорайона «Лебяжий» (в китайском архитектурном стиле), комплекса «Чайнатаун», который в перспективе должен стать китайским кварталом. В какой-то мере это означает создание за счет китайского капитала инфраструктуры для китайцев. Белорусские аналитики считают это экономической, демографической и социокультурной экспансией КНР в Республику Беларусь. Экономическая экспансия на рынок Беларуси есть частное проявление более масштабного плана Пекина по проникновению на рынок стран постсоветского пространства и завоеванию доминирующих позиций на нем, а в долгосрочной стратегии и на рынках Европы 12И.

Аналитик Белорусского института стратегический исследований, международный корреспондент Еврорадио А. Елисеев утверждает: «Беларусь последовательно поддерживает политическую повестку Китая, особенно в вопросе статуса Тайваня, а также по целому спектру вопросов на международной арене. Китай открыл масштабные кредитные линии для Беларуси, но они завязывают белорусские предприятия на китайских партнеров и способствуют увеличению дефицита внешней торговли. Для его преодоления Беларусь вовлекается в несвязанное межгосударственное кредитование, но тем самым увеличивается внешний долг страны. Кроме этого, китайское проектное финансирование иногда сопряжено с сомнительным качеством менеджмента» i22!.

«Отношения между странами остаются непрозрачными. Взаимные контакты развиваются

в основном в соответствии с китайским сценарием» l23!, - пишут аналитики Belarus& Foreign Policy Index.

Китай рассматривается в Беларуси как необходимых для поддержки белорусской нацелено на создание впечатления, что у политике I24!.

источник дешевых займов и инвестиций, экономики. Партнерство с Пекином также Минска есть место для маневра во внешней

В глазах Минска Китай наряду с Россией, которая недавно вступила в таможенный союз со своим западным соседом, будет играть ключевую роль в промышленном и торговом расширении. Кроме того, КНР - очень влиятельный актор на международной геополитической арене [25].

Таким образом, белорусско-китайские торгово-экономические, инвестиционные и научно-технические связи в настоящее время динамично развиваются, также ведется активный политический диалог. Обе страны, и КНР, и Республика Беларусь, заинтересованы в совместном реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути. В то же время, вкладывая инвестиции в белорусские проекты, проникая на белорусские рынки, Китай осуществляет активную экспансию не только в Республику Беларусь, но и в СНГ в целом.

Библиография

1. Анисько Е.В., Карабань Л.Н. The economic relations between Belarus and China. Гомель, 2013.
2. Yifu Lin J. China and the Global Economy. 2011. URL: http://siteresources.worldbank.org/DEC/Resources/UST-Justin-Lin-Hongkong.pdf (дата обращения 03.09.2017). DOI: 10.1080/17538963.2011.609612
3. Ioffe G. Understanding Belarus: Economy and Political Landscape. In: Europe-Asian Studies. 2004. Vol. 56. No 1. P. 85-118. URL:

http://gioffe.asp.radford.edu/images/pubpdfs/belarusecon.pdf (дата обращения 03.09.2017). DOI: 10.1080/0966813032000161455

4. Елисеев А. Беларусь - Китай: теперь настоящее стратегическое партнерство. URL: http://naviny.by/rubrics/opinion/2013/07/18/ic_articles_410_182386 (дата обращения 18.08.2017).
5. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Беларусь об установлении всестороннего стратегического партнерства. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-07/17/content_29440117.htm (дата обращения 18.08.2017).
6. Совместное коммюнике Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/sovmestnoe-kommjunike-respubliki-belarus-i-kitajskoj-narodnoj-respubliki-5105/ (дата обращения 18.08.2017).
7. Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой. URL: http://www.lawbelarus.com/004966 (дата обращения 18.08.2017).
8. Полежай Т. Беларусь - Китай: шаги в будущее // Экономика Беларуси. Минск: Белорусское телеграфное агентство, 2010. № 4.
9. О политических отношениях Беларуси и Китая. URL: http://china.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ (дата обращения 18.08.2017).
10. Беларусь и Китай заключили пакет соглашений и меморандумов о развитии сотрудничества в разных сферах. URL: http://gki.gov.by/ru/about-press-news-ru/view/belarus-i-kitaj-zakljuchili-paket-soglashenij-i-memorandumov-o-razvitii-sotrudnichestva-v-raznyx-sferax-sredi-1626/ (дата обращения 18.08.2017).
11. О торгово-экономическом сотрудничестве Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой. URL:

http://china.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ (дата обращения 18.08.2017).

12. Визит У Банго станет новой точкой в развитии белорусско-китайских отношений. URL: http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-09/16/content_23430446_2.htm (дата обращения 18.08.2017).
13. Andrijauskas K. China &s Economic Penetration into Post-Soviet Central Asia and Eastern Europe. In: Lithuanian Foreign Policy Review. 2013. No 30. P. 113-131. URL:

http://lfpr.lt/wp-content/uploads/2015/09/LFPR-30-Andrijauskas.pdf (дата обращения 03.09.2017).

14. Мокрецкий А.Ч. Отношения КНР и СНГ: новые горизонты развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М., 2012. №17. С. 177181. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-knr-i-sng-novye-gorizonty-razvitiya (дата обращения 18.08.2017).
15. Aoyama R. "One Belt, One Road": China&s New Global Strategy. 2016. URL: http://china-waseda .jp/wpcontent/uploads/2017/03/da7d3ae4d61d9aedc2516b69985c9b77.pdf (дата обращения 03.09.2017).
16. Общие стратегические планы. Завершился государственный визит в Беларусь Председателя КНР Си Цзиньпина. URL: https://www.sb.by/articles/obshchie-strategicheskie-plany.html (дата обращения 18.08.2017).
17. Holslag J. How China&s New Silk Road Threatens European Trade. In: The International Spectator. 2017. Vol. 52. No 1. P. 46-60. URL: http://www.jonathanholslag.be/wp-content/uploads/2016/08/201607-Silk-Road.pdf (дата обращения 03.09.2017). DOI: 10.1080/0966813032000161455
18. Мокрецкий А.Ч. Китайский проект Экономического пояса Шелкового пути: перспективы участия Беларуси // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М., 2015. №20. С. 273-281. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-proekt-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti-perspektivy-uchastiya-belarusi (дата обращения 19.08.2017).

19. Wolff P. China&s &Belt and Road& Initiative - Challenges and Opportunities. 2016. URL: https ://www.die-gdi.de/uploads/media/Belt_and_Road_V1.pdf (дата обращения 03.09.2017).
20. Фань Я. Китай и СНГ: интеграция или экспансия? // ИСОМ. 2014. №5. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/kitay-i-sng-integratsiya-ili-ekspansiya (дата обращения 25.03.2018).
21. Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая. М.: РИСИ, 2013.
22. Елисеев А. Беларусь-Китай: слыть, но не быть // Belarusian Institute for strategic studies. № 8. URL: http://belinstitute.eu/sites/biss.newmediahost.info/files/attached-files/BISS_SA08_2013ru_0.pdf (дата обращения 03.09.2017).
23. Belarus& Foreign Policy Index. May-June 2013. // Belarusian Institute for Strategic Studies. URL: http://pasos.org/wp-content/uploads/2013/07/BISS_FPI14_2013en.pdf (дата обращения 18.08.2017).
24. Iwanski T. Ukraine, Belarus and Moldova and the Chinese economic expansion in Eastern Europe. In: Centre for Eastern Studies. 2012. Vol. 79. URL:

https ://www.osw.waw.pl/sites/default/files/commentary_79.pdf (дата обращения 03.09.2017).

25. Rousseau R. China&s Growing Economic Presence in Ukraine and Belarus. In: Strategic Analysis. 2012. Vol. 36. No 1. P. 18-22. URL:

https ://www.yumpu.com/en/document/view/34439686/chinas-growing-economic-presence-in-ukraine-khazar-university (дата обращения 03.09.2017). DOI: 10.1080/09700161.2012.62848

КНР РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ТОВАРООБОРОТ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНВЕСТИЦИИ ИНФРАСТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты