Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Трифонова Е.Д. — Энергетический вектор внешней политики России 1991-2010 гг. в ЕС и на постсоветском пространстве в анализе французских исследователей // Международные отношения. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0641.2019.4.31600 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=31600
Энергетический вектор внешней политики России 19912010 гг. в ЕС и на постсоветском пространстве в анализе французских исследователей
Трифонова Елизавета Дмитриевна
старшей преподаватель, кафедра иностранныхязыков, факультет гуманитарных и социальных наук, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшзго образования
«Российский университет дружбы народов»
И elizkin3@gmail.com
Статья из рубрики "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ"
Аннотация.
Предметом исследования является энергетический вектор внешней политики Российской Федерации в Европейском союзе и на постсоветском пространстве в период с 1991-2010 гг. Статья является попыткой восполнить пробел французской историографии и дать анализ роли энергетики во внешней политике России через призму французских исследований. В статье рассматриваются оценки французских авторов энергетической политики России в Европейском союзе, а также на постсоветском пространстве. Особое внимание уделяется анализу энергетической политики РФ в Каспийском регионе. Предпочтение отдано ряду французских монографий, посвященных внешней и энергетической политике Российской Федерации конца 1990-х - начала 2000-х гг. В качестве основных методов были использованы исторический, нарративный, а также сравнительно-исторический методы исторического исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые проводится анализ французских работ, посвященных энергетическому направлению внешней политики Российской Федерации. О сновными выводами проведенного исследования является то, что, по мнению большинства французских исследователей, Российская Федерация использует энергетику в качестве инструмента своей внешней политики, пытаясь сначала вернуть, а затем закрепить статус энергетической державы.
Дата рецензирования:
Дата публикации:
В связи с экономическим развитием начала XXI в. потребление энергоресурсов во всем мире растет. В XXI в. страна, обладающая достаточным запасом энергоресурсов, играет важную роль не только в экономике, но и на международной арене. Именно поэтому роль России в этой сфере нельзя недооценивать. Являясь одним из лидеров по добыче первичных энергоносителей, ведущим экспортером нефти и газа в мире, Россия привлекает внимание многих исследователей как в сфере энергетики, так и международных отношений. И как утверждают многие аналитики и исследователи,
Россия была, является и будет энергетической супердержавой [1, 7 8 31.
Именно в этой связи данный вопрос вызывает живой интерес у многих западных исследователей и специалистов в области истории, политологии и международных
отношений [2, 9 13, 14, 16, 171. в том, что касается роли энергетики во внешней политике Российской Федерации, большинство французских исследователей сходятся в том, что Российская Федерация использует энергетику, и, в частности, экспорт углеводородных
ресурсов, в качестве инструмента своей внешней политики —2—р,175], средства, помогающего обеспечить собственную независимость, в том числе и во внешней политике [2& р-1801.
Следует отметить, что в начале 1990-х гг. после распада СССР энергетика в Российской Федерации представляла собой хаотичную отрасль экономики, и в связи с ослаблением позиций России на международной арене речь об использовании энергетики во
внешнеполитических целях вообще не шла [13, р- 1331. Именно с приходом В. Путина к власти в начале 2000-х гг., когда российские позиции на международной арене начали укрепляться, а также в связи с ростом цен на энергоресурсы, удается поставить энергетику на службу российской внешней политике с целью закрепить и усилить свои позиции на международной арене —9—10—и, в частности, на европейском
пространстве [2, р- 1751. Большинство французских исследователей подчеркивают, что именно правильная энергетическая политика помогает Российской Федерации вернуться
на мировую арену в качестве значимого игрока [11, р- 8941. Энергетика начинает играть центральную роль в новой российской дипломатии как в качестве инструмента давления по отношению к странам СНГ11711, так и сотрудничества с такими странами как ЕС, Китай,
Япония, США[12, р-321. Степень влияния энергетики на внешнюю политику подчеркивает П. Верлуиз, французский профессор геополитики, который сравнивает применение энергетической политики в начале 2000-х гг. с ядерным оружием. По мнению автора, согласно энергетической доктрине, разработанной В. Путиным в 2003 г., роль России на международных энергетических рынках определяется в огромной мере ее геополитическим влиянием, а нефтяная и газовая отрасли зачастую заменяют и дополняют ядерные ракеты, оставшиеся со времен холодной войны I201.
Основной темой в анализе энергетической политики России, вызывающей интерес французских исследователей, являются энергетические отношения России и ЕС. Энергетическое партнерство России и ЕС проходит в рамках подписанного в июне 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривало проведение политического диалога между Россией и ЕС по ряду вопросов, включая энергетическое партнерство, согласно которому планировалось удвоить закупки российского газа ЕС в обмен на крупные европейские инвестиции в российский энергетический сектор, а также в рамках Энергетического диалога, о котором впервые речь зашла во время двустороннего саммита, состоявшегося в Париже в октябре 2000 г., а уже в 2001 г. на саммите в Брюсселе была принята совместная декларация об энергетическом сотрудничестве [21, р- 252-2541, в рамках которого позднее был отобран и одобрен ряд инфраструктурных проектов, такие как «Северный поток».
В своих работах французские исследователи подчеркивают, что невозможно отрицать степень зависимости Европейского союза от российских поставок (в 2006 г. доля импорта нефти составляла около 29%, а газа почти 50%), которая, безусловно, растет
под совокупным эффектом нехватки собственных ресурсов [2, р,176"1. с другой стороны, в связи с тем, что ЕС является крупнейшим импортером российских энергоресурсов, а
также из-за отсутствия других реальных рынков сбыта 113—р-1601 Россия не менее заинтересована в поставках своих энергоресурсов в Европейский союз, и настаивает на подписании долгосрочных контрактов, таких как пролонгация существующих контрактов на поставки «Газпрома» до 2031 г., заключенная с «Газ де Франс» в 2006 г. [2, р-175-1781, а также с итальянской компанией «Эни» до 2035 г. [21, р- 4041.
Некоторые французские исследователи отмечают, что именно путем увеличения количества двусторонних соглашений России удается извлекать выгоду из низкого уровня европейской солидарности в вопросе энергетики. В связи с отсутствием общей, скоординированной энергетической политики внутри Евросоюза Российской Федерации
приходится заключать двусторонние отношения со странами-членами ЕС — например, с Германией. Являясь одним из крупнейших импортеров российского газа и нефти, Германия, на базе энергетических отношений развивает тесные политические и экономические связи с РФ, благодаря которым она становится первым торговым партнером России [13, р- 136-1371.
Анализируя российскую энергетическую политику в отношении Евросоюза, интересное сравнение проводит французский историк Фр. Том. По мнению автора, одна из целей энергетической политики В. Путина, который посредством «Газпрома» стремиться получить прямой доступ к европейским системам распределения для увеличения своего влияния и зависимости европейцев от Москвы, созвучна энергетической политике СССР времен Н. С. Хрущева, который хотел сделать СССР единственным поставщиком нефти в
Европе
Еще одним вопросом, которому уделяется пристальное внимание французских исследователей, является стратегически важный для Российской Федерации Каспийский регион, и, в частности, статус Каспийского моря , одна из проблемных зон в отношениях прикаспийских государств, в число которых входят ряд государств, образовавшихся в результате распада СССР, включающие Россию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, а также Иран. До распада СССР в 1991 г. статус Каспийского моря, богатого углеводородами и биоресурсами, регулировался двусторонними соглашениями между СССР и Ираном. Однако, после появления новых государств в результате распада СССР
снова встал вопрос правового статуса Каспийского моря. Французские исследователи подчеркивают, что именно Россия стала инициатором переговоров по статусу Каспийского моря, что привело к подписанию двусторонних договоров с Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна (2002, 2003 гг.), а также пятисторонней Рамочной
конвенции по защите морской среды Каспийского моря (2003 г.) Целью России, по мнению большинства французских исследователей, является сохранить статус-кво в регионе, используя инфраструктуру советского времени, заставить бывшие советские республики экспортировать свои газ и нефть через территорию России, а также не допустить свободного доступа к бассейну Каспийского моря других производителей
энергетики, таких как, например, США р 159; 17]. Следует отметить, что именно между Москвой и Вашингтоном разворачивается соперничество по поводу вывода нефти из Каспийского региона. В то время как Россия защищает Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) - проект нефтепровода, соединяющего берег Казахстана с портом Новороссийск, единственным оставшимся на Черном море российским портом, США предлагает соединить Баку с турецким портом через Тбилиси в обход территории РФ, что
противоречит российским интересам —р—43]. Для достижения поставленных целей Российской Федерации приходится прибегать не только к переговорам, но и к таким методам, как широкомасштабные военные учения в 2002 г. в бассейне Каспийского моря, целью которых, было не только усилить военное присутствие в регионе, но и
заставить Казахстан уступить требованиям Москвы Присоединение к созданному в 1992 г. Каспийскому Трубопроводному Консорциуму американской компании «ЭксонМобил», которое стало не только первой победой России в борьбе за Каспийское море, но и победой над США, а именно над администрацией Клинтона, является еще одним доказательством эффективности политики, проводимой Россией в Каспийском регионе, что позволило России обеспечить контроль за транзитом нефти, которая добывается в странах бывшего Советского Союза [13, р 174; 17].
С другой стороны ряд французских исследователей полагает, что политика Российской Федерации в Каспийском регионе является не только эффективной, но и последовательной, они подчеркивают, что на данный момент целью России является не доминирование в регионе, а, наоборот, его стабильное развитие при участии России. Борьба, разворачивающаяся за Каспийское море, желание Москвы отрезать Казахстан, Азербайджан и Туркменистан от источников западного экспорта кажутся им событиями другой эпохи, так как, по их мнению, целью России является именно стабилизация ситуации, сложившейся в Каспийском регионе, несмотря на нерешенность ряда вопросов по транспортировке нефти и газа
Что касается энергетической политики России в странах постсоветского пространства в целом, то практически все французские исследователи полагают, что, используя в своей политике наследие нефтяных и газовых инфраструктур, оставшихся со времен СССР, целью которых было укрепление империи, Россия старается сохранить свою монополию на экспорт нефти и газа, что противоречит, во-первых, интересам появившихся после
распада СССР новых государств, а также европейских стран-потребителей-^17!. Россия выбирает стратегию давления на страны-производители нефти с целью сделать нерентабельными транзитные пути в обход РФ, а для закрепления и восстановления контроля над нефтяным и газовым экспортом из России администрация В. Путина создает ЕврАзЭс и Европейское энергетическое сообщество, целью которых является формирование общего энергетического рынка [12, 17, 19].
В проведении своей энергетической политики Россия сталкивается с сильной
конфронтацией со стороны соседних государств, таких как, например, Украина и Беларусь, которые видят в проводимой РФ политике сильную угрозу своему суверенитету. Начиная с 2004 г., для того, чтобы навязать им свои условия, Россия неоднократно перекрывает газовый и нефтяной потоки и использует энергетические долги таких стран, как Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан для
оказания на них давления J6!. Ни одна страна, по мнению французских исследователей, не иллюстрирует лучше, чем Украина новую роль, возложенную на энергетический
фактор в российской дипломатии по отношению к ближнему зарубежью p 1671. Вместо угроз в сторону Украины Россия предпочитает использовать по отношению к ней средства экономического давления, прежде всего энергетического, что вписывается в новую экономическую дипломатию, а именно «доктрину Лаврова», являющуюся частью общей переоценки позиции России в отношении соседних государств после волны «цветных революций», произошедших в странах постсоветского пространства - кто
отдаляется от России, платит за сырье по мировым ценам [5, p 1621. Таким образом, контроль за энергетической инфраструктурой (газопроводами, нефтепроводами, нефтеперерабатывающими предприятиями, электростанциями) российскими
энергетическими компаниями становится главной целью российской дипломатии p
С другой стороны из-за сильной зависимости от стран-транзитеров, Российской Федерации приходится искать пути диверсификации экспорта своих энергетических ресурсов. Именно газовые войны на Украине, а также в Белоруссии, как и «цветные революции» утвердили позицию России по диверсификации транзитных путей, строительства новых трубопроводов, ведущих в Европу в обход стран ближнего
зарубежья, таких как «Северный поток» и «Южный поток» I-13—p—ИЦ, что также рассматривается некоторыми исследователями как важный инструмент восстановления российской гегемонии на постсоветском пространстве и даже как энергетическое оружие
Большинство французских исследователей приходят к выводу, что, несмотря на то, что Россия использует энергетику в качестве инструмент давления как на соседние
государства, так и на Европейский Союз —ей удалось достичь значительных успехов на международном уровне. Используя не только свои энергетические ресурсы, но и ресурсы стран постсоветского пространства для того, чтобы установить отношения с Европейским союзом и странами постсоветского пространства, а также чтобы расширить сферу своего влияния, Россия выступает в роли региональной державы, способной диктовать свои правила как различным Европейским государствам, с которыми она развивает двусторонние отношения, так соседним странам, которые появились в результате распада СССР Р; 13, р. I65; 171.
Библиография