Спросить
Войти

РОССИЯ И КИТАЙ В РАМКАХ ШОС: ЕДИНСТВО ВЗГЛЯДОВ И ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ

Автор: Жочэнь У

Россия и Китай в рамках ШОС: единство взглядов и причины расхождений

УЖочэнь

аспирант, кафедра теории и истории международныхотношзний, Российский университетдружбы

117198, Россия, г. Мзсква, уп. М^кпунэ-Макпая, 6 И wu.rochen@bk.ru

Статья из рубрики "МИРОВАЯ ПОЛИТИКА"

Аннотация. В современной мировой политике наибольшую актуальность приобретает стратегическое партнерство России и Китая, которое охватывает в том числе и сотрудничество в рамках международных глобальных и региональных организаций. Наиболее активно государства взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на первоначальное единство позиций относительно развития ШОС, в текущем периоде наблюдаются расхождения, которые выявились при вступлении в организацию в 2015 г. Индии и Пакистана. Цель статьи - установление процесса взаимодействия двух стран в рамках ШОС в контексте приема в организацию Индии и Пакистана. Для достижения цели была проанализирована правовая база двусторонних отношений, изучены основные достижения и проблемы взаимодействия, объединяющие факторы и точки расхождения позиций Китая и России в рамках ШОС, рассмотрены позиции сторон по вопросу приема Индии и Пакистана в организацию. В качестве методологической основы были использованы аналитический и системный подходы. Подобная методология позволила наиболее аргументировано и объективно рассмотреть и проанализировать проблематику статьи, а именно - причины расхождения позиций России и Китая в рамках ШОС. Также был применен метод сравнения для анализа подходов ученых к определению геополитических интересов государств в регионе и международной системе в целом. Автор приходит к выводу, что деятельность ШОС, несмотря на определенные расхождения государств по некоторым вопросам, к числу которых относится прием новых членов, остается одним из важнейших механизмов двустороннего взаимодействия в региональном масштабе и способствует развитию Центрально-Азиатского региона и снижению проблем его безопасности.

DOI: 10.7256/2454-0641.2018.1.25402

Дата направления в редакцию: 08-02-2018

Дата рецензирования: 09-02-2018

Дата публикации: 15-02-2018

Современные Китайская Народная Республика и Российская Федерация представляют собой два важнейших актора международных отношений, активно участвующих в формировании новой архитектуры многополярного мира. Стратегические интересы Китая

и России совпадают как на глобальном, так и на региональном уровне, что не раз подтверждалось заявлениями глав государств, а также позициями и действиями обеих сторон по актуальным вопросам международной жизни. Так, Китай и Россия выступают за создание справедливого, гармоничного, безопасного мироустройства; за многополярный мир и против монополии одной силы, за культурное разнообразие и не приемлют насильственное навязывание со стороны Запада так называемой демократии западного образца во всех регионах мира без учета национальной специфики. В региональных делах Пекин и Москва прилагают усилия для создания системы регионального сотрудничества и безопасности, противостоят силам, подрывающим международную стабильность и безопасность. Что касается двусторонних отношений, то российско-китайское стратегическое партнерство уже давно стало важнейшим фактором обеспечения внешнеполитических интересов двух стран в XXI в. Главы государств не раз заявляли, что каждая из сторон уважает выбор другой стороны собственного пути социально-экономического развития. Двусторонние политические связи и гуманитарные контакты стали образцовой моделью дружественного взаимодействия стран с разными

системами. Экономики двух стран во многом дополняют друг друга

На глобальном уровне две страны являются стратегическими партнерами в Совете Безопасности ООН, в Совете директоров Международного агентства по атомной энергии и во многих других организациях. Общие позиции двух стран по Ираку, по ядерному вопросу Северной Кореи и Исламской Республики Иран и по многим другим вопросам подтверждают этот тезис. Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Китай, таким образом играя важную роль в наращивании Китаем военной мощи необходимости сократить отставание от других глобальных держав ^^

Одной из иллюстраций тесного сотрудничества является активное взаимодействие в рамках такой международной организации, как Шанхайская организация сотрудничества. Организация была образована в 2005 г. с главной целью — обеспечить стабильное развитие в регионе, максимально снизить риски угрозы безопасности, связанных с тремя «силами зла» - терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм

ШОС, выступая гарантом региональной безопасности, играет большую роль в продвижении экономического взаимодействия и углублении гуманитарных связей между странами-членами. Страны ШОС придерживаются «шанхайского духа», основанного на «взаимодоверии, выгоде, равенстве, консультациях, уважении многообразия культур и стремлении к совместному развитию», придерживаются принципов неприсоединения к блокам, ненаправленности против третьих стран

В настоящее время страны-члены и страны-наблюдатели ШОС располагают широкими потенциальными возможностями. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал -четвертую часть населения земли. Экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику, на территории стран ШОС находится около

20% мировых запасов нефти и 50% мировых запасов газа [6]. Таким образом, организация имеет все шансы, чтобы в XXI в. стать одним из мощных полюсов силы.

Китай и Россия в качестве ведущих государств современного мира играют значительно большую роль и оказывают особое влияние на формирование и развитие ШОС по

сравнению с другими членами организации На уровне региона ШОС является главным воплощением стратегического партнерства двух стран. Фактически Россия и Китай являются главной платформой для формирования и развития ШОС, и при этом они

стремятся использовать ШОС в качестве инструмента для создания приемлемого для себя порядка в регионе, в рамках которого существуют важные общие особенности.

В то же время, следует отметить, что ШОС является организацией, где в наибольшей степени интересы двух стран и совпадают, и сталкиваются. Центральная Азия исконно является зоной интересов и влияния России, что многократно было отмечено в российских внешнеполитических концепциях и стратегиях. Однако после распада СССР в новообразованных государствах Центральной Азии появилась тенденция, если не к прозападной, то, по крайней мере, многовекторной внешней политике, направленной на диверсификацию связей для устранения зависимости от России. Фактически с началом 1990-х гг. позиции России в Центральной Азии ослабли, зато у других государств появилась уникальная возможность установить здесь свое влияние, чего у них не было в течение многих веков. Китай также имеет в Центральной Азии политические, экономические, культурные интересы, и у него появилась благоприятная возможность для развития отношений с государствами региона. Центральная Азия для Китая, помимо прочего, имеет большое транспортное значение. Китай в значительной степени импортирует энергоресурсы, которые доставляются в основном через Малаккский пролив. Высокая зависимость Малаккского пролива от политической обстановки в регионе, а также нерешенные территориальные споры Китая с целым рядом стран Юго-Восточной Азии могут в любой момент перекрыть этот путь доставки энергоресурсов. Китай стремится диверсифицировать свои торговые пути, поэтому развивает сотрудничество в Пакистаном, Мьянмой, государствами Центральной Азии. Китайская экономика динамично развивается, ее экспортные и инвестиционные возможности растут, что является чрезвычайно привлекательным для Центральной Азии. Создаваемые китайским руководством условия способствуют укреплению отношений между странами региона и Китаем. «Мягкая сила» распространяет «правильное» мнение о Китае, а географическая близость региона позволяет поставлять полезные ископаемые по выгодной цене. Китаю также необходимо сотрудничество со странами Центральной Азии, так как через них можно самым легким путем связать китайские рынки с европейскими

С конца 1990-х гг. Китай существенно нарастил свое присутствие в регионе, что вызывает недовольство российской стороны.

В двусторонних отношениях России и Китая по вопросам перспектив развития центрально-азиатского направления их внешней политики возникает определенная дилемма. С одной стороны, Пекин осведомлен об особой чувствительности Москвы по отношению к региону, а с другой стороны Москва рассматривает Центральную Азию как свой «стратегический задний дворик» и стремится продолжать свою «политику ближнего

зарубежья» По этой причине Китай старается избегать различного рода

непосредственного столкновения интересов с важным партнером, официально подчеркивая отсутствие каких-либо амбиций относительно региона и уважение военной составляющей, которую привносит Россия в регион. В научных кругах КНР обращается внимание на такие мифы о «китайской экспансии». В последнее время китайские политологи в своих работах пытаются доводить до экспертного сообщества в странах Центрально-Азиатского региона иное понимание намерений Китая, связанных с ЦА, в том числе и в экономической сфере. Научной элите центрально-азиатских участников шосовского процесса внушается, что мощный Китай выгоден региону ЦА, равно как и процветающая, самостоятельная ЦА выгодна Китаю, а попытки доминирования или превращения этого региона в «экономический придаток» КН Р контрпродуктивны с точки зрения китайских стратегических интересов и вовсе не составляют истинной государственной политики Китая, нацеленной на создание «дружественного окружения»

Примечательно, что в сложившейся противоречивой ситуации одной из главных точек соприкосновения стран является безопасность. С учетом этого обстоятельства обе стороны, формулируя общие интересы и общие угрозы, рассматривают присутствие США и НАТО в Центральной Азии, а также расширение НАТО на Восток в качестве угрозы для себя, и в целях противостояния этой угрозе формируют мягкий баланс с Западом, в

частности, вооруженным силам США и НАТО в этом регионе-7!. Также стоит отметить возрастающую объединительную роль таких факторов, как проблемы роста исламизации, контрабанды наркотиков и борьбы с вооруженными бандами и терроризмом. В связи с этим возрастает важность участия в организации таких стран, как Афганистан, Пакистан, которые непосредственно находятся у границ стран-членов ШОС и несут потенциальную угрозу в регион за счет экономического застоя и внутренней политической нестабильности.

Таким образом, очевидно, что общих целей относительно развития ШОС у России и Китая больше, чем расхождений. Однако их значимость также не стоит принижать ввиду возрастания роли Центральной Азии, вопросов энергетической дипломатии и взаимозависимости, исходящей от последствий глобализации.

Примером одного из наиболее явных расхождений в политике двух стран в рамках ШОС является вопрос о включении в состав организации новых членов на примере Индии и Пакистана, которые с определенными сложностями стали полноправными членами организации в 2015 г.

Дело в том, что обе страны с момента обретения независимости в 1947 г. не прекращают враждовать по многим вопросам, наиболее болезненным из которых является территориальная принадлежность исторической области Кашмир. Противостояние в течение 70 лет подстегивало государства на взаимную гонку вооружений, наращивание вооруженных сил на границе и т. д. Даже действующие правительства государств, отличающееся активностью и прагматизмом в принятии политических решений, демонстрируют лишь слабые позитивные жесты по отношению к двустороннему взаимодействию, что чаще всего выражается лишь словами, нежели чем конкретными

действиями Проблема заключается в том, что Россия и Китай в этом сложном

противостоянии поддерживают разные стороны.

Осложнили вопрос вступления Индии и Пакистана в ШОС и двусторонние китайско-индийские отношения, отягощенные также территориальным спором по поводу принадлежности плато Аксай-Чин и части штата Аруначал-Прадеш. И Китай, и Индия считают эти территории своими. Территориальные споры Индии и Китая берут начало с 1962 г., тогда конфликт нес в себе угрозу не только территориальной борьбы, но и использования ядерного потенциала стран. Именно события начала 1960-х гг. прошлого века наложили отпечаток и на сегодняшние отношения между Индией и Китаем.

С одной стороны, Индия и Китай выступают за создание новой системы международных отношений многополярного склада, поддерживают друг друга в международных дискуссиях относительно актуальных проблем современности - построения новой системы международных отношений, международного терроризма, загрязнения окружающей среды и т.д. Однако в регионе Южная Азия конкуренция государств охватывает целый спектр сфер: начиная от экономики, заканчивая военно- технической сферой. Китай стремительно «захватывает» некогда сферу влияния Индии, устанавливает экономические связи, расширяет образовательные возможности обмена

для студентов из государств региона и т.д.

В Южной Азии наиболее тесные отношения у Китая сложились с Пакистаном, что не может не беспокоить Индию. Китай не только активно инвестирует в экономику Пакистана, но и сбывает в Пакистан свои товары, участвует в модернизации его транспортной инфраструктуры и армии. Ко всему прочему, Дели озабочен продолжающимся сотрудничеством Китая и Пакистана в деле тайной реализации последним программы создания собственного оружия массового поражения, а также продажей Исламабаду китайского ракетного вооружения. Недавнее заявление обоих государств в стремлении продвигать создание китайско-пакистанского экономического региона стало определенным дополнением китайской стратегии «нитей жемчуга» уже на суше. Китайско-пакистанский экономический коридор - инфраструктурный проект на сумму 46 миллиардов долларов, средства в который инвестирует Китай. В рамках проекта предполагается посредством широкой сети автомобильных и железных дорог соединить пакистанский юго-западный портовый город Гвадар с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом

Китай рассматривает Пакистан также как стратегического партнера в диалоге с набирающим силу исламским миром. Пекин никогда не забывает, что исламские экстремисты занесли Китай в список своих главных врагов. В частности, выступая как лидер исламского мира, Пакистан помог Китаю наладить связи с арабскими странами и другими мусульманскими государствами I!2!. Другими словами, Пакистан можно назвать посредником между Китаем и исламским миром. По словам официального представителя

МИД Китая Цзян Юй, «любое нападение на Пакистан - это нападение на Китай»-13!. В свою очередь премьер Пакистана Гайлани выразил также дружественное отношение к китайским коллегам: «Мы гордимся тем, что Китай наш лучший и самый верный друг. Пусть и Китай знает, что Пакистан всегда и во всем рядом. Когда мы говорим о дружбе,

выше, чем Гималаи и глубже, чем океан, это реальность» I14!.

Таким образом, сотрудничество между Китаем и Пакистаном является довольно тесным и имеет большие перспективы на будущее.

Индия же является традиционным партнером России. Начиная с момента установления дипломатических отношений в 1947 г., государства имели тесные связи в экономике,

политике, культурно-образовательной и научно-технической сферах ¿А^!. Примечательно, что в индийско-пакистанских войнах СССР выступал на стороне Индии, а также в конфликте между Китаем и Индией относительно пограничных территорий, СССР выступал в пользу последней. Китай же, ввиду наличия давних территориальных противоречий с Индией, имел тенденцию поддерживать Пакистан. Вследствие вышесказанного, Россия всячески поддерживала Индию в ее стремлении стать полноправным членом ШОС, Китай всячески поддерживал в подобных намерениях Пакистан. В рамках организации складывается ситуация, когда военно-политическое преобладание России в регионе и организации постепенно сменяется экономическим преобладанием Китая.

Таким образом, многообразие международных отношений характеризуется нестабильностью течения событий, динамичностью. Взаимосвязанность государств делает необходимым при любых изменениях в мире, реагировать и адаптироваться к новым сложившимся условиям. Как и в любой видной организации, ШОС постепенно стали складываться зачатки к созданию платформы для экономического взаимодействия. Учитывая факт, что экономики стран Центральной Азии и Китая отличаются высокой

степенью взаимодополняемости и огромным потенциалом к экономическому сотрудничеству, вопрос о снижении роли России в ШОС предоставляет близкую

перспективу Пё!. Однако включение в ШОС новых игроков вполне может повлиять на деятельность внутри ШОС и «обновить» положение региональных игроков.

Библиография

1. Методические рекомендации к выполнению курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций по направлениям «Международные отношения»: учебно-методическое пособие / под ред. Д.А. Дегтерева, В.Г. Джангиряна, Е.Ф. Черненко. Москва: РУДН, 2016. — 149 с.
2. Ли Юнцюань. В своей основе подходы Китая и России едины [Электронный ресурс]. // РИСИ, 25.06.2013. URL: https://riss.ru/analitycs/3542/ (дата обращения: 20.12.2017).
3. White Paper of China Government, 2004. URL: www.china.org.cn/e-white/index.htm (дата обращения: 24.11.2017).
4. Подход КНР к Шанхайской организации сотрудничества: экономический аспект [Электронный ресурс]. // Портал МГИМО. URL:

https://mgimo.ru/about/news/experts/150812/ (дата обращения: 03.01.2018).

5. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания [Электронный ресурс]. 07.06.2012. URL: http://kremlin.ru/supplement/1232 (дата обращения:
03.12.2017).
6. Шанхайская организация сотрудничества. Справка [Электронный ресурс]. // РИА Новости, 15.06.2006. URL: https://ria.ru/spravka/20060615/49512776.html (дата обращения: 03.01.2018).
7. Махмуд Ваэзи. Цели и интересы Китая и России в ШОС [Электронный ресурс]. // Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/477/czeli-iinteresy-kitaya-i-rossii-v-shos-2093 (дата обращения :
15.01.2018).
8. Зеленева И. В. Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии // Управленческое консультирование. - 2014. - №9 -С.32-33.
9. Olcott Brill Martha. Russia-Chinese Relations in a Changing Asia // Washington DC, Carnegie Endowment for International Peace, 2004. - P.375.
10. Белокреницкий В. Я. Внешнеполитический процесс в Пакистане: внутренние и внешние доминанты // Вестник МГИМО, 2010.
11. Китай и Пакистан будут продвигать создание китайско-пакистанского экономического коридора [Электронный ресурс]. // РИА Новости, 23.08.2016. URL: https://ria.ru/world/20160823/1475030999.html (дата обращения: 23.11.2017).
12. Петров В. К. Пакистан, Индия, Китай - треугольник нестабильности [Электронный ресурс]. // Информационно-аналитический журнал Политическое образование, 17.10.2011. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/41418?quicktabs_5=1 (дата обращения: 23.11.2017).
13. Уэбстер Г. Тарпли. США и Пакистан на пороге войны. Китайцы жестко предупреждают Вашингтон [Электронный ресурс]. // Война и мир, 20.05.2011. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/58384/ (дата обращения: 24.11.2017).
14. Заявление премьер-министра Пакистана Юсуфа Резы Гилани во время визита в Китай [Электронный ресурс]. // РИА Новости, 19.05.2011. URL:

https://ria.ru/world/20110519/376779033.html (дата обращения: 19.12.2017).

15. Галищева Н. В. Союз, проверенный временем. Российско-индийское экономическое сотрудничество: основные проблемы и перспективы. // Азия и Африка сегодня. -2015. - №3. - С.2-8.
16. Лю Цянь. Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. // Cyberleninka, 2015. URL: https ://cyberleninka.ru/article/v/rashozhdeniya-interesov-kitaya-i-rossii-v-ramkah-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva (дата обращения: 03.01.2018).
ПАКИСТАН ИНДИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ШОС МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР КИТАЙ РОССИЯ ТОЧКИ РАСХОЖДЕНИЯ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты