Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Грибер Ю.А., Сухова Е.Е. — Цвет в визуальных репрезентациях пандемии коронавируса COVID-19: контент-анализ сообщений русскоязычных электронных СМИ // Социодинамика. - 2020. - № 5. DOI: 10.25136/24097144.2020.5.32989 URL: https://nbpublish.com&Hbrary_read_article.php?id=32989
Цвет в визуальных репрезентациях пандемии коронавируса COVID-19: контент-анализ сообщений русскоязычных электронных СМИ
Грибер Юлия Александровна
доктор культурологии профессор, Смоленский государственный университет 214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4
И y.griber@gmail.com
Сухова Елена Евгеньевна
кандидат социологических наук Декан, Социологический факультет Смоленского государственного университета 214000, Россия, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4
И elena-suchova@mail.ru Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация.
Цель статьи заключается в том, чтобы представить результаты анализа визуальных репрезентаций пандемии коронавируса COVID-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности доминирующего тона изображений и ее динамики. Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации в электронных СМИ, вышедшие на русском языке в феврале - мае 2020 года. Временные рамки исследования охватили 100 дней, начиная с 31 января 2020 года, когда в России был зафиксирован первый случай заболевания. Отбор единиц исследования (N=1200) проводился с использованием многоступенчатой кластерной стратегии. Для сортировки материала в кластеры использовалась функция поиска по доминирующему цвету Google. Поиск осуществлялся по 12 основным цветам: девяти хроматическим (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, розовый, коричневый) и трем ахроматическим (белый, серый, черный). В кластерах отбор документов проводился методом сплошной выборки. Для каждого основного цвета в базу данных исследования включались первые 100 статей. Исследование проводилось методом контент-анализа. Фиксировалась частота внимания к исследуемой теме по специально разработанным категориям анализа. Единицей анализа и счета являлась одна статья, посвященная коронавирусной проблематике. Статистический анализ собранных данных показал, что цвет изображения коррелирует с темой информационного сообщения, представленной в нем общей оценкой ситуации и оценкой перспектив ее развития. Доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ является изображение источника инфекции, вируса СОУШ-19, который в он-лайн публикациях представлен во всех основных цветах за исключением двух - ахроматических белого и серого. Во многих изображениях используются сложные, «ломаные» цвета, которые заметно отличаются от чистых оттенков по своему воздействию. Динамика цветовой репрезентации коронавируса связана с важными для развития ситуации событиями. Случайность и изменчивость цветового образа коронавируса отражает высокую тревожность общества, которая поддерживается и нагнетается сообщениями о неопределённой природе вируса и течении вызываемой им болезни. Решением проблемы могло бы стать закрепление за визуальным образом коронавируса свойственного ему серого цвета. В этом случае цвет соответствовал бы научной действительности (ведь цвета нет без света), а образ коронавируса, очищенный от агрессивного цвета, стал бы намного менее угрожающим и враждебным.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-29-09145 «Картография цвета: диагностика развития цветонаименований русского языка с использованием естественно-научных, историографических, социологических и психологических методов».
Введение
Трудно представить себе современные новостные сюжеты или коммуникацию в социальных сетях без визуального компонента -Ш. Процесс «визуальной индустриализации» ^ и вызванные им «визуальный переворот» и «глобализация визуального» Сш 4] привели к появлению новой, «визуальной» модели субъективности ———в которой полностью изменился характер репрезентации: из сферы художественного визуальные образы перешли в разряд прагматики.
В современных средствах массовой информации визуальный материал не дополняет вербальный текст в качестве иллюстрации новостей, а выполняет самостоятельные функции, играя важную роль в конструировании социальных практик. СМИ используют изображения, чтобы привлечь и удерживать внимание, для убеждения аудитории и даже в качестве способа изменить существующее поведение и привычки. Это особенно
касается информации, связанной безопасностью, благотворительностью и здоровьем
Исследования показывают, что визуальные образы описываемых событий вселяют в людей гораздо больше страха, чем та информация, которую они получают
непосредственно из текста (см., напр.: J51). При этом сюжет визуального сообщения
меняет степень его убедительности гораздо в меньшей степени (см., напр.: [6]), чем цвет, который способен заметно изменить впечатление и оценку читателем
представленной информации J71, повлиять на его привычки и принимаемые решения [810].
В этом смысле цвет визуальных репрезентаций открывает массу новых возможностей для интерпретации социальной реальности, поскольку из разряда простого способа отражения действительности, переходит в разряд специфической среды, передающей и
создающей новое знание (см., напр.: [11; 12]).
Цель статьи заключается в том, чтобы представить результаты анализа визуальных репрезентаций пандемии коронавируса COVID-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности доминирующего тона изображений и ее динамики.
Метод
Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации в электронных СМИ, вышедшие на русском языке в феврале - мае 2020 года. Временные рамки исследования охватили 100 дней, начиная с 31 января 2020 года, когда по
сообщению официальных источников Ü3I, в России был зафиксирован первый случай заболевания.
Исследование проводилось методом контент-анализа, суть которого заключается в переводе качественной информации, содержащейся в однородных документах за определенный период времени, в количественную на основе подобранных специальным
образом показателей
Отбор единиц исследования (N = 1200) осуществлялся с использованием многоступенчатой кластерной стратегии. Сначала с помощью фильтров Google поиска из всей совокупности текстов отбирались сообщения русскоязычных электронных СМИ, затрагивающие широкий круг вопросов, связанных с распространением заболевания, вызванного коронавирусом COVID-19. Далее, все статьи были разделены по цвету содержавшегося в них главного изображения на кластеры. Для сортировки использовалась функция поиска по доминирующему цвету Google. Поиск осуществлялся по 12 основным цветам: девяти хроматическим (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый) и трем ахроматическим (белый,
серый, черный) (см. подр.: J151). В результате массив сортировался по наиболее часто встречающимся цветам, а изображения располагались в порядке возрастания цвета и количества точек с данным цветом. В кластерах отбор документов осуществлялся методом сплошной выборки. Для каждого основного цвета в базу данных исследования включались первые 100 статей.
Фиксировалась частота внимания к исследуемой теме по специально разработанным для данного исследования категориям анализа. Единицей анализа и счета являлась одна статья, посвященная коронавирусной проблематике.
Результаты исследования
Статистический анализ собранных данных показал, что цвет изображения коррелирует с темой информационного сообщения, представленной в нем общей оценкой ситуации и
оценкой перспектив ее развития.
Влияние коронавируса на организм чаще всего поддерживалось красным или желтым цветом изображения, деятельность системы здравоохранения - голубым, предпринимаемые меры - белым. Сообщения, связанные с экономикой, как правило, сопровождались рисунком с доминирующим красным, желтым или оранжевым цветом. Политические сообщения чаще всего содержали изображения в сдержанных коричневых тонах. Мнение экспертов сопровождали изображения, в которых доминировали зеленый, синий, голубой (рис. 1).
(1) Влияние коронавируса на организм
(2) Деятельность системы здравоохранения
(5) Политика (6) Экспертная оценка
Рис. 1. Корреляция цвета с темой информационного сообщения
Позитивная оценка чаще всего поддерживалась цветами теплой части спектра - красным и желтым; негативная - темными коричневым и серым. Сбалансированная оценка, которая включала анализ как положительных, так и отрицательных моментов в решении связанных с распространением инфекции проблем, отчетливо коррелировала с оранжевым цветом (рис. 2).
Перспективы развития ситуации имели совершенно другие цветовые маркеры. Улучшение обстановки в большинстве случаев содержало изображение с серым или синим доминирующим цветом, ухудшение обозначалось коричневым, а сохранение стабильности ситуации - желтым или голубым (рис. 3).
Рис. 2. Корреляция цвета с общей оценкой ситуации
Рис. 3. Корреляция цвета с оценкой перспектив развития ситуации
Исследование показало, что доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ является изображение источника инфекции - вируса СОУШ-19. Почти треть (31,34%) всех размещенных в электронных СМИ текстов содержат рисунок именно с таким сюжетом. Другие, менее популярные, репрезентации представляют врачей в спецкостюмах (20,26%), людей в защитных масках (14,27%), карты распространения инфекции (10,91%), шприцы и пробирки (9,11%).
Визуальный образ коронавируса, который за последние месяцы стал хорошо узнаваемым, практически во всех случаях представлял собой шар с острыми шипами, присосками или выступающими, похожими на бородавки, наростами, плывущий или парящий в непрозрачной среде. Отметим, что сферическая форма коронавируса и его особая структура с торчащими усиками достаточно точно соответствуют действительности
(см., напр.: [16]). Примерно так вирус СОУШ-19 и выглядит на изображениях, полученных с помощью электронных микроскопов (рис. 4).
Рис. 4. Изображение коронавируса, полученное с помощью электронного микроскопа
В он-лайн публикациях на русском языке, за редким исключением, вирус окрашен. При этом несмотря на узнаваемость и повторяемость формы, по каким-то причинам за ней не закрепился определенный цвет и у нее не развился узнаваемый цветовой образ. Вирус COVOD-19 представлен во всех основных цветах, за исключением двух - ахроматических белого и серого, которые за время исследования встретились всего несколько раз (рис. 5).
Рис. 5. Цветовой тон вируса Доминирующие цвета изображений - черный (23%) и красный (13%).
Красный является распространенным цветом для обозначения коронавируса не только в российских электронных СМИ, но и за рубежом (рис. 6), где вирус COVID-19 чаще всего изображается полностью красным, с красными шипами или с насыщенно-красным ядром и более светлыми тонкими усиками и элементами (см., напр.: --16!).
Воздействие красного цвета в контексте восприятия информации изучено гораздо лучше других цветов и оттенков. Исследование показывают, что добавление изображений
красного цвета к тексту новости способно заметно изменить впечатление и оценку представленной информации читателем [7], повлиять на выбор им стратегии поведения
и даже на принятие жизненно важных решении
й Г8; 91
Рис. 6. Красный коронавирус. Фото: BBC
Черный цвет (рис. 7) чаще всего используется для обозначения фона - пространства, в котором находится вирус. Сам вирус при этом, как правило, изображается полностью серым, серым с красными шипами, красным или оранжевым с серыми шипами, или однотонным - оранжевым, красным, синим, зеленым, фиолетовым. Черный фон изображения выбирается намеренно. Его задача - создать максимальный контраст, способный разрушить впечатление устойчивости и вызвать «иррациональное
беспокойство»
Рис. 7. Компьютерная модель коронавируса. Фото: Getty Images Интересно, что термины для обозначения двух цветов, доминирующих в изображении
коронавируса по результатам нашего исследования, черного и красного, первыми
появляются в различных языках мира 1151 и в разных языках являются наиболее
частотными liSI. Анализ динамики частотности цветонаименований русского языка за
последние два столетия 1181 показывает удивительное совпадение динамики частот красного и черного цвета (их когерентность), заметное уменьшение частоты серого и фиолетового цветов и, наоборот, рост частоты зеленого, который занял одну из лидирующих позиций и в нашем рейтинге популярности.
Обращает на себя внимание и то, какой именно для окрашивания вируса выбирается оттенок. Во многих изображениях используются сложные, «ломаные» цвета, которые
заметно отличаются от чистых оттенков по своему воздействию (см., напр.: -1191) . Как справедливо замечает в своей статье С. Вивинг, чаще всего это не просто красный, а
«жуткий красный», не просто зеленый, а «неприятный зеленый» -1201.
В большинстве случаев вирус изображается плавающим в плотной, непрозрачной, часто темной, субстанции. Цветовая композиция строится на разных видах контраста, которые во многих случаях используются в комбинации друг с другом. Достаточно часто используется контраст по светлоте, реже - контраст по насыщенности и площади цветов. Часто фигура и фон не противопоставлены друг другу по тону, и вирус изображается в той же цветовой гамме, что и пространство, в котором он находится.
Если проследить динамику цветовой репрезентации коронавируса, обращают на себя внимание резкие всплески частоты, которые приходятся на 12 и 16-20 недели 2020 года (рис. 8). Сопоставив даты цветовых всплесков с событиями, обнаружим, что первый пик, особенно выраженный для красного цвета, приходится на 16-22 марта 2020 года -время, когда был создан специальный координационный совет для борьбы с распространением в стране коронавирусной инфекции, в регионах введен особых режим, в Москве, а потом и по всей стране отменено проведение массовых мероприятий,
закрыты школы, непродовольственные магазины и многие предприятия (см., напр.: -t21-22]). Второй, чуть менее слабый пик красного цвета приходится на период с 13 по 19 апреля, который по заявлениям властей, должен был стать определяющим в борьбе с коронавирусом и включал введение цифровых пропусков для движения по Москве и
Подмосковью (см.., напр.: -23& 24]), а также обсуждение пакета законопроектов о помощи гражданам, бизнесу и отдельным отраслям экономики (см., напр.: -25& 26]).
Всплеск частоты зеленого и желтого цвета, зафиксированный в период с 20 по 27 апреля, по всей видимости, отразил главное содержание новостей недели о том, что правительству удалось стабилизировать ситуацию и сдержать темпы распространения
коронавируса в России (см., напр.: [27]). Сине-голубая волна, которая пришлась на период с 27 апреля по 3 мая, скорее всего, связана со смещением фокуса внимания связанных с коронавирусом сообщений на успешные практики дистанционной работы и обучения, внедрение технологий веб-конференций и искусственного интеллекта (см., напр.: -1281).
Рис. 8. Динамика частотности основных цветов Обсуждение и выводы
В целом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов, важных для понимания специфики визуальной репрезентации пандемии коронавируса СОУШ-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности основного тона изображений и ее динамики.
Во-первых , доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ оказалось изображение источника инфекции - вируса СОУШ-19. Обобщение предыдущего опыта показывает, что до этого образ вируса практически никогда не становился основным знаковым сюжетом инфекции. Гораздо чаще в этих целях использовались образы людей. Так, во время распространения Эболы в 1995 году в качестве визуального образа инфекции была выбрана группа западных экспертов-медиков, которые, работая в африканских деревнях в герметично закрытых костюмах, выглядели как герои-астронавты, которые успешно
выполняли свою миссию в опасном открытом космосе Визуальным образом СПИДа
стали истощенные тела заболевших людей, чаще всего молодых мужчин
В случае с коронавирусом СОУШ-19 визуальной репрезентацией инфекции не стали люди сразу по нескольким возможным причинам. Прежде всего, это могло произойти потому, что такая форма была уже «занята» другим содержанием - самые яркие образы с людьми в защитных костюмах и заболевшими использовались раньше и закрепились в культуре как символ других болезней. Еще одной возможной причиной может быть смена эмоционального тона визуального убеждения (см. подр.: [30]). В случае с коронавирусом СОУШ-19 задача визуальных сообщений заключалась не в том, чтобы вызвать отвращение (как в случае со СП И Дом) или сострадание и даже гордость (как в случае с Эболой). Теперь, когда опасность оказалась совсем близко и приобрела огромный масштаб, изображения должны были помочь удерживать пристальное внимание читателя, вызывать у него заинтересованность и обеспокоенность происходящим. Кроме того, сменилось поколение. А, как известно, сигналы СМИ появляются в соответствии с
существующими в обществе идеями
Во-вторых , поскольку естественные серые изображения бесформенных пятен вряд ли способны были создать убедительный и эмоциональный медиа контент, важную роль в визуализации вируса сыграл его цвет.
Цветовой образ коронавируса можно считать ярким примером «неестественной визуализации» - ситуации, когда изображение довольно далеко отходит от реальной
действительности, становится несоизмеримым с тем, что оно репрезентирует. По справедливому замечанию Дж. Элкинса, подобные изображения часто являются бесполезными с научной точки зрения, потому что их нельзя использовать, чтобы исчислять, предсказывать или моделировать какой-либо феномен [31———152!. Бесполезное с научной точки зрения изображение не может служить в качестве средства для запоминания или подсказкой для размышлений и часто выполняет чисто
риторическую функцию. Его задача - убедить читателя в истинности теории [31, Сш 153"". Ведь многие сложные и запутанные факты становятся простыми и очевидными, когда их показывают. Такие изображения могут быть никак не связаны с настоящим объектом количественно, и часто искажают его реальные пропорции и структуру или цвет.
В случае с коронавирусом мы имеет дело с изображением цвета объекта, который по своей природе цвета не имеет. Ведь для восприятия цвета нужен свет. Световые волны
отражаются от поверхности объекта и попадают в наши глаза (см. подр.: [32!). Но когда объект очень маленький, свет перестает быть важным условием восприятия. Объекты, которые можно разглядеть только в электронный микроскоп, становятся видимыми благодаря электронам, которые намного меньше, чем частицы света. Такой способ дает возможность увидеть форму, структуру и даже текстуру вирусов, но так как в этом процессе нет света, нет и цвета (см., напр.: [33; 34]).
Появление так называемых «цветных» изображений электронных микроскопов, которое стало возможным благодаря недавним разработкам I35", дало возможность ученым «раскрашивать» изначально серые изображения вирусов, чтобы лучше показывать их структуру, выделяя в ней детали и привлекая с помощью цвета внимание к отдельным элементам; однако выбор цвета в этом случае был произвольным, и один и тот же визуальный образ вируса в результате приобретал самые разные цветовые вариации, от желтых и оранжевых до синих и фиолетовых.
Таким образом изображения вирусов, бесцветные с точки зрения научной достоверности, оказались удобной формой визуальной репрезентации, поскольку работали как художественный образ и быстро наполнялись воображаемыми элементами и впечатлениями фотохудожников, которые, с точки зрения цвета, никакого отношения не имеют к действительности. В этом случае культура могла выстраивать свои границы применения цвета в визуализации, определяя визуальные нормы, девиации и табу.
В-третьих , подтверждая гипотезу В.Д. Соловьева и его коллег о том, что цвет является «социально чувствительной категорией» и чутко реагирует на социокультурную ситуацию
проведенный нами анализ динамики цветовой репрезентации коронавируса показывает, что более частое использование определенного цвета связано с важными для развития ситуации событиями. Разного рода социальные потрясения в обществе провоцируют использование отдельных цветовых категорий, как бы «раскрашивая» картину мира, делая динамику основных цветов хорошим предиктором изменений на с трое ний в обще с тв е .
Цветовые трансформации и постоянное «переодевание» вируса, которое мы обнаружили, случайность и изменчивость его цветового образа, по всей видимости, отражают высокую тревожность общества, которая поддерживается и нагнетается сообщениями о неопределённой природе вируса и течении вызываемой им болезни. Решением проблемы могло бы стать закрепление за визуальным образом коронавируса свойственного ему серого цвета (см., подр.: [22!). В этом случае цвет соответствовал бы научной
действительности (ведь цвета нет без света), а образ коронавируса, очищенный от агрессивного цвета, стал бы намного менее угрожающим и враждебным.
Библиография
https://www.rbc.ru/society/31/01/2020/5e341f929a7947d43c9aa308 (дата обращения: 02.05.2020).
https ://rg.ru/2020/03/14/kabmin-sozdal-koordinacionnyj-sovet-dlia-borby-s-koronavirusom.html (дата обращения: 22.05.2020).
https ://rg.ru/2020/04/13/reg-cfo/kak-moskvichi-poluchaiut-specpropuska-na-proezd.html (дата обращения: 22.05.2020).
https ://rg.ru/2020/04/18/reg-cfo/sobianin-moskva-perehodit-na-avtomaticheskij-kontrol-za-samoizoliaciej.html (дата обращения: 22.05.2020).
https ://rg.ru/2020/04/26/reg-szfo/sudy-nachali-provodit-zasedaniia-v-rezhime-onlajn.html (дата обращения: 22.05.2020).
visualization of viruses // Canadian Journal of Communication. 2014. No. 39(4). P. 539-556.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В связи с происходящими в мире процессами распространения неизвестной пандемии, необходимости взвешенных политических решений на глобальном уровне по отношению к населению, распространения всевозможных теорий заговора вокруг СОУШ-19, снижения доверия социальных групп к российским институтам власти, усиления невежества отдельных индивидов, а также сознательного контроля СМИ информации о СОУШ-19, крайне востребованными становятся фундаментальные и прикладные исследования управления общественным сознанием и повышения доверия к научному знанию. Необходимость изучения визуальных репрезентаций социальных проблем в средствах массовой информации является актуальной и практико-ориентированной задачей современных социологических исследований. Известно, что конструирование социальных практик с массовым распространением визуальных образов стало трендом не только в области коммуникаций, но и в сфере идеологии. Обозначенный философами и культурологами "визуальный поворот" в гуманитарной культуре, трансформация массового сознания в связи с развитием социальных сетей, мессенджеров и в целом "глобализации визуального" определяют необходимость новых подходов к описанию социальной реальности. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является результаты анализа визуальных репрезентаций пандемии коронавируса СОУШ-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности доминирующего тона изображений и ее динамики. Работа основана на социологическом исследовании, осуществленном в феврале-мае 2020 года, что доказывает своевременность полученных данных. Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов контент-анализа, анализа документов, сравнения, обобщения, синтеза. Актуальность исследования обусловлена важностью выявления характера репрезентации визуальных образов коронавируса СОУШ-19 в русскоязычных электронных СМИ, научной критикой информации, связанной с безопасностью и здоровьем населения, необходимостью интерпретации влияния визуальных сообщений как средства убеждения и способа изменения социального поведения. Научная новизна связана с обоснованием автором выводов о том, что доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ оказалось изображение источника инфекции - вируса СОУШ-19. Цветовые изображения вируса, являющиеся бесцветными с точки зрения научной достоверности, по мнению автора, удерживают
пристальное внимание читателя, являются художественным образом, отражают высокую тревожность общества, которая поддерживается и нагнетается сообщениями о неопределённой природе вируса и течении вызываемой им болезни. Стиль изложения научный, вместе с тем доступный для понимания не только специалистам, но и широкому кругу читателей, всех, кто интересуется актуальными событиями в мировой политике, экономике, здравоохранении. Статья написана русским литературным языком. Текст отличается логичностью, структурированностью. Содержание отражает заявленную проблематику работы. Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (визуальные материалы в конструировании социальных практик, влияние цвета в подаче информации, передача и создание нового знания путем цветовых визуальных репрезентаций, прикладное социологическое исследование репрезентации пандемии коронавируса СОУШ-19 в русскоязычных СМИс точки зрения функций цвета), Отбор единиц социологического исследования (контент-анализ электронных СМИ, 1200 интернет-ресурсов, этапы отбора цветовых изображений), Результаты социологического исследования (статистический анализ собранных данных, рисунок 1 корреляция цвета с темой информационного сообщения: влияние коронавируса на организм, деятельность системы здравоохранения, предпринимаемые меры, экономика, политика, экспертная оценка, доминирование красного и желтого цветов в подаче материалов о влиянии коронавируса на организм человека и экономических событий, сопровождение сообщений о системе здравоохранения голубым цветом, подача политических сообщений - коричневым цветом, отражение позитивных оценок цветами теплой части спектра, воспроизведение улучшения обстановки в связи с коронавирусом серым и синим цветами, рисунок 2. Корреляция цвета с общей оценкой ситуации, Рисунок 3. Корреляция цвета с оценкой перспектив развития ситуации, доминирование формы визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в виде изображения источника инфекции, Рисунок 4. Изображение коронавируса, полученное с помощью электронного микроскопа, определение окрашенности изображения вируса, представленность красного цвета в изображении СОУШ-19, Рисунок 5. Цветовой тон вируса, Рисунок 6. Красный коронавирус. Рисунок 7. Компьютерная модель коронавируса, выявление изменения впечатления о представленной информации под воздействием красного цвета у читателя, влияние черного цвета на "иррациональное беспокойство", рост частоты зеленого цвета, использование сложных ломаных цветов для привлечения внимания, роль контраста в цветовой гамме, изображение резких всплесков частоты событий распространения инфекции в России красным цветом, изображение стабилизации зеленым и желтым цветами, изображение внедрения дистанционного обучения сине-голубым цветом, Рисунок 8. Динамика частотности основных цветов), Обсуждение и выводы, Библиография. Как показали результаты оригинального исследования, проведённого автором, доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ оказалось изображение источника инфекции - вируса СОУШ-19. важную роль в визуализации вируса сыграл его цвет, не имеющий такого в природе на самом деле, цвет чутко реагирует на социокультурную ситуацию, а цветовые трансформации отражают высокую тревожность в обществе. Полученные выводы, без сомнения, интересны и могут вызвать отклик у широкой читательской аудитории. Выводы исследования отвечают современным научным подходам в исследованиях визуальной информации и в целом визуального отражения социума. Проблема, заявленная в названии статьи, автором раскрыта в полной мере, противоречий в содержании материала и основных выводах не содержится. Анализируя библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его разносторонность. В список литературы автором включены 35 различных источников и исследований, в том числе
периодических изданий. Нельзя не заметить, что главной задачей автора является анализ собранных конкретных данных - электронные СМИ. Из привлекаемых автором работ отметим труды, в центре внимания которых визуальные методы изучения социальной реальности, повышающие значимость проведённого прикладного исследования. Статья сопровождается репрезентативной библиографией, автор опирается на актуальные материалы отечественных и зарубежных специалистов в заявленной теме. Аппеляция к оппонентам представлена на основе полученной информации, собранной автором в ходе работы над темой статьи. Представленные на рецензирование материалы и полученные результаты авторского исследования могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках управленческих решений. Работа представляет интерес для исследователей и специалистов в сфере социологии и психологии, а также для студенческой аудитории журнала «Социодинамика». В то же время к статье есть некоторые замечания: 1. Во введении желательно было дать краткую характеристику или дефиницию вируса СОУШ-19.2. Ясно выделить постановку проблемы исследования, так как из актуальности или анализа научной литературы, как правило, следует выявление недостаточности некоего вопроса, которым задается исследователь. 3. Представляется важным дать ответ и на вопрос об обосновании выборочной совокупности исследования, почему взят именно данный объем выборки изданий. 4. Из списка литературы следует, что были проанализированы электронные СМИ - Российская газета, Forbs, РБК. Очевидно, что российские электронные СМИ этим списком не ограничиваются. Желательно, обозначить обоснование данного выбора и вынести его описание в текст статьи в выборку исследования. 5. Кроме того, весьма важным видится показать, почему автор выбрал именно метод контент-анализа. 6. Автору нужно обратить внимание на недочеты в оформлении библиографии: источник №6 указан без страниц; 7. Встречаются опечатка в предложении "В он-лайн публикациях...", термин СОУШ-19 указан как COVOD-19. 8. Обозначение нумерации рисунка №1 включает 6 рисунков, рисунка №2 - 3 рисунка, рисунка №3 - 3 рисунка. Желательно указать в каком редакторе или статпакете выполнены автором рисунки и диаграммы. 9. В целом, библиография, отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, однако её необходимо расположить по алфавитному списку, первоначально русскоязычные источники, затем иностранные источники, отсюда изменяется порядок расположения ссылок в тексте. 10. В качестве пожелания следует отметить, что в научных русскоязычных источниках также указываются DOI. С учетом ряда указанных замечаний, которые легко устранимы, статью рекомендуется доработать.