Спросить
Войти

Пневмония в сравнительном аспекте у детей в различных возрастных группах

Автор: Г.Н. Маемгенова

kaznmu.kz • КазНМУ • №1-201 6*

1. TBL эдiсi студенттердi о;ытуда оку-тэрбие Yрдiсiн ;айта кдаылуына жэне YHeMi жетiлiуне багытталган.
2. Студенттердiц кэйби бiлiм алуына, тэжiрибелiк дагдылардыц дамуына TBL эдiсi жагдай тугызады.
3. Жагдайга байланысты эр студенттiц ездтнен ойлануга, бейiмделуге, мэселе шешiмiн табуга, топпен байланыс жасауга MYMкiндiк бередъ
4. Окуга ынта пайда болу ар;ылы , бiлiм алу YP^ciH жогарлатады, студенттiц шыгармашыльщ ;абшетш дамытады, студенттiц ез niKip-ойын ауызша айтуга Yйретедi.
5. Логикалы; ойлау ;абшетш белсендендiредi.
6. Студенттер 6ipiH 6ipi о;ытады.
7. Уа;ытты тиiмдi пайдалануды Yйренедi
3AEBHETTEP TI3IMI
1 Baylor College of Medicine, Team- Based Learning - http://www.grapepe ople.com/what_facil itation/
2 L., Watson, W. and Black, R. A realistic test of individual versus group consensus decision making // Journal of Applied Psychology. -1989. - 74(5). - P. 834-839.
3 Team-Based Learning Resources, Wright State University School of Medicine Faculty Development site, www.med.wright.edu/aa/facdev/TBL

Г.Н. МАЕМГЕНОВА, МД. ЭК1МЖАН, С.Х. ИЗМАЙЛОВА, Р.К. МУСАБЕКОВА, Э.Д. ЕСЖАНОВА, Л.Ж. УМБЕТОВА, А.Ч. АБИРОВА

Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Модуль Пропедевтики детских болезней

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО TBL МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СИНДРОМОВ И СЕМИОТИКИ ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ОБЩАЯ МЕДИЦИНА

Резюме: Обучение по методу TBL позволяет студенту применять полученные знания для решения поставленной задачи, диагноза, навыков необходимых для интерпретации лабораторных исследовании, использования данных анамнеза, физикального обследования при заболеваниях органов и систем. Оценивать влияние коммуникативных, правовых, этнических особенностей на процесс оказания медицинской помощи при получении знании.

G.N. MAEMGENOVA, M.K. AKIMZHAN, S.H. IZMAILOVA, R.K. MUSABEKOVA, E.D. ESZHANOVA, L.ZH. UMBETOVA, A.CH. ABIROVA

KazNMU, module propaedeutics of childhood diseases

THE USE OF AN INNOVATIVE METHOD OF TBL IN LEARNING THE DISEASE SEMIOTICS AND SYNDROMES FOR 3 THE COURSE FACULTY OF GENERAL MEDICINE

Resume: Learning of TBL method allows the student to apply their knowledge to find solution to the assigned task, diagnosis, skills needed for the interpretation of the laboratory researches, the use of medical history, physical examination for diseases of organs and systems. Evaluate the impact of communication, legal, ethnic characteristics in the process of care in obtaining knowledge. Keywords: teaching method, syndromes and semiotics of diseased organs and systems.

ПНЕВМОНИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Г.Н. МАЕМГЕНОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Модуль Пропедевтики детских болезней

УДК 616.34 - 002 - 05.2

Сравнительный анализ клинических показателей при пневмониях у детей школьного возраста показал, что различий по частоте встречаемости основных симптомов заболевания между группами не установлено ^>0,05). В каждой группе с одинаковой частотой регистрировались очаговая, очагово-сливная, сегментарная и долевая пневмонии ^>0,05), также не выявлено различий между группами по частоте встречаемости локализации процесса ^>0,05). В гемограмме у больных 7-14 лет группы сравнения лейкоцитоз наблюдался в 2,7 раза чаще, чем в основной группе (p=0,046). По остальным показателям отличий между группами не установлено (p>0,05).

ВЕСТНИКСиндром острой пневмонии объединяет большую группу заболеваний со схожими инфекционными процессами в легких с преимущественным поражением их респираторных отделов. Пневмонии (воспаления легких) вызывают самые разные патогенные микроорганизмы, при проникновении в легочную ткань которых в ней развиваются уплотнения. У детей и молодых людей возбудителями пневмонии чаще всего являются вирусы и микоплазмы, а у больных пожилого возраста и новорожденных — бактерии. Первичная пневмония возникает у человека со здоровыми органами дыхания и при отсутствии заболеваний других органов и систем организма человека, которые могли бы способствовать ее возникновению. Вторичная пневмония возникает на фоне хронических заболеваний органов дыхания (хронический бронхит, пневмосклероз) и как осложнение инфекционных (чума, туляремия, грипп и др.) инеинфекционныхраболеваний. Факторы риска.

Хотя большинство здоровых детей способны справиться с инфекцией с помощью защитных сил собственного организма, дети с нарушением иммунной системы подвергаются большему риску развития пневмонии. Иммунная система ребенка может быть ослаблена недостаточным или неправильным питанием. Это касается особенно детей грудного возраста, не получающих исключительно грудное вскармливание. Предшествующие заболевания, такие как симптоматические ВИЧ-инфекции и корь, также повышают риск заболевания пневмонией у детей.

Восприимчивость ребенка к пневмонии также увеличивается под воздействием следующих экологических факторов:

- загрязнение воздуха внутри помещений, вызванное приготовлением пищи и использованием биотоплива (например, дерево или навоз) для отопления;

- проживание в перенаселенных жилищах;

- курение родителей.

Цель исследования: изучить клиническое течение пневмонии в зависимости от возраста детей Сравнить клиническую картину, характер лабораторных и рентгенологических изменений, установить возрастные особенности клинического течения внебольничных пневмоний.

Материалы и методы исследования:

Всего обследовано 42 детей с внебольничной пневмонией в возрасте 1-14 лет, которые находились на лечении в ДГКБ №2 г.Алматы за 1-е полугодие 2015 года Пациенты распределены на группы: основную (А) и сравнения (Б). В каждой выделены 3 группы детей: 1группа

- 1-3 года, 2 группа - 4-6 лет, 3 группа - 7-14 лет. Критерии включения в исследование: анамнестические, клинические, рентгенологические, лабораторные методы исследования внебольничной пневмонии.

Основную группу составили 42 ребенка (средний возраст 5,6±4,4 лет), госпитализированные в стационар в период эпидсезон. В 1 группу вошло пациентов 28, во 2 группу - 10, в 3 группу - 4 ребенка. Группа сравнения (Б) сформирована из 32 детей (средний возраст 4,6±4,0 лет), пролеченных с внебольничной пневмонией в период вне эпидсезона. В возрасте 1-3 года - 21 детей, 4-6 лет - 8 и 7-14 лет - 3 ребенка. Из данной группы исключались больные внебольничной пневмонией микоплазменной или хламидийной этиологии.

Проведен ретроспективный анализ медицинской документации (история болезни ф. № 003/у), клиническое обследование с заполнением специально разработанной карты. Всем детям выполнены общие анализы крови и мочи, рентгенография органов грудной клетки; посев мокроты на

N21-2016 • КазНМУ • кагпти.кг

микрофлору и чувствительность к антибиотикам проведен с учетом возраста детей.

Обсуждение: Характеристика клинического течения внебольничных пневмоний в период эпидсезона в зависимости от возраста детей

Большинство пациентов (83,3%) имели неблагоприятный преморбидный фон: аллергические заболевания (38,5%) (пищевая и/или лекарственная аллергия - в 28,5% случаев, атопический дерматит - 6,3%, бронхиальная астма - 3,8%), частые острые респираторные заболевания в анамнезе (36,5%), хроническую патологию ЛОР-органов (11,1%). Ранее лечились по поводу пневмонии 26,4% больных. Течение заболевания сопровождалось повышением температуры тела у 81% госпитализированных. Низкая фебрильная лихорадка отмечалась одинаково часто во всех возрастных группах (р=0,645), высокая фебрильная - у 31% больных раннего возраста, что в 2 раза чаще, чем у дошкольников и школьников (р=0,009). Недомогание, слабость, нарушение аппетита выявлены в 70% случаев, с большей частотой у больных 1 группы по сравнению с другими группами (78,2%, 65,5%, 61,3%, р=0,016). У всех обследованных отмечался кашель. Одышка регистрировалась у 11,5% пациентов, во всех возрастных группах с одинаковой частотой (р=0,593). При объективном обследовании сочетание локальных перкуторных и аускультативных симптомов чаще выявлялось у школьников по сравнению с 1 и 2 группами (р=0,002). Явления дыхательной недостаточности зарегистрированы у 6 (2,08%) детей и только при тяжелом течении пневмонии. Очаговая пневмония наблюдалась преимущественно у детей 1-3 и 4-6 лет, по сравнению со школьниками (93%, 86,2%, 66,3%, р<0,001), но реже встречались сегментарные формы (3,1%, 8,6%, 24,7%, р<0,001). Во всех возрастных группах в половине случаев воспалительная инфильтрация определялась справа (р=0,390), двусторонняя локализация процесса чаще отмечалась у детей раннего возраста (р=0,005). Изменения в гемограмме наблюдались у 74% обследованных. Лейкоцитоз определялся преимущественно в 1 группе по сравнению с пациентами 4-6 и 7-14 лет (р=0,04). У дошкольников в большинстве случаев регистрировался нейтрофилез (р<0,001), у школьников -лимфоцитоз (р=0,003) по сравнению с другими группами. Тяжелое течение пневмонии отмечено у 4,5% наблюдавшихся: (2,8%) детей раннего возраста, (0,7%) больных в возрасте 4-6 лет и (1%) - в возрасте 7-14 лет. Осложнения зарегистрированы у (2,4%) больных, из них легочно-плевральные - у 2 детей, токсикоз - в 1 случаях, кардит - у 1 ребенка.

Частота фоновых состояний и сопутствующей патологии у пациентов основной группы и группы сравнения достоверно не отличалась (р>0,05).

Установлено, что у детей раннего возраста группы А лихорадка регистрировалась чаще, чем в группе сравнения (р=0,009). С одинаковой частотой наблюдались кашель, одышка, признаки интоксикационного синдрома (р>0,05). Очаговый характер поражения легочной ткани преимущественно регистрировался у детей 1-3 лет с пневмонией в период эпидсезона, но реже диагностировались сегментарные формы (р=0,007). У больных группы А практически в два раза чаще наблюдалась двусторонняя локализация процесса (р=0,003). В гемограмме анемия регистрировалась преимущественно у детей основной группы (р=0,023), в группе сравнения чаще наблюдались лейкоцитоз (р=0,0059), нейтрофилез (р<0,001) и ускорение СОЭ (р=0,021). Различия между группами зарегистрированы по частоте встречаемости тяжелых форм болезни (р=0,025).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 А.Ю. Пищальников., Р.У. Гиниатуллин, С.Н. Теплова. Пульмонология. - 2000. - №3. - 367 с..
2 Г.А. Самсыгина. Т.А. Дудина. Педиатрия. - М.:2001. - 249 с.
3 В.К. Таточенко, А.М. Федоров. Острые пневмонии у детей. - М.: 1995. - 192 с.
4 А.Л. Черняев. Пульмонология. -М.: 1997. - 279 с.
5 С.А. Диканбаева. Состояние детской пульмонологической службы в Республике Казахстан. Проблемы и пути решения // Материалы Республиканской конференции «Новые технологии в диагностике и лечении болезней органов дыхания у детей и подростков. - Алматы: 2009. - 253 с.

Г.Н. МАЕМГЕНОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттъщ Медицина университетi Балалар ауруларыныц пропедевтикасы модулi

ЭРТУРЛ1 ЖАС TOnTAPblHAAFbl БАЛАЛАРДЫН, САЛЫСТЫРМАЛЫ АСПЕКТ1ДЕГ1 ПНЕВМОНИЯСЫ

tywh: Мектеп жасындагы балаларда пневмония кезшде клиникалы; салыстырмалы анализшде топтар арасында аурудыц негiзгi симптомдарыныц кездесу жшлш бойынша айырмашылы; болмады (p>0,05). Эрбiр топта бiрдей жиiлiкте оша;ты, оша;ты жайылмалы, сегментарлы жэне б0лiктiк пневмония кездест (p>0,05), сонымен ;атар топтар арасында урдктщ орналасу жиiлiгi бойынша да айырмашылы; аны;талмады (p>0,05). 7-14 жас аралыгындагы балаларда гемограммада лейкоцитоз 2,7 есе жшлште кездестi (p=0,046).

ТYЙiндi свздер: пневмония, клиника, ерте жас аралыгындагы бала

G.N. MAYEMGENOVA

KazNMU, module propaedeutics of childhood diseases

PNEUMONIA IN THE COMPARATIVE ASPECTS IN CHILDREN IN DIFFERENT AGE GROUPS

Resume: Comparative analysis of clinical parameters with pneumonia in school-age children has shown that differences in the frequency of occurrence of the main symptoms of the disease is not found (p> 0,05) between the groups. In each group, with the same frequency were recorded local ,local - confluent , segmental and lobar pneumonia (p> 0,05), as there were no differences between the frequency of occurrence for the localization process groups (p> 0,05). The hemogram in patients 7-14 years of comparison group leukocytosis was observed in 2.7 times more often than in the study group (p = 0,046). For the remaining indicators are not installed (p> 0,05) differ between the groups.

ПНЕВМОНИЯНЫ ДАМЫТАТЫН ЖЭНЕ ЩЛДАЙТЫН АГЫМЫНА

ЩЛАЙСЫЗ ПРЕМОРБИДТЫ ФОННЫН ЭСЕР1

Р.К. МУСАБЕКОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц Медицина университетi Балалар ауруларыныц пропедевтикасы модулi

УДК 616.24-002-06-084-053.2 (574.5)

Зерттеу цортындысына суйене отырып даму дэрежесшн эсер! (шала туылу, ЩИ, фондыц патология, орталыц жуйке жуйес!н!н аурулары) пневмониянын агымына, бронх обструкцияныныц узацтыгына жэне цурсац 1ш!л1к инфекцияныц дамуынан туындауы. Керсетыген ерекшел!ктер ерте жастагы балаларда пневмонияныц агымын ауырлатып болжамында асцынулармен етт цолайсыз жагдайга экелуI.

Т\\йiндi свздер: пневмония, ерте жас, преморбидтI фон

Тыныс алу агзаларыныц аурулары педиатрияныц езекп мэселелершщ бiрi болып табылады, соныц Мнде жедел пневмония балалар арасында барлы; жас топтарында кещнен тараган, сонымен ;атар кец спектрлi замануи антимикробты препараттарды ;олдануга ;арамастан, ерте жастагы балалар арасында eлiм керсеткМ де жогары. Пневмония 5 жас;а дешнп балалар арасында eлiмmц басты себебi болып табылады. Жыл сайын дуние жузшде балалар арасында пневмониямен аурушылды; 155 миллион

жагдайда ^ркеледь оныц iшiнде 0лiммен ая;талатын 1,8 миллионы 5 жас;а дейiнгi балалар. 9лiм жагдайыныц 20 пайызын 5 жас;а дейiнгi балалар курайды. Дамушы елдерде пневмония болжамы гипотрофияныц жогары жиiлiкте кездесу1мен ас;ынады. Бул елдерде пневмониядан бала 0лiмi жеткiлiксiз тама;тануга жэне ;ажетт медициналы; ;ызметтщ болмауына байланысты.

Балалар 0лiмi мен аурушылды; курылымында бул патологияныц улес салмагыныц жогары болуына

пневмония клиника дети pneumonia hospital children
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты