Спросить
Войти

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: Жданова Л.А.

УДК 616.7-053.4:376.2

Л.А. ЖДАНОВА1, Г.Н. НУЖДИНА1, Е.Н. МАТРЕНКИНА2

1Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново 2Детский сад № 55, г. Иваново

Дифференцированный подход к медико-педагогическому сопровождению детей с патологией опорно-двигательного аппарата в дошкольной образовательной организации

Контактная информация:

Жданова Людмила Алексеевна - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии

Адрес: 153002, г. Иваново, Шереметевский пр-т, д. 8, тел.: +7 (4932) 30-02-28, e-mail: zdala@list.ru

Цель исследования - обосновать дифференцированные программы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в процессе физического воспитания с учетом состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) и типа психосоматической конституции (ПСК) и показать их эффективность.

Материал и методы. Проведен сравнительный анализ состояния здоровья детей 5-7лет, посещающих дошкольные образовательные организации (ДОО) и имеющих патологию ОДА - 80 человек и без патологии ОДА - 60 человек. Оценивался тип ПСК, физическое развитие и физическая подготовленность, нервно-психическое развитие (НПР), резистентность, состояние ОДА, эмоциональное состояние, психофункциональная готовность к школе.

Результаты. Дети с патологией ОДА имеют более низкий уровень физической подготовленности, НПР, большую отяго-щенность соматическими заболеваниями, патологию органа зрения, центральной нервной системы (ЦНС), интроверти-рованную направленность психической активности, неблагополучное эмоциональное состояние, в том числе на занятиях физического воспитания и лечебной физкультурой. Знание этих особенностей позволило организовать оздоровительные мероприятия в условиях ДОО, включающие оптимальный двигательный режим и дифференцированное сопровождение в зависимости от типа ПСК. При этом отмечено улучшение здоровья детей в целом и состояния ОДА в частности, что позволило повысить успешность освоения ими образовательных программ и качество их подготовки к школе.

Выводы. Дифференцированные программы сопровождения детей в процессе физического воспитания с учетом типа психосоматической конституции позволяют повысить эффективность оздоровления и качество подготовки детей к школе.

(Для цитирования: Жданова Л.А., Нуждина Г.Н., Матренкина Е.Н. Дифференцированный подход к медико-педагогическому сопровождению детей с патологией опорно-двигательного аппарата в дошкольной образовательной организации. Практическая медицина. 2019, Том 17, № 5, С. 87-94) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-87-94

L.A. ZHDANOVA1, G.N. NUZHDINA1, E.N. MATRENKINA2

1Ivanovo State Médical Academy, Ivanovo 2Kindergarten № 55, Ivanovo

Differential approach to medical-pedagogical support of children with orthopedic pathologies in a pre-school educational institution

Contact details:

Zhdanova L.A. - Honored Researcher of the Russian Fédération, MD, Professor, Head of the Department of Polyclinic Pediatrics Address: 8 Sheremetevskiy prospect, Ivanovo, Russian Federation, 153002, tel.: +7 (4932) 30-02-28, e-mail: zdala@list.ru

Purpose. To substantiate differential programs of medical-pedagogical support of children during their physical education, taking into account the state of orthopedic apparatus (OA) and the type of psycho-somatic constitution (PSC), and to show their efficiency.

Material and methods. Comparative analysis was carried out of the state of health of 5-7 y.o. children attending pre-school educational institutions (PSEI) and having a pathology of orthopedic apparatus (OA) - 80 people and without the OA pathology - 60 people. The type of PSC, physical development and physical training were assessed, as well as nervous-mental development (NMD), resistance, OA condition, emotional state, and psycho-functional preparedness to school.

Results. Children with OA pathology have a lower level of physical training, NMD, more somatic diseases, visual pathologies, and central nervous system pathologies. They show introvert orientation of metal activity and unfavorable emotional state, including during the physical training and curative physical training lessons. Awareness of these features allowed arranging health-improving measures in PSEI, including the optimal motor regime and differential support depending on the PSC type. The authors marked improvement of the children&s health in general and OA state in particular. The quality of the children&s mastering educational programs at school increased.

Conclusion. The differential programs of children&s support during their physical education, taking into account their type of psychosomatic constitution, allow increasing the efficiency of healthOiomproving and quality of preparing the children for school.

(For citation: Zhdanova L.A., Nuzhdina G.N., Matrenkina E.N. Differential approach to medical-pedagogical support of children with orthopedic pathologies in a pre-school educational institution Practical medicine. 2019, Vol. 17, № 5, P. 87-94)

В современном мире требования к уровню и качеству образования ребенка очень высокие. За образование и воспитание, соответствующие духу времени, дети нередко расплачиваются своим здоровьем [1, 2].

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, сегодня можно считать здоровыми лишь 10-12% школьников младших классов [3]. Среди выявляемой патологии на первом месте различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и др.) и уровень работоспособности [4, 5].

Успешность освоения детьми образовательных программ зависит от уровня здоровья в целом и состояния ОДА в частности. Ритм жизни ребенка в детском саду очень напряженный, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной нагрузкой и двигательной активностью [6]. Одно из приоритетных направлений педагогической деятельности современной дошкольной образовательной организации - создание здоровье сохраняющей среды в условиях детского дошкольного учреждения [6]. С одной стороны, работа ДОО предполагает выполнение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка. С другой стороны, каждому ребенку необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, выделяя достаточное время в режимных рамках для осуществления оздоровительных мероприятий (в частности, снятие статического напряжения мышц спины и психоэмоционального напряжения) [7].

Здоровьесберегающая деятельность многогранна, разнонаправлена. Возникает необходимость ревизии оздоровительных методик с точки зрения их количества и качества. Одним из ведущих ее направлений является разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста, направленных на укрепление здоровья и на повышение эффективности и качества дошкольного и в последующем школьного образования [8].

С целью повышения эффективности оздоровительных мероприятий мы не пытались искать новые методики (день ребенка был и так достаточно загружен ими), а пошли по пути обеспечения индивидуализации и воспитательных, и оздоровительных программ. Одним из приемлемых вариантов реализации такого подхода в учреждениях образования является конституциональный подход с учетом психологических и соматических особенностей, свойственных определенным типам личности [9]. Доказано, что психологический портрет ребенка тесно связан с его морфологическим типом и особенностями функционирования органов и систем, причем базовым свойством конституционального типа является направленность психической активности человека [9]. Разделение детей на группы по типу направленности психической активности на интро-, центро- и экстравертов рассматривает это свойство как сопряженное со многими сторонами жизни ребенка: приверженностью к определенным болезням, отношением к двигательной активности, к интеллектуальной деятельности, уровнем коммуникативности, способностью адаптироваться, успешностью и т. д. [10]. Каждому типу присущи сильные и слабые свойства психической, морфологической и регуляторной составляющих, что позволяет использовать эти особенности для обоснования дифференцированных подходов к воспитанию и формированию здоровья ребенка [10, 11, 12].

Для детей с интровертированной направленностью характерны такие позитивные качества как ровность в отношениях, исполнительность (в привычной обстановке), нестандартность решений, упорство, самокритичность, эвристичность, умение проводить всесторонний анализ, объективность, оригинальность, сердечность. Слабые стороны личности интроверта - это избирательная активность (только при условии интересного занятия), инертность, малоподвижность, ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, пониженная активность, неуверенность движений, низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях) [10, 11, 12].

Детей с экстравертированной направленностью психической активности характеризует высокая активность и работоспособность, энергичность, умение быстро уяснять обстановку, инициативность, настойчивость, решительность, возбужденная убедительная речь, способность к большому напряжению в работе, выразительность мимики и пантомимики, тонкая восприимчивость. Слабыми сторонами личности экстравертов являются замедленное сосредоточение внимания, резкость в действиях, переживаниях, настроениях, вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении [10, 11, 12].

Дети центроверты обладают высокой подвижностью и адаптивностью, общительностью, доброжелательностью, жизнерадостностью, несклонностью

Рисунок 1. Распределение по полу детей исследуемых групп

Fig. 1. Distribution of the children from the studied groups by gender

обижаться, высокой чувствительностью. Слабыми сторонами этого типа личности являются такие качества как неприятие однообразия, монотонности, несклонность к самоуглублению, недостаточная усидчивость и настойчивость, медлительность в принятии решений. Представленная конституциональная типология системной деятельности организма позволяет подбирать наиболее выгодную и эмоционально приемлемую форму воспитания, сопровождения, стимулирующие развитие детей [10, 11, 12].

Цель исследования

Обосновать дифференцированные программы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в процессе физического воспитания с учетом состояния опорно-двигательного аппарата и типа психосоматической конституции и показать их эффективность.

Материал и методы исследования

На первом этапе работы в ДОО было организовано обследование детей 5-7 лет для получения сравнительной характеристики двух групп: с патологией ОДА - 80 человек (группа 1) и без отклонений со стороны ОДА - 60 человек (группа 2). Распределение детей по полу было сопоставимо в сравниваемых группах (рис. 1).

Отклонения со стороны ОДА у детей ортопедической группы были представлены в виде нарушений осанки у 83,5% детей, патологии стоп - у 72,5%, причем 50% детей имели сочетанные нарушения в виде нарушения осанки и патологии стопы (рис. 2).

На втором этапе была обоснована и внедрена программа дифференцированного медико-психолого-педагогического подхода к оздоровлению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Методы исследования

1. Определение типа психосоматической конституции (ПСК) по методике, разработанной И.Е. Бо-бошко, с использованием «Шкалы оценки направленности психической активности» (ШОНПА) с выделением интро-, экстра- и центроверсии [12].
2. Диагностика физического развития (ФР) по унифицированной методике В.В. Бунак в разработке Д.И. Арон с использованием центильных шкал с выделением детей, имеющих нормальное физическое развитие или его отклонения [13].
3. Определение физической подготовленности (ФП) с заключением о среднем, высоком или низком уровне физической подготовленности [13].
4. Оценка нервно-психического развития (НПР) по критериям: мышление и речь, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты и их соответствие возрасту [14].
5. Оценка психо-функциональной готовности к школе по тесту Кена-Иерасека. Выделялись дети готовые и не готовые к школьному обучению [13].
6. Диагностика состояния ОДА проводилась врачом-ортопедом.
7. Исследование эмоционального состояния с помощью проективной методики с использованием восьмицветной гаммы Люшера. Определялись три градации эмоционального состояния: эмоциональное благополучие или неблагополучие и нейтральное эмоциональное состояние [15].
8. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с использованием статистических функций программы Ехсе1 7. Данные

Рисунок 2. Структура патологии опорно-двигательного аппарата у детей ортопедических групп

Fig. 2. Structure of the orthopedic apparatus pathologies in children from orthopedic groups

Таблица 1. Характеристика физического развития детей исследуемых групп

Table 1. Characteristics of physical development of children from the studied groups

варьировались как среднее арифметическое (М) и стандартное отклонение (SD).

Результаты

При проведении комплексной оценки состояния здоровья мы выявили, что дети с патологией ОДА отличаются по некоторым параметрам своего здоровья от детей общеразвивающих групп.

У большинства детей обеих групп ФР характеризовалось как нормальное. Нарушения в развитии у детей 1 группы были представлены отклонениями только со стороны массы тела, при этом ее повышение у детей выявлялось в 3 раза чаще, чем снижение (табл. 1).

Варианты отклонения ФР у детей контрольной группы не отличались существенно от таковых у детей экспериментально группы, но степень избыточности массы была менее выражена, и у отдельных детей имела место сниженная длина тела.

Уровень физической подготовленности у детей сравниваемых групп различался. Так, у воспитанников с патологией ОДА низкий уровень ее

выявлялся в 4 раза чаще по сравнению с детьми контрольной группы. С другой стороны, высокий уровень ФП в 2 раза чаще демонстрировали дети без нарушений ОДА (рис. 3).

Анализ ряда параметров физической подготовленности в начале года показал, что дети с патологией ОДА имели статистически значимо более низкие их значения по сравнению с детьми 2-й группы (табл. 2). Это касалось таких показателей как динамометрия правой и левой кисти, становая сила, выносливость к статической нагрузке, общая выносливость.

Нервно-психическое развитие детей обеих групп соответствовало возрасту. Но необходимо отметить, что у детей 1 группы отдельные параметры, такие как память и мышление, характеризовались только средним уровнем развития. В то же время у детей, не отягощенных изменениями ОДА, имел место высокий уровень развития этих качеств (рис. 4).

Дети обеих групп уже за год до поступления в школу демонстрировали психо-функциональную готовность к обучению по тесту Керна-Иерасе-ка. Уровень готовности, выраженный в баллах, у детей с патологией ОДА составил 8,8 (0,2) балла (при норме 9 баллов), то есть имел место пограничный с нормой показатель, а у детей 2 группы -5,9 (0,28) балла, что свидетельствовало о лучшей готовности их к школе.

У ряда наблюдаемых детей обеих групп была выявлена соматическая патология: мелкие пороки развития сердечно-сосудистой системы, последствия перинатального поражения ЦНС (гипертен-зивный синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дисфункция вегетативной нервной системы, атопические заболевания (пищевая аллергия и аллергические дерматиты), инфекция мочевой системы, хроническая патология лОр-органов). Но у детей с патологией ОДА сопутствующие заболевания выявлялись в 1,5 раза чаще, чем во 2 группе, у них значительно преобладала патология в виде последствий перинатальная поражения ЦНС и патология со стороны органа зрения (табл. 3.) Важно отметить, что именно эти заболевания в процессе школьного обучения быстро усугубляются и отягощают течение адаптации к школе. Кроме того, больше половины детей ортопедической группы имели два и более соматических диагноза, в то время как в контрольной группе такая ситуация выявлялась только у каждого четвертого ребенка.

Вариант физического развития Кол-во детей, %

Группа 1 Группа 2

Нормальное 77,8 78,9

Сниженная масса при нормальной длине 5,6 5,3

Повышенная масса при нормальной длине 5,6 10,5

Высокая масса при нормальной длине 11,1 —

Пониженная длина при нормальной массе — 5,3

Рисунок 4. Характеристика нервно-психиче-Рисунок 3. Характеристика физической под- ского развития у детей исследуемых групп готовленности Fig. 4. Characteristics of neuro-psychic

Fig. 3. Characteristics of physical training development in children of the studied groups

Таблица 2.

Показатели физической подготовленности Table 2.

Indicators of physical training

Параметры физической подготовленности Начало года Конец года

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

Динамометрия правой кисти (кг) 6,67 (0,3) 8,67 (0,3)* 9,95 (0,4) 9,56 (0,4)

Динамометрия левой кисти (кг) 6,27 (0,5) 8,27 (0,5)* 9,55 (0,4) 10,17 (0,2)

Становая сила (кг) 19,40 (0,2) 23,40 (0,6)* 23,10 (0,5) 25,30 (0,4)*

Выносливость к статической нагрузке (с) 85,20 (2,5) 97,20 (2,3)* 100,70 (2,1) 108,30 (2,8)*

Общая выносливость (с) 22,5 (1,5) 27,8 (2,8)* 28,0 (2.0) 30,0 (2,0)

* - статистические значимые различия между 1 и 2 группами

* - statistical significance between the 1st and 2nd groups

Учитывая структуру патологии ОДА и другие особенности состояния здоровья детей 1 группы, мы сделали акцент в оздоровлении на организацию их физического воспитания. Двигательный режим обеспечивался разнообразными видами занятий и включал: контроль осанки во всех видах деятельности, утреннюю зарядку, ортопедический час с упражнениями для разгрузки позвоночника, релаксационные упражнения в ходе развивающих занятий, физкультминутки, различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная и т. д.), подвижные игры, лечебную физкультуру, ритмопластику, занятия на тренажерах, занятия в бассейне.

Было проанализировано отношение детей к отдельным занятиям и режимным моментам путем оценки их эмоционального состояния с помощью цветового теста Люшера. Частота выбора коричневого и серого цветов, свидетельствующих об эмоциональном неблагополучии, в норме не должна

Таблица 3. Частота патологии у детей исследуемых групп

Table 3. Frequency of pathologies in the children of the studied groups

превышать 15%. В нашем исследовании у каждого третьего ребенка с патологией ОДА выявлено эмоционально неблагополучное отношение к таким видам деятельности, как занятия ЛФК, традиционной физкультурой и дневному сну, а у каждого четвертого ребенка - к занятиям в бассейне, на тренажерах (рис. 5).

На втором этапе исследования проводилась оценка типа психосоматической конституции детей для обоснования дифференцированного подхода к их воспитанию и оздоровлению. По данным литературы для половины детской популяции характерна центровертированная направленность психической активности. Вторая половина детей делится примерно поровну на экстра- и интравертов [12].

Среди обследованных нами детей с патологией ОДА чуть больше половины относились к центро-вертам. Но при этом у них в 3 раза чаще встречалась интровертированность, а у детей контрольной группы - в 3 раза чаще выявлялась экстравертиро-ванность (рис. 6).

Выявленные особенности состояния здоровья детей с патологией ОДА, их психосоматической конституции и отношения к оздоровительным мероприятиям помогли нам провести коррекцию организационно-методического обеспечения наиболее эмоционально неблагоприятных видов деятельности.

С учетом известных, коротко описанных выше особенностей детей разных конституциональных типов, были обоснованы дифференцированные подходы к организации физического воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата [16, 17]. Во все виды деятельности в ДОО (педагогической, психологической и медицинской) и в условиях семьи был внедрен индивидуальный подход, основанный на знании типа ПСК каждого ребенка и учитывающий сильные и слабые стороны каждого из типов.

Важным компонентом этой работы являлось тесное взаимодействие с семьей ребенка по вопросам семейного воспитания, обучения их методам оздоровления и реабилитации в домашних условиях [18].

Так, для детей-интровертов методист по физической культуре выбирал поддерживающий тип

Соматическая патология Кол-во детей, %

Группа 1 Группа 2

Сердечно-сосудистая патология 55,6 42,1

Аллергические заболевания 44,4 31,6

Последствия перинатальной патологии ЦНС 38,9 26,1

Патология мочевыводящих путей 33,3 26,1

Патология ЛОР-органов 25,4 32,1

Патология органа зрения 22,4 —

Прочее 16,8 5,2

Рисунок 5. Частота выбора цвета (коричневого, серого), свидетельствующего о негативном эмоциональном отношении детей с патологией ОДА к различным видам занятий (тест Люшера) Fig. 5. Frequency of choosing the color (brown, grey) indicating the negative emotional state of children with orthopedic pathologies after various activities (Luscher test)

педагогического сопровождения с учетом способности к логическому и нестандартному мышлению интроверта, что способствовало формированию у ребенка уверенности в себе. При этом поощрялись даже небольшие проявления активности, не использовались жесткие, авторитарные команды и оценки. Учитывалось стремление интровертов работать индивидуально или в малой группе. При необходимости работы в большой команде ему предоставлялась возможность быть на вторых ролях, что способствовало большему эмоциональному комфорту. Их не ограничивали жесткими временными рамками. Учитывали, что интроверты по своей психомоторной организации относятся к «стайерам» и результативность их работы выше при низком и среднем темпе выполнения упражнений. Новые движения для них вводили постепенно и разучивали их медленно, поэтапно, давая возможность осмыслить двигательные акты, связанные с работой крупных мышечных групп.

В группе детей-экстравертов методист по физическому воспитанию использовал сдерживающий тип педагогического воздействия, поощряя проявления доброжелательности, жизнерадостности, но сдерживая проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Учитывая спринтерские качества экстравертов, методист давал возможность выполнять им задания в высоком темпе, демонстрировать асинхронные и сложные в координационном плане упражнения, которые им давались легко. Удовлетворялась потребность детей-экстравертов работать в большой группе, где они могли легко продемонстрировать свою моторную ловкость.

В зависимости от преобладающих психологических особенностей у детей-центровертов (превалирование отдельных экстра- или интровер-тированных свойств) педагог определял стиль педагогического подхода у этой категории детей.

При проведении физкультурных занятий педагог имел список группы с заключением о типе ПСК каждого ребенка. Для более быстрой ориентации в типе личности детей использовалась цветовая «маркировка» путем присвоения цвета, например, интроветру - синего, центроверту - зеленого, экстраверту - красного. Цветными были бантики, браслеты из ткани, косынки, одежда, инструментарий.

Во вводной части занятия при построении и ходьбе по кругу в начало шеренги ставили детей-эксЭкстраверсия Центроверсия Интроверсия

Рисунок 6. Структура направленности психической активности

Fig. 6. Structure of the orientation of mental activity

травертов, опираясь на их лидерские качества. Через некоторое время по команде воспитателя меняли движение в обратную сторону для того, чтобы дать возможность детям-интровертам оказаться в роли ведущих и, таким образом, потренировать в них не свойственные им лидерские качества.

Для демонстрации новых упражнений сначала вызывали детей-экстравертов, а затем - детей-интровертов.

При соревновательных ситуациях детей группировали в команды, равноценные по соотношению экстра-, интро- и центровертов. Внутри обеих соревнующихся команд выстраивали детей в одинаковой последовательности. Это почти уравнивало условия, при которых происходило соревнование. Если впереди стояли экстраверты, это обеспечивало быстроту включения команды в соревнование, подбадривало робких интровертов, давало им время подготовиться, собраться, заразиться общим духом соревнования. Такую комбинацию применяли для первого испытания. При повторении соревнования меняли последовательность, ставя в начало команд интровертов, что, с одной стороны, обеспечивало одинаковость условий для начала, с другой стороны - интроверты могли «примерить» на себя роль «лидеров», почувствовать «безопасность» этой ситуации, потренировать качества лидеров. Экстраверты, наоборот, при ожидании могли проявлять нетерпимость, избыточную двигательную активность, а педагог, сдерживая эти проявления, тренировал у них усидчивость, терпимость.

Экстравертам чаще давали возможность быть на «сцене». Детям в конце занятия предоставляли время для высказывания своего мнения о занятии. В этом особенно нуждались экстраверты. Всех детей обязательно хвалили. Причем интровертов порой хвалили авансом, им не делали замечания при всех, а указывали на ошибки, подойдя к ребенку ближе.

Для разнообразия двигательной активности детей с патологией ОДА был оборудован тренажерный зал, тренировки в котором так же были организованы дифференцированно, с учетом типа ПСК детей.

В силу высокой дисциплинированности интроверты четко выполняли инструкцию на тренажере «Беговая дорожка», в которой предлагается сначала пройти по следам, а затем пробежать. Чтобы интроверт был подготовлен к выполнению нагрузки, его хорошо «разогревали» во время разминки.

Ребенок-экстраверт часто игнорировал рекомендацию о постепенном начале работы, он сразу начинал бежать по дорожке, что допустимо, так как он в силу своей высокой двигательной активности, как правило, был уже хорошо подготовлен к бегу. На тренажере «Гребной» движения должны были быть плавными и равномерными, безостановочными. Поэтому инструктор ЛФК проявлял к экстравертам особое внимание, не позволяя им избыточно резко и интенсивно работать на этом тренажере. Для тренировки на тренажере «Растяжение» была необходима определенная сосредоточенность и усердие, качества, которые не вполне свойственны экстравертированным детям. Поэтому поддержка и настойчивость инструктора в отношении этих детей помогала справиться им с заданием.

Были внедрены оригинальные упражнения по системе доктора М.С. Норбекова. В данной гимнастике предлагалось подражать разным животным, таким как кошка, тигр, черепаха, медведь, сова,

орел, цапля, журавль, слон, обезьяна, змея, еж. Каждое из упражнений помогало освоить определенные двигательные навыки и воздействовало на различные отделы ОДА, в результате чего улучшалось функционирование этих отделов. Кроме того, ребенок, вживаясь в образ изображаемого животного, испытывал чувства и переживал состояния, связанные с поведением и характером этого животного, переносил его качества на себя, тем самым приобретая стереотипы поведения, несвойственные, но необходимые ему в повседневной жизни. Так, интроверт имел возможность выйти из своего богатого, но замкнутого внутреннего мира, изображая черепаху, побыть храбрым как тигр, ловким как обезьяна. Импульсивный экстраверт, наоборот, учился сдерживать свои импульсивные движения, стоя в позе цапли, приобретая грациозность журавля.

Доказано, что обучение движениям под музыку для детей с отклонениями в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Сочетание речи и движений под музыку является очень важным компонентом на пути исправления двигательных недостатков детей. Занятия проводились по программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика» [19], цель которой - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмичных движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Занятия также строились с учетом ПСК и индивидуальных особенностей ФР и дефекта ОДА. Психическая направленность человека определяет музыкальные предпочтения детей разных типов ПСК. Интровертам, тяготеющим к уединению, подбиралась музыка композиторов романтического направления - Шопена, Шуберта. Экстравертам - людям энергичным - по душе музыка Прокофьева, Вагнера. Активным детям предлагалось подольше слушать спокойную музыку, и наоборот, детям инертным, медлительным - ритмичную [19].

В результате применения дифференцированного и комплексного сопровождения детей с патологией ОДА удалось добиться следующих результатов.

К концу года количество детей с низким уровнем физической подготовленности уменьшилось в 6 раз и составило всего лишь 5,6%. Отмечено увеличение всех параметров, характеризующих ФП (табл. 2). У детей контрольной группы также отмечалась положительная динамика уровня ФП, хотя степень этих изменений была выражена меньше.

В конце года 12,5% детей ортопедической группы стали демонстрировать высокий уровень развития внимания и памяти, мышления и речи. И соотношение детей, имеющих среднее и высокое развитие показателей НПР, приблизилось к таковому у детей контрольной группы.

У детей, имеющих отклонения со стороны ОДА, к моменту окончания ДОО зафиксирована отчетливая положительная динамика имеющихся отклонений: выздоровление - у 50%, улучшение - у 38,9%. Только у 11,1% детей не удалось добиться улучшения. Не выявлено ни одного случая прогрессиро-вания патологии. У всех детей выработано умение произвольной коррекции осанки.

Одним из отчетливых сдвигов в состоянии здоровья - повышение резистентности детей с патологией ОДА. Это проявилось в снижении частоты ОРЗ в 2 раза, и данный показатель оказался даже лучше, чем у детей контрольной группы.

Таким же отчетливым положительным сдвигом характеризовался уровень готовности к школе: дети ортопедической группы, имевшие более низкий уровень подготовки за год до школы, сравнялись по уровню готовности с детьми контрольной группы непосредственно перед поступлением в школу.

Критериями эффективности подхода, учитывающего тип психической направленности личности ребенка, служили проявления качеств, не свойственных этому типу, но необходимых для лучшей социальной адаптации. У интровертов это проявлялось в желании выйти первыми, самостоятельно вызваться для демонстрации упражнений. У экстравертов отмечено повышение дисциплинированности. Зафиксирована положительная динамика эмоционального состояния по тесту Люшера. В конце года эмоциональное отношение детей улучшилось к следующим видам деятельности: занятиям в тренажерном зале, физкультурным занятиям и ЛФК.

В результате дифференцированного и комплексного медико-психолого-педагогического подхода к оздоровлению и воспитанию детей с патологией ОДА удалось повысить уровень здоровья детей и улучшить качество подготовки к обучению в школе.

Выводы

Таким образом, выявлено, что дети с патологией ОДА отличаются по некоторым параметрам своего здоровья от детей общеразвивающих групп. Для них характерен более низкий уровень физической подготовленности, НПР, большая отягощенность соматическими заболеваниями, среди которых важно отметить патологию органа зрения, ЦНС. Для большинства детей с патологией ОДА характерна цен-тровертированная направленность психической активности, но при этом у них в 3 раза чаще встречается интровертированность. Установлены самые эмоционально неблагоприятные виды деятельности - это физкультурные занятия, ЛФК, дневной сон.

Знание этих особенностей позволило организовать в условиях ДОО здоровьесохраняющее образовательное пространство, включающее оптимальный двигательный режим и дифференцированное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, что существенно повысило эффективность оздоровительных мероприятий. Улучшение состояния здоровья в целом и состояния ОДА позволило повысить успешность освоения ребенком образовательных программ и качество его подготовки к школе.

Жданова Л.А.

https://orcid.org/ 0000-0003-2172-4465 Нуждина Г.Н.

https://orcid.org/ 0000-0002-4450-322X

Матренкина Е.Н.

https://orcid.org/ 0000-0002-9579-3175

Литература

1. Медико-педагогические мероприятия по облегчению адаптации детей к образовательным учреждениям: учеб. пособие / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Г.Н. Нуждина, С.И. Мандров, Л.К. Молькова, И.Е. Бобошко, М.Н. Салова. - Иваново: ПресСто, 2012. - 112 с.
2. Жигарева Н.С. Образ жизни младших школьников и их адаптационные возможности // Материалы III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - М., 2007. -С. 201-203.
3. Галеева Р.Т., Струков В.И., Алленова Ю.Е., Долгушкина Г.В., Астафьева А.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей, поступающих в 1 класс многопрофильной гимназии // Педиатрия. - 2015. - Т. 94. - № 5. - С. 161-164.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 437 с.
5. Кучма В.Р. Современное дошкольное образование: гигиенические проблемы и пути решения. - М.: НЦЗД РАМН, 2011. - 356 с.
6. Руководство по школьной программе. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / под ред. В.Р. Кучма. - М.: НЦЗД РАМН, 2012. - 215 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. - М., 2004. - 156 с.
9. Конституциональный подход как основа здоровьесберегаю-щих технологий / И.Е. Бобошко, Л. А. Жданова, Е. В. Шелкопляс // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.: матер. Междунар. Конгр. - М., 2004. - С. 154.
10. Дифференцированная программа медико-социального сопровождения детей с учетом их конституциональных особенностей / И.Е. Бобошко, Л.А. Жданова, М.Н. Салова, Г.Н. Нуждина: пособие для интернов, ординаторов и врачей. - Иваново, 2009. -36 с.
11. Дифференцированный подход к медико-социальному сопровождению детей разных конституциональных типов в учреждениях здравоохранения и образования / И.Е. Бобошко // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2010. - Т. 15. - № 3. -С. 35-40.
12. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Шелкопляс Е.В. Конституциональные особенности детей школьного возраста. Системный анализ и дифференцированные программы формирования здоровья. - Иваново: ПресСто, 2015. - 204 с.
13. Профилактические осмотры детей: учеб. пособие / Л.А. Жданова [и др.]. - Иваново, 2006. - 236 с.
14. Нервно-психическое развитие детей: прогнозирование и диагностика его нарушений: учеб. пособие / Л.А. Жданова [и др.]. - Иваново, 2009. - 145 с.
15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
16. Развитие физических качеств детей разных типов психосоматической конституции и программа коррекции их отклонений / И.Е. Бобошко, Л.А. Жданова, М.Н. Салова, Н.Н. Нежкина // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2009. - Т. 14, № 2. -С. 26-30.
17. Новые формы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их типа психосоматической конституции / И.Е. Бобошко, Л.А. Жданова, М.Н. Салова // Медработник ДОУ. - 2008. - № 3. - С. 42-53.
18. Роль личностных особенностей и детско-родительских отношений в воспитании ребенка / И.Е. Бобошко, М.Н. Салова, О.В. Алехова // Медработник ДОУ. - 2009. - № 6. - С. 100-109.
19. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ preschool children psychosomatic constitution differential support physical education
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты