Спросить
Войти

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Автор: Пикуза О.И.

УДК 347.635:304.3:613.96

О.И. ПИКУЗА, З.Я. СУЛЕЙМАНОВА, А.М. ЗАКИРОВА

Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Казань

Роль семьи в формировании здоровья ребенка

Контактная информация:

Сулейманова Зульфия Ядитовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии

Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, тел.: +7-987-296-38-48, e-mail: suleimanova_zulfia@mail.ru

Цель исследования — представить научные данные о семейных факторах, оказывающих положительное и негативное влияние на образ жизни и формирование здоровья ребенка.

Материал и методы. Анализ литературных данных, посвященный составляющим здоровый образ жизни семьи, уровням его формирования.

Результаты. В статье проведены данные о роли родителей и ребенка в семье, структуре факторов, влияющих на сохранение здоровья и снижение риска возникновения заболеваний, стилях воспитания, освещена взаимосвязь здоровья ребенка с медицинской активностью родителей.

Выводы. Семью можно охарактеризовать как неотъемлемый раздел современного социума, которому отводится важная роль в сохранении здоровья ребенка в ходе приобретения качеств, требуемых для жизнедеятельности в социуме. В функции семьи входят физическое, нервно-психическое и нравственное воспитание ребенка, начиная с периода раннего детства, и формирование здоровых привычек и навыков. Ключевые слова: дети, семья, здоровый образ жизни.

(Для цитирования: Пикуза О.И., Сулейманова З.Я., Закирова А.М. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 5, С. 161-164) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-161-164

O.I. PIKUZA, Z.I. SULEYMANOVA, A.M. ZAKIROVA

Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan

Role of the family in shaping a child&s health

Contact details:

Suleymanova Z.Y. — Ph. D. (medicine), Associate Professor of the Department of Propaedeutics of Children&s Diseases and Faculty Pediatrics Address: 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7-987-296-38-48, e-mail: suleimanova_zulfia@mail.ru

The purpose — to present information about the family factors having a positive and negative impact on the formation of a healthy lifestyle and health of a child.

Material and methods. Analysis of literature data on the components of a healthy family lifestyle and the levels of its formation. Results. The article contains data on the role of parents and a child in a family, the structure of factors affecting maintaining health and reducing the risk of diseases, parenting styles, and the relationship of child&s health with the medical activity of the parents.

Conclusion. Family can be described as an integral part of the modern society, which plays an important role in maintaining a child&s health through acquiring the qualities required for life in the society. Family functions include the physical, neuropsychic and moral education of a child, starting from the period of early childhood, and the formation of healthy habits and skills. Key words: children, family, healthy lifestyle.

(For citation: Pikuza O.I., Suleymanova Z.I., Zakirova A.M. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 5, P. 161-164)

Сохранение и поддержание детского здоровья на фоне демографического старения населения становиться приоритетом национальной безопасности. В последнее время сложилась устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья детей. Сокращение численности детского населения, высокая младенческая смертность оборачиваются масштабными экономическими потерями для государства [1].

Ухудшение здоровья современных детей неизбежно увеличивает экономические потери и служит предпосылками снижения репродуктивного и трудового потенциала подрастающего поколения.

162 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 5. 2019

Дополнительные издержки и ресурсы на коррек-ционное воздействие и лечение повышают расходы государства на здравоохранение. Неслучайно проблема здоровья ребенка всегда занимала центральное место в отечественном здравоохранении. На него влияют различные компоненты, среди которых ведущая роль отводится семейным факторам. Неотъемлемой составной частью охраны здоровья считают медицину, в то же время основным субъектом семейных ролей являются здоровьесберега-ющие функции.

Важно отметить, что семья является организованной группой, где ее члены объединены социальной необходимостью, совместным бытом и взаимной ответственностью. В отношении детей семья представляет собой среду, в которой складываются условия для развития его психической, физической, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Главной задачей семьи считают выполнение взрослыми воспитательной функции, которое подразумевает направленные действия по сознательному прививания ребенку желаемых черт и свойств. Между тем семья формирует образ жизни и обеспечивает факторы здоровья подрастающего поколения. Она должна выполнять следующие функции: медицинскую, способствующую сохранению здоровья; психотерапевтическую, позволяющую всем членам семьи удовлетворять потребности в психологической защите, симпатии, уважении, эмоциональной поддержке; культурную, позитивно влияющую на саморазвитие отдельной ячейки общества и жизнеобеспечение членов семьи.

Из социальных функций можно перечислить следующие: репродуктивную — деторождение; хозяйственно-экономическую — особенности питания в семье, содержание домашнего имущества; рекреативную — организованный отдых и досуг, забота о благополучии всех членов семьи; духовное взаимообогащение — развитие членов семьи как индивидуальных личностей.

Наряду с ними выделяют родительские функции: переход к новому этапу семейной жизни, развитие отношений, связанных с рождением ребенка, и исполнение ими роли родителей; создание нового образа жизни, становление традиций семьи, согласованность обоих родителей в вопросах воспитания детей; воспитание у детей интереса к практическим и научным знаниям; принятие ребенка как индивидуальной личности; поддержка его увлечений; возможность свободы действий ребенка и понимание самостоятельности и собственной ответственности в период взросления.

Принято выделять функции ребенка: стремление к самостоятельности, исполнение просьб взрослого по выполнению гигиенических основ, чувство принадлежности к поколению сверстников, проявление интереса к сверстникам, играм, стремление быть похожими на родителей, приобретение необходимых навыков для школьного образования, осознание, что его ценят, любят и уважают, выработка эмоциональной независимости, поэтапное становление собственного образа мышления, стремление к дружеским отношениям со сверстниками, в том числе противоположного пола, профессиональная ориентация, стремление к независимости по мере взросления и во взрослом состоянии — создание семьи.

Психологической особенностью ребенка является зависимость его от многообразия микро- и мак-росоциальных факторов (члены семьи, сверстники,

школа, общество, культура, вредные привычки, употребление психоактивных веществ (ПАВ)). Проблема потребления ПАВ несовершеннолетними детьми в РФ является одной из наиболее важных. В частности, сложно выделить определенный тип семей из групп риска по пристрастию к наркотикам. Проблема наркомании зачастую может наравне с «богатыми» семьями затронуть и «бедные» — разница лишь в стоимости ПАВ. Имеющиеся проблемы наркомании и алкоголизма у родителей с большей вероятностью способствуют формированию аддик-тивного поведения детей. Ведущими факторами дебюта употребления ПАВ и формирования аддик-тивного поведения могут являться неполная или конфликтная семья, элементы жестокости и авторитарных отношений в семьях, низкий культурный уровень взрослых в семье.

Выделяют психоэмоциональные и ментальные установки: психогигиена, эмоциональное самочувствие, умение совладать с эмоциями и проблемами, взаимодействовать с другими людьми, позитивное мышление, способность воспринимать новую информацию для принятия рациональных решений в новых обстоятельствах, определять важные и оптимальные жизненные цели и достигать их.

В период раннего развития ребенка приоритетная забота родителей заключается в создании адекватных условий для физического развития, приемлемых социально-гигиенических условий. В этом возрасте ребенок выражает желания и заявляет о своих требованиях. Задача родителей состоит в дифференцированном подходе к определению потребностей и капризов, поскольку одни должны быть удовлетворены, а другие пресекаться. Таким образом, развиваясь в семье, ребенок осваивает нравственные азы, без которых будет затруднительной выработка у него основных привычек и понятий [2].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), приоритеты которого формируются в семье, включает профилактику заболеваний и снижение влияния вредных факторов на формирование здоровья. В семье должны закладываться такие потребности, как распорядок дня, личная гигиена, рациональное питание, регулярные занятия спортом, закаливание, отвержение вредных привычек. Негативное воздействие на семью оказывает ряд факторов: медико-социальные, социально-экономические и социально-демографические, а также психолого-педагогические, криминальные [3-5].

Все сказанное может отрицательно влиять на способности семьи воспитывать физически и психически здоровое потомство. Нерациональное питание детей и связанная с этим низкая обеспеченность их микронутриентами, по данным ВОЗ, может приводит к снижению иммунитета, нарушению физического и нервно-психического развитий [6].

Мировоззрения, убеждения и психологический климат родителей относительно методов и целей воспитания в семье, воплощаются в отношениях «родитель — ребенок». Подобный стиль воспитания представляет собой многофакторный феномен, оказывающий значительный вклад на формирование индивидуальных особенностей, психическое здоровье и социальное благополучие ребенка [7]. Семейные отношения тесно переплетаются с социально-экономическими характеристиками семьи, где итогом оценки является здоровье ребенка. При этом разграничивают три стиля семейного воспитания: авторитарный, попустический и демократический. Так, при авторитарном происходит навязывание ребенку мнения родителей, при попу-стическом — ребенок предоставлен сам себе, при демократическом — взрослые учитывают интересы ребенка при принятии решений [8].

На здоровье ребенка в значительной степени оказывает влияние медицинская активность родителей. Известно, что в случае проявления острых симптомов заболеваний у ребенка примерно 70% родителей всегда обращаются к врачам и полностью выполняют их рекомендации. Так, родители детей раннего возраста в три раза, а у подростков в 1,5 раза чаще, чем врачи педиатры, оценивают здоровье своих детей, как «хорошее». В то же время такая оценка как «плохое здоровье» ребенка ставится родителями в 2,5 раза реже, чем педиатрами. В неполных семьях подобная тенденция прослеживается с большей частотой. Необходимо отметить, что в некоторых случаях отмечается самолечение средствами народной медицины или же предпринимаются попытки поиска виртуальных консультаций, и лишь только при доведении до тяжелого состояния ребенка родители обращаются за медицинской помощью в специализированные лечебные учреждения. К сожалению, представления родителей о здоровье своего ребенка часто не соответствуют действительности и, что еще более печально, не совпадают с мнением специалистов. В частности, настораживает тот факт, что родители дефицит или избыток массы тела не считают недостатком физического развития, при этом больше чем педиатры озабочены наличием катарального синдрома у ребенка. Зачастую родители и детские врачи придерживаются разных точек зрения при расставлении приоритетов в выборе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей. В большинстве семей консультация у специалистов считается напрасной тратой времени, и только наличие хронических заболеваний может послужить отправной точкой для организации диетического питания ребенка. Подобная неадекватная оценка состояние здоровья ребенка со стороны родителей неизбежно приводит к поздней госпитализации и запоздалой терапии с формированием осложненных вариантов течения заболевания. Средний школьный возраст ослабляет внешний контроль взрослых за здоровьем ребенка, он усиливается к выпускным классам, когда требуется усиленная подготовка перед поступлением в вуз. Важно, что слабая мотивация на проведение здоровье сберегающих мероприятий и не полная информированность родителей о возможных рисках могут быть причиной ухудшения здоровья подрастающего поколения. Так, здоровью подростков традиционно уделяется мало внимания, хотя ухудшение показателей их здоровья идет весьма интенсивно практически по всем нозологическим формам заболеваний. Это связано с нестабильностью системы иммунологической защиты в возрасте 10-18 лет («5-й критический период»), что сопровождается снижением адаптивной защиты. В этом возрастном периоде заболевание протекает, как правило, более тяжело, способствует нарушению физического развития, формированию хронизации соматической патологии, что значительно ухудшает качество жизни таких детей и накладывает отпечаток на состояние здоровья их во взрослой жизни [9].

Это еще раз объясняет низкий уровень медицинской активности родителей. Данный факт указывает на склонность родителей скептически относится к семейному воспитанию и недооценивать его вклад

в формирование здоровья ребенка. Игнорирование собственной ответственности является проявлением некомпетентности родителей в проблемах укрепления здоровья детей. В частности, ее косвенно могут характеризовать данные о профилактических прививках ребенка соответственно возрасту. К сожалению, на современном этапе имеется тенденция к увеличению числа отказов родителей от плановой вакцинации.

Следует еще раз подчеркнуть роль медицинской активности — важнейшего фактора ЗОЖ, составляющего основу первичной профилактики заболеваний, предупреждения развития хронической болезни у детей, ее рецидивирования, формирования инвалидности. Посещение лечебных учреждений доказывает активность родителей и показывает эффективность терапевтических мероприятий. Дисциплинированность и организованность являются приоритетными особенностями медицинской активности семьи. Прежде всего, это проявляется в посещении профилактических осмотров для контроля здоровья, проведении консультативных осмотров клинических специалистов в случае наступления болезни и выполнении лечебных рекомендаций.

С позиции оценивания образа жизни населением важно отметить, что, к сожалению, как на уровне личности, так и на уровне общества в целом еще нет ценностного представления о здоровье как доминирующем жизненном благе. Так, раннее (до 12 недель) обращение женщины в женскую консультацию по поводу беременности способствует уменьшению возникновения факторов риска в период вынашивания плода. Данный факт является важнейшим разделом медицинской активности семьи, так как создает благоприятные условия для антенатального развития плода, что реализовывается организацией рационального питания и соблюдения женщиной режима дня и рекомендаций врачей. Настораживает сложившееся в последнее десятилетие настойчивое следование современной моде стремление женщин привлекательно выглядеть даже в период беременности. В связи с чем они ограничивают себя в еде, доводя организм, в некоторых случаях, до истощения, что нередко приводит к задержке внутриутробного развития и рождению ребенка с недостаточностью массы тела. Даже в условиях общего, относительно высокого образовательного уровня населения имеется тенденция порой пренебрежительного отношения к здоровью и недопонимания образа жизни как основы здоровья. При этом необходимо учитывать что, негативное влияние является управляемым и его можно нивелировать путем проведения активной работы медицинским персоналом детских поликлиник с родителями по увеличению медицинской активности родителей и формированию мотивации их к ЗОЖ.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть основные уровни формирования правильного образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека. Приоритетным является социальный уровень, при котором проводится информационно-просветительская работа средствами массовой информации. Важным можно определить инфраструктурный уровень, когда создаются конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, выделяются материальные средства и свободное время, которое можно посвятить спорту, активному отдыху, а также проводится своевременный профилактический осмотр и экологический контроль. Личностный уровень включает стандартизацию бы164 ^tL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 5. 2019

тового уклада и систему ценностных ориентиров для индивидуума. Итак, семью можно охарактеризовать как неотъемлемый раздел современного социума, которому отводится важная роль в сохранении здоровья ребенка в ходе приобретения качеств, требуемых для жизнедеятельности в социуме. ЗОЖ семьи подразумевает физическое, нервно-психическое и нравственное воспитание ребенка, начиная с периода раннего детства, и включает формирование здоровых привычек и навыков.

Пикуза О.И.

https://orcid.org/0000-0001-5332-8630 Сулейманова З.Я. https://orcid.org/0000-0001-8723-0199 Закирова А.М.

https://orcid.org/0000-0003-2976-0807

Литература

1. Полунина Н.В., Полунина В.В., Авсаджанишвили В.Н. Роль медицинской активности семьи в формировании здоровья детей, страдающих болезнями органов дыхания // Вестник РГМУ. — 2013. — № 1. — С. 70-74.
2. Виниченко С.Н., Перевощикова Н.К., Дракина С.А., Черных Н.С. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Мать и дитя в Кузбассе. — 2017. — № 4 (71). — С. 20-25.
3. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 65-76.
4. Романкова Ю.Н., Аджигеримова Г.С., Ярославцев А.С. Характеристика медико-социальных факторов, условий и образа жизни как факторов риска для здоровья детей // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 12 (2). — С. 314-318.
5. Солнцева А.В. Значение факторов семейного воспитания в формировании избыточной массы тела у детей // Здравоохранение. — Минск, 2015. — № 2. — С. 56-61.
6. Анисимова А.В., Перевощикова Н.К. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков // Мать и дитя в Кузбассе. — 2013. — № 2. — С. 8-14.
7. Евграфова Н.Ю. Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка // Педагогическое мастерство: матер. VI междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 51-52.
8. Курагина Т.В. Основы семейного воспитания. Модели отношений в семье. Составные компоненты содержания семейного воспитания // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2012. — № 1. — С. 75-79.
9. Клёнов М.В. Совершенствование комплексных мероприятий по первичной профилактике распространенных инфекционных заболеваний среди детей и подростков: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М.,2013. — 24 с.

НОВОЕ В МЕДИЦИНЕ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

УЧЕНЫЕ ПРИЗНАЛИ АНТИГИГИЕНУ ПОЛЕЗНОЙ

Благодаря этому у детей развивается здоровый кишечный микробиом, который и приводит к формированию крепкой иммунной системы.

Современная страсть к повсеместной стерильности пагубным образом сказывается на здоровье городских жителей. К такому выводу пришли американские ученые из университета Огайо.

В ходе исследования специалисты выяснили, что у детей из общины амишей (религиозное движение, ратующее за простоту жизни и не принимающее достижений прогресса) разнообразие бактерий в кишечнике гораздо больше, чем у их городских сверстников.

Благодаря этому у детей развивается здоровый кишечный микробиом, который и приводит к формированию крепкой иммунной системы.

Исследовательская группа провела эксперимент. Ученые взяли анализы кала у десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет. Пятеро из них были детьми амишей и воспитывались в сельских домах, а остальные пятеро жили в небольшом городке и не имели контактов с домашними животными. Выяснилось, что у детей, которые без фанатизма относятся к гигиене и реже моются, полезных бактерий в кишечнике больше.

Источник: www.med2.ru

ДЕТИ СЕМЬЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ children family healthy lifestyle
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты