Спросить
Войти

Эффективность прогнозирования течения адаптации детей к школе с помощью минико-анамнестического метода

Автор: Гордиец А.Д.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников [2, 3, 5, 10]. Новации в содержании и технологии учебного процесса не всегда адекватны возможностям школьников [3, 11]. В связи с этим возникает потребность в оперативном определении интегральной оценки способности ребенка к адаптации [1,2,4-9].

Целью данной работы явилось изучение эффективности прогнозирования течения адаптации у детей, обучающихся в 1-х и 5-х классах массовой школы с помощью клинико-анамнестического метода.

Материалы и методы

Всего обследовано 96 детей. Здоровые дети, относящиеся к 1-й и 2-й группам здоровья, были отобраны в школе № 81 г. Красноярска по данным школьных медицинских карт и клинического осмотра. Нами были обследованы 48 учащихся 1-х классов (28 девочек и 20 мальчиков) и 48 учащихся 5-х классов (22 девочки и 26 мальчиков) общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе. Схема оценки состояния здоровья основывалась на изучении школьной медицинской документации (индивидуальная карта ребенка - форма № 26), данных анкет для родителей и данных объективного осмотра ребенка. При анализе данных формы № 26 основное внимание обращалось на результаты диспансеризации детей перед поступлением в школу, в частности осмотр узкими специалистами, оценку физического развития и отнесения ребенка в ту или иную группу здоровья. Данные анамнеза ребенка были получены из формы № 26 и анкет, которые заполнялись родителями после предварительного инструктажа о порядке заполнения анкетных данных.

Для оценки прогноза адаптации к школе согласно методическим рекомендациям МЗ РСФСР «Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и школы» (Иваново, 1987) на каждого наблюдаемого ребенка была заведена специально разработанная нами анкета, в которой отражены основные анамнестические данные, характеризующие особенности состояния здоровья родителей, течение беременности и первого года жизни ребенка, особенности поведения, успешность в учебе, жалобы детей со слов родителей [9]. Т акже нами были составлены специальные опросники для классных руководителей.

Специальные исследования позволили выделить признаки, наиболее информативные для прогноза срыва адаптации [1, 2, 4-10]. У детей адаптация в школе достоверно чаще протекает неблагоприятно при наличии следующих прогностических гаков: 1) злоупотребление алкоголем отца, 2) школьная «незрелость», 3) низкий культурный уровень семьи, 4) резкие отношения между родителями, 5) отсутствие мотивации к обучению в школе, 6) 1 курение матери, 7) малое внимание, уделяемое ребенку в 1 семье, 8) пневмония на 1-м году жизни, 9) отставание в умственном развитии, 10) мужской пол ребенка, 11) асфиксия в родах, 12) употребление алкоголя матерью, 13) использование физических методов наказания ребенка, 14) токсикоз 1-й и 2-й половины беременности, 15) 2-, 3- и 4-я группы здоровья у ребенка. При наличии у ребенка 4 и более факторов риска, особенно указанных выше под номерами с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к условиям школы [9].

Контроль за течением адаптации детей осуществлялся с первых дней пребывания ребенка в школе с целью ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья. Поскольку эмоционально-поведенческие реакции являются показателем выраженности адаптационного синдрома и наиболее доступны при массовом наблюдении за детьми, они могут быть использованы в качестве критерия оценки течения адаптации [7,9]. Течение адаптации к школе оценивалось по физическому развитию детей, выявлению нервно-психических расстройств, соматическому состоянию, заболеваемости, успешности в учебе (оценки за четверть по русскому языку и литературе, по математике) [7,9]. Адаптацию считают законченной при стабилизации комплексной оценки эмоционально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья. Критериями оценки течения адаптации могут служить также динамика массы тела, степень выраженности невротических реакций, продолжительность отклонений состояния здоровья, а также успеваемость [7, 9]. По совокупности всех данных врач дает оценку течения адаптации.

Выделяют благоприятное, условно благоприятное и 1неблагоприятное течение [7, 9]. Благоприятное течение адаптации: комплексная оценка эмоционального статуса 51-60 баллов; успеваемость: отличная, отличная и хорошая, хорошая; невротические расстройства и неврозы - нет; частота ОРЗ: нет или 1-3 раза с начала учебного года; снижение массы тела не более 250 г.

Условно благоприятное: комплексная оценка эмоционального статуса 39-28 баллов; успеваемость: хорошая и удовлетворительная, удовлетворительная; невротические расстройства и неврозы - нет; частота ОРЗ 3-4 раза с начала учебного года; снижение массы тела 260-500 г.

Неблагоприятное течение: комплексная оценка эмоционального статуса 27-9 баллов; успеваемость: удовлетворительная и плохая, плохая; невротические расстройства и неврозы - есть, документированные невропатологом и/или психологом; частота ОРЗ 4 и более раз с начала учебного года; снижение массы тела более 500 г.

Т ечение адаптации оценивалось в течение 1 -й четверти 2 раза (1 раз в 2 недели), далее 1 раз в конце каждой четверти. В конце учебного года все дети были осмотрены специалистами (педиатр, ЛОР, окулист, невропатолог, хирург). Всем детям проводилась антропометрия (рост, вес) в начале и в конце учебного года. Оценка физического развития детей проводилась по соматометрическим показателям с использованием «Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет» (Воронцов, Москва, 1990). По результатам медицинского осмотра выставлялась

группа здоровья.

Таким образом, критериями завершения адаптации явились отсутствие заболеваний и других отклонений состояния здоровья, стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне, хорошая работоспособность и успеваемость, успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств должны расцениваться как ее срыв [5,7,9].

Результаты и обсуждение

Для удобства статистической обработки условно благоприятное течение адаптации мы объединили с благоприятным течением. Фактическое течение адаптации детей, обучающихся в 1-х классах, в зависимости от прогноза представлено на рис. 1.

На начало учебного года 18 первоклассников имели благоприятный прогноз течения адаптации, однако на конец учебного года лишь 13 детей (72%) имели благоприятное течение адаптации, а у 5 детей адаптация протекала неблагоприятно (28%). 30 детей, обучающихся в 1 -х классах, на начало учебного года имели неблагоприятный прогноз течения адаптации. У 14 детей из этой группы первоклассников адаптация протекала благоприятно (47%) и у 16 - неблагоприятно (53%).

Фактическое течение адаптации детей, обучающихся в 5-х классах, в зависимости от прогноза представлено на рис. 2.

На начало учебного года 23 пятиклассника имели благоприятный прогноз течения адаптации, но к концу учебного года 13 детей имели благоприятное течение адаптации (57%) и 10 - неблагоприятное (43%). Среди 25 пятиклассников с неблагоприятным прогнозом течения адаптации также произошло разделение детей на две группы, а именно: 10 детей с благоприятным течением адаптации (40%) и 15 - с неблагоприятным (60%).

Полученные нами данные убедительно свидетельствуют о том, что оценка прогноза течения адаптации не совпадает с полученными результатами течения адаптационного процесса практически в половине случаев. Как видно по полученным нами клиническим результатам, методы прогнозирования неблагоприятного течения адаптации детей, обучающихся в 1-х и 5-х классах, основанные на сборе анамнеза, анкетировании родителей, оценке состояния ребенка на начало учебного года, не являются на современном этапе достаточно информативными.

Мы убеждены, что следует искать новые критерии для прогнозирования срыва адаптации у детей в критические периоды школьного образования, а именно в 1-м классе и при переходе на предметное обучение.

Благоприятный прогноз Неблагоприятным прогноз

О Пип шриятное течение адаптации □ Неблагоприятт к.* течение адаптации

Рис. 1. Фактическое течение адаптации у первоклассников с благоприятным и неблагоприятным прогнозом.

Благоприятный прогноз

Неблагоприятный прогноз

□ БЛЛШПрИЯ&ПК К& течение .11.1111ІІ111П1

□ Итиюириянкх,- гечсиие хшипии

Рис. 2. Фактическое течение адаптации)& пятиклассников с благоприятным и неблагоприятным прогнозам.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты