Спросить
Войти

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника

Автор: Массанова Анна Анатольевна

Мастер-класс

УДК 372

А. А. Массанова

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника

Можно ли развивать физические качества ребенка-дошкольника учитывая его соматотип?

Аннотация. В статье представлены подходы к развитию физических качеств у ребенка-дошкольника в зависимости от соматотипа ребенка.

Физические качества, заложенные в человеке генетически, необходимо развивать с детских лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовлен. А правильное выполнение движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость. Сен-зитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. Проявление в большей или меньшей степени того или иного качества зависит от соматотипа ребёнка. Сома-тотип заложен генетически.Еще в 1995 году В.Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции1. Различают четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, ди-гестивный.

Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.

Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.

Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом,

1 Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М. : Советский спорт, 2007. - 140 с.

Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.

Исследования показывают, что в каждой группе дошкольников 5-7 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.

Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года - лучше, чем девочки астеноидного типа.

Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у представителей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой - у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).

Опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодоленной дистанции превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся результаты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая - более 7 км.

В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость отмечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Анализ результатов исследований позволяет заключить, что выявление индивидуально-типологических особенностей организма детей позволяет совершенствовать проблему подбора средств физической культуры для развития физических качеств у ребенка с его индивидуальными особенностями, т.е. совершенствовать учебный процесс и активизировать или поддерживать уровень здоровья детей на занятиях по физической культуре, а в дальнейшем и совершенствовать проблему отбора в различные виды спорта.

Одним из условий успешной реализации излагаемой методики проведения занятий по физической

72

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

Мастер-класс

культуре является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Для реализации такого подхода можно было бы распределить детей на 4 основные подгруппы в зависимости от соматотипа - подгруппы с астеноидным, торакальным, дигестивным и мышечным типами телосложения. Однако, распределение детей по 4 подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая состояние здоровья и соматотип ребёнка.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие торакальный и мышечный сома-тотипы.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.

Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с чётким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии. К сожалению, в настоящее время увеличивается процент детей со второй и третьей группами здоровья, растёт число детей с ди-гестивным и астеноидным соматотипом. Возникшая проблема подтолкнула нас к обращению к выше изложенной теории о соматотипе В. Ю Давыдова и поиску новых методик и средств физической культуры. Работа началась с анализа современных программ физического совершенствования для детей дошкольного возраста в рамках проекта сетевого взаимодействия инновационно-активных школ УрО РАО1. Особое внимание привлекла парциальная специализированная программа «Старт» под редакцией Л. В. Яковлевой и Р А. Юдиной. В отличие от всех других программ авторы программы «Старт» акцентируют внимание на природных наклонностях и способностях детей, т. е. на со-матотипе ребёнка. Предложенные авторами методики проведения «Школы мяча» и «Школы скакалки», а также акробатические упражнения позволяют наиболее полно решать проблему развития физических качеств ребёнка-дошкольника. В дополнение к этому мной была выбрана педагогическая технология физического совершенствования дошкольников - стрейчинг, так как методика упражнений стрейчинга позволяет не только

1 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12

Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1, 2010

растягивать мышцы тела и суставно-связочный аппарат рук, ног и позвоночника, т. е. способствовать развитию определённых физических качеств, но и позволяет предотвратить нарушения осанки, исправить её и оказать глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Указанные выше методики и технологию активно используются в работе, так как они учитывают типологические особенности детей и позволяют наиболее эффективно развивать физические качества.

Работа по физическому развитию ведется на основе комплексной образовательной программы «Детство» под редакцией З. А. Михайловой. Но в этой программе отсутствуют выстроенные в системе комплексы акробатических упражнений, упражнений с мячом и скакалкой; уделяется внимание лишь четырём физическим качествам, и забывают о пятом, не менее важном - гибкости.

Поэтому приходится дополнять содержание программы «Детство» методиками проведения «Школы мяча», «Школы скакалки» и акробатических упражнений из программы «Старт» и педагогической технологией стрейчинга.

В начале учебного года совместно со старшей медицинской сестрой детского сада и врачом детской поликлиники проводится соматометрическое обследование детей 5 лет. По результатам обследования выявляется принадлежность ребёнка к тому или иному конституционному типу. В соответствии с группой здоровья и выявленным соматотипом дети разделяются на две подгруппы для занятий по физическому развитию.

В первую подгруппу входят дети с первой группой здоровья, имеющие торакальный и мышечный со-матотипы.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. Задания для подгрупп детей даются одинаковые, усложнение двигательных действий предлагается лишь первой подгруппе детей: за счет увеличения количества повторов, интенсивности и сложности двигательного действия.

Занятия с элементами акробатики проводятся 1 раз в месяц, начиная со старшей группы. Начиная со старшей группы, на занятиях по физическому развитию дети осваивают подводящие упражнения к кувырку и непосредственно кувырок, элементы акробатических упражнений: «мостик, «лягушка», «коробочка», «бабочка», «полушпагат», а в подготовительной группе это двигательные действия совершенствуются. Также координационные способности помогает развить «Школа мяча». Комплексы упражнений с мячом выстраиваются по степени сложности в соответствии с возрастом детей. В конце каждого месяца проводится контрольно-игровое занятие с мячом, помогающее определить степень овладения детьми техникой «Школы мяча». Развить скоростно-силовые качества помогает «Школа скакалки». Схема выполнения

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

73

Мастер-класс

упражнений та же, что и в «Школе мяча». Задачу развития гибкости решается с помощью стрейчинговых упражнений. Эти упражнения используются в заключительной части занятий по физическому развитию один раз в месяц. Такие упражнения можно выполнять с предметами и без них. Наиболее интересны для детей упражнения на стэпах.

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учётно-контрольных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимают старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели. В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег на 100 м (4 года), 200 м (5 лет), 300 м (6 лет), 1000 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - бег 10 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).

О результатах проведённой работы говорят следующие результаты. В старшей группе в конце 2008 -2009 учебного года показатель быстроты на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 12%, показатель гибкости на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 15%, показатель выносливости к концу учебного года достиг 100%, показатель силы на высоком уровне в сравнении с началом года увеличился на 7%, показатель ловкости на высоком и среднем уровне к концу учебного года увеличился на 15%. Диагностика развития физических качеств осуществляется в соответствии с методическим пособием «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составитель Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович1.

Литература

1. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.
2. Давыдов В.Ю. Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики / Издательство Волгоградского государственного университета, Волгоград, 2004, 124 с.
3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1,2010
5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.
1 Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.

УДК 37-03

И. П. Теряева

Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

В чем заключается эффективность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста?

Аннотация. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

«Творчество и личность», «творческая личность и общество», «творческие способности» - вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.

Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лей-тес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая деятельность.

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОМАТОТИП СОМАТОМЕТРИЯ СТРЕЙЧИНГ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты