Спросить
Войти

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ - НАША ЗАБОТА

Автор: Хузиева Г.М.

114 ^L ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Том 17, № 5. 2019

УДК 371.7

Г.М. ХУЗИЕВА, Д.С. КАРИМОВА

Управление здравоохранения г. Казани МЗ РТ, г. Казань

Здоровье школьников - наша забота

Контактная информация:

Хузиева Гульсина Мухтаровна - заместитель начальника Управления

Адрес: г. Казань, ул. Горького, д. 14, тел. (843) 264-44-16, e-mail: huzieva-uz@yandex.ru

В статье представлены данные о динамике критериев здоровья детей школьного возраста г. Казани, которая характеризуется ростом распространенности заболеваний, а также ухудшением показателей здоровья по результатам профилактических осмотров. Среди причин выделены внутришкольные факторы и факторы, отнесенные к пребыванию ребенка в семье. Самой большой проблемой при оказании первичной медико-санитарной помощи детям в школах назван дефицит кадров. Укомплектованность составляет: врачами - 65%, медицинскими сестрами - 65,7%. В школах г. Казани реализуется ряд целевых программ, направленных на профилактику заболеваемости школьников, создание мотивации у школьников к здоровому образу жизни. Раздел здоровьесберегающей деятельности включен в программу развития каждого образовательного учреждения. На сегодня школам Казани присвоены статус «Школ, содействующих здоровью»: 25 школ имеют золотой, 71 школа - серебряный и 65 - бронзовый уровни.

(Для цитирования: Хузиева Г.М., Каримова Д.С. Здоровье школьников - наша забота. Практическая медицина. 2019, Том 17, № 5, С. 114-116)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-114-116

G.M. KHUZIEVA, D.S. KARIMOVA

Management of Health Care of the city of Kazan of the Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan, Kazan

We care about health of schoolchildren

Contact details:

Khuzieva G.M. - deputy head of Management

Address: 14 Gorkogo St., Kazan, tel. (843) 264 44 16, e-mail: huzieva-uz@yandex.ru

The article presents data on dynamics of the health criteria for school-age children in the city of Kazan, which is characterized by an increase in prevalence of diseases, as well as deterioration in health indicators based on the results of preventive examinations. The reasons include intraschool factors and factors related to the child&s stay in the family. The biggest problem in the provision of primary health care to children in schools is the shortage of personnel - the staffing level is: 65% doctors, 65.7% nurses. A number of targeted programs are being implemented in schools in Kazan, aimed at preventing the morbidity of schoolchildren, creating motivation of schoolchildren for a healthy lifestyle. The section of health-saving activity is included in the development program of each educational institution. Nowadays the schools in Kazan have the status of"Health Promotion Schools": 25 schools have the gold level, 71 schools -silver, and 65 - bronze.

(For citation: Khuzieva G.M., Karimova D.S. We care about health of schoolchildren. Practical Medicine. 2019, Vol. 17, № 5, P. 114-116)

Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования и здравоохранения, которые требуют межведомственного взаимодействия, а также участия общественных, социально ориентированных и благотворительных организаций.

Дети школьного возраста являются наиболее уязвимой группой населения по воздействию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников г. Казани выявляет

стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья. В процессе обучения уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс. Так, с 2005 года отмечается тенденция к снижению количества школьников, относящихся к I группе здоровья, на 10%. Эти данные коррелируют с уменьшением числа школьников, занимающихся в основной группе по физкультуре.

По результатам профилактических осмотров за период обучения в школе отмечается ухудшение

Том 17, № 5. 2019

PRACTICAL MEDICINE ^ 115

здоровья учащихся г. Казани по следующим нозо-логиям: вегето-сосудистые дистонии увеличиваются в 5 раз, сколиозы - в 2 раза, нарушение осанки - в 1,7 раза, ухудшение зрения - в 1,6 раза, эндокринная патология - в 1,5 раза.

За последние годы отмечается рост распространенности заболеваний в общеобразовательных учреждениях. В структуре распространенности заболеваний школьников остаются:

на I месте - заболевания органов дыхания за счет острых вирусных заболеваний (41%);

на II месте - болезни костно-мышечной системы (14,7%);

на III месте - болезни глаз и его придаточного аппарата (11%);

на IV месте - болезни органов пищеварения (7,8%);

на V месте - болезни системы кровообращения (4,1%);

на VI месте - болезни эндокринной системы (3%).

Кроме того, в ходе диспансеризации было выявлено 5% школьников с низким ростом, 4% - с дефицитом массы тела более 10% и 4%, с избытком массы тела более 20%.

Все причинные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся можно условно разделить на 2 группы - внутришкольные факторы и факторы, отнесенные к пребыванию ребенка в семье.

Внутришкольные — школьная мебель, освещенность помещений не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к формированию нервно-психических нарушений и болезням глаз. Товары детского ассортимента часто не соответствуют требованиям по безопасности и токсичности, печатная продукция, учебники - по качеству печати, бумаги и размерам шрифта. Нельзя также исключить из вредных факторов внутришкольной среды повышенную сложность школьных программ, проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Внутрисемейные факторы - нарушение режима дня, уменьшение продолжительности сна, нерациональное питание, психологические проблемы, они дополняют имеющиеся вредные факторы внутри школьной среды, создается замкнутый круг, что в конечном итоге приводит к развитию факторов риска развития хронических заболеваний и усугублению течения имеющихся заболеваний. В результате возникает ситуация, когда в первый класс приходит практически здоровый ребенок, а к окончанию учебы у него несколько хронических заболеваний.

В настоящее время в городе совместно с межведомственными социальными службами реализуется ряд целевых программ, направленных на профилактику заболеваемости школьников, создание мотивации у школьников к здоровому образу жизни.

В Казани 164 школы (64 школы с 2-х сменным режимом), 132 тысячи учащихся. Медицинское обслуживание учащихся школ осуществляется силами 10 детских поликлиник города. Первичная медико-санитарная помощь оказывается непосредственно в школах, имеющих лицензированные медицинские и стоматологические кабинеты, их всего 129. Школы, не имеющие лицензию на медицинскую деятельность, направляют учащихся в территориальные детские поликлиники.

Основная проблема на сегодня - это кадры. Сегодня у нас в школах города работает 56 врачей и 124 медицинские сестры, 7 фельдшеров. В штате самих школ работают 16 медсестер и 7 врачей. Укомплектованность составляет: врачами - 65%, медсестрами - 65,7%, при этом 25% из них - совместители.

Штатное расписание в детских поликлиниках утверждалось по старым нормативным документам, это 87,75 утвержденных штатных единиц врачей и 188,75 единиц среднего медицинского персонала. Согласно же Приказу от 05.11.2013 №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» на все количество школьников г. Казани должны быть 124,0 штатные единицы врачей и 206,0 штатных единиц медицинских сестер.

В связи с дефицитом штатного расписания и, соответственно, дефицитом кадров, образовательные учреждения сегодня не обеспечены в полном объеме медицинскими работниками. Проблема обостряется в связи с открытием новых школ. Для обеспечения их медицинскими сотрудниками в поликлиниках нет ни штатных единиц, ни физических лиц.

Кроме того, часто медицинские сотрудники школ направляются на различные массовые мероприятия с участием детей (как правило, безвозмездно), а также привлекаются в поликлиники для обслуживания заболевших детей в период эпидемиологического подъема.

Серьезный кадровый дефицит создает большую проблему по созданию стройной системы медицинского сопровождения школьников, которая позволила бы включаться в образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы в школе, своевременно решать возникающие проблемы, влияющие на состояние здоровья школьников во время их пребывания в школе, выявлять неблагоприятные факторы, анализировать заболеваемость школьников, разрабатывать комплексные меры по сохранению и укреплению здоровья детей в школах, заниматься вопросами профилактики.

Считаем целесообразным привлечь для работы в школах врачей - гигиенистов, которые взяли бы на себя все вопросы по контролю за питанием, питьевым режимом, санитарно-дезинфекционным режимом, проведением санитарно-просветительской работы, рациональности школьной нагрузки, составлением школьного расписания и т.д., а лечебную работу оставить педиатрам.

Раздел здоровьесберегающей деятельности включен в программу развития каждого образовательного учреждения. Сегодня проблема сохранения здоровья школьников все более отчетливо осознается как профессионально значимая для системы образования. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний.

В каждой школе создаются условия, гарантирующие охрану здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса, условия для оказания в полном объеме и качественного медицинского обслуживания, организацию качественного и доступного школьного питания. С внедрением с 2006 года в школах г. Казани питание по типу ланч-боксов охват учащихся горячим питанием вырос с 62 до 81%. Улучшилось качество школьных завтраков и обедов, увеличился ассортимент продуктов. Лучше стало с обеспечением рациона фруктами, соками, овощами и рыбой. В 128 школах успешно реализуется программа «Разговор о правильном питании»,

116 ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 5. 2019

разработанная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Хорошим примером в реализации данного проекта является школа №146, где директор Д.С. Каримова считает, что необходимо в школе выделять «особую роль здоро-вьесберегающего питания для детей».

С сентября 2016 в школах Казани реализуется проект «Здоровая школа» (реализован в 24 школах). В рамках проекта проводятся тематические беседы, лекции для учащихся, родителей, педагогических коллективов школ по формированию здорового образа жизни, на безвозмездной основе школам передаются видеомониторы, видеоматериалы по профилактической медицине для ежедневного просмотра. Данный Проект получил свое дальнейшее развитие в рамках реализации федерального проекта «Российская сеть школ здоровья» и отмечен на федеральном уровне Дипломом I степени в конкурсе межведомственных проектов по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.

В школах города ведется работа по приобщению детей к физкультуре и спорту, проводятся не только уроки физической культуры, динамические паузы, физкультминутки, но и различные соревнования, работа спортивных секций. Свыше 14 тысяч школьников города посещают различные школьные секции (волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, хоккей, шахматы, бадминтон).

В г. Казани работают 2036 спортивных объектов, 377 из них адаптированы к занятиям спортом для детей ОВЗ. Комитетом по физкультуре и спорту города организованы льготные секции для детей школьников на спортивных объектах. Более 19 тысяч (19360) школьников занимаются в детских юношеских спортивных школах.

В рамках реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года в учреждениях реализуются проекты по обучению детей: бадминтону, самбо, гольфу, плаванию, футболу, шахматам.

Для сохранения психического здоровья школьников, профилактике негативных явлений, формирования благоприятной среды на сегодняшний день в системе образования г. Казани работает 343 педагога-психолога.

В целях формирования единого психолого-педагогического пространства образовательных организаций города в 2015 году была создана городская служба «Ресурс». В ее задачи входит психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов и педагогов-психологов, организационно-методическая и информационная помощь педагогам-психологам школ и дошкольных образовательных учреждений. Функционирует городской центр социального обслуживания молодежи «Доверие», на базе которого были созданы службы по работе с молодежью группы риска. Это служба комплексного сопровождения условно-осужденных несовершеннолетних «Ювента» и психолого-педагогическая служба «Сердэш» по реабилитации детей, подвергшихся насилию. Сегодня в центре «Доверие», (созданном в 1995 году), работает 128 специалистов, 51 из них - квалифицированные

психологи. В школах Казани деятельность Центра «Доверие» также представлена в рамках работы по организации и сопровождению «Школьных служб примирения», опыт которых насчитывает более 10 лет. Для молодежи группы риска с 2010 года также работают Центры дневного пребывания («Камчатка»).

Профилактика девиантного поведения должна начинаться в семье, поэтому на базе центра «Доверие» функционирует «Семейный клуб». Начиная взаимодействие с ребенком, специалисты в диалоге с ним выявляют нарушенные детско-родительские отношения, и такие семьи попадают под патронаж.

С 1 сентября 2010 года казанская служба детского телефона «Доверие» - одна из первых в Российской Федерации была подключена к единому общероссийскому номеру детского телефона «Доверие» 8-800-2000-122 и принимает сейчас звонки из любого района Республики Татарстан. Все звонки бесплатны и анонимны.

В целях сохранения репродуктивного здоровья подростков проводятся родительские собрания на тему семейных ценностей и традиций, совместные встречи мам и детей с врачами акушерами-гинекологами. За месяц на Детский телефон доверия поступает в среднем 650 обращений. Тревогу вызывают 5-8% звонков, составляющие острые случаи: нежелание жить, буллинг, переживания травмирующих событий, уход ребенка из дома. И это 30-40 детей в месяц, по поводу которых требуются принятие экстренных мер с целью защиты прав несовершеннолетних. В этих случаях, с согласия абонента, информационное письмо направляется в республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для дальнейшей отработки. В 45% случаях на Детский телефон «Доверие» обращаются дети 6-13 лет, в 10% - несовершеннолетние от 14 до 18 лет, 10 % обращений - от взрослых в интересах детей).

Участниками антинаркотического проекта «Самостоятельные дети» проводится акция «Здоровая мама - Здоровый ребенок».

Совместно с Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ), в 2018 году в 110 школах города прошли занятия, направленные на формирование здорового образа жизни для детей и родителей.

На сегодня школам Казани присвоены статус «Школ, содействующих здоровью»: 25 школ имеют золотой, 71 школа - серебряный и 65 - бронзовый уровни. Для присвоения уровня по статусу, школы оценивались по критериям: материально-техническое состояние школы, кадровая обеспеченность, медицинское обслуживание, включая укомплектованность медицинскими кадрами, организация питания, двигательная активность и физическое развитие детей, обучение детей навыкам сохранения здоровья, взаимоотношение школы с родителями. Большую роль играет компетентность педагогов.

Современная школа - это универсальная площадка для объединения усилий всех социальных структур в вопросах охраны здоровья детей и подростков. Сохранить детей здоровыми, создавая для них здоровьесберегающие условия - важнейшая задача, которую мы должны решать каждый день.

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ schoolchildren health health care in schools health-saving technologies target programs for health of schoolchildren
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты