Спросить
Войти

Азербайджан на перекрестке эпох: первая попытка интеграции в свободный мир (1917-1920)

Автор: указан в статье

Джамиль ГАСАНЛЫ

Доктор исторических наук, профессор Бакинского государственного университета, депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджанской Республики

(Баку, Азербайджан).

АЗЕРБАЙДЖАН НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ: ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ИНТЕГРАЦИИ В СВОБОДНЫЙ МИР (1917-1920)

Резюме

В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с образованием Азербайджанской Демократической Республики и ее борьбой за право интегрироваться в международную среду. Со всей возможной полнотой описаны противоречивые события на всем Центральном Кавказе в 1917—1920 годах, сложные процессы в Азербайджане весной и летом 1918 года, а также борьба великих держав за Баку на последнем этапе Первой мировой войны. Показывает-

ся деятельность Азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции, исследуются первые попытки молодой республики интегрироваться в свободный мир. В свете вновь открывшихся архивных материалов в статье освещены признание де-факто Верховным советом Гпавных союзных держав на Парижской мирной конференции республик Центрального Кавказа, безуспешные попытки западных стран противостоять большевистской оккупации Кавказа.

В в е д е н и е

Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) зародилась и существовала в трудный и противоречивый период истории. Разрушенная революцией Российская империя пыталась восстановиться в границах 1914 года, а потому молодой республике пришлось в 1918—1920 годах проявить большую дипломатическую изворотливость и умение использовать в своих интересах крутые повороты мировой политики. Признание де-факто независимости Азербайджана в 1920 году Верховным советом Главных союзных держав на Парижской мирной конференции стало не только результатом меняющейся с осени 1919 года политической ситуации, но и серьезным дипломатическим достижением азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции. Однако новые геополитические процессы, давшие о себе знать по окончании Первой мировой войны, не позволили азербайджанскому народу закрепить это историческое достижение. АДР пала в апреле 1920 года не в результате политических процессов или региональных противоречий, а в итоге сложных дипломатических игр, развернувшихся в мировой политике. На деле образовавшиеся в пределах бывшей Российской империи молодые республики, в том числе и Азербайджан, трудно интегрировались в международное сообщество, и это в первую очередь объяснялось членством России в Антанте-победительнице. Оценивая большевизм как временное и нежизнеспособное явление, союзники не теряли надежд восстановить Россию в прежних границах и были очень осторожны во всем, что ее касалось. Планы Запада на будущее ярко отражены в «14 пунктах» президента США В. Вильсона, считавшегося архитектором нового мира и другом малых народов. Спустя 70 лет в результате развала СССР 14 республик оторвались от России, но в 1918 году они еще не значились в программе В. Вильсона.

Русская революция 1917 года и начало дипломатической борьбы за Кавказ

Независимость Азербайджана была провозглашена 28 мая 1918 года, однако Центральный Кавказ вошел в систему международных отношений гораздо раньше. К концу Первой мировой войны резко возросла потребность в горючем, что увеличило интерес воюющих стран к Кавказу, и борьба за нефть поставила Баку в центр притяжения противостоящих военных блоков. Противоречивые изменения на Кавказском фронте, политические потрясения русской революции 1917 года затронули весь Центральный Кавказ, в том числе и Азербайджан.

В результате февральской революции 1917 года в России не только была свергнута монархия, но был нанесен тяжелый урон имперским устоям страны, расширилось национально-освободительное движение в «тюрьме народов». Свержение самодержавия ускорило политические процессы на Кавказе. По инициативе депутатов Госдумы от Центрального Кавказа 9 марта для руководства регионом был создан Особый Комитет во главе с кадетом В.А. Харламовым.

После Октябрьского переворота в Петрограде, 11 ноября, в Тифлисе состоялось собрание политических организаций, действующих на Центральном Кавказе. Выступивший с большой речью лидер грузинских меньшевиков Ной Жордания напомнил что на протяжении предшествующих ста лет народ в Закавказье трудился плечом к плечу с Россией и считал себя неразрывной частью российского государства. Он сказал, что пришла беда. Связь с Россией потеряна, и Закавказье осталось одно. Надо подняться и

спасти себя, или же погибнуть в пучине анархии1. По предложению Жордания было принято решение о создании для управления регионом Закавказского комиссариата, который должен был действовать до тех пор, пока Учредительное собрание не решит вопрос о власти. 14 ноября был объявлен состав этого правительства, в котором были представлены все национальности Закавказья, а возглавил его грузинский меньшевик Е.П. Гегечкори.

С образованием Закавказского комиссариата положение русской армии на Кавказском фронте оказалось весьма двусмысленным, во всяком случае, ни у кого не возникало сомнений, что продолжать войну с Турцией нет никакой возможности2. В конце ноября 1917 года по указанию Энвер-паши командующий третьей турецкой армией Мехмет Ве-хиб-паша обратился к командующему Кавказским фронтом генералу Пржевальскому с предложением заключить перемирие. Закавказский комиссариат, обсудив это предложение, выразил согласие заключить перемирие с условием, что турки не будут проводить передислокацию своих войск и провоцировать Антанту3. 21 ноября генерал Пржевальский сообщил турецкому командованию о решении Комиссариата. Спустя несколько дней небольшая делегация в составе А.Смирнова, В. Тевзая, генерала Вышинского и дашнака Джамаляна прибыла в Эрзинджан, и 5(18) декабря были подписаны условия перемирия, состоявшие из 14 пунктов4.

Эрзинджанское перемирие было временным соглашением, поэтому 16 января 1918 года Вехиб-паша направил генералу Одишелидзе послание, в котором правительство Турции приглашало Закавказский комиссариат принять участие в Брест-Литовских переговорах и обещало использовать все имеющиеся возможности для официального признания нового государства. Это был важный шаг на пути к признанию независимости Закавказья.

Закавказский комиссариат долго не мог определить свое отношение к турецким предложениям. Наконец решили рассмотреть этот вопрос в Закавказском сейме (парламенте), открывающемся 10 (23) февраля, и сообщили об этом турецкому командованию. После предварительных обсуждений идеи создания нового органа верховной власти грузинская фракция предложила по примеру отколовшейся от Российской империи Польши назвать парламент Сеймом. В последние дни существования временного правительства большевики Закавказья поддерживали эту идею5.

Вопрос о мире и связанные с ним проблемы обсуждались в различных фракциях Сейма, уточнялись позиции сторон. 26 февраля свое заседание провела азербайджанская фракция. Ее председатель М.Э. Расулзаде всесторонне проанализировал ситуацию в Азербайджане и вокруг него. Азербайджанскую фракцию беспокоило, что армянские военные части, возвращавшиеся с Кавказского фронта, оседают в Баку, что английские части на Ближнем Востоке продвигаются в Северный Иран — Южный Азербайджан и возникает угроза захвата Баку, что немцы активизировались на Кавказе и хотят прибрать к рукам бакинскую нефть. Азербайджанская фракция хотела заключением мирного договора с Турцией добиться стабилизации ситуации в Закавказье.

3 марта 1918 года Советская Россия подписала Брест-Литовский договор и этим актом официально отказалась от подготовленного за два месяца до того Лениным и Сталиным декрета «О Турецкой Армении». В договоре указывалось, что Россия сделает все возможное, чтобы очистить Восточную Анатолию и вернуть ее Турции. Русская армия будет эвакуирована из провинций Ардаган, Карс и Батум6.
1 См.: Жopдaнuя H. За два года. Тифлис, 1919. С. 51—52.
2 См.: Aвaлoв З. Независимость Грузии в международной политике (1918—1921). Париж, 1924. С. 30.
3 См.: Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. Тифлис, 1919. С. 11—12.
4 См.: Kurat A.N. Тйгкіуе ve Rusiya. Ankara, 1990. S. 332—333.
5 См.: Беленький С., Maнвeлoв H. Революция 1917 года в Азербайджане. Баку, 1927. С. 28.
6 См.: Ключни^в Ю., Ca6anun A. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. II. М., 1926. С. 123—127.

Однако на Трабзонской конференции (официально открылась 14 марта) представители Закавказья выразили протест против статей Брестского договора, касающихся Кавказа7. Турки в ответ заявили, что если Закавказье было заинтересовано в исходе Брестских переговоров, то оно должно было раньше оформить свои претензии на основе норм международного права и принять меры к тому, чтобы получить дипломатическое признание со стороны других государств. Поэтому, если теперь Закавказье и будет признано, оно все равно не сможет протестовать по поводу упущенных возможностей8. Турция, уставшая от пережевывания одних и тех же вопросов за столом переговоров, 24 марта (6 апреля) предъявила Закавказью ультиматум с требованием в течение 48 часов дать четкий ответ: признает Закавказье Брест-Литовский мирный договор или нет. Вместе с тем отмечалось, что если Закавказье хочет вступить с Турцией в договорные отношения, то оно должно объявить о своем суверенитете, и только после этого могут начаться дипломатические переговоры9.

В отличие от Трабзона в Тифлисе события разворачивались в несколько ином направлении. Сразу после получения ультиматума было созвано экстренное заседание Сейма. Е. Гегечкори, И. Церетели, Х. Карчикян, Ю. Семенов и другие в своих выступлениях говорили о необходимости оказать сопротивление и фактически требовали объявить Турции войну. Призыв к войне был ясно слышен в выступлениях грузинских и армянских депутатов. 13 апреля было принято решение объявить Турции войну. Война Закавказья с Турцией длилась недолго, всего восемь дней. 15 апреля в Стамбуле было официально объявлено о взятии Батума. 22 апреля турки выступили с мирной инициативой10. Сейм принял предложение о начале мирных переговоров.

Тем временем оставшиеся в Трабзоне делегаты также не сидели сложа руки. После того, как переговоры прервались на неопределенный срок, Энвер-паша посетил Трабзон и Батум. В Трабзоне он принял азербайджанских делегатов11, которых интересовали видение Энвер-пашой политической структуры Закавказья, а главное, будущие взаимоотношения двух братских народов — азербайджанцев и турок-османов, с учетом того, что именно Энвер-паша определял политику Турции. Он отметил, что Азербайджан, Грузия и Армения с общим Сеймом должны принять форму федерации или конфедерации и тесно сотрудничать с Турцией. В случае, если не удастся создать единое Закавказское государство, независимый Азербайджан, имеющий общую границу с Турцией, может завязать с Оттоманской империей более тесные отношения. По поводу Трабзонских переговоров М. Гаджинский сообщил, что Нуру-паша — брат военного министра Энвер-паши — вместе с 300 военными инструкторами в ближайшее время через территорию Ирана прибудет в Азербайджан12.

Перед заседанием Сейма 22 апреля 1918 года в первой половине дня состоялось собрание мусульманской фракции, где было твердо решено поддерживать А.Чхенкели — сторонника провозглашения независимости и мирных переговоров13. 22 апреля, глубокой ночью, абсолютным большинством голосов Сейм провозгласил образование Закавказской Демократической Федеративной Республики14. 26 апреля Сейм утвердил

7 См.: Доклад делегации Закавказского сейма по ведению переговоров о мире с Турцией. 1918 г. Государственный архив Азербайджанской Республики (далее — ГА АР), ф. 970, оп. 1, д. 3, л. 4.
8 См.: Berkuk i. Воуйк Harpda §imali Kafkasyadaki faaliyetlerimiz ve 15. firkanm hareketi ve mflharibeleri // Askeri mecmua, 1934, № 35.
9 См.: Kurat A.N. Op. cit. S. 472.
10 См.: Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. С. 199.
11 См.: Протокол совместного заседания всех мусульманских фракций Закавказского сейма. 01.05.1918 г. // ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 1, л. 31.
12 См.: Там же, л. 33.
13 См.: Протокол совместного заседания всех мусульманских сеймовых фракций. 22.04.1918 г. // ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 1, л. 25.
14 См.: Swietochowski T. Russia and Azerbaijan. Borderland Transition. N.-Y.: Columbia University Press, 1995. P. 66.

состав правительства независимого Закавказья и заслушал заявление правительства. Возросшая роль азербайджанцев немедленно отразилась на составе правительства. В кабинете А. Чхенкели (он же стал министром иностранных дел) Ф.Х. Хойский занял пост министра юстиции, Н. Усуббеков — пост министра народного просвещения, Х. Мелик-Асланов — пост министра путей сообщения, М. Гаджинский — пост министра торговли и промышленности, И. Гейдаров — пост государственного контролера15. 28 апреля новообразованная Закавказская Независимая Демократическая Федеративная Республика была признана Оттоманской империей.

После признания Закавказской Федерации турецкое правительство согласилось провести новый раунд мирных переговоров в Батуме и, признавая их важность, прислало еще более представительную делегацию во главе с исполняющим обязанности министра юстиции и министра иностранных дел Халилом Ментеша. Для участия в мирной конференции из Стамбула прибыл морской министр Джамал-паша. В свою очередь, делегация Закавказья состояла из 45 человек, что объяснялось сложностью политического положения в За-кавказье16. Однако в делегации решающую роль играли — от Грузии Чхенкели и Николад-зе, от Азербайджана Расулзаде и Гаджинский, от Армении — Качазнуни и Хатисян17.

14 мая в Батуме Халилбек вручил закавказским делегатам ноту с требованием впустить турецкие войска в Закавказье для предотвращения наступления английских войск на Баку. Он объяснил, что полевым командирам дано указание в случае, если против армии не будет применено оружие, не обижать местное мирное население18. В свою очередь, азербайджанские делегаты требовали разрешить ввод турецких войск на территорию Закавказья, чтобы преградить путь войскам Бакинского совета народных комиссаров на Гянджу. Осложнение обстановки в Закавказье по-разному отражалось на интересах соперничающих соседей, и это определяло разброд среди делегатов Батумской конференции. Туркам было известно намерение Германии, пройдя через Азербайджан, вторгнуться в Центральную Азию, Афганистан и Индию и нанести там удар по позициям враждебных государств19.

Начиная с середины мая не только азербайджанская, но и грузинская фракция пришла к решению пригласить вооруженную силу из-за рубежа. 14 мая состоялось тайное заседание грузинского Национального совета, где было принято решение при посредничестве генерала фон Лоссова обратиться к правительству Германии с просьбой взять Грузию под свою опеку. На самом деле в момент принятия этого решения грузинские эмиссары в Берлине уже получили согласие Германии на оказание покровительства Грузии20. Для проведения секретных переговоров с генералом Лоссовым была создана комиссия во главе с лидером меньшевиков Н. Жордания.

По условиям втайне подписанного 25 мая, но пока не объявленного договора Германия в качестве первого шага направляла в Грузию сначала 5 тыс., затем 12 тыс. военнослужащих21. Таким образом, 26 мая Грузинский национальный совет объявил о независимости Грузии и был сформирован Кабинет министров во главе с Н. Рамишвили. Первым внешнеполитическим шагом нового правительства было подписание заранее подготовленного соглашения с Германией. С 28 мая Грузия вступила под покровительство Германии.

15 См.: Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. С. 229.
16 См.: Kurat A.N. Op. cit. S. 464.
17 См.: Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920: The Shaping of National Identity in Moslem Community. Cambridge, 1985. P. 125.
18 См.: Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. С. 269—270.
19 См.: Гатамов Р.Г. Азербайджанский фактор в германо-османских отношениях (1917—1918 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку, 2005. С. 18.
20 См.: Baykara H. Azerbaycan Istiklal M^adilesi Tarihi. Istanbul, 1975. S. 257—258.
21 См.: Sunbul T. Azerbaycan Dosyasi. Ankara, 1990. S. 84.

Том з Выпуск 4 2009 ^КАЛКАЗ^ЛЛИБАЛИЗАЦИ^І 145

Провозглашение независимости Азербайджана

Для обсуждения кризисной ситуации, возникшей в связи с роспуском Сейма, члены азербайджанской фракции 27 мая собрались на чрезвычайное заседание. Учитывая сложность положения, собрание единогласно решило взять на себя функции управления Азербайджаном и провозгласило себя Национальным советом Азербайджана. М.Э. Расулзаде был избран его председателем. 28 мая состоялось первое заседание Национального совета, на котором присутствовало 26 чел. После бурных прений Национальный совет принял решение немедленно объявить о государственной независимости Азербайджана и провозгласить соответствующий Акт22. Затем Совет поручил Ф.Х. Хойскому сформировать азербайджанское правительство. После часового перерыва был заслушан его доклад о формировании правительства в следующем составе: председатель Совета министров и министр внутренних дел Ф.Х. Хойский; военный министр Х.П. Султанов; министр иностранных дел М.Г. Гаджинский; министр финансов и министр народного просвещения Н. Усуббеков; министр юстиции Х. Хасмамедов; министр торговли и промышленности М.Ю. Джафаров; министр земледелия и министр труда А. Шейхульисла-мов; министр путей сообщения и министр почт и телеграфа Х. Мелик-Асланов; государственный контролер Дж. Гаджинский23.

Таким образом, азербайджанский Национальный совет выполнил важную историческую миссию. Азербайджанская Республика стала первой мусульманской страной, строящей государственность на светской основе. М.Э. Расулзаде писал: «Провозглашая свою Декларацию от 28 мая 1918 года, Национальный совет подтвердил существование азербайджанской нации. Теперь слово «Азербайджан» означало не просто географический, этнографический и лингвистический термин, а приобрело политическую сущ-

ность»24.

Как только сформировалось правительство Азербайджана, 30 мая информация об образовании Республики радиотелеграфом была направлена министрам иностранных дел ведущих стран мира. В радиограмме сообщалось: «Так как Федеративная Закавказская Республика раздроблена была отделением от нее Грузии, Национальный азербайджанский совет объявил 28[-го] текущего месяца независимость Азербайджана, состоящего из Восточного и Южного Закавказья, и провозгласил Азербайджанскую Республику. Уведомляя Вас о вышеизложенном, имею честь просить Ваше Превосходительство сообщить об этом Вашему правительству. Временное пребывание моего правительства будет в Елизаветполе. Председатель Совета министров Азербайджанской Республики Фатали Хан Хойский»25.

Начатые закавказским правительством батумские переговоры были продолжены вновь созданными национальными республиками, причем каждая из них выдвинула свои условия мира. Батумские переговоры завершились 4 июня подписанием со всеми тремя республиками договоров «О мире и дружбе». В тот же день был подписан «Договор дружбы между Императорским Оттоманским правительством и Азербайджанской Республикой». Со стороны Турции договор подписали министр юстиции Халил Ментеша и глав-

22 См.: Протокол № 2 заседания Мусульманского национального совета. 28.05.1918 г. // ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 1, л. 50.
23 См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства Азербайджанской Республики, 1919, № 1, ст. 1. С. 6; ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 4, л. 3.
24 Istiklal, 28 Mayis 1933 (Berlin).
25 Радиограмма председателя Совета министров Ф^. Xойского министрам иностранных дел ряда государств о провозглашении Азербайджана независимой республикой. 30.05.1918 г. // ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 4, лл. 9—10.

нокомандующий Кавказским фронтом Вехиб-паша, а с азербайджанской — министр иностранных дел М.Г. Гаджинский и председатель Национального совета М.Э. Расулза-де. Это был первый договор, подписанный Азербайджанской Республикой с иностранным государством. В важнейшей для Азербайджана четвертой статье указывалось, что Оттоманское правительство обязуется оказывать помощь вооруженной силой правительству Азербайджанской Республики, если таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране26.

Азербайджанские делегаты в Батуме, получив всестороннюю информацию о ситуации в республике, решили, опираясь на четвертую статью данного договора, просить военной помощи у Оттоманского правительства. С этой целью М.Э. Расулзаде и М.Г. Гаджинский провели соответствующие переговоры с представителями Оттоманской импе-рии27. Принимая просьбу азербайджанской делегации, Оттоманское правительство искало способ направить войска в Азербайджан так, чтобы не вызвать протест Германии. Поэтому было принято решение создать совместную Кавказскую исламскую армию, состоящую из османских войск и азербайджанских добровольцев. По мнению Энвер-паши, таким образом можно было смягчить германское сопротивление28.

Османские военные части стали стягиваться к Гяндже, а пятая дивизия (состоявшая из 257 офицеров и 5 575 солдат29) под командованием Мюрсель-паши в начале июня вошла в город. В Гянджу также прибыл Нуру-паша со своим штабом.

После восемнадцатидневной деятельности в Тифлисе переезд Национального совета и правительства в Гянджу не был особенно удачным. После первого правительственного кризиса 17 июня был сформирован второй кабинет под руководством Ф.Х. Хой-ского, в который вошли шесть человек из предыдущего правительства и шесть новых министров. 19 июня состоялось распределение министерских портфелей: Ф.Х. Хойский — премьер-министр и министр юстиции, М.Г. Гаджинский — министр иностранных дел и, временно, министр контроля, Б. Джаваншир — министр внутренних дел, Х. Мелик-Асланов — министр путей сообщения, А. Амирджанов — министр финансов, Х. Султанов — министр сельского хозяйства, Н. Усуббеков — министр народного образования, А. Ашуров — министр торговли и промышленности, Х. Рафибейли — министр народного здравоохранения и призрения. Вошедшие в состав правительства А.М. Топчибашев, Х. Хас-мамедов и М. Рафиев стали министрами без портфеля. Временно руководство Министерством почт и телеграфа поручили Х. Мелик-Асланову, руководство Министерством продовольствия — А. Ашурову.

23 июня, учитывая осложнение ситуации в Азербайджане, правительство объявило военное положение на всей территории страны30. Германские представители в Тифлисе тормозили продвижение турецкой армии к Баку. Поэтому 24 июня командующий Восточной группой войск Вехиб-паша телеграфировал пребывающему в Гяндже Нуру-паше, что на территории Азербайджана не может находиться никакая другая армия, кроме ос-манской31.

Одним из первых шагов нового правительства было утверждение 17 июня состава делегации на Стамбульскую конференцию государств Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Учитывая то, что эта конференция должна была сыг-

26 См.: Договор дружбы между Императорским Оттоманским правительством и Азербайджанской Республикой. 04.06.1918 г. // ГА АР, ф. 894, оп. 2, д. 88, л. 2.
27 См.: Kurat A.N. Op. cit. S. 530.
28 См.: Kemal О. Ermeni meselesi. Istanbul, 1986. S. 164.
29 См.: Насибзаде H. Внешняя политика Азербайджана (1918—1920). Баку, 1996. С. 63.
30 См.: Адрес-календарь Азербайджанской Республики / Под ред. А.М. Ставровского. Баку, 1920.
31 См.: Tkiye CTmhuriyeti Genelkurmay Bajkanligi Askeri Tarih ve Stratejik Effid Arjivi. K. 3827, D. 38, F. 2. Здесь дана ссылка на рукопись книги В. Гафарова «Вопрос Северного Азербайджана в российско-турецких отношениях (1917—1922 гг.)».

рать важную роль в жизни Азербайджана, правительство утвердило состав делегации из трех человек: М.Э. Расулзаде, Х. Хасмамедова, А. Сафикюрдского. Правительство наделило их полномочиями вести переговоры по политическим, экономическим, финансовым и военным проблемам со всеми участниками конференции, а также заключать с ними договоры32.

Борьба за освобождение Баку

Развернувшиеся летом 1918 года события вокруг Азербайджана — как внутренние, так и международные — делали необходимым освобождение Баку. На завершающем этапе Первой мировой войны Баку превратился в главный объект борьбы между Германией, Англией, Оттоманской империей и Советской Россией. Сотрудник британских спецслужб П. Хопкирк, работавший на Ближнем Востоке, так пишет о событиях в Баку: «В конце прошлого века Баку был одним из богатейших городов в мире. Обнаружение нефтяных залежей в этой окраине царской империи стало причиной того, что различные народы устремили сюда свои взоры. Сюда ринулись искатели приключений и авантюристы всех мастей. Специалисты подсчитали, что Баку был в состоянии осветить и обогреть весь земной шар. Нефтью было пропитано все вокруг Баку... Добыча нефтяных месторождений Баку одно время превосходила нефтедобычу всех нефтяных колодцев США, вместе взятых»33.

После провозглашения независимости Азербайджана Бакинский совет и его исполнительный орган — Совет народных комиссаров не только не признали национальное правительство, но и всеми средствами (политическими, экономическими, военными и дипломатическими) выступили против него. Турецкое продвижение в направлении Баку сильно обеспокоило Советскую Россию, а также Бакинский совет народных комиссаров, стремившийся распространить свою власть на весь Азербайджан. 12 июня Степан Шаумян по телеграфу сообщил Ленину и Сталину о выступлении бакинских военных частей на Гянджу. Затем 18 июня народный комиссар по военно-морским делам Г. Корганов сообщил в Бакинский СНК, что ситуация складывается в пользу большевиков34. По маршруту движения в округах вновь началась резня и грабеж местного населения. Это было результатом того, что 70% рядового и 100% офицерского состава армии Бакинского совета составляли армяне35. О том, что командный состав войск Бакинского Совнаркома в основном состоял из армян, применявших насилие в отношении местного мусульманского населения, позднее рассказывал и участвовавший в походе С. Шаумян36.

Однако наступление азербайджано-турецких войск остановило продвижение большевиков. Сражение под Гейчаем с 27 июня по 1 июля решило исход борьбы. 20 июля освободившая Шемахы и продвинувшаяся до ворот Баку Исламская Армия приостановила взятие города, и причиной тому было ужесточение дипломатической борьбы вокруг него.

32 См.: Постановление Совета министров об отправке делегации на международную конференцию в Стамбуле. 18.06.1918 г. // ГА АР, ф. 970, оп. 1, д. 138, л. 3—5.
33 Hopkirk P. On Secret Service East of Constantinople: The Plot to Bring Down the British Empire. London: John Murray, 1994. P. 331—332.
34 См.: Г. Корганов — С.Шаумяну. 18.06.1918 г. // Архив политических документов при Управлении делами президента Азербайджанской Республики (далее — АПД УДП АР), Копийный фонд, № 374, л. 20.
35 См.: Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920. P. 137; Kazemzadeh F. The Struggle for Transcaucasia, 1917—1921. N.-Y. — Oxford, 1951. P. 131.
36 См.: Собрание Азербайджанской группы содействия Истпарту ЦК ВКП(б). Доклад С. Шаумяна. 11.07.1927 г. // Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ), ф. 84, оп. 3, д. 283, л. 53.

В начале июля 1918 года в германском консульстве в Стамбуле был подготовлен отчет, в котором отмечалось: «Если нам удастся договориться с большевиками, тогда нефтепромыслы и нефтяные запасы Баку попадут в наши руки. Если, напротив, большевики будут вынуждены покинуть город, то они подожгут промыслы, и в таком случае ни мы, ни турки не сможем воспользоваться нефтяными запасами. А без нефти Кавказская железная дорога вскоре остановится»37.

Оставшись без эффективной военной помощи Советской России, Бакинский Совнарком связал свои надежды с дипломатической помощью Москвы. Начавшиеся в конце июня германо-советские переговоры привели к заключению предварительного соглашения. Это подтверждает и Ленин в телеграмме Сталину от 30 июня: «Сегодня, 30 июня, получено сообщение от Иоффе из Берлина, что Кюльман имел предварительный разговор с Иоффе. Из этого разговора видно, что немцы согласны принудить турок прекратить военные операции дальше брестской границы, установивши нам точную демаркационную линию. Обещают не пускать турок в Баку, но желают получать нефть. Иоффе ответил, что мы будем строго придерживаться Бреста, но вполне согласны с принципом давать, чтобы получать. Обратите сугубое внимание на это сообщение и постарайтесь передать его Шаумяну поскорее, ибо теперь есть серьезнейшие шансы удержать Баку. Часть нефти, конечно, мы дадим»38.

Под сильным давлением немцев, при непосредственном вмешательстве генерала Людендорфа активные военные действия турок временно были приостановлены. Вся переписка Энвер-паши находилась под контролем германских советников, служивших в турецкой армии, поэтому в своих официальных приказах он требовал приостановить наступление на Баку39. На самом деле приказы и телеграммы Энвер-паши о прекращении штурма Баку были обманом и носили характер маневра. В одном официальном приказе Энвер-паша требовал остановить движение на Баку, другим секретным приказом немедленно отправлял необходимое количество солдат, оружия и снаряжений для Кавказской исламской армии, требуя немедленно штурмовать город, не допуская вмешательства немцев. И даже считал возможным вступить в бой с немецкими частями, мешающими идти на Баку40.

Активизация военных действий в конце июля и концентрация азербайджано-турецких войск под Баку ускорили германо-русское соглашение. Германский Генштаб, испугавшись удачных военных операций Турции в Азербайджане, с начала августа стал открыто вмешиваться в события. 4 августа генерал Людендорф сообщил Энвер-паше, что если военные действия в Азербайджане не прекратятся, то немецкие офицеры будут отозваны из Оттоманского главнокомандования. «Я не могу допустить, чтобы действия турецких правящих кругов, противоречащие условиям мирного договора, привели к опасности новой войны с Россией»41.

Пока продолжались германо-русские переговоры в Берлине и Москве, фронтовые неудачи Бакинского Совнаркома осложнили его положение в Баку. На повестку дня встал вопрос: как защищать город или же кому его сдавать? 24 июля на митингах рабо-чих-немусульман лидеры эсеров, меньшевиков и дашнаков уже открыто требовали пригласить англичан, чтобы защититься от турецко-азербайджанского наступления. 25 июля состоялось экстренное заседание Бакинского совета, на котором Степан Шаумян выступил с докладом о политическом и военном положении. В результате ожесточенных пре-

37 nanия Г. Политика Германии в Закавказье в 1918 г. Тбилиси, 1971. С. 58—59.
38 В.И. Ленин об Азербайджане. Баку, 1970. С. 125.
39 См.: Cyлeймaнoв М. Кавказская исламская армия и Азербайджан. Баку, 1999. С. 215.
40 См.: Y^eer N. Birinci Dmya Savajmda Osmanli Ordusunun Azerbaycan ve Dagistan Hareketi. Ankara, 1996.
41 Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920. P. 134.

ний 259 голосами против 236 была принята резолюция о приглашении в Баку англичан и создании коалиционного правительства.

31 июля Бакинский совнарком сообщил о сложении своих полномочий. В Баку было создано марионеточное правительство, называемое «Диктатура Центрокаспия и президиума Временного исполнительного комитета Советов», опиравшееся на эсеро-дашнако-меньшевистский союз и подконтрольное армянскому Национальному совету. После свержения СНК и установления Диктатуры Центрокаспия министр иностранных дел М.Г. Гаджинский шифрограммой описывал М.Э. Расулзаде обстановку на Бакинском фронте: «В Баку большевистская власть свергнута, Шаумян и другие арестованы, их заменили меньшевики и дашнакцаканы, а также все вообще русские и евреи. Сила у них большая. Я доложил об этом Халил-паше. Надо экстренно двинуть еще одну дивизию из Батума. Это возможно только в том случае, если турки сдадут грузинам Абастуман и Ацхур, о чем Халил-паша просил Энвер-пашу. Вам также надо действовать в этом направлении, иначе Баку пропал. У врагов масса снарядов, дальнобойных пушек и аэропланов. Если у нас этого не будет, то даже после взятия нами Баку враги могут сжечь и разрушить его»42.

Одним из первых шагов Диктатуры Центрокаспия была попытка ускорить приход англичан в Баку. В первые августовские дни на экстренном заседании эсер Лев Уманский пытался всех уговорить, что надо потерпеть всего два дня, что помощь союзников уже близка. Он убеждал, что если турки войдут в город, то спасти население от ужасной трагедии может только приход англичан43. Вскоре выяснилось, что план англичан принадлежал дашнакам, ведущим переговоры с Л. Денстервиллем в Энзели.

Англичане были сильно обеспокоены победами турок в боях за Баку. С одной стороны, беспокойство это было вызвано тем, что германо-турецкий блок мог завладеть бакинской нефтью, а с другой — не исключено было желание Нуру-паши двигаться дальше в Среднюю Азию, Афганистан и Индию. Англичанам было известно о тайной переписке кайзера Вильгельма II с эмиром Афганистана Хабибуллой и об усилении германской разведки в Афганистане. Информация об «успехах «Исламской армии», распространяемая турками в Иране и Афганистане, нервировала англичан»44. По генеральному плану британского правительства движение Турции на восток должно было быть пресечено в Баку.

4 августа первый английский отряд под командой полковника Стокса прибыл в Баку45. Чуть позже, между 9 и 17 августа, три батальона, одна батарея полевой артиллерии и несколько броневиков, представляя Британскую армию, вошли в город46. П. Хоп-кирк пишет об этом так: «Когда 17 августа 1918 года британцы причалили в сонном бакинском порту, от былого блеска города оставались только тени воспоминаний. После войны и революции Баку был похож на Шанхай в 1949 году, когда его захватили коммунисты»47.

Узнав, что информация о бесчисленных британских войсках, высаживающихся в Баку, всего лишь слухи, Исламская армия приступила к решающей операции за осво-

42 Шифрограмма М.Г. Гаджинского М.Э. Расулзаде о взятии Баку. 20.09.1918 г. // АПД УДП АР, ф. 277, оп. 2, д. 8, лл. 13—16.
43 См.: Бюллетень Центрокаспия, 2 августа 1918.
44 См.: Гeнepaл-мaйop Maллecoн. «Двадцать шесть комиссаров». Из английского журнала за март 1933

г. // АПД УДП АР, ф. 303, оп. 1а, д. 31, лл. 6—7.

45 См.: Воспоминания о революционных событиях в Баку и Азербайджане в 1917—1918 гг. Февральский переворот. 1917 г. Из воспоминаний Блюмина. 1922 г. // АПД УДП АР, ф. 276, оп. 2, д. 20, л. 20.
46 См.: Ministere des Affaires Etrangeres (MAE) de France (Archives Diplomatique). Correspondanse politique et commerciale, 1914—1940. Serie «Z». Europe 1918—1940. Sous-Serie USSR Europe — Russie service russe d’information et d’etudes (S.R.I.E.) XLI Caucase — Azerba&djan (1918—1920). Direction des Affaires Politiques et Commerciales Caucase Republique d’Azerba&djan Evenements Annees 1918—1919. Vol. 832, folio 2.
47 Hopkirk P. Op. cit. P. 331.

бождение города. Денстервиль, как и Бичерахов, очень скоро понял, что пригласившее его правительство марионеточное, а оборона города бесперспективна. 31 августа в своем письме «диктаторам» Денстервиль отмечал, что затягивание обороны города есть лишь пустая трата времени и бессмысленные человеческие потери. По его мнению, в таком положении ни одна сила в мире не сможет спасти Баку от турок48. Как военный специалист Денстервиль объяснял свою позицию тем, что местное население (азербайджанцы) враждебно относится к силам, не пускающим турок в Баку49.

Приход англичан в Баку чуть изменил ситуацию, но Советская Россия всеми способами продолжала попытки вернуть себе богатый нефтью Азербайджан. На переговорах в Берлине в конце августа Германия соглашалась на прекращение турецкого наступления на Баку лишь с тем условием, что Советская Россия выставит из города англичан. Ленин 23 августа телеграфировал в Ташкент Ф.И. Колесову: «Немцы согласны гарантировать ненаступление на Баку, если мы выгоним оттуда англичан»50. Наконец, германо-российские переговоры, проходившие в Берлине в течение трех месяцев, завершились 27 августа подписанием втайне от Турции соглашения, дополняющего Брестский договор. Шестой раздел соглашения был посвящен Кавказу. В тринадцатой статье Россия соглашается с тем, что Германия признает Грузию в качестве суверенного государства. Четырнадцатая статья касалась непосредственно Азербайджана. В ней указывалось: Германия на Кавказе, за пределами Грузии, не будет оказывать военной помощи никакому третьему государству. Она использует свое влияние, чтобы военные силы третьего государства не заходили на территорию, ограниченную руслом реки Куры до деревни Петропавловск, вдоль границ Шемахинского уезда до деревни Айриоба, вдоль границ Бакинского, Шемахинс-кого и Кубинского уез?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты