Спросить
Войти

Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа

Автор: указан в статье

УДК 008: 316.6 +

ОПЫТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ/ВОЛОНТЕРОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ

ИГР РУССКОГО НАРОДА

Е.В. Великанова, А.С. Тедорадзе

В статье рассматривается опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа

Привлечение молодежи к участию в практической добровольческой/волонтерской

деятельности предполагает решение множества вопросов, касающихся занятости подрастающего поколения во время свободного

времяпрепровождения. Безусловно, как

подчеркивают многие исследователи, включение данной деятельности предполагает разнообразие ее видов отвечающих на решение ряда проблем, близких и понятных волонтеру. На сегодняшний день имеется некоторый опыт технологических основ создания и развития

добровольческих/волонтерских групп.

Молодежное добровольческое/волонтерское движение, как известно, наиболее активно, в последнее время, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования). Развитие добровольческих инициатив не обходит и молодежные центры, общественные объединения, волонтерские группы и организации.

Современное обоснование появления и бурного развития молодежного добровольческого движения связывают во все этапы

жизнедеятельности человека с периодичностью обострения социальных или иных проблем в обществе. Поиск альтернативных решений этих проблем привел к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность, уничтожение и загрязнение окружающей среды, ВИЧ/СПИД и многое другое. На сегодняшний день волонтерская деятельность, проводимая в сфере образования, является значительным ресурсом для решения социально-значимых проблем местных сообществ.

Среди учащейся молодежи главным мотивом, побуждающим личность к волонтерской деятельности, является желание быть социальнополезными, другим по значимости мотивами

Великанова Елена Валентиновна—ТГУ, канд. пед. наук, доцент, директор Центра студенческих добровольческих инициатив «БУМЕРАНГ», e-mail: bumerang-6 i @mail.ru Тедорадзе Анатолий Северьянович - Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя», канд. ист. наук, вицепрезидент, e-mail: tedvlasov@gmail.com

выступают содействие в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации. [3, с.43-48]

Так, важным звеном в становлении и развитии добровольчества среди молодежи становится учет объективной информации об интересах,

потребностях и мотивах потенциальных

добровольцев/волонтеров.

Из представленных разнообразных направлений деятельности волонтерских отрядов, традиционными являются:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Поэтому логично, что идея добровольчества наиболее успешно реализуется в подростковой и молодежной среде, особенно студенческой молодежи. Существующие подтверждения многих исследователей говорят о том, что на все есть причина. В данном случае, существует свобода выбора и свобода мнения, которая не отягощена опытом обязательного добровольчества и навязывания чужих идей и мыслей. Все это говорит о том, что молодым решать, какое оно будет будущее для современного подрастающего

поколения. Значит, мы можем сказать, что добровольчество является внутренним свободным выбором жизненно важных характеристик

человека, которое стоит перед извечной проблемой «быть или не быть» и позиционирует удобную форму социализации, приводящую к потребности самореализации «себя», предпринимаемую на местном, общенациональном и международном

уровнях.

Однако, имеются определенные противоречия, среди которых при существующем развитии и

распространении идей волонтерства, отсутствует структура научной теории о добровольческой деятельности в целом, которая смогла бы развести определенные вариации деятельности

общественных организаций и объединений в отечественной педагогике. К тому же, при существующем влиянии общественных

объединений, опирающихся на труд волонтеров, отмечается недостаточное использование их потенциала в процессе воспитания инициативных граждан общества. Противоречия складываются и на начальном этапе процесса подготовки и вовлечения волонтеров к добровольческой деятельности из-за определенных трудностях -желанием работать волонтерами и технологической неподготовленностью педагогов образовательных учреждений.

Отметим, что добровольческая деятельность, рассматриваемая нами как инициативная и своевременная, является мощным потенциалом:

1) по привлечению волонтеров в различные формы служения обществу во имя гуманистических идеалов;
2) по привлечению волонтеров-

профессионалов, действующих в рамках

необходимости участия в крупных спортивных спартакиадах и олимпийских играх;

3) по привлечению подрастающего поколения к вариативной профилактической работе, пропагандирующей здоровый образ жизни и не привязанной к шаблонной пропаганде спорта, но построенной на взаимном сотрудничестве с консультантами-профессионалами;
4) по возрождению традиционных

отечественных форм «русских

здоровьесберегающих технологий» и видов физической активности населения, связанных с исконными забавами народных гуляний - как новой концепции по профилактике вредных привычек в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.

Так, наряду с непосредственными носителями культурной традиции, на современном этапе активно развивается новая инициатива спортивных занятий, имеющих исторические корни развития и привязанная к конкретной территории. Это представители клубов традиционного рукопашного боя, фольклорных коллективов и просто все кому дорого возрождение отечественных традиций.

Внесение «русских здоровьесберегающих технологий», построенных на культурно-досуговых принципах, должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования. В данном контексте понятие волонтерства как формы служения обществу во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов. [2, с.65]

На примере опыта добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу

жизни через возрождение традиционных игр русского народа, мы сможем рассмотреть объект нематериального культурного наследия народов Тамбовской области “Традиционные игры -Атмановские кулачки”, привлекающих большое количество участников из числа молодежи и населения в целом.

Остановимся подробнее на рассмотрении

истоков этого нового направления, объединяющего уже сложившиеся направления добровольческой деятельности общественных объединений. Так, возрождение традиционных игр и ведение нового инновационного подхода, включают использование одновременно нескольких направлений:

профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни; правозащитная деятельность; сохранение

исторического и культурного наследия; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

- содействие в сфере образования, науки,

культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Итак:

1. Что такое традиционные игры?

Традиционные игры — публичные состязания

в виде исконных забав, являющиеся составной частью этнокультурных обрядов и традиционных праздников. В настоящее время традиционные игры проводятся как этнокультурные фестивали и провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества. Из проводящихся в России традиционных игр можно выделить Игры Тыгына на празднике Ысыах в Якутии; состязания батыров на празднике Сабантуй в Татарстане; состязания бааторов Срединного мира на Ёрдынских играх в Иркутской области; состязания на празднике Джангариада в Калмыкии; казацкие шермиции в Ростовской области; состязания шудонъёс на празднике Гербер в Удмуртии [9].

Понятие “традиционные игры” предложено российским культурологом, членом Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия А.В. Кыласовым в теории этноспорта, изложенной в виде обширной статьи в Энциклопедии систем жизнеобеспечения (ЕОЬ88) ЮНЕСКО» [1].

2. Сроки проведения традиционных игр в России и их угасание.

В XIX - начале XX в. традиционные рукопашные состязания русских имели практически повсеместное распространение на территории Российской империи, что неоднократно отмечали многие этнографы.

Б.В. Горбунов первым осуществил

количественный и качественный состав состязаний для территории России. Им распределен корпус источников в 4470 единиц. Они приходятся на три хронологических периода: нач. XIX в. -1850-е г., 1860-е - 1880-е г., 1890-е г. - нач. XX в. В целом, эти данные сведены нами в приложении 22. Б. В.

Горбунов указывает, что традиция проведения состязаний в конце XIX - начале XX в. зафиксирована в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей). В том числе она отмечена в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах[399].[7] Если эти данные соотнести с количеством губерний и уездов в России начала XX в., то получится, что состязания зафиксированы в 62 % губерний и 40 % уездов, разбросанных по всей территории страны. Безусловно, подобная широта явления связана с распространением русского населения. Однако нельзя не учитывать, что в рамках границ Российской империи русские к 1917 г. составляли всего 44,6 % населения страны, а на долю остальных 200 больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, приходилось 55,4 % населения[400]. Это

свидетельствует о том, что если изучать объект в рамках границ всей империи, то непременно возникнут наслоения с аналогичными элементами других народов.

Этот тезис нами был полностью подтверждён в ходе проводимого в 1998-2000гг историкосоциологического исследования.

В том или ином виде, исконные воинские забавы в борьбе, палочном и кулачном бое, были распространены повсеместно в зоне проживания русских. Они всегда являлись частью народного гулянья, проводимого в рамках этнокультурного праздника, и, по словам одного из первых исследователей этой традиции А.А. Лебедева представляли собой “нечто вроде игрища" [10]. Сроки проведения состязаний, их приурочивание к народному праздничному календарю, могли значительно отличаться у различных локально проживающих групп русского населения. Однако, воинские забавы, как обряд, повсеместно имели практически единый сценарий и форму проведения для всей территории проживания русского народа.

Состязания проводились между партиями. Партии являются трансформированными реликтами мужских союзов индоевропейских народов, в далёком прошлом ориентированных на функции военной дружины. Отмечено характерное деление населённых пунктов России в целом, и Тамбовщины в частности, на противоборствующие партии по территориальному признаку, что является рудиментом военно-мобилизационного принципа их организации. А. С. Тедорадзе впервые выявлены аутентичные народные названия для ряда таких единиц [11]. С.А. Токарев обратил внимание на то, что в традиционных играх, “столкновениях -шуточных или серьёзных” - мужских коллективов прослеживаются “реликты мужских организаций”

[12]. Т.А. Бернштам отметила это в отношении коллективов кулачных бойцов [4]. Б.В. Горбунов указывает, что трансформированный реликт мужских союзов, в виде противоборствующих партий, прослеживается во всех коллективных боевых играх русских и отмечает целый ряд характерных черт в их организации, позволяющих

уверенно говорить об этом [6]. Добровольное участие в играх - основополагающий фактор существовавших мужских союзов.

Состязания приурочивались к определенным народным праздникам. В большей мере это касается состязаний в кулачном бое "стенка на стенку". В ходе историко-социологического исследования нами получены статистические данные о сроках проведения традиционных рукопашных состязаний на территории Тамбовского края в первой половине XX в. Все респонденты утверждали, что бои проходили в силу устоявшейся традиции и всегда в одно и то же время. Это дает основание сделать выводы о том, что и в XIX в. состязания проходили в эти же сроки. Полученные данные о сроках проведения состязаний распределились следующим образом:

- Никола Зимний - 26 % населенных пунктов;

- Рождественские святки - 44,5 % населенных пунктов;

- Крещенье - 33,6 % населенных пунктов;

- Сретенье - 5 % населенных пунктов;

- Масленица - 88,2 % населенных пунктов;

- Пасхальная неделя - 10,1 % населенных пунктов;

- Красная Горка - 13,5 % населенных пунктов;

- Семик - Троица 16 % населенных пунктов;

- день Ивана Купалы - 5 % населенных пунктов;

- Петров день - 8,4 % населенных пунктов;

- Ильин день - 10,1 % населенных пунктов;

- Медовый Спас - 1,7 % населенных пунктов;

- на сенокосах - 12,6 % населенных пунктов;

- в воскресенье - 10,9 % населенных пунктов;

- на свадьбах - 5 % населенных пунктов;

- престольные праздники - 20,2 % населенных пунктов;

- советские праздники - 5,9 % населенных пунктов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что состязания "стенка на стенку" на изучаемой территории устраивались главным образом в никольско-ильинский ряд праздников, а также в престольные праздники села. Б.В. Горбунов отмечал, что в целом для России характерно проведение состязаний в никольско-петровский ряд праздников, что аналогично полученным нами данным для Тамбовского края. Он высказывает мысль о существовании в дохристианскую эпоху какого-то единого праздничного цикла,

сопровождавшегося добровольческими

состязаниями в кулачном бое и борьбе[413]. [8] Нам эта мысль представляется не лишенной основания, однако нужно учитывать и тот факт, что состязания проводились в то время, когда крестьянин был свободен от земледельческих работ. Эта мысль содержится в ответах респондентов на открытые вопросы анкеты. Таким образом, проведение массовых кулачных боев, как и вся жизнь русской деревни, связано с природно-климатическим циклом сельскохозяйственных работ. Сообщения о таких состязаниях осенью немногочисленны; бои

приурочивались в это время, как правило, к местным престольным праздникам.

Таким образом, имеется полное основание говорить о возрождении цикла традиционных игр русского народа, ключевым элементом которых должны стать знаковые воинские состязания в борьбе, палочном и кулачном бое.

3. Восстановление традиционных игр сегодня.

“Атмановскиекулачки ” историческое

название коллективных кулачных боёв,

проходящих в селе Атманов Угол на Троицу между сёлами Троицкая Вихляйка и Атманов Угол, а так же в престольный Праздник села Атманов Угол -Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) между территориальными партиями села - порядками. Этот термин использовался жителями окрестных населённых пунктов, как обозначение “больших кулачек”, проходящих в селе. Слава об их героях до сих пор живёт в народе. Последнее достоверное свидетельство о проведении игр

“Атмановскиекулачки” относится к началу 1990-х годов прошлого века. С 2012 года Атмановскиекулачкивозрождены в формате традиционных игр русских. Явление восстановлено при непосредственном участии носителей культурной традиции - жителей села.

Атмановскиекулачки ещё в конце 1990-х годов были не обиходной дракой, во что обычно перерождается традиция кулачных боёв в отрыве от этнокультурного обряда, а «примерным боем», включенным в праздник села. Кулачки проводились внутри села Атманов Угол в рамках Престольного Праздника села - Успение Пресвятой Богородицы, бои с соседним селом Троицкая Вихляйка были на Троицу. Традиция состязаний в рамках Престольного Праздника сохранилась лучше и дольше бытовала в народной среде.

Успение Пресвятой Богородицы -престольный праздник села Атманов Угол, в память о событии, во имя которого поставлен сельский храм. Жителями села, наряду с Пасхой, этот день почитался главным в году. Согласно русских православных традиций, Успение это и патриотический воинский праздник - чествования георгиевских кавалеров.

По обычаю празднование начиналось с официальной религиозной части. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе.

Мирская часть праздника состояла из приёма гостей, проведения трапез и всеобщих «улишных» гуляний.

Прием гостей и всех «заезжих людей» считался одной из важных сторон престольного праздника. Принято было считать, что приезжие, «званные и незваные» оказывают своим посещением селу честь, а многолюдие праздника расценивалось как признание всеми ее гостеприимства и богатства.

В прошлом в престольный праздник села Атманов Угол перед каждым домом хозяева

устанавливали стол с самоваром и всякими яствами, угощая гостей села и соседей. Русское чаепитие самое сытное и в его центре, в отличие от чайных церемоний других народов всегда находится человек.

После обеда жители и гости села собирались на парадной (Парадке) - центральной площади. Здесь вели беседы, пели песни под гармошку, плясали.

Особым событием престольного праздника были большие кулачки пол села на пол села. Посмотреть на них и добровольно поучаствовать приезжали любители из соседних сёл и городов.

Сотни Вшивка, Поволжье и Крым выступила против Терешат, Соловьят и Села. В этом состязании участвовали практически все мужчины -от мала до велика.

Правила кулачек, по которым и сегодня проходят бои, установлены в глубокой древности и неизменны до сих пор. Их можно свести к следующим основным положениям:

- вести бой честно «по любви»;

- «в зашей», «в тыл» не бить;

- «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить;

- лежачего не бить;

- ногами, с подножкой не бить;

- закладок не иметь.

Добровольческое участие в традиционных играх, считалось подтверждением здоровья и крепкого духа сильной половины человечества и охватывало все категории населения. По неизменной традиции кулачки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя прогнать команду соперников на их сторону села. Как только задача достигнута, бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы -замирение, которое происходит за общей трапезой. Бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.

После полевых исследований и описания традиции, осуществлённых под руководством А. С. Тедорадзе, Коллективами Региональной

общественной организации “Тамбовское общество любителей краеведения” (руководитель М.И.

Семёнов), Тамбовской региональной общественной организацией “Федерация традиционного

рукопашного боя” (руководитель Р. В. Мимикин) и Муниципальным учреждением культуры «Атмановский сельский дом культуры Сосновского района Тамбовской области» (руководитель Т.И. Пивоварова) было принято решение возродить традиционные игры русских -

Атмановскиекулачки.

28 августа 2010 года в селе Атманов Угол практически после двадцатилетнего перерыва, состоялись народные гуляния с возрождёнными кулачками. В празднике участвовали жители села, носители культурной традиции, а так же представители Тамбовского общества любителей краеведения и Тамбовской региональной

Федерации традиционного рукопашного боя. Мероприятие показало возможность адекватного восстановления традиции.

В 2012 году к идеи возрождения Атмановскихкулачек, как части Праздника села, подключился Научно-методический центр культурной антропологии ТГМПИ им. С. В. Рахманинова и Православный молодёжный фольклорный театр “Покровская слобода”. Летом 2012 года Л.Ю. Евтихиевой в сёлах Троицкая Вихляйка и Атманов Угол была проведена фольклорная экспедиция, результатом которой стало всестороннее описание этнокультурного праздника - Успение Пресвятой Богородицы, а так же традиций проведения массовых народных гуляний в этих сёлах.

В результате сформировано комплексное представления о традиции Престольного Праздника села Атманов Угол - Успение пресвятой Богородицы и являющихся его составной частью -Атмановскихкулачках.

После проведения ряда научных консультаций была окончательно сформирована концепция проведения мероприятия. Было решено возродить явление в формате традиционных игр.

Помимо кулачных боёв в традиционных играх Атмановскиекулачки представлены и другие формы традиционных видов физической активности, которые сохранились в сёлах Тамбовской области в целом и Атмановом Углу в частности. Эти исконные забавы в прошлом, также были неотъемлемой частью народных гуляний. Среди них сигучки, перетяжки, клёк, лапта, различные хороводные игры, традиционные виды борьбы и др.

26-27 августа 2012 года в селе Атманов Угол, в рамках Престольного Праздника села Успение Пресвятой Богородицы, состоялись традиционные игры русских Атмановскиекулачки. В

мероприятии приняло участие более 500 человек. Наряду с непосредственными носителями

культурной традиции, в действе участвовали представители клубов традиционного рукопашного боя, фольклорных коллективов, представители волонтерского движения «Бумеранг» ТГУ имени Г.Р. Державина и просто все кому дорого возрождение отечественных традиций.

Главными организаторами праздника стали Региональная общественная организация

“Тамбовское общество любителей краеведения”, Тамбовская региональная общественная

организация “Федерация традиционного

рукопашного боя”, Научно-методический центр культурной антропологии ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, Общероссийская общественная организация “Федерация исконных забав и этноспорта России”.

Идея праздника получила поддержку Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, Администрации Сосновского района Тамбовской области, а так же Института этнологии и антропологии им. Н. Н.

Миклухо-Маклая РАН, ТОГБУК “Научнометодический центр народного творчества и досуга”, Молодёжного клуба Международной общественной организации “Всемирный Русский Народный Собор”. Мероприятие прошло под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Традиционных игр “Атмановские кулачки” внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Это решение было принято Государственным Российским Домом народного творчества (ГРДНТ) 4 марта 2013 года.

Работы по разработке и созданию единого электронного Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации ведутся Государственным Российским Домом народного творчества (ГРДНТ) и Национальным информационно-библиотечным центром “ЛИБНЕТ” в соответствии с Программой реализации “Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы”, утверждённой Министерством культуры РФ в 2008 г.

По рекомендации Министерства культуры Российской Федерации рабочие группы по формированию региональных и федерального Каталогов работают на базе домов (центров) народного творчества субъектов РФ. В проекте принимают участие известные учёные и практики в сфере традиционной культуры, народного творчества, истории, этнографии, участие принимают волонтеры.

В 2012 году усилиями специалистов ТОГБУК “Научно-методический центр народного творчества и досуга”, Тамбовским обществом любителей краеведения и Тамбовской региональной федерацией традиционного рукопашного боя выявлен, зафиксирован, описан и передан в “Государственный Российский Дом народного творчества” объект нематериального культурного наследия народов Тамбовской области “Традиционные игры - Атмановские кулачки”.

Все это подчеркивает факт того, что современная система общественных организаций в России опирается на богатый исторический опыт добровольчества и благотворительности.

Центральным же мотивом участия представляется добровольная деятельность, направленная на помощь другим на основе чувства ответственности за сообщество или религиозных убеждений. Поэтому, участник добровольческой инициативы -это альтруист, волонтер, который стремится получить нечто большее: будь то моральное

удовлетворение, расширение своего круга общения или осознание своей необходимости обществу. Волонтеры имеют не только альтруистский характер трудового участия, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов, бегства от одиночества. Это прямой путь к оплачиваемой работе в становлении профессионального статуса,

проходящий этапы самореализации и самоутверждения.

Добровольный труд по утверждению Хулина А. А. может удовлетворять и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития добровольческого движения имеет значительный масштаб, поэтому все мы -государственные структуры, общество в целом и каждый гражданин в отдельности - должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, повышению уровня благосостояния, демократизации общества, развитию культуры и сохранения культурных ценностей во имя укрепления мира.

Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:

1. Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества;
2. Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.

Добровольцы играют значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских объединений. Исследователи едины во мнении, что вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Современные многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Таким образом, опыт проведения традиционных игр показал возможность адекватного восстановления традиции, интерес к ней, как со стороны носителей культурной традиции, так и гостей праздника. Вся же деятельность волонтерских групп, независимо от направлений деятельности или степени участия в организации, опирается на технологии социально -культурной деятельности, так как добровольческая работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться (в процессе навыков общению, разрешения конфликтов, участия в проведении групповых занятий). Молодые добровольцы пробуют себя в тех областях, в которых им, быть

может, предстоит работать в будущем: они

получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими

способностями, при этом имея возможность участия в общественной, культурной и социальной сфере, набираясь опыта и получая профессиональные навыки.

В связи с этим, опыт

добровольцев/волонтеров по привлечению

молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа позволяет сказать то, что молодому человеку это помогает приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста, дополнить ее очень значимой частью - реализацией чувства личной гражданской ответственности за происходящее.

А для этого необходимо:

1. Возродить комплекс игр в рамках народного календаря и приурочить их к религиозным праздникам.
2. В рамках игр проводить состязания по спортизированным традиционным видам воинских забав, а так же не спортизированным видам исконных забав.
3. Использовать формат традиционных игр как вариант развития массового спорта.
4. Привлекать население (добровольцев) к

участию в культурных, социально-значимых и других благотворительных мероприятий и акций, через распространение идеи

добровольчества/волонтерства среди

подрастающего поколения.

Литература

1. Kylasov, A., Gavrov, S. Ethnocultural diversity of sport // Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS). Sport Science. - UNESCO/EOLSS, Magister-press, 2011. -P. 462-491.
2. Алещенок, С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития // Ценностный мир современной молодежи./С.В.Алещенок. М.: Социум, 1994.
3. Ахметгалеев, Э.Д Участие в волонтерском

движении — важное условие социально-

профессионального становления студента в вузе /Э.Д.Ахметгалеев// Казанский педагогический журнал. 2009.- №3. С.27 -34.

4. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - начало XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С.93-96.
5. Брук С.И. Население мира:

Этнодемографический справочник. М., 1981. С.218-219.

6. Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. - М., 1999. - С. 5., С.181.
7. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -начала XX в. М., 1997. С.10, 18.
8. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -начала XX в. М., 1997. С.28-29.
9. Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, №5. - С. 41-43.
10. Лебедев А.А. К истории кулачных боев на Руси // Русская старина. Т.155. СПб., 1913. №7. С.103-123. №8. С.323-340.
11. Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества.

Тамбовская губерния, вторая половина XIX века - первая половина XX в. Тамбов, 2002. - С. 140., С. 125-128.

12. Токарев С.А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.196,197.
13. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. -2012. - №3. - С. 51-54.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Тамбовская региональная общественная организация «Федерация традиционного рукопашного боя»

EXPERIENCE IN VOLUNTEER/VOLUNTEER AT ATTRACTING YOUTH TO A HEALTHY LIFESTYLE THROUGH THE REVIVAL OF TRADITIONAL GAMES OF THE

RUSSIAN PEOPLE

E.V. Velikanova, A.S. Tedoradze

This article discusses the experience of volunteer/volunteer at attracting youth to a healthy lifestyle through the revival of traditional games of the Russian people

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты