Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 108-123 БО!: 10.15382МигП201987Л08-123
Анатолий Владимирович Кинстлер, сотрудник архива Германской епархии РПЦЗ 2, Johanneskamp, Hannover, 30539 Deutschland anatolij.kinstler@gmail.com ORCID: 0000-0002-9585-7490
Александр Алексеевич Корнилов, д-р ист., профессор, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Российская Федерация, 603009, Н. Новгород, ул. Ульянова, 2, каб. 322 kotva64@mail. ru ORCID: 0000-0001-9139-3740
Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе Северогерманского викариатства (1946-1950 гг.)
А. В. Кинстлер, А. А. Корнилов
Аннотация: В статье изучаются вопросы управления Северо-Германским вика-риатством при епископе Афанасии (Мартосе). Рассматриваются приоритетные направления деятельности викарного епископа: миссионерская работа, пастырские совещания, организация богословской школы в Гамбурге. Отмечается, что миссионерская деятельность была направлена на просвещение паствы, а пастырские съезды и совещания были ориентированы на повышение уровня образования и знаний приходских священников. Исследуется характер отношений епископа Афанасия с духовенством и церковными организациями, которые находились под влиянием епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафа-наила (Львова). Особое внимание уделено личности епископа Афанасия, а также задачам, которые он ставил перед собой в период управления викариатством. При написании статьи авторы опирались на документы, отложившиеся в Архиве Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Развитие викариатства позволило организовать в приходы группы православных людей, переживших гонения атеистической власти и мировой военный конфликт 1939-1945 гг. Приходские группы не только выжили, но и сохранили православную идентичность и традиции православного образа жизни. Духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую «школу воспитания», сумели адаптировать опыт церковной жизни викариатства к условиям жизни в новых странах проживания. В странах Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии им пригодилось умение вести миссионерскую работу, искусство обсуждать богословские вопросы, стремление видеть Промысел Божий в событиях повседневности.
Северо-Германская администратура Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) была организована для приходов, находившихся после Второй мировой войны в британской зоне оккупации. Инициатором открытия СевероГерманской администратуры (с осени 1946 г. — викариатства) выступил митрополит Берлинский и Германский Серафим (Лядэ), обстоятельствами послевоенного времени лишенный возможности окормлять возникшие многочисленные русские православные приходы британской зоны оккупации Германии.
Создание и функционирование подобной структуры были обусловлены рядом обстоятельств, среди которых назовем самые важные: 1) наличие тысяч беженцев-мигрантов православного вероисповедания, которые нуждались в постоянном духовном окормлении и попечительстве; 2) концентрация в британской зоне десятков православных пастырей, бежавших из оккупированных территорий СССР в Германию от ужасов войны и преследований атеистической власти, которые могли возглавить духовное окормление; 3) необходимость адекватного и оптимального управления многочисленными приходами так, чтобы правящий викариатством архиерей был географически близок пастве и мог объезжать округ для совершения богослужений и поддержания церковной жизни; 4) миссия среди инославных Германии и защита православной паствы от экспансии неканоничных раскольников-автокефалистов, самосвятов и сектантских сообществ. По вышеназванным причинам решение о создании администратуры (викариатства) было не только оправданным, но и жизненно необходимым.
Для устроения церковной жизни в британской зоне митрополит Серафим в сентябре 1945 г. ходатайствовал перед Архиерейским Синодом РПЦЗ об открытии особого викариатства с поручением управления приходами в областях, занятых английскими войсками, — Шлезвиг-Гольштейне, Гамбурге, Ганновере, Брауншвайге, Ольденбурге, Вестфалене, Рурской области, Рейнской провинции Липпе. Вопрос о викариатстве в Северной Германии был рассмотрен Архиерейским собором РПЦЗ в мае 1946 г., а 10 сентября 1945 г. указом митрополита Серафима (Лядэ) была учреждена Епископская администратура для вышеназванных областей1.
В период 1945—1946 гг. администратуру возглавлял архимандрит (с 1946 г. — епископ с титулом Брюссельский и Западноевропейский) Нафанаил (Львов). Опираясь на организационные и финансовые возможности Братства во имя прп. Иова Почаевского, рабочие отношения с британской администрацией, энтузиазм и жертвенное служение духовенства и мирян, владевший английским языком владыка Нафанаил наладил практику регулярных богослужений, вне-богослужебной деятельности и церковного просвещения в тех районах, которые находились в его ведении. Поскольку деятельность епископа Нафанаила в ад-министратуре уже рассматривалась2, в данной статье авторы исследуют второй период администратуры, преобразованной в викариатство и возглавлявшейся не менее ярким представителем зарубежного епископата — епископом Афанасием (Мартосом).
Личность владыки Афанасия (1904—1983) хорошо известна историкам РПЦЗ. Постриженик Почаевской лавры, выпускник Богословского факультета Варшавского университета, человек, горячо верующий, искренне и всегда стремившийся к монашескому образу жизни, молитвенник, епископ Афанасий происходил из Слуцкого уезда Минской губернии. Он пережил различные этапы жизни Белорусской Автономной Церкви в период немецкой оккупации, был рукоположен во епископа Витебского для управления Новогрудской епархией. После Второй мировой войны он оказался в Баварии, где с архиереями Белорусской Церкви вошел в состав клира РПЦЗ. Владыка Афанасий оставил ценные для историка воспоминания «На ниве Христовой» и целый ряд проповедей и поучений3. С 1950 г. и до своей кончины владыка служил архиереем на кафедрах в Австралии и Аргентине.
Епископ Афанасий писал в мемуарах, что в сентябре 1946 г. получил предложение от Синода РПЦЗ возглавить Северо-Германское викариатство4. Однако управляющий Германской епархией митрополит Серафим (Ляде) в одном из писем в Синод уточняет: епископ Афанасий был назначен временно управляющим викариатством 2 августа 1946 г., то есть на месяц раньше. Ехать в Гамбург на место, которое освободил епископ Нафанаил, было непростой задачей. В Гамбурге духовенство и клирики питали уважение к владыке Нафанаилу, широкую деятельность развернуло здесь направляемое епископом Нафанаилом Братство прп. Иова. Новый администратор должен был стать не «чужим», а «своим» архиереем со всеми полномочиями, которые предписывало ему Положение Архиерейского собора 1946 г.
На первых порах своей деятельности определенное напряжение и недоверие епископ Афанасий испытал. После приезда в Гамбург он почувствовал некоторое сопротивление со стороны архимандрита Виталия (Устинова), заместителя администратора, назначенного еще в период епископа Нафанаила. Викарий потребовал от о. Виталия передать ему церковное имущество. В ответ о. Виталий сослался на указание преосвященного Нафанаила, что все имущество принадлежит Братству прп. Иова, которое является ставропигией и подчиняется только Синоду. Поэтому о. Виталий отказался обсуждать тему имущества, и владыка Афанасий написал митрополиту: «Имущества же Администратуры, по-видимому, никакого нет»5. Епископ, не осуждая архимандрита Виталия, просил митрополита Серафима узнать в Синоде, как решить эту проблему.
Сложности в организации управления викариатством, с которыми столкнулся преосвященный Афанасий, имели как объективный, так и субъективный характер. Объективно, послевоенная Германия восставала из руин войны. На
приходах не хватало самых элементарных вещей. Субъективно, епископ Афанасий был назначен временно управляющим, к нему присматривалось духовенство и миряне. Администратор жаловался митрополиту Серафиму на продолжение интриг: «Временность моего здесь пребывания известна всем православным британской зоны: об этом позаботились некоторые из близко стоящих лиц к владыке Нафанаилу. Эта временность, вернее краткосрочность, отражается неблагоприятно на отношении ко мне духовенства и тех лиц, с которыми мне приходится иметь дело. Между прочим, я не могу найти себе постоянных работников-помощников, без которых мне самому тяжело обойтись. С кем бы мне ни приходилось беседовать, все подчеркивают то обстоятельство, что я здесь временно. Этот момент используют некоторые лица, которым это нужно»6. Епископ Афанасий сообщил, что три священника викариатства перешли в юрисдикцию польского епископа Саввы7. Возможно, это сообщение должно было стать еще одним аргументом в пользу скорейшего обращения митрополита Серафима в Синод.
Митрополит Серафим направил запрос в Синод и писал: «Создалось положение, крайне неопределенное и затруднительное для преосвященного Епископа Афанасия, ибо как духовенство, так и верующие того мнения, что Владыка Афанасий только временно управляет викариатством и в скором времени возвратится преосвященный епископ Нафанаил»8. Ожидая решения Синода, митрополит издал указ: архимандрит Виталий (Устинов) освобождался от должности заместителя администратора викариатства. Отец Виталий был обязан сдать епископу все дела, относящиеся к викариатству. Митрополит также поручал владыке Афанасию реорганизовать церковное управление викариатства9.
Напряжение в вопросах церковного управления в какой-то мере было снято, и епископ Афанасий в декабре 1946 г. предпринял поездку по приходам, объехав 10 лагерей: Ляде, Меербек, Рингельхайм, Зальцгиттер, лагерь Колорадо и прочие. Он посетил офисы УНРРА (Организация ООН по оказанию помощи беженцам) и штаб-квартиру британского командования для знакомства с чиновниками. Владыка совершил поездку на автомобиле с водителем, где ему очень помогло знание немецкого языка — переводчик ему был не нужен. «Во всех лагерях я служил Божественную Литургию и поучал народ», — сообщал викарий. Многие православные жители лагерей смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн на архиерейской службе10.
С епископом ездил протоиерей Стефан Ляшевский11, который выступал в лагерях с лекциями о «Шести днях творения». Эти лекции читались им от имени миссионерского отдела, который владыка Афанасий создал в ходе реорганизации управления. Задачей миссионерского отдела являлись подготовка и чтение научно-популярных докладов в лагерях. Владыка шел в своей инициативе дальше и видел среди докладчиков священников Сергия Щукина12 (лагерь Фишбек) и бывшего миссионера Псковской миссии Георгия Бенигсена13 (лагерь Колорадо).
Авторитет викарного епископа возрастал. Владыка Афанасий любил служить на приходах, рукополагал, заботился о благочестии в храмах, уделял внимание хозяйственным вопросам, не вмешивался в эмигрантские междоусобицы. Все эти обстоятельства, думается, сыграли не последнюю роль в решении архимандрита Виталия (Устинова) сообщить митрополиту Серафиму о своей лояльности викарию.
В письме от 2 января 1947 г. о. Виталий написал: «Преосвященный Афанасий, назначенный Вами викарным епископом британской зоны, пользуется всецело моей духовной и материальной поддержкой. Преосвященный Афанасий занимает временно со своей администрацией дом и церковь Братства, при всех своих поездках пользуется моим автомобилем, все сие совершенно безвозмездно и получает от меня и от моего прихода (архимандрит Виталий был настоятелем Свято-Успенского прихода лагеря Фишбек. — А. К., А. к.) по 2000 [рейхсмарок] ежемесячно. С первого же дня своего пребывания в Гамбурге преосвященному Афанасию были сданы все дела, касающиеся тогда еще администратуры, и в моем распоряжении больше нет ничего. Вашего Высокопреосвященства Высокопре-освященнейшего владыки смиренный послушник архимандрит Виталий»14.
Письмо о. Виталия интересно по следующим причинам. Во-первых, архимандрит Виталий попытался опровергнуть сообщения епископа Афанасия о
коллизиях в отношениях с ним. Во-вторых, письмо напечатано на бланке Братства прп. Иова, которое имело свои помещения, обладало финансами в Гамбурге, а сам архимандрит служил настоятелем в Фишбеке. Ресурсы созданного трудами епископа Нафанаила и о. Виталия церковного «хозяйства» сохранились. Епископ Афанасий ничего не смог поделать с этим, хотя, может быть, и планировал преодолеть влияние не подчинявшихся ему братчиков. В-третьих, письмо напечатано на пишущей машинке, тогда как владыка Афанасий по-прежнему писал чернилами. Лишь в мае 1947 г. епископ Афанасий стал печатать письма на машинке. Наличие в кабинете пишущей машинки — факт, возможно, и незаметный, но в условиях послевоенной Германии — примечательный.
В 1947 г. управляющий викариатством развивал новые формы церковной жизни. Если в период администратора епископа Нафанаила печаталась различная литература, то епископ Афанасий, не препятствуя этому делу Братства, решил издавать ротаторным способом церковный журнал по аналогии с изданием «Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинского и Германского»15. Это была хроника самых важных событий викариатства.
Если в период администратора епископа Нафанаила действовали пастырские курсы, то владыка Афанасий решил открыть в Гамбурге учебное заведение более высокого уровня — богословскую школу. Письмом от 18 февраля 1947 г. он сообщал митрополиту, что получил разрешение британских властей на открытие школы. Владыка Афанасий изложил свое представление об учебном заведении: «На большое количество учащихся я не рассчитываю, так как нет помещения. 10 человек принять можно. Все они поместятся в доме при церкви блж. Прокопия. Я предполагаю принимать в школу молодых людей в возрасте от 21 до 30 лет, обладающих голосом, слухом, имеющих законченное среднее образование, неженатых»16. К письму он приложил текст официального британского разрешения17.
Мы полагаем, у епископа Афанасия было свое видение богословского образования. Возможно, владыка строил планы возрождения русского монашества за рубежом. Выпускники богословской школы стали бы основой высокообразованного духовенства, сохранили бы лучшие монашеские и богослужебные традиции в условиях эмигрантского бытия. Это дело тем более заслуживает упоминания, что было предпринято в стране, переживавшей серьезные экономические трудности. Церковные приходы испытывали лишения. Регулярно викарий обсуждал с митрополитом Серафимом вопросы выживания духовенства. Так, 3 января 1947 г. епископ просил митрополита выделить определенное количество метров черной материи на рясы духовенству. «Здесь имеется 24 священника и два диакона, а также один епископ, — уточнял свой запрос владыка. — Считая по три метра с половиной двойной ширины на одну рясу, нужно 94 с половиной метра. Кроме того, нужно соответствующее количество подкладки»18.
Несмотря на все это, епископ Афанасий устраивал также съезды духовенства. Съезды устраивались в замке Имбсгаузен за пределами Гамбурга, потому что в городе не нашлось подходящего помещения. Лютеранский центр беженцев в Имбсгаузене предоставлял русскому духовенству помещение для совещаний, бесплатно кормил. Пять дней духовенство проводило заседания, а в субботу священники возвращались на приходы. Для повышения образовательного уровня священников читались лекции: нравственное Богословие (проф. И. М. Андреевский21), каноническое право (проф. И. Шумилин22), Священное Писание (проф. пастор Шмидт), церковный устав и пастырское Богословие (епископ Афанасий), философия (проф. И. М. Андреевский). «Моя цель, — вспоминал владыка Афанасий, — состояла в том, чтобы воодушевить, чем можно, пастырей и вселить в них пастырскую ревность служения Церкви и народу»23.
В материалах Архива Германской епархии РПЦЗ отложились документы об еще одном начинании епископа Афанасия. Великим постом духовенство съезжалось в лагерь Фишбек на говенье. Так, в марте 1947 г. на говенье прибыло 14 священников. Остальные 9 священников не смогли добраться: «трудные пути и сильные морозы». В среду 5 марта служили Литургию Преждеосвященных Даров. После трапезы шли заседания духовенства под председательством епископа Афанасия, которые продолжались до четверга. Был выработан целый ряд по-становлений24.
Постановления пастырского съезда 1947 г. в Фишбеке25 включали 17 пунктов и охватили широкий круг вопросов. В целях развития миссионерской дея19 АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 131, 131 об.
тельности и укрепления церковно-приходской жизни съезд считал желательным проведение следующих мероприятий:
Особое внимание пастыри уделили вопросам организации исповеди и причастия. Пастыри считали нужным систематически готовить мирян к таинствам через поучения, беседы и чтение молитв. «Исповедовать внимательно и не спеша», — так звучала рекомендация съезда пастырей 1947 г.
Съезд призвал родителей оказывать помощь детям в освоении дисциплины «Закон Божий». По этому вопросу доклад сделал о. Сергий Щукин, который поделился опытом преподавания. Священники призвали добиваться, чтобы в школах или при храмах преподавался Закон Божий. Преподавание должно было сопровождаться привлечением учащихся к участию в богослужениях, в форме чтения на клиросе, пения в хоре и прислуживания в алтаре.
Вышеназванные решения были приняты не только для упорядочения церковно-приходской жизни, но и на перспективу. Епископ Афанасий, его духовенство и церковная интеллигенция понимали временность своего пребывания в Германии. Впереди было будущее: неопределенное, с неизвестной страной расселения, с инославным или даже вовсе нехристианским окружением (как, скажем, случилось в Марокко, Тунисе, Иране). Дети, которым было от 7 до 16 лет, должны были учиться и работать в стране с ценностями, далекими от евангельских. Владыка Афанасий и пастыри, собравшиеся в Фишбеке, видели эту перспективу довольно ясно и стремились в этот промежуток жизни в лагерях (когда чаще надеялись на Бога, чем на «князя человеческого») научить детей и взрослых хоть немного молиться; научить, пусть немного, размышлять о Боге и верить в Его спасительный Промысел; понимать, зачем людям вообще нужна Церковь.
Съезд обсудил и вопросы церковного брака. Пункт 13 гласил: «...не венчать лиц, которые не зарегистрировались в немецких магистратах». Это было необходимо, потому что гражданская регистрация означала легализацию жизни молодой пары, относившейся к категории «перемещенных лиц»; этих людей не могла задеть насильственная репатриация в пределы СССР. Духовенство не хотело иметь проблемы с законом, поэтому регистрация в магистратах была нужна. Пункт 14 призывал: «Вести борьбу с незаконными сожительствами среди прихожан, призывая их к заключению церковного брака».
Фонды АГЕ сохранили доклады епископа Афанасия о положении викариат-ства за 1947 г.26 и за период с 1 августа 1948 до 1 августа 1949 г. Текст доклада за 1947 г. митрополиту Серафиму включал следующие параметры оценки состояния викариатства.
Приходы. Их насчитывалось 17: Гамбург, Фишбек (лагерь), Шлезвиг, Любек, Зеедорф (лагерь), Колорадо (лагерь), Ляде (лагерь), Фрилле (польский лагерь), Меербек (балтийский лагерь), Гамельн (лагерь), Ганновер (белорусский приход), Гильдэсгейм, Зальцгиттер (лагерь), Барум-Плинке (лагерь), Ватэнштэт (белорусский лагерь), Геттинген, Батгорн (украинский лагерь). В каждом приходе проводились регулярные богослужения, приходы обслуживали священники, имелись церковные хоры.
Духовенство. На епархиальной службе к концу 1947 г. находились: один архимандрит, два митрофорных протоиерея, девять протоиереев, один иеромонах, семь священников, пять диаконов. Итого 25 духовных лиц, из которых пресви-торов насчитывалось 20 человек. Напомним, приходов было 17.
Религиозное состояние. Викарный епископ посетил в течение года каждый приход, где совершил богослужения. Он познакомился с религиозным состоянием прихожан. Вывод, к которому пришел владыка Афанасий, был пессимистичен. Наряду с религиозностью, посещением церковных служб, преподаванием Закона Божьего во всех приходах «наблюдается полная индифферентность православных людей к религии и церкви». Самое печальное — это то, что молодежь не отличалась религиозностью. Причина этого «лежит в окружающей их среде и в родителях, которые не дают хорошего примера религиозности своим детям. Вообще глубоко религиозных людей среди православных беженцев есть очень мало». Своей задачей на 1948 г. викарий ставил «усиление религиозной работы по приходам».
Церковные юрисдикции. Епископ Афанасий вынужден был считаться с деятельностью приходов следующих объединений:
Касаясь юрисдикций, епископ Афанасий обратил внимание митрополита Серафима на сохранившееся влияние епископа Нафанаила. Владыка сообщил об этом в дипломатичных выражениях: «На территории Северо-Германского викариатства существовала и существует особая форма влияния епископа юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, проживающего в пределах своей епархии во Франции. Эта форма влияния состоит в том, что названный епископ состоял и состоит председателем Комитета по делам православных беженцев, что немцами и англичанами часто отождествляется с понятием "Православная Церковь" (Грэк Ортодокс). Этот Комитет распространяет свое влияние на всю британскую зону Германии, а свое местопребывание имеет в Гамбурге. <...> В работу Комитета втягивались, помимо моего ведома и разрешения, даже священники управляемого мною викариатства. Я считаю, что такое явление, как возглавление чужим епископом некой организации в пределах не принадлежащей ему церковной провинции, является неканоническим, и прошу Ваше Высокопреосвященство обратить на это внимание, сделав соответствующее предложение в Священный Синод»29.
Епископ Нафанаил, конечно, имел влияние, являясь почетным председателем Комитета. Руководил Комитетом энергичный деятель эмиграции Николай Николаевич Герард. Бывший секретарь владыки Нафанаила, Н. Н. Герард поддерживал отношения с епископом Нафанаилом и после назначения того управлять Западноевропейским округом. Возникали недоразумения, которые, как виделось епископу Афанасию, ограничивали его первенство церковной власти в британской зоне. В эти недоразумения, когда они доходили до «точки кипения», вмешивался даже Председатель Архиерейского Синода, просивший епископа Афанасия содействовать работе Комитета30.
Сегодня при недостатке письменных источников довольно непросто определить ту грань, где нарушалась власть епископа. Проблема отношений викарного
епископа и Гамбургского Комитета была преодолена в 1948 г. Епископ Нафана-ил подал заявление об уходе с поста почетного председателя Комитета. В самом Комитете в ноябре 1948 г. произошла смена руководства. Н. Н. Герарда сменил О. В. Анисимов, который обратился к епископу Афанасию с предложением занять должность почетного председателя Комитета31. Таким образом, управляющий викариатством сумел снять еще одно препятствие, которое, с его точки зрения, мешало его епископской власти.
Доклад епископа Афанасия за период с 1 августа 1948 по 1 августа 1949 г.32 интересен тем, что, с одной стороны, показывает динамику развития церковноприходской жизни викариатства и архипастырской деятельности самого владыки. С другой стороны, по причине массового отъезда ДиПи из Германии, доклад выявляет тенденцию к сокращению количества приходов.
Число приходов сократилось, в сравнении с 1947 г., с 17 до 13, отчасти из-за того, что обитатели лагерей были переведены в другие лагеря ДиПи. Однако священнику Иоанну Березовскому удалось организовать приход в Грефене, где имелось большое число православных христиан. Число потенциальных приходов уменьшилось на восемь и составило всего четыре богослужебных пункта. Таким образом, в отчетный период в викариатстве существовало 17 церквей и богослужебных пунктов, из которых четыре находились в лагерях, семь церквей в городах и шесть молитвенных домов или часовен.
Сократилось и количество духовенства. Согласно докладу, в викариатстве священнодействовали 11 протоиереев, один архимандрит, один иеромонах, три священника и пять диаконов. Духовенства не хватало для удовлетворения религиозных нужд православных, разбросанных по обширной территории британской зоны, в лагерях, в городах на частных квартирах и в небольших населенных пунктах. В докладе выделен пункт о материальном обеспечении духовенства. 90% духовенства получали жалованье из немецких касс как служащие и работники культуры. Священники также имели весьма незначительные церковные доходы. Владыка Афанасий полагал, что немецкие кассы вскоре откажут священникам в выплатах, и надеялся на финансовую поддержку Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).
Развивалась в викариатстве и благотворительная работа. С начала 1949 г. клирики занимались распределением продуктов и вещей, поступавших от ВСЦ. По распоряжению епископа Афанасия духовенством на приходах были организованы комиссии из прихожан, которые вели отчетность поступлений и выдач. Помощь оказывалась только зарегистрированным в приходских книгах прихожанам.
Характеризуя церковную жизнь в викариатстве в целом, владыка Афанасий отмечал сравнительно спокойное ее течение. Отдельные случаи нарушений в некоторых приходах имели внешние и внутренние причины. На внешнем уровне это попытка «епископа» неканонических Украинской, а затем Белорусской автокефальных церквей Сергия Охотенко, проживавшего в г. Констанце (французская оккупационная зона Германии), создать свою юрисдикцию в белорусском приходе Ганновера. На внутреннем уровне церковную жизнь нарушали лица, ведшие подрывную деятельность против настоятелей приходов, используя кле-
вету, ложь и политические доносы. Этими действиями была омрачена жизнь в четырех приходах. Пострадали при этом три священника. Два из них были переведены на другие места в викариатстве, а третий был лишен права ДиПи, но, по ходатайствам владыки Афанасия, был восстановлен в своих правах.
Согласно отчету, зарегистрированных в приходских книгах верующих в викариатстве было 6612 человек. Реальное их число в британской зоне было значительно выше, так как многие православные по разным причинам не желали регистрироваться в приходах. По подсчетам священников британской зоны, около 80 % прихожан в Великом посту 1949 г. приступили к таинству Исповеди и причастились.
Период 1949-1950-х гг. был отмечен новым всплеском транзита русских эмигрантов из Германии в другие страны. Различные государства принимали к себе на работу тысячи эмигрантов из лагерей ДиПи. Клир и миряне Северо-Германского викариатства уезжали. Сам епископ Афанасий прошел комиссии и получил разрешение на выезд в Австралию, куда Синод РПЦЗ назначил его служить викарием. В этот завершающий период существования викариатства владыка Афанасий в своих искренних и теплых письмах33 митрополиту Серафиму высказал свой взгляд на то, как может быть организована церковная жизнь после отъезда основной части духовенства и мирян. В письме от 11 февраля 1950 г.34 епископ писал, что в случае упразднения викариатства он рекомендует найти подходящего священника на место настоятеля церкви в Гамбурге. В британской зоне священники требовались на приходах в Гамбурге с Шлезвиг-Гольштейном, Ганновер с Брауншвейгом, Геттингена и в Вестфалии. Епископ сообщил митрополиту, что принявший православие немецкий медик Амвросий Бакгауз под его руководством изучает богословие и желает принять сан. Владыка Афанасий рекомендовал хиротонисать его и назначить помощником настоятеля прихода в Гамбурге.
Последние официальные письма викарного епископа Афанасия были написаны без бланка, от руки. Письмо от 16 мая 1950 г. написано из транзитного лагеря в Дельменхорсте. Владыка использовал пребывание там для совершения богослужений. Среди 3—4 тыс. насельников Дельменхорста было много православных. Можно сказать, «одной ногой находясь на пароходе», владыка продолжал заботиться о пастве. Он написал митрополиту Серафиму, что в лагере нужен православный священник: «Нет ли у Вас кандидата для Дельменхорста? Он обслуживал бы Delmenhorst — транзит