УДК 94.
КУШНЕРЁВ Валерий Владимирович Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова г. Краснодар, Россия kvv830@mail.ru
ВКЛАД КРАСНОДАРСКИХ ОБОРОНЦЕВ В ПОДГОТОВКУ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ ПЕРЕД ВОЙНОЙ
Автор на основе архивных данных и периодической печати довоенного времени вводит в оборот исторический материал о возникновении и развитии добровольного общества молодежи освоения авиационной техники в Краснодаре. Все началось в 1918 г., когда руководство Советского государства приняло решение о борьбе с безграмотностью населения. Особое внимание было обращено на молодое поколение. Для практического применения полученных знаний и готовности к защите государства были созданы молодежные военно-спортивные общества. Миллионы молодых юношей и девушек прошли обучение в технических кружках и получили навыки первичной военной подготовки и обращения с животными. Для многих выпускников это начальное образование стало профессией, кто-то стал спортсменом, кто-то - военным, кто-то - конструктором и т.п. На примере Краснодарского аэроклуба показан организационный труд руководства города, представлены известные кубанцы клуба и достигнутые ими успехи. Статья представлена не только как историческая информация, но и для сохранения семейного наследия.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-31-35
Valery V. KUSHNERYOV Krasnodar Highest Military Aviation School of Pilots of a Name of the Hero of the Soviet Union
A.K. Serov Krasnodar, Russia kvv830@mail.ru
CONTRIBUTION OF THE KRASNODAR OBORONETS TO PREPARATION AVIATION SHOTS BEFORE WAR
The author on the basis of contemporary records and periodicals of pre-war time introduces into circulation historical material about emergence and development of volunteer society of youth of development of the aircraft equipment in Krasnodar. Everything has begun in 1918 when the leaders of the Soviet state have made the decision on fight against illiteracy of the population. Special attention has been paid on the younger generation. Millions of young men and girls were trained in technical circles and have received skills of primary military preparation and treatment of animals. For many graduates it primary education became a profession, someone became an athlete, someone - a military, someone - a designer, etc. On the example of the Krasnodar aero club organizational work of the management of the city is shown, the famous Kuban residents of club and success achieved by them are presented. Article is submitted not only as historical information, but also for maintaining family inheritance.
(ОСОАВИАХИМ), Краснодар, аэроклуб Krasnodar, aero club
Для цитирования: Кушнерёв В.В. Вклад красно- For citation: Kushneryov V.V. Contribution of the
дарских оборонцев в подготовку авиационных Krasnodar oboronets to preparation aviation
кадров перед войной. Историческая и социально- shots before war. Historical and Socialобразовательная мысль. 2018. Том. 10. № 5 -1 . Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.5 -1. Pp. 31-35.
с.31-35. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-31-35. (in
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-31-35. Russ)
В данной статье мы продолжим знакомиться с историческими фактами дальнейшего освоения крылатых машин в Краснодаре. Истоки оборонной организации Кубани можно считать с 1918 г., с введением в Кубано-Черноморской республике Всеобуча. И уже созданное в 1923 г. Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) в Новороссийске стало прототипом Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) в регионе. В марте того же года в Краснодаре бывшие военный летчик Сергей Исаев, авиационный механик Фёдор Жицкий и военлет Константин Роганович организовали Куба-но-Черноморский авиамодельный кружок [1]. Он располагался в Доме пионеров города, где школьники изучали авиационное дело и проводили соревнования по авиамоделизму. Так, в 6 часов вечера на первом конкурсе 15 июля 1924 г. в городском парке на спортивной площадке прошли соревнования 18 изготовленных в авиакружке летающих авиамоделей. Здесь модель Жицкого установила всесоюзный рекорд, достигнув скорости 16 м/с. В этом году в городе открывается музей «Авиахим», где в экспонатах были выставлены аэропланы «Ньюпорт», «Лебедь» и другие [2].
Наряду с авиамоделизмом развивался и планеризм. На I Всесоюзных соревнованиях в Крыму по планерному спорту на планерах конструктора В. Хейфица в 1923 г. С.Г. Исаев стал рекордсменом страны, здесь же на следующий год краснодарские планеры «Порыв» и «Беркут» на II Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту заняли призовые места.
В решении объединенного собрания Темрюкской городской организации РКП(б) 6 августа 1924 г. записано: «...мы, объединившись в одно мощное ОДВФ, войдя всеми членами в его ряды, создадим свой мощный воздушный флот, который сможет противостоять капиталу и защитить завоевания нашей социалистической революции» [3, Оп.1. Д.992. Л.1].
Для контроля качества деятельности молодежных организаций Краснодарский Горрайком ВЛКСМ 17 апреля 1926 г. принимает решение о шефской работе в Армии [4, ОП.1. Д.6. Л.6]., в 1927 г. - над добровольными обществами [4, Д.16. Л.9], а 20 декабря 1928 г. - в ОСОАВИАХИМе и о вовлечении сюда 100% комсомольцев-краснодарцев [4, Д.31. Л.14].
Созданный в январе 1927 г. ОСОАВИАХИМ стал обеспечивать начальную авиационную подготовку будущим военным и гражданским летчикам. Они стали носить свою военизированную форму: френчи, блузы-юнгштурмовки со знаками различия в петлицах и ремнями [5, с. 34]. К концу 1927 г. в городе было уже два планерных кружка. На созданном совместно с членами ОСОАВИАХИМа и комсомольской ячейки депо станции Краснодар планере «Кубань» начались полеты.
С 5 ноября 1930 г. Краснодарский Городской Совет ОСОАВИАХИМа на основании воинской директивы N проводит «Декаду обороны», посвященную 10-летию окончания Гражданской войны, памяти М.В. Фрунзе и дальнейшему укреплению обороноспособности страны. 15 и 16 ноября проведены митинги, совместно с гарнизоном воинских частей в Доме пролетарской культуры имени тов. Сталина была организована военная выставка, где были и экспонаты авиационной и дирижаблестроительной тематики, которую посетило 5030 трудящихся. Проведенные мероприятия в Зимнем театре позволили собрать денежных средств на дирижаблестроение 15 299 руб. 59 коп. Активисты совершили агитпоездку в станицу Елизаветинскую на глиссере [6, Оп.1. Д.78. Л.123-126].
В июле 1935 г. Краснодар посетил Герой Советского Союза М.В. Водопьянов, участник легендарного спасения челюскинцев в 1934 г., имя которого было присвоено Краснодарскому аэроклубу. М.В. Водопьянов писал: «.Вместе с вами, трудящимися Краснодара, радуюсь ростом аэроклуба моего имени. Он теперь один из лучших в стране. Авиамоделисты имеют бесспорное право на первое место в Советском Союзе. Меня волнует и радует то, что Ваш аэроклуб вокруг себя сумел организовать трудящихся города и колхозников района.» [8].
По итогам 1934/35 года обучения аэроклуб подготовил по планеру (пилотов) - 181 человек, по мотору (техники) - 108, парашютистов - 59. Еще 51 человек окончили школу пилотов, из них одна девушка - Шапошникова Анна Александровна, с оценкой «отлично». Выпускники-отличники - Нижник, Трубников, Шаповалов, Афанасьев, Невкипелов, Шала-енко и другие - были переданы в Военно-Воздушный флот. Лучшими выпускниками-парашютистами стали: Борис Скрытников, Лидия Белякова, Александр Швец, Мария Кожевникова, Галина Червинская, Мамаенко [7, Д.39. Л.13].
Причиной слабых показателей в ОСОАВИХИМЕ Краснодара, в котором состояло 8700 членов, было отсутствие порядка и организации, все было в хаотическом состоянии. Кроме того, об отсутствии подготовленных специалистов в Аэроклубе (в наличии всего 15) и слабом использовании базы клуба в оборонной работе для подготовки парашютистов говорилось в докладах тов. Сафонова и Агафонова на V Городской конференции комсомола 5 февраля 1936 г. [7, Д.38. Л.63, 84]. Проводимая работа среди молодежи по разъяснению роли авиации в оборонно-хозяйственном строительстве страны, отбор кандидатов через комитеты комсомола позволили руководству в 1936 г. с предприятий города в Аэроклуб делегировать 211 кандидатов [7, Д.16. Л.97]. Кроме того, под контролем были комплектование летно-планерной школы Аэроклуба, проведение всесоюзных авиамодельных соревнований в Краснодаре 28-30 июля, проведение Дня авиации 18 августа, строительство парашютной вышки [7, Д.93. Л.148, 188].
В декабре 1936 г. комсомольская организация города и района поддержала инициативу обращения менжинцев о подготовке в стране 150 тыс. летчиков, на что была увеличена разнарядка набора курсантов в Аэроклуб, в школу морских летчиков-штурманов приобретение в каждом районе именного самолета [7, Д.41. Л.246, 313].
В Краснодарском аэроклубе в период с 1936 по 1938 г. служил военным техником второго ранга А.И. Покрышкин [9]. Во время отпуска зимой 1938 г. втайне от начальства он прошел годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Окончив летное училище, Александр Иванович с высшими оценками в 1939 г. в звании лейтенанта был распределен в 55-й истребительный авиационный полк.
За нарушения и недостатки в работе Аэроклуба руководство несло ответственность, так: за задержку постройки именного самолета тов. Сусин снят с должности (1933 г.); за нарушения в десантировании парашютистов снят с должности тов. Бахтадзе (1936 г); на неудовлетворительную работу в отборе кандидатов указано секретарю Сталинского РК (11.1936 г.); за невыполнение плана укомплектования кандидатами секретарю Ка-гановичского РК тов. Суконину поставлено на вид; увольнение в запас тов. Карпович (выступление на 6-й Горконференции ВЛКСМ 1 октября 1937 г.) [7, Д.44б. Л.158-159]; за неудовлетворительную работу и злоупотребления руководство Аэроклуба - Исаев, Прока-зин, Лазаров, Брасевич - отстранены от должностей, дела переданы в прокуратуру [7, Д.48. Л.84].
Только в 1938 г. в Краснодарский аэроклуб по комсомольским путевкам были зачислены: Алексеенко Владимир, Богачёв Александр, Иваненко Виктор, Казаков Михаил, Ковалёв Анатолий, Козлов Михаил, Кнут Николай, Лаухин Александр, Лень Дмитрий, Ма-каревич Александр, Найдыш Александр, Нефёдов Валентин, Падалко Борис, Сердюк Борис. Под руководством опытных летчиков-инструкторов Котельникова, Мариничева, Нижника они успешно его окончили в 1939 г. и поступили в авиационные школы.
С началом войны 22 июня 1941 г. в Краснодарском аэроклубе им. Водопьянова состоялся митинг, призывающий выступить с оружием в руках на защиту завоеваний Великого Октября... [11]. Организация города Краснодара перестроила свою работу на режим военного времени. 16 июля на бюро Краснодарского крайкома ВКП(б) было утверждено решение о дополнительном наборе 115 курсантов в Краснодарский аэроклуб. Добровольно за последующие 10 дней в клуб было зачислено 152 желающих (из них 78 комсомольцев) [12, Оп.1доп. Д.19. Л.166-167; Оп.2. Д.19. Л.168; Д.277. Л.12-19].
Трехсоттысячная краевая организация ОСОАВИАХИМ Краснодара вступила в войну. За ратный подвиг на фронтах войны 289 наших земляков-кубанцев удостоены звания Героя Советского Союза, из них 66 летчиков (5 человек - дважды), а также первый в истории Великой Отечественной войны летчик Николай Лошаков, выпускник Краснодарского аэроклуба и местной военно-авиационной школы пилотов, выполнивший 11 августа 1943 г. побег из немецкого плена на вражеском самолете «Шторх» [13, c. 11].
На основе представленных материалов можно сказать, что большая часть молодежи Краснодара, вовлеченная в начальные организации ДОСААФ перед Великой Отечественной войной, под руководством энтузиастов и руководства города, развивающих авиационное дело в Краснодарском краем в тяжелых экономических условиях, создала мощную добровольческую организацию, прошла начальную военизированную подготовку и стала защитниками Родины и края в 1941-1942 гг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
REFERENCES
Информация об авторе:
Кушнерёв Валерий Владимирович, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия kvv830@mail.ru
Получена: 24.08.2018
Information about the author:
Valery V. Kushneryov, Associate Professor, Krasnodar Highest Military Aviation School of Pilots of a Name of the Hero of the SOVIET UNION A.K. Serov, Krasnodar, Russia kvv830@mail.ru
Received: 24.08.2018