Спросить
Войти

Становление и трансформация советской технократической элиты

Автор: указан в статье

Николаев А.Н. Становление и трансформация советской технократической элиты // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2018. - № 2. - С. 83-95. РО!: 10.15593/регт.^/2018.2.07

Nikolaev A.N. Formation and transformation of the soviet technocratic elite. Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 2018, no. 2, pp. 83-95. DOI: 10.15593/perm.kipf/2018.2.07

DOI 10.15593/perm.kipf/2018.2.07 УДК 323.396:330.836

СТАНОВЛЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

А.Н. Николаев

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Саратов, Россия

Данная статья представляет собой краткий очерк истории формирования и трансформации советской технократической элиты. В статье утверждается, что формирование советской технократической элиты после 1917 года шло по трем направлениям: создание новой советской технической интеллигенции, выдвижение на руководящие должности рабочих и крестьян и привлечение старых дореволюционных специалистов. Процесс превращения «буржуазных специалистов» в технократическую элиту не получил своего развития, так как данная группа не была допущена к принятию политических решений.

Сформировавшаяся в конце 30-х годов отечественная технократическая элита в результате воздействия целого комплекса объективных факторов постепенно превратилась в одну из самых влиятельных групп советского общества. Она входила в состав формально единой номенклатуры, но обладала целым набором признаков самостоятельной социальной единицы. С течением времени противоречия между партийной и хозяйственной составляющими номенклатуры все более обострялись. Тем не менее необходимо отметить взаимное влияние и взаимодействие партийной элиты и технократии. Превращение технократии в важнейший источник пополнения партийных структур постепенно отражалось на стиле управления и на содержании принимаемых на самом высшем уровне решений. КПСС удалось победить отечественных технократов, однако это была пиррова победа.

В 80-е годы технократическая элита выступила основным субъектом трансформации общественного строя в нашей стране. Многие руководители индустрии выступили сторонниками реформирования сложившихся в стране общественных отношений. Первый этап перестройки («ускорение») по своему содержанию носил явно технократический характер. Непосредственные результаты экономических реформ 80-х годов позволили отечественной технобюрократии существенно укрепить свои позиции. Давление директорского корпуса стало важнейшим фактором выбора окончательного варианта приватизации и корректировки курса российского правительства в начале 90-х. Технобюрократия также выступила в качестве посредника между номенклатурой и «демократами» при формировании новых властных элит.

В середине 90-х годов отечественная технократия в известном смысле вернулась к исходной точке, пройдя определенный цикл.

FORMATION AND TRANSFORMATION OF THE SOVIET TECHNOCRATIC ELITE

Aleksandr N. Nikolaev

Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation

In this article it is presented the history of the Soviet technocratic elite formation and changes. It has been affirmed that formation of the Soviet technocratic elite was made in three directions after 1917: formation of new Soviet technocratic intelligentsia, advancement of workers and peasants to the executive positions and involvement of old pre-revolutionary specialists. The process of "bourgeois specialists" transformation into technocratic elite wa snot developed as they were not admitted to political decision-making.

Formed in the late 1930-s, native technocratic elite gradually changed into one of the most influential group of the soviet society due to the impact of several objective factors. Formally it was the part of the single nomenclature but in fact there was the entire set of features which characterized it as the independent social unit. In the course of time contradictions between party&s nomenclature and executive personnel became more acute. Nevertheless, it is necessary to mention mutual influence and interaction of the party&s elite and technocracy. Technocracy&s conversion into the most important resource of the Party&s structures completion gradually influenced the management stylea nd the top level decisions. Domestic technocrats were successfully won by the CPSS; however it was the Pyrrhic victory.

© Николаев Александр Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, e-mail: 956nan@mail.ru.

In the 1980-s technocratic elite became the main subject of the social order transformation in our country. Most industrial management appeared to be the supporters of the existed social relations& reforms. The first stage of the so called perestroika ("acceleration") had the technocratic character. Immediate results of economic reforms of the 1980-s allowed domestic technocrats considerably making their positions strong. The pressure of industrial managers became the most important factor in the fina choice of privatization and adjustment of the Russian government course at the beginning of the 1990-s. Technocratic bureaucracy also came in between nomenclature and "democrats" in the process of new authoritative elites& formation.

In the middle of the 1990-s domestic technocracy definitely cycled came back to the original point in a sense.

Различные варианты концепций технократии разрабатываются уже около ста лет. За это время понятие технократии трансформировалось от утопии о замене политической власти рациональным научным управлением сообществом инженеров и ученых до признания технократов важной составной частью властвующей элиты современного общества.

Российская технократия отличается весьма значительной спецификой, вызванной своеобразными условиями ее генезиса. Главное из них состоит в том, что основной период становления развитого индустриализма, когда и происходит превращение технократов в самостоятельную социальную силу, Россия прошла в условиях монополии одной партии на власть и фактической монополии государства на собственность. В результате установления тоталитарного режима в нашей стране нарушилась классическая последовательность смены источников власти, изложенная Э. Тоффлером [1, с. 25-46]. Согласно Тоффлеру, основными источниками власти в человеческом обществе всегда были насилие, капитал и знание, но в разные исторические эпохи последовательно преобладал один из них. В западных странах индустриальная революция совершалась при доминирующем господстве капитала, а в России капитал лишь начал индустриализацию, окончательное становление индустриального общества произошло при доминировании фактора политического насилия. В нашей стране переход к индустриальному обществу произошел в результате внеэкономического принуждения, осуществленного под руководством большевистской партии. Все хозяйственные руководители в СССР в отличие от западных коллег являлись государственными служащими и элементами партийной номенклатуры. В связи с этим к отечественной технократии правомерно применять термин «технобюрократия».

Формирование советской технократической элиты после 1917 года началось по трем направлениям: за счет создания новой советской технической интеллигенции, выдвижением на руководящие должности рабочих и крестьян и путем привлечения старых дореволюционных специалистов.

Отношение коммунистов к носителям научно-технического знания носило противоречивый характер. С одной стороны, наука и техника рассматривались марксистами в качестве важнейших факторов построения нового общества. В. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» подчеркивал, что «без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта переход к социализму невозможен» и, следовательно, советская власть должна пойти на выплату определенной «дани» этим специалистам [2, с. 178, 181]. Вместе с тем в соответствии с классовым подходом научно-технические специалисты рассматривались как представители чуждой в социальном отношении «прослойки», которые «в большинстве своем неизбежно пропитаны буржуазным миросозерцанием и навыками» [3, с.52]. Наиболее четко позиция большевистского руководства по отношению к «буржуазным специалистам» выражена в ленинских словах: «Им надо поручать работу, но вместе с тем бдительно следить за ними, ставя над ними комиссаров и пресекая их контрреволюционные замыслы. Одновременно необходимо учиться у них. При этом - ни малейшей политической уступки этим господам, пользуясь их трудом всюду, где только возможно» [4, с. 6-7].

В результате политики сотрудничества уже к началу 20-х годов произошло улучшение материального положения интеллигенции, были значительно расширены права инженерного персонала на предприятиях, а также открыт доступ «спецам» к руководящей работе в центральных учреждениях. Данный период можно охарактеризовать как первую попытку оформления технократической элиты. В самом деле, старые специалисты представляли собой достаточно четко очерченную социальную группу, объединенную не только образованием и профессиональным статусом, но и осознанием своего специфического положения в советском обществе. Инженеры, ученые, администраторы старой школы ориентировались на рационалистические методы управления, и в данном отношении одни осознанно, другие бессознательно противостояли большевикам с их приматом идеологии и политики. Специалисты не занимали высших постов, но они составляли ту сеть экспертов, консультантов, заместителей, которые могли на стадии предварительной подготовки предрешить многие вопросы. Однако процесс превращения «буржуазных специалистов» в технократическую элиту не получил своего развития и был прерван еще на начальной стадии.

Среди других причин поражения «первой технократической волны» в России можно назвать недоступность для «спецов» сферы принятия политических решений. В этот период, как известно, происходит все больший сдвиг реальной власти от государства к партии. Партийный аппарат превращается в место решения практически всех ключевых вопросов жизни страны и отдельных регионов. А с введением номенклатурного принципа назначения хозяйственных кадров беспартийным специалистам становилось все труднее конкурировать с политически надежными «выдвиженцами». Старая техническая элита была лишена возможности осуществлять какую-либо легальную организационно-политическую консолидацию, а также не имела такого важнейшего рычага власти, как пресса.

Решающий удар по позициям «буржуазных специалистов» был нанесен развернувшейся в конце 20-х годов кампанией по борьбе с вредительством. Она началась так называемым «шахтин-ским делом», вслед за которым последовал еще ряд судебных процессов, в большинстве своем признанных в настоящее время сфальсифицированными. Только за 1931 год по линии ОГПУ с формулировкой «за участие во вредительской организации» было осуждено 85 профессоров и 1152 инженера и техника [5, с. 99]. Политическим результатом этой мощной репрессивно-пропагандистской кампании стало заметное снижение престижа технической интеллигенции, ее общественного статуса. Хотя старые специалисты оставались элементом советского кадрового потенциала, роль их неуклонно снижалась. После репрессий 1928-1931 годов стала очевидной иллюзорность надежд старой технической элиты на какое-либо политическое влияние.

В 20-30-е годы наряду с «буржуазными специалистами» руководство индустрией обеспечивали так называемые «красные директора» или «выдвиженцы» - коммунисты без технического образования, которых партия поставила на руководящие хозяйственные должности для обеспечения партийной линии. Масштабы выдвиженчества были весьма значительными. Как отмечалось на XVI съезде ВКП(б), к началу 1930 года выходцы из рабочих составляли среди высшего управленческого персонала промышленных предприятий 53 % [6, с. 149]. Должности высших руководителей промышленности на уровне наркоматов, главков, трестов занимали почти исключительно старые большевики, а директорами предприятий обычно выдвигались кадровые рабочие-коммунисты.

Подобно старым специалистам «красные директора» также довольно скоро стали ощущать себя специфической социальной группой. У них быстро формировалось чувство корпоративной солидарности. Однако вряд ли правомерно утверждать, что уже к началу 30-х годов

произошло превращение партийцев-хозяйственников в политическую группу давления. «Красные директора» ощущали себя прежде всего партийными работниками, «солдатами партии», а потом уже хозяйственниками.

С началом форсированной индустриализации положение «красных директоров» значительно укрепилось. Их профессиональный престиж, общественный статус, материальный уровень чрезвычайно возросли. Руководители промышленности начали вести себя все более независимо по отношению к партийным и советским органам, в первую очередь местным. Именно в это время начинают формироваться противоречия между складывавшимися отраслевыми и региональными элитами.

Руководителей-выдвиженцев, несмотря на превращение в специфическую социальную группу, еще нельзя считать советской технократической элитой. По своему образованию и менталитету советские хозяйственники первого призыва не могут быть отнесены к технократии. Они были неотъемлемой частью партии, и для них политические приоритеты явно доминировали над ценностями рационализма. Можно предположить, что тенденция усиления политической роли «красных директоров» продолжала бы развиваться, но «большая чистка» второй половины тридцатых годов прервала этот процесс.

Массовые репрессии 1936-1938 годов фактически покончили с существованием выдвиженцев как самостоятельной группы влияния. Были арестованы и погибли большинство наркомов, руководивших советской индустрией. Вслед за их арестом обычно следовал разгром кадров в соответствующих отраслях. Еще до начала главной волны репрессий, выступая на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года, В. Молотов сообщил, что всего за пять месяцев были осуждены как члены антисоветских организаций 585 сотрудников аппарата наркоматов тяжелой и оборонной промышленности, 144 сотрудника наркомлегпрома и 137 - наркомата путей сообщения [7, с.18]. Были расстреляны или отбывали срок в лагерях тысячи директоров заводов и фабрик, начальников строительств, руководителей железных дорог, а также других хозяйственников.

Следствием «большой чистки» стало почти полное обновление руководящих кадров промышленности, строительства, транспорта и несколько в меньшей степени научно-технической сферы. Новые руководители представляли собой не просто другое поколение, но и качественно иное явление. В отличие от выдвиженцев это были специалисты соответствующего профиля, выпускники советских вузов и техникумов. Причем путь от студенческой скамьи до самых высоких постов у них занимал порой всего несколько лет. Так, В. Малышев стал наркомом тяжелого машиностроения СССР через пять лет после окончания МВТУ, а А. Шахурин возглавил наркомат авиационной промышленности через восемь лет после окончания вуза.

По решению июльского (1928 г.) пленума ЦК ВКП(б) подготовка новых технических специалистов осуществлялась ускоренными методами и в расширенных масштабах. Уже за первую пятилетку количество студентов в вузах индустриального профиля выросло в 5 раз [8, с. 64-65]. По сравнению с «буржуазными спецами» резко изменился и социальный облик новых инженеров: в большинстве своем это были выходцы из рабочих и крестьян, как правило коммунисты или комсомольцы. Новые руководители уже все имели отвечающую требованиям партии идеологическую и политическую ориентацию. Именно в данный период на ключевые хозяйственные посты выдвинулось «брежневское поколение» (А. Косыгин, Д. Устинов, Н. Байбаков, П. Ломако, В. Новиков и др.).

Новые руководители имели незначительный опыт управления, но зато они были готовы выполнить любую задачу, поставленную партией и «товарищем Сталиным». У представителей нового поколения хозяйственников отсутствовало стремление к какой-либо самостоятельной политической деятельности. С одной стороны, в силу молодости и отсутствия политического опыта они смотрели на партийных вождей, как на богов, а с другой - являясь свидетелями массовых репрессий, они навсегда сохранили страх перед всесилием высшей власти. Именно эти люди стали первым поколением отечественной технократической элиты.

Можно утверждать, что на рубеже 30-40-х годов в нашей стране завершился генезис технократии (технобюрократии) как особой социальной группы. В результате первых пятилеток была создана мощная индустриальная сфера, действовала единая система подготовки специалистов в вузах и техникумах, сформировалась отраслевая структура управления народным хозяйством. В этот период на руководящие хозяйственные должности фактически одновременно были выдвинуты тысячи людей, сходных по происхождению, образованию, политическим позициям, профессиональной карьере. Хозяйственные руководители являлись важной составной частью сложившейся к тому времени партийной номенклатуры и одновременно -в силу монополии государственной собственности органическим составным элементом госаппарата. Хотя партийное руководство стремилось ограничить самостоятельность хозяйственников, объективно их роль неуклонно возрастала, что объяснялось главным образом потребностями укрепления оборонного потенциала в условиях противостояния сверхдержав. Примерно с сороковых годов начинается этап агрегации интересов технократии, превращения ее в относительно самостоятельную группу давления.

Среди причин формирования советской технократической элиты - общая стабилизация номенклатурной системы; необходимость создания военно-промышленного комплекса, способного конкурировать с ведущими капиталистическими державами, и выход страны на новую стадию индустриального развития, потребовавшую усиления роли научно-технических специалистов. Одновременно происходил рост массовой социальной базы технократии в лице работников научно-индустриальной сферы, и повышение престижа труда инженеров и ученых в 50-60-е годы.

В послевоенный период стремительными темпами росла численность группы, составляющей основу технократии - инженерно-технических работников. С 1940 по 1980 год их количество в промышленности возросло в пять раз [9, с. 136]. Еще быстрее увеличивался удельный вес ученых технического профиля. По этим показателям СССР вышел на первое место в мире.

Стремительный количественный рост научно-технической интеллигенции сопровождался ее социальным расслоением. В послевоенные десятилетия разделение ИТР и ученых на специалистов-исполнителей и руководителей приобретало все более отчетливый и устойчивый характер. Сформировалась своеобразная технократическая пирамида, основанием которой были около 10 млн рядовых представителей научно-технической интеллигенции, первые этажи составляли несколько миллионов начальников производств, цехов, лабораторий и других подобных подразделений, выше - несколько десятков тысяч директоров предприятий и научных учреждений и несколько тысяч высших чиновников индустриальных министерств и ведомств и вершина - несколько десятков членов правительства, из них 1-3 входили в состав политбюро ЦК КПСС.

По своим профессиональным функциям, социальным параметрам, объему властных полномочий представители различных ступеней данной пирамиды существенно различались. Поэтому целесообразно выделить наиболее влиятельную группу руководителей научно-индустриальной сферы, которую можно именовать технократической элитой. На наш взгляд, к ней целесообразно относить директоров предприятий, объединений, трестов, НИИ, а также

руководящий состав министерств и ведомств не ниже начальника отдела. Количественный состав этой группы менялся и к началу 80-х годов достигал почти 90 тыс. человек. Между технократической элитой и массой рядовой интеллигенции не было непреодолимых барьеров для вертикальной мобильности, но в то же время существовали заметные отличия почти по всем социальным показателям: материальному уровню, образованию, возрасту, полу, происхождению и т.п.

А самое главное - технократическая элита входила в состав правящего слоя партийно-государственной номенклатуры, причем в большинстве не ниже номенклатуры обкома.

Формы партийного контроля за деятельностью хозяйственников были весьма многочисленны: подбор и расстановка кадров, их идеологическая обработка, контроль первичных парторганизаций, выработка стратегической линии экономического развития, непосредственное вмешательство в оперативную управленческую работу со стороны отраслевых отделов парторганов [10, с. 156-165].

Партийное руководство воспринималось технократами неоднозначно. С одной стороны, КПСС создавала специфические рычаги воздействия на подчиненных, обеспечивала дополнительные атрибуты власти, открывала возможности карьеры в других сферах и, что немаловажно, в какой-то мере снимала с хозяйственников ответственность за конечные результаты развития экономики, поскольку стратегия определялась партией. С другой стороны, влияние КПСС было связано с необходимостью соблюдения партийной дисциплины и определенных ритуалов, вносило в управление идеологический иррациональный момент, наконец, ограничивало властные функции и самостоятельность руководителей. Поэтому с течением времени противоречия между партийной и хозяйственной составляющими номенклатуры все более обострялись.

Взаимодействие партийной элиты и технократии не было односторонним. Постепенно усиливалось и обратное влияние технократов на партию. Степень и характер этого влияния существенно менялись на протяжении десятилетий. Поколению хозяйственников, занявших высокие должности в конце 30-х годов, пришлось пройти длительный путь от послушных исполнителей воли вождя до элиты, оказывавшей существенное самостоятельное влияние на выработку политического курса. Если говорить о борьбе в высшем руководстве, на уровне политбюро и секретариата ЦК, то здесь представители технократической элиты долгое время играли роль статистов. Как свидетельствуют доступные автору документы и воспоминания участников событий, ни в послевоенном столкновении «ленинградской группировки» с группой Берии - Маленкова, ни в борьбе за власть после смерти И. Сталина, ни в отстранении от должности Н. Хрущева руководители индустрии не принимали активного участия. Только с выдвижением на пост председателя Совмина А. Косыгина они получили в высшем эшелоне власти своего представителя. Впрочем, после нескольких попыток осуществлять самостоятельную линию он стал играть явно подчиненную роль по отношению к Л. Брежневу.

Характеризовать политическое влияние технократической элиты только на основании позиции в политбюро и правительстве было бы явно недостаточно. Даже в западных странах, где политический процесс носит сравнительно открытый характер, технократия использует преимущественно методы скрытого воздействия, тем более это справедливо применительно к советской системе. Д. Гэлбрейт показал, что техноструктура осуществляет свое влияние главным образом на основе принципа совместимости, добиваясь через цепочку организационных структур отождествления целей государства и общества со своими собственными целями [11, с. 204]. Подобная методика действий была довольно успешно реализована технократической элитой и в нашей стране.

Поскольку все важные управленческие решения принимались в ходе длительного аппаратного согласования на разных этажах государственного и партийного аппарата, хозяйственники научились достигать своих целей за счет скрытого, а порой и открытого лоббирования. Анализ постановлений партии и правительства, изданных в 50-70-е годы, позволяет зафиксировать два момента. Во-первых, год от года в этих документах все больше места отводится проблемам, входящим в круг непосредственных интересов технократической элиты: совершенствование системы управления экономикой, изменение отраслевых пропорций, ускорение научно-технического прогресса, расширение прав предприятий. Во-вторых, по всем указанным вопросам все чаще принимаются решения, отвечающие либо интересам отдельных группировок отраслевой технобюрократии (самая мощная среди них представляла ВПК), либо интересам технократической элиты в целом. Как отмечала в своем исследовании О. Гаман-Голутвина, «Во взаимодействии структур, выражавших интересы хозяйственных субъектов (министерства и ведомства) и интересы государства (ЦК КПСС, Совмин и Минфин), постепенно, но неуклонно и существенно возрастало влияние первых [12, с. 328].

Политическое влияние технократии осуществлялось и еще одним путем: выдвижением на руководящую партийную работу представителей инженерной и научной интеллигенции. На протяжении всего послевоенного периода можно проследить отчетливое действие тенденции на возрастание доли лиц с высшим техническим образованием и хозяйственников различного уровня среди делегатов партийных съездов и конференций, членов партийных органов, работников партаппарата. Например, представительство технократической элиты среди членов ЦК КПСС, по подсчетам автора, увеличилось от XXII к XXV съезду КПСС с 13,1 до 20 %. Аналогичная тенденция действовала и на региональном уровне. Если в 1961 году среди первых секретарей обкомов в РСФСР имели высшее техническое образование 22,5 %, то в 1976 году - уже 41,4 %.

Превращение технократии в важнейший источник пополнения партийных структур постепенно отражалось на стиле управления и на содержании принимаемых на самом высшем уровне решений. В ходе межэлитной циркуляции кадров происходил обмен ценностными ориентациями, психологическими установками, традициями. Первоначально во взаимодействии партийной и хозяйственной элит преобладало влияние со стороны партии, выражавшееся в политическом и идеологическом давлении, но постепенно технократия наряду с кадровой экспансией начала осуществлять и «идеологическую эрозию». Можно утверждать, что увеличение удельного веса технической интеллигенции в рядах КПСС способствовало своеобразной «деидеологизации» партийных работников. Для технократов с партийными билетами марксистско-ленинское учение и идея построение коммунизма все больше превращались в своего рода икону, формальность, не имеющую отношения к задачам практической деятельности. Большинство технократов вполне искренне поддерживали социалистический строй, но не по идеологическим причинам, а главным образом потому, что он давал им высокое положение и материальные блага.

КПСС удалось победить отечественных технократов, превратив их в элемент тоталитарного механизма. Думается, однако, это была пиррова победа. С каждым десятилетием представители инженерно-технической и научной интеллигенции занимали все больший удельный вес в партийно-государственной номенклатуре, что постепенно, но неуклонно вело к трансформации ее социальных и духовных параметров. В условиях НТР партбюрокра-тия вынуждена была предоставлять определенную свободу специалистам в их профессиональной деятельности, тем самым попадая от них в зависимость. Сохраняя политический контроль над технократией, КПСС подверглась ответному мощному воздействию рационалистических и прагматических ориентаций. В результате коммунистические ценности становились для большинства партийных работников всего лишь косметической окраской.

В отечественной литературе можно встретить различные точки зрения относительно соотношения реальной власти хозяйственной и партийной элит в СССР. Это соотношение следует оценивать в динамике. Вплоть до середины 80-х годов партийный аппарат сохранял приоритетное положение, но технократическая элита неуклонно укрепляла свои позиции, а накануне «перестройки» было достигнуто фактическое равновесие влияния. Данный факт и послужил одной из главных детерминант последующих событий.

Очередной этап борьбы отечественной технократии за власть начинается в 80-е годы. Многие руководители индустрии выступили сторонниками реформирования сложившихся в стране общественных отношений. Среди причин следует назвать фактическое прекращение экономического роста, научно-техническое отставание от Запада, желание хозяйственников получить большую экономическую самостоятельность и кадровый застой, препятствовавший продвижению во власть нового поколения руководителей.

Длительное время до этого отечественная технократия стремилась повлиять на содержание политических решений по довольно узкому кругу проблем, непосредственно затрагивающих ее ведомственные, корпоративные интересы. Главным образом это касалось усиленного финансирования соответствующих проектов и отраслей. Однако по мере того как социалистическая экономика все более демонстрировала свою неэффективность, в среде хозяйственников стало нарастать недовольство стратегической линией партии в целом. Впрочем, это недовольство продолжало оставаться в рамках совершенствования социализма. К середине 80-х годов в стране сложилась ситуация, позволившая технократической элите вступить в борьбу за доминирующее политическое влияние. Во-первых, смерть подряд трех генсеков создала атмосферу неопределенности в высшем партийном руководстве. Во-вторых, в связи с обострением международной обстановки выросло значение технобюрократии, работавшей в оборонных отраслях. А в-третьих, кризисное состояние во всех сферах общественной жизни становилось все более явным.

В условиях тоталитаризма технократия не могла претендовать на формирование какой-либо политической оппозиции. Но процесс «идеологической эрозии» давал свои плоды. Постепенно происходила трансформация взглядов в рядах номенклатуры. Не претендуя на радикальное изменение общественно-политического строя, руководители-технократы неосознанно ориентировались на модель развития, которую можно определить как «социалистически оформленную модернизацию». Речь, конечно, не шла о четкой теоретической концепции или целостной программе преобразований. Скорее можно говорить об эклектической смеси социально-экономических и научно-технических представлений о перспективах развития страны «на современной основе». Содержание этих представлений сводилось к признанию необходимости прагматических внутрисистемных изменений с целью повышения экономической эффективности без существенных изменений политического строя.

Тенденция к технократической модернизации режима, обозначенная Ю. Андроповым, приобрела отчетливые контуры с приходом к власти М. Горбачева. Самого М. Горбачева по социальным параметрам вряд ли можно назвать технократом. Как известно, будучи гуманитарием по образованию, он с молодости делал партийно-комсомольскую карьеру. Однако основную поддержку на первом этапе ему оказали представители номенклатуры, имевшие, так сказать, технократическое происхождение. В определенном смысле они инициировали горбачевские реформы. Хозяйственники, разумеется, не могли сыграть определяющую роль непосредственно в избрании нового генсека. Но руководители партии, принимая решение, не могли в той или иной степени не учитывать мнение различных кругов высшей номенклатуры.

К тому же, как отмечалось выше, к этому времени технократы уже составляли значительную часть Центрального комитета.

Роль технократии в «перестройке» наиболее отчетливо прослеживается в двух аспектах: идеология реформ и кадровая политика. Сама концепция реформ первоначально имела очевидную технократическую направленность. Вспомним, что в 1985-1986 годах речь шла не о рынке, не о демократизации и даже не о «перестройке», а об «ускорении». В своем выступлении на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС М. Горбачев в качестве первостепенной задачи «дальнейших изменений и преобразований» назвал «научно-техническое обновление и достижение высшего мирового уровня производительности труда», а на последнее место поставил «активизацию всей системы политических и общественных институтов».

В полной мере технократическое влияние нашло свое отражение в решениях XXVII съезда КПСС. Стратегической задачей было провозглашено ускорение социально-экономического развития страны. Его можно добиться только за счет ускорения научно-технического прогресса. Поскольку на устаревшем оборудовании этого не сделать, необходимо осуществить кардинальную реконструкцию народного хозяйства; чтобы провести реконструкцию, надо перестроить инвестиционную и структурную политику в пользу отраслей, определяющих научно-технический прогресс; среди них важнейшей является машиностроение, следовательно, залог успешной реализации концепции ускорения - приоритетное развитие машиностроения. Что это, как не технократический подход? Даже знаменитый тезис о «повышении роли человеческого фактора», хотя в тот период звучал весьма прогрессивно, свидетельствовал о технологическом видении ситуации, когда человек не самоцель, а средство, фактор.

Таким образом, и цель, и средства, и даже терминология, применяемая реформаторами в тот период, носили преимущественно технико-технологический характер. Думается, это дает основание говорить о решающем идейном влиянии технократической части номенклатуры на выработку стратегии ускорения. А самое главное - именно технократическая элита оказалась в выигрыше от перераспределения капиталовложений. В данном контексте для технократии было логично начать следующий этап преобразований - экономическую реформу, которую хозяйственники понимали как право распоряжаться этими капиталовложениями.

Обеспечить свое влияние на выработку идеологии ускорения технократическая элита смогла за счет укрепления кадровых позиций. В первые годы «перестройки» происходила массовая смена номенклатурных кадров, и среди новой волны представители технократии составляли большинство. В первую очередь кардинальные изменения произошли на верхних этажах самой хозяйственной элиты. Занимавшие по несколько десятилетий министерские посты выдвиженцы Брежнева, а порой еще и Сталина, наконец-то уступили свои должности новому поколению директорского корпуса. Уже в 1985-1986 годах сменились 25 из 44 руководителей союзных индустриальных министерств и 8 из 11 заместителей председателя Совмина СССР, руководивших данной сферой. Кстати, и пост председателя правительства в 1985 году занял типичный представитель отечественной технократии Н. Рыжков, около тридцати лет проработавший на различных руководящих должностях в промышленности. К августу 1991 года в составе Правительства СССР все промышленные министерства возглавляли люди, пришедшие на эти должности после смерти Л. Брежнева.

Выходцы из рядов технократии укрепили свои позиции также и в партийном аппарате. В частности, среди первых секретарей обкомов - ключевых фигур партийной иерархии -к началу 1989 года высшее техническое образование имели уже более половины - 53 % [13, с. 43-114]. Как правило, все они имели длительный производственный стаж, в том числе

работали на ключевых должностях промышленности - директорами предприятий. Участились случаи, когда во главе обкомов ставили руководителей непосредственно с хозяйственной должности. В составе политбюро и секретариата ЦК удельный вес обладателей высшего технического образования за 1976-1988 годы вырос с 50 до 62 % [14, с. 10-32]. Семь из двадцати одного, то есть треть высших партийных руководителей, занимали в прошлом должности не ниже директора предприятия. Никогда ранее советская технократическая элита не имела подобного представительства на верхних ступенях партийной иерархии.

Автор вовсе не имеет намерения представить «перестройку» как результат своеобразного заговора технократов. Разрушение тоталитарного режима было обусловлено сложным комплексом причин, и этому способствовала деятельность различных социальных сил. Речь идет о том, что в первые три-четыре года реформы осуществлялись по пути, соответствующему интересам и представлениям большинства хозяйственников. Естественно, что преобразования пользовались поддержкой технократии и для их реализации активно привлекались кадры из ее рядов.

«Технократический» этап «перестройки» продолжался, однако, недолго. Перелом произошел в 1988-1989 годах, когда акцент был перенесен с экономической на политическую реформу, что было связано с очевидной неудачей «ускорения». Одна из основных причин провала политики «ускорения» заключается в слишком тесном сращивании технократии с партократией. Будучи в течение многих десятилетий составной частью номенклатуры, наши технократы не смогли выйти за определенные идеологические рамки. Все попытки реформ подчинялись задаче «совершенствования социализма», а усилия по ускорению научно-технического прогресса осуществлялись почти исключительно привычными административными методами. Советские технократы в своей деятельности только частично опирались на рациональную методологию управления, свойственную и

ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА technocratic elite ТЕХНОКРАТИЯ technocracy ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ industrial managers ВЛАСТЬ power НОМЕНКЛАТУРА nomenclature
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты