Спросить
Войти

Деятельность братства Святителя Гермогена Московского в "белой Сибири" в 1919 году

Автор: указан в статье

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Деятельность братства Святителя Гермогена Московского в «белой Сибири» в 1919 году»

ЩШтййа ершен1

удК 355.48

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ ГЕРМОГЕНА МОСКОВСКОГО В «БЕЛОЙ СИБИРИ» В 1919 ГОДУ

Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов, кандидат богословия, кандидат исторических наук, Омская Духовная Семинария

Аннотация. Деятельность братства Святителя Гермогена в 1919 году в Омске носила разносторонний характер. Она включала в себя материальную помощь фронту, организацию Крестных ходов, борьбу с большевистскими настроениями в тылу. Однако главным в ней было организация дружин «Святого Креста». Эти воинские формирования по орденскому принципу носили характер народного ополчения и хотя не достигли военных успехов, тем не менее, могут служить образцом при проведении духовно-нравственной работы с современными военнослужащими.

ACTIVITY OF THE BROTHERHOOD OF THE HOLY GERMOGEN MOSCOW IN THE «WHITE SIBERIA» IN 1919

Protopriest Dimitry Olikhov, PhD in Theology, PhD in History Associate Professor of the Omsk Theological Seminary

Annotation. The activity of the brotherhood of St. Hermogenes in 1919 in Omsk was of a diverse nature. It included material assistance to the front, the organization of Religious processions, the fight against Bolshevik sentiments in the rear. However, the main goal was the organization of the teams Holy cross. These military formations by the order principle had character of a national militia and though didn&t achieve military successes, nevertheless, can serve as a model when carrying out spiritually-moral work with modern military personnel. Keywords. The brotherhood of St. Hermogenes, the Holy cross brigade, a Religious procession, the militia.

Работа по противодействию большевистским настроениям должна была носить системный характер, в связи с этим в ВВЦУ возникла идея создания специального церковного братства, наделенного широкими полномочиями для привлечения в свои ряды всех неравнодушных к судьбам родины в тяжелый исторический период. Создаваемому братству присваивалось имя патриарха Московского Гермогена. Как отмечал в своей статье профессор Д.В. Болдырев, выбор этого имени не случаен. «Своими грамотками - прокламациями, как сказали бы теперь, святитель Гермоген поднял из развалин целое государство. И у нас есть такое воплощенное слово. Это Патриарх Тихон, в котором как бы воскрес Дух святителя Гермогена»2.

1В рубрике опубликованы доклады и выступления на Всероссийском студенческом круглом столе с международным участием «Концептология братства» (Омск, 8 февраля 2018 г.).
2Братство святителя Гермогена // Русская армия. -1919. - 17 августа.

№ 1, 2018 (4)

Организационное собрание создаваемого братства состоялось 14 июля 1919 г. в зале архиерейского дома под председательством Сильвестра, архиепископа Омского. После общей молитвы владыка обратился в собравшимся с приветствием, приглашая всех к «дружному, тесному единению для совместной работы на благо Родины и православной церкви, сохраняя, как истинные христиане, полное спокойствие духа в нынешнее тяжелое время»3. Затем было выслушано сообщение председателя организационного кружка братства протоиерея П.А. Рождественского (Казань) о задачах создаваемой организации и ее ближайших планах. Собрание выработало Устав новой церковной организации и избрало временное правление, которому доверило исполнительную власть.

21 июля 1919 г. в день празднования Казанской иконы Божией Матери в домовой церкви архиерейского дома в Омске состоялось второе общее собрание членов созданного братства Св. Гермогена. Центральным являлся вопрос об организации сбора пожертвований на нужды армии, главным образом перевязочных средств, в которых имелся большой недостаток. В целях ознакомления граждан с задачами и целями братства в омских храмах планировалось производить собеседования с верующими4.

Согласно уставу, главной задачей общества провозглашалось объединение православных людей всех званий для защиты церкви и родины, культурно-просветительская работа на благо Отечества. Основными направлениями деятельности вновь организуемого общества становились: содействие церковному богослужению, устройству церковно-приходской жизни, развитию благотворительной, просветительной приходской деятельности, помощь действующей армии, оживление проповеднической деятельности, издание для населения богослужебной и духовно-нравственной литературы, а также урегулирование недоразумений членов причта между собой и причта с прихожанами, для чего создавались соответствующие отделы. Также в планах братства было открытие отделений как в Омской, так и в других сибирских епархиях5. Такая широта сферы деятельности церковного объединения обуславливалась военным временем и стремлением привлечь широкие массы людей к духовному просвещению. Обращает на себя внимание стремление придать братству и некоторые функции церковного суда. Правлением братства совместно с военным духовенством был выработан план постоянных собеседований с воинскими частями, находящимися в городе.

В условиях войны и военных неудач важнейшей задачей братства Св. Гермогена становилась помощь действующей армии, причем помощь не только в тылу, но и на передовой. Еще 11 апреля 1919 г. газета «Сибирская речь» опубликовала статью подпоручика Евгения Саратовцева «О Российских православных дружинах по орденскому принципу». В этой статье развивалась мысль о необходимости создания воинских частей - носителей духа рыцарства. «Пусть эти части называются православными дружинами, полками, батальонами, на которые другие части держали бы строгое равнение, эти части должны стоять на должной высоте своего призвания и являться рассадником христианской нравственности, честности и добродетели», 3Братство Св. патриарха Гермогена в Омске // Сибирская речь. - 1919. - 22 июля.

4Сибирская речь. - 1919. - 22 июля.
5ГАРФ. Ф. 140. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-2.

■тж.

КОНЦЕПТОЛОГИЯ БРАТСТВА

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Деятельность братства Святителя Гермогена Московского в «белой Сибири» в 1919 году»

писал автор6. Интересно, что горячий отклик и благословение идее формировать воинские части по орденскому принципу Е.М. Саратовцев получил от епископа Андрея (Ухтомского), который опубликовал свое ответное письмо в газете «Иртыш»7. Первая запись в такие дружины была открыта при архиерейском доме.

Вообще тема крестовых походов и воинских соединений духовной элиты общества активно разрабатывалась в омской прессе лета и осени 1919 г. Например, автор статьи «Религия как фактор победы» вспоминал Кромвеля в его противостоянии с английским королем и утверждал, что именно организация полка солдат простого звания, но преданных церкви, решила исход борьбы8. Автор статьи «Крестоносцы» рисует поистине эпическую картину объединения «церковью-воительницей» под символом Креста дружин крестоносцев, вдохновленных одной общей идеей борьбы за лучшие идеалы человечества. «Железным кольцом сожмет религиозная Россия своих врагов и непоколебимо стойкие части русских крестоносцев поведут нацию к победе»9.

Даже сам Верховный правитель обращался к этой теме, упоминая знаменитое воззвание римского папы на Клермонтском соборе, когда христианские воины впервые собирались совершить свой первый крестовый поход. Слова «так хочет Бог», как и много веков назад, были произнесены на торжественном заседании братства Святителя Гермогена10.

Основываясь на подобных настроениях, братство Св. Гермогена выступило инициатором формирования дружин Святого Креста, призванных религиозно скрепить уже существующие и находящиеся на фронте воинские соединения, нуждающиеся прежде всего в духовной поддержке. Борьба с большевиками, таким образом, рассматривалась как духовное противостояние. Дружины Святого Креста представляли собой военные отряды, предназначенные как для фронта, так и для тыла, и отличающиеся от других частей некоторыми особенностями. Дружины должны были быть объединены мыслью, что борьба с большевизмом есть борьба христианства с враждебными ему силами. Внешним выражением этого сознания являлся знак Св. Креста, который носил или возлагал на себя каждый дружинник во время несения службы11. В статье «Сила Креста» профессор Д. Болдырев рассматривал вопрос самоидентификации русских воинов, считал, что каждый, борющийся с большевизмом гражданин становился крестоносцем12.

Особое внимание при формировании новых воинских соединений уделялось дисциплине, в том числе бытовой. Кроме обычной воинской дисциплины, дружины Св. Креста управлялись особыми уставами, исключающими всякое проявление безнравственного поведения. Военачальники дружин назначались высшим командованием, но из тех офицеров и генералов, которые принимали на себя крестное зна6Сибирская речь. - 1919. - 11 апреля.

7Иртыш. - 1919. - 20 апреля.

"Русская армия. - 1919. - 28 августа.

&Русская армия. - 1919. - 24 августа.

10"

Так хочет Бог // Русская армия. - 1919. - 28 октября. 1Сибирская речь. - 1919. - 17 августа.

2Там же. - 19 августа.

№ 1, 2018 (4)

мение13. В число дружинников с разрешения военных властей могли поступить как мобилизованные, так и немобилизованные лица. Формирование дружин шло одновременно в тылу и на фронте14. Правительство, биржевые комитеты, купцы выделили миллионы рублей на формирование крестоносных дружин. Так, Новониколаевский биржевой комитет внес около 400 тыс. рублей, Барнаульский - 600 тыс. рублей, Иркутский - 800 тыс. рублей.

В положении «О дружине Святого Креста», утвержденном начальником штаба Верховного главнокомандующего, говорилось, что она есть «воинская добровольческая религиозная часть (рота, батальон), борющаяся с большевиками как с богоотступниками. Каждая дружина, будучи воинской частью, есть в то же время религиозное братство и носит имя Св. Гермогена, Св. Александра Невского, Св. Сергия Радонежского» и т.д. Дружина имела свое особое правило или братский устав, а все дружины образовывали единое братство Св. Креста. Каждый вступающий в дружину Святого Креста, кроме обычной присяги, давал перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу. В знак служения делу Христову он налагал поверх платья восьмиконечный крест, который носился только в строю. На время похода устанавливалось полное равенство в пище, в удобстве, средствах передвижения. В дружины Св. Креста приглашались христиане всех вероисповеданий, а сами дружины могли быть всех родов войск, они могли объединяться в более крупные части (дивизии, корпуса). В случае недостаточной численности для образования самостоятельной части дружины Св. Креста входили в состав других действующих полков в виде отдельных рот или батальонов, но никогда не распределялись между ротами полка.

Нарушающие обет и правила подвергались, кроме обычных дисциплинарных взысканий, исключению из дружин Св. Креста, а в особо тяжких случаях и отлучению от церкви как предатели дела Христова. Все дружинники именовались братьями (женщины - сестрами)15. В дружины принимались добровольцы при поручительстве местного епархиального начальства, приходского совета, попечительства или священника16.

С первых дней организации крестоносных дружин братством Святителя Гермогена для вооруженной борьбы привлекались другие конфессии, в частности старообрядцы всех согласий и мусульмане. 17 августа в присутствии представителей братства Св. Гермогена - его председателя протоиерея П. Рождественского и профессора А. Эрахтина - состоялось общее собрание старообрядцев Омска и старообрядцев-беженцев из Пермской, Вятской и Нижегородской губерний всех согласий с повесткой о присоединении к делу противостояния большевизму и формированию крестоносных дружин17. После короткого обмена мнениями собрание единогласно постановило оказать российскому правительству немедленную помощь живой силой и материальными средствами, войти в состав формируемой братством Св. Гер13Наша газета. - 1919. - 19 августа.

"Сибирская речь. - 1919. - 17 августа.

15Сельская жизнь. - 1919. - 20 сентября.
16Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. - Томск: Изд-во Томского университета, 1959. -№ 37. - С. 76.

"Старообрядчество на защиту Родины // Сибирская речь. - 1919. - 19 августа.

■тж.

КОНЦЕПТОЛОГИЯ БрАТСТВА

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Деятельность братства Святителя Гермогена Московского в «белой Сибири» в 1919 году»

могена крестоностной дивизии и немедленно разослать по всем городам Сибири призывы к сибирскому старообрядчеству всех согласий вступить в организуемые дружины Св. Креста. Также на этом собрании была образована специальная комиссия по организации крестьянских старообрядческих дружин, которая выпустила воззвание ко всем старообрядцам-беженцам с призывом «брать в руки оружие и бить наемников красных, богоотступников, воров и убийц». На этом же собрании было принято решение послать в армию и на флот старообрядческих священников, на что управление по делам вероисповеданий ответило согласием18.

19 августа в Омске братство Святителя Гермогена устроило день Святого Креста. В городских храмах и на площадях во время и после литургии были произнесены как духовенством, так и мирянами (профессорами и общественными деятелями) речи, призывающие людей сплотиться вокруг церкви на защиту христианства. Братчики призывали взять в руки оружие, чтобы, «верою и любовию освятив его, покрыть знаменем Святого Креста и пойти на большевистские рати в защиту Истины Христовой, за правду Божию»19.

Запись в крестоносные дружины как православные, так и старообрядческие, началась 21 августа 1919 г. в здании Министерства внутренних дел с 10 до 20 часов. Кроме того, православные могли записаться еще в Главном управлении по делам вероисповеданий (Любинский проспект, 1, Женская гимназия), в Русском бюро печати (Базарная площадь, 2, дом Липатникова), а также в помещениях братства Св. Гермогена, находящихся в архиерейском доме. При этом в объявлениях на призыв отмечалось, что могут записываться лица непризывного возраста и даже женщины20.

Братство Св. Гермогена обратило особое внимание на духовно-нравственное состояние омского общества. В отличие от областей юга России, также находившихся под защитой белой армии, в Сибири, и в частности в Омске, не были отменены увеселительные мероприятия, танцы в садах, не закрыты точки продажи спиртного. И это при том, что в городе проживало несколько тысяч семей беженцев, в том числе и духовного звания. Министр внутренних дел внял просьбам братства Св. Гермогена, а также старообрядческой общины и обещал закрывать все сады и увеселительные места накануне двунадесятых праздников и воскресных дней21.

Сформированные дружины Святого Креста и Зеленого знамени в Омске разместились в помещении «Кристалл-Паласа» - крупнейшего омского кинотеатра, который в столь сложное время прекратил свою работу. По сообщению местного корреспондента, в этом бывшем кинотеатре проживало несколько сот человек. Все называли друг друга братьями, между русскими и татарами присутствовало единение. Утром и вечером совершалась общая молитва с пением. Поддерживалась строгая дисциплина22. 7 сентября по случаю мусульманского праздника Курбан-Байрам состоялось торжественное молебствие, после которого был объявлен Газават (Священная война) против большевиков23.

18Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - С. 64.
19Наша газета. - 1919. - 21 августа.
20Сибирская речь. - 1919. - 21 августа, 6 сентября.
21Сибирская речь. - 1919. - 21 августа.
22За Веру и Родину // Сибирская речь. - 1919. - 13 сентября.
23Русская армия. - 1919. - 6 сентября.

№ 1, 2018 (4)

По состоянию на 11 сентября в Омске было сформировано две роты Святого Креста и одна Зеленого знамени с приданным к ним кавалерийским эскадроном, состоявшим из русских и мусульман. Вечером 11 сентября председатель братства Св. Гермогена протоиерей Петр Рождественский посетил казарму воинов Св. Креста и Зеленого знамени и обратился к ним с речью24.

5 октября в Томске после Божественной литургии, совершенной архиерейским чином в архиерейской церкви, состоялось открытие томского Братства Св. Креста. Владыка Анатолий открыл собрание приветственной речью, в которой подчеркнул, что томичи не могли не откликнуться на призыв к защите Родины, таким образом организуется дружина Св. Креста, в которую поступают разные люди, в том числе и профессора, как, например, профессор Н.Я. Новомбертский. Затем было постановлено образовать братство Св. Креста. Деятельность дружины Св. Креста распространялась и на помощь раненым бойцам, прибывающим с фронта, которые нуждались не только в лечении, но и в психологической поддержке. Подчеркивалось, что цели братства Св. Гермогена в Омске и дружины Св. Креста в Томске идентичны, и члены омского братства приезжали в Томск с целью помочь в организации структуры25.
1 октября 1919 г. Крестоносное добровольческое движение достигло Барнаула. В праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) из всех храмов города были совершены крестные ходы на Соборную площадь, где православные, старообрядцы и мусульмане вознесли молитвы о даровании победы над большевиками. На собрании союзов приходских советов единогласно было принято постановление об открытии в Барнауле отделения братства Святителя Гермогена и началась запись в дружины Святого Креста26. Также в сентябре-октябре 1919 г. проповедники братства были направлены в районы Алтайской губернии, охваченные партизанским движением, где они, используя христианскую проповедь, пытались ослабить влияние большевизма27.
15 октября 1919 г. формирование добровольческих дружин началось в Чите. В присутствии уполномоченного организаций добровольческих дружин состоялось совещание общественных деятелей, представителей местных организаций и учреждений, на котором было решено немедленно приступить к организации религиозных военных формирований28. Также в Чите было создано «Благовестническое братство» - аналог омского братства Святителя Гермогена29. Позднее и в Иркутске было образовано братство защиты Веры и Родины30.
24За Веру и Родину // Сибирская речь. - 1919. - 13 сентября.
25Сибирская жизнь. - 1919. - 7 октября.
26Русская армия. - 1919. - 3 октября.
27Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. - Томск: Изд-во Томского университета, 1959. -№ 37. - С. 77.
28Русская армия. - 1919. - 17 октября.
29Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. - Томск: Изд-во Томского университета, 1959. -№ 37. - С. 80.
30 ГАРФ. Ф. 140. Оп. 1. Д. 16. Л. 27 об.

«Широкий размах» Крестоносного движения, «грандиозный подъем» среди сибирских казаков и энтузиазм населения по этому поводу официальной печатью в значительной степени преувеличивались. По справедливому замечанию Е.В. Лукова и Д.Н. Шевелева, «превалировавший в оценках данных акций экстатический компонент заслонял их реальную значимость и эффективность. Колчаковская пропаганда видела в них некие рецепты быстрого и чудодейственного избавления от большевизма и соответствующим образом на них реагировала»31. Активная деятельность мирян по духовному просвещению также могла быть решающей в преодолении большевистского влияния в тылу и формировании созидательного начала в обществе. Однако можно констатировать, что все принятые в этой сфере решения безнадежно запоздали. Ситуация на фронте развивалась к осени 1919 г. стремительно и не в пользу армии Колчака.

1 ноября 1919 г., за неделю до оставления белой армией Омска, братство Святителя Гермогена обратилось с воззванием к верующим людям, в котором оно призывало их идти в храмы на молитву перед Пресвятой Богородицей, людей, имеющих здоровье, - на фронт, а слабых и женщин - к помощи раненым и больным. Воззвание клеймило проклятием всех «безумно бегущих» и уклоняющихся от военной службы и заканчивалось словами: «Все на защиту милой Родины и беззащитных жен и детей»32.
5 ноября в помещении городского театра состоялось собрание, устроенное Русским бюро печати, которое рассматривало вопрос о «современном состоянии Омска». Выступавший профессор Д.В. Болдырев с одинаковым порывом клеймил как панически бегущих из города, так и тех, кто надеялся остаться в нем и приспособиться к большевистской власти. Другие ораторы - В.Ф. Иванов, В.В. Куликов, В. Жардец-кий, священник П. Папшев - красочно описывали перспективу «красного террора», голода и страха, которые возникли бы в случае оставления Омска. Собрание закончилось призывами к вооруженной борьбе под знаменами Креста и сбором пожертвований. Всего было собрано 11 тысяч рублей33.

Библиографический список:

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 140. Оп. 1. Д. 16. Л.
2. ГАРФ. Ф. 140. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-2.
3. Братство Св. патриарха Гермогена в Омске // Сибирская речь. - 1919. - 22 июля.
4. Братство святителя Гермогена // Русская армия. -1919. - 17 августа.
5. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930.
6. За Веру и Родину // Сибирская речь. - 1919. - 13 сентября.
7. Иртыш. - 1919. - 20 апреля.
8. Луков Е.В., Шевелев Д.Н. Осведомительный аппарат «белой Сибири»: структу31Луков Е.В., Шевелев Д.Н. Осведомительный аппарат «белой Сибири»: структура, функции, деятельность (июнь 1918 - январь 1920 г.) / под ред. д-ра ист. наук С.Ф. Фоминых. - Томск, 2007. - С. 172.
32Русская армия. - 1919. - 2 ноября.
33Сибирская речь. - 1919. - 7 ноября.

концептология братства

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Деятельность братства Святителя Гермогена Московского в «белой Сибири» в 1919 году»

27 об.

омской православной духовной семинарии

ра, функции, деятельность (июнь 1918 - январь 1920 г.) / под ред. д-ра ист. наук С.Ф. Фоминых. - Томск, 2007. - С. 172.

9. Наша газета. - 1919. - 19 августа.
10. Наша газета. - 1919. - 21 августа.
11. Русская армия. - 1919. - 24 августа.
12. Русская армия. - 1919. - 17 октября.
13. Русская армия. - 1919. - 2 ноября.
14. Русская армия. - 1919. - 28 августа.
15. Русская армия. - 1919. - 3 октября.
16. Русская армия. - 1919. - 6 сентября.
17. Сельская жизнь. - 1919. - 20 сентября.
18. Сибирская жизнь. - 1919. - 7 октября.
19. Сибирская речь. - 1919. - 11 апреля.
20. Сибирская речь. - 1919. - 17 августа.
21. Сибирская речь. - 1919. - 21 августа, 6 сентября.
22. Сибирская речь. - 1919. - 7 ноября
23. Старообрядчество на защиту Родины // Сибирская речь. - 1919. - 19 августа.
24. Так хочет Бог // Русская армия. - 1919. - 28 октября.
25. Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. - Томск: Изд-во Томского университета, 1959. - № 37. - С. 76.

№ 1, 2018 (4)

БРАТСТВО СВЯТИТЕЛЯ ГЕРМОГЕНА ДРУЖИНА СВЯТОГО КРЕСТА КРЕСТНЫЙ ХОД НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты