СУДЬБА СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 1930-х гг.
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ
Н.Н. КЛЕПИКОВ
Кафедра гуманитарных дисциплин Международный институт управления
«индивидуальный мир» отдельно взятого человека с точки зрения мемуарной литературы. За основу был взят дневник учителя Каргопольского района Северного края А.Я. Кудряшова, охватывающий период с декабря 1933 по сентябрь 1936 гг. Рассматриваемый дневник интересен тем, что передает внутренний мир человека (на момент окончания дневниковых записей ему было 25 лет), являющегося представителем первого поколения людей, выросших при Советской власти и сочетающего в себе искреннюю веру в строящийся социализм и глубокое разочарование от отсутствия культурной среды, позволяющей свободно развиваться.
Кризис исторической науки в 1970-х гг., поставивший под сомнение все предшествующие достижения в области исторического познания прошлого, привел к появлению «новой исторической науки». Ее центральным предметом стал «человек в обществе», т.е. определяющим в понимании прошлого стало изучение ментальных представлений, символических систем, обычаев и ценностей, психологических установок и стереотипов в поведении как общества в целом, так и отдельных его категорий в частности. Особое место в изучении прошлого за счет отказа от единого определяющего гомогенного контекста в сторону реконструкции множества контекстов заняла историческая антропология, призванная реконструировать «картину мира» отдельного человека1. Несмотря на последующую жесткую критику «новой исторической науки» со стороны представителей социально-стуктурной истории, в частности, за оторванность ментальных комплексов от определяющей их системы общественных отношений2, она продолжала активно развиваться, находя немало сторонников в различных странах мира. Относительно недавно новое направление стало получать признание и среди отечественных историков3.
В данной статье, в рамках исторической антропологии, предпринята попытка взглянуть на «индивидуальный мир» отдельно взятого человека с точки зрения мемуарной литературы. За основу был взят дневник учителя Каргопольского района Северного края Анатолия Яковлевича Кудряшова, хранящийся в Архиве РУ ФСБ по Архангельской области4. Дневник под названием «Кусочки собственного бытия», с небольшими перерывами охватывающий период с декабря 1933 по сентябрь
носимой тяжести взятого на себя бремени служения народу, искусству, этически окрашенным идеалам5. Как известно, после Октябрьской революции 1917 г. советское руководство недвусмысленно заявило о своем отношении к интеллигенции, развернув против нее тотальный террор. Предполагалось, что со временем в стране появится своя, новая интеллигенция рабоче-крестьянского происхождения. Рассматриваемый дневник характерен тем, что передает внутренний мир человека (на момент окончания дневниковых записей ему было 25 лет), являющегося представителем первого поколения людей, выросших при Советской власти и сочетающего в себе искреннюю веру в строящийся социализм и глубокое разочарование от отсутствия культурной среды, позволяющей свободно развиваться. Осознание «классовой неполноценности» (отец - урядник), неустроенность личной жизни, невозможность реализовать свои творческие устремления и продолжить дальнейшую учебу, попытка примирить в себе положительное отношение к существующей власти с явным осознанием ее несправедливости — все это является содержательным фоном дневника А.Я. Кудряшова.
Но прежде чем привести выдержки из дневника, зададимся вопросом: насколько правомерно доверять мемуарной литературе, несущей в себе ярко выраженную авторскую позицию? Более того, можно ли экстраполировать выводы, сделанные на основе отдельно взятого источника, на более широкий исторический план? Прежде всего, заметим, что к использованию дневников (как, впрочем, и всей мемуарной литературы, к разновидностям которой они относятся) нужно подходить с известной долей осторожности. Дневники имеют тенденцию перерастать в жанр чисто художественной литературы, т.е. становиться художественным вымыслом, формой, жанром художественного отражения жизни в соответствии с видением ее автором и его фантазией6. А это снижает степень объективности информации, так как ведет к субъективному преломлению действительности через сознание автора дневника. Поэтому важнейшей проблемой источниковедения в исследовательско-прикладном аспекте является повышение информационной отдачи путем изучения скрытой информации7, а также рассмотрение мемуаристки в комплексе с другими источниками8. Сами же по себе выводы, сделанные на основе отдельных документов, только в контексте с другими источниками могут быть вплетены в канву общего исторического фона для получения целостного видения исторического процесса.
Ниже мы постарались привести отдельные выдержки из дневника, хотя и понимаем ограниченность такого подхода, так как он не дает возможность создать полноценную картину жизненного мира его автора. В качестве фона, наиболее четко прослеживающегося в дневнике, на наш взгляд, выступают переживания Кудряшова, связанные с личным духовным дискомфортом, налагающие отпечаток на отношение ко всему, что происходило вокруг него. В качестве дополнительного сюжета выступает отношение к советской власти.
большинства колхозников сложилось мнение, что колхозы в дальнейшем будущем будут беднеть, но не богатеть...»
Я лично, пожалуй, согласен с ними. Для чего тогда правительство издало закон
о твердых договорах на л/з (лесозаготовки - Н.К.)? Для чего тогда проводить агитацию о том, что выполнишь задание и можешь выйти из лесу? Для того чтобы торопились? О, это верно. Тогда надо было бы сдержать слово и дать право выполнившим колхозам выходить из лесу. Это было бы уроком для худших колхозов, а то они и впредь будут надеяться на помощь.
- Ты, наверное, недоволен тем, что тебя не оценили в РОНО?..
- Твоему продвижению вперед мешает твое поведение. Но теперь мы решили тебя выдвинуть на работу& в ШКМ. Тебя отправим на курсы историков-марксистов...
- Но я же сын урядника?
- Знаем.
- Я беспартийный.
- Тоже знаем. Остается еще согласовать вопрос с райкомом.
Ожидал я выдвижения, но такого не предполагал. Очень большое мне доверие оказали...
Почему я много думаю? Есть же люди, которые этой болезнью не страдают. Хотя этой болезнью страдаю я только в условиях одиночества, заброшенности, поза-бьггости... И меня, человека «с кровью в сердце», обвиняют в выпивке. Она (водка) -лекарство, вылечивающее «заблудившихся». Я капризный, себялюбивый, большой ребенок. Так, кажется, но это не верно. Дай мне условия, среду, и я буду своим Я. Я буду Толькой, каким меня знает коллектив.
«Смирнов, останови», - сказал я участковому милиционеру. Смирнов побежал за ними, через пять минут приводит батрака из Федоровской Михаила Ивановича с женой, у которой в руках корзина и заступ. Оказывается, они пошли выкапывать лошадь, пропавшую до этого дня за три. Лошадь была закопана в этом месте. Мы стали их ругать. Михаил Иванович молчит, а баба отговаривается: «С голоду умирать, что ли? Мы не первую лошадь едим. Мы пропавших пятнадцать телят съели».
Жутко. Мне казалось, что они сумасшедшие. Как они живут, ведь у них есть еще ребята, и помочь им нельзя, потому, что это пара типичных лодырей. Вот до чего довели себя - падаль едят... Брр...
Постоянная нехватка в деньгах. Вот и сегодня: ушел из дому, а дома ни копейки денег. Даже на хлеб нет. Пришел в горсовет, а там возмутительное спокойствие.
Как-то в середине мая на собрании курсов (имеются в виду курсы по подготовке учителей неполной средней школы при Каргопольском педтехникуме. - Н.К.) стоял вопрос о пьянстве нескольких студентов, в том числе и обо мне. Я тогда даже уди-
пмтт/&в итл л^л яшА лілгл/т л&тотзтл&і. олпплл г*аі/* г\ лп/паито Т-1 о птл»» лл^ппттт* «та ттл
ни 1111^ 1«У1 ^ і V і иии і и пиіч V V А ^ ДУІІ і. V. X Ш А иіп V» риі АХ1ГЛ тну ІІУ&
ставили «на вид».
После этого я выпивал, но те безобразия, которые были до того собрания, больше не повторялись. И вдруг вчера на собрании «треугольника» ставят снова вопрос обо мне и о других. Решение: запретить посещать курсы. Это же исключение.
До чего же я дожил: второй раз выгоняют из учебного заведения. Кто и что я такое значу? ...Сегодня написал Н. письмо, сообщив ей об исключении, в котором писал: «Если б знать, что я дурак и беспробудный пьяница, тогда бы и плюнул не только на курсы, а и на жизнь... А что если, в самом деле, плюнуть на... Нет, не могу, это не выход. Это, говорят, не исход, а слабость, слабоволие. Я сегодня думал об этом “акте”... Нет!!! Нет!!!»
Запись в дневнике обрывается сентябрем 1936 г. В июне 1937 г. А. Я. Кудряшов -учитель Хотеновской неполной средней школы - был арестован за «контрреволюционную агитацию». Конфискованный дневник был приобщен к делу как «вещественное доказательство» «враждебного отношения к партии и Советской власти». 29 декабря
ПРИМЕЧАНИЯ
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2003. - С. 138; Важно отметить, что «всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и по-
этому в семантическом отношении нет источников, непригодных для использования». См.: Там же. - С. 129.
THE DESTINY OF RURAL INTELLIGENСY OF 1930s THROUGH A PRISM OF DIARY RECORDS
N.N. KLEPIKOV
Department of Humanities International Institute of Management
In the article, within the limits of historical anthropology, attempt to look at «the individual world» separately taken person from the point of view of memoirs is undertaken. For a basis the diary of A.J. Kudryashov, the teacher from Kargopol Region of Northern Edge, covering period since December 1933 till September 1936 have been taken. The considered diary is interesting by that transfers a private world of the person (at the moment of the finishing of the diary to its author was 25 years old), a first generation of the people who have grown at the Soviet authority and combining the belief to socialism and deep disappointment from absence of the cultural environment, allowing freely to develop.