Спросить
Войти

Судьба сельской интеллигенции 1930-х гг. Через призму дневниковых записей

Автор: указан в статье

СУДЬБА СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 1930-х гг.

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

Н.Н. КЛЕПИКОВ

Кафедра гуманитарных дисциплин Международный институт управления

43, ул. Урицкого, Архангельск, 163060, Россия
3 данной СТаТЬС, В раМКаХ И СТО р И ЧС С КОЙ аКТрОПОЛОГйй, Прсдирййиш иОиьпка вЗииН^ь Ка

«индивидуальный мир» отдельно взятого человека с точки зрения мемуарной литературы. За основу был взят дневник учителя Каргопольского района Северного края А.Я. Кудряшова, охватывающий период с декабря 1933 по сентябрь 1936 гг. Рассматриваемый дневник интересен тем, что передает внутренний мир человека (на момент окончания дневниковых записей ему было 25 лет), являющегося представителем первого поколения людей, выросших при Советской власти и сочетающего в себе искреннюю веру в строящийся социализм и глубокое разочарование от отсутствия культурной среды, позволяющей свободно развиваться.

Кризис исторической науки в 1970-х гг., поставивший под сомнение все предшествующие достижения в области исторического познания прошлого, привел к появлению «новой исторической науки». Ее центральным предметом стал «человек в обществе», т.е. определяющим в понимании прошлого стало изучение ментальных представлений, символических систем, обычаев и ценностей, психологических установок и стереотипов в поведении как общества в целом, так и отдельных его категорий в частности. Особое место в изучении прошлого за счет отказа от единого определяющего гомогенного контекста в сторону реконструкции множества контекстов заняла историческая антропология, призванная реконструировать «картину мира» отдельного человека1. Несмотря на последующую жесткую критику «новой исторической науки» со стороны представителей социально-стуктурной истории, в частности, за оторванность ментальных комплексов от определяющей их системы общественных отношений2, она продолжала активно развиваться, находя немало сторонников в различных странах мира. Относительно недавно новое направление стало получать признание и среди отечественных историков3.

В данной статье, в рамках исторической антропологии, предпринята попытка взглянуть на «индивидуальный мир» отдельно взятого человека с точки зрения мемуарной литературы. За основу был взят дневник учителя Каргопольского района Северного края Анатолия Яковлевича Кудряшова, хранящийся в Архиве РУ ФСБ по Архангельской области4. Дневник под названием «Кусочки собственного бытия», с небольшими перерывами охватывающий период с декабря 1933 по сентябрь

1936 гг., отражает в себе мысли и чувства человека, в котором угадываются черты интеллигента. По словам философа Г.П. Федотова, для чисто российского явления интеллигенции характерна идейность и беспочвенность, крайним проявлением которых является нигилизм. Нигилизм является срывом отчаяния, безверия от невы-

носимой тяжести взятого на себя бремени служения народу, искусству, этически окрашенным идеалам5. Как известно, после Октябрьской революции 1917 г. советское руководство недвусмысленно заявило о своем отношении к интеллигенции, развернув против нее тотальный террор. Предполагалось, что со временем в стране появится своя, новая интеллигенция рабоче-крестьянского происхождения. Рассматриваемый дневник характерен тем, что передает внутренний мир человека (на момент окончания дневниковых записей ему было 25 лет), являющегося представителем первого поколения людей, выросших при Советской власти и сочетающего в себе искреннюю веру в строящийся социализм и глубокое разочарование от отсутствия культурной среды, позволяющей свободно развиваться. Осознание «классовой неполноценности» (отец - урядник), неустроенность личной жизни, невозможность реализовать свои творческие устремления и продолжить дальнейшую учебу, попытка примирить в себе положительное отношение к существующей власти с явным осознанием ее несправедливости — все это является содержательным фоном дневника А.Я. Кудряшова.

Но прежде чем привести выдержки из дневника, зададимся вопросом: насколько правомерно доверять мемуарной литературе, несущей в себе ярко выраженную авторскую позицию? Более того, можно ли экстраполировать выводы, сделанные на основе отдельно взятого источника, на более широкий исторический план? Прежде всего, заметим, что к использованию дневников (как, впрочем, и всей мемуарной литературы, к разновидностям которой они относятся) нужно подходить с известной долей осторожности. Дневники имеют тенденцию перерастать в жанр чисто художественной литературы, т.е. становиться художественным вымыслом, формой, жанром художественного отражения жизни в соответствии с видением ее автором и его фантазией6. А это снижает степень объективности информации, так как ведет к субъективному преломлению действительности через сознание автора дневника. Поэтому важнейшей проблемой источниковедения в исследовательско-прикладном аспекте является повышение информационной отдачи путем изучения скрытой информации7, а также рассмотрение мемуаристки в комплексе с другими источниками8. Сами же по себе выводы, сделанные на основе отдельных документов, только в контексте с другими источниками могут быть вплетены в канву общего исторического фона для получения целостного видения исторического процесса.

Ниже мы постарались привести отдельные выдержки из дневника, хотя и понимаем ограниченность такого подхода, так как он не дает возможность создать полноценную картину жизненного мира его автора. В качестве фона, наиболее четко прослеживающегося в дневнике, на наш взгляд, выступают переживания Кудряшова, связанные с личным духовным дискомфортом, налагающие отпечаток на отношение ко всему, что происходило вокруг него. В качестве дополнительного сюжета выступает отношение к советской власти.

1933 г., 6 декабря. «Начал еще в темноте работу по сбору финансов. На двух домах крупно произвел надписи мелом: «Позор!!! Злостный неплательщик ... имеет на 6/ХП-ЗЗ недоимок по мясу - 40 кг., по льну - 4 кг. 200 гр., по обязательным платежам - 220 руб. 69 коп. Вторая надпись на доме моего хозяина: «Хороший плательщик ... Недоимок нет».
16 декабря. «Вечером часа два стоял в конторе колхоза им. Постышева. Было много колхозников. Рассуждали об укреплении колхозов и о зажиточной жизни. У

большинства колхозников сложилось мнение, что колхозы в дальнейшем будущем будут беднеть, но не богатеть...»

24 декабря. «Начали готовиться к антирождественским дням. Готовим пьесу «Конь». Пьеса вполне подходит и к Рождеству, и задачам сегодняшнего дня. Стержень пьесы - забота за колхозным конем. Ребята играют с громадным желанием. Думаем поставить здесь, в избе-читальне, в Самкове и в лесопункте».
1934 г., 2 января. «Как быстро летит жизнь! Уже 1934 год! А давно ли был 1924 год, когда я неграмотным деревенским мальчишкой явился из деревни в Каргополь. Десять лет назад я учился в 3-й гр. сельской начальной школы. А сейчас сам учу уже три года 3 и 4-ю группу. Да, жизнь летит! ...Мне вспоминаются летние каникулы 1933 года. Я их проводил в Каргополе. Раз мы - молодое учительство сидели [и] выпивали... Среди нас был один учитель-старичок. Он был скрипач. В чувствительном порыве Николай Николаевич достал фотографию своего выпуска и говорит: «Вот мои товарищи по выпускному курсу. Такие молодые, как и вы... Их нет всех в живых. И только я, семидесятилетний старик, сижу в кругу молодежи...». Нам стало жутко. До слез обидна эта жизнь: живешь здоровым, молодым и вдруг старик, немощь... Да, быстро и очень быстро летит жизнь. Жизнь человека - это миг!»
20 января ...Отправил уполномоченному в Коневе Ефремову для рецензии три свои вещи: 1) В сорок четвертом; 2) Ночью; 3) Сегодня. Что будет с ними? Надо бы отправить рассказик в орг. комитет Союза советских писателей в сектор молодых писателей ... Надо будет приняться за «Охотников»; вещь задумана для детей школьного возраста. Пишу эти строки и думаю: неужели я никогда не буду печататься? Нет, надо этого добиваться. Надо учиться, да нет возможностей.
9 февраля ...Вчера был в сельсовете. Вызвали на закрытое партсобрание. Стали ругать за пьянство...
11 февраля. Эти дни имею обыкновение сидеть у печи ... Сегодня задумался. А где и что делают ребята и девчата, с которыми я учился? Некоторые из них учителя. Жизнь этих я представляю. Некоторые живут в городе Ленинграде, Москве, Архангельске ... Что они делают? Так ли глупо живут, как я? Хорошо бы уехать в город, а то здесь, в деревне, загниваешь. Вот, например, даже читать нечего... Как это тошно сознавать, что ты «сам» в умственном развитии твердо и уверенно шагаешь назад. Как глупо! Глупо!
3 марта. Из райкома есть радиотелеграмма, которая обязывает колхозы выполнить договор по лесозаготовке. Остаться в лесу до тех пор, пока весь леспромхоз не выполнит программы. Большинство колхозных руководителей этим распоряжением недовольны. Они рассуждают: когда заключали договор, то говорили, что никаких встречных планов даваться не будет. Выходит, обманули нас. Этим самым в следующий лесозаготовительный сезон снизится ударничество в лесу.

Я лично, пожалуй, согласен с ними. Для чего тогда правительство издало закон

о твердых договорах на л/з (лесозаготовки - Н.К.)? Для чего тогда проводить агитацию о том, что выполнишь задание и можешь выйти из лесу? Для того чтобы торопились? О, это верно. Тогда надо было бы сдержать слово и дать право выполнившим колхозам выходить из лесу. Это было бы уроком для худших колхозов, а то они и впредь будут надеяться на помощь.

15 марта. «Я лодка, плывущая в молоке озерного тумана, потерявшая курс, потерявшая берег, от которого отплыла, и берег, к которому должна пристать», - так, примерно я писал (своему другу. -Н.К.) Аркадию Морозову.
31 марта. От Аркадия Морозова получил подарок - сборник его стихотворений, посвященных мне.
10, 11, 12, 13 апреля ...Был в РОНО. Инспектора РОНО меня ругали за поведение. (Допытывали. - Н.К.), почему я пью.

- Ты, наверное, недоволен тем, что тебя не оценили в РОНО?..

- Твоему продвижению вперед мешает твое поведение. Но теперь мы решили тебя выдвинуть на работу& в ШКМ. Тебя отправим на курсы историков-марксистов...

- Но я же сын урядника?

- Знаем.

- Я беспартийный.

- Тоже знаем. Остается еще согласовать вопрос с райкомом.

Ожидал я выдвижения, но такого не предполагал. Очень большое мне доверие оказали...

17 апреля. Правительством выпущен закон о займе второго выпуска второй пятилетки. Задание по займу на наш сельсовет 39 ООО рублей. При всем желании не реализовать... Я подписался на 100 руб.
27 апреля ...Через Кену мост, немного вправо от моего жилья. На мосту ежевечерне шатается молодежь... Почему я не могу так ходить... В этом не так повинно мое учительское звание, как разница моих и их интересов...

Почему я много думаю? Есть же люди, которые этой болезнью не страдают. Хотя этой болезнью страдаю я только в условиях одиночества, заброшенности, поза-бьггости... И меня, человека «с кровью в сердце», обвиняют в выпивке. Она (водка) -лекарство, вылечивающее «заблудившихся». Я капризный, себялюбивый, большой ребенок. Так, кажется, но это не верно. Дай мне условия, среду, и я буду своим Я. Я буду Толькой, каким меня знает коллектив.

4 мая. Вечером я вышел на мост. Противно было смотреть на пьяных девушек, которые, шатаясь, расхаживают с песнями по мосту. Две девицы, сильно шатаясь, кричат, а не поют, частушки: «Пятилетка, пятилетка, пятилетка-сатана, научила пятилетка пить зеленого вина».
6 мая. Шли из Волово. Вдруг на встречу идут мужчина и женщина. Не дойдя до нас, они свернули в сторону. Я сообразил, что тут кроется что-то неладное, ибо знал, что в сторону в этом месте дороги нет.

«Смирнов, останови», - сказал я участковому милиционеру. Смирнов побежал за ними, через пять минут приводит батрака из Федоровской Михаила Ивановича с женой, у которой в руках корзина и заступ. Оказывается, они пошли выкапывать лошадь, пропавшую до этого дня за три. Лошадь была закопана в этом месте. Мы стали их ругать. Михаил Иванович молчит, а баба отговаривается: «С голоду умирать, что ли? Мы не первую лошадь едим. Мы пропавших пятнадцать телят съели».

Жутко. Мне казалось, что они сумасшедшие. Как они живут, ведь у них есть еще ребята, и помочь им нельзя, потому, что это пара типичных лодырей. Вот до чего довели себя - падаль едят... Брр...

1935 г., 20 октября. Второй год я работаю в Каргополе (речь идет о Каргопольской начальной базовой школе при педтехникуме, где А.Я. Кудряшов работал завучем и учителем русского языка и естествознания. - Н.К.) и спорю с горсоветом в отношении зарплаты. Вот уже двадцатое число октября, а нам еще не выдали зарплаты за первую половину сентября месяца. Главное, и перспектив на скорое получение зарплаты нет!

Постоянная нехватка в деньгах. Вот и сегодня: ушел из дому, а дома ни копейки денег. Даже на хлеб нет. Пришел в горсовет, а там возмутительное спокойствие.

1935 г., 27 октября. Утром съел маленький кусочек хлеба и пошел в школу. Дома ни копейки денег, ни кусочка хлеба, - пообедать не с чем (обед - картофель). После второго урока (обед) пошел в горсовет за зарплатой. Ответ один: денег нет. Когда будут? Когда будут, тогда и выдадим. Меня взорвало. Я стал ругаться. Дело дошло до того, что я назвал «сволочи», а кого и сам не знаю...
1936 г., 22 июня. Я обращаюсь к своим кусочкам, кажется, только в тяжелые минуты жизни. В данное время ближе этой бумаги для меня никого нет, ну вот я объясняюсь, высказываю свои думы ей.

Как-то в середине мая на собрании курсов (имеются в виду курсы по подготовке учителей неполной средней школы при Каргопольском педтехникуме. - Н.К.) стоял вопрос о пьянстве нескольких студентов, в том числе и обо мне. Я тогда даже уди-

пмтт/&в итл л^л яшА лілгл/т л&тотзтл&і. олпплл г*аі/* г\ лп/паито Т-1 о птл»» лл^ппттт* «та ттл

ни 1111^ 1«У1 ^ і V і иии і и пиіч V V А ^ ДУІІ і. V. X Ш А иіп V» риі АХ1ГЛ тну ІІУ&

ставили «на вид».

После этого я выпивал, но те безобразия, которые были до того собрания, больше не повторялись. И вдруг вчера на собрании «треугольника» ставят снова вопрос обо мне и о других. Решение: запретить посещать курсы. Это же исключение.

До чего же я дожил: второй раз выгоняют из учебного заведения. Кто и что я такое значу? ...Сегодня написал Н. письмо, сообщив ей об исключении, в котором писал: «Если б знать, что я дурак и беспробудный пьяница, тогда бы и плюнул не только на курсы, а и на жизнь... А что если, в самом деле, плюнуть на... Нет, не могу, это не выход. Это, говорят, не исход, а слабость, слабоволие. Я сегодня думал об этом “акте”... Нет!!! Нет!!!»

Запись в дневнике обрывается сентябрем 1936 г. В июне 1937 г. А. Я. Кудряшов -учитель Хотеновской неполной средней школы - был арестован за «контрреволюционную агитацию». Конфискованный дневник был приобщен к делу как «вещественное доказательство» «враждебного отношения к партии и Советской власти». 29 декабря

1937 г. тройкой НКВД по Архангельской области А.Я. Кудряшов был осужден на 10 лет лагерей. Сначала он находился в Каргопольском ИТЛ, где работал диспетчером на автобазе9. Позднее был переведен на золоторудные прииски и рудники Северо-восточного ИТЛ (Хабаровский край), где и скончался 22 января 1942 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. - М., 1998. - С. 21.
2 Там же. -С. 21.
3 Среди отечественных работ, наиболее успешно использующих историческую антропологию в рамках «новой социальной истории», необходимо назвать: Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-1930-х гг. - М., 2000.
4 Архив РУ ФСБ по АО. - П. 17537.
5 Федотов ГЛ. Судьба и грехи России. - СПб., 1991. - Т. 2. - С. 70-71.
6 Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. - М., 1998.-С. 640.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2003. - С. 138; Важно отметить, что «всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и по-

этому в семантическом отношении нет источников, непригодных для использования». См.: Там же. - С. 129.

8 Так, в качестве одного из таких комплексов документов могут выступать публикации архивных материалов. См., напр.: Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. / Отв. ред. А.К. Соколов. - М., 1998; Общество и власть. Российская провинция / Отв. ред. А.А. Кулаков, А.Н. Сахаров. - М.; Н. Новгород, 2005. - Т. 2; и др.
9 Архив РУ ФСБ по АО. - П. 17537. - Л. 66.
10 Из справки Информационного центра УВД по АО: Автор дневника был полностью реабилитирован 07.06.91.

THE DESTINY OF RURAL INTELLIGENСY OF 1930s THROUGH A PRISM OF DIARY RECORDS

N.N. KLEPIKOV

Department of Humanities International Institute of Management

43Lomonosov Av., Arkhangelsk, 163060, Russia

In the article, within the limits of historical anthropology, attempt to look at «the individual world» separately taken person from the point of view of memoirs is undertaken. For a basis the diary of A.J. Kudryashov, the teacher from Kargopol Region of Northern Edge, covering period since December 1933 till September 1936 have been taken. The considered diary is interesting by that transfers a private world of the person (at the moment of the finishing of the diary to its author was 25 years old), a first generation of the people who have grown at the Soviet authority and combining the belief to socialism and deep disappointment from absence of the cultural environment, allowing freely to develop.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты