НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 009 © 2014 г.
Е.Н. Крамарова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАВКАЗОВЕДОВ
(к итогам работы II Международного форума историков-кавказоведов)
Крамарова Елена Николаевна - аспирант Института социологии и регио-новедения Южного федерального университета e-mail: kavkazdon@mail.ru
Программа форума включала 44 доклада ученых из Москвы, Абхазии, Азербайджана, Армении, вузов и научных учреждений ЮФО и СКФО.
Работу форума открыл сопредседатель оргкомитета профессор ИСиР ЮФУ В.В. Черноус. Он отметил, что после первого форума удалось сделать шаг по преодолению политизированности российского кавказоведения. Принятая на нем хартия получила поддержку нескольких научных конференций, была опубликована рядом научных журналов и СМИ. Начался переход от конфликтующего кавказоведения к конструктивному, к диалогу между различными научными школами и направлениями. Задача - закрепить и усилить эти тенденции.
С приветствиями к участникам форума обратились зам. председателя ЮНЦ РАН д.физ.-мат.н. В.В. Коленчук, президент АН ЧР Ш.А. Гапуров, проф. Адыгейского госуниверситета Э.А. Шеуджен и руководитель ЧКРИАЦ РИСИ д.полит.н. А.А. Озеров.
С первым пленарным докладом на тему «Еще раз к вопросу о присоединении народов Северного Кавказа к России» выступил президент АН ЧР
проф. Ш.А. Гапуров. Он проанализировал историографию вопроса, предлагавшиеся дефиниции - завоевание, присоединение, вхождение. Обосновал тезис, что данные события необходимо рассматривать как длительный процесс, начавшийся в XVI в. и завершившийся у разных народов в конце
XVIII - начале XIX в. Народно-освободительную борьбу горцев в 20-60-е гг.
XIX в., за некоторым исключением, следует рассматривать как события внутренней истории России.
В.В. Черноус выступил с обоснованием проекта Этического кодекса кавказоведа, разработанного рабочей группой по поручению первого форума. Он показал, что преодолеть кризисные явления в кавказоведении только нормативно-правовыми, административными и финансовыми инструментами невозможно. XXI в., по его мнению, характеризуется дальнейшим уходом морали из всех сфер жизни, включая науку, и постмодернистской депрофессионализацией. Восстановление морали, этики становится императивом. В проекте кодекса решено было уйти от специфических этических проблем отдельных наук о Кавказе и сконцентрироваться на универсальных для кавказоведения. Они достаточно очевидны, но практически всеми обходятся, и корпоративная культура кавказоведов требует напомнить о них. Он предложил в докладах высказаться не только по избранным темам, но и по проекту кодекса, который также целесообразно обсудить в вузовских и исследовательских коллективах.
Э.А. Шеуджен остро поставила в докладе «Историки Северного Кавказа: проблемы историографического наследия» этическую проблему преемственности поколений ученых. Она обратила внимание на снижение качества многих историографических очерков и обзоров, фактическое игнорирование богатейшего наследия советской исторической науки, выдающихся ученых ХХ в. и на этой сомнительной основе постоянное объявление своих работ «новаторскими» и т.п., хотя в большинстве случаев это хорошо известные сюжеты. Э.А. Шеуджен высказалась за принятие кодекса, но после проведения обсуждения в научных коллективах.
Проф. ИСЭГИ ЮНЦ РАН Т.П. Хлынина в докладе «Нациестроитель-ство на Северном Кавказе: исследовательский проект и его итоги» представила результаты крупного исследования, проведенного ЮНЦ РАН. На основе широкой источниковой базы, включая экспертные интервью, она показала различия в глубине нациестроительства в различных республиках Северного Кавказа.
Проф. А.М. Бугаев (Комплексный научно-исследовательский институт РАН, Грозный) охарактеризовал научное наследие академика РАН Ю.А. Полякова, который был тесно связан с учеными Северного Кавказа, в частности был главным редактором третьего тома «Истории народов Северного Кавказа». Он обратил внимание на книгу воспоминаний ученого, в которой содержатся идеи, темы, требующие реализации в новейших трудах по истории Северного Кавказа.
Ведущий научный сотрудник РИСИ Я.А. Амелина выявила новые направления и подходы в политике Грузии на Северном Кавказе, в том числе в социально-гуманитарной сфере, и показала их неоднозначный характер. Ссылаясь на неудачный опыт журналистского сообщества, Я.А. Амелина выразила сомнения в эффективности действия Этического кодекса кавказоведа для деполитизации научных исследований.
Доклад патриарха ростовских кавказоведов проф. СКНЦ ВШ ЮФУ Н.С. Авдулова стал своеобразной перекличкой с докладом А.М. Бугаева. Он раскрыл методологию изучения Кавказа в работах чл.-корр. РАН Ю.А. Жданова, основанную на идеях диалога и синтеза культур народов Кавказа и России, реализованных в проектах «История народов Северного Кавказа» и незавершенной «Энциклопедии культур народов Юга России». Эти же аспекты осветил проф. ИСиР ЮФУ Г.А. Матвеев на конкретных примерах взаимопроникновения культур Кавказа и русской культуры.
Доцент ЮФУ, с.н.с. ЧКРИАЦ РИСИ А.В. Аверьянов провел параллели в восприятии событий на Кавказе консерваторами начала XX и начала XXI в.
Аспирант ИСиР ЮФУ Е.Н. Крамарова показала консолидирующую роль журналов «Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа», «Гуманитарий Юга России» и др., которые создали коммуникативную сеть, позволяющую ученым преодолевать территориальную замкнутость исследований и укреплять единство и целостность Юга России. В докладе также показан вклад издательств СКНЦ ВШ ЮФУ, «М. и В. Кот-ляровых» и др. в публикацию кросс-культурных трудов, объединяющих связь дореволюционных, советских и современных кавказоведов.
Большой интерес вызвал доклад проф. Е.Н. Кринко (зам. директора ИСЭГИ ЮНЦ РАН), который охарактеризовал дискуссионные вопросы истории Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, отметил недооценку роли битвы за Кавказ в научной литературе и необходимость не уходить от научного анализа сложных проблем истории.
Доцент СКФУ (филиал в г. Пятигорске) А.А. Остахов предложил связать причины поражения горцев в Кавказской войне (1817-1864 гг.) с кризисом их военной тактики в связи с изменениями вооружения I пол. XIX в.
Декан исторического факультета АГУ проф. Н.А. Почешхов (Майкоп) системно рассмотрел развитие советской историографии Северного Кавказа, показал, что, несмотря на идеологическую ангажированность и сложные, ограниченные возможности работы с источниками, советские историки создали солидный фундамент для развития современной историографии.
Д.и.н., доцент АГУ Р.А. Тлепцок концептуализировал важность подхода к истории Кавказа в геополитической системе координат, не замыкаясь только в локальных процессах.
Доцент КБГУ М.С. Тамазов (Нальчик) показал потенциал междисциплинарного подхода к изучению традиционной Кабарды, что позволит преодолеть ограниченную базу письменных источников.
Проф. ЮФУ Д.В. Сень обрисовал малоизученную проблему «казачьих проектов» Османской империи и Крымского ханства, что в серьезной степени уточняет проблему возможных альтернативных путей развития запорожского и донского казачества.
Все участники форума после обмена мнениями высказались за принятие кодекса в целом и направлении его на обсуждение в университеты и НИИ Северного Кавказа. Вновь прозвучал призыв вернуться к созданию коллективных региональных трудов по истории и культуре Северного Кавказа.
В заключение прошла презентация новейших изданий по кавказоведению:
Сайдаев И.В. «Муравьиная работа или развенчание "чеченского Геббельса"» (Москва, 2014);
совместный польско-российский двухтомник «Элиты Северного Кавказа» (Варшава, 2014);
- Хлынина Т.П., Кринко Е.Ф. «История, политика и нациестроитель-ство на Северном Кавказе» (Ростов-на-Дону, 2014);
- новые издания по юридической антропологии Кавказа ЮРИУ РАНХиГС (Ростов-на-Дону).
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАВКАЗОВЕДА
Разработка «Этического кодекса кавказоведа» (далее - Кодекса) обусловлена проблемами, возникающими в сообществе практикующих ученых-гуманитариев и связанных с нарушениями профессиональной этики, что особенно актуально для современной исторической науки. В XXI веке в условиях нарастающей турбулентности современного глобального мира, которая сказывается на системе ценностей, на смысле интерпретации истории и культуры всего человечества и отдельных народов, на депрофессионализации многих сфер деятельности, включая наступление на современную науку и ее авторитет, возрастает значение нравственных, этических норм как важнейшего саморегулятора социальной жизни.
Для кавказоведов принадлежность к профессии определяется отождествлением себя с сообществом ученых, вовлеченных в коллективную деятельность по исследованию и интерпретации прошлого и настоящего в рамках конкретного региона как значимой части мирового исторического процесса. Кавказ - одна из колыбелей человечества, край древнейших культур и цивилизаций, «солнечное сплетение Евразии», но одновременно сложнейший этноконфессиональный регион с бурной и противоречивой историей. Это накладывает на кавказоведов-историков, археологов, этнографов, культурологов и других представителей социальных и гуманитарных наук
высокую ответственность за соблюдение научных принципов, гуманистических идеалов, профессиональной этики, исключающих использование кавказоведения для провоцирования межнациональных конфликтов.
Кодекс призван способствовать нормализации взаимоотношений между кавказоведами, упрочению научных коммуникаций, конструктивному исследованию фундаментальных и актуальных проблем кавказоведения.
Стратегической целью Кодекса является освобождение научных исследований в области кавказоведения от излишней политизации, повышение профессионализма и формирование корпоративной культуры кавказоведов в сфере науки и образования.
Задачами Кодекса являются:
- повышение требований к соблюдению принципов научности как внутреннего императива ученого при проведении исследований;
- учет историографического опыта институциональных и интеллектуальных форм диалога с прошлым как части интеллектуальной истории;
- формирование этики дискуссий и соблюдение этических норм при публикации результатов научных исследований, основанных на взаимном уважении и конструктивной критике;
- воспитание уважительного отношения к работам предшественников и современников: осознание того, что природа нашей дисциплины такова, что любое знание принадлежит определенному времени и пространству;
- исключение использования учебной литературы и образовательного процесса в школе и вузе для утверждения этнической исключительности и ксенофобии.
разнообразные, противоречащие друг другу точки зрения — это и есть историческая истина;
Этические нормы кавказоведа являются добровольно-обязательными для ученых-гуманитариев в сфере науки, образования, личного поведения.
Нарушение данных этических норм порицается сообществом кавказоведов и может стать предметом обсуждения на корпоративных научных мероприятиях.