Спросить
Войти

Информация о Всероссийской конференции «Когнитивные науки: междисциплинарные исследования мышления и интеллекта» (Томск, сентябрь 2009)

Автор: указан в статье

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2010 • Т. XXIV• № 2

^^Нформация о всероссийской

КОНФЕРЕНЦИИ «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА» (СЕНТЯБРЬ 2009 г., ТОМСК)

И. В. ЧЕРНИКОВА

дисциплинарные исследования», объединивший аудитории Томска, Владивостока, Улан-Удэ, Челябинска, Екатеринбурга.

Разные аспекты когнитивной науки рассматривались на четырех секциях конференции: «Философия и когнитивная наука», «Когнитивная лингвистика», «Когнитивные модели в образовании и медицине», «Интеллект, мышление, творчество в структуре инновационного поведения». По мнению организаторов конференции, для исследований этих проблем, для инновационных процессов, происходящих в обществе, требуется мышление нового типа - нелинейное, экологическое, холистическое. Современная наука нуждается в специалистах, имеющих навыки такого мышления. Поэтому на конференции также обсуждались

Всероссийская конференция «Когнитивные науки: междисциплинарные исследования мышления и интеллекта» была подготовлена и проведена при поддержке РФФИ Томским государственным университетом 24-26 сентября 2009 г.

В работе конференции приняли участие ученые Томского государственного университета (философы, филологи, психологи), Сибирского медицинского университета и других российских университетов, а также известные специалисты по когнитивной науке из Института философии РАН (Москва), Института психологии РАН (Москва) и д Российского научного центра «Курчатовский институт» (Москва). Кроме того, во время конференции состоялся телемост «Человек и современность: межО

вопросы, связанные с влиянием когнитивной науки на современные образовательные стратегии.

В пленарных докладах поднимались наиболее актуальные вопросы когнитивной науки. А. В. Вартанов продемонстрировал концепцию НБИК в стратегиях Российского научного центра «Курчатовский институт». В докладе были рассмотрены примеры из трех областей взаимодействия когнитивной науки с физико-химическими исследованиями. Первая группа примеров связана с технологиями интерфейсов. Некоторые из них представляют интерес с точки зрения улучшения возможностей восприятия слабовидящих и слепых пользователей, а равно в рамках промышленных и медицинских приложений. Вторая группа примеров посвящена задаче совершенствования методов измерений в когнитивной науке. Третья группа связана с поиском молекулярных и субклеточных механизмов когнитивных процессов.

В докладе Ю. И. Александрова (президент-элект Межрегиональной Ассоциации когнитивных исследований)говорилось о деятельности МАКИ. В содержательной части докладчик отметил, что в настоящее время он видит лишь один достаточно разработанный и эффективный теоретический аппарат, обеспечивающий подобный синтез, - это системный подход и, в частности, системно-эволюционная теория. Он продемонстрировал, как с этих методологических позиций можно интегрировать в единую

картину данные молекулярной биологии, нейрофизиологии, психофизиологии, психологии, в том числе кросскультурной, лингвистики, культурологии.

Целью доклада И. В. Черниковой (Томск) было продемонстрировать гуманистическую функцию когнитивной науки в современном обществе. В первой части доклада нашло отражение то новое, что вносит когнитивная наука в осмысление познания. Другой важный аспект, затронутый в докладе, - изменения в образовательных стратегиях, обусловленные когнитивной наукой. Она создает пространство для подготовки специалистов нового типа, имеющих навыки мышления, которое называют системным, нелинейным, сложным.

В докладе профессора 3. И.Резановой (Томск) нашли отражение наработки томской школы когнитивной лингвистики. Докладчик проанализировала тенденции развития языкознания рубежа XX и XXI вв. - переход от структуралистской парадигмы к функционализму, новые возможности когнитивистики в сфере междисциплинарного анализа языка.

В докладе В. И. Аршинова (Москва) когнитивная наука представлена как фактор синергийной конвергенции высоких технологий (на примере КШС-процесса). Докладчик отметил, что в настоящее время основным источником технологических инноваций является наука, представленная в конвергирующем разнообразии автопоэтических симбиозов, инструментально опосредованных меж8

И. В. ЧЕРНИКОВА

дисциплинарных коммуникативных сопряжений науки, технологии, социума и культуры. Он показал, что сегодня возникает представление о новой нанотех-нонауке, в которую втягиваются не только естественно-научное и технологическое знания, но и знание социогуманитарное. Технократический сценарий предполагает, что именно нанотехноло-гии станут таким параметром порядка. Другой (антропный) сценарий исходит из того, что ведущую роль параметра порядка в процессах наноконвергенции должны играть когнитивные науки, при этом участие философии совершенно необходимо.

Д. И. Дубровский (Москва) в своем докладе представил теоретическое решение двух основных вопросов в проблематике «сознание и мозг». Объяснение связи явлений субъективной реальности (СР) с мозговыми процессами и проблема кодировки информации. Автор с позиций информационного подхода показал, что явления СР служат причиной телесных изменений. Цель действия, его производство и причинный эффект определяются именно информацией, а не физическими показателями ее носителя. С этих позиций объясняется феномен свободы воли как фактор самодетерминации в деятельности мозга.

^ Круглый стол «Когнитивные

в науки и технологии в обществе, основанном на знании» был посвящен обсуждению проблемы подготовки специалистов по междисциплинарным областям знания. В ходе обмена мнениями были высказаны разного рода аргументы, в которых фиксировалась необходимость в междисциплинарных образовательных программах, например была выделена проблема дефицита системных аналитиков.

В обсуждениях на секции «Философия и когнитивные науки» были представлены доклады, нацеленные на выявление специфики методологии когнитивных исследований. Нейрофизиологические исследования мышления и интеллекта были подвергнуты критическому философскому анализу, который позволил выявить их скрытые эпистемологические предпосылки. Кроме выступлений философско-методологиче-ского содержания прозвучали доклады специалистов в конкретных областях психологии, нейро-науки, искусственного интеллекта, состоялись презентации функционирования экспертных систем искусственного интеллекта, обсуждены теоретические проблемы и практическое применение представленных результатов инженерной деятельности.

В ходе работы секции «Когнитивная лингвистика» при всем политематизме докладов выделилось четыре основных блока актуальных проблем когнитивной лингвистики. Серию докладов, посвященных частным проблемам когнитивистики, предварял теоретический доклад С. К. Гу-раль, в котором были актуализированы теоретико-методологические пересечения синергетиче-ского подхода к языку, когнитивистики и современных теории дискурс-анализа. В большинстве докладов содержалась разработка частных вопросов проблематики языкового миромоделиро-вания. Часть выступлении была посвящена проблемам метафорического моделирования, метафора при этом интерпретировалась как лингво-когнитивныИ процесс, обращение к которому позволяет выявить особенности этноязыкового моделирования реальности. Рассматривались способы языко-вои репрезентации самоидентификации личности в коммуникации как отражении когнитивно-дискурсивных установок. Кроме того, были проинтерпретированы жанровые модели языкового миромоделирования через выявление когнитивных структур (концепты и соотнесенные с ними фреИмы), речевые жанры.

В целом работа конференции показала плодотворность междисциплинарного обсуждения проблем мышления и интеллекта. Человек сегодня уже обладает та-кои мощнои базои знании, такои технологическои силои, что неадекватное их применение может привести к серьезным последствиям. Так называемые КВ1С-тех-нологии - это вызов современной цивилизации. Они выводят общество на новыи уровень цивилиза-ционного развития, но и ставят перед ним очень серьезные проблемы, связанные, например, с изменением природы самого человека. Чтобы эти знания применять, необходима мудрость. Исследованием получения знания и его использованием и занимается когнитивная наука - современная форма трансдисциплинарного исследования.

8
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты