Спросить
Войти

2006. 03. 005. Маккиттерик Р. История и память в эпоху Каролингов. McKitterick R. history and memory in the Carolingian world. - Cambridge, 2004. - 338 p

Автор: указан в статье

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

2006.03.005. МАККИТТЕРИК Р. ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ В ЭПОХУ КАРОЛИНГОВ.

MCKITTERICK R. History and memory in the Carolingian world. -Cambridge, 2004. - 338 p.

Розамунд Маккиттерик - известный английский историк, медиевист, профессор истории Средних веков Кембриджского университета (Великобритания), член Королевского исторического общества. Темой ее новой книги стали создание и прочтение исторических текстов в раннем Средневековье, в первую очередь в VIII-IX вв., в период расцвета историописания во Франкском королевстве. Р. Маккиттерик анализирует, что понималось под «историческими сочинениями» в эпоху Каролингов, какие труды, касающиеся римской, христианской, варварской или франкской истории, получили наибольшее распространение и по каким принципам они выбирались. В книге также рассматривается вопрос о том, для какой предполагаемой читательской аудитории предназначались тексты исторического содержания. Другим важным понятием, к которому обращается Р. Маккиттерик, является понятие памяти. Автор прослеживает, каким образом коллективная память и память отдельных групп и сообществ фиксировалась в письменных источниках - исторических повествованиях, монастырских картуляриях, поминальных книгах. В своем исследовании Р. Маккиттерик сочетает тщательный анализ сохранившихся рукописей и изучение текстов.

В книге 12 глав. Вводная, первая, глава носит то же название, что и вся книга - «История и память в эпоху Каролингов». В ней автор монографии рассматривает общие проблемы, возникающие при изучении историописания раннесредневекового общества. Дается краткий обзор современной историографии, посвященной проблемам исторического повествования, памяти и связанным с ними темам.

В главе второй «Исторические сочинения эпохи Каролингов» Р. Маккиттерик приводит примеры того, как анализ сохранившихся рукописей и их взаимосвязей позволяет понять замысел составителей данного конкретного манускрипта или кодекса и определить, для кого он предназначался. Предметом исследования становятся рукописи Liber pontificalis, «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхарда, Анналов Фульды, Хроники Фредегара и трудов римских и раннехристианских историков, а также собрания исторических сочинений, составленные в Санкт-Омере и Лукке, и так называемый «Веронский кодекс».

В главе третьей «Франки и "История лангобардов" Павла Диакона» автор монографии применяет обоснованную в предыдущей главе методику к такому известному историческому сочинению, как «История лангобардов» Павла Диакона. Р. Маккиттерик показывает, что, учитывая живое участие Павла Диакона в политической жизни до и после завоевания франками Ломбардии, его труд можно расценить как попытку рассказать франкам о прошлом и обычаях лангобардов. Предполагаемыми читателями «Истории лангобардов» должны были быть, по замыслу автора, франки, обосновавшиеся в Италии, и придворные Пиппина Короткого.

В следующих трех главах автор обсуждает роль историописания в формировании франкской идентичности.

Глава четвертая носит название «Каролинги о своем прошлом». Исследовательница показывает, что повторяющиеся описания побед в Королевских франкских анналах должны были служить основой для складывающегося национального самосознания франков. По мысли составителей анналов, победы, одержанные королем и его подданными, франками, заложили фундамент великого королевства. Другой аспект «франкской идентичности» выражен в точных датировках событий от Рождества Христова. Таким образом, прошлое франков вписывалось в контекст общей христианской истории, а коллективная память разных групп, объединенных под властью Каролингов, встраивалась в последовательное повествование, подчиненное определенному замыслу. Глава пятая «Политика и история» представляет собой своего рода дополнение к предшествующей. В ней речь идет о бытовании рукописей Королевских франкских анналов в империи Каролингов в IX в. В главе шестой «Историописание и королевская власть» Р. Маккиттерик

показывает, каким образом утверждался особый статус франкских властителей и франков как народа в целом. Исследовательница утверждает, что франкские хронисты не были сторонними наблюдателями, бездумно фиксировавшими происходящие события, или компиляторами, отбиравшими, пристрастно или беспристрастно, факты из более ранних источников. Они обладали собственным «чувством истории», и уже применительно к VIII-IX вв. можно говорить о зарождении исторической памяти и исторического сознания. В качестве конкретного примера автор рассматривает рассказ о смещении последнего меровингского властителя, содержащийся во франкских анналах. Сопоставив эту версию со свидетельствами других источников, Р. Маккиттерик констатирует, что сообщение о том, что папа в 751 г. санкционировал низложение меровингского короля, есть акт сознательного мифотворчества со стороны анналиста, предпринятый с политическими целями.

В главах седьмой («Социальная память, поминовение и книги») и восьмой («История и память в раннесредневековой Баварии») тема памяти и ее отражения в источниках Каролингской эпохи берется более широко. Предметом рассмотрения становятся поминальные книги (libri memoriales, libri vitae) и картулярии. Основное внимание уделяется двум конкретным поминальным книгам - Liber memorialis из Реминмонта и Liber vitae из Зальцбурга. Р. Маккиттерик указывает, что в раннесредневековом обществе поминальные книги и картулярии наряду с памятью и устной традицией служили инструментом для установления связей между людьми и между поколениями. В поминальной книге из Реминмонта нашло отражение как общее отношение баварцев к захвату Карлом Великим владений герцога Тассило, так и политические воззрения различных местных сообществ и социальных групп. Поминальная книга из Зальцбурга определяет связи монастыря с его непосредственным светским окружением и с его собственной историей.

В последних главах монографии автор обращается к вопросу об историческом знании и роли письменных памятников в его передаче и распространении в Каролингскую эпоху. В девятой главе («Историческое чтение в Лорце и Санкт-Аманде») Р. Маккиттерик пытается, на основании сохранившихся рукописей, определить круг чтения монахов монастырей Лорца и Санкт-Аманда в IX-X вв. Продолжая свои рассуждения, она в главе 10 («Церковные тексты,

церковная история и авторитет церкви») показывает, что в книжные собрания монастырских библиотек входили определенные книги, и этот «обязательный набор» являлся одним из краеугольных камней, на которых основывались представления франков о своей идентичности. Соответственно, книги играли совершенно особую роль в жизни каролингской империи и каролингский церкви. Исследовательница выделяет три сочинения, через призму которых франки воспринимали церковную историю, а также (что само по себе необычно) историю создания и распространения Священного Писания и труды Отцов Церкви. Это - «Церковная история» Евсевия-Руфина, «Церковная история в трех частях» Кассиодора-Епифания и сочинение Иеронима-Геннадия «О мужах преславных». В одиннадцатой главе («Христианство как история») Р. Маккиттерик демонстрирует, что восприятие церкви и христианского вероучения, выраженное в названных выше сочинениях, находило свое воплощение в памятниках Каролингской эпохи. Двумя наглядными примерами служат сборник законов канонического права (Vercelli, Biblioteca Capitolare cod. CLXV) и собрание рукописей в составе кодекса, известного под названием Wessobrunner Gebet. Попутно автор показывает, насколько важен может быть анализ всего содержания кодекса, в котором находится интересующая нас рукопись, для понимания ее смысла и выявления ее адресата.

В последней главе «Выводы: исторические сочинения и их предполагаемые читатели в эпоху Каролингов» автор подводит итоги исследования, предпринятого в предыдущих главах. Обобщая имеющийся материал, Р. Маккиттерик разъясняет, каким образом франкские историки и хронисты создавали собственное прошлое и как их восприятие современных им событий влияло на образ этого прошлого. При этом она подчеркивает, что франкское прошлое было «многоликим», оно включало в себя память и традиции разных сообществ и племен. Одновременно оно было вписано в общий ход истории, и в этом контексте франки представали наследниками имперского и христианского Рима.

З.Ю. Метлицкая

ФРАНКСКОЕ КОРОЛЕВСТВО viii-ix ВВ СОЗДАНИЕ ПРОЧТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ИХ ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ АУДИТОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты