УДК 297.1 ББК 86.38
Василий Иванов
ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В СТРАНАХ СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ФАКТОР ИСЛАМИЗМА
Аннотация: В статье рассматривает религиозную жизнь турок-месхетинцев в постсоветский период. Автор уделяет внимание распространению радикальных направлений в среде турецкого населения на территории бывшего СССР. Отдельно показывается влияние Турции на турок-месхетинцев и их использование в политических целях Анкарой.
Турки-месхетинцы происходят из района под названием Самцхе-Джавахети (включает две области -Месхетия и Джавахетия), находящегося на юге Грузии. До настоящего времени не утихают дискуссии об этнической принадлежности мес-хетинских турок: одни утверждают, что это этнические грузины, принявшие ислам, другие -что это турки, попавшие в Грузию в эпоху Османской империи. Однако никто не оспаривает факта их насильственного изгнания
из Грузии. В июне 1989 года община турок-месхетинцев пережила еще одно тяжелое испытание. Взрыв насилия на межэтнической почве в Ферганской долине (Узбекистан) вызвал необходимость в еще одном переселении. Турки-месхетинцы вновь были изгнаны из мест проживания и поселились в России, на Украине, в Азербайджане
и Турции, а также в некоторых районах Средней Азии.
Пережив две депортации за последние 60 лет, в настоящее время значительная часть месхе-тинских турок оказалась рассеянной по регионам Центральной и Южной
России25. Правительством Грузии обещания по их репатриации
не выполняются.
К концу 1990-х годов в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области сложилась напряжённая ситуация в сфере межэтнических отношений турок-месхетинцев и местного русского населения. Особенно остро эта проблема встала
в Краснодарском крае. Вопрос о ситуации сложившейся
на юге России вокруг общины ту-рок-месхетинцев был поднят Президентом России Владимиром Путиным на расширенной коллегии МВД России, состоявшейся 25 декабря 2001 года26. В числе прочего на коллегии МВД был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания этой общины
на территории России // «Сегодня.ру», 22 декабря
на территории
края .
Краснодарского
В руки сотрудников правоохранительных органов в Ростовской области неоднократно попадали распространяемые в среде месхе-тинцев брошюры, изданные в Турции на русском и турецком языках, содержащие утверждение, что территория всего Северного Кавказа, Кубань, Дон и Астрахань — исконно турецкие земли, которые необходимо вернуть их законному владельцу. Не без участия турецких эмиссаров к 2002 г. произошли и некоторые изменения в мировоззрении месхетинской общины: увеличилось число месхетинцев, считающих, что территория Краснодарского края должна принадлежать Турции28.
К ведению антироссийской пропаганды среди турок-месхетинцев прямое отношение имеет небезызвестная организация «Нурджулар» (нурсисты), признанная в 2008 году в России экстремистской. Известно, что секта «Нурд-жулар» фактически представляет собой своеобразную спецслужбу, занимающуюся сбором информации о положении в социальнополитической, экономической
и других сферах в регионах проживания тюркоязычных народов. В самой Турции организация формально под запретом, однако турецким государством негласно приветствуется её деятельность
за пределами .
Скобенников А. Указ. соч.
Там же
Присутствие структурных звеньев «Нурджулар» в странах Евразии рассматривается Турцией в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния республики в этих государствах. Официальные представители США фактически солидарны с позицией турецкого государства, также относясь комплиментарно к
«Нурджулар» .
Организации «Нурджулар» только в Турции принадлежит 88 фондов, 20 обществ, 128 частных школ, 218 фирм, а также 17 печатных органов, телестанция, две радиостанции, исламский («зелёный») банк и страховое общест-5 1
во . В начале 1990-х гг. лидером одной из ветвей «Нурджулар» Фет-хюллахом Гюленом был создан «Асия Финанс банк» с капиталом в 125 млн. долл. для инвестиций в различные проекты на территории
бывшего Советского Союза32.
Основная деятельность приверженцев идеологии «Нурджулар» в России состоит в вербовке как можно большего количества сторонников, прежде всего, из числа представителей мусульманского духовенства, органов власти, правоохранительных структур и бизнеса. Указанная цель достигаhttp://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07b.htm (Режим доступа свободный)
ется путем распространения идей Ф.Гюлена и его «идейного отца» турецкого теолога Саида Нурси, в форме проведения специальных уроков - «дарсанов» —
на конспиративных квартирах.
Согласно сведениям ФСБ, секта «Нурджулар», действуя в России через созданные им фирмы «Сер-хат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук», решала широкий спектр задач в интересах разведки. По заявлению (10.04.2008) секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, организацией «Нурджулар» осуществлялся «сбор информации о происходящих
на Северном Кавказе процессах», велась пантюркистская
и панисламистская обработка молодых представителей тюркских народов России, в т.ч. турок-месхетинцев. Организацией
на территории России «проводились пропагандистские акции, изучались кандидаты на вербовку
для формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения».
Уже на протяжении нескольких лет представители турецко-месхетинской молодёжи выезжают на учёбу в зарубежные учебные центры по каналам организации
«Нурджулар» .
Неблагоприятным фактором, способствующим распространению среди российских турок33 Давлетов Рафет. Пантюркизм и исламизм во внешней политике Анкары // «Интерфакс -Религия», 2 октября 2008 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=radiodiv=956 (Режим доступа свободный)
месхетинцев как учения секты «Нурджулар», так и ваххабизма, идеологии «Хизб-ут-Тахрир»
и других радикальных исламских течений является географическая близость Краснодарского края и Ростовской области к территории Украины. Кубанские и ростовские месхетинцы поддерживают связи с турками-месхетинцами, проживающими в Крыму и прилегающих областях Украины. На территории этого государства
при попустительстве украинских властей уже много лет действуют ячейки организации «Нурджулар», «Хизб-ут-Тахрир», «Братьевмусульман» и других исламистских течений.
В 2004 году в с. Марьевка Баштанского района Николаевской области Украины поселился некий гражданин Турции, въехавший на территорию этого государства с официальной целью ведения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность заключалась в скупке овощей и фруктов у местных турок-месхетинцев с целью последующей перепродажи на территории России, а также в торговле привезенной из Турции одеждой. Параллельно с предпринимательством заграничный гость преуспел в миссионерской деятельности, благодаря чему ислам приняли несколько представителей славянской молодёжи. Турецким миссионером был организован сбор средств с местных турок на покупку и обустройство дома, который ныне используется в качестве частной мечети. Деньги на обустройство молитвенного помещения сдавали
как турки-месхетинцы, так и работающие на территории Николаевской области приехавшие из Турции граждане этой страны. В сентябре 2006 года,
при содействии указанного зарубежного гостя, дети месхетинских турок школьного возраста были направлены в одну из частных школ Одессы, где стали обучаться основам ислама, турецкому и английскому языкам. Среди «об-лагодетельственных» в 2006 году были и дети месхетинцев из соседней Ростовской области России.
Казалось бы, благородное дело - оказание помощи детям в получении бесплатного образования. Однако учебное заведение в Одессе, о котором идет речь, входит в систему образовательных учреждений Ф. Гюлена. Подбором преподавателей для школы занимается турецкая фирма «Чагь огретим ишлетмелери». В данном образовательном учреждении проповедуются идеи «возвращения» земель черноморских областей Украины и России в состав «великого Тура-на». Дескать, все эти земли были у турок незаконно отняты русскими. Преподавателями школы, которые являются нурсистами (приверженцами идеологии «Нурджулар»), государства Центральной Азии и Азербайджан рассматриваются как будущие составные части великого турецкого государства.
Несмотря на то, что Украину турецкие «друзья» видят в качестве «донора» территорий для великой Турции, ученикам внушается, что украинское государство — естественный временный ситуативный союзник против России на данном историческом этапе. Украинцы рассматриваются как народ, который испытывает «естественную» неприязнь к России, что можно использовать для борьбы с русскими. По всей видимости, сами преподава-тели-нурсисты считают,
что в течение жизни одного поколения им не удастся быть свидетелями воплощения мечты о «великом Ту-ране» - в своих проповедях они указывают,
что их последователям необходимо привлекать своих детей, и только тогда они добьются успеха. В качестве учебного пособия на своих уроках используют изданную на многих языках, но пока еще воображаемую карту будущего великого «тюркского мира».
Эти же идеи детям крымских татар и месхетинских турок внушаются в турецком лицее в селе Танковое Бахчисарайского района Крыма. При создании лицея в с.Танковое был заключен договор между Министерством образования Крыма и фирмой «Чагь огретим ишлетмелери». Согласно договору, турецкая фирма присылает в данное образовательное учреждение своих представителей в качестве преподавателей и воспитателей, участвует
в составлении учебного плана лицея. Любознательные депутаты крымского парламента выяснили, что за фирмой «Чагь огретим иш-летмелери» стоит организация «Нурджулар»34.
Преподаватели турецких лицеев и их местные пособники - это
агентура влияния. Настоящий турецкий разведчик вполне может действовать независимо
от организации «Нурджулар»
и рядится в одежду экспедитора торговой фирмы, предпринимателя, или повара в турецком ресторане, не имея при этом никаких видимых (для сторонних наблюдателей) контактов с этими образовательными учреждениями.
Известно, что в 2011 году частым гостем в общине турок-месхетинцев города Артёмовска Донецкой области Украины был гражданин Турции по имени Мустафа, открывший в области мебельную фабрику. Несмотря на то, что семья Мустафы проживает в Донецке, большую часть своего времени он проводит в Артемовске. Мустафа не забывает посещать и мечеть, которую турки-месхетинцы организовали
в находящемся недалеко
от Артёмовска русском селе Васю-ковка. Месхетинцы из Васюковки произведённую турецким фабрикантом мебель в качестве экспедиторов доставляют на фурах на территорию Ростовской области
и Краснодарского края. Имеются сведения о том, что в Ростовской области реализацией произведенной на Украине турецкой мебели занимаются местные месхетинцы.
Возможно, что уже стало недоброй традицией проникновение эмиссаров «Нурджулар»
на юг Российской Федерации через территорию соседней Украины. Именно с территории сопредельного государства в конце 1990-х годов в Ростовскую область въехала группа граждан Турции, официально прибывших для обучения
в Ростовском государственном университете. Все они были членами организации «Нурджулар». Турецкие студенты параллельно с обучением в ВУЗе вели активную преподавательскую деятельность в месхетинских общинах. После окончания университета большинство из них стали заниматься коммерческой деятельностью, на часть доходов от которой была организована структура под названием «Российско-турецкий образовательный центр». При центре были организованы курсы турецкого языка для всех желающих. Однако на эти курсы турецкие гости старались приглашать преимущественно турок-месхетинцев, местных татар и представителей народов Дагестана, живущих в Ростовской области. Планировалось расширение деятельности образовательного центра при финансовой поддержке
и под эгидой турецкого фонда «Толеранс».
Однако один из лидеров местной татарской общины, председатель Центрального духовного управления мусульман по Ростовской области Джафар Бикмаев выступил против этих планов, заявив, что к образовательной деятельности этого центра, как и к деятельности фонда «Толеранс», прямое отношение имеет организация «Нурджу35
лар» .
В результате образовательная деятельность этих турецких граждан
заинтересовала местные правоохранительные органы, и часть граждан Турции были высланы за пределы России, а деятельность центра была приостановлена36. По данным ФСБ, один из руководителей ликвидированного в Ростове-на-Дону «Российско-турецкого образовательного центра», депортированный
из России гражданин Турции Ал-дырмаз Неджати занимался сбором информации для турецких спецслужб. На конспиративных собраниях студентов, организатором которых был А. Неджати, демонстрировались видеозаписи проповедей духовного лидера одного из направле-
ний «Нурджулар» Ф. Гюлена .
В 2003 году в Ростове-на-Дону российскими спецслужбами
был ликвидирован вновь созданный филиал «Нурджулар», который в орбиту своей деятельности пытался вовлечь местных месхетинцев. В этот раз филиал турецкой секты действовал под прикрытием магазина по продаже кожаной одежды.
В 2007 году Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю во взаимодействии с органами МВД была вскрыта и пресечена деятельность турецкой группировки, причастной к экстремистской деятельности «Нурджулар». К своей деятельности турецкие эмиссары пытались привлечь турок-месхетинцев на территории Ставропольского края, Кабардино36 Патеев Р. Ф. Мусульмане в Ростовской области // Сайт Института религии и политики, 2004 года. URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-2747.html (Режим доступа свободный)
«Агентура.ру». URL: http://agentura.ru/dossier/russia/regions/ufsb/rostov/
(Режим доступа свободный)
Балкарии и других регионов Юга России. Установлено,
что граждане Турции занимались финансированием созданных на территории Южного федерального округа антироссийских турецких общеобразовательных центров, где проповедовали идеи «исламского единства» и создания государства «Великий Туран».
Следует указать,
что за неполные 15 лет после появления в России «Нурджулар» через подведомственные структуры открыл на территории России 24 спецшколы, 1 университет, 1 университетское отделение, 3 языковых
института38.
Турецкие «просветители» из «Нурджулар» в своих спецшколах старались максимально задействовать идею общетюркского единства, максимально «отрезая» российское самосознание.
Известно, что в турецких национальных школах в Ростовской области в начале 2000-х годов в умы юных месхетинцев вкладывались те же идеи, которые сейчас проповедуются в турецких лицеях на территории Украины: о том, что земли юга России должны быть возвращены «великой Турции», мол, эти земли русскими были у турок
отняты незаконно .
После 2001 года по причине нарушения турецкими преподавателями российского законодательства были закрыты турецкие школы (ли38 Газиев М. «Чаепития» в истинном свете // РИА «Дагестан», 24 декабря 2009 года. URL: http://www.riadagestan.ru/news/2009/12/24/90310 (Режим доступа свободный)
цеи) в Дагестане, Башкирии, Татарстане и других регионах России.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, интересы национальной безопасности российского государства соблюдены. Однако в наши дни турецкий образовательный центр под эгидой упоминавшегося выше фонда «Толеранс» вполне открыто действует в Москве. Известно, что в числе посещавших образовательные курсы «Толеранс» на Покровке были проживавшие в Москве выходцы из Средней Азии и республик Северного Кавказа.
Турецкая разведка пыталась использовать месхетинские общины в своих интересах на территории многих субъектов Южного федерального округа. По сведениям краснодарских чекистов
и краснодарского краевого ГУВД, эмиссары турецких и других спецслужб в начале 2000-х годов активно использовали месхетинские общины для сбора развединформации
о военных и экономических объектах Кубани40. В 2000 году ФСБ была разоблачена группа турецких разведчиков-нелегалов, заброшенных в Краснодарский край. Двоим из них помимо обычного
для шпионов занятия — сбора военной и политической информации, была поставлена задача формирования подконтрольных мусульманских общин из числа месхетинцев и черкесов. Им было приказано активно втягивать людей в свой бизнес, привязывать к себе деньгами41.
России, 19 апреля 2001 года. URL: http://www.fsb.ru/fsb/smi/overview/single.htm!_print
В 2002 г. на территории Краснодарского края было выловлено восемь
турецких шпионов42.
В 2008 году правоохранительными органами была пресечена деятельность функционеров «Нурджу-лар», действовавших в Карачаево-Черкесии. Турецкие эмиссары в этой республике пытались наладить связи с представителями местной месхе-тинской общины.
В апреле 2009 года российские СМИ сообщили о том,
что в Дагестане в ходе совместной операции органов ФСБ, Управления по противодействию экстремизму МВД и ОМСН (СОБР) МВД была пресечена деятельность запрещенной организации «Нурджулар». Органами МВД в дагестанском городе Избербаш был установлен адрес, где собирались члены этой религиозной организации. Среди них оказались 9 граждан России, 7 граждан Азербайджана
и координатор деятельности «Нурджулар» в России гражданин Турции Эрдемир Али Ихсан. Установлено, что данный гражданин Турции в период пребывания на территории России в 2009 году проводил сборы активистов этой организации в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Костроме, Ярославле, Казани и Красноярске. На этих сборах изучалась экстремистская литература, обсуждались планы деятельности организации в России. Граждане Азербайджана, входившие
в избербашскую ячейку организации, совершали миссионерские «во%3Dtrue%26id%3D10342402@fsbSmi.html (Режим доступа свободный)
яжи» за пределы Дагестана с целью ведения антироссийских проповедей среди турок-месхетинцев и представителей других этнических групп в соседних республиках - Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Известно, что уже в 1990-е годы в России в местах компактного расселения турок-месхетинцев
у проповедников «Нурджулар» появились конкуренты. В эти годы отмечалось появление ваххабитских эмиссаров в среде турок-месхетинцев, проживающих в российских регионах. Так, к примеру, в 1997 г. в г.Шахты Ростовской области прибыл называющий себя «имамом» проповедник, который, по словам ростовского муфтия Джа-фара Бикмаева, был приверженцем ваххабизма. Ваххабитский миссионер ходил с проповедями по домам, в которых живут турки43
месхетинцы .
В Ростовской области в настоящее время функционируют нелегальные мечети (среди населе43 Слепцов С. Мечеть на продажу? // «Наше время» (Ростов-на-Дону), 12 апреля 2007 года
а завтра?.. // «Кубанские новости» (Краснодар), 21 июня 2000 года
ния области за ними закрепилось название «малые мечети»), при них действуют «мусульманские общины», в которых ведут «образовательную» деятельность нелегальные медресе. В частности, в области действует несколько «неофициальных» мечетей, прихожанами которых преимущественно являются выходцы из Дагестана и других северокавказских республик. Такие мечети не подчиняются ни одному из духовных управлений мусульман, зарегистрированных в России, и по существу представляют собой автономные религиозные организации, которые нередко нигде не зарегистрированы. Во многих случаях «подпольными» и «нелегальными» эти мечети можно называть весьма условно, т.к. их прихожане ни от кого не скрывают существование этих автономных религиозных общин. Созданные нелегально «малые мечети» используются представителями различных радикальных религиозных организаций, в том числе запрещенных к деятельности на территории России. Занятия в нелегальных медресе при частных мечетях проводят приверженцы исламского радикализма - салафиты/ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты (члены организации «Братья-мусульмане»), «Джамаат Таблиг» (таблиговцы). В «малых мечетях» Ростовской области эти организации периодически проводят «дагваты» (призывы) для вовлечения в свою организацию новых адептов. Посещают эти подпольные медресе
и представители турецко45
месхетинской молодежи .
В октябре 2006 года автор данной статьи в поселках и станицах Краснодарского края беседовал с местными турками-месхетинцами. Уже тогда представители старшего поколения данной этнической группы отмечали, что под влиянием общения с молодыми выходцами из Дагестана, которые обучаются в краснодарских ВУЗах, отдельные представители месхетинской молодежи увлекаются идеями «чистого ислама», и упрекают представителей старшего поколения в том, что те исповедуют «неправильный ислам», «ширк» (идолопоклонство), «язычество под видом ислама». Кроме того, представители старшего поколения турок-месхетинцев отмечали такое явление как «кавказиза-ция» месхетинской молодежи, когда молодые турки начинают копировать поведение и манеру речи выходцев из Дагестана. При этом представители старшего поколения данной этнической группы высказывали мнение, что менталитет и манера поведения турок-месхетинцев всегда отличались от аналогичных характеристик народностей Дагестана, и высказывали недовольство подобным «подражательным» поведением месхетинской молодежи. По словам турок-месхетинцев, с которыми приходилось автору общаться в Краснодарском крае,
для месхетинского сообщества
Ставропольского края, с которым
у них имеются родственные связи, также актуальна «кавказизация» молодёжи.
что в восточных районах области (Ремонтненском, Сальском и др.) отдельные проживающие
там представители народностей Дагестана и объединившиеся с ними турки-месхетинцы (главным образом, молодежь) позволяли себе акты агрессии по отношению к русскому
населению46.
В свете вышеописанных фактов «кавказизации» представляет интерес информация о поведении в российской армии турок-месхетинцев, призванных
на срочную службу по призыву. Поскольку в российской армии имеют место проявления этнической «дедовщины», турки-месхетинцы примыкают к той этнорегиональной группе солдат, которая «правит» в казарме: если в воинской части тон задают представители кавказских народов, то месхетинцы примыкают к ним, позиционируя себя также в качестве кавказцев, а если воинскую часть «держат» русские военнослужащие,
то они не позиционируют себя
как кавказцев, а наоборот, подчеркивают свою российскую общегражданскую идентичность. Отмечены случаи, когда служащие в воинских частях расквартированных
в Приволжско-Уральском военном
округе представители народов Дагестана и примыкающие к ним «кавка-зизированные» турки-месхетинцы открыто позиционировали себя в качестве салафитов (ваххабитов)47.
Имеются данные о том, что в Центральной России и Сибири молодые турки-месхетинцы становятся членами интернациональных молодёжных «джамаатов».
По мнению исламоведа Ахмета Яр-лыкапова, на Севере России «благодаря» наличию молодёжных «джа-маатов» радикализация молодых мусульман (выходцев из южных ре48
гионов России) усиливается . Среди молодёжи традиционный ислам сдает позиции под напором привнесённых из-за рубежа радикальным фундаменталистских версий ислама. Подобные «джамааты» являются основой экстремистских движений. В «джамаатах» распространены идеи радикального исламизма, поскольку многие их лидеры получали религиозное образование в Саудовской Аравии и других арабских странах.
Члены бандподполья воюют не за создание независимых национальных государств, и не за присоединение земель юга России к территории турецкого государства. Главная их цель — разрушение «безбожной империи», как они называют Россию, и создание на Северном Кавказе территории, находящейся под управлением законов шариата, и которая стала бы одной из основ для объединения всех мусульман
джамааты // Новые этнические группы в России /
Под ред. В.В.Степанова, В.А.Тишкова. - М., 2009
мира во всемирный халифат. Для членов ваххабитских «джамаа-тов» этническая принадлежность человека не имеет значения, они знают только один народ - мусульманский, и только одну нацию -исламскую нацию граждан всемирного халифата.
То, что среди проживающих в регионах России турок-месхетинцев имеются приверженцы «радикального ислама», — факт, который уже невозможно не замечать. Пока эти люди составляют относительно незначительное количество в общей массе месхетинцев в России. Однако число приверженцев религиозного радикализма среди них с каждым годом будет увеличи49
ваться49.
Как указывалось выше, неблагоприятным фактором, способствующим распространению идей радикального ислама в среде турок-месхетинцев, является географическая близость Краснодарского края к Крыму. Кубанские и ростовские месхетинцы поддерживают связи с турками-месхетинцами, проживающими в Крыму и прилегающих областях Украины. Российские тур-ки-месхетинцы приезжают
на территорию Украины,
как правило, по рекомендациям родственников, для получения религиозного образования. Приезжают из разных регионов России, в частности, из Ростовской области и Краснодарского края. Во многих случаях, они подпадают под влияние Духовного управления мусульман Украины, руководство которого является сторонником хабашизма. Од-
нако среди прибывших из России турок-месхетинцев в Донецкой, Херсонской областях и в Крыму активно ведут пропаганду адепты ваххабизма, «Хизб-ут-Тахрир» и других радикальных исламских течений. Среди приверженцев организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму есть и постоянно проживающие здесь турки-месхетинцы.
Турки-месхетинцы Чаплын-ского района Херсонской области Украины поддерживают связи не только со своими родственниками в Краснодарском крае и Ростовской области, но и с месхетинцами, проживающими в Казахстане и Киргизии50.
По злой иронии судьбы, именно в Ферганской долине, откуда на закате советской эпохи были изгнаны месхетинские турки, сложилось мощное исламистское движение (ваххабиты, адепты «Хизб ут-Тахрир»), которое вовлекло в свои ряды и представителей турецко-месхетинского народа.
Это исламистское движение обросло связями с исламистами Афганистана, Пакистана и Ближнего Востока. Именно из Ферганской долины проповедники «истинного ислама» шли распространять свои учения в другие районы Средней Азии, вовлекая в сети своего интернационального сообщества представителей самых разных народов, в т.ч. и турок-месхетинцев.
Целесообразно привести данные о распространённости идей исламского радикализма среди месхе50 Александрова Н. Современная история ислама на территории Украины // Современные евразийские исследования. - СПб, 2010
тинцев, проживающих в Средней Азии. По данным Н.Курбановой, в рядах движения «Хизб-ут-Тахрир» в Киргизии около 15 тыс. человек, из которых 20% составляют наряду с киргизами и узбеками представители не местного населения — татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы51. По данным Р.С. Саи-дова (2010 г.), среди членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане и Киргизии
не менее 300 турок-месхетинцев .
В настоящее же время контакты турецких околоправительственных структур с национальными организациями тюркских народов в постсоветских странах осложнены тем, что традиционная апелляция Анкары к тюркской этнокультурной идентичности встречает противодействие со стороны радикал-исламистов (приверженцев ваххабитских и других панисламистских течений). Тем не менее, пантюрки-стская идеология, распространяемая приверженцами «Нурджулар» (нур-систами), имеет определённое количество приверженцев среди представителей народов, традиционно исповедующих ислам, в т.ч. среди турок-месхетинцев.
Как мы увидим дальше, ваххабитские и другие панисламистские течения в головах их приверженцев не всегда находятся в состоянии антагонизма с пантюркистскими идеями. Реальность такова, что в сознании многих адептов нетрадиционных для России течений
ислама уживаются, казалось бы, совершенно несовместимые между собой учения.
В последние годы «нурсисткие скандалы» регулярно вспыхивают в России, государствах Средней Азии, в Азербайджане. Ячейки «нурсистов» рассредоточены
по всей России: и в Поволжье, и в Сибири, и в Дагестане,
и в Калининграде. Возникает вопрос: способны ли нурсисты находить общий язык с ваххабитами, представителями «Хизб-ут-Тахрир» и др.радикальных исламистских течений? Возможен ли союз (пусть даже временный) между представителями «Нурджулар» и приверженцами различных направлений исламского радикализма?
Казалось бы, на этот вопрос можно дать лишь отрицательный ответ. С начала 1990-х годов одним из основных направлений деятельности турецких околоправительственных структур на постсоветском пространстве было противодействие деятельности саудовских ваххабитов и других своих идеологических
конкурентов .
Если мы заглянем
в обсуждения на ваххабитских (са-лафитских) интернет-форумах, то мы увидим что ваххабиты называют нурсистов сектантами, язычниками и еретиками, обвиняют их во внедрении «бидгата» (недопустимых новшеств) в религиозную практику, обвиняют нурсистов в том, что последние практикуют различные виды «идолопоклонства»
(«ширка»)54. Одно из частых обвинений салафитов в адрес нурсистов на интернет-форумах вызвано заявлениями последних о том, что молитву и пост можно пропускать, если ты политик и занят делами, на которых можешь принести пользу «общему делу мусульман», либо занимаешь какую- либо иную должность, на которой можешь принести пользу мусульманам. Ваххабиты не могут забыть и о проповеди Фетхюллаха Гюлена, в которой он выступил с заявлением
о дозволенности девушкам снимать платок в высших учебных заведениях, если того требуют власти. Такую позицию лидер движения обосновал тем, что получение высшего образования важнее соблюдения норм шариата относительно внешнего вида. В свое время это заявление вызвало критику со стороны сторонников ис-ламизации турецкого общества.
При прочтении обсуждений на интернет-форумах складывается впечатление, что нурсисты (которых ряд исламоведов в России считают «умеренными исламистами»)
и радикал-исламисты неспособны достичь «консенсуса». Однако на практике мы увидим, что на территории России и других стран СНГ нурсисты, ваххабиты, их-ванисты, таблиговцы и представители «Хизб-ут-Тахрир»
Дружиловский С. Б., Хуторская В.В. Указ. соч.
Обсуждения на интернет-сайте «Салаф-форум.ру»: Ы1р:/^аЫforum.ru/viewtopic.php?f=26t=585, http://www.saM-
forum.ru/viewtopic.php?f=11t=1415 (Режим доступа свободный); Обсуждения в социальной сети «В контакте» в сообществе «АнтиСуфизм» http://vk.com/topic-20978804_20593021 (Режим доступа свободный), в сообществе «Ислам. Мусульмане» http://vk.com/topic-83_24150476?offset=2060) (Режим доступа свободный)
вполне способны находить взаимопонимание по многим вопросам.
Следует указать,
что в современный период в России уживаются друг с другом представители самых разных течений радикального ислама, которые на территории других стран зачастую являются непримиримыми врагами: ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты («Ихван-аль-Муслимун» — «Братья-мусульмане»), таблиговцы (организация «Таблиги джамаат»). Известно, что представители этих течений вполне уживаются друг с другом в составе молодёжных интернациональных «джамаатов», действующих на территории России (как говорилось выше, в этих «джамаатах» состоят и исследуемые нами молодые турки-месхетинцы). В Тюменской области России действуют совместно занимаются миссионерской деятельностью ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы и таблиговцы, фактически действуя рука об руку.
Ещё в середине июля 1997 года в украинском городе Ирпень состоялась конференция представителей различных радикал-исламистских организаций, где обсуждались вопросы взаимодействия с властными структурами и обретения юридического статуса на территории стран СНГ. На это мероприятие приехали как представители арабских стран (Саудовской Аравии и др.), так и эмиссары из Турции. Среди участников конференции были представители организаций «Братья-мусульмане» и «Хизб-ут-Тахрир», присутствовали и нурсисты.
В мероприятии участие приняли также представители Меджлиса крымско-татарского народа
и лидеры турок-месхетинцев Украины.
Следует указать,
что идеологическим внешнеполитическим ориентиром ряда членов Меджлиса крымско-татарского народа всегда являлся турецкий ислам в пантюркистской версии «Нурджу-лар», однако при этом лидеры крымско-татарских националистов всегда старались сохранять тёплые отношения с арабскими спонсорами-ваххабитами.
На территории Украины в подконтрольных Духовному
управлению мусульман Крыма (ДУМК) медресе турецкие преподаватели из организации «Нурджулар» работают совершенно беспрепятственно. Несмотря на казалось бы принципиальные идеологические противоречия, в Крыму в Азовском лицее исламских наук, Красногвардейском медресе хафизов и Симферопольском медресе хафи-зов вместе с нурсистами спокойно уживались последователи организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и ваххабиты. Известно,
что образовательную деятельность Азовского лицея исламских наук и многих других исламских образовательных учреждений Крыма финансирует турецкий фонд «Азиз Махмуд Худаи Вакуфы».
В 2004 году отстранение руководством ДУМК от своих должностей имамов центральных городских мечетей Белогорска, Джанкоя, Алушты, а также ряда сел