УДК 94(477) + 297.1 ББК 86.38
Владимир Рогатин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗА В ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ: АМИНА ОКУЕВА
Аннотация: В статье представлены биографические данные Амины Окуевой и мифы в отношении нее, которые были распространены в украинских СМИ. Приведены основные общественно-политические проекты, в которых принимала непосредственное участие Амина Окуева. Проанализирована ее деятельность в период «Евромайдана» и антитеррористической операции на Украине.
Амина Окуева родилась в Одессе 5 июня 1983 года и была зарегистрирована как Наталья Викторовна Никифорова. Несмотря на данный факт, Окуева неоднократно заявляла, что ее отцом был уроженец Чечни, который рано умер, а мать - советская полька с Северного Кавказа. И собственно после смерти «настоящего» отца Окуевой ее мать вышла замуж за Виктора Никифорова, известного искусст1 Доклад на научно-практической конференции «Развитие ислама во втором десятилетии XXI века: международный и региональный аспекты» (29 ноября 2017 года, Казань)
https://www.depo.ua/ukr/politics/-ya-ukrayinskiy-388-dniv-gubernatora-kolomoyskogo-25032015122700 (Режим доступа свободный)
воведа, который до 2008 года руководил одесским Музеем Западного и Восточного искусства (его уволили из-за пропажи картины Караваджо «Поцелуй Иуды»)3. Подобная трактовка своего происхождения позволила Окуевой в дальнейшем утверждать, что она - этническая чеченка, и раздувать данный миф в украинских СМИ.
Если мы ознакомимся внимательно с документами, которые доступны в Интернете, то увидим, что мать Окуевой -Никифорова Ирина Анатольевна (в девичестве Каминская), вышла замуж за Никифорова Виктора Сергеевича 15 июля 1979 года - за 4 года до рождения собственно Окуевой.
Никифорова (Каминская) Ирина Анатольевна — уроженка г. Армавир Краснодарского края РСФСР. И, поскольку Краснодарский край считается частью Северного Кавказа, поэтому ее мама действительно переехала в Одессу с Северного Кавказа. Только вот к кавказским горцам она никакого отношения не имеет. Мать Никифоровой Ирины носила имя Каминская Эделина Фабиановна, тоже явно нечеченское. Данный факт позволил ряду СМИ заявлять даже не столько о че3 Амина Окуева // «Кавказский узел», 25 марта 2015 года. URL: http://www.kavkazuzel.eu/articles/251292/ (Режим доступа свободный)
ченских, сколько о еврейских корнях Окуевой4.
В конце 1990-х гг. Окуева некоторое время жила в Москве, где подрабатывала моделью. В марте 1999 года согласно опубликованным в Интернете документам Окуева сменила имя Наталья на Анастасию, приняла российское гражданство и получила российский паспорт. В 2000 году Окуева вышла замуж за одного из активных членов непризнанной сепаратистской «Чеченской Республики Ичкерии» (с октября 2007 г. - исламистская террористическая организация «Имарат Кавказ», деятельность которой запрещена в России) Мустафинова Ису Саудиновича и следуя обычаям взяла фамилию мужа. В 2001 году она приняла ислам и изменила имя Анастасия на Амина, а отчество Викторовна на Вахитовна. От Мустафинова она родила сына Шамиля, который после третьего брака Окуевой был отдан на попечение матери Окуевой.
В 2003 году, после гибели первого мужа, Амина Мустафинова вышла замуж за члена непризнанной сепаратистской «Чеченской Республики Ичкерии» Ислама Тухашева, который на тот момент пользовался поддельными документами на имя Ислама Окуева. После событий Второй чеченской кампании (1999-2001) Окуева вместе с мужем переехала на Украину (по разным источниками или в 2003 или в 2004 г.). Однако вскоре его украинская власть депортировала из страны за нарушения правил пребывания иностранцев.
Как установлено в ходе следствия в России, Тухашев был членом незаконного бандформирования. В составе банды они совместно с другими её членами совершили целый ряд тяжких и особо тяжких преступлений на территории Веденского района Чеченской Республики. В 2006 году Верховный Суд Чеченской Республики признал Ислама Тухашева виновными по ч. 2 ст. 209, ч. 3 ст. 205, ч. 2 ст. 167, ч. 3 ст. 222, ч. 2 ст. 105 и другим статьям Уголов4 Трансформация русской еврейки Насти Никифоровой в свидомую чеченку "Амину" "Окуеву" // «Руспрес», 2 июля 2017 года. URL: https://www.rospres.org/specserv/21336/ (Режим доступа свободный)
ного кодекса Российской Федерации (бандитизм, террористический акт, умышленные уничтожение или повреждение имущества, незаконный оборот оружия, убийство и другие) и приговорил его к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима5.
Окуева осталась на Украине и получила высшее образование в Одесском медицинском университете (специализация «Общая хирургия») и некоторое время после окончания вуза работала врачом-интерном в одной из городских больниц. В этот период Окуева получила украинское гражданство и снова подкорректировала паспортные данные и вернула себе старое отчество став Аминой Викторовной Окуе-вой. «С 1999 года, со Второй чеченской войны, я принимала участие в помощи Сопротивлению. Подробностей обсуждать не буду. Сопротивление и направило меня учиться на хирурга. Для наших бойцов в горах Ичкерии многие ранения становились смертельными, потому что остро не хватало медиков, а обращаться в больницу нельзя. И вот я поехала в Одессу, поступила в Одесский медицинский университет. Училась шесть лет, затем поступила в интернатуру по специализации "Общая хирургия". Но после интернатуры уже не практиковала врачом. Революция началась...", - описывает свою историю Окуева6.
Со своим последним мужем Адамом Осмаевым она познакомилась в 2008 году по Интернету. «Это был форум антироссийского подполья, для тех, кто борется за свободу Кавказа, а не форум знакомств», - уточняла она в интервью. Поженились они исламским браком, в мечети, в 2009 году без регистрации в паспорте,
// «Антикор», 31 октября 2017 года. URL:
https://antikor.com.ua/articles/200636-ubijstvo_aminy_okuevoj_chego_my_o_nej_ne_znali (Режим доступа свободный)
поскольку Осмаев не являлся гражданином Украины и на то время пребывал на Украине нелегально.
Адама Осмаева и его отца Асланбе-ка Осмаева задержали 4 февраля 2012 года в г. Одессе в ходе спецоперации бойцы подразделения СБУ «Альфа». Осмаевы обвинялись в организации взрыва на Тирас-польской улице в г. Одессе, и подготовке нового теракта: у них была найдена взрывчатка, и материалы для изготовления бомбы. Кроме того, Осмаевых подозревали в причастности к организации теракта 9 мая 2007 года в Москве, предотвращенного спецслужбами России. Они состояли в исламистской террористической организации «Имарат Кавказ» и входили в диверсионную группу подконтрольную полевому командиру Доку Умарову7.
Во время «Евромайдана» в Киеве в 2014 году Амина вступила в формирование «Самооборона Евромайдана» и как врач 8-й Афганской сотни (состояла из ветеранов Афганской войны 1979-1989 гг.) оказывала медицинскую помощь активистам Майдана. По ее словам, она там регулярно встречала единоверцев-мусульман: «Ингуши, чеченцы из РФ приезжали. Крымские татары регулярно приезжают целыми группами, и даже ребят из числа этнических украинцев, исповедующих Ислам, довольно много. Со многими не знакома лично — но визуально друг друга знаем».
После начала «Евромайдана» начинается собственно героизация и политизация образа Окуевой в СМИ. Во время парламентских выборов 2014 году она баллотировалась как самовыдвиженец по одномандатному избирательному округу № 136 в Суворовском районе Одессы. Однако получила поддержку всего 3,72% избирателей и не смогла стать депутатом Верхов7 Арестованы боевики, готовившие покушение на Владимира Путина // «Комсомольская правда», 27 февраля 2012 года. URL: https://www.kazan.kp.ru/daily/25841.5/2813276/ (Режим доступа свободный)
ной Рады. После агитировала за партию «Правый сектор» (ее деятельность запрещена на территории России), а в дальнейшем стала помощницей народного депутата-неонациста Игоря Мосийчука от Радикальной партии Олег Ляшко9.
Потребность в подобном образе воинственной чеченки-мусульманки была обусловлена попыткой привлечь в добровольцы членов формирования «Имарат Кавказ» и контрпропагандистским шагом. В начале АТО (антитеррористическая операция, началась с 14 апреля 2014 года) украинские СМИ растиражировали информацию о появлении в Донецкой и Луганской народных республиках подразделений чеченцев т.н. «кадыровцев», что сильно деморализовало украинские подразделения. Было даже описано ряд случаев, когда после выкриков «Аллах Акбар» ополченцами (которые не были мусульманами и чеченцами) возле блокпостов ВСУ, украинские подразделения отступали с этих
позиций без сражения .
Участие Окуевой в «Евромайдане» и интерес националистов к боевикам «Имарат Кавказ» обусловили то, что в марте 2014 года рассмотрение дела Осмаева было приостановлено. В октябре 2014 года украинская прокуратура исключила из обвинительного заключения статьи о терроризме. Решение прокуратуры позволило Приморскому райсуду Одессы 18 ноября 2014 года признать Осмаева виновным в незаконном обращении с взрывчатыми веществами, в неосторожном уничтожении чужого имущества, подлоге документов и приговорить его к 2 годам 9 месяцам и 14 дням тюремного заключения. Таким образом, Осмаев был освобожден еще в зале суда из-за того, что он уже отбыл положенный срок в СИЗО11.
суд отпустил на свободу // «112.ua», 18 ноября 2014
После освобождения Осмаева из заключения, Окуева вместе с ним вступила в
добровольческий батальон «Киев-2», где
получила позывной «Сура» . Батальон «Киев-2» также стал пристанищем для участников ультраправой организации «С14», связанной с партией ВО «Свобода» О. Тягнибока. Во время боевых действий на юго-востоке Украины Окуева принимала участие в боях за Дебальцево. Свои боевые навыки она описала следующим образом: «В АТО я прошла обучение и получила военно-учётную специальность. Спасибо полку «Киев», меня направили официально. Также я получила специальность гранатомётчика и оператора ПТУРа. Я очень люблю стрелять из АГС — даже больше, чем из снайперской винтовки. Но в основном я действовала как снайпер. У меня было много учителей, а отрабатывала я, в основном, на практике на фронте»13.
Освоив военное дело, Окуева перешла в батальон «Золотые ворота» и принимала непосредственное участие в создании Международного миротворческого батальона имени Джохара Дудаева, став его пресс-офицером. Международный миротворческий батальон имени батальон имени Джохара Дудаева был создан в марте 2014 года в Дании. Инициатором его создания была террористическая организация «Имарат Кавказ», а командиром стал Иса Мунаев, который погиб 1 февраля 2015 года под Дебальцево. После смерти Мунаева батальон возглавил Адам Осмаев (муж Окуевой).
года. URL: https://112.ua/glavnyenovosti/obvinyaemogo-v-pokushenii-na-putina-osmaeva-sud-otpustil-na-svobodu-147307.html (Режим доступа свободный)
хотят воевать именно против российского империализма. Они готовы поддержать Украину в виде миротворческого батальона. В частности, организация, представителем которой я являюсь, - это организация "Свободный Кавказ". Костяк ее составляют люди, прошедшие боевые действия, это люди, кто был ранен после первой чеченской войны и выехал за границу. [...] В свете последних данных о том, что бандиты-кадыровцы бесчинствуют на территории Украины, эти люди бы очень хотели выступить на стороне украинской армии. [...] Это две тысячи человек, которые готовы хоть завтра вы-ехать»14. Однако, похороны Окуевой и проведенная акция с участием батальона Джохара Дудаева 13 августа 2017 года, во время которой развернули флаг непризнанной Ичкерии, показывают малочисленность батальона в рамках нескольких десятков человек15.
Несмотря на заявленные Окуевой чеченские корни, она участвовала и в славяно-исламских проектах. В декабре 2015 года сайт «Славянско-исламской лиги «Сила» опубликовал «Заявление украинских мусульманских добровольцев о провокациях российской пропаганды»16, выступив в поддержку Турции и сирийских джихадистов. Заявление опубликовано от имени Амины Окуевой (батальон им. Джохара Дудаева), Александра «Ветра» Огородникова (рота «Крым»), Александра Бондаренко (редактор сайта «Славяноисламская лига»). Себе в заслугу авторы заявления ставят то, что «выступили на стороне Украины вместо того, чтобы эмигрировать в ИГИЛ и присоединиться к ним».
После отвода с первой линии добровольческих батальонов была продолжена попытка создания в СМИ героически романтизированного образа Окуевой:
- она выступала в образе «мусуль17
манской» фотомодели ;
- стала ведущей программы «Герои Кавказа» на крымскотатарском телеканале ЛТК Первый выпуск этой программы был
посвящен Джохару Дудаеву, ликвидиро18
ванному 21 апреля 1996 г. ;
- была представлена, как писательница и соавтор проекта «Новейшие сказки Украины». В этом «детском» проекте планировалось изобразить известных украинских политиков и деятелей разных сфер в сказочных образах, а их жизненные истории в виде сказок19.
Необходимо сказать, что в украинских СМИ оформились соответствующие эпитеты при упоминании Окуевой: «чече-нобандеровка» (чеченка, воюющая за Украину)20, «чеченская амазонка» или «укра21
инская Жанна Д&Арк» (данное прозвище ей пришлось делить совместно с народным депутатом Верховной Рады Надеждой
https://www.youtube.com/watch?v=uDay12VL0Xw (Режим доступа свободный)
Савченко и неонацистской Витой Завирухой).
Оценку деятельности Окуевой со стороны украинского правительства можно увидеть в следующих фактах: в 2015 году она была удостоена ордена «Народный Герой Украины» и получила от министра внутренних дел Украины Арсена Авакова наградной пистолет.
Необходимо также отметить определенную трансформацию религиозных взглядов Окуевой. Поскольку она состояла в «Имарат Кавказ», то придерживалась ваххабитских взглядов. Однако после «Ев-ромайдана» Окуева и Осмаев нашли в Киеве духовный ориентир в лице муфтия Духовного управления мусульман Украины «УММА» Саида Исмагилова (ихвани-ста по идеологическому мировоззрению). Окуева неоднократно называла Исмагило-ва достойным муфтием Украины в противовес муфтию ДУМ Украины шейху Ахмеду Тамиму (хабашиту), которого Окуева окрестила «сектантом». Также, именно к помощи Исмагилова прибегала Окуева (совместно с Асмаевым) для завершения всех формальностей принятия ислама Александром Тарасенко (друг семьи)22. Подобная смена взглядов обусловлена общественно-политической деятельностью Окуевой, поскольку религиозные взгляды ваххабитов не предполагают активного участия женщины в общественной жизни.
Несмотря на героизацию Окуевой в СМИ, она неоднократно подвергалась критике со стороны за несоответствие чеченско-мусульманскому образу. Предметом обсуждений и критики стали следующие аспекты: отсутствие чеченского акцента у Окуевой, ее активность в фотосессиях (что не является желательным для мусульманки) и ее комментарии в «БасеЬоок», в которых она иногда писала слово «Бог» вместо «Аллах».
Амина Окуева была убита 30 октября 2017 года под Киевом на железнодорожном переезде у поселка Глеваха. Ее ав22 Сообщение пользователя «Амина Окуева» в соц-сети «Facebook», 8 октября 2017 года. URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=105265942 1541149set=a.462509140556183.1073741836.10000 3913032739type=3 (Режим доступа свободный)
томобиль расстреляли неизвестные. Окуе-ва умерла в результате ранения в голову. С ней также находился ее муж Адам Осмаев: он был ранен в ногу. Возможной причиной нападения на Окуеву, помимо пропагандистских клише в украинских СМИ о киллерах из России, называли противостояние украинских националистов из-за так называемого дома Арбузова (трехэтажный особняк, рыночная стоимость которого 10 млн. грн.), который принадлежит беглому экс-вице-премьеру Сергею Арбузову. В результате данного противостояния немного ранее нападению подвергся и народный депутат И. Мосийчук, у которого
Окуева числилась помощницей .
Погребальный джаназа-намаз Окуе-вой был запланирован в мечети муфтия Саида Исмагилова, но из соображений безопасности ее тело решили не привозить в Киев. 1 ноября 2017 года Окуева была погребена в Днепроветровске возле могилы Исы Мунаева, первого командира батальона им. Джохара Дудаева. Муфтий Саид Исмагилов присутствовал также на похоронах Окуевой, где произнес речь, в которой просил Аллаха принять ее среди
«шахидов» .
Своеобразным посмертным эпилогом для Окуевой стало то, что раскрученный в СМИ ее героический образ, вырвался на международное поле и засиял новыми оттенками. Так, в Палате представителей Конгресса США 14 ноября 2017 года почтили память погибшего украинского ветерана АТО Амины Окуевой. Конгрессмен от Демократической партии США Марси Каптур выступила с пламенной речью, в которой Окуеву назвала «борцом за свободу и равные права мужчин и женщин
в армии»25. Таким образом, с легкой руки конгрессмена США Окуева превратилось еще и в украинскую правозащитницу.
Источники и литература:
https://www.kazan.kp.ru/daily/2584L5/28132 76/ (Режим доступа свободный)
_ukrainy_na_donbasse_eto_moj_lichnyj_dz
hihad (Режим доступа свободный)
https://www.youtube.com/watch7vH27okuH w5Yg (Режим доступа свободный)
Vladimir Rogatin
THE USE OF THE ISLAMIC IMAGE IN THE POLITICS OF MODERN UKRAINE: AMINA OKUYEVA
Summary: The article presents the biographical data of Amina Okuyeva and myths about her, which were distributed in the Ukrainian media. The main socio-political projects in which Amina Okuyeva was directly involved took part. Its activity in the period of "Euromaidan" and antiterrorist operation in Ukraine was analyzed.
Sources and Literature:
https://www.kazan.kp.ru/daily/2584L5/28132 76/ (Free access) (in Russian)
https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news -70663/ (Free access) (in Russian)
gami_ukrainy_na_donbasse_eto_moj_lichny
j_dzhihad (Free access) (in Russian)
https://www.rospres.org/specserv/21336/ (Free access) (in Russian)
http://news24today .info/ chechenobanderovka-kto-takaya-amina-okueva.html (Free access) (in Russian)
СООБЩЕНИЯ
Наиль Гарипов
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ ЦЕНТРА ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ИМАН» г. КАЗАНИ
ЗА 2012-2017 ГОДЫ
С момента избрания в 2012 году на должность председателя Местной общественной благотворительной организации Центр исламской культуры «Иман» г. Казани (далее - ЦИК «Иман») Гарипова Наи-ля Камилевича прошло 5 лет. За это время я продолжил деятельность ЦИК «Иман» после трагической гибели 19 июля 2012 года первого председателя организации, выдающего богослова, моего духовного наставника Валиуллы хазрата Якупова (1963-2012).
За отчетный период ЦИК «Иман» сконцентрировался на организации научно-практических конференций и круглых столов. Ежегодно в день создания ЦИК «Иман» 29 ноября мы проводили съезд организации, на котором приглашались его члены.
«Иман» и было приурочено к его 25-летнему юбилею с момента создания.
Согласно Уставу, в организации имеется Совет ЦИК «Иман», в который входят председатель и его заместитель. С 2014 года в Совет ЦИК «Иман» входили Наиль Гарипов (председатель) и «Раис Су-лейманов (заместитель председателя).
За прошедший 2012-2017 годы члены Местной общественной благотворительной организацией Центр исламской культуры «Иман» г. Казани (ЦИК «Иман») принимали участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях, проходивших в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Челябинске, Елабуге и др.
Члены ЦИК «Иман» активно выступали в прессе с комментариями и интервью на актуальные темы по ситуации в исламской умме России. Были опубликованы в 2012-2017 гг. членами ЦИК «Иман» научные статьи в журналах «Мусульманский мир», «Религиоведческие исследования», «Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований», «Вестник МГИМО», «Современные евразийские исследование», «Уральское востоковедение», «проблемы национальной стратегии», «Евразийское ожерелье».
На рубеже 2013-2014 гг. в силу объективных причин перестали выходить издававшиеся в прежние годы газеты «Иман», «Вера», «Сэламэтлек», «Сердэш», «Бакча», «Алтын тэнкэ», «Бабалар газета-сы «Сэлам», «Гаилэ», «Детская газета
«Привет», «Матурым», «Наше здоровье», «Наше женское счастье», «Очень смешная газета», «Подростковая газета «Ровесник», «Тэмле булсын», «Файдалы газета», «Ялт-Йолт», журналы «Иман нуры», и «Дин вэ эдэп», календари «Сэламэтлек календаре» и «Хатын-кыз календаре». Причины приостановки их изданий заключались как из-за отсутствия финансовых возможностей, так и постепенно утратой населения интереса к печатным СМИ, все более и более перешедших на получение информации из электронных интернет-изданий. Печатные СМИ постеп?