Спросить
Войти

Развитие квебекской парадипломатии во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

Автор: указан в статье

УДК 94(714) + 327

Развитие квебекской парадипломатии во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг.

Юрий Германович Акимов,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры американских исследований ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 191060, Российская Федерация г. Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3, 8-й подъезд Тел: +7 812 363 34 64, E-mail: y.akimov@spbu.ru

В статье рассматриваются ключевые аспекты деятельности Квебека на международной арене в период пребывания у власти в провинции либеральных правительств Робера Бурасса (1985-1994) и Даниэля Джонсо-на-мл. (1994). Данный временной отрезок представляет значительный интерес по нескольким причинам. Во-первых, именно тогда были сделаны важные шаги по институциональному оформлению квебекской парадипломатии. Во-вторых, была принята «белая книга», посвященная изложению основных целей и задач внешних и внешнеэкономических связей Квебека. В-третьих, во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. произошли очень важные изменения во всем мире в целом и в Северной Америке в частности, что не могло не сказаться на международной деятельности Квебека. В-четвертых, в это время имели место определенные трансформации в таких традиционных для провинциальной парадипло143

матии сферах, как отношения с Францией и США, а также участие в международном франкофонном сотрудничестве.

Quebec paradiplomacy in late 1980s - early 1990s

Yury G. Akimov,

Prof. Dr. of Sc., Full Professor at the Department of American Studies,

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

Smol&ny, Entrance # 8, 1/3 Smolnogo street, 191060, St. Petersburg, Russia.

Phone: +7 812 363 34 64, E-mail: y.akimov@spbu.ru

The paper examines the key aspects of Quebec international activity under the liberal governments of Robert Bou-rassa (1985-1994) and Daniel Johnson Jr. (1994). This period is of considerable interest for several reasons. First, it was then, that some important steps have been taken for the institutionalization of Quebec paradiplomacy. Second, a white paper which presented the main objectives of Quebec international policy and its commercial and economic relations with foreign partners was adopted in this period. Third, late 1980s - early 1990s brought major changes to the whole world and to North America in particular, which crucially affected the international activities of Quebec. Fourth, that time witnessed some serious transformation in such areas traditional for provincial paradiplomacy as relations with France and the Unit144

ed States, as well as participation in the international Francophone coopération.

Квебек начал активно развивать собственные внешние связи еще в первой половине 1960-х гг., в период «Тихой революции». Это было тесно связано с внутренними процессами, происходившими в Прекрасной провинции, которая тогда стала позиционироваться в качестве основного инструмента выражения и защиты интересов франко-канадского сообщества. Первоначально действия Квебека на международной арене носили дискретный характер и представляли собой скорее совокупность отдельных акций, чем последовательно реализуемый курс. Однако постепенно квебекская парадиплома-тия становилась более организованной и упорядоченной. В провинциальном правительстве появились структурные подразделения, отвечающие за международную деятельность, шло формирование договорно-правовой базы сотрудничества с зарубежными партнерами, развивалась сеть квебекских представительств за рубежом. Уже при первом правительстве Робера Бурасса (1970-1976) окончательно оформились два приоритетных направления внешних связей Прекрасной провинции: преимущественно экономическое сотрудничество с США и с их отдельными штатами и контакты с Францией в сфере образования, культуры, науки, технологий, СМИ и т.п. [1]. В период пребывания у власти Квебекской партии (19761985) внешние связи провинции продолжали развиваться, однако этот процесс затрудняла резко возросшая степень их политизации, особенно в конце 1970-х гг. Это

145

было связано с тем, что накануне референдума о суверенитете (1980) правительство Рене Левека стремилось создать благоприятные внешние условия для реализации своего проекта и заручиться поддержкой или хотя бы благожелательным нейтралитетом главных мировых игроков, что, естественно, вызывало противодействие со стороны федерального правительства. В октябре 1985 г. Левек покинул пост премьер-министра Квебека, а в декабре того же года его партия проиграла провинциальные выборы, и к власти вернулись либералы во главе с вернувшимся в политику Бурасса, который во второй раз возглавил правительство Прекрасной провинции.

В настоящей статье мы рассмотрим основные тенденции развития квебекской парадипломатии в период пребывания у власти кабинета Бурасса (декабрь 1985 г. -январь 1994 г.) и его преемника Даниэля Джонсона-мл.

(январь - декабрь 1994 г.).

Рассматриваемый нами временной отрезок характеризуется качественным изменением контекста международных связей Квебека. События мирового и континентального (североамериканского) масштаба, произошедшие во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. и проявившиеся в это же время новые тенденции глобального развития, существенно повлияли, в том числе, на Прекрасную провинцию и на различные аспекты ее деятельности на международной арене. Здесь, прежде всего, следует отметить три фактора. Во-первых, окончание «холодной войны», прекращение глобального противостояния двух сверхдержав и крушение биполярной системы международных отношений. Во-вторых, заключе146

ние американо-канадского соглашения о свободной торговле (CUSFTA) в 1988 г. и подготовку американо-канадско-мексиканского соглашения NAFTA, вступившего в силу 1 января 1994 г., что ознаменовало собой выход североамериканской интеграции на качественно новый уровень. В-третьих, развитие глобализационных процессов в мировом масштабе. Одним из следствий вышеперечисленных событий и явлений стало относительное снижение роли государств в мировой политике и появление существенно более широких возможностей для международной деятельности несуверенных акторов, включая субъекты федераций.

Также большое значение имело изменение канадского контекста. В 1984 г. в стране завершилась длившаяся полтора десятилетия «эра Трюдо» (1968-1979, 1980— 1984). После ухода популярного лидера федеральные либералы не смогли удержаться у власти в Оттаве и уступили место прогрессивно-консервативной партии во главе с М. Б. Малруни (1984—1993). Одним из лозунгов его предвыборной программы было преодоление конституционного кризиса, спровоцированного отказом Квебека признать конституционные изменения, произведенные в 1982 г. Ради этого Малруни был готов пойти на определенные уступки франкоязычной провинции. Был запущен федерально-провинциальный переговорный процесс, в ходе которого обсуждался вопрос предоставления Квебеку особого статуса в Канадской федерации (Мич-лейкское и Шарлоттаунское соглашения, 1987 и 1992 гг. соответственно). Малруни в итоге так и не удалось вывести страну из конституционного тупика, однако, период пребывания у власти его правительства был отмечен,

147

в целом, существенно более гибкой политикой по отношению к Квебеку, по сравнению с «Эрой Трюдо» [3].

Нам важно отметить, что при прогрессивных консерваторах федеральный центр стал существенно более спокойно относиться к международной деятельности Прекрасной провинции, в том числе к ее «привилегированному партнерству» с Парижем и сотрудничеству со структурами Франкофонии.

Спустя два месяца после своего избрания, принимая в Оттаве премьер-министра Франции Лорана Фабиуса, Малруни заявил, что считает «совершенно нормальным и желательным ту, что квебекское правительство поддерживает с Францией отношения, которые обусловлены культурной идентичностью Квебека». [8, р. 138-139]. Тем самым он дистанцировался от позиции своего предшественника, негативно воспринимавшего квебекско-французское сближение.

В ноябре 1985 г. между Малруни и пекистским премьером Пьером-Марком Джонсоном был достигнут компромисс по вопросу об участии Квебека в саммитах Франкофонии. До этого данный вопрос дебатировался на протяжении полутора десятков лет (с начала 1970-х гг.), и все это время Оттава отказывалась допускать премьера Прекрасной провинции в число участников встречи глав государств и правительств франкоязычных стран. Это вызывало негативную реакцию Парижа, который, в свою очередь, настаивал на присутствии Квебека, и отказывался проводить саммиты без него, и вопрос «висел в воздухе». Теперь, наконец, появилась возможность провести первую в мировой истории встречу лидеров Франкофо-нии, которая состоялась в Версале 17-19 февраля 1986 г. [2].

148

В период своего первого пребывания у власти Бурасса стремился придать внешним связям провинции прагматичный характер, сделать их менее политизированными и в то же время более сбалансированными и систематическими. Вторично заняв премьерское кресло, он старался следовать этим же путем.

Еще при пекистах в 1984 г. в Квебеке было создано провинциальное министерство международных отношений (ММО), что явилось важным шагом вперед в деле организации и упорядочивания внешних связей (до этого они находились в ведении министерства межправительственных дел). Однако первоначально ММО не являлось единственным органом, занимающимся контактами с зарубежными партнерами провинции, поскольку вне его компетенции находились вопросы внешней торговли, иммиграции, а также отдельные аспекты культурного сотрудничества. В 1988 г. была произведена масштабная реорганизация парадипломатических структур Квебека. Во-первых, министерство международной торговли было объединено с министерством международных отношений. Новое ведомство стало называться министерством международных дел, ММД (Ministère des affaires internationales). Во-вторых, был создан министерский комитет по международным делам (Comité ministériel des affaires internationales). Данные меры, по словам Поля Гобея, который стал первым главой ММД, позволили преодолеть «разноголосицу» имевшую место в международной деятельности провинции, поскольку до этого «Квебек имел множество голосов за границей: один в сфере культуры, другой - в сфере иммиграции, третий -в сфере торговли» [2, p. 175].

Несмотря на провозглашенную правительством Бу-расса политику сокращения провинциального админист149

ративного аппарата, количество сотрудников, задействованных в парадипломатической службе, в конце 1980-х -начале 1990-х гг. не только не уменьшалось, но наоборот неуклонно росло. Если в 1988 г. их насчитывалось 899, то в 1991 г. - уже 1014. Бюджет ММД вырос с 85 млн долл. в 1988 г. до 117 млн долл. в 1992 г. [5, р. 31-35]. Некоторые сокращения имели место только в 1992-1994 гг., когда в связи с общим осложнением экономической ситуации в провинции правительство было вынуждено урезать все статьи расходов.

Еще одним важным моментом, имеющим большое практическое и символическое значение для развития международной деятельности прекрасной провинции, была подготовка и издание в 1991 г. «белой книги» «Квебек и взаимозависимость: Мир за горизонтом» [9]. Важнейшую роль в ее подготовке сыграл Джон Чачча, занимавший в то время пост министра международных дел. В предисловии к книге было сказано следующее:

«<...> мир вовлечен в изменения, важность которых беспрецедентна, и воздействие которых ощущается везде. Чтобы участвовать в этой эволюции Квебек должен определить свои интересы в зависимости от главных тенденций международного развития. Перед возросшими требованиями конкуренции, он должен мобилизовать свои силы, за короткий срок определиться с выбором приоритетов и развивать истинное сотрудничество со своими иностранными партнерами» [9, р. VIII].

Далее подчеркивалось, что «в современном контексте никакое правительство не может эффективно выполнять свои внутренние обязательства, не принимая во внима150

ние международного измерения и не действуя в его рамках в соответствии со своими возможностями».

В «белой книге» отмечалась критическая важность для Квебека развития международного франкофонного сотрудничества, в особенности в деле повышения статуса французского языка.

«Будущее французского языка на самом деле зависит не только от того, сколько человек говорит на нем во всем мире, но, прежде всего, от способности сделать его языком творчества и общения, в первую очередь в стратегических секторах, таких как наука, технологии, и в особенности информационные технологии, коммуникации и культура» [9, р. VIII].

Основное внимание авторы этого программного документа уделили вопросам, связанным с повышением конкурентоспособности Квебека, в первую очередь за счет более эффективного использования его конкурентных преимуществ. В частности предлагалось в первую очередь развивать международное сотрудничество в таких секторах как аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации, фармакология. Также говорилось о необходимости извлекать выгоду из уникального характера квебекской культуры, являющейся одновременно «глубоко североамериканской» и европейской, и этнокультурного многообразия провинции, где гармонично сосуществуют выходцы из разных стран и континентов.

В списке приоритетных партнеров для развития двусторонних отношений на первом месте фигурировали «традиционные» США и Франция - отношениям с ними были посвящены отдельные разделы. В то же время в «белой книге» указывалось на необходимость расширения географии сотрудничества. В Европе в числе наибо151

лее перспективных направлений указывались отношения с Великобританией, Бельгией, Германией и Италией; далее подчеркивалась необходимость установления контактов со странами восточной Европы. В Азии предполагалось сконцентрироваться, прежде всего, на развитии отношений с Японией; также отмечался потенциал экономических контактов с КНР, Гонконгом, Тайванем и Южной Кореей. В Западном полушарии, помимо США, предполагалось, прежде всего, развивать отношения с Мексикой в рамках готовящегося соглашения НАФТА (см. ниже); кроме того, указывалось важность связей с Чили, Колумбией, Венесуэлой и Гаити. На Африканском континенте предполагалось осуществление гуманитарных проектов и развитие «традиционного» сотрудничества с франкофонными странами в сфере образования и культуры; параллельно с этим указывалось на потенциальную возможность осуществления крупных инфраструктурных проектов.

«Белая книга» 1991 г. имела как практическое, так и символическое значение. Прежде всего, она была наглядным свидетельством зрелости квебекской паради-пломатии, накопившей к этому времени большой опыт, выработавшей свои собственные подходы к решению тех или иных проблем. Следует также отметить ее практическую ориентированность и существенно большую проработанность по сравнению с предшествующей «Белой книгой», опубликованной в середине 1985 г. (заметим в скобках, что по объему книга 1991 г. была в два раза больше!). Наконец, она явно демонстрировала стремление Квебека продолжать развивать внешние связи, независимо от того, какая партия находилась у власти. Не будучи суверенным актором международных отношений, прекрасная провинция, тем не менее, располагала собст152

венным внешнеполитическим ведомством, сетью зарубежных представительств, программными документами, относящимися к сфере международной деятельности и т.п. Либералы явно демонстрировали стремление далее укреплять позиции Квебека на международной арене отнюдь не желая отдавать пальму первенства в сфере пара-дипломатии своим оппонентам. В то же время по многим вопросам международной деятельности Бурасса и его правительство продолжили следовать курсом, намеченным при Левеке.

Еще при пекистах, в начале 1980-х гг. в условиях экономического кризиса в международной деятельности Квебека наметился «экономический вираж». Он сохранился и при либералах, стремившихся уменьшить дефицит торгового баланса провинции. Не удивительно, что в такой ситуации на первом плане находились отношения с США, которые оставались важнейшим торгово-экономическим партнером Квебека. Опять-таки еще при Левеке была начала «Операция Америка», одним из наглядных результатов которой стал существенный количественный и качественный рост провинциального экспорта в Соединенные Штаты. Так, в 1978 г. он составлял 5,9 млрд долл., а в 1984 г. - 14 млрд. К середине 1980-х южный сосед стабильно поглощал 3/4 провинциального экспорта [12].

По образному выражению Даниэля Робишо, правительство Бурасса воспользовалось дверью, которая была уже открыта пекистами, и продолжило расширять протоптанную ими тропинку [12]. Безусловно, на руку квебекским либералам было то обстоятельство, что в это самое время шла подготовка канадско-американского Соглашения о свободной торговле (СИБЕТЛ), которое было подписано М. Б. Малруни и Р. Рейганом 2 января

153
1988 г. В масштабах всей Канады это соглашение было воспринято отнюдь неоднозначно и вызвало острые дискуссии; высказывались опасения, что оно приведет к утрате самобытности и полной «американизации» страны. Однако в Квебеке ситуация была иной. СиББТЛ получило поддержку обеих ведущих политических сил Прекрасной провинции: и правящей либеральной партии и находящихся в оппозиции пекистов. Либералы считали, что его реализация снизит возможность федерального центра навязывать провинциям свои подходы к экономической политике и продвигать в первую очередь интересы Онтарио. Представители квебекской партии полагали, что соглашение о свободной торговле с США позволит Прекрасной провинции за счет еще более активных контактов с южным соседом ослабить зависимость от канадского рынка, что, в свою очередь, облегчит в будущем становление суверенного квебекского государства.

После заключения СИБЕТЛ масштабы экономического сотрудничества Квебека и США стали расти еще более быстрыми темпами, охватывая все новые и новые сферы. Доля экспорта в Соединенные Штаты в общем объеме провинциального экспорта к середине 1990-х составляла более 80%! В абсолютных цифрах за 10 лет этот показатель вырос более чем в 2 раза, достигнув к 1995 г. 33,7 млрд долл. [12]. К этому же времени Квебеку впервые за многие годы удалось достичь положительного сальдо торгового баланса со своим южным соседом (с остальными зарубежными партнерами он оставался отрицательным). Внутри США главными торгово-экономическими партнерами Прекрасной провинции была Новой Англии и среднеатлантические штаты, среди которых особое место занимал Нью-Йорк - крупнейший покупатель квебекской электроэнергии. Значение по154

следнего усиливалось также тем, что генеральная делегация в г. Нью-Йорке (старейшее из всех зарубежных представительств провинции) играла роль своего рода неофициального «посольства» Квебека в Соединенных Штатах. Она традиционно являлась основным каналом для квебекско-американских политических контактов, ввиду отсутствия у Прекрасной провинции представительства в Вашингтоне (из-за противодействия Оттавы). На первый взгляд, правительство Бурасса было не слишком заинтересовано в таких контактах, поскольку стояло на федералистских позициях. Однако оно не могло полностью убрать политическую составляющую из отношений с США, по крайней мере, начиная с 1989 г. - года провала Мич-Лейкских соглашений. Следует помнить, что тогда вся Прекрасная провинция бурлила от негодования, и квебекская тема вновь появилась на первых полосах американских (и не только американских) газет, всерьез обсуждавших перспективы сецессии Прекрасной провинции.

В том же году о Квебеке вспомнили и в Белом доме. Девятого апреля 1989 г. Дж. Буш-ст., долгое время хранивший молчание по квебекскому вопросу, счел нужным высказаться в пользу «сильной и единой Канады», являющейся «великим партнером» для Соединенных Штатов. Правда, затем, буквально через несколько дней американский президент заявил, что гипотетическая возможность достижения Квебеком суверенитета - «это не тот сюжет, по которому США должны вмешиваться во внутренние дела Канады» [8, р. 181]. Очевидно, что Буш ст. был вполне искренне в обоих своих заявлениях, которые свидетельствовали об известном беспокойстве американцев. В этой ситуации правительству Бурасса надо было сделать все от него зависящее, чтобы это беспокойство не сказалось на торговле с южным соседом. В целом

155

это ему удалось, и, как мы видели, рост количественных и качественных показателей продолжился и в начале 1990-х гг.

Однако в это время квебекско-американские контакты неожиданно начали испытывать на себе негативное влияние внутренних конфликтов, происходивших в Прекрасной провинции. «Первой ласточкой» был кризис Ока, разгоревшийся в середине 1990 г. Длившееся два с половиной месяца (с 11 июля по 26 сентября) противостояние индейцев мохоук с квебекскими и канадскими властями привлекло внимание американской (и мировой) общественности. В поддержку аборигенов тогда выступил ряд известных общественных деятелей, в том числе Джесси Джексон. Затем последовала история с гидроэнергетическим комплексом Гран-Бален. Против сооружения этого комплекса, который должен был поставлять электроэнергию в США, выступили индейцы кри, проживающие в районе строительства. Они смогли организовать достаточно эффективную кампанию протеста в американских средствах массовой информации, что явилось полной неожиданностью для квебекских властей. Последним пришлось затратить очень много усилий, чтобы хотя бы частично исправить ситуацию.

Развивая отношения с США, правительство Бурасса явно ослабило свою активность на «французском направлении». До этого на протяжении нескольких десятилетий отношения с Парижем имели особое значение для квебекской парадипломатии. Франция была главным зарубежным партнером Прекрасной провинции в сфере образования, науки, культуры, СМИ; для пекистов она также являлась главным политическим «козырем», на который они всерьез рассчитывали в случае реализации своего суверенистского проекта.

156

Квебекским либералам поддержка Парижем гипотетического суверенитета Квебека, естественно, была не нужна. Окончательная «франсизация» деловой и профессиональной сферы Прекрасной провинции, в чем Франция оказывала помощь еще первому правительству Бу-расса, к середине 1980-х гг. успешно завершилась. Имеющиеся обменные программы работали исправно, и какой-либо потребности в их модификации не возникало. Единственный вопрос, который был связан с квебекско-французскими отношениями, и который действительно интересовал Бурасса, это участие Квебека в саммитах Франкофонии в целом и проведение второго саммита в г. Квебек в частности. Однако этот вопрос был урегулирован в 1985-1987 гг. Затем в течение всего времени пребывания либералов у власти в Прекрасной провинции двусторонние квебекско-французские отношения пребывали в несколько заторможенном состоянии, хотя, конечно, поддерживались и сохранялись. За весь период своего второго премьерства Робер Бурасса только один раз (если не считать поездки на первый саммит Франко-фонии в 1986 г.) посетил Париж с официальным визитом - 23-24 января 1989 г. в рамках своего европейского турне. Он встретился с президентом Франсуа Миттераном и провел переговоры с премьер-министром Мишелем Ро-каром, однако эти мероприятия носили преимущественно протокольный характер. В итоговом документе, принятом по результатам переговоров квебекского и французского премьеров лаконично упоминалось о необходимости интенсификации экономических обменов, актуализации сотрудничества и совместной работе в рамках Фран-кофонии [11]. Следующая встреча Бурасса и Рокара должна была состояться в Квебеке летом 1990 г., однако в последний момент она была отменена. Официально

157

причиной был назван вышеупомянутый кризис Ока, к которому было приковано все внимание властей Прекрасной провинции, однако свою роль сыграли трения, наметившиеся между Бурасса и Рокаром. Эти трения, с одной стороны, были связаны с разными подходами к оценке некоторых событий мировой политики, а с другой - с тем, что французский премьер явно симпатизировал пекистам.

Исследователи квебекской парадипломатии спорят о том, было ли охлаждение в отношениях Прекрасной провинции и Франции, имевшее место при Бурасса, продолжением тенденции, наметившейся еще в первой половине 1980-х гг. или все-таки его исходным моментом следует считать 1985-й или 1988-й [см.: 6, p. 165; 7, p. 206]. Что касается причин этого охлаждения, то в их списке чаще всего фигурирует отсутствие политической заинтересованности и значительной экономической составляющей, а также переориентация культурных и «идентификационных» внешних связей Квебека с Франции на Франкофонию [12]. На наш взгляд ко всему этому следует добавить еще один момент: резкое потепление канад-ско-французских отношений при консерваторах, а также чрезвычайно близкие и гармоничные личные отношения Ф. Миттерана и М. Б. Малруни на всем протяжении его премьерства. Можно сказать, что во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. федеральное правительство заняло то место главного выразителя интересов франкоканадцев и привилегированного франкофонного партнера, которое обычно Париж отводил Квебеку.

Что касается других направлений международной деятельности, то применительно к интересующему нас периоду, прежде всего, следует отметить видимый успех, достигнутый Прекрасной провинцией на франкофонном

158

направлении. Квебекские лидеры надежно обеспечили себе «место за столом» саммитов Франкофонии, среди премьер-министров и президентов суверенных государств. Знаковым событием и для Прекрасной провинции, и для всей Канады стал Второй саммит, состоявшийся в г. Квебек 2-4 сентября 1987 г. Он стал важной вехой в процессе институционализации международного франкофонного сотрудничества и развития Франкофонии (на нем была выработана Декларация франкофонной солидарности, определена периодичность проведения саммитов, принята официальная символика и т.д.) [4, с. 126]. Следует подчеркнуть, что во время саммитов Бурасса чаще старался держаться «в тени» М. Б. Малруни, стремясь избегать каких-либо конфликтов с центром (впрочем, иногда они все-таки случались [2]).

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. квебекская парадипломатия добилась определенных успехов на тех направлениях, которые можно условно назвать второстепенными. Прежде всего, это касается развития отношений с европейскими странами и ЕС в целом. Помимо имеющих уже достаточно долгую историю связей с ФРГ, Великобританией, Италией, Прекрасная провинция обновила отношения со странами Северной Европы, а также с Нидерландами и Швейцарией. В начале 1990-х гг. Квебек установил первые контакты со странами Восточной Европы (были заключены торговые соглашения с Венгрией и Чехословакией). Другим важным направлением стала Юго-Восточная Азия (впрочем, здесь Квебек действовал скорее в русле общеканадской политики).

Приход к власти в Оттаве либералов в ноябре 1993 г. почти сразу же начал сказываться на международной деятельности Квебека. Жан Кретьен, как и Трюдо ст. по159

лагал, что она нарушает цельность канадской внешней политики. Стремясь придать новый импульс сотрудничеству Канады с ее зарубежными партнерами, либералы выдвинули идею организации поездок «Сборной команды Канады» - представительной делегации, включающей как все высшее политическое руководство страны, так и ведущих представителей бизнес-сообщества. В ходе подготовки первого визита «Сборной» на одной из федерально-провинциальных конференций федеральное правительство обратилось к провинциям (и, прежде всего, к Квебеку) с предложением закрыть их зарубежные представительства, чтобы лучше интегрироваться в новую структуру и выступить «единым фронтом». Квебекское правительство восприняло это предложение крайне негативно. Министр международных дел Джон Чачча категорично заявил, что не будет демонтировать сеть квебекских делегаций, которые «созданы много лет назад и хорошо функционируют» и которые являются для провинции «окнами во внешний мир».

Квебек обладает особой идентичностью, которая присуща только ему. Мы не только имеем интересы, которые порой отличаются от интересов остальной Канады, но, что еще более важно, мы имеем собственную манеру воспринимать проблемы и выражать их. Наши собственные представительства могут лучше их объяснять и продвигать [10, р. 270].

Впрочем, сосуществование либералов в Квебеке и Оттаве продолжалось недолго. В конце сентября 1994 г. к власти в Прекрасной провинции второй раз пришли пе-кисты, взявшие курс на подготовку нового референдума о суверенитете.

160

В 1985-1994 гг. международная деятельность Квебека развивалась в новых условиях, в целом более открытых и благоприятных, по сравнению с предшествующими десятилетиями. Это касалось и общемировой ситуации и федерально-провинциального контекста. В рассматриваемый период Прекрасная провинция продолжала развивать и наращивать традиционное экономическое сотрудничество с США; также уделялось значительное внимание франкофонному направлению, хотя интенсивность двусторонних контактов с Францией несколько снизилась. Несмотря на последнее обстоятельство, можно сказать, что в целом имело место следование курсом, намеченным еще в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Показательно, что квебекские либералы, хотя и придерживались федералистских позиций, отнюдь не собирались отказываться от активной международной политики, не исключая и ту ее составляющую, которая была нацелена на продвижение и выражение специфики Квебека на международной арене (идентификационную парадиплома-тию). В свою очередь это свидетельствует о том, что в то время обе ведущие политические силы Прекрасной провинции стояли (хотя и в разной степени) на националистических позициях и стремились усилить положение миноритарной франко-квебеской нации и легитимизировать ее в мировом масштабе.

Литература и источники

1. Акимов Ю. Г. Внешние связи Квебека при первом правительстве Робера Бурасса (1970-1976): формирование основных направлений современной квебекской паради161

пломатии // Канадский ежегодник. 2015. Вып. 19. М., 2015. С. 48-63.

2. Акимов Ю. Г. Канада, Квебек и вопрос о проведении саммита Франкофонии (1970-е - середина 1980-х годов) // Вестник РГГУ. 2016. № 3 (5). Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионо-ведение. Востоковедение. С. 108-121.
3. Комаров А. Н. Франкоканадский вопрос в политике канадских консерваторов (вторая половина ХХ - начало XXI в.) // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2015. Сер. 2. Вып. 2. С.34-43.
4. Чернов И. В. Международная организация Франкофонии: Лингвистическое измерение мировой политики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 224 с.
5. 40 ans: Au Cœur de l&action internationale du Québec, Chronologie 1967-2007. Québec: Relations internationales Québec, 2007. - 51 p.
6. Balthazar L., Bélanger L., Mace G. Trente ans de politique extérieure du Québec, 1960-1990. Montréal: Septentrion, 1993. - 412 p.
7. Bastien F. Le poids de la coopération: le rapport France-Québec. Montréal: Québec-Amérique, 2006. - 423 p.
8. Histoire des relations internationales du Québec / Sous la direction de Stéphane Paquin avec la collaboration de Louise Beaudoin. Montréal: VLB éditeur, 2006. - 357 p.
9 Le Québec et l&interdépendance: le monde pour horizon éléments d&une politique d&affaires internationales / Gouvernement du Québec, Ministère des affaires internationales. Québec, 1991. - xiii, 228 p. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mrif.gouv.qc.ca/document/ spdi/fonddoc/FDOC_rapp_2745_monde_pour_horizon_final. pdf (дата обращения: 14.09.2017).
162
10. Les relations internationales du Québec depuis la Doctrine Gérin-Lajoie (1965-2005): Le prolongement externe des compétences internes / Sous la direction de St. Paquin. Les Presses de l&Université Laval, 2006. - 324 p.
11. Relevé de décisions - entretiens de M. Robert Bourassa, premier ministre du Québec, et M. Michel Rocard, premier ministre de la République Française, Paris, les 23 et 24 janvier 1989. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/ententes/1 989-A.pdf (дата обращения: 14.09.2017).
12. Robichaud D. Les relations internationales du Québec sous Robert Bourassa (1985-1994) // Bulletin d&histoire politique. 2008 (hiver). Vol. 16. No 2. P. 315-324. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bulletinhistoire politique.org/le-bulletin/numeros-precedents/volume-16-numero-2/les-relations-internationales-du-quebec-sous-robert-bourassa-1985-1994/#_edn4 (дата обращения: 14.09.2017).

References

1. Akimov Yu. G. Vneshnie svyazi Kvebeka pri pervom pra-vitel&stve Robera Burassa (1970-1976): formirovanie osnov-nykh napravlenii sovremennoi kvebekskoi paradiplomatii [Quebec international relations under Robert Bourassa first government (1970-1976): a shaping of contemporary provincial paradiplomacy] // Kanadskii ezhegodnik, 2015. Vol. 19. P. 48-63.
2. Akimov Yu. G. Kanada, Kvebek i vopros o provedenii sammita Frankofonii (1970-e - seredina 1980-h godov) [Canada, Quebec, and the Francophone Summit issue (1970s - mid-1980s)] // Vestnik RGGU. 2016. № 3 (5). Serija Poli163

tologija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. P. 108-121.

3. Komarov A. N. Frankokanadskij vopros v politike kanads-kih konservatorov (vtoraja polovina XX - nachalo XXI v.) [The French-Canadian Issue in the Politics of the Conservatives (Second half of 20th - early 21st century)] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2015. Ser. 2. Vyp. 2. P. 34-43.
4. Chernov I. V. Mezhdunarodnaja organizacija Frankofonii: Lingvi-sticheskoe izmerenie mirovoj politiki [La Francophonie International Organization: linguistic dimension of World Politics]. Saint-Petersburg: Izdatel&stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2006. - 224 p.
5. 40 ans: Au Cœur de l&action internationale du Québec, Chronologie 1967-2007. Québec: Relations internationales Québec, 2007. - 51 p.
6. Balthazar L., Bélanger L., Mace G. Trente ans de politique extérieure du Québec, 1960-1990. Montréal: Septentrion, 1993. - 412 p.
7. Bastien F. Le poids de la coopération: le rapport France-Québec. Montréal: Québec-Amérique, 2006. - 423 p.
8. Histoire des relations internationales du Québec / Sous la direction de Stéphane Paquin avec la collaboration de Louise Beaudoin. Montréal: VLB éditeur, 2006. - 357 p.
9. Le Québec et l&interdépendance: le monde pour horizon éléments d&une politique d&affaires internationales / Gouvernement du Québec, Ministère des affaires internationales. Québec, 1991. - xiii, 228 p. // URL: https://www.mrif.gouv.qc.ca/document/spdi/fonddoc/FDOC_ rapp_2745_monde_pour_horizon_final.pdf (Accessed on September 14, 2017).
10. Les relations internationales du Québec depuis la Doctrine Gérin-Lajoie (1965-2005): Le prolongement
164

externe des compétences internes / Sous la direction de St. Paquin. Les Presses de l&Université Laval, 2006. - 324 p.

11. Relevé de décisions - entretiens de M. Robert Bourassa, premier ministre du Québec, et M. Michel Rocard, premier ministre de la République Française, Paris, les 23 et 24 janvier 1989 // URL: https://www.mrif.gouv.qc.ca/ content/documents/fr/ententes/1989-A.pdf (Accessed on September 9, 2017).
12. Robichaud D. Les relations internationales du Québec sous Robert Bourassa (1985-1994) // Bulletin d&histoire politique. 2008 (hiver). Vol. 16. No 2. P. 315-324 // URL: https://www.bulletinhistoirepolitique.org/le-bulletin/ numeros-precedents/volume- 16-numero-2/les-relations-internationales-du-quebec-sous-robert-bourassa-1985-1994/#_edn4 (Accessed on September 14, 2017).
165
Квебек парадипломатия Робер Бурасса Даниэль Джонсон-мл. провинциальное министерство международных дел Канада Франция Франкофония канадско-американское соглашение о свободной торговле соглашение НАФТА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты