DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10050
Рецензии
О. А. Джарман, И. Б. Гаврилов
ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Рецензия на монографию: Trombley, Frank R. Hellenic
Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p.
Статья представляет собой рецензию на двухтомную монографию британского историка религии Фрэнка Р. Тромбли «Греческая религия и христианизация в период с 370 по 529 годы», в которой подробно анализируется процесс превращения Восточной Римской империи в христианское государство в промежутке времени от императора Феодосия Великого до императора Юстиниана Великого. В рецензии отмечается христианская позиция автора, которая отразилась в его концепции христианизации («великой трансформации»), а также указываются некоторые небольшие недостатки работы.
Проблемы, связанные с осмыслением христианизации Римской империи, процесса превращения языческого государства в христианское, сложного взаимодействия христианства и язычества в культуре эпохи поздней античности, в последние годы неоднократно становились предметом пристального анализа в отечественной и зарубежной научной литературе [см., напр.: Джарман, Гаврилов (2017в); Джарман, Гаврилов (2017a); Джарман, Гаврилов (2017б); Джарман, Гаврилов (2018)].
Двухтомный труд Фрэнка Р. Тромбли (1947-2015) «Греческая религия и христианизация в период с 370 по 529 годы» уже успел занять видное место в современном западном религиоведении. Автор — известный британский ученый, историк религии, выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор Королевского колледжа Лондона, с 1992 г. — преподаватель Кардиффского университета (Уэльс, Великобритания), профессор кафедры византийской и ближневосточной истории, заведующий Отделением религиозных и богословских исследований.
В монографии подробно рассматривается процесс, в результате которого христианство стало религией большинства населения Римской империи во время правления императоров после смерти Юлиана Отступника (363), т. е. в период от последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого (379-395) до одного из наиболее выдающихся византийских императоров Юстиниана Великого (527-565).
Особое внимание автор фокусирует на религиозном мире ранневизантийской империи, причем не только на традиции «греческой религии», но и на различных
Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (olwen2005@gmail.com).
Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igo7777@mail.ru).
анатолийских, семитских и египетских политеистических религиях. После обращения императора Константина и вопреки росту ограничений со стороны последующих римских императоров традиционный средиземноморский политеизм продолжал был широко распространен в восточной части Римской империи еще долгое время. Тромб-ли считает, что настоящая христианизация, или, по его словам, «великая трансформация», случилась в указанном промежутке — с 363 по 529 гг. В начале этого периода население большинства городов было преимущественно христианским, а население прилегающей к ним сельской местности — языческим. Но к концу данного отрезка времени греческая религия, ее культ и верования стали, по выражению автора, «надломленной тростью». Причиной «великой трансформации», пишет Тромбли, явились совместные усилия христианских епископов, клира, монахов и христианских императоров. В частности: ограничения языческого культа, налагаемые законами; запрет на магию и волшебство; разрушение или смена употребления языческих культовых построек («конверсия языческих храмов») в городах и священных местах в сельской местности; а также включение древних языческих обрядов и ритуалов в христианизированной и воцерковленной форме в церковную практику.
Автор тщательно анализирует кодексы законов, эпиграфические данные, агиографические тексты и археологические источники с учетом этнических, лингвистических и культурных особенностей регионов восточного Средиземноморья.
Книгу открывают две объемные вводные главы, дающие базу для понимания всего массива двухтомника и излагаемой в нем концепции, — «Правовой статус жертвоприношения до 529 года» и «Христианизация».
В первой главе рассматривается государственная императорская программа поэтапного запрета языческих культов, в результате чего должен был увеличиться приток обращенных из старой религии в новую. Эта программа, по мысли автора, имела две стадии.
Первая — 319-423 гг., когда законодательство было направлено на запрет публичных церемоний и не влияло на личные отправления религиозных культов. Т. е. разнообразие языческих культов было терпимо христианским государством, кроме случаев явной аморальности. Воинствующие поступки епископов и других христиан, часто приводившие к трагическим последствиям, указывают на то, что во многих областях христиане были в меньшинстве. Влияние христианского меньшинства варьировалось от региона к региону, а внедрение императорских законов в провинциях зависело от инерции местных властей, которые часто оставались приверженцами языческой веры. Но если местные власти и склонялись к христианству, население могло иметь ярко выраженные языческие симпатии, что вело к разнообразным конфликтам. В этот же период для отступников от христианства назначаются суровые наказания, возвращение в старую религию после принятия Крещения становится проблематичным. При императоре Феодосии Великом (379-395), благодаря его законодательной инициативе, общество стремительно христианизируется. Как отмечает И. А. Иванов, «в 381 г. Феодосий I запрещает жертвоприношения с целью предсказания будущего, а в 392 г. он же запрещает поклонение ларам, пенатам, гению императора, идолам, источникам и деревьям» [Иванов, 2010, 82].
Второй период начинается в 438 г. и связан с Третьей новеллой императора Феодосия Второго, правившего Восточной Римской империей на протяжении 48 лет, с 401 по 450 гг. Этот римский император знаменит тем, что в 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия — одно из главных языческих святилищ античного мира, где на протяжении многих веков проводились Олимпийские игры. Кроме того, в эдикте 448 г. он приказал предать огню сочинения языческого философа-неоплатоника Порфирия, направленные против христиан. Феодосий живо интересовался церковными делами, преследовал еретиков; по его инициативе в городе Эфесе в 431 г. был созван Третий Вселенский Собор, осудивший учение Нестория.
Особенность Третьей новеллы автор видит в том, что «римский мир» отныне зависел не от милости древних богов, но от Единого Бога христиан. В свете такого
подхода языческие жертвоприношения рассматривались как государственное преступление, а за обращение кого-либо в язычество полагалась смертная казнь. Тем не менее, в таких городах, как Афины, Афродизия и Александрия, а также в сельской местности Вифинии, Сирии, Египта и Аравии старая религия твердо держала свои позиции.
Во второй главе — «Христианизация» — показывается, что христианизация Римской империи в восточной ее части шла тремя путями: трансформация местных богов и понижение их статуса до «даймонес» («демонов» — подчиненных богам сверхъестественных существ), христианизация языческого ритуала и передача языческих зданий Церкви (например, Асклепейон в Афинах стал храмом св. ап. Андрея [см.: Джарман, Гаврилов (2009); Джарман, Гаврилов (2011)]) или их разрушение.
Далее в девяти главах дается детальный обзор ситуации на различных территориях Восточной Римской империи, с помощью чего обосновывается концепция автора. В первом томе рассматриваются Газа, Афины и Аттика; во втором автор уделяет особое внимание таким территориям и культурным областям, как Александрия, Афродизия, Малая Азия, сельская местность в Сирии, долина Нила, Антиохия и др. Разбор положения в каждой области изобилует важными и интересными фактами как религиоведческого, так и историко-культурологического характера, хотя Фрэнк Р. Тромбли признает, что существуют невосполнимые лакуны данных. Тем не менее, у читателя складывается ясное впечатление об уровне христианизации различных регионов Византии и о наличии более языческих «анклавов» и областей.
Привлечение кодексов законов позволяет узнать и оценить распространенность языческих культов и ритуалов и степень приверженности к ним населения, а также сложности в искоренении подобных традиций и пути борьбы с такими явлениями.
Интересен подход Тромбли к эпиграфическому материалу погребений. Историк считает, что христианские надписи часто содержат идеи смерти как сна, что отражается в погребальной эпиграфике.
Автор имеет выраженную прохристианскую позицию, что проявляется в его концепции, согласно которой язычество менее рационально, чем христианство: «Солнечный круг, потрясающий землю Сарапис, даймоны, которые, как представлялось людям, жили в изображениях богов... пали перед рациональным вопрошани-ем Креста» [ТготЫеу, 137]. Примечательно, что христианство противопоставляется не только политеистической религии язычества, но и иудейскому монотеизму.
В своей работе Тромбли поднимает интересные вопросы отношения религиозных взглядов и политической реальности, веры и функционирования государственных институтов. Замечательны образы воинствующих епископов и монахов (свт. Пор-фирий Газский (^ 420), авва Шенуте (Сенуфрий) Атрипский (^ ок. 433-466) и др.), которые автор восстанавливает по имеющимся агиографическим документам. Книга дает яркий срез менталитета эпохи поздней Римской империи — как христиан, так и остававшихся приверженцев «старой веры», т. е. язычества.
Существенный недостаток монографии — представление христианства в рассматриваемом периоде монолитным, тогда как указанный промежуток был для Церкви крайне сложным временем становления триадологии и христологии в ее привычном нам догматическом «каппадокийском» и «халкидонском» виде. Другим недочетом является отсутствие карт, что затрудняет чтение.
Книга Фрэнка Р. Тромбли может быть рекомендована как специалистам-религиоведам и историкам античности и Византии, так и студентам соответствующих специальностей. А также всем, кто интересуется историей становления христианства в Византийской империи.
Источники и литература
Olga Dzharman, Igor Gavrilov. Greek Religion and Christianization in the Era of the Formation of Byzantine statehood. A review of: Trombley F. R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p.
Abstract: The article is a review of a two-volume monograph by British historian of religion Frank R. Trombley, "Greek religion and Christianization in the period from 370 to 529", which provides a detailed analysis of the process of turning Eastern Roman Empire into a Christian state, covering a period of time from the Emperor Feodosius the Great to the Emperor Justinian the Great. There is a Christian position of the author in the review, which was reflected in his concept of Christianization ("Great transformation"), some shortcomings of work are also mentioned here.
Olga Aleksandrovna Jarman — Candidate of Medicine, Senior Lecturer of the Department of Humanities and Bioethics at St. Petersburg Pediatric Medical University (olwen2005@ gmail.com).
Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Teology at St. Petersburg Teological Academy (igo7777@mail.ru).
Sources and References
XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018