Спросить
Войти

Греческая религия и христианизация в эпоху становления византийской государственности. Рецензия на монографию: Trombley, Frank R. Hellenic Religion and Christianization

Автор: указан в статье

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10050

Рецензии

О. А. Джарман, И. Б. Гаврилов

ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Рецензия на монографию: Trombley, Frank R. Hellenic

Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p.

Статья представляет собой рецензию на двухтомную монографию британского историка религии Фрэнка Р. Тромбли «Греческая религия и христианизация в период с 370 по 529 годы», в которой подробно анализируется процесс превращения Восточной Римской империи в христианское государство в промежутке времени от императора Феодосия Великого до императора Юстиниана Великого. В рецензии отмечается христианская позиция автора, которая отразилась в его концепции христианизации («великой трансформации»), а также указываются некоторые небольшие недостатки работы.

Проблемы, связанные с осмыслением христианизации Римской империи, процесса превращения языческого государства в христианское, сложного взаимодействия христианства и язычества в культуре эпохи поздней античности, в последние годы неоднократно становились предметом пристального анализа в отечественной и зарубежной научной литературе [см., напр.: Джарман, Гаврилов (2017в); Джарман, Гаврилов (2017a); Джарман, Гаврилов (2017б); Джарман, Гаврилов (2018)].

Двухтомный труд Фрэнка Р. Тромбли (1947-2015) «Греческая религия и христианизация в период с 370 по 529 годы» уже успел занять видное место в современном западном религиоведении. Автор — известный британский ученый, историк религии, выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор Королевского колледжа Лондона, с 1992 г. — преподаватель Кардиффского университета (Уэльс, Великобритания), профессор кафедры византийской и ближневосточной истории, заведующий Отделением религиозных и богословских исследований.

В монографии подробно рассматривается процесс, в результате которого христианство стало религией большинства населения Римской империи во время правления императоров после смерти Юлиана Отступника (363), т. е. в период от последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого (379-395) до одного из наиболее выдающихся византийских императоров Юстиниана Великого (527-565).

Особое внимание автор фокусирует на религиозном мире ранневизантийской империи, причем не только на традиции «греческой религии», но и на различных

Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (olwen2005@gmail.com).

Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igo7777@mail.ru).

анатолийских, семитских и египетских политеистических религиях. После обращения императора Константина и вопреки росту ограничений со стороны последующих римских императоров традиционный средиземноморский политеизм продолжал был широко распространен в восточной части Римской империи еще долгое время. Тромб-ли считает, что настоящая христианизация, или, по его словам, «великая трансформация», случилась в указанном промежутке — с 363 по 529 гг. В начале этого периода население большинства городов было преимущественно христианским, а население прилегающей к ним сельской местности — языческим. Но к концу данного отрезка времени греческая религия, ее культ и верования стали, по выражению автора, «надломленной тростью». Причиной «великой трансформации», пишет Тромбли, явились совместные усилия христианских епископов, клира, монахов и христианских императоров. В частности: ограничения языческого культа, налагаемые законами; запрет на магию и волшебство; разрушение или смена употребления языческих культовых построек («конверсия языческих храмов») в городах и священных местах в сельской местности; а также включение древних языческих обрядов и ритуалов в христианизированной и воцерковленной форме в церковную практику.

Автор тщательно анализирует кодексы законов, эпиграфические данные, агиографические тексты и археологические источники с учетом этнических, лингвистических и культурных особенностей регионов восточного Средиземноморья.

Книгу открывают две объемные вводные главы, дающие базу для понимания всего массива двухтомника и излагаемой в нем концепции, — «Правовой статус жертвоприношения до 529 года» и «Христианизация».

В первой главе рассматривается государственная императорская программа поэтапного запрета языческих культов, в результате чего должен был увеличиться приток обращенных из старой религии в новую. Эта программа, по мысли автора, имела две стадии.

Первая — 319-423 гг., когда законодательство было направлено на запрет публичных церемоний и не влияло на личные отправления религиозных культов. Т. е. разнообразие языческих культов было терпимо христианским государством, кроме случаев явной аморальности. Воинствующие поступки епископов и других христиан, часто приводившие к трагическим последствиям, указывают на то, что во многих областях христиане были в меньшинстве. Влияние христианского меньшинства варьировалось от региона к региону, а внедрение императорских законов в провинциях зависело от инерции местных властей, которые часто оставались приверженцами языческой веры. Но если местные власти и склонялись к христианству, население могло иметь ярко выраженные языческие симпатии, что вело к разнообразным конфликтам. В этот же период для отступников от христианства назначаются суровые наказания, возвращение в старую религию после принятия Крещения становится проблематичным. При императоре Феодосии Великом (379-395), благодаря его законодательной инициативе, общество стремительно христианизируется. Как отмечает И. А. Иванов, «в 381 г. Феодосий I запрещает жертвоприношения с целью предсказания будущего, а в 392 г. он же запрещает поклонение ларам, пенатам, гению императора, идолам, источникам и деревьям» [Иванов, 2010, 82].

Второй период начинается в 438 г. и связан с Третьей новеллой императора Феодосия Второго, правившего Восточной Римской империей на протяжении 48 лет, с 401 по 450 гг. Этот римский император знаменит тем, что в 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия — одно из главных языческих святилищ античного мира, где на протяжении многих веков проводились Олимпийские игры. Кроме того, в эдикте 448 г. он приказал предать огню сочинения языческого философа-неоплатоника Порфирия, направленные против христиан. Феодосий живо интересовался церковными делами, преследовал еретиков; по его инициативе в городе Эфесе в 431 г. был созван Третий Вселенский Собор, осудивший учение Нестория.

Особенность Третьей новеллы автор видит в том, что «римский мир» отныне зависел не от милости древних богов, но от Единого Бога христиан. В свете такого

подхода языческие жертвоприношения рассматривались как государственное преступление, а за обращение кого-либо в язычество полагалась смертная казнь. Тем не менее, в таких городах, как Афины, Афродизия и Александрия, а также в сельской местности Вифинии, Сирии, Египта и Аравии старая религия твердо держала свои позиции.

Во второй главе — «Христианизация» — показывается, что христианизация Римской империи в восточной ее части шла тремя путями: трансформация местных богов и понижение их статуса до «даймонес» («демонов» — подчиненных богам сверхъестественных существ), христианизация языческого ритуала и передача языческих зданий Церкви (например, Асклепейон в Афинах стал храмом св. ап. Андрея [см.: Джарман, Гаврилов (2009); Джарман, Гаврилов (2011)]) или их разрушение.

Далее в девяти главах дается детальный обзор ситуации на различных территориях Восточной Римской империи, с помощью чего обосновывается концепция автора. В первом томе рассматриваются Газа, Афины и Аттика; во втором автор уделяет особое внимание таким территориям и культурным областям, как Александрия, Афродизия, Малая Азия, сельская местность в Сирии, долина Нила, Антиохия и др. Разбор положения в каждой области изобилует важными и интересными фактами как религиоведческого, так и историко-культурологического характера, хотя Фрэнк Р. Тромбли признает, что существуют невосполнимые лакуны данных. Тем не менее, у читателя складывается ясное впечатление об уровне христианизации различных регионов Византии и о наличии более языческих «анклавов» и областей.

Привлечение кодексов законов позволяет узнать и оценить распространенность языческих культов и ритуалов и степень приверженности к ним населения, а также сложности в искоренении подобных традиций и пути борьбы с такими явлениями.

Интересен подход Тромбли к эпиграфическому материалу погребений. Историк считает, что христианские надписи часто содержат идеи смерти как сна, что отражается в погребальной эпиграфике.

Автор имеет выраженную прохристианскую позицию, что проявляется в его концепции, согласно которой язычество менее рационально, чем христианство: «Солнечный круг, потрясающий землю Сарапис, даймоны, которые, как представлялось людям, жили в изображениях богов... пали перед рациональным вопрошани-ем Креста» [ТготЫеу, 137]. Примечательно, что христианство противопоставляется не только политеистической религии язычества, но и иудейскому монотеизму.

В своей работе Тромбли поднимает интересные вопросы отношения религиозных взглядов и политической реальности, веры и функционирования государственных институтов. Замечательны образы воинствующих епископов и монахов (свт. Пор-фирий Газский (^ 420), авва Шенуте (Сенуфрий) Атрипский (^ ок. 433-466) и др.), которые автор восстанавливает по имеющимся агиографическим документам. Книга дает яркий срез менталитета эпохи поздней Римской империи — как христиан, так и остававшихся приверженцев «старой веры», т. е. язычества.

Существенный недостаток монографии — представление христианства в рассматриваемом периоде монолитным, тогда как указанный промежуток был для Церкви крайне сложным временем становления триадологии и христологии в ее привычном нам догматическом «каппадокийском» и «халкидонском» виде. Другим недочетом является отсутствие карт, что затрудняет чтение.

Книга Фрэнка Р. Тромбли может быть рекомендована как специалистам-религиоведам и историкам античности и Византии, так и студентам соответствующих специальностей. А также всем, кто интересуется историей становления христианства в Византийской империи.

Источники и литература

1. Trombley — TrombleyF.R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p.; 430p.
2. Джарман, Гаврилов (2009) — Джарман О. А, Гаврилов И. Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. СПб., 2009. № 4 (31). С. 76-84.
3. Джарман, Гаврилов (2011) — Джарман О.А., Гаврилов И.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2011. №2. С. 109-112.
4. Джарман, Гаврилов (2018) — ДжарманО.А, ГавриловИ.Б.Историческая трансформация римской религии в контексте становления христианства: новые тенденции в зарубежном религиоведении. Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p. // Христианское чтение. СПб., 2018. № 1. С. 244-249.
5. Джарман, Гаврилов (2017a) — Джарман О.А., ГавриловИ.Б. К характеристике древнеримского культа императора. Рецензия на монографию: I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 5. С. 256-259.
6. Джарман, Гаврилов (2017б) — Джарман О. А, Гаврилов И.Б. Религиозный мир Древней Греции. Рецензия на монографию: Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 6. С. 251-254.
7. Джарман, Гаврилов (2017в) — Джарман О.А., ГавриловИ.Б. Христианские пути Востока и Запада. Рецензия на монографию: Eugene Webb. In Search of the Triune God. The Christian Paths of East and West. University of Missouri, 2014. 448 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 3. С. 309-315.
8. Иванов (2010) — ИвановИ.А. Римско-византийское право: некоторые аспекты религиозной политики // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. СПб., 2010. №4 (39). С. 79-84.

Olga Dzharman, Igor Gavrilov. Greek Religion and Christianization in the Era of the Formation of Byzantine statehood. A review of: Trombley F. R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p.

Abstract: The article is a review of a two-volume monograph by British historian of religion Frank R. Trombley, "Greek religion and Christianization in the period from 370 to 529", which provides a detailed analysis of the process of turning Eastern Roman Empire into a Christian state, covering a period of time from the Emperor Feodosius the Great to the Emperor Justinian the Great. There is a Christian position of the author in the review, which was reflected in his concept of Christianization ("Great transformation"), some shortcomings of work are also mentioned here.

Olga Aleksandrovna Jarman — Candidate of Medicine, Senior Lecturer of the Department of Humanities and Bioethics at St. Petersburg Pediatric Medical University (olwen2005@ gmail.com).

Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Teology at St. Petersburg Teological Academy (igo7777@mail.ru).

Sources and References

1. Trombley — Trombley F. R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p.
2. Dzharman, Gavrilov (2009) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. Christians Physicians as a Late Antique Mediterranean Cultural Phenomenon. Vestnik Inzhekona. Seriya: Gumanitarnyye nauki. Saint-Petersburg, 2009, no. 4 (31), pp. 76-84. (In Russian).
3. Dzharman, Gavrilov (2011) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. Christians Physicians as a Late Antique Mediterranean Cultural Phenomenon. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye. Saint-Petersburg, 2011, no. 2, pp. 109-112. (In Russian).
4. Dzharman, Gavrilov (2018) — Dzharman O.A., GavrilovI.B.Historical Transformation of the Roman Religion in the context of the Rise of Christianity: New Tendencies in Foreign Religious Studies. Review on the monograph: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476 p. Volume 2: A Sourcebook. 430p. Khristianskoe chtenie, 2018, no. 1, pp. 244-249. (In Russian).
5. Dzharman, Gavrilov (2017a) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. To the Characteristic of the Ancient Roman Cult of the Emperor. Review on the Monograph: I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428p. Khristianskoe chtenie, 2017, no. 5, pp. 256-259. (In Russian).
6. Dzharman, Gavrilov (2017b) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. The Religious World of Ancient Greece. A review of Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230p. Khristianskoe chtenie, 2017, no. 6, pp. 251-254. (In Russian).
7. Dzharman, Gavrilov (2017c) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. Christian Ways of East and West. Review on the monograph: Eugene Webb. In Search of the Triune God. The Christian Paths of East and West. University of Missouri, 2014. 448p. Khristianskoe chtenie, 2017, no. 3, pp. 309-315. (In Russian).
8. Ivanov (2010) — IvanovI.A.Roman-Byzantine Law: some Aspects of Religious Policy Vestnik Inzhekona. Seriya: Gumanitarnyye nauki. Saint-Petersburg, 2010, no. 4 (39), pp. 79-84. (In Russian).
266

XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018

христианство эллинизм греческая религия Фрэнк Р. Тромбли христианизация религиоведение древнеримская религия история религии христианство и язычество ранневизантийская цивилизация
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты