Спросить
Войти

Значение церковных библиотек в нравственном воспитании населения

Автор: указан в статье

история

ББК 63.3(2)53-7

Н.А. Мурашова

Значение церковных библиотек в нравственном воспитании населения

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. поставило вопрос о необходимости введения всеобщего начального образования. Царское правительство ясно понимало социальное значение распространения грамотности в крестьянской среде. Поэтому политику в образовании направили на поиск оптимального варианта, который бы гарантировал возможность модернизации страны при сохранении самодержавия.

Большую роль в духовной и политической жизни России, а также в становлении библиотечной сети играла Русская православная церковь. Церковные библиотеки способствовали формированию особого круга чтения и приоритетного набора книг, востребованных населением. Поскольку создавалась система церковно-приходских школ, то в библиотеках при них сосредотачивалась литература, пользующаяся спросом у прихожан, среди которых находились купцы, мещане, учащиеся, военные и другие категории читателей [1, л. 18].

Служители культа отличались от основной массы населения поголовной грамотностью. Имели они возможность и получать во временное пользование документы из хранилищ ведомства Святейшего Синода [2, с. 3].

Наряду с созданием библиотек для священнослужителей в Западной Сибири организовывали церковные библиотеки для народа. В исследуемый период в среднем в благочиниях было по три-четыре церковные библиотеки, количество книг в которых колебалось от 1093 до 6739 экз. [3, л. 7]. Епархиальное начальство предписывало настоятелям церквей и монастырей заботиться о приумножении церковных библиотек книгами и журналами, и это со временем составило значительный запас книг для «душеполезного чтения». Указ Синода 1868 г. ограничивал количество и тематику сочинений для того, чтобы в церковные библиотеки не попадали книги «вредного содержания». С этой целью реестр книг был пересмотрен и разделен на три отделения. В первое занесены книги богословского характера, во второе - житийные и в третье - богослужебные книги. Синод настаивал на обязательном приобретении книг для первого отдела.

Важность создания церковно-приходских библиотек мотивировалась тем, что «образование народа

должно быть запечатлено религиозно-нравственным характером» [1, л. 7]. Работникам библиотек приходилось учитывать сельскохозяйственный цикл, понимая, что на основательное образование крестьянину просто не хватало времени.

Книги выдавались прихожанам бесплатно, а сами читальни работали в воскресные и праздничные дни до 8 час. вечера, а в будний зимний день библиотека или читальня открывались только по требованию читателей (даже если это был один человек), но не ранее 9 час. утра и не позднее 8 час. вечера [4, с. 5-6].

Большое значение для воспитания населения Западной Сибири имели библиотеки, организованные П.И. Макушиным. Церковнослужители бдительно следили и за книжной торговлей Петра Ивановича, но в 1873 г. они все-таки оценили его труды на ниве просвещения: Святейший Синод вторично преподал ему благословение и вручил грамоту. Девизом всей просветительской деятельности Макушина был лозунг: «Ни одного неграмотного!»

«Правила о церковно-приходских школах» (1884 г.) предоставили духовенству определенные полномочия в деле нравственного воздействия на подрастающее поколение. Повсеместно создавали библиотеки, комплектовали их литературой религиозно-нравственного содержания. Важной составной их фонда частью стала церковная периодическая печать, а некоторые из библиотек состояли только из периодики. Так, в журналах «Дух христианства», «Русский паломник», «Православный собеседник» печатались статьи только лиц духовного звания. Основными темами являлось обсуждение житийной литературы, описание святых мест, история самых крупных монастырей, деятельность православной церкви, религиозные и нравственные проблемы [5, л. 23].

«Исторический вестник», издававшийся в Петербурге, стал единственным светским журналом, который разрешалось иметь в церковных библиотеках. Имеются сведения, что его получали и в деревенских церквях.

Размеры церковных библиотек зависели от их материального положения, этим определялось количество книг и их качественный состав. С 1891 г под контроль Синода были отданы школы грамоты, которые открывались в небольших селах. Таким образом, участие РПЦ в начальном образовании заметно усилилось, она получила новые возможности в воспитании молодого поколения.

Значение церковных библиотек в нравственном воспитании населения

Комплектовались библиотеки через епархиальные училищные советы, епархиальных и уездных наблюдателей церковно-приходских школ. Значение их постепенно возрастало, так как читатель сам мог подобрать для себя книгу, что являлось немаловажным фактом пользы этого учреждения. Книги выдавались на дом бесплатно и сроком на 2 недели.

Большую роль в культурной жизни населения края играли духовные учебные заведения, при которых функционировали библиотеки, укомплектованные по всем отраслям знаний. Грамотно подобранный фонд Тобольской духовной семинарии позволил в 1911 г. воспитаннику 5-го класса С. Кроткову поместить в «Тобольских епархиальных ведомостях» статью о детских библиотеках в Америке [6, с. 134]. Библиотека семинарии считалась одной из лучших в Российской империи. К началу исследуемого периода фонд ее насчитывал 6164 тома на русском, французском, немецком, латинском и других языках. Библиотека Томской семинарии в этот период располагала фондом в 1,5 тыс. томов [7, л. 27].

Не во всех причтах и благочиниях относились к библиотекам с должным уважением, случалось, что книги приобретались бессистемно, иногда светских книг было значительно больше, чем религиозных [8, с. 6-8]. Значительное влияние на развитие библиотек оказывала политика Синода, общественная ситуация и эволюция библиотечной системы. Библиотеки приобщались к таким новшествам, как каталогизация книг, предлагаемых для чтения и приобретения, выписка периодических изданий, создание библиотечных советов и др.

Важным фактором развития церковных библиотек оставалось экономическое положение приходов РПЦ, особенно наличие грамотного, увлеченного книгой священнослужителя. На страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» авторы писали о том, что если посмотреть личные библиотеки сельских учителей, то можно найти две-три устаревшие методики, несколько повестей и романов, приложения к «Ниве», «Родине» и т.д. Книг иного содержания почти не встречается. Пользующиеся спросом журналы «Знание» и «Самообразование» не заняли почетного места в учительских библиотеках. Иногда номера этих журналов так и стояли неразрезанными. Для большинства читателей содержание журналов оказалось не по силам, а некоторым просто неинтересным: «Конечно, случалось видеть единичные учительские библиотеки серьезного содержания и методико-педагогического направления. О большинстве личных учительских библиотек можно сказать, что это библиотеки крестьянских грамотеев. Учитель без книг подобен земледельцу без плуга и зерен. Наряду с вышеизложенным, следует отметить, что были и библиотеки с хорошим подбором книг. Школьные библиотеки в некоторых деревнях снабжались по всем отраслям знаний: географии, истории,

сельскому хозяйству и т.д. Проводились при школах чтения на разные темы, в том числе и бытовые, доступные для простого слушателя» [9-10].

По циркуляру Святейшего Синода от 17 декабря 1908 г. за № 79 предлагалось всем заведующим и учащимся церковных школ Западной Сибири, при которых есть хорошо укомплектованные библиотеки, привлекать местное население к чтению. Активно пользовались читатели библиотекой при Карачинской церкви Тобольской губернии. В ней брали книги и жители близлежащих деревень (306 чел.) [11, с. 27]. Очень часто в селах библиотеки располагались в домах священников (они же ими и заведовали).

Читатели интересовались брошюрами против пьянства и с рассказами о военных событиях, сельском хозяйстве, кустарной промышленности. Большим спросом пользовалась книги по медицине и ветеринарии [12, с. 47]. При Христовоздвиженской церкви с. Малиновское Томской губернии библиотеку посещали 35 крестьян. Книги брали часто и возвращали в срок.

Ввиду того, что многие библиотеки не предоставляли вовремя отчетов, а некоторые вообще не отчитывались, проанализировать их деятельность сложно. Но из сохранившихся отчетов следует, что библиотеки духовных учебных заведений, церквей, причтов, благочиний Западной Сибири имели значительное влияние на жизнь населения. Они оставались самыми массовыми учреждениями по посещаемости [13, л. 58об.].

Библиотеки духовных училищ хранили значительное количество исторической литературы. Для примера: в Курганском Богородице-Рождественском училище числились такие издания, как «Всемирная история» К-Ф. Шлоссера в 12-ти томах, «Русская история» С.М. Соловьева в 15-ти томах, сочинения Н.И. Костомарова. Из газет были «Душеполезное чтение», «Странник», «Христианское чтение» и др.

Весомый вклад в культуру вносили религиозные братства и создаваемые ими братские читальни. Так, в ноябре 1890 г. в ознаменование 300-летия покорения Сибири в Тобольске учредили церковно-православное епархиальное Братство святого великомученика Димитрия Солунского, которое создавало школы, библиотеки, братские читальни. Практиковалась безвозмездная раздача книг религиозно-нравственного содержания. В Тобольске такая читальня существовала с 1899 г. Помещалась она в здании Тобольской церковноприходской школы и со временем стала хранилищем духовно-нравственной, научной литературы, церковных книг известных сибирских ученых А.А. Дунина-Горкавича, Б.М. Житкова и др. Библиотека пополнялась в обмен на издаваемые братством «Епархиальные ведомости». Книговыдача ее в 1912 г. составляла 1510 книг и журналов. В следующем году выдали 1543 книг, журналов - 1938, читателей насчитывалось 1192

история

чел. [14, л. 9; 15]. Братская читальня при Тобольской Богоявленской школе работала ежедневно с 4 до 7. В конце учебного года каждый учащийся составлял по установленному образцу требовательную ведомость с указанием необходимых книг. Заведующий школой просматривал ведомость, отсылал ее заведующему складом, в обязанности которого входило составление общей ведомости.

Создавая библиотеки при благочиниях, предполагали, что они должны привлекать не подготовленного читателя, а читателя, не умеющего читать. Содержались такие заведения на церковно-попечительские средства. Например, деньги на приобретение книг давали: церковь Михаила Архангела - 10 руб., Кре-стовоздвиженская - 10 руб., Спасская - 30 руб. Выпи-

сывали периодику - «Русский паломник», «Кормчий», «Тобольский край». Самым удобным местом для библиотек были школы.

На волне общероссийского демократического подъема в начале ХХ в. возникают библиотеки, издаются газеты и книги на татарском языке: с 19 февраля 1913 г. выходит мусульманская газета «Сибирия». Общество мусульман-прогрессистов в Томске открывает первую бесплатную библиотеку-читальню.

Таким образом, подводя итоги, можно прийти к выводу о том, что библиотеки в нравственном воспитании населения играли большую роль. Они стали одним из важных компонентов в развитии культуры в Западной Сибири, приобщали население к духовным ценностям через печатное слово.

Библиографический список

1. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГА в Тобольске). - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 1078.
2. Тобольские епархиальные ведомости. - 1868. -№13.
3. ГУТО ГА в Тобольске. - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 272.
4. Томские епархиальные ведомости. - 1892. - №12.
5. Государственный архив Томской области (ГАТО). - Ф. 125. - Оп. 1. - Д. 573.
6. ГУТО ГА в Тобольске. - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 124.
7. ГАТО. - Ф. 3. - Оп. 2. - Д. 3141.
8. ГУТО ГА в Тобольске. - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 1079.
9. Томские епархиальные ведомости. - 1909. - №17.
10. Томские епархиальные ведомости. - 1913. - №9, 19.
11. Тобольские епархиальные ведомости, 1891. №13.
12. Томские епархиальные ведомости. - 1910. - №3.
13. ГАТО. - Ф. 3. - Оп. 64. - Д. 36.
14. ГУТО ГА в Тобольске. - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 546.
15. ГУТО ГА в Тобольске. - Ф. 156. - Оп. 18. - Д. 1248.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты