Спросить
Войти

«Карта религий» для неудавшейся всесоюзной переписи 1937 г. : забытая страница советского религиоведения

Автор: указан в статье

Татьяна Чумакова

«Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной переписи 1937 г.: забытая страница советского религиоведения

Порой приходится слышать, что российское религиоведение возникло совсем недавно, и в советский период никаких серьезных религиоведческих исследований не проводилось. однако архивные исследования, изучение учебных программ вузов, а также внимательное изучение советской научной периодики 20 - х — середины 30 - х годов XX в. полностью опровергают это утверждение. одним из свидетельств серьезной работы по изучению религий в СССр является «Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок», обнаруженный автором статьи в фондах Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук. Создание этой своеобразной «карты религий СССР», свода данных о различных религиозных группах, многие из которых сейчас уже практически исчезли и известны только специалистам1, было осуществлено в рамках подготовки к всесоюзной переписи 1937 г. силами сотрудников Музея истории религии АН СССР2, которые смогли за небольшое время обобщить результаты исследований, проводившихся в СССР с начала 20 - х годов. основные работы производились сотрудниками Академии наук СССР и Го1. В качестве примера можно привести упоминаемую в публикуемом в приложении к статье документе группу верующих «наталочка», информацию о которой автору статьи не удалось обнаружить.

2. Музей истории религии АН СССР был открыт в 1932 г. в Ленинграде и оставался в составе АН СССР до 1962 г., когда был передан в ведение Министерства культуры СССР. См. подробнее Чумакова Т. В. Музей истории религии: академический период//Академия наук в истории культуры России в XVIII — XX вв./отв. Ред. Ж. И. Алферов. СПб.: Наука, 2010. С. 206-246.

сударственной академии материальной культуры (ГАИМК). Религиоведческие исследования велись в рамках программ, ставивших целью комплексное изучение жизни народов СССР, поэтому ими в разное время занимались сотрудники Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран (КИПС), Комиссии экспедиционных исследований (КЭИ), Института по изучению народов СССР (ИПИН), Института народов Севера, Института языка и мышления, Музея антропологии и этнографии и многих других организаций. К середине 30 - х годов XX в. было собрано множество материалов, велась работа по изданию атласов, карт, справочников, библиографических работ, планировалось издание в третьей пятилетке этнографической многотомной энциклопедии, составлялись религиозно-бытовые и этнографические карты СССР3.

Одним из ключевых событий тридцатых годов XX века стала проведенная в январе 1937 г. всесоюзная перепись населения, результаты которой возможно стали одной из причин большого террора 1937-1938 годов. Предыдущие советские переписи проходили в 1920, 1923 и 1926 гг., а в 1932 г. прошла пробная перепись. Последнюю перепись 1926 г. отделяли от переписи 1937 г. не просто одиннадцать лет, а целая череда «дел», из которых, прежде всего, вспоминается «академическое дело» 1929-1931 гг.4 «дело славистов» 1933-1934 гг.5 и дело «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», проходившее в период подготовки переписи 1937 года. В результате к середине 30 - х значительная часть российских фольклористов6, этнографов и краеведов, которые занимались исследованиями религиозных практик, оказалась репрессирована, многие из них погибли.

Казалось бы, здравый смысл должен был заставить ученых (социологов, этнографов, историков религии) постараться создать такой продукт, который мог бы удовлетворить «заказчи3. Худяков М. Г. Из опыта ленинградских этнографов. Институт по изучению народов СССР (ИПИН)//Этнография. 1930. № 4. С. 85-86; Шахнович М. И. Вторая пятилетка этнографической работы МАЭ и ИПИН Академии наук СССР и Этнографического отдела Государственного Русского музея//Советская этнография. 1932. № 5-6. С. 195-207.

4. См. Перченок Ф. Ф. «Дело Академии наук» и «великий перелом» в советской на-уке^Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М., Наука. С. 201-235.
5. См. Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. Дело славистов. 30-е годы. М.: Наследие, 1994.
6. См. например: Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века: 1900 — первая половина 1941 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. С. 488-515.

ка», но они, изучив международный опыт7, подготовили такие вопросники и инструкции для переписчиков, которые позволили получить максимально объективные результаты. Впрочем, советское правительство оказалось иного мнения, что не удивительно, ведь результаты переписи сильно расходились с официально озвученными с трибун данными. И это касалось не только численности населения СССР (по данным переписи 162 млн. человек, а по официальным данным — никак не меньше 170 млн.), но и состояния его религиозности. Уже в начале 30 - х годов советские чиновники пребывали в уверенности, что религия, будучи пережитком феодализма и капитализма, в социалистическом государстве умерла, и единственные ее приверженцы — это люди пожилого возраста. Перепись показала обратное. Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 56,7% от всех выразивших свое отношение к религии8 (из них две трети крестьян и одна треть горожан, среди которых было немало рабочих и молодежи). Менее чем через три месяца после проведения переписи ее главные организаторы — начальник бюро переписи населения о. А. Квиткин и его заместитель Л. С. Брандгенд-лер (Бранд), который лично занимался подготовкой комплекса инструкций по пятому пункту переписи «религия» — были арестованы вместе с другими руководителями ЦУНХУ (Центральное управление народно - хозяйственного учёта)9 и репрессированы, как и множество ю статистиков и рядовых переписчиков на местах. В «искажении результатов» переписи частично была обвинена и церковь. осенью вышло постановление Совнаркома от 25 сентября 1937 г., в котором говорилось, что всесоюзная перепись 1937 г. проводилась «с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций» 11, а потому в 1939 г. была прове7. По результатам этих исследований ЦУНХУ подготовило монографию Гозу-лов А. И. Переписи населения СССР и капиталистических стран (опыт историко-методологической характеристики производства переписей населения)/Под ред. акад. С. Г. Стумилина. М.: ЦУНХУ, 1936.

8. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году (По материалам Всесоюзной переписи населения)//Исторический вестник. №5. 2000. С. 48.
9. Максимова В. Н. Из воспоминаний (20-30-е годы)//Вопросы статистики. 1996. № 10. С. 78-87.
10. Дэвис С. Мнение народа в сталинской России: Террор, пропаганда и инакомыслие, 1934-1941. М.: РоССПЭН, 2011. С. 79-81.
11. Волков А. Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда //Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. Экспресс-информация. Выпуск

дена новая перепись, но вопрос о религиозной принадлежности в ней отсутствовал. Все результаты переписи были признаны недействительны, ее материалы засекречены, и лишь в конце 90 - х годов XX в. ученые смогли приступить к их изучению^.

При подготовке к переписи одним из наиболее сложных был вопрос о религиозной принадлежности респондента. В предыдущих советских переписях такой вопрос не задавался. Исследователи считают, что решение о внесении его в вопросники было сделано лично И. В. Сталиным13. Руководство страны рассчитывало, что благодаря переписи они смогут получить отражающие действительность данные, которые вместе с тем покажут, каких огромных побед добился СССР в деле пропаганды атеизма. Возможно, что внесение пункта о религиозной принадлежности было спровоцировано наличием подобного вопроса в переписи, проведенной в Германии в 1933 году, это подтверждают постоянные отсылки к немецкой переписи, которые встречаются в письмах ЦУНХУ. Советские статистики отмечали, что религия — «чрезвычайно важный», но «исторически отмирающий» признак, который «большинство стран в XX в. исключили из программы переписи населения». В монографии, выпущенной ЦУНХУ специально к переписи 1937 г., отмечалось, что «Статистическая мысль приходит к убеждению, что, пользуясь арсеналом методов классической теории статистики, вряд ли стоит пытаться проникать в тайники человеческой совести. Этому не мало способствовали неясности и противоречия в определении признака религиозной принадлежности, которые сопутствовали обсуждению этого вопроса в международных статистических организациях... переписи населения фиксируют лишь формальную принадлежность к религии, и не ставят вопроса о самом факте религиозности, ибо это касается таких сторон сознания, где нарушается принцип "свободы" совести» 14. Организаторы переписи подчеркивали, что ответ на вопрос о религиозной принадлежности может быть неточным, поскольку человек не всегда может четко объяснить характер своей религиозности или же его ответ может быть сознательно искажен из страха перед возможными

3-5 (часть II). М.: Информцентр, 1990. С. 6.
12. Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю. А. Полвека под грифом «секретно».

Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука, 1996.

13. Волков А. Г. Перепись населения 1937 года. С. 8.
14. Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран. С. 130.

последствиями. К этому времени на территории СССР была закрыта большая часть храмов разных христианских конфессий, закрывались мечети, синагоги, дацаны, приверженцы всех религиозных течений подвергались преследованиям. И в этих условиях одни верующие были склонны скрывать свою религиозную принадлежность, другие — напротив, верили, что чем больше людей заявят о своей религиозности, тем больше откроют храмов, а третьи просто боялись этого вопроса, и отказывались отвечать. Исследователи отмечают, что по стране «поползли слухи, что верующих "будут обкладывать налогами", что тех, кто записался верующим, "должны забрать", что всех неверующих "выжгут фашисты, а война скоро будет", что "верующих выселят из района, а детей выбросят из школы"»15.

К чести статистиков, готовивших перепись, надо отметить, что они чрезвычайно ответственно подошли к постановке этого вопроса. Для переписчиков была подготовлена инструкция, в которой подробно излагалось, как именно надо задавать вопрос о религиозной принадлежности, с тем, чтобы респондент понял, что речь идет не о том, к какой религиозной группе он принадлежит формально, а о том, каковы его собственные религиозные убеждения: «Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время. Если опрашиваемый считал себя неверующим, записывать "неверующий", а для верующих, придерживающихся какого-либо определенного вероучения, записывать название религии (например, православный, лютеранин, баптист, молоканин, магометанин, иудей, буддист и т. п.)»1б. Переписчик совместно с респондентом должны были точно определить, к какой религии из утвержденного списка он относит себя. Поэтому список должен был быть небольшим, но в то же время точно отражающим реальную картину религиозности. С вопросом о составлении списка религий ЦУНХУ обратилось в Музей истории религии АН СССР, директором которого на тот момент являлся В. Г. Богораз (Тан)17, а также в Институт философии Коммунистической ака15. Поляков Ю. А., Жиромская В. Б., Киселев И. Н. Полвека молчания (Всесоюзная перепись населения 1937 г.)//Социологические исследования. 1990. № 6. С. 7.

16. Гозулов А. И. Переписи населения СССР и капиталистических стран. С. 132.
17. Богораз Владимир Германович (1865-1936) — этнограф, писатель. В 1918 году стал хранителем Музея антропологии и этнографии РАН. Был одним из инициаторов

демии (в начале 1936 г. перешел в состав АН СССР), при котором с 1928 г. существовала Комиссия по истории религии18, а также Антирелигиозный сектор, активным членом которой являлся известный исследователь русского религиозного свободомыслия и политический деятель В. Д. Бонч-Бруевич19. Из официального письма руководства ЦУНХУ, присланного в МИР АН СССР в марте 1936 г., следует, что в чрезвычайно краткие сроки исследователи должны были составить пособия для разработки материалов переписи по религиям, встречающимся в пределах СССР. Содержание этих пособий Бюро представляло себе следующим образом:

«1) Перечисление всех позиций вероисповеданий, по которым будет разрабатываться материал. В 1897 году таких позиций, как известно, было 1620. По условиям машинной техники разработки переписи наиболее удобно было бы иметь не более 12 позиций, при чем одна позиция предназначается для лиц, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию, другая, сборная — для малораспространенных вероисповеданий, не отнесенных к определенным группам ("прочие"), третья — для лиц, не давших ясного ответа на вопрос о религии. Таким образом, для главных религий и примыкающих к ним вероучениям остается лишь 9 позиций.

2) Пособие, раскрывающее содержание каждой позиции (систематический список вероисповеданий), с перечислением всех относящихся к ней частей, синонимов и прочих названий, в том числе и устаревших, но могущих встретиться в ответах на вопрос о религии. Тут же желательно дать указание, среди каких народностей и в каких частях СССР встречается преимущественно данная религия и с какими другими вероисповеданиями по названию или по родственности может быть смешана данная группа.

создания Института народов Севера и Музея истории религии АН СССР, директором которого он стал.

18. Материалы Комиссии хранятся в Архиве РАН в фонде 355.
19. Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873-1955) — государственный и общественный деятель, историк, в 1917 - 1920 гг. управляющий делами Совнаркома, позже занимался научной работой, был создателем Государственного литературного музея. С 1946 г. возглавлял Музей истории религии.
20. Позиции переписи 1897 г. по вероисповеданиям: православные и единоверцы; старообрядцы и уклоняющиеся от православия; армяно-грегориане; армяно-католики; римско-католики; лютеране; баптисты; менониты; англикане; лица остальных христианских исповеданий; караимы; иудеи; магометане; буддисты и ламаиты; лица остальных нехристианских исповеданий.
3) Словарь, в котором размещаются в алфавитном порядке все названия, встречающиеся в пособии № 2, с указанием позиций, к которым они относятся.
4) Пособия эти, как указано уже в нашем отношении от 15 марта с/г, должны быть готовы к 1 июня с/г; во всяком случае, основное пособие, список позиций религий (№ 1), необходимо иметь не позже этого срока. Так как к составлению пособия Вами уже приступлено (отношение от 26 марта № 69-08), составление пособий к сроку не представит по-видимому затруднений»21.

Судя по содержанию переписки между В. Г. Богоразом и В.Д. Бонч-Бруевичем, они договорились о сотрудничестве. Главной проблемой для обоих был размер «списка религии». Бонч-Бруевич писал Богоразу о том, что надо его «сделать не таким сжатым, как это было в статистических таблицах при самодержавии, а наоборот, сделать исчерпывающие перечисления, так как надо твердо знать, что ни один сектант, ни один старообрядец ни в коем случае не запишет себя в другое, даже близко подходящее согласие, а сектант — в секту, а если только захочет сказать, то обязательно потребует точного наименования его вероиспове-дания»22. Подобные таблицы Бонч-Бруевичем уже были составлены в 1932 г. «для потребностей комвнудела»23.

Богораз предложил Бюро переписи кандидатуры А. И. Кли-банова24, А. А. Невского25, В. И. Недельского2б и Г. О. Монзелле-ра27. Но мы не можем с уверенностью утверждать, что ученики Н. М. Маторина28 Клибанов и Невский действительно принимали

21. ПФА РАН. Ф. 221. Оп. 2. Д. 61. Л. 7.
22. Там же.
23. «Комвнудел» — это народный комиссариат внутренних дел (НКВД).
24. Клибанов Александр Ильич (1910-1994) — историк религии, специалист по истории религиозного свободомыслия в России.
25. Невский Александр Арсеньевич (1898-1980 ) — историк религии, специалист по православию и народной религиозности.
26. Недельский Владимир Ипполитович (1903-1958) — историк религии, специалист по раннему христианству.
27. Монзеллер Георгий Оскарович (1900-1959) — востоковед, переводчик с японского и китайского языков. В 1936 г. в МИР АН СССР заведовал отделом нехристианских религий.
28. Маторин (Моторин) Николай Михайлович (1898-1936) — исследователь религии, фольклорист, этнограф. После революции 1917 г. М. принимал активное участие в политической жизни страны и с 1922 г. был секретарем Г.Е. Зиновьева, что впоследствии и послужило основанием для его ареста в качестве участника «троцкистско-зиновьевского блока». Был директором Института антропологии

участие в подготовке переписи, поскольку летом 1936 г. они были арестованы по делу «контрреволюционной группы Н. М. Матори-на», и их фамилии в итоговых документах МИРа не упоминаются. Впрочем, в документах о подготовке переписи сохранилось вообще чрезвычайно мало фамилий разработчиков «списка религий», и можно предположить, что в документах были оставлены имена лишь тех, кому удалось избежать репрессий. Сохранилось письмо руководства МИРа акад. И. Ю. Крачковскому с просьбой составить «перечень различных течений и местных названий, объединяемых общим термином "мусульманства"»29. В мае 1936 г. умирает В. Г. Богораз, и подготовкой переписи в Музее истории религии стали руководить новый заместитель директора МИРа В. о. Василенко, который после ареста Маторина возглавил третий отдел МИРа (А. М. Покровский, бывший заместителем Богораза, также был репрессирован по делу Маторина), и ученый секретарь Ю. П. Фран-цовЗО.Судя по той информации, которую удалось извлечь из архивных документов, Василенко с момента своего появления занимался в музее исключительно идеологической работой, научные интересы его были достаточно ограничены и сводились полностью к теме диссертации «Религия как идеология», поэтому научное руководство подготовкой к переписи осуществлял Францов.

Новое руководство МИРа также требовало уточнений по пункту «Религия» в переписном листе, поскольку, как писал в ЦУНХУ Ю. П. Францов, этот пункт «при формальном опросе может дать совершенно механические представления о прежней принадлежности опрашиваемого к той или иной религии. Было бы желательно в инструкции этот вопрос несколько уточнить, например, дать вопрос "отношение к религии". В случае положительного ответа следующий вопрос задается о принадлежности к той или иной определенной религии»31.

и этнографии АН СССР, активно занимался преподавательской деятельностью, работал в Музее истории религии АН СССР, руководил группой по изучению «бытового православия». Был арестован в 1935 г., расстрелян в 1936 г. По «делу Маторина» проходили также почти все его ученики и сотрудники, в результате чего российская этнографическая и религиоведческая наука понесли огромные потери, особенно в области изучения народной религиозности.

29. ПФА РАН. Ф.221. оп.2. Д. 61. Л.8.
30. Францов (Францев) (Георгий) Юрий Павлович (1903-1969) — философ, социолог, историк религии, общественный деятель, академик АН СССР. С 1939 по 1945 гг.

— директор Музея истории религии АН СССР и зав. сектором истории религии и атеизма Института философии АН СССР.

31. ПФА РАН. Ф. 221. оп. 2. Д. 61. Л. 10.

Работа, проделанная в краткие сроки сотрудниками МИ Ра, не была бы возможна без многолетних исследований, которые проводились по изучению религиозных представлений народов, населявших СССР, и по составлению «карты религий СССР». Все эти усилия этнографов и историков религии нашли воплощение в «Перечне религиозных групп по позициям для переписи 1937 г.». В нем было несколько позиций: «Название религиозной группировки и ее подразделений», «Самоназвание и название», «Среди каких народов встречается», «Район распространения». основных религиозных групп было девять. Первое место в перечне занимали православные, второе место отводилось армяно-гре-горианам, за ними шли католики, протестанты разных течений, среди которых выделялись три: лютеране, кальвинисты и англи-кане. Пятую позицию занимали иудеи, которые также были разбиты на три группы: ашкинази, караимы и «другие течения, примыкающие к иудаизму» (иудействующие и субботники). Далее следовали мусульмане. Седьмая позиция была отведена «буддистам и ламаистам», разделенным на две группы: ламаисты желто-шапочного толка и фоисты. Следующими шли шаманисты и группы, отделившиеся от них: бурханисты и последователи культа Хэри-мапа. Замыкающие список «прочие религии» включали в себя браманистов, конфуциан, огнепоклонников, а также последователей традиционных культов (марийская кугу-сор-та (большая свеча), липопоклонники — удмурты и последователи «кузьки — мордовского бога»)32. Впрочем, этот перечень не был окончательным, и возникший в результате долгих споров и переписки с ЦУНХУ «Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок» существенно отличался от предыдущего варианта. В нем было 12 позиций (групп), старообрядцы «поповского согласия» были отнесены к православным, а «беспоповцы» к «христианам прочих направлений». Группа 1 включала неверующих («синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирелигиозники, антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие»), безразличных к вопросам веры и сомневающихся. Самой разнообразной была группа 6 «Христиане прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия и протестантства», она состояла из множества течений старообрядцев «беспоповцев», только «мелких групп» там было указано 18, и у всех были указаны

32. Там же. Л. 90-95.

не только самоназвания, но и места проживания. Предпоследняя (одиннадцатая) группа включала в себя «прочие и не точно обозначенные религии». В нее попали не только «огнепоклонники», «браманисты» и «язычники», но и сторонники религиозно-философских систем: деисты, пантеисты, спиритуалисты, мистики, теософы, спириты, оккультисты и последователи «христианской науки»зз.

«Список религий» отражает религиозное многообразие, которое существовало на территории СССР в 20-е — начале 30 - х годов. Хочется надеяться, что те материалы, на основе которых создавался этот список, не утрачены, и в будущем удастся найти не только их, но и те религиозные и религиозно-бытовые карты, о которых так часто упоминается не только в архивных материалах, но и в публикациях конца 20 - х — начала 30 - х годов XX в. Все это позволило бы с большой долей вероятности реконструировать картину религиозной жизни в СССР первой трети XX столетия.

Библиография

Архивные материалы

Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (ПФА РАН). Ф. 221 (Фонд Музея истории религии).

Литература

Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. Дело славистов. 30-е годы. М.: Наследие, 1994.

Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда//Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. Экспресс-информация. Выпуск 3-5 (часть II). М.: Информцентр, 1990. С. 6-63.

Гозулов А. И. Переписи населения СССР и капиталистических стран (опыт историко-методологической характеристики производства переписей населения)/Под ред. акад. С. Г. Стумилина. М.: ЦУНХУ, 1936. Дэвис С. Мнение народа в сталинской России: Террор, пропаганда и инакомыслие,

1934-1941. М.: РОССПЭН, 2011. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году (По материалам Всесоюзной переписи населения) //Исторический вестник. 2000. №5. С. 46-54.

Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Поляков Ю. А. Полвека под грифом «секретно». Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука, 1996. Максимова В.Н. Из воспоминаний (20-30-е годы)//Вопросы статистики. 1996. № 10. С. 78-87.

33. Там же. Л. 112.

Перченок Ф. Ф. «Дело Академии наук» и «великий перелом» в советской науке//Тра-гические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М.: Наука, 1995. С. 201-235.

Поляков Ю. А. , Жиромская В. Б. , Киселев И. Н. Полвека молчания (Всесоюзная перепись населения 1937 г.) //Социологические исследования. 1990. № 6. С. 3-25.

Худяков М. Г. Из опыта ленинградских этнографов. Институт по изучению народов СССР (ИПИН)//Этнография. 1930. № 4. С. 85-86.

Чумакова Т.В. Музей истории религии: академический период//Академия наук в истории культуры России в ХУШ-ХХ вв./отв. ред Ж. И. Алферов. СПб.: Наука, 2010. С. 206-246.

Шахнович М. И. Вторая пятилетка этнографической работы МАЭ и ИПИН Академии наук СССР и Этнографического отдела Государственного Русского музея//Со-ветская этнография. 1932. № 5-6. С. 195-207.

Приложение 1

Ниже публикуется «Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок», сохранившийся в фонде Музея истории религии Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук (ПФА РАН. Ф. 221). Документ представляет собой машинописный текст без даты. В отличие от другого «Списка религий», хранящегося в этом же деле 61, содержащим документы по подготовке к переписи 1937 г., в нем практически отсутствует рукописная правка, и он более полон, что позволяет считать этот вариант более поздним. Документ публикуется без исправлений.

Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок34

Группа 1 (шифр Х)

A. Неверующие: синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирелигиозники, антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие.

Б. Безразличные к вопросам веры, религии, индифферентные; арелигиозные, без (вне) веры, вероисповедания, религии.

B. Сомневающиеся

Г. Философские мировоззрения: агностики, агностицизм; гуманисты, гуманизм; материалисты, материализм; моралисты, морализм; натуралисты, натурализм; научное мировоззрение; позитивисты, позитивизм.

Распространены между всеми национальностями и по всей территории СССР

Группа 2 (шифр 0)

Православные, православные христиане; название религии: православие, православная церковь

А. Русское православие, российская греко-кафолическая церковь, восточно-ортодоксальная церковь

а. Старо-церковники; группировки: сергиевцы, тихоновцы, иосифляне, григорьевцы, викторовцы.

34. ПФА РАН. Ф. 221. Оп. 2. Д. 61. Л. 104-124.

б. обновленцы; группировки: живоцерковники (живая, красная церковь), древле-апостольская церковь, союз церковного возрождения

К русскому православию принадлежали кроме русских и белорусов также: болгары, бурят-монголы (частично), вепсы, водь, гагаузы, греки, зыряне, ижоры, ительмены, карелы, корейцы (частично), манси, марийцы, мишари (частично), мордва, нивхи (частично), ойроты (частично), осетины (частично), пермяки, румыны, саами, сербы, татары (кряшены), удмурты, ханты, цыгане (частично), чехи, чуваши, эвенки (частично), эсты (полуверцы) Русское православие распространено было по всей территории Союза, главным образом в РСФСР и БССР. Б. Автокефалисты Украины, украинская церковь К ней принадлежали: украинцы, молдаване и другие народности, проживавшие в УССР.

В. Автокефалисты Грузии, грузинская церковь К ней принадлежали: грузины, айсоры (частично), бацбии, мегрелы, удины. Проживали в ССР Грузии.

Г. Национальные греческая, болгарская, румынская, сербская церкви. К ним принадлежали выходцы из соответствующих стран Д. Единоверцы, единоверие; самоназвание — православные старообрядцы. К ним принадлежали русские; проживали повсеместно, главным образом в Москве, Ленинграде и следующих республиках, краях и областях: Горьковском, Западной, Ивановской, Кировской, одесской, оренбургской, Саратовском, Свердловской, Татарской, Черниговской

Е. Старообрядцы, примыкающие к православным: синонимы: староверы, раскольники, кержаки; название вероисповедания: старообрядчество, раскол, по старой вере. Было распространено почти исключительно среди русских Распадалось на следующие группы:

а) Поповцы, признающие духовенство австрийской иерархии; самоназвание: старообрядцы белокриницкой иерархии, австрийской иерархии, приемлющие священство. Проживали: в Москве, Ленинграде и в республиках, краях и областях: Азово-Черномор-ской, Горьковском, Дальне-Восточном, Западной, Западно-Сибирском, Красноярском, Куйбышевском, Молдавской, ойротской, оренбургской, Саратовской, Свердловской, Сев. Кавказском, Татарской, Черниговской

б) Поповцы, принимающие духовенство, переходившее от главенствующей православной церкви: беглопоповцы, перемазанцы, диаконовцы, лужковцы, бугровцы

Проживали в республиках, краях и областях: Азово-Черномор-ской, Бурят-Монгольской, Горьковском, Западной, Курской, Московской, Свердловской, Черниговской.

в) Поповцы, использующие православное духовенство: спасовцы, спасово согласие, староспасовцы, глухая нетовщина, козьминщина Проживали в Горьковском крае и ниже по Волге вплоть до Астрахани; в Ивановской обл.

ж) Имяславцы

К их числу принадлежали русские, проживающие на Кавказе. Группа 3 (шифр 1)

Армяно-грегориане, синоним — католикосы К их числу принадлежали: армяне (частично), проживавшие в ССР Армении, авт.обл. Нагорного Карабаха и вообще в Закавказье, в Азово-Черномор-ском и Сев.-Кавказском краях; боша35 — в ССР Армении К армяне-грегорианам близки две древних христианских секты:

а. Несториане

б. Якобиты, яковиты, иаковиты

Эти оба вероучения были распространены среди части айсоров, проживавших в ССР Армении и Закавказье вообще, а также в крупных городах СССР.

Группа 4 (шифр 2)

А. Католики. Синоним: римско-католики, паписты. Название религии: католичество, католицизм

К католичеству принадлежали: армяне (частично: мхитаристы, мехитаристы); проживали в ССР Армении, Закавказье вообще, в Азово-Черноморском и Сев. Кавказском краях. Белорусы (частично), проживали в БССР грузины (частично) — в ССР Грузии и Закавказье вообще итальянцы — в городах СССР

латгальцы, проживали в Ленинградской обл. и Сибири латыши (частично) — в Ленинградской обл. и Сибири

35. Армянские цыгане.

литовцы — в БССР, УССР, Ленинградской обл. и Сибири мадьяры — в городах СССР

немцы (частично) — в республиках, краях и областях: ЗападноСибирском, Крымской, Ленинградской, Сев.-Кавказ., Татарской, УССР

поляки — в Москве, Ленинграде, Западной обл., УССР и в городах СССР

украинцы (частично) — в УССР французы — в городах СССР

чехи (частично) — в УССР, на Кавказе и в Западной Сибири Б. К католикам близки

а. Униаты, встречающиеся среди украинского населения западной Украины

б. Чешская государственная церковь, к которой принадлежит значительная часть чешского населения Чехословакии, ушедшего из католичества

в. Вальденцы, встречающиеся в северной Италии и в Швейцарии. Группа 5 (шифр 3)

Протестанты разных течений. Название этой группы вероисповеданий: протестантизм, протестантство

А. Лютеране, евангелическо-лютеранское, аугсбургское вероисповедание К лютеранам принадлежали

армяне (частично), проживавшие в ССР Армении карелы (частично) — в Карельской АССР латыши (частично) - в Ленинградской обл.

Немцы (частично) — в республиках, краях и областях: ЗападноСибирском, Крымской, Ленинградской, Немцев Поволжья, Северо-Кавказском, УССР

финны — в Карельской АССР и Ленинградской области эсты в Ленинградской области

Б. Реформаты, евангелическо-реформатское вероисповедание; название частей: кальвинизм, цвинглиане, гугеноты К реформатам принадлежали

карелы (частично), проживавшие в Карельской АССР норвежцы — в Мурманском округе

финны (частично) — в Карельской АССР и Ленинградской области французы (французские швейцарцы) — в городах СССР шведу — в городах СССР и на юге Украины

В. Англикане, англиканцы, английская церковь (english church) епископальная, высокая церковь (high church) К ним принадлежали англичане, проживавшие в городах СССР Г. Голландская, датская, швейцарская национальные церкви К ним принадлежали: голландцы, датчане и немцы (швейцарские), проживавшие в городах СССр Д. Отдельные направления в протестантстве

а. Пиэтисты, среди немцев

б. Нонконформисты — среди англичан

в. Пуритане — среди шотландцев

г. Гернгутеры — среди немцев

д. Конформисты — среди англичан

Проживали в городах СССР; могут встретиться среди иностранцев Гернгутеры встречались среди немцев Поволжья

е. близки к протестантизму , отпавшие от католицизма

а. Старо-католики, встречающиеся среди немцев Германии и Швейцарии

б. Мариавиты, близкие к старо-католикам; были распространена в Польше, а в пределах СССР — в БССР и УССР

в. Янсенисты (Утрехтская церковь), вошедшие в унию со старо-ка-толиками, могут встретиться среди выходцев из Западной Европы

Группа 6 (шифр 4)

Христиане прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия и протестантства А. Беспоповцы

а. Беспоповцы-неперекрещенцы

1. Спасовцы, управляющие настоятелями: спасовцы, спасово согласие, новоспасовцы, поющая нетовщина

Проживали в республиках, краях и областях: Горьковском, Ивановской, Куйбышевской, Татарской, Ярославской

2. Строгие спасовцы, отвергающие крещение; синоним — некрещеная нетовщина

Проживали Горьковском, Куйбышевском

б. Беспоповцы перекрещенцы

1. Поморцы: брачные, полубрачные (даниловцы), небрачные (тропарщики); выговцы, новопоморцы, монинцы (принимающие бессвященнословные браки)

Проживали: в Москве, Ленинграде; в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, Дальне-Восточном, Карельской, Куйбышевском, Саратовском, Свердловской, Северной, Сталинградском, Ярославской и Сибири

2. Федосеевцы безбрачные и полубрачные (тиловцы, арестовцы); синоним старопоморцы, федосеевщина

Проживали в Москве с областью, в Ленинграде с областью, в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, белорусской, Горьковском, Дальне-Восточном, Калининской, Карельской, Саратовской, Татарской, Ярославской

3. Филипповцы: синонимы: филипповцы, аароновцы, онуфриев-цы, липованы (липоване), самосожженцы, морельщики Проживали в Москве, в Ленинграде, в республиках, краях и областях: Калининской, Карельской, Куйбышевской, Одесской, Саратовской, Северной, Ярославской
4. Странники; синонимы: странствующие, бегуны, скрытники, безденежники, антипово согласие, статейники, иерархиты, проти-востатейники, красносмерты (красносмертенцы), душители, гол-бежники, подпольники, лучинковцы

Проживали в республиках, краях и областях: Горьковском, Западно-Сибирском, Ивановской, Карельской, Кировском, ленинградской, Свердловской, Татарской, Ярославской в. Беспоповцы разных мелких течений

1.Любушкино согласие;

Проживали в Калининской области (Кимры)

2. Бабушкино согласие; синонимы: самокрещенцы, самокресты. Проживали в Среднем Поволжье и Дальне-Восточном крае
3. Дырники; синонимы: дыромолы, безОбразники, безиконники Проживали в Башкирской АССР и Дальне-Восточном крае
4. Средники

Проживали в краях и областях: Воронежской, Куйбышевском, Саратовском, Сталинградском

5. Рябиновцы; синонимы — беспоповцы по кресту; Проживали в Татарской АССР (Чистополь)
6.Липняки (липаки) Проживали в Свердловской области
7. Коликовцы. Проживали в Западной обл. (Клинцы)
8.Белоризцы; (следует отличать от белоризцев - хлыстов). Проживали в Ивановской обл.
9. Самовосхитители архиерейства. Проживали в Кировском крае, Татарской АССР
10. Мелхиседеки. Проживали в Москве
11. Дыропеки. Проживали в Саратовском крае
12. Пасхальники. Проживали в Черниговской обл.
13. Никудышники. Проживали в Астрахани
14. Двигаловская вера, синоним — коммерсантов рай. Проживали в Саратовском крае
15. Леваки (левяки, левшаки)
16. Темноверцы. Проживали в Дальне-Восточном крае
17. Дунюшкино согласие. Проживали в Дальне-Восточном крае
18. Часовенные (часовники) Проживали в Западно-Сибирском крае

Б. Баптисты, баптизм (входят во Всемирный Союз Баптистов) Синонимы: катабаптисты, анабаптисты, крещеные христиане, сухие баптисты, баптисты-модерн

К их числу принадлежали: немцы, русские, украинцы Проживали в республиках, краях и областях: Винницкой, Воронежской, дальне-Восточном, Днепропетровском, Грузинской, Ивановской, Крымской, Московской (Москва), одесской, омской, Поволжье, средней Азии, Татарской, Харьковской В. Евангелисты, Евангелики, евангелические христиане, христиане евангелического исповедания. (Не смешивать с протестантами евангелического исповедания; входят во Всемирный Совет Баптистов). К их числу принадлежали: русские, украинцы Проживали в республиках, краях и областях: Винницкой, Воронежской, Дально-Восточном, Днепропетровской, Донецкой, Калининской, Киевской, Ленинградской (Ленинград), одесской, Сибири, Татарской, Урале, харьковской

<
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ПЕРЕПИСЬ 1937 Г РЕЛИГИЯ В СССР РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В СССР history of religion the census of 1937 religion in the ussr religious studies in the ussr
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты