Спросить
Войти

Правовое регулирование и установление государственной границы по защите суверенитета Тувинской народной республики

Автор: указан в статье

правовое регулирование и установление

государственной границы по защите

суверенитета тувинской народной республики

© Минаев А.в.*

Тывинский государственный университет, г. Кызыл

Процесс установления государственной границы между ТИР и МНР можно условно разделить на следующие этапы: первый - с момента признания ТНР Правительством Монголии в 1926 г. и до конца 1920-х годов, когда вопрос был поставлен на государственном уровне; второй -с заключения договоров о делимитации и демаркации линии тувинско-монгольской границы в 1930-е годы и до включения Тувы в состав СССРв 1944 г.

Первым актом в РСФСР, положившим начало формированию правовых основ охраны государственной границы, следует считать принятие неотложных мер по закрытию границ и восстановлению порядка пропуска через них, по формированию органов управления пограничной охраной. В Декрете СНК РСФСР от 28 мая 1918 указывалось, что погранохрана учреждается при Наркомате по делам финансов. На нее была возложена задача защиты интересов РСФСР, а в пределах пограничной полосы - защита личности и имущества граждан.

Впервые вопрос о территориальных пределах Тувы был косвенно затронут уже в документах Всетувинского Учредительного Хурала в августе 1921 г., где присутствовали представители шести хошунов-Оюннар, Сал-чак, Тоджа, Даа, Бээзи и соединенных сумонов Маады и Чооду Учредительного Хурала. Кроме вышеуказанных хошунов, к тувинским относились Хасутский (Хубсугульский), Шалык и Сартул. Вследствие неявки представителей этих хошунов на Хурал было решено: «Хасутский хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалык и Сартул, состоящие из двух сумонов, объединить в один хошун Шалык-Сартульский». Таким образом, на Хурале были в общих чертах намечены границы нового государства. На Всетувинском Учредительном Хурале правительство Народной Монголии представлял бывший глава правительства Шагдаржапом, который добивался включения Тувы в состав монгольского государства. Представители Монголии по отношению к новому тувинскому государству заняли принципиально отличную от советской позицию.

Вместе с тем, монгольское правительство должно было учитывать намерения Китая восстановить сворованные владения во Внешней Монго* Заведующий кафедрой Уголовного права и процесса, кандидат юридических наук.

лии и Туве. Руководству новой Монголии важно было выяснить намерения Китая по отношению к ним, с чем приходилось считаться даже Советской России. В данном вопросе также необходимо учитывать, что на позицию Монголии в тувинском вопросе повлияли и внутриполитические события. Так, ситуация в самой Монголии складывалась достаточно сложно, это было переломное время для монгольского народа. В Монголии, как и в России, Туве, шел процесс становления нового государства и формирования его внешнеполитических ориентиров.

Процесс установления государственной границы между ТНР и МНР можно условно разделить на следующие этапы: первый - с момента признания ТНР Правительством Монголии в 1926 г. и до конца 1920-х годов, когда вопрос был поставлен на государственном уровне; второй - с заключения договоров о делимитации и демаркации линии тувинско-монголь-ской границы в 1930-е годы и до включения Тувы в состав СССР в 1944 г.

Договоры о дружбе с Монголией и СССР служили временной гарантией территориальной целостности и суверенитета ТНР, однако точные границы тувинского государства определены не были. Западный, северный и восточный участки границы были «оконтурены» еще русско-китайскими договорами 1727 и 1864 гг., а южный вполне обоснованно «отодвинутый» в 1916 г. иркутским генерал губернатором А.И. Пильцем до р. Тес, нуждался в уточнении и закреплении двусторонним тувинско-монгольским договором. Отсутствие двусторонних договоров Тувы с Монголией и Советским Союзом затрудняло охрану границ и обеспечение безопасности государства.

В то же время в Советской России 17 июля 1920 г. заместителем председателя ВЧК В. Р. Менжинским была подписана «Инструкция об охране государственной границы», а постановлением Совета Труда и Обороны от 24 ноября 1920 г. были определены задачи и порядок охраны государственной границы. «Главной задачей охраны, - говорилось в постановлении, -является: не пропуск через границу политическо-военной контрабанды; кроме того, пограничная охрана обязана следить за не пропуском экономической контрабанды по всей границе, за исключением тех мест, где имеются установленные на этот предмет таможенные рогатки Наркомвнешторга».

Задачи по охране границы особый отдел ВЧК должен был осуществлять посредством выставляемых в пограничной полосе заградительных постов, объединенных в пограничные участки. Обеспечение заградительных постов и таможенных рогаток Наркомвнешторга воинской силой возлагалось на войска внутренней службы республики (далее - ВНУС), переданные постановлением СТО от 24 ноября 1920 г. из состава Красной Армии. Войска ВНУС охрану границы осуществляли в соответствии с гарнизонным и полевым уставами, путем выставления сторожевого охранения, караулов и постов. Они имели к тому же двойное подчинение: по общевойсковой линии - строевому командованию, по оперативной - особому отделу ВЧК и его органам на местах.

Охраной границы с Тувой со стороны СССР занимался созданный в 1921 г. Енисейский губернский пограничный отряд, дислоцированный в с. Ермаковское. С 5 октября 1924 г. ее вверили специально сформированному 16-му пограничному кавалерийскому эскадрону.

В первой половине 1920-х гг. на советско-тувинской границе происходило немало инцидентов, связанных с нападением на пограничников мелких и средних «белых» отрядов (офицеров Писаревского, Базаркина, зажиточного крестьянина Куклинского и др.). Тогда же был разбит прорвавшийся в Туву с верховьев Абакана отряд численностью 100-120 чел. Во главе с бывшим колчаковским офицером Арефьевым. В дальнейшем подобного рода нападения и стычки также случались нередко. Вскоре после своего формирования тувинское правительство озаботилось организацией охраны границ. 13 января 1923 г. МИД Танну-Тувинского правительства установил правила перехода тувинско-советской границы. В его отношении от 13 февраля 1923 г. в адрес уполномоченного НКИД РСФСР в Урянхае Ф.Г. Фаль-ского сообщалось об установлении постов на участке Шивилиг-Карасуг. На I Великом Хурале (1923 г.) отмечалось, что из 30 человек первоначального состава национальной армии 15 чел.к охраняли государственную границу. Через год на II Великом Хурале (1924 г.) в связи с доведением численности армии до 52 чел. встал вопрос об организации на границе 4 отдельных частей (позднее названных комендатурами) по 13 человек в каждой.

В 1920-е гг., когда усилия руководства МНР были сосредоточены на объединение Тувы и Монголии, пограничной проблеме не придавалось принципиального значения. Одновременно с угасанием надежд на включение ТНР в состав монгольского государства вопрос о линии тувинско-монгольской границы приобрел особую остроту. Попытки его разрешения предпринимались в 1930 и 1931 гг. Так, одним из направлений внешнеполитической деятельности ее правительства стал вопрос о государственных границах, поскольку он затрагивал суверенитет государства. Насколько он был сложным можно предположить, даже исходя из анализа истории развития «... урянхайского вопроса», являвшегося одним из геополитических компонентов, определявших характер российско-китайских и российско-монгольских отношений на протяжении нескольких столетий.

Летом 1925 г., в соответствии с достигнутыми в Кызыле договорённостями 1924 г., далее в г. Москве начались переговоры для заключения договора об установлении дипломатических отношений между ТНР и СССР.

В переговорах участвовали: со стороны ТНР - председатель правительства Куулар Дондук, члены ЦК ТНРП Нимажап и Тамба - Сюрюн, а со стороны правительства СССР - Б.Н. Мельников, Н.П. Колчановский, Т.С. Ягрин. Глава делегации и Председатель Малого хурала ТНР Куулар Дондук в ходе переговоров был принят наркомом внутренних дел СССР М.В. Фрунзе, председателем Совнаркома РСФСР А.Н. Рыковым.

После обмена мнениями, обсуждения предложений и пожеланий участников встречи, был подписан «Договор ме>вду РСФСР и Танну-Тувинской Народной Республикой об установлении дружеских отношений» от 22 июля 1925 г. В договоре было закреплено, что правительство РСФСР в обращении к тувинскому народу от 9 сентября 1921 г. торжественно отказалось от незаконных каких-либо претензий царского правительства и от протектората, установленного последним обманным путём над Танну-Тувинской страной и объявило, что оно отнюдь не рассматривает Танну-Тува как свою территорию и никаких видов на неё не имеет, а также в соответствии с заявлением правительства РСФСР 1922 г. на имя Танну-Тувинского народного правительства о готовности его, в ответ на предложение последнего в ноте от 5 марта 1922 г., к установлению дружественных взаимоотношений с тувинским народом. Правительства СССР и ТНР, движимые искренними стремлениями к свободному содружеству и культурному, экономическому сотрудничеству ме^ду народа -ми СССР и соседним тувинским народом, решили вступить с этой целью в переговоры, для чего назначили своими уполномоченными: правительство СССР: Б.Н. Мельникова, Н.П. Колчановского, Г.С. Ягрина; и правительства ТНР: - Куулар Дондука, Нимажапа, Дамба-Сюрюна. После обмена полномочиями представители стран согласились, не дожидаясь урегулирования взаимоотношений между ТНР и Китайской Республикой, о нижеследующем»: во-первых, Правительство СССР посылает своего консула в столицу ТНР г. Хем-Бельдир и консульского агента в г. Чадана на Хемчике и в другие пункты по соглашению с Правительством ТНР, а также своего торгового представителя и подчинённых ему сотрудников, имеющих пребывания в местах ТНР, пользующихся правами лиц, поименованных в настоящей статье, а также всеми правами, вытекающими из монополии ме^ду торговли. Во-вторых, Правительство Танну-Тувинской Республики посылает своего консула в столицу СССР - г. Москву, а также своих консульских агентов в пограничные округа СССР по соглашению с правительством СССР.

Далее говорилось, что государственная граница между СССР и ТНР может быть установлена на основании особого соглашения между Правительством СССР и правительством Танну-Тувинской Республики, имеющего последовать, возможно, в ближайшем времени. Временно, впредь до установления границы и в соответствии с взаимной экономической заинтересованностью договаривающихся сторон, правительство СССР предоставляет тувинским гражданам возможность свободного передвижения, торговли продуктами сельского хозяйства и своей промышленности, и занятия в промысла в пределах Усинского района.

Список литературы:

1. Белов Е.А. Русско-китайские отношения в 1911-1915 гг.: дисс. ... докт. ист. наук. - М., 1993.
2. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: Парадигма взаимодействия // Восток. - 1999. - № 3.
3. Кузьмин Ю.В. Монгольские и Урянхайские вопросы в общественно-политической мысли России (конец 19-30-е гг. 20 вв.): автореф. дисс. ... док. ист. наук. - Иркутск, 1998.
4. Краснознаменный забайкальский. - Кызыл, 1988.
5. Создание суверенного государства в Центре Азии. - Бай-Хаак, 1991.

адаптационные стратегии азербайджанских мигрантов в мордовии (к постановке проблемы)

© Шевцова a.a.*, Никонова л.И.4

Московский институт открытого образования, г. Москва Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск

Статья базируется на полевых материалах, полученных в ходе комплексного этнографического обследования мигрантов из Закавказья в Республике Мордовия (РМ) в 2004-2009 гг. Авторы анализируют факторы, стратегии, проблемы и риски этнокультурной адаптации азер-байджанских мигрантов в иноэтническом окружении.

Главная задача системы жизнеобеспечения любой общности людей, в том числе этнической, - создание благоприятных условий жизни каждого человека. Это достигается выбором удобного места жительства, рациональным использованием пищевых ресурсов. Оторванная от ареала исконного проживания этническая группа обычно выбирает формы жизнедеятельности, оптимальные для новых условий своего проживания, заимствуя те или иные элементы культуры у окружающего населения и приспосабливая собственные. Под адаптацией мы понимаем процесс вживания в новую среду, сопровождающийся перестройкой всей системы ценностных установок и ориентации. Адаптация - качественно новое состояние мигранта, переход из одного состояния в другое, зависящий как от объективных обстоятельств (уровень образования, специальность, знание условий городской жизни, особенности личности). Многие мигранты из Закавказья, переселившиеся с к. 1980-х до к. 2000-х гг. в РМ - выходцы из слабоурбанизированных сред, сельской местности, что подчеркивают и противопоставляющие себя им

* Старший научный сотрудник Центра международных образовательных программ, кандидат исторических наук.

* Заведующий отделом Археологии и этнографии, доктор исторических наук, профессор.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты