Спросить
Войти

2010. 03. 033. Сидху Р. Знаменитый исследовательский университет становится международным. Sidhu R. The «Brand name» research University goes global // Higher education. - Dordrecht etc. , 2009. - Vol. 57, n 2. - p. 125-140

Автор: указан в статье

будущем еще рано и главная их задача - приобрести знания, ценный опыт и получить степень доктора.

В заключение автор отмечает, что «замешательство и неудовлетворенность младших научных сотрудников - знак того, что назрели серьезные проблемы в сегодняшней науке... отсутствие уверенности, низкий уровень зарплат и слабые карьерные перспективы не могут быть заменены одной удовлетворенностью, которую дает сама научная работа» (с. 187). Во-первых, исследование показало, что младшие научные сотрудники не получают достаточной помощи от своих старших коллег. Отсутствие умелого руководства, опеки вынуждает их решать все свои проблемы самостоятельно, учиться выживать. Во-вторых, существует опасность, что талантливые исследователи уйдут из науки и что проблемы найма, присущие в основном техническим областям, распространятся и на другие сферы. С точки зрения эффективности исследований это будет большой потерей, появится угроза непрерывности исследований и плодотворному взаимодействию прикладной и фундаментальной наук. Существует также опасность, что возрастающий прикладной характер исследований вытеснит из цепочки самих исследователей, основные взаимодействия будут происходить между финансирующими органами и потребителями результатов, а связи с научным сообществом будут ослабевать.

Если успех в исследованиях будет зависеть только от случая, выжить в науке смогут только сильные, выносливые и устойчивые к стрессам люди. В такой ситуации можно упустить наиболее талантливых студентов и исследователей.

М.П. Булавинова

2010.03.033. СИДХУ Р. ЗНАМЕНИТЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАНОВИТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ. SIDHU R. The «brand name» research university goes global // Higher education. - Dordrecht etc., 2009. - Vol. 57, N 2. - P. 125-140.

Автор - сотрудник Университета Квинсленд (Санта-Лючия, Австралия) - рассматривает процесс глобализации известных исследовательских университетов. Анализируются появление и распад двух ключевых, стратегических альянсов между всемирно известными университетами и Сингапуром и участие сингапурского правительства в этом процессе.

В новых условиях, когда происходит глобализация высшего образования - «стремительные потоки студентов, капитала, идей и знания» (с. 126), - транснационализация исследовательской организации - явление сравнительно новое. Сегодня университеты, активно занимающиеся исследованиями и выполняющие свою третью миссию - участие в экономическом развитии страны, -включаются в планы постиндустриального развития городов, регионов и государств. Транснационализация рынков высшего образования в англосаксонском мире характеризуется такими терминами, как «неолиберальная глобализация».

С 1990-х годов в научной литературе появляются такие понятия, как «экономика знания», «глобализация», «капитализм знания», «тройная спираль». Все они подчеркивают ключевую роль знания для благополучного развития страны. Большой вклад в формирование современной парадигмы развития общества внес М. Кастельс (M. Castells), который в своей трилогии «Информационный век» (Information age, 1996, 1997, 1998) определял «информационный капитализм как новую мутацию капитализма. Была сформулирована новая парадигма развития, в которой на первый план были поставлены информационные и коммуникационные технологии и интеллектуальный труд как ключевые факторы производства, вытеснившие такие факторы, как земля, труд и капитал» (с. 127). Многие всемирно известные эксперты по этому вопросу -Р. Флорида (R. Florida), Р. Райх (R. Reich), П. Друкер (P. Drucker) и М. Портер (M. Porter) - путешествовали по всему миру, участвуя в различных научных конференциях и форумах. Работа М. Портера, посвященная созданию и развитию кластеров, оказала огромное влияние на формирование политики Сингапура, направленной на построение «центра талантов и знания» (с. 127). Публикации и заявления этих авторов резонировали со стремлениями многих азиатских стран - Китая, Индии, Сингапура, Филиппин - построить у себя «экономики знания».

Сингапур сегодня придерживается концепций «стратегического прагматизма», «разумного и творческого использования империалистического прошлого» (с. 128), которые заключаются в

приглашении к сотрудничеству транснациональных корпораций и привлечении международного капитала в условиях «подозрительности неоколониализма», существующей в освободившихся странах. Этот «скачок из Третьего мира в Первый» осуществляется под руководством правящей Партии народного действия (People Action&s Party - PAP). По мнению ее руководства, государство должно активно действовать, и успехи страны зависят от дальновидности и разумного прагматизма образованных, талантливых людей, работающих в правительстве.

В своем проекте «Глобальная школа» (Global Schoolhouse) правительство стремится реализовать задачи построения мирового центра знания и образования, в котором соединятся новые идеи, знания, технологии, университеты. Этот проект должен выполнять много функций: прежде всего, предполагается, что он будет своего рода магнитом для развития новых отраслей промышленности и дополнительных услуг; он привлечет наиболее квалифицированную рабочую силу, наиболее талантливых ученых; он установит высшие стандарты для местных вузов и кадров. Основной участник этого проекта - Управление экономического развития (Economic Development Board - EDB) в Министерстве торговли и промышленности, которое является главным инструментом реализации многих проектов во всех сферах экономики. В функции этого управления входят: предоставление грантов и займов; практическая и финансовая помощь в поиске подходящей площадки; поиск и наем рабочей силы (со знанием английского языка); предоставление инфраструктуры.

В качестве главных партнеров, среди прочих (некоторых известных американских и европейских университетов), были выбраны Университет Джонса Гопкинса (США) и Университет Нового Южного Уэльса (Австралия).

В 1998 г. правительство Сингапура объявило об участии Университета Джонса Гопкинса (основан в 1876 г. в Балтиморе) в проекте, в частности об открытии исследовательского подразделения университета, которое сосредоточится на биомедицинских исследованиях и подготовке специалистов в области медицины. Согласно этому соглашению, медицинский центр, возглавляемый университетом, должен был предоставлять медицинские услуги в лечении онкологических заболеваний и развитии медицинских услуг в Сингапуре. В 2003 г. соглашение было пересмотрено со следующими изменениями: «отделение университета будет реализо-вывать образовательные и научные инициативы в области наук о жизни: иммунологии, экспериментальной терапии и биологии...» (с. 131).

Такое сотрудничество было взаимовыгодным. Для американцев преимущества такого сотрудничества заключались в участии в международных научных проектах, получении новых знаний. Этот проект позволил американским студентам и ученым приобрести зарубежный опыт, получить новые возможности изучать заболевания, распространенные в азиатских странах. Это был также хороший шанс экспортировать американскую образовательную и исследовательскую модель в Азию. По словам ректора Университета Джонса Гопкинса, «если мы экспортируем Макдоналдс, почему бы нам не экспортировать Гопкинса» (цит. по: с. 131).

Однако в 2006 г. соглашение между правительством Сингапура и университетом было расторгнуто и подразделение закрыто. Основная причина, по мнению американской стороны, в невыполнении Сингапуром своих обязательств. Сингапур в свою очередь обвинил американцев в несогласованности действий между кампусом в Балтиморе и его филиалом в Сингапуре. Причиной разногласий послужило, в частности, то, что университет не смог обеспечить центр лучшими кадрами. В любом случае больше всего пострадали сингапурские граждане.

Другой партнер Сингапура - австралийский Университет Нового Южного Уэльса, предлагающий образование в области естественных и инженерных наук, бизнеса и гуманитарных наук. По плану к 2020 г. количество студентов филиала в Сингапуре должно было достигнуть 10-15 тыс. человек. По мнению представителя ЕЭВ, «обе стороны достигли уровня доверия, открытости и взаимопонимания» (цит. по: с. 134). Австралийский университет должен был открыть три исследовательских центра, занимающихся исследованиями в области мембранных технологий, цифровых технологий и фотоэлектричества. Эти направления были выделены сингапурским правительством как ключевые, а австралийский университет является крупным экспертом в этих областях. Но и это начинание потерпело крах. В 2007 г. было принято решение о закрытии кампуса. Одна из основных причин неудачи - небольшое

количество студентов в первом семестре (148, ожидалось 800). Другие причины, по мнению сингапурской стороны, - неправильно составленный австралийской стороной бизнес-план, предполагавший большое число учащихся, ошибки в маркетинге, ошибки в составлении прайс-листа. Сменились руководители как в EDB, так и в филиале австралийского университета, которые не смогли договориться и наладить деловые и дружеские отношения.

В заключение автор отмечает, что стремление Сингапура создать экономику, основанную на знаниях, демонстрирует последовательный поиск различных подходов. Однако создание индустрии, экспортирующей образование, и инновационной экономики оказалось делом более сложным, чем, например, строительство продуктивного промышленного производства. В статье показано, что не были учтены все разнородные элементы, составляющие исследовательские сети, - сами участники, их личные нужды, стили общения между ними, а также другие важные обстоятельства. Основная причина провала этих двух предприятий - то, что ключевые участники не смогли воплотить «идею глобализации в практические действия и результаты» (с. 137). Новый тип экономики требует более сложной иерархии, включающей не только людей, обладающих так называемыми тремя «Т» - «технологией, талантом и терпимостью» (technology, talent and tolerance), но и креативные пространства. Большое внимание в таких проектах должно быть уделено этическим вопросам и культурным особенностям.

М.П. Булавинова

2010.03.034. БЕРГ А., ФИНК Г. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ,

ЭЛИТНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВО.

BERGH A., FINK G. Higher éducation, elite institutions and inequality //

European economic review. - 2009. - June. - N 53. - P. 376-384. DOI:10.1016/j.euroecorev.2008.06.002. - Mode of access: http://www.

elsevier.com/locate/eer

А. Берг - сотрудник Университета Лунда (Швеция), Г. Финк работает в Гарвардской школе по проблемам здоровья населения (Кембридж, США). Авторы представляют разработанную ими мо-

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты