Спросить
Войти

Общество народных чтений во Владивостоке и его основатель И. И. Маковский

Автор: указан в статье

Д. А. Бутырин

ОБЩЕСТВО НАРОДНЫХ ЧТЕНИЙ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И ЕГО ОСНОВАТЕЛЬ И.И. МАКОВСКИЙ

Общество Народных чтений во Владивостоке было основано Игнатием Иосифовичем Маковским. Он занимал должность городской головы Владивостока с 1885-го по 1888 г Его правление отличалось справедливостью, он пользовался заслуженным уважением всех жителей. И.И. Маковский приложил немало усилий для того, чтобы повысить уровень культурной жизни Владивостока, посвящая все свое время делу народного образования, просветительства, приобщения молодежи к общественно-культурной жизни.

Association of people’s lecturing of Vladivostok and I.I. Makovskiy, the founder of Association.

DMITRIY A. BUTYRIN (A. Butyrin Pushkins museum of Far Eastern National Technical University, Vladivostok).

The paper is devoted to the life and works of I.I. Makovskiy. Ignatiy Iosifovich Makovskiy the city’s mayor of Vladivostok in 1885-1888. I.I. Makovskiy governed this city on the edge of the Russian Empire for more than three years although this period was interrupted several times. He was known for common sense and fairness and respected by people of all walks of life. He set up a Association of people’s lecturing in 1888, devoted their lives to teaching, social activities and people. I.I. Makovskiy makes every effort for raise the standard of welfare and culture оf Vladivostok.

В XIX - начале XX в. учреждения внешкольного образования - воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр. - создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования [3, с. 211, 212]. Отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали еще в 1-й половине XIX в. и быстро распространились на рубеже 18501860-х годов в условиях демократического подъема в обществе. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, возникло движение за создание воскресных школ. Тогда же увеличилось число публичных библиотек, появились народные читальни, начали проводиться народные чтения, создавались комитеты и общества грамотности, другие общественные организации. Однако в связи с опасностью распространения социалистических идей

в 1862 г. воскресные школы, библиотеки, читальни и народные чтения были запрещены [Там же].

В начале 1870 г. народные чтения снова были разрешены правительством и стали главным способом образования народа. С их помощью распространялись не только начатки грамоты, но и профессиональные или прикладные знания. Часто тематика чтений носила религиозно-нравственный, а порой и художественный характер и доставляла слушателям эстетическое наслаждение. Изобретение волшебного фонаря, с помощью которого можно было иллюстрировать содержание чтений, способствовало их популярности. Во всех цивилизованных странах публичные, или народные, лекции, чтения и подобные формы получили самое широкое и разностороннее развитие [6, с. 296]

Как и весь Дальний Восток, Владивосток был далекой окраиной царской России. Для расквартированных здесь воинских частей и горожан все необходимое доставлялось из-за границы, лишь некоторые продукты закупали в окрестных селах. Хлебопашеством никто не занимался, огородничество (в небольших объемах)

БУТЫРИН Дмитрий Александрович, кандидат культурологии, директор Пушкинского музея Дальневосточного государственного технического университета им. А.В. Бутырина (Владивосток). E-mail: wwwazatot@mail.ru © Бутырин Д.А., 2GG9

развивалось лишь на Русском острове, там же охотники-промысловики добывали диких коз. А рогатый скот поставлялся исключительно из Кореи [2].

Общество народных чтений на Дальнем Востоке возникло не случайно. Культурная жизнь здесь хоть и ориентировалась на Европейскую Россию, но отдаленность от нее не могла не сказаться на ее развитии. Регион долго был лишен даже книг, столь необходимых населению: проблема доставки книг из европейской части страны была намного актуальней, чем для любого другого региона страны. В последней четверти XIX в. здесь появились местные издающие предприятия, но они не могли удовлетворить спрос на литературу в колонизируемом крае. Мало что изменилось и с вводом в строй Транссибирской магистрали: грузы доставлялись во Владивосток из центральных регионов страны только через 3-4 месяца после отправки. Отдаленность делала неизбежными большие затраты на перевозку литературы, и ее высокая стоимость приводила к уменьшению покупательского спроса. Это затрудняло организацию книжной торговли и делало книгу дефицитным товаром [5, с. 35].

На пост городского головы Владивостока избирались люди различных профессий: юристы и предприниматели, военнослужащие в отставке. Они немало сделали для освоения Дальневосточного региона и навсегда остались в его истории. Среди них особое место занимает купец первой гильдии Игнатий Иосифович Маковский. Будучи образованным человеком, он понимал, чем чревато отсутствие культурной и общественной жизни в городе. Именно он стал основателем первого на Дальнем Востоке общества Народных чтений. О деятельности этого человека на посту городского головы Владивостока известно очень мало - остались лишь скудные строки немногочисленных архивных документов.

И.И. Маковский родился в 1840 г., в 19 лет закончил аудиторское (юридическое) училище военного ведомства. После годовой практики его отправили служить на Дальний Восток, в штаб Сибирской флотилии. Как человек образованный, Маковский не ограничивал свою деятельность служебными обязанностями [1, 1888, № 18, с. 5] и стал активно участвовать в жизни Владивостока. В январе 1884 г. его утвердили председателем попечительного совета женского училища, где занимались четыре дочери Маковского. А в августе 1884 г. Игнатий Иосифович побывал на съезде в г. Хабаровске, где административная власть и предприниматели обсуждали перспективы развития Дальневосточного региона [Там же].

В 1885 г. Маковский стал городским головой Владивостока. На этой должности он проявил себя как блестящий администратор, талантливый руководитель, способный находить компромиссы в любой ситуации. Качества делового и репутация порядочного человека обеспечили ему победу на очередных выборах в ноябре 1887 г. «Деятельность городского головы у всех

на виду. В городе всем известно, что сделано в управе за последние четыре года», - писала газета «Владивосток» [Там же]. Политика, которую вел Маковский, многим приходилась не по душе. К примеру, он не поощрял развитие отечественной торговли, считая, что экономическое процветание краю принесут только иностранные предприниматели, чей бизнес был перспективным. Пресса писала о Маковском как об одном из тех людей, чьи взгляды на решение важных общественных вопросов были далеко не популярны, но кто ставил «интересы края выше многого благополучия остальных предпринимателей и аферистов» [Там же].

Конечно, без горячей поддержки местной интеллигенции городскому голове не удалось бы создать общество Народных чтений. В 1860-1870-х годах отдаленность от европейской России привнесла в общественные настроения этого региона некоторый либерализм, сплотив в процессе освоения территории немало деятельных и образованных людей. Вот как об этом факте пишет А.П. Чехов: «Читатель пусть не удивляется такому изобилию интеллигентных людей здесь, в пустыне. По Амуру и Приморской области интеллигенция при небольшом здесь населении составляет немалый процент, и ее здесь относительно больше, чем в другой русской губернии» [7].

Стоит отметить и тот факт, что среди местной интеллигенции было немало политических ссыльных, а в их среде очень часто встречались люди прогрессивных и передовых взглядов. Тяжелые местные условия и все та же отдаленность повлияли на то, что отношение управленческой администрации к ссыльным было весьма лояльным, их даже принимали на службу в управу. Интеллигенция принимала участие в организации типографий, развитии народного образования и библиотечного дела, участвовала в работе различных общественных организаций и тех, которые находились в ведомстве Министерства народного просвещения, занималась исследованиями [5, с. 35].

О том, что в городе нет нормально организованной сферы досуга, что «культурный вопрос» долгое время остается нерешенным, не раз писали местные газеты «Владивосток» и «Далекая окраина». Под давлением общественности городская Дума особым постановлением (от 8 августа 1885 г.) поручила управе представить доклад об устройстве за общий городской счет бесплатной общественной читальни [4, с. 181-183]

В докладе Маковский писал с горечью: «Владивосток весьма богат питейными заведениями, трактирами и харчевнями низшего разряда и другими подобными притонами. Но, к сожалению, вовсе не имеет ни общественной библиотеки, ни другого какого-нибудь учреждения, где бы небогатый городской житель с удовольствием и с пользою для себя мог провести несколько часов свободного праздничного времени» [Там же]. Не имея достаточных средств для организации народного самообразования, городской голова в этом докладе предложил основать в городе общество Народных

чтений (такие общества в это время возникли в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, между ними устанавливались деловые и культурные связи). Это общество, по его мнению, может преследовать две цели: «1) распространение среди местного населения общеполезных сведений по разным отраслям знаний, путем народных чтений, в возможно кратком, простом, общепонятном изложении, с соответствующими содержанию туманными картинами; 2) оказание пособий недостаточным уроженцам Сибири, воспитывающимся в высших учебных заведениях, обращением на этот предмет сборов за посещение чтений» [Там же].

По идее И.И. Маковского общество Народных чтений должно вести просветительскую деятельность, ликвидацию неграмотности среди населения и оказывать материальную поддержку учащимся. Дума, заслушав доклад, одобрила идею «народных чтений» и постановила ассигновать на их устройство 300 руб. Было решено предоставить управе решать все организационные вопросы будущего общества [Там же].

В центральных частях России вопросами обществ Народных чтений занимались непосредственно земства. Это был тот случай, когда нравственные потребности интеллигенции, стремившейся к преобразованию общества и выдвинувшей в 1860-1880 годах ряд личных инициатив, в частности, по разумному времяпрепровождению, совпали с усилиями городского управления в преобразовании русской жизни. Так, местные уездные земства активно принимали участие в организации народных чтений в уездах: Александрийском (с 1888 по 1895 г. земство ассигновало на это 3 300 руб.), Бердянском, Московском (с 1884 г. ежегодно - около 500 руб.), Петергофском (ежегодно по 300 руб.), Одесском, Саратовском, Херсонском, Елиза-ветградском, Серпуховском, Хотинском (по 100 руб.). Из губернских земств в расходах на Народные чтения участвуют Вятское (ассигновало в 1895 г. 5000 руб.), Самарское, Воронежское (в 1894 г. - 200 руб.) и некоторые другие [3, с. 211].

Первым практическим шагом к организации народных чтений во Владивостоке стала организация платных лекций. Но эта форма работы не дала результата, на который рассчитывали учредители, и от нее пришлось отказаться.

В то время комиссии и организационные комитеты отмечали, что городские мужские и женские гимназии вынуждены учить гораздо больше детей, чем они могут вместить по стандарту. И состоятельные горожане предпочитали нанимать для своих детей частных учителей. А горожане утвердились в мнении о пользе и необходимости образования. Еще и поэтому, считали инициаторы, при хорошей организации Народные чтения будут иметь успех у горожан. Они учитывали и тот факт, что в дальневосточных городах организованные формы досуга чаще всего отсутствовали. Следовательно, ожидалось, что лишенные народных развлечений горожане будут посещать чтения [1, 1899, № 12, с. 3].

В работу организационных комитетов входило также создание (в основном с помощью местных властей и пожертвований горожан) фонда общества Народных чтений. Для его пополнения пришлось вернуться к частичным платным лекциям: две лекции рассчитывали прочитать бесплатно, за последующие взималось по 5 коп. с посетителя. Но такие меры принимались крайне редко, так как были непопулярны. Планировалось, что на сбережения фонда будут показаны туманные картины и выписана литература из Сибири и центральных областей России: книга еще долгое время оставалась дефицитом. В Хабаровске, например, общество получило название «Общество распространения народных чтений в Приамурском крае» [Там же].

Организаторы чтений рассчитывали на прямое сотрудничество с образовательными учреждениями: использование помещений мужских и женских гимназий, участие хора городских училищ в чтениях, а ученикам, гимназистам позволялось пользоваться библиотекой общества. В это время вводились единые учебники и учебные пособия для городских и сельских школ. В условиях средней и центральной части России это нововведение не повлекло особых затруднений, но в условиях колонизируемого края было проблематично. Комитеты обществ Народных чтений предлагали выступить посредником: выписывая через общество (которое имело дело с издателями) необходимые учебники, школы смогут приобретать их по низким ценам. Это прежде всего, как рассчитывали комитеты Народных чтений, поможет населению уменьшить расходы на образование детей. Кстати, сотрудничество общества Народных чтений с министерством просвещения оказалось продуктивным [Там же].

Воскресным вечером 21 декабря 1886 г., несмотря на то что устав общества еще не был утвержден военным губернатором, состоялось первое организационное собрание Народных чтений. Оно проходило в зале при ресторане Галецкого, который часто служил местом для театральных постановок, любительских спектаклей и концертов [Там же]. Закрытым голосованием председателем комитета Общества был избран И.И. Маковский. Первый председатель общества прочитал отрывок из сочинения С. Рождественского «О Суворове». Посетители - рабочие, мелкие чиновники и служащие - с интересом слушали чтение. Первые шаги привели к убеждению, что это полезное дело приживется во Владивостоке [4, с. 186].

Городская Дума, ознакомившись с докладом Маковского, о котором мы уже упоминали, предложила проект «Об устройстве на общий городской счет бесплатной общественной читальни» и 13 января 1886 г. избрала особую подготовительную комиссию из трех гласных: В.П. Маргаритова, А.Ю. Зуева и В.Г. Мартынова. Правда, эта комиссия так ничего и не сделала1.

1 РГИА. Ф. 28. Оп. 1. Д. 586.

Бесплатную читальню (или кабинет для чтения) предполагалось открыть в начале 1887 г. О ее первом библиотекаре известно немного. Александр Гаврилович Евсеев родился в Минусинске в 1841 г. В 1876-м вместе с семьей переехал во Владивосток и сразу же активно включился в общественную жизнь юного города, участвуя в работе общества Народных чтений. Спустя три года после приезда Евсеева избрали гласным Владивостокской городской думы, а еще через четыре года - членом управы. Газета «Владивосток» от 3 апреля 1887 г. известила жителей: «При городской управе открыт общественный бесплатный кабинет для чтения, который, на основании утвержденных в установленном порядке правил, открыт для посетителей ежедневно с 3 до 10 ч. пополудни, а в праздничные и табельные дни с 10 часов утра до 7 часов пополудни. В настоящее время в кабинете имеются только сибирские газеты и журналы. Прочие газеты и журналы ожидаются почтой на первом пароходе Добровольного флота. Член управы Евсеев» [1, 1887, с. 2].

Алексей Гаврилович несколько поторопился: бесплатный кабинет начал свою работу лишь 15 апреля 1887 г. [4, с. 186]. Руководство (на общественных началах) кабинетом взяло на себя общество Народных чтений. Городская управа выделила на газеты и журналы 350 руб. Первым делом выписали из России газеты «Русская мысль», «Народный учитель», «Гражданин», иллюстрированные журналы «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и другие1.

Читальня располагалась в сыром и маленьком помещении. Книги, журналы и газеты хранились на антресолях, без всякого учета и порядка, периодика была разрозненной. Произведений русских классиков и другой художественной литературы было мало, как, впрочем, и научной литературы.

Открытие кабинета для чтения не стало доходным делом, тем не менее общество Народного чтения старалось пополнять фонд читальни, а вот вопрос о ее расширении на собраниях общества даже не обсуждался. Кроме того, время работы кабинета из-за отсутствия средств на содержание читальни было сокращено. Если в первые годы кабинет открывался вечером, после трудового дня, то довольно скоро он стал работать с 10 до 17 часов. В Городской управе до трех часов шли заседания, и вход в здание для посторонних был закрыт: читальня стала малодоступной для городских жителей [1, 1888, № 15, с. 5]. Газеты часто обращали внимание городских властей на жалобы владивостокцев на крайнюю бедность кабинета и его распорядок, но городская управа оставляла их без внимания, ссылаясь на скудность городской казны, не позволявшей даже нанять сторожа для кабинета или приплачивать управскому сторожу. Дело в том, что посетители могли читать журналы только в присутствии сторожа управы, который хранил их в шкафу. Эта мера предосторожнос-

1 РГИА. Ф. 28. Оп. 1. Д. 519. Л. 41-43.

ти была введена после ряда краж в читальне. «Явление весьма грустное, что среди читателей находятся лица (вероятно - маньяки), не стесняющиеся хищениями из читальни общественных журналов. Тем грустнее, что обстоятельство это лишает массу читателей свободно пользоваться чтением новых журналов, так как управской сторож не всегда может быть налицо, и читатель в такую минуту, полюбовавшись на эти журналы через стекло шкафа, уходит ни с чем», - отмечал, язвительно критикуя городские власти, редактор газеты «Владивосток» Н.В. Соллогуб [Там же].

Всего за год работы кабинета было выписано 20 журналов и 13 газет, а число читателей с 15 апреля по 31 декабря 1887 г. достигло 1298 человек. Это был успех, учитывая, что население города на тот момент составляло 13 000 человек. На следующий год читальня стала пользоваться еще большей популярностью. Увеличилось и число периодических изданий, поступивших сюда2.

В первый год городская управа выделила на нужды общества 150 руб.3 Они предназначались на устройство народных чтений со световыми картинами, на выписку журналов и газет для бесплатной читальни при городской управе и владивостокскому Благотворительному обществу на содержание начальных школ в городе. На них, а частично и на свои собственные средства Маковский в 1886 г. выписал необходимое оборудование для Общества: фонарь для демонстрации световых картин, сами картины, брошюры. Это имущество хранилось в той же комнате, где размещался и кабинет заведующего Обществом (он же заведующий библиотекой) А.Г. Евсеева. Видимо, там же проходили и первые заседания комитета. Однако деятельность Общества до 1895 г. была малопродуктивной и носила скорее благотворительный нежели просветительский характер. Что касается содержания лекций, которые проходили в самых разных местах, то оно было в основном церковно-религиозным и патриотическим. Так, протоирей М.О. Симонов выступил в морском собрании с лекцией о жизни Иисуса Христа, а подполковник А. А. Экс-тен прочел лекцию об истории огнестрельного оружия. Народные чтения, посвященные 400-летию крещения Руси, с успехом прошли в цирке [1, 1888, № 11, с. 7]. Не имея собственного помещения, Общество проводило лекции также в учебных заведениях, казармах десятого батальона и артиллерийского полка, музее Географического общества и даже в тюрьме. До 1888 г. комитет Общества, состоявший из десяти человек во главе с председателем И.И. Маковским, успешно проводил чтения среди самых широких слоев населения с целью ликвидации неграмотности и пропаганды знаний. Наряду с медициной и историей аудитория знакомилась с творчеством таких русских писателей, как

2 РГИА. Ф. 28. Оп. 1. Д. 519. Л. 41-43.
3 Там же.

А. С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А. Н Островский.

Народные чтения держались только на энтузиазме их инициатора И.И. Маковского. С его уходом с поста городского головы и с должности председателя общества (1888 г.) деятельность организации пошла на спад. Но дело Маковского не было забыто: в 1895 г., когда библиотеку и комитет Общества возглавил В.В. Го -рохов, а секретарем стал Н.П. Матвеев, оба большие энтузиасты и любители книг, возрождается активная и плодотворная работа Общества, просветительская деятельность которого оставила след в истории Владивостока [1, 1899, № 2, с. 7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владивосток. 1887-1899.
2. Город нашенский. М.: Дальневост. кн. изд-во, 1970. 600 с.
3. История России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 447 с.
4. Матвеев Н. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток: Уссури, 1990. 280 с.
5. Пайчадзе С.А. Книжное дело на Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 1991. 310 с.
6. Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции. СПб., 1895. 330 с.
7. Чехов А.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 11. М.: Правда, 1985. 416 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты