Спросить
Войти

Роль театрального искусства в социальной жизни Крыма на примере благотворительности (конец XIX - начало XX В. )

Автор: указан в статье

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.13

Шендрикова Снежана Павловна

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРЫМА НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

Целью данной научной публикации является анализ благотворительной деятельности в Российской империи на примере любительских и профессиональных театральных постановок в Крыму. На основе архивных документов и материалов из периодической печати дана ретроспектива театральных постановок и культурных мероприятий в дореволюционном Крыму с благотворительными целями. Автором приводятся организации, суммы пожертвований, репертуар театральных вечеров, механизмы благотворительных отчислений с целью применения исторического опыта в контексте современной российской действительности. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/5/13.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 65-68. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Вакилев Т. Р. Провинциальное чиновничество в системе государственного управления во второй четверти XIX века (по материалам Пензенской губернии): автореф. дисс. ... к.и.н. Пенза, 2017. 21 с.
2. Вигель Ф. Ф. Записки: в 2-х кн. М.: Захаров, 2003. Кн. 2. 844 с.
3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 132. Оп. 1.
4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 109. Оп. 3.
5. Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц / сост., подгот. текста и примечания Г. Г. Мартынова. М.: Ломоносов, 2013. 288 с.
6. Милешина Н. А. Патронажные связи как средство формирования «декоративности» социальных отношений (на примере российского провинциального дворянства второй половины XVIII - середины XIX столетия) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (37). Ч. 2. С. 117-119.
7. О выпускных испытаниях в Александровском дворянском институте // Нижегородские губернские ведомости. 1846. № 3. С. 65-67.
8. Полное собрание законов Российской империи: в 33-х т. / сост. М. М. Сперанский. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. 27. 984 с.; Т. 31. 1018 с.
9. Центральный архив Нижегородской области. Ф. 639. Оп. 124.
10. Шиман В. М. Император Николай Павлович (из записок и воспоминаний современника) // Русский архив. 1902. Кн. 1. № 3. С. 470-478.
11. Шуазель-Гуфье С. Исторические мемуары об императоре Александре и его дворе. М.: ГПИБ, 2007. 233 с.

MECHANISMS TO FORM LOYAL MOODS AND CLASS VALUES AMONG THE NOBILITY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF PENZA AND NIZHNY NOVGOROD PROVINCES)

Chernyshov Artem Petrovich

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk petrowich 13@mail. ru

On the basis of the systemic analysis of archival materials of Nizhny Novgorod and Penza provinces of the first half of the XIX century the author examines the problem of ideological influence of different authority levels on the upper class&s consciousness. The paper identifies both the adopted authoritative practices typical of the Russian Empire and regional mechanisms to form officially prescribed loyal moods, value orientations and behavioural models of the provincial nobility. Special attention is paid to feedback channels, officially adopted and real provincial attitudes, which tended to be more oppositional in the mentioned period.

УДК 93/94; 792(091):316.62(292.471):177.72 Дата поступления рукописи: 06.02.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.5.13

Целью данной научной публикации является анализ благотворительной деятельности в Российской империи на примере любительских и профессиональных театральных постановок в Крыму. На основе архивных документов и материалов из периодической печати дана ретроспектива театральных постановок и культурных мероприятий в дореволюционном Крыму с благотворительными целями. Автором приводятся организации, суммы пожертвований, репертуар театральных вечеров, механизмы благотворительных отчислений с целью применения исторического опыта в контексте современной российской действительности.

Шендрикова Снежана Павловна, д.и.н., доцент

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте snezhanashendrikova@rambler. гы

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КРЫМА НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

Богатая история и прогрессивные перемены позволяют нам рассматривать Крым как уникальный регион, который ярко отображает культурные традиции своего социума. Синтез внутренних и внешних влияний на формирование духовной (культурной) жизни крымского общества дает возможность понимания общегуманистического содержания социума. На сегодня процесс национального и культурного возрождения невозможен без изучения, сохранения и популяризации историко-культурных ценностей, актуализации многовековых

достижений нации. Именно поэтому вопросы культурной и духовной истории должны оставаться приоритетными в стратегической сфере государственного строительства.

Целью данной научной публикации является анализ благотворительной деятельности в Российской империи на примере любительских и профессиональных театральных постановок в Крыму. Актуальность рассматриваемой тематики не вызывает сомнения. Тема актуальна еще и по моральной причине, поскольку есть необходимость воссоздания событий и фактов, прояснения имен людей, усилиями которых в сложные для общества моменты, следуя народным традициям, оказывалась помощь и поддержка.

Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Действия же, направленные на их решение, принято считать благотворительностью.

В разное время вопросам благотворительности, так или иначе, государством и обществом уделялось внимание. Не всегда и в должной мере это осуществлялось. Изучение исторического опыта механизмов регулирования и способов организации благотворительности позволяет данный кластер социальной жизни рассматривать и осуществлять в контексте современных тенденций, что само по себе может претендовать на новизну в научных подходах.

Научной новизной представленного материала является приобщение к изучению исторического опыта в вопросах благотворительности внушительного материала из отечественной периодической печати.

В современном российском обществе как со стороны федеральных властей, так и органами муниципального управления уделяется большое внимание решению вопросов социальной сферы через благотворительность. Регулярно проводимые акции («Добро»), учреждение и деятельность различных фондов («Подари жизнь», «Благотворительный фонд помощи детям») - яркое тому подтверждение. Однако изучение исторического опыта в этом непростом и многогранном деле поможет решить многие задачи.

На сегодняшний день в российском обществе все больше и больше звучит тема благотворительности. В этой связи возрождение исторически сложившихся традиций в контексте благотворительности имеет принципиальное значение для роста эффективности системы социальной защиты россиян. О необходимости решения проблем соцподдержки граждан красноречиво говорит статистика: 70-80% населения находится на грани нищеты; смертность превышает рождаемость; с каждым годом растет количество детей-сирот; на лицо проблема детской инвалидности, где порядка 1 млн детей-инвалидов нуждаются в материальной и других видах помощи. Все это прямо указывает на необходимость изучения проблем благотворительности и меценатства.

Не только в России, но и мире в целом накоплен внушительный опыт социальной работы. Благотворительность в России имеет свою историю и традиции. В этой связи на сегодняшний день необходимо глубокое изучение с целью познания исторических корней, тенденций развития, мотиваций отечественной благотворительности для применения полученных знаний на практике в деле заботы о человеке. Среди нравственных ценностей, заслуживающих внимания, заметное место занимает благотворительность. Несмотря на неподдельный интерес, благотворительность все еще остается неизученным кластером, не получившим объективной исторической оценки явлением как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах.

Архивные документы и материалы из местной периодической печати красноречиво иллюстрируют планомерную и продуманную благотворительную работу, организованную в дореволюционном Крыму. Рассмотрим некоторые примеры, начиная с Севастополя. Так, еще в 80-х годах ХК в. в городе было учреждено специальное общество, в обязанности которого входили контроль над процессом организации благотворительных мероприятий и отчисления на те или иные нужды [12, с. 209-228]. Обычно в этот период деньги передавались бедным семьям или нуждающимся учащимся [25].

В 1884 г. по поручению севастопольского градоначальника коллежский асессор Мунтян был назначен ответственным за контроль над продажей театральных билетов и благотворительными отчислениями [23]. Благодаря такому контролю органы городского самоуправления не только обеспечивали порядок в финансовой отчетности театральной жизни, но и решали важнейшие проблемы общества того времени.

По традиции, существовавшей в севастопольской театральной среде, труппой С. Томского (известный в конце ХК - начале ХХ в. в городе антрепренер) довольно часто устраивались благотворительные вечера. В этом контексте в июне 1884 г. местные артисты дали спектакль «в пользу нуждающихся лиц, окончивших здешнее реальное училище» [24].

Но не только профессиональные труппы вносили лепту в дело благотворительности Севастополя. Театральный сезон 1886 г. открылся рядом спектаклей, поставленных силами местного кружка любителей драматического искусства. Первый спектакль состоялся 8 января 1886 г. на сцене зала севастопольского городского собрания. Вечер был организован «в пользу севастопольского приюта» [26]. Справедливости ради надо отметить, что большая часть постановок любительских театров в Севастополе имели благотворительный характер. Так, в середине января 1886 г. ставился любительский спектакль, средства от которого пошли «на переустройство крайне неудобной сцены в зале собрания» [27]; 7 февраля 1886 г. подобный спектакль состоялся «в пользу слушательниц акушерских курсов, не имеющих средств к существованию» [28]; 14 февраля 1886 г. был представлен спектакль «в пользу общества для вспомоществования недостаточным ученикам Севастопольского Константиновского реального училища» [29]; 1 октября 1886 г. состоялся спектакль «в пользу детского приюта» [30]; 23 июня 1890 г. силами «нижних чинов Черноморской флотской дивизии» ставился спектакль «Наталка-Полтавка» И. Котляревского и концерт «в пользу бедных из проживающих в Севастополе инвалидов - Николаевских служак» [10].

Благотворительные представления, которые организовывались силами местных любителей, как и ранее, являлись одной из составляющих театральной жизни Севастополя. 24 сентября 1889 г. на сцене городского театра был сыгран спектакль «в пользу местного управления Красного Креста». Сбор с билетов составил 272 руб. 40 коп. [22].

Продолжал активную творческую деятельность и севастопольский артистический кружок, в состав которого в 1897 г. входили артисты-любители: супруги Бао, Лощинская, Кирляк, Барановская, Оржицкий, Медовиков, Феодосьев, Александров, Петров, Келлер, Сабецкая, Иванова, Лидина-Мельникова, Макеева, Вуко-лов, Бендковский, Васильев [14]. На сцене городского собрания они ставили любительские спектакли. 16 февраля 1897 г. состоялся спектакль «Школьный учитель» П. Каратыгина, прибыль от которого была перечислена в пользу «недостаточных учеников реального училища» [3].

В начале октября 1897 г. в театральной жизни Севастополя произошло важное событие. При «Попечительстве народной трезвости» [31, с. 472] стараниями местных любителей сценического искусства открылся севастопольский Народный театр [15]. Распорядителем в этом театре назначили известного в городе театрала Н. Вуколова [9]. Он выступал в своем театре и как актер, и как режиссер [5]. Силами труппы Народного театра в Севастополе были организованы новогодние и рождественские праздники для жителей города. В «Крымском вестнике» анонсировалась программа всех праздничных мероприятий начиная с 25 декабря 1897 г. Например, 30 декабря 1897 г. в Народном театре была организована «Елка для воскресной школы» [16], 2 января 1898 г. - «Народный бал».

Кроме Народного театра, в 1897 г. один из любительских коллективов города, организовав в зале севастопольского морского собрания подмостки и кулисы, также ставил свои спектакли (чаще всего в благотворительных целях) [9]. В зале городского собрания давал представления и севастопольский артистический кружок, состоявший из артистов-любителей. Кружок, кроме творчества, занимался еще и общественной деятельностью. Так, 5 декабря 1897 г. в зале городского собрания состоялось «общее годичное собрание» членов кружка, на котором обсуждались текущие рабочие моменты. Основными, как правило, были вопросы благотворительности: куда, сколько и в какие сроки сделать отчисления [13].

В декабре 1898 г. Севастополь праздновал 100-летний юбилей военно-медицинской академии. Среди торжеств в городском собрании силами «любителей музыкального и драматического искусства» были даны благотворительные спектакли, прибыль от которых поступила в фонд имени профессора С. Боткина для устройства приюта, в котором предполагалось содержание престарелых врачей и членов их семей [19].

На основе любительских коллективов, ориентировавшихся на высокий уровень профессиональных артистов, в меру своих актерских возможностей местные труппы поддерживали интерес зрителей к театральной жизни города. Следует также отметить, что любители решали множество социальных вопросов, имевших место в повседневной жизни горожан. Проанализировав данную ситуацию на примере Севастополя, можно утверждать, что в конце XIX в. театр являлся одним из важнейших факторов социокультурной жизни Крыма.

Но сложившиеся традиции и активное участие профессионалов и артистов-любителей в вопросах благотворительности имели место и в дальнейшем. Например, 18 августа 1900 г. опереточная труппа известного на тот момент антрепренера С. Новикова поставила «благотворительный спектакль, половина сбора с которого поступила на погашение долга по ремонту С.С.Ж. Приюта» [6]. В этот вечер представлялась оперетта К. Целлера «Продавец птиц» (Der Vogelhändler, 1891) [7].

Осенью 1900 г. в помощь «Обществу для пособия бедным евреям города Севастополя» были поставлены драма Винберга «Колдунья, или Злая мачеха», комическая оперетта «Две сиротки, или Кающаяся грешница» Шомера (Н. Шайкевича) [17]. Как уже отмечалось ранее, театральные любители стремились организовывать вечера чаще всего с благотворительными целями - например, в начале 1900 г. был представлен спектакль «в пользу приемного покоя для бедных больных» [21]. В рамках таких благотворительных вечеров се-вастопольцам также предлагались пьесы «Надо разводиться» французского драматурга В. Сарду, «Татьяна Репина» А. Суворина, «Жилец с тромбоном» А. Чехова и другие популярные пьесы того времени [20].

Любительские спектакли ставились в течение всего 1901 г., причем, опять же, большая часть деятельности кружка прошла под эгидой благотворительности. Например, в начале января 1901 г. состоялся театральный вечер «в пользу Общества для пособия бедным евреям Севастополя» [18]; 5 февраля был подготовлен спектакль-концерт силами артистов-любителей «с участием реалистов в пользу бедных учеников Севастопольского реального училища». Зрителям был представлен водевиль П. Каратыгина «Школьный учитель» [4]. В апреле 1901 г. все теми же любителями в пользу больницы «для бедных больных» в помещении комитета старшин севастопольского морского собрания представлялась комедия-фарс И. Мясницкого «Ни минуты покоя» [11].

Приятной новостью 1901 г. стало открытие в помещении севастопольского еврейского благотворительного общества, размещавшегося в Мучном переулке (в доме Винберга), аматорского еврейского театра [8]. Спектакли здесь ставились исключительно в благотворительных целях. Билеты продавались в «Аптекарском магазине Милославского и в помещении Общества». Первый спектакль состоялся 11 ноября 1901 г. Вниманию зрителей была предложена пьеса «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко [1]. Подобные вечера в дальнейшем стали традиционными. 15 декабря 1901 г. евреи-любители подготовили и показали комедию А. Островского «Без вины виноватые», а 25 декабря состоялся «детский вечер», на котором после спектакля взрослые по желанию могли остаться на танцы [2]. Подобные фрагменты из театральной истории Севастополя свидетельствуют о привлечении к культурной жизни Крыма еврейского населения. Не имея

собственной драматургии, любители обращались к русской и украинской классике, таким образом популяризируя ее в еврейском обществе. Кроме этого, благотворительные мероприятия способствовали решению текущих хозяйственных и социальных нужд еврейской общины.

Но Севастополь был не единственным городом в Крыму, где благотворительность имела место. Ялта, Керчь, Феодосия, Симферополь в дореволюционном Крыму активно участвовали в вопросах благотворительности, привлекая не только местные театральные коллективы, но и гастролирующие труппы.

Подводя итоги и анализируя театральную жизнь Крыма в контексте благотворительной деятельности, следует сказать, что в этом ключе в дореволюционный период наиболее активно себя проявляли разнообразные любительские коллективы. Кроме того, многие из них создавались по большей части для благотворительной деятельности. Наряду с артистами-любителями социальные нужды полуострова помогали решать и профессиональные труппы. Если говорить о категориях нуждающихся, регулярно получавших материальные отчисления, то здесь в первую очередь следует выделить неимущих больных, инвалидов и обучающихся. Проведенные в конце XIX в. в России буржуазно-демократические реформы, а именно: отмена крепостного права, судебная, земская, военная, образовательная и другие - стали результатом положительного влияния на социальную, экономическую и культурную жизнь Крыма. Благодаря активной работе городского самоуправления, прежде всего городских дум и управ, немало вопросов по ремонту, устройству, обеспечению и другим социальным потребностям в последней четверти XIX в. решалось достойно.

Список источников

1. В помещении Севастопольского еврейского благотворительного общества // Крымский вестник. 1901. 15 декабря.
2. В помещении Севастопольского еврейского благотворительного общества // Крымский вестник. 1901. 25 декабря.
3. Городское собрание // Крымский вестник. 1897. 16 февраля.
4. Городское собрание // Крымский вестник. 1901. 6 февраля.
5. Городской театр // Крымский вестник. 1898. 6 мая.
6. Городской театр // Крымский вестник. 1900. 19 августа.
7. Городской театр // Крымский вестник. 1900. 21 августа.
8. Городской театр // Крымский вестник. 1901. 10 ноября.
9. Зал Севастопольского Морского собрания // Крымский вестник. 1897. 29 ноября.
10. Летний городской театр // Крымский вестник. 1890. 4 июля.
11. Летний городской театр // Крымский вестник. 1901. 8 апреля.
12. Савочка А. Н. Благотворительность в Таврической губернии (1802-1920): монография. Симферополь: Доля, 2012. 318 с.
13. Севастопольский Артистический кружок // Крымский вестник. 1897. 30 ноября.
14. Севастопольский городской театр // Крымский вестник. 1897. 10 июня.
15. Севастопольский Народный театр // Крымский вестник. 1897. 28 ноября.
16. Севастопольский Народный театр // Крымский вестник. 1897. 28 декабря.
17. Севастопольский Народный театр // Крымский вестник. 1900. 24 ноября.
18. Севастопольский Народный театр // Крымский вестник. 1901. 25 января.
19. Севастопольское городское собрание // Крымский вестник. 1898. 16 декабря.
20. Севастопольское городское собрание // Крымский вестник. 1900. 1 марта.
21. Севастопольское городское собрание // Крымский вестник. 1900. 3 марта.
22. Хроника // Крымский вестник. 1889. 1 октября.
23. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1884. 29 апреля.
24. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1884. 19 июля.
25. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1884. 2 декабря.
26. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1886. 8 января.
27. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1886. 19 января.
28. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1886. 12 февраля.
29. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1886. 28 марта.
30. Хроника // Севастопольский справочный листок. 1886. 10 октября.
31. Чикин А. М. Севастополь. Севастополь: Вебер, 2007. 640 с.

THEATRICAL ART ROLE IN CRIMEA SOCIAL LIFE BY THE EXAMPLE OF CHARITY (THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Shendrikova Snezhana Pavlovna, Doctor in History, Associate Professor Humanities and Education Science Academy (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta

snezhanashendrikova@rambler. ru

The purpose of this scientific publication is the analysis of charitable activity in the Russian Empire illustrated by amateur and professional theatrical performances in Crimea. The retrospective of theatrical performances and cultural events with charitable purposes in pre-revolutionary Crimea is given on the basis of archival documents and materials from periodicals. The author cites the organisations, amount of donations, repertoire of theatrical parties, mechanisms of charitable contributions in order to use the historical experience in the context of the modern Russian reality.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ СПЕКТАКЛЬ ФОНД ОТЧИСЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ charity performance fund contributions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты