Раздел 5 Пространство диалога
С. Фрайтаг
Советская пресса о кампаниях освоения целины (1954-1955 годы) и строительства Байкало-Амурской магистрали (1974-1975 годы): сравнительный анализ1
Цель статьи - сравнительный анализ газетной пропаганды 1954-1955 и 1974-1975 гг. В соответствующих периодах были выбраны основные проекты (кампания по освоению целины и строительство БАМа - Байкало-Амурской магистрали). Источни-ковую базу исследования составили различные статьи в газетах «Комсомольская правда» и «Правда» за соответствующие периоды (в течение 22 месяцев), посвящённые темам «Освоение целины» и «Строительство Байкало-Амурской магистрали» . Пропа-
гандистская кампания по освоению целины была недостаточно изучена ранее, в то время как широкой пропаганде БАМа посвящалась статья Кристофера Дж. Уорда «Пропаганда "проекта века": восприятие Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в советской прессе, 1974-1984». Функционирование и методы работы советской прессы, а также Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств), напротив, хорошо изучены4.
В «Справочнике журналиста» (1971) была сформулирована задача советской прессы, которая заключалась в воспитании жителей СССР в партийном духе, а не в том, чтобы пресса служила источником правдивой информации о реальных событиях:
Наши газеты ведут огромную работу по разъяснению задач, стоящих перед тружениками страны, по формированию мировоззрения советских людей, воспитанию их в душе морального кодекса строителя коммунизма. Г азеты и журналы, радио и телевидение, повседневно агитируя, воспитывают трудящихся на живых, конкретных примерах и образах нашей замечательной действи-тельности5.
В этой статье предпринята попытка идентифицировать и сравнить образы крупных проектов и их участников, которые были предпочтительны для государственной власти.
Ни репортажи о кампании по освоению целины, ни статьи о строительстве БАМа не позволяют выявить существенные различия в содержании публикаций между «Правдой» и «Комсомольской правдой».
Обзор корпуса газетных статей, которые в той или иной форме описывают эти крупномасштабные проекты, обнаруживает, однако, количественные различия. Так, за февраль 1954 - ноябрь 1955 г. в «Правде» вышло 610 статей, освещавших кампанию освоения целины, а за аналогичный период (22 месяца) строительству БАМа было посвящено только 182 статьи. Такая же картина возникает при сравнении «Комсомольской правды» за 1954-1955 (533 статьи) и 1974-1975 гг. (228 статей).
В целом то, что Леноэ отметил для языка прессы 1930-х гг., верно и для газетных материалов 1950-х и 1970-х гг.: повсеместно употребляется превосходная форма прилагательных, восклицательные знаки, лозунги и императивы; не используется нейтраль-
~ 6 ный стиль речи .
При исследовании публикаций об обоих крупномасштабных проектах были определены различные мотивы, на основе которых функционировала пропаганда. К ним относятся: природа и охрана природы, участники проекта, Великая Отечественная война, техника, критика, женщины, герои, «всенародное дело» и экономика.
a) Природа и охрана природы.
Во время как освоения целины, так и строительства БАМа звучит мотив дикой нетронутой природы, через освоение которой описывается советский народ. В частности, при характеристике кампании по освоению целины этот мотив постоянно повторялся снова и снова в качестве вступления в газетных статьях, причём окружённые романтическим ореолом описания природы противопоставлялись идеализированной современности. Таким образом, читателю внушался образ Советского Союза, продвигавшегося с mission civilisatrice7 в нетронутые дали8. Охрана природы упо-
миналась в освещении кампании по освоению целины лишь косвенно, если речь шла о борьбе с почвенной эрозией9. В отличие от однообразного представления 1950-х гг., в пропаганде БАМа от статьи к статье меняется выбор слов, но суть остаётся той же:
Природа районов, по которым пройдёт трасса БАМ, менее, чем какие-либо другие пространства во всём мире, знакома с деятельностью человека. Она девственна и чиста10.
По большому счёту, охране природы не уделяется особого внимания. А во время кампании по освоению целины, напротив, видна охрана природы в действии:
Застаём отголоски спора: стоило ли поднимать на оперативке вопрос об одном поломанном деревце. Ещё несколько лет назад такого разговора не могло быть. Эти люди пришли не покорять природу. Она для них союзник11.
Зарождение экологического движения в СССР также находит своё отражение в пропаганде БАМа. Это уже не только «a passive, meaningless matter, lacking a creative constituent»12.
б) Участники.
Мотивация переселяющихся в неизведанную степь жителей разъясняется в различных статьях:
Всюду, во всём ощущалось там, на целине, это по-молодому ревнивое и гордое чувство, что «коммунизм строится здесь», именно «здесь», моими лично усилиями...
Так, часто описывается мрачная степь, которая превращается в море пшеницы или в образцовое поселение на берегу озера или реки. См., например: Огнев В. Подвиг молодости // Комсомольская правда (далее -КП). 1954. 17 июля; Кухин Ф. Жители степного совхоза // КП. 1954.
Если рассматривать описания участников кампании целины в целом, то становится ясно, что речь идёт о том, чтобы облекать в литературную форму современное представление об образцовом комсомольце, как это происходит в следующем высказывании:
В этом патриотическом подъёме раскрывается мужественный характер нашей молодёжи, её стремление всегда быть готовой
выполнить свой долг перед родиной, перед народом .
Переселенцы на целину изображались в газетах патриотами, которые должны исполнять свой долг перед народом и отечеством. Они должны были быть борцами за дело коммунизма и партии, должны были добровольно выполнять свой долг, причем на передний план также выдвигались их молодость и хорошее обра-
зование .
Совершенно противоположно идеализированным изображениям комсомольцев кампании по освоению целины представляются бамовцы. В их случае больше не идёт речи о том, чтобы строить коммунизм или выполнять свой долг перед Отечеством, на переднем плане стоят кажущиеся идеалистическими аспекты: «Испы-
а 16 17
тывать себя» , пройти школу жизни , «возможность выразить и утвердить себя»18, а также воля усваивать новые навыки19. В то же время существуют сходства с изображениями переселенцев на целину: бамовцы так же молоды, высоко мотивированы, это физически крепкие комсомольцы, которые вдобавок интересуются
международными политическими событиями .
в) Великая Отечественная война.
Отцы наши и старшие братья не жалели сил, создавая мощную индустриальную базу на Урале, они храбро сражались на фронтах в годы Великой Отечественной войны21.
В 1950-е гг. чрезвычайно редко обращаются к Великой Отечественной войне. В незначительной мере сохраняется и употребление военной риторики, предпочитают воздерживаться от такого обозначения задачи разработки целины, как «боевое задание Коммунистической партии»22, или от отдельных упоминаний, подобных следующему:
Шутка ли - целинник? Это слово теперь наши советские люди произносят так, как в дни войны произносили слово «фронто-
вик» .
Хотя наименования групп комсомольцев (бригада24, взвод25,
воин и т. д.) звучат по-военному, однако они не находятся в непреложной связи с Великой Отечественной войной. Они обуслов-
лены военными истоками комсомола .
При пропаганде БАМа Великая Отечественная война приобретает гораздо большее значение. Регулярно используются военные
понятия, которые не берут начало в комсомольском жаргоне. Ра-
бочие на трассе называются, например, «десантами» , их первые
пункты поселения - «плацдармом» , освоение тайги описывается
См.: там же.
как «наступление»30. Неоднократное употребление военных понятий создаёт впечатление военной операции. Движение вперёд в ходе строительства железных дорог обозначается как «фронт»31
или «линия огня» , а остальная страна - как «тыл» . В нескольких сообщениях создаётся непосредственная связь между темами Великой Отечественной войны и бамовцев34. Наряду с этой риторикой описываются праздники, имеющие связь с войной35. Эксплуатация темы Великой Отечественной войны - главная особенность пропаганды 1970-х гг.
г) Техника.
Во время проведения кампании по освоению целины большое внимание было уделено изображению технических достижений, возможностей советского сельского хозяйства и промышленности. Об отдельных тракторах или других машинах не говорится во всех статьях, но всё же почти в каждой употребляется словосочетание «мощная техника»36. В частности, на немногих фотографиях представлены трактора или тягачи37. Фокус смещён на мощность советской экономики - это центральный аспект пропаганды в кампании по освоению целины.
«По каким точкам БАМа пройдет линия огня?» (Золин А. Указ. соч.).
В журналистском освещении строительство БАМа этот мотив звучит скромнее. Отмечались такие большие технические достижения, как сооружение моста через Амур или строительство важ-
ного тоннеля , однако при этом не говорилось о «мощной технике» в каждой статье. Мощь советской техники подчёркивалась тяжёлыми природными условиями. Компонентом этого «смотра достижений» было также описание условий жизни и проведения свободного времени - как во время кампании по освоению целины, так и при строительстве БАМа39.
д) Критика.
В сферу критики в ходе кампании по освоению целины попа-
дает предельно ограниченный круг людей: начальники колхозов ,
совхозов , машинно-тракторных станций , фабрик и вокзалов (то есть функционеры нижнего уровня), иногда также местные партийные работники45, которые упрекаются в недостатке управленческих качеств, бесхозяйственности, попустительстве бездеятельности рабочих и коррумпированности46. Характерно, что никогда не критикуются простые рабочие или высокопоставленные функционеры. Как правило, критика исходит от «простого рабочего», который между тем скучает по «родному» совхозу (колхозу, МТС).
Во время строительства БАМа критические отзывы, при двух
важных исключениях , допускались лишь в незначительном количестве: как правило, критике подвергались «начальные» трудности при строительстве посёлков, но также отдельные группы и
лица , неудовлетворительное обслуживание техники, плохо организованная доставка товаров, невыполнение планов, недостаточ-
ная сознательность по отношению к охране окружающей среды .
е) Женщины.
Женщины описываются в 1950-е гг. крайне редко. Если это происходит, то показываются женщины врачи, трактористки, руководители колхозов, которые осваивают целину вместе с мужчинами. В начале кампании по освоению целины большинство переселенцев были мужчины50, «Правда» 17 июля 1954 г. сообщала о соотношении женщин и мужчин 1:651. В той же самой статье девушки из всех районов Советского Союза приглашались в поездку по районам целины, чтобы там сочетаться браком52. Дальше женщины описываются как работницы, которые живут в «дикой» местности «при своих мужьях» и выполняют тяжёлую физическую работу53. Такого рода характеристик нет при изображении женщин на БАМе. Они заняты в таких «типично» женских профессиях, как дежурная, библиотекарь или буфетчица54. В описаниях равноправная женщина более не стоит на переднем плане, так как "that of the bamovka as a bastion of traditional family values that strengthened the entire Soviet people (sovetskii narod). This neotraditionalist and patriachal cultural phenomenon, a trend which was on the rise throughout Soviet society during the Brezhnev years"55.
«И ни одного плаката по охране природы, и никто не знает, существует ли районное отделение общество охраны природы» (Яковлев А. Трасса // КП. 1975. 2 дек.).
ж) Г ерои.
Это люди, особенно прославившиеся тем, что им пришлось преодолеть большие трудности, чтобы принять участие в освоении целины или строительстве БАМа, либо они отличились своими большими заслугами уже на месте56. Самое важное при описании героев состоит в том, что они всегда демонстрировали пример таких качеств, как мужество, усердие, инициатива, советский образ мыслей и самоотверженность.
В 1970-е гг. об отдельном герое пишется не в одной, а во многих статьях. Это явление достигает своего апогея, когда речь заходит о «культе Злобина»57. Ещё один человек, которого представляли подобным образом, был Виктор Лакомов58. Так же, как отдельные герои, представлялись строительные подраздел ения (например, бригада «Донбасс»). Изображение отдельных людей сопровождается прочими пропагандистскими аспектами: проводится связь с Великой Отечественной войной, герой принимает производственные обязательства, «чтобы земля была лучше»59. Но также могут освещаться богатство личности этих героев, опыт их работы за границей. Кроме того, при помощи героев, например, выстраиваются элементы экономической пропаганды.
з) «Всенародное дело».
Понятие «всенародное дело» вводится уже при провозглашении кампании по освоению целины60. Оно представляло собой одну из центральных тем КПСС за всё время существования СССР, скрывая проблемы национальных меньшинств61. «Всена-
ское и патриархальное культурное явление, которое укреплялось во всем советском обществе в течение правления Брежнева» (англ.). (Ward C. J. Selling the «Project of the Century». Perceptions of the Baikal-Amur Mainline Railway (BAM) in the Soviet Press, 1974-1984 // Canadian Slavonic Papers. 2001. March. S. 81).
родное дело» демонстрировало, что кампания по освоению целины принималась как проект, реализуемый всеми народами и национальностями Советского Союза, который символизировал образ «связующего звена». Бросается в глаза, что вопреки «наднациональности» проекта корреспонденции, за немногими исключения-62
ми , рассказывают только о восточных славянах: в большинстве своём о русских, реже о белорусах или украинцах. При этом русский народ часто представляется в духе времени - в качестве «большого брата» остальных народов63. С той же целью мотив «всенародного дела» присутствует и при строительстве БАМа64. Строительство постоянно описывается как «всенародная строй-ка»65, причём реальность выглядела иначе: жители зоны БАМа, хотя и прибывали из всех районов СССР, были, однако, в большинстве своём этническими восточными славянами, прежде всего рус-66.
скими .
и) Экономика.
Корреспонденции, касающиеся экономических тем, относятся к частным особенностям советской экономики. Постоянно пропа-
гандируются «шефство» , «социалистическое соревнование» и «производственное обязательство»69. Эти три аспекта - важные
am Beispiel Estlands. Hamburg, 1995; Hallbach U. Das sowjetische Vielvolkerimperium. Nationalitatenpolitik und nationale Frage. Mannheim, 1992; Lewytzkyj B. «Sovetskij narod». Nationalitatenpolitik als Instrument des Sowjetimperialismus. Hamburg, 1983; Simon G. Nationalismus und Nationalitatenpolitik in der Sowjetunion. Baden-Baden, 1986.
компоненты общей пропаганды70 и существенная составная часть кампании по освоению целины. Кунце видит в её организации
одну из важных задач советской прессы .
В сообщениях времени строительства БАМа предпринимается попытка разъяснить систему шефства как подходящую для наднационального характера кампании, в то время как шефство принимают промышленные предприятия из всех республик СССР. «Производственное обязательство», в отличие от БАМа, мало используется в кампании по освоению целины, в целом «экономика» приобретает меньшую значимость.
В целом можно говорить, что принципы работы прессы 1950-х и 1970-х гг. отличаются в немногих, но существенных пунктах. Явная особенность брежневского времени - бросающееся в глаза оживление культа Великой Отечественной войны, которое продолжается, в принципе, и в сегодняшней Российской Федерации72. Это лежит в основе того, что Н. Тумаркин называет «культом Второй мировой войны»73. Этот «культ» призван способствовать тому, чтобы использовать победу в Великой Отечественной войне в целях признания опоры для режима, чтобы таким образом снова пробуждать ослабевший энтузиазм населения. На фоне растущего на заднем плане национального напряжения попала в фокус и пропаганда единого советского народа.
Следующая особенность - это изображение отдельных героев, которые приводятся как образцы в нескольких сообщениях. Обращает на себя внимание, что ещё во времена Хрущёва такие «советские», «коммунистические» особенности, как стремление ком-
сомольцев строить коммунизм на целине, не играют особой роли. Вместо этого на передний план выдвигаются индивидуалистические мотивы.
Существенно, что пропаганда 1970-х гг. действует завуалированнее и осторожнее, базируется не более чем на равнодушных повторах победных реляций и наборе стандартных тем.
Важные признаки 1950-х гг. - это массовые репортажи, которыми перегружены газеты; при этом содержание публикаций принципиально не сильно отличается. В результате простой перестановки «кубиков», посредством которой подобные мотивы всегда объединялись в «новые» газетные статьи, их монотонность повышалась всё больше. Лейтмотивом здесь выступает изображение экономико-технологической мощи СССР. Также активно пропагандируется освоение нетронутой земли, порождая впечатление наличия mission civilisatrice, в рамках которой прогрессивное советское общество продвигается в неосвоенные регионы, куда распространяет затем «советскую» культуру. Описания личности, а также женщин на целине соответствуют нарративу позднего сталинизма: главные цели всех переселенцев на целину - служить государству, строить коммунизм и выполнять свой «патриотический долг».
Об авторе
Фрайтаг Свен (Freitag Sven) - магистр восточноевропейской истории, докторант в Университете Христиана Альбрехта (Киль, Германия).
О переводчике
Лысенко Михаил Александрович - студент 4-го курса исторического факультета Балтийского федерального университета им. И. Канта.