О. С. Ульянова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ В АСПЕКТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИНАГОГ И МОЛИТВЕННЫХ ДОМОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ПО ТОМСКУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ)
Анализируются правовые аспекты российского законодательства об открытии синагог и молитвенных домов, исследуется история возникновения томских синагог в XIX - начале XX столетия.
История создания и функционирования синагог и молитвенных домов является неотъемлемой и важной частью жизнедеятельности и культуры еврейского народа в Сибири и в России в целом. Молитвенное учреждение, центр религиозной жизни еврейской общины, стало залогом сохранения еврейских культурных традиций и национального самосознания. Ключевой характеристикой еврейского народа, по мнению современного исследователя В.И. Дятлова, является его «ди-аспоральность», а рассеяние по миру «превратилось в образ жизни, в особое устойчивое социальноэкономическое, культурное, духовное состояние социума, особую форму существования в физическом и психологическом отрыве от этнического материка или без такового вообще. Невозможность опоры - пусть даже моральной, религиозной, культурной - на «национальный очаг» заставила искать такую опору только в себе, в своей общине и совокупности таких общин» [1. С. 6-8].
В российской историографии нет четкого понятия «еврейская община». Одни исследователи видят в общине «инорелигиозное, инонациональное вкрапление в городской организм», группу людей «с особым правовым статусом» [2. С. 31-33], другие рассматривают ее как общность людей, сложившуюся по религиозному принципу, большую патриархальную семью, защищавшую своих членов от чужого внешнего мира [3. С. 4]. По мнению В. Рабиновича, еврейскую общину можно трактовать двояко: как религиозное сообщество единоверцев и как совокупность всех проживающих на определенной территории (в границах одной страны) людей одной этнической принадлежности (этническое сообщество) [4. С. 34].
В российском законодательстве XIX-XX столетий тоже нет понятия «еврейская община», хотя оговорено, что «евреи, постоянно собирающиеся в ту или иную синагогу или молитвенную школу для совершения обрядов веры и молитв, составляют молитвенное общество» [5. Ст. 1308. С. 238]. При этом «общественные молитвы и богомолие могут быть совершаемы только в особых зданиях... в синагогах и молитвенных школах» [5. Ст. 1301. С. 236]. Таким образом, синагога официально поставлена в центр религиозной жизни еврейской общины.
История возникновения и деятельности синагог и молитвенных домов неоднократно становилась предметом исследования. В работах А.Н. Гаращенко [6], Н.Б. Галашовой [7], Ю.М. Мучник [8], Ю.Д. Зельвин-ского и С. Д. Глузмана [9] и др. рассмотрен процесс возникновения, деятельности и закрытия еврейских молитвенных учреждений в различных регионах Рос-
сии. В данной статье воссоздана история создания еврейских синагог в Томске в XIX - начале ХХ столетия, что позволит составить достоверную картину религиозной и культурной жизни томских евреев и обогатить знания по истории диаспоры в Сибирском регионе и России в целом.
Учреждение синагоги или молитвенного дома в XIX-XX столетиях было возможно только с разрешения губернского начальства [5. Ст. 1302. С. 237], а вне черты оседлости - по представлениям губернских начальств с разрешения министра внутренних дел [5. Ст. 1299. Прим. 2. С. 236]. В соответствии с законодательством дозволялось организовать одну молитвенную школу «во всяком городе или селении, где число домов не превышает тридцати», в тех же местах, где число домов не больше восьмидесяти, возможно было открыть еще и синагогу. В случае если домов будет больше восьмидесяти, то на каждые тридцать домов разрешалось открывать по одной школе, а на каждые восемьдесят - по одной синагоге [5. Ст. 1302. С. 237].
Уже в октябре 1835 г. томскому губернатору поступило прошение от томского мещанина Абрама Жукова и евреев, сельских жителей Томского округа, об открытии молитвенной школы и утверждении в должности местного раввина и старосты «перечисляющегося из Каинска в томские мещане Нухима Фроймовича Вуинского, умеющего читать и писать по-русски, сверх еврейского диалекта», известного своим «добропорядочным» поведением, и казначея - крестьянина из евреев Мордко Карновского [10. Л. 4]. Однако ходатайство не было удовлетворено, т.к. 15 мая 1837 г. были изданы правила, по которым поселение евреев в Сибири «решительно и навсегда» прекращалось [11. С. 324-325], и, ссылаясь на них, томский губернатор не разрешил открыть молитвенный дом и не утвердил раввина [12. С. 20].
Первая синагога в Томске была открыта в 1850 г. [13. С. 4]. Это было одноэтажное деревянное здание, как и большинство синагог в Сибири, не блиставшее красотой, но, по замечанию Ю. Островского, составлявшее предмет гордости общинников [14. С. 39]. Располагалось оно в районе Песков по ул. Магистратской, рядом с Сенной полицейской частью.
нечной звездой Давида [13. С. 7]. Освещение хоральной синагоги, ставшей местом сосредоточения религиозной жизни, состоялось 15 сентября 1902 г. [15. С. 24]
В 1859 г. томский купец 2-й гильдии М. Каминер подал прошение о разрешении выстроить в Томске за свой счет временную молитвенную школу на участке купленной им у мещанина Батурина земли. К прошению прилагалось в качестве поддержки письмо от томских евреев, необходимые для строительства планы и эскизы фасада будущего здания. При рассмотрении просьбы оказалось, что в Томске насчитывалось более 70 домов, принадлежавших евреям, а участок земли находился на дозволенном законом расстоянии от православного храма. В результате прошение М. Каминера было удовлетворено 22 мая 1859 г. [16. Л. 3-5] и в Томске появилась вторая молитвенная школа. В 1881 г. земля, на которой располагалась эта молитвенная школа, перешла во владение купца Королева.
Томский раввин Б. Левин подал прошение в томскую губернскую строительную комиссию о разрешении перенести молитвенную школу в другое, специально купленное помещение [17. Л. 1-2]. С разрешения губернатора молитвенный дом расположился в Подгорном переулке (между улицами Дворянской и Почтамтской). Это было двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте [18. Л. 1а-1ж]. Как и прежняя школа, данная носила название «каминерская» в честь Михаила Каминера.
С введением в 1827 г. указа Николая I о воинской повинности, повелевавшего «обратить евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре», в Сибири оказались еврейские солдаты и кантонисты.
Ежегодно из Западной России в кантонистские школы привозили 200-300 подростков в возрасте 1014 лет. Так, например, в 1855 г. в томскую кантонистскую школу прибыло 350 еврейских мальчиков из западных губерний, части из них после окончания срока службы осела здесь [19. С. 996]. После отмены кантонов манифестом Александра II от 26 августа 1856 г. и принятия в 1867 г. закона, позволявшего оставаться в Сибири солдатам, отслужившим полный срок службы по рекрутскому уставу, указанная категория евреев в Сибири увеличивалась.
В свободное от службы время, по субботам и праздникам солдаты посещали близкую к казармам Каминерскую синагогу, где они, по воспоминаниям выпускника кантонистской школы Г.Я. Цама, «особенным приветом не пользовались». После того как им было предложено произвести в раздевальне чтение заповедей Торы по случаю обрезания новорожденного, солдаты решили организовать отдельную молитвенную школу [20. С. 3]. В 1864 г. они приступили к сбору пожертвований на выписку Сефер-Торы - синагогальных рукописных свитков Торы. Летом 1865 г. было собрано 150 рублей и приобретен свиток.
Осенью 1865 г. начала функционировать временная молитвенная школа в Затеевском переулке, в доме чи-
новницы Новокрещеновой, а в 1872 г. по улице Нечаевской было построено постоянное здание. Первым старостой и казначеем в нем стал Герцель Цам.
Постепенно военно-молитвенная школа обустраивалась. Купец Шмуль Волобринский пожертвовал библиотеку талмудических книг, его сыновъя - Мойше и Мордхе - подходящий шкаф. Купец Григорий Хаймо-вич купил висячую 3-ярусную посеребренную люстру на 32 свечи [12. С. 23].
В 1906 г. здание школы сильно пострадало от пожара, и было принято решение о его перестройке. К августу 1907 г. работы были завершены. Новое здание возвели в мавританском стиле на кирпичном фундаменте. Наличники на окнах и двери были украшены деревянной резьбой. Изображение свитка Торы разместилось на центральных дверях, а в деревянный орнамент, украшавший окна, были вписаны звезды Давида. Крышу венчали три красивых купола. В память об инициаторах создания новая синагога получила название «солдатская» [13. С. 7-8].
В 1889 г. томскому губернатору поступило прошение от проживающих в Томске ссыльных евреев о разрешении им открыть синагогу. Ее предложили наименовать «Александровской» в память о спасении от гибели Александра III при крушении поезда 17 октября 1888 г. Свою просьбу ссыльные мотивировали «неприязненным отношением» к ним томских мещан и купцов из евреев, что выражалось даже «в удалении их во время моления из синагоги» [21. Л. 2].
При рассмотрении ходатайства оказалось, что место для постройки синагоги не найдено, плана и эскиза фасада нет. Кроме того, на 120 еврейских домов в городе уже имелись 2 синагоги и 1 молитвенный дом, так что согласно действовавшим законам строительство новых культовых зданий не могло быть разрешено.
Однако губернское правление, признавая тот факт, что «неприязнь здешних жителей евреев к ссыльным хотя и не выражается, быть может, в удалении из молитвенных зданий, тем не менее вполне возможна, и, проявляясь в чем бы то ни было, оскорбляет их, обостряя отношения» [21. Л. 2], разрешило построить молитвенную школу, собрав все необходимые документы. Несмотря на положительное решение, эта молитвенная школа, в силу неизвестных причин, так и не была построена.
Подводя итог, можно отметить, что история открытия синагог в Томске, с одной стороны, выявляет стремление евреев, оторванных от черты оседлости и попавших разными путями в Сибирь, сохранить религиозные традиции, национальное самосознание. С другой - она вскрывает социальную неоднородность этно-конфессиональной диаспоры.
Можно вести речь о наличии в ней следующих стратов - потомки первых поселенцев-старожилов в лице купцов и мещан, сравнительно недавно водворившиеся евреи-солдаты и евреи-ссыльные. Социальная градация оформлялась с учетом двух признаков -зажиточности и времени поселения в Томске.
еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: Материалы I регион. науч.-практ. конф. Томск, 2000. С. 30-36.
рии. СПб., 1896. Т. 11, ч. 1. Ст. 1308.
ский еврейский сборник. 1992. № 1. С. 47-50.
Томск, 2000. С. 10-12.
ст. / Под ред. В.И. Дятлова, Я.М. Кофмана. Красноярск, 2001. С. 12-52.
синагогой. Томск, 1909. 21 с.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 3 мая 2009 г.