Спросить
Войти

98. 02. 003. Кристенсен X. увеличение числа целей для ядерного оружия. Kristensen H. targets of opportunity // Bull. Ofthe atomic scientists. -Chicago, 1997. - Vol. 53, n 5. - P. 22-28

Автор: указан в статье

РОССИЙСКАЯ1 АКАДЕ1УП1Я НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 8

индекс серии 2.8

рефераты 98.02.001 -98.02.031

МОСКВА 1998

расширять строительство хранилищ в самой Японии и этим напрямую должно заниматься правительство.

В любом случае, проблема 50 т японского плутония, находящегося сейчас во Франции и Англии, ждет своего разрешения (с.51). Если этот плутоний не будет храниться непосредственно в Европе, японским утилизаторам потребуется большое количество лицензий на создание реакторов, работающих на окисях. Но даже если будут выданы лицензии на строительство десяти таких реакторов, процесс их ввода в строй займет более десяти лет (с.51).

Завершая статью, авторы отмечают, что Японии предстоит решить множество проблем в этой области в течение долгих лет.

В.Ю.Топчеев

98.02.003. КРИСТЕНСЕН X. УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

KR1STENSEN Н. Targets of opportunity 11 Bull, of the atomic scientists. -Chicago, 1997. - Vol.53, N 5. - P.22-28.

Автор, независимый аналитик в области международных и военных проблем, а также член датской оборонной комиссии, отмечает, что, несмотря на окончание противостояния Востока и Запада и сокращения вооружений, американские военные, опасаясь распространения ядерного оружия по всему миру, не только осуществляют военный контроль над рядом стран "третьего мира", но и активно ведут военные разработки новых стратегий и более совершенных образцов военной техники.

В 1978 г., пытаясь как-то укрепить шаткую систему Договора о нераспространении ядерного оружия, администрация президента Картера провозгласила "альтернативную политику в области безопасности". В документе, выражавшем эту альтернативную политику, было сказано, что если США или кто-либо из их союзников будут атакованы государством, не имеющим ядерного оружия, то США также не сочтут нужным его применить. Но, как пишет автор, не все американские политики разделяли подобную точку зрения. Пентагон, например, в 1995 г. опубликовал ядерный план, по которому целями американского ядерного оружия становились некоторые страны "третьего мира", не имевшие своего ядерного оружия.

Заявления Дж.Картера, а затем Б.Клинтона были лишь слабыми попытками изменить позицию американских военных, заключающуюся в усилении роли ядерного оружия, т.е. той стратегии, которая была провозглашена еще в начале 90-х годов. Об этом стало известно обществу после того, как был принят Акт о свободе информации. В результате несоответствия официально провозглашаемого принципа и реально осуществляемого стало ослабление позиций Договора о нераспространении ядерного оружия в эпоху, которая наступила вслед за окончанием холодной войны.

Весной 1995 г. странам, подписавшим этот Договор о нераспространении, было предложено определиться в вопросе -считать ли этот договор бессрочным или имеющим какие-то временные границы. США стояли за первый вариант ответа. В апреле 1995 г. администрация Клинтона возродила идеи Картера 1978 г. Но девятью месяцами позднее, в декабре 1995 г., Пентагон опубликовал "Доктрину совместных ядерных операций", что ввело в заблуждение общественность по поводу возобновления идей 1978 г.

Фактически ядерная бюрократия постепенно, не торопясь ослабляла обязательства 1978 г. в течение ряда лет. Эти планировщики на начальной стадии разработки документа, появившегося в апреле 1993 г., включили в число целей ядерного оружия региональных возмутителей спокойствия, вооруженных "оружием массового поражения". Однако когда план стал известен широкой общественности, в стране разразился скандал. В результате Пентагон поспешил приуменьшить серьезность этого документа.

В 1989 г. пала Берлинская стена и была распущена Организация Варшавского договора. Это выглядело так, как если бы традиционная роль американских ядерных сил - противостояние советской угрозе -теряла смысл. Генерал Л.Батлер (Butler) (впоследствии глава американского Стратегического командования) сказал на симпозиуме по истории ВВС в сентябре 1992 г.: "В октябре 1989 г. мы преодолели опасности глобальной войны с Советским Союзом, которая во многом определяла планирование вооруженных сил США, и Пентагон предпринял полный пересмотр ядерной военной политики, снизив число предполагаемых целей с 10 тыс. до 2500" (с.23).

Автор задается вопросом: что делать с оружием, которое больше не нужно? И сам отвечает: привлечь внимание к новой серии угроз. Такое направление в политике США стало очевидным в документе

"Оценка военной сети" ("Military Net Assessment), разработанном Объединенным комитетом начальников штабов вооруженных сил США в марте 1995 г., в котором ртмечается "растущая угроза стран "третьего мира" (с. 23). Этот документ, отмечает автор, служит оправданием сохранения запасов как стратегического, так и нестратегического ядерного оружия.

Тогдашний министр обороны Д.Чейни (Cheney), отчитываясь перед сенатским комитетом по ассигнованиям, впервые заявил на высоком уровне, что распространение оружия массового поражения по Земле требует сохранения ядерного оружия в вооруженных силах США.

Сразу же после войны в Персидском заливе стала известной тайная иракская ядерная программа, после чего Д.Чейни выпустил под грифом "совершенно секретно" документ под названием "Политика использования ядерного оружия", который ставит перед военными задачу планирования ядерных операций против стран, потенциально способных создать ядерное оружие.

Военные планировщики, пишет автор, сразу же принялись за работу. Документ под названием "Объединенная оценка военной сети" предполагает, что нестратегическое ядерное оружие может играть более значительную роль в глобальном масштабе в ответ на распространение ядерных производств в странах "третьего мира"

В ежегодном отчете министерства обороны, опубликованном в феврале 1992 г., Д.Чейни писал: "Возможности стран "третьего мира" приобретать ядерные средства привели министерство к необходимости коррекции ядерных и стратегических оборонных сил и политику, управляющей этими силами" (с.23). Ядерная стратегия, добавил он, "должна также учитывать потенциальную нестабильность, которая может возникнуть, если государства или их лидеры будут полагать, что они мало что потеряют при применении оружия массового поражения" (с.23).

Одна из таких коррекций, замечает автор, была включена в 1993 г. в "Единый интегрированный оперативный план" Пентагона, хотя, в сущности, неофициально такая коррекция была произведена четырьмя месяцами ранее - 1 июня 1992 г. Другая коррекция состояла в переработке Дополнения "С" Объединенного плана стратегических сил, которое содержит целеуказания и оценку поражений при

использовании ядерного оружия. Переработка Дополнения "С" была закончена весной 1993 г.

Еще до пересмотра этого документа генерал Батлер, впоследствии глава Стратегического командования США, писал в газете "Нью-Йорк тайме", что "мы фокусируем свое внимание не только на бывшем Советском Союзе, но и на любой потенциально враждебной стране, которая пытается приобрести оружие массового поражения" (с.24). Батлер организовал Объединенный разведывательный центр, чтобы стратегическое командование оценивало оперативные перспективы растущей угрозы, представляемой глобальным распространением оружия массового поражения (с.24).

Стратегическое командование быстро осознало, что американская ядерная военная мощь, созданная в годы холодной войны и направленная на цели только в Северном полушарии, плохо подготовлена к войнам со странами "третьего мира". Поэтому Стратегическое командование считает нужным обеспечение американских ядерных сил глобального действия к концу 90-х годов.

В этих условиях, пишет автор, потребовалось "адаптивное планирование", и этот термин был одобрен НАТО. Адаптивное планирование позволит быстро перенацелить американское ядерное оружие на регионы как внутри России, так и за ее пределами. Генерал Батлер описал новую концепцию в военном журнале "Джейнс дефенс уикли" ("Jane&s Defence Weekly") следующими словами: "Адаптивное планирование было разработано в ответ на спонтанные угрозы, которые, по всей вероятности, могут возникнуть при новом мировом порядке, уже не определяемым противостоянием сверхдержав. Эти планы должны учитывать скорее возникновение целей, а не создание конкретных сценариев и идентифицирование конкретных противников" (с.23).

Адаптивное планирование должно предлагать "единственно правильные решения, вызванные опасностью появления оружия массового поражения в регионах мира" (с.24). НАН недавно предложила, чтобы адаптивное планирование использовалось для ослабления жесткой позиции Единого интегрированного операционного плана в условиях эпохи, пришедшей на смену временам холодной войны.

Само адаптивное планирование предполагает более широкое применение ядерного оружия против химического, биологического и радиологического оружия, позволяя наносить ответные ядерные удары ограниченной мощности*" и избегая при этом больших побочных разрушений. Адаптивное планирование допускает принцип ядерного устрашения, и этот принцип является основным элементом "Единого интегрированного операционного плана".

Современный единый интегрированный операционный план, основанный на анализе сил, управлении этими силами и изменении выбора целей, предполагалось рассматривать год. Но он был одобрен в течение нескольких недель и принят к исполнению 1 апреля 1994 г. Такие доктрины создали основу для конкретного планирования Стратегическое командование обеспечивало поддержку региональных командований в выработке планов ядерной войны против региональных потенциально опасных сил. В частности, стратегическое командование издало "Серебряную книгу" — планы военных ударов против "грубых государств", включая Иран, Ирак, Ливию и Северную Корею. Целями в этой книге считались ядерные, химические и биологические системы, а также командные пункты и центры управления.

В изданной в сентябре 1993 г. Белой книге Стратегического командования отмечалось, что в условиях новой политики при выработке доктрин очень полезным оказался опыт противостояния с Советским Союзом в годы холодной войны.

Подкомитет вооружений Группы стратегических советников Стратегического командования начал анализировать проблему новых целей и поражающих возможностей оружия для этих целей в начале 1994 г.

Этот подкомитет сравнивал эффективность атак шести потенциальных целей стран "третьего мира" с помощью как ядерного, так и обычного оружия.

К концу 1994 г. Стратегическое командование подготовило "Серебряную книгу" для Европейского командования США, а также начало разрабатывать такую же книгу для Тихоокеанского командования. Такое усиление роли ядерного оружия в США, по мнению автора, было вызвано решением Америки уничтожить свое химическое и биологическое оружие. Таким образом, исключение этого оружия из арсеналов США означает, что, если определенные

3-4455

государства могли бы его использовать, они уже не получат эквивалентный ответный удар таким же оружием и единственным мощным средством в арсеналах США (если не учитывать огромного количества обычного оружия) остается оружие ядерное. Группа стратегических советников в июне 1994 г. рекомендовала, чтобы ядерное оружие выполняло роль устрашения вместо триады ядерного, химического и биологического оружия.

Адмирал Г.Чайлз (Chiles), сменивший генерала Батлера на посту начальника Стратегического командования, впоследствии похвалил группу советников за эту Белую книгу и отметил ее большое значение для разработанного впоследствии "Обзора ядерной ситуации".

В 1995-1996 гг. группа советников играла главную роль в изучении проблем ядерного оружия и его распространения. В июле 1995г. после конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, на которой администрация Клинтона подтвердила свое обязательство не использовать ядерное оружие, подкомитет группы советников Стратегического командования закончил свою работу, касающуюся вопросов угрозы распространения ядерного оружия в странах "третьего мира".

В обзоре резко критикуется президентское обязательство, в нем содержится предупреждение, что "если мы не приложим усилий в области устрашения против этих угроз (со стороны ряда стран третьего мира), то они будут неустрашимы по определению"(с.25).

Авторы обзора рекомендуют проводить двойственную политику, приводя в качестве примера предупреждение Дж.Буша Саддаму Хусейну в январе 1991 г. о запрете на использование химического оружия.

Ущерб от предполагаемого применения ядерного оружия должен, по мнению планировщиков, включать не только военный аспект, но и предупреждение о более серьезных последствиях. С одной стороны, подобные акции не должны вести к большим потерям среди мирного населения. Если США не подвергнутся угрозе сами, то "не потребуется и "крайнего устрашения", т.е. применения такой силы, когда мирные граждане предупреждаемых стран заплатят твоими жизнями за то, что они не остановили своих лидеров при подготовке их к агрессии" (с.26). Страх перед "уничтожением нации" должен быть, по мнению планировщиков, достаточно силен.

Иран стал первой страной, на которой опробывалась новая доктрина Стратегического командования, основанная на серьезном анализе в 1995 г. возможности поражать ядерные и химические цели в Иране американским ядерным оружием. А ведь Иран был одной из тех стран, которая подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, и против которой президент Клинтон обещал не применять ядерного оружия. Адмирал Чайлз предложил планировщикам применить новую теорию устрашения и к Северной Корее, которая также подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

В феврале 1996 г. региональная система борьбы против распространения ядерного оружия была официально названа "Доктриной объединенного театра ядерных операций", которую можно рассматривать как глобальную доктрину по использованию региональных сценариев в Европе, на Ближнем Востоке и Корейском полуострове и опасность распространения ядерного оружия в странах "третьего мира", таким образом трансформировалась в "главную угрозу". Целями оружия устрашения должны были стать ракеты и снаряды малой, средней и большой дальностями действия, несущие ядерные, биологические или химические боеголовки.

Добавление стран "третьего мира" к плановым целям ядерной войны вступило в противоречие с требованиями по сокращению ядерных арсеналов. Если ядерные арсеналы, пишет автор, будут сокращаться и далее, то у США не будет достаточного количества оружия, чтобы держать под контролем цели в России, Китае и ряде стран, беспокоящих Америку. Вышеназванный подкомитет выступает против дальнейших сокращений, учитывая увеличение числа целей, которые должны быть под контролем.

Увеличение числа целей за счет стран "третьего мира" привело к значительному усовершенствованию военных систем. Так, флот устанавливает новые системы наведения, позволяющие ракетным подводным лодкам быстро и четко перенацеливать ракеты и учитывать большее число целей. Хотя первоначально эти системы были задуманы для уничтожения советских мобильных ракет СС-24 и СС-25, теперь усовершенствованная система уже способна поражать цели в глобальном масштабе.

ВВС затратили более 4 млрд. долл. на систему, позволяющую быстро перенацеливать наземные межконтинентальные ракеты "Ми-нитмен-Ш". Кроме того, бомбардировщик В-2, ранее

планировавшийся только для войны с СССР, теперь снабжается обычным оружием, а также принципиально новой ядерной бомбой В 61-11. Сейчас эти бомбы производятся и поступают на склады. Эти системы и бомба В 61-11 не единственные военные средства, которые производят США. В частности, бомбу В 61-11 модифицируют, и это будет планирующая бомба, что позволит сбрасывать ее вне зоны действия ПВО противника. Кроме того, пишет автор, американские ученые и инженеры очень внимательно анализируют опыт войны в Персидском заливе.

Чем все это кончится, задается вопросом автор, отмечая рост как обычных, так и ядерных вооружений. Кто в США отвечает за политику нераспространения ядерного оружия? Осведомлен ли госдепартамент о том, что Пентагон включил неядерные страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия, в свои ядерные цели? И знает ли президент Клинтон, что, когда он дал обязательство не атаковывать эти страны ядерным оружием, стратегическое командование, тем не менее, включило это в свои планы.

По-видимому, пишет автор, Клинтон не в курсе дела, но в основе ядерного планирования под контролем Стратегического командования лежат не те идеи, которые администрация Клинтона пытается распространить по всему миру.

Автор заканчивает статью следующими словами: "Если Белый дом желает, чтобы процесс нераспространения ядерного оружия имел положительный результат длительное время... и разговоры о снижении роли ядерного оружия были бы не простой риторикой, то еще есть время кому-нибудь посетить Пентагон, прежде чем процесс ядерного планирования после холодной войны зайдет слишком далеко по опасной дороге" (с.28).

В.Ю. Топчеев

98.02.004. ХОГЕНДОРН Э. АТЛАС ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ. HOGENDOORN В. Chemical weapon Atlas // Bull, of the atomic scientists. - Chicago, 1997. - Vol.53, N 3. - P.35-39.

Автор статьи, исследователь Организации по защите прав человека (г. Вашингтон), пишет, что, вопреки принятой в 1993 г. Конвенции по химическому оружию, целью которой было

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА США ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ -ПРОБЛЕМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты