Спросить
Войти

Диалоги в Арктике

Автор: указан в статье

ДИАЛОГИ В АРКТИКЕ.

К итогам Международной научно-исторической экспедиции памяти Фритьофа Нансена1

В августе 2013 года состоялось знаковое событие, которое, хочется надеяться, станет важной вехой в летописи международного научного сотрудничества в Арктике. Речь идет о проведении Международной научно-исторической экспедиции памяти знаменитого норвежского полярного исследователя, политика и общественного деятеля Фритьофа Нансена. Ее организаторами выступили Северный (Арктический) федеральный университет, Университет Тромсё и Полярный институт Норвегии. Экспедиция подготовлена и осуществлена при поддержке МИДов России и Норвегии, Федеральной службы по гидрометеорологии, Норвежского Баренц-секретариата и Норвежско-российской торговой палаты.

Эта экспедиция связана с юбилейной датой: 100-летием экспедиции Ф. Нансена и норвежского предпринимателя Й. Лида, которые прошли на судне от норвежского Тромсё до Дудинки, а далее по Енисею до Красноярска. Современная международная научная экспедиция должна была повторить их путь, но

с небольшими коррективами: она следовала на судне от Архангельска до Дудинки, далее ее основная часть направлялась в Норильск, а затем самолетом возвращалась в Архангельск или на родину, пять же ее норвежских участников другим судном шли из Дудинки по Енисею в Красноярск. Среди последних - бывший посол Королевства Норвегии в России, а на момент проведения экспедиции ее генеральный консул в Мурманске Эйвин Нуршлеттен, отмечавший таким образом 40-летие своей дипломатической карьеры. Главным результатом своей деятельности на этом поприще он считает укрепление сотрудничества с Россией. В общей сложности Нуршлеттен проработал

15 лет в СССР, Украине и России.

В составе международной научной экспедиции вошли 25 российских и 27 норвежских участников, один представитель Франции и один - Исландии. По роду занятий и профессиональной деятельности это были самые разные люди: исследователи, политики, государствен1 Статья подготовлена при поддержке Российского государственного научного фонда и правительства Архангельской области (проект № 13-11-29002 а/С).

© Голдин В.И., 2013

ные служащие, дипломаты, предприниматели, журналисты. Все это предполагало возможность организации заинтересованного и профессионального международного диалога по широкому спектру проблем науки, культуры, экологии, политики, бизнеса в Арктике, создавало предпосылки для осмысления не только исторического прошлого и современности, но и будущего.

Зарубежные участники проекта прибыли в Архангельск в понедельник, 5 августа, а утром следующего дня прошел российско-норвежский семинар «Ф. Нансен, Россия и Норвегия: сотрудничество сквозь века». С теплыми и проникновенными словами приветствия к участникам экспедиции и гостям семинара обратилась ректор САФУ профессор Е.В. Кудряшова, подчеркнувшая особую значимость проекта и раскрывшая его цели и предназначение. Она выразила благодарность всем тем, кто принимал участие в подготовке экспедиции, и высказала убежденность в ее успехе. Собравшиеся выслушали также приветствия заместителя губернатора Архангельской области А.В. Алсуфьева, посла по особым поручениям МИД России А.В. Васильева, генерального консула Норвегии Э. Нуршлет-тена и директора по связям Норвежского Полярного института Я.-Н. Винтера.

В рамках семинара были заслушаны 6 докладов. Посол А.В. Васильев поделился размышлениями на тему «Международное сотрудничество в Арктике», рассказал о деятельности Арктического Совета и оптимистично высказался о перспективах развития отношений в Арктике, утверждая, что здесь нет нерешенных проблем. Э. Нуршлеттен, сделавший доклад «Норвегия и Россия - северные соседи: прошлое, настоящее и будущее», представил свое видение опыта сотрудничества этих стран и народов, основываясь на личном опыте дипломатической деятельности в России, и позитивно оценил их динамику и возможности. Профессор Университета Тромсё Й.П. Нильсен выступил с докладом, озаглавленным «Нансен и Ломоносов: возможно ли сравнение?». Он предпринял попытку сопоставить деятельность

этих выдающихся представителей Норвегии и России, оценить их вклад в науку и другие сферы жизни и деятельности своих стран, а также современного им мира.

Профессор САФУ А.В. Репневский выступил с докладом на тему «Нансен, каким его видим в России», в котором, представив свое мнение о существовании четырех образов Нансена в России в разные ее эпохи, сосредоточил главное внимание на восприятии и оценках его деятельности в дореволюционный период. Профессор В.И. Голдин раскрыл в докладе тему «Нансен как миротворец», где охарактеризовал его деятельность в качестве Верховного комиссара Лиги Наций по делам военнопленных, позднее - беженцев, а также по оказанию помощи голодающей России в начале 20-х годов. В завершающем докладе на семинаре почетный консул Королевства Норвегии в Архангельске

А.А. Шалёв рассмотрел различные аспекты проблемы приграничного сотрудничества как ресурса развития северных регионов.

В дальнейшем иностранные участники экспедиции имели возможность ознакомиться с научными центрами САФУ и Архангельским областным краеведческим музеем. Вечером состоялись торжественные проводы участников экспедиции на набережной Северной Двины -добрая традиция, которая издавна существовала у архангелогородцев и которая возрождается ныне. Добрые слова напутствия сказала ректор САФУ Е.В. Кудряшова, она же представила руководство экспедиции: руководителя экспедиционного отряда, помощника проректора по научной работе САФУ К.С. Зайкова и руководителя флота Северного управления гидрометеорологической службы В.В. Гарькавенко. Последний в своем выступлении рассказал, в частности, о деятельности Севгидромета и о научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», на борту которого участники экспедиции отправились в путь. Он (а в дальнейшем в ходе экспедиции ряд других докладчиков) охарактеризовал личность и деятельность человека, чье имя носит корабль, - П.А. Молчанова, известного российского исследователя,

полярника, изобретателя радиозондов, с которым был знаком Нансен и чье научное творчество высоко оценивал. Капитан судна В.А. Ло-щевский доложил о готовности к походу, и в 6 часов вечера экспедиция отправилась в путь. Погода благоприятствовала участникам: было +25 °С, яркое солнце, голубое небо, все цвело и благоухало. Прекрасные виды Архангельска, открывавшиеся с борта судна, также создавали отличное настроение.

На борту судна состоялось вечернее организационное собрание экспедиции. В 9 часов вечера вошли в Белое море, вскоре миновали о. Мудьюг. Красивый закат солнца на голубом небе благословил на отдых и последующие великие дела. Но прежде Э. Нуршлеттен вместе с автором этих строк подвели итоги первого дня для группы медиа-центра САФУ «Арктический мост», снимавшей фильм об экспедиции. Эти материалы, опубликованные на следующий день, составили более 4 страниц, авторы интервью сошлись на том, что экспедиция началась на редкость успешно. Норвежский дипломат особо отметил высокую динамику развития САФУ, выразив убежденность, что «сейчас это университет действительно мирового класса и по содержанию, и по оборудованию, и по науке».

Раннее утро 7 августа. Идем по Белому морю: голубое небо, солнце и туман, быстро рассеивающийся под солнечными лучами. Рабочая программа началась с взаимного представления участников экспедиции и выступления заведующей кафедрой географии и геоэкологии САФУ профессора Н.М. Бызовой о Белом море. Судно остановилось в районе о. Сосновец, где прошли учения по технике безопасности. В течение дня, посвященного истории освоения Арктики, было заслушано 6 докладов: 3 норвежских и 3 русских участников. Все они вызвали заинтересованное обсуждение. Наибольшее число вопросов и активную дискуссию вызвало выступление А.В. Репневского. Причем ее лейтмотивом стало не столько историческое содержание темы «Поморы и поморская торговля», сколько современная политическая борьба вокруг понятия «поморы».

Утром 8 августа уже похолодало, облачность стала переменной. Подходим к мысу Канин Нос и слушаем рассказ Н.М. Бызовой о п-ове Канин. Позади уже 276 миль пути. От мыса Канин Нос до мыса Святой Нос на Кольском п-ове проходит граница морей и, пересекая ее, попадаем уже из Белого моря в Баренцево. Меняется цвет воды (из желтовато-коричневой она становится зеленовато-стального цвета и все более прозрачной), да и погода улучшается.

На повестке обсуждения в этот день были политические и юридические вопросы освоения Арктики. И после относительно спокойного обсуждения академического доклада «Арктика: политико-правовые вопросы

и основные тенденции» Н.В. Лукашёвой, нан-сеновского профессора по арктическим исследованиям, представлявшей Университет Акуреури (Исландия), но работающей ныне в Канаде, дискуссия резко активизировалась, вызвав много вопросов и комментариев вокруг 3 последующих выступлений. Это касалось доклада генерального секретаря Норвежского Ба-ренц-секретариата Р. Рафаэльсена, посвященного 20-летию БЕАР, и особенно выступлений заместителя директора Института Фритьофа Нансена А. Мое на тему «Договор о разграничении Баренцева моря: интерпретации и выводы», а также В.И. Голдина «Проблемы геополитического сотрудничества и соперничества в Арктике». Особая актуальность вынесенных вопросов обусловила высокую заинтересованность и разнообразие мнений и суждений членов экспедиции.

В 3 часа ночи 9 августа экспедиционное судно подошло к о. Колгуев, оставив позади 476 миль. Прошел дождь, закончившийся к утру. После рассказа доцента САФУ Е.В. Шавриной об острове и его флоре участники экспедиции отправились на катерах знакомиться с расположенным здесь пос. Бугрино. На это ушел целый день. Знакомство с поселком и его жителями, преимущественно ненцами, оказалось интересным, хотя впечатления сложились довольно неоднозначные и заставили о многом задуматься как российских, так и иностранных

участников экспедиции. Они стали своеобразной прелюдией к обсуждению проблем коренных народов Арктики, которые рассматривались на следующий день, 10 августа.

С утра было некоторое волнение моря и пасмурная погода, но затем наступил прекрасный солнечный день. Он был наполнен и насыщенной научной программой, и впечатлениями от множества уникальных мест, встречавшихся по маршруту следования. В рамках обсуждения тематики коренных народов Арктики были заслушаны 7 разных по содержанию и направленности докладов, нить повествования которых вела от истории к современности. Открыл заседание профессор Университета Тромсё Э. Равно с темой «Встреча Нансена с ненцами и современное положение коренных народов». Его коллега К. Мюклебуст посвятила свое выступление истории исследований коренных народов Русского Севера. Президент Норвежской академии наук профессор К.С. Булл выступила с докладом «Народ саамов и их доступ к земельной собственности - от использования до защиты прав». Молодой юрист М.Ю. Задорин (САФУ) охарактеризовал проблемы устойчивого развития коренных малочисленных народов России. Хозяйственной деятельности оленеводов в контексте взаимодействия с современными отраслями добывающей промышленности было посвящено выступление председателя Международного центра оленеводства Т.Ю.М. Исаксена (Норвегия). Центральной темой обсуждения стали пути адаптации коренных народов Арктики к современным, быстро меняющимся реалиям.

Этот день экспедиции был очень интересен и с точки зрения знакомства с объектами, которые представали перед глазами. Днем прошли через Печорское море, а в 4 часа дня справа по борту показался Вайгач - обширный остров длиной около 100 км и общей площадью

3,4 тыс. км2. Перед глазами предстал ряд возвышенностей острова, самая высокая из которых - 171 м. В разломах острова проходят проливы: Югорский Шар, Маточкин Шар, Карские ворота. Считается, что поморы знали об

о. Вайгач еще в 1Х-Х веках, а западноевропейцы достигли его лишь в XVI веке. В 30-40-е годы ХХ века здесь добывались полиметаллы, возник пос. Варнек. Но производство было нерентабельно, и его закрыли. Сегодня в названном поселке живет около 100 чел., в основном ненцы. Вайгач для ненцев - это сакральное место, и здесь сегодня находится историко-культурный и природный заказник.

Около двух часов плыли вдоль Вайгача, сделали много фотографий. А затем вдоль Карских Ворот судно направилось к северной оконечности Новой Земли. Проходим мимо острова Чирячий, по соседству с которым находится настоящий птичий базар. По пути следования к Новой Земле посчастливилось увидеть трех китов и сделать фотоснимки. В 7 часов вечера судно достигло мыса Меньшикова на Новой Земле, пройдя к этому времени 676 миль. Здесь была сделана серия снимков, затем мы развернулись и проследовали в обратном направлении в сторону Югорского Шара, который должны пройти утром 11 августа. Вечером посмотрели впечатляющий фильм, сделанный на основе материалов советской военной кинохроники, о ядерных испытаниях на Новой Земле: взрыв торпеды, начиненной ядерным зарядом (подобные испытания начались с 1955 года) и взрыв атомной бомбы большой мощности, сброшенной с бомбардировщика «ТУ-95» в октябре (судя по всему, в начале 60-х годов). В целом же, это был удачный во всех отношений, довольно теплый и солнечный день экспедиции.

Утром 11 августа прошли Югорским Шаром - проливом длиной 40 км и шириной от

3 до 16 км, с одной стороны от которого находится о. Вайгач, а с другой - континентальная часть, Югорский полуостров, и вошли в Карское море, бассейн с самым суровым климатом, по сравнению с теми районами, которые миновали ранее. Предметом обсуждения в течение дня были изменения климата и биоразнообразие Арктики. Интересный доклад, посвященный анализу климатических изменений в Арктике и их значению для мирового климата, был представлен Я.-Г. Винтером (Поляр-

ный институт). Как и большинство современных исследователей, он пытался обосновать устойчивую тенденцию потепления климата и связанные с этим последствия. В ходе обсуждения слушателей интересовало многое, в т. ч. и позиция меньшинства - тех, кто настаивал на гипотезе о возможности нового похолодания в Арктике. Норвежский исследователь Х. Сти-ан посвятил доклад теме «Арктическая фауна и изменения климата». Характеристика морских экосистем Арктики была дана в выступлении доцента О.С. Барзут (САФУ).

Большой интерес вызвал доклад сотрудника Норвежского Баренц-секретариата Т. Нильсена «Карское море: район сброса ядерных отходов СССР», в котором содержалась их характеристика (автор обращает внимание на то, что здесь захоронены и химические боеприпасы периода Первой мировой войны), говорилось о состоянии и проблемах мониторинга захоронений. Это выступление вызвало много вопросов.

Поздно вечером судно прошло мимо п-ва Ямал, пос. Харасавэй, и к утру за кормой осталось уже 1032 мили.

День 12 августа был посвящен обсуждению экономических вопросов освоения Арктики. Завсектором Института экономики УрО РАН

В.В. Литовский (г. Екатеринбург) сделал исторический экскурс и подробно рассмотрел современные уральские научные аспекты развития Арктической зоны, вклад местных ученых в развитие теории и стратегий освоения Арктики. Ф.Х. Чуди, председатель совета директоров компании «Чуди Шиппинг Компани» (Норвегия), обстоятельно проанализировал состояние, возможности и перспективы развития Северного морского пути, существующие проблемы, риски и способы их решение, возможности повышения эффективности работы СМП как международной магистрали. Сотрудник Министерства экономического развития РФ М.С. Рыкунова рассмотрела развитие СМП сквозь призму экономических аспектов обеспечения экологической безопасности и поставила ряд вопросов, связанных с его эксплуатацией, на которые попытались ответить участники экспедиции.

Содержательным был доклад представителя Франции, директора по управлению Харьягинским активом компании «Тоталь» Д.Ф.А. Дуэ, который остановился на опыте работы в России и различных его аспектах и перспективах. Отвечая на вопрос автора этих строк о перспективах освоения и добычи на Штокманском месторождении, Дуэ ответил, что это будет зависеть от многих факторов, но высказал предположение, что добыча может начаться уже в 2018-2020 годах.

Сотрудник Норвежской береговой администрации Т. Лангемор раскрыл различные аспекты обеспечения безопасности в Арктических морях, подчеркнув, что здесь следует соблюдать баланс превентивных мер с эффективными мерами реагирования в случае чрезвычайных ситуаций. Я.-Г. Винтер в своем выступлении рассмотрел подготовленный в Норвегии единый план управления Баренцевым морем и реализованный в нем комплексный подход к добыче, использованию и сохранению природных ресурсов. В целом эта сессия, как и предыдущие, прошла в конструктивном духе, совместном поиске ответов на сложные вопросы современности и будущего, оптимальных путей освоения Арктики. Впереди экспедицию ждал Таймыр.

Рано утром 13 августа судно встало на якорь около о. Диксон. Стояла спокойная погода, хотя еще 2 дня назад здесь был 7-бальный шторм, который мог оказаться на пути экспедиции, но прошел стороной. Позади осталось 1275 миль пути, а впереди было знакомство с Диксоном, легендарным местом в истории освоения Арктики и Северного морского пути. С борта корабля делаем серию снимков острова и его инфраструктуры, а также пос. Диксон. Свое летоисчисление Диксон ведет с 1915 года, когда на острове была построена радиостанция для содействия полярным экспедициям и обеспечения проводки судов. В дальнейшем на о. Диксон происходит постепенное развитие инфраструктуры, сооружается аэродром и разворачивается база для сопровождения полярных экспедиций, дозаправки углем ледоколов

и других судов. В начале 30-х годов возникают и реализуются планы строительства морского порта на Диксоне. И уже на материковой части в 1934 году было заложено здание администрации порта, строятся гидротехнические сооружения, причал, школа и др. В результате Диксон становится стратегическим пунктом СМП с удобной бухтой, портом, заправочно-перевалочной базой для судов.

В годы Великой Отечественной войны он сыграл важную роль и стал местом сражения с немецким крейсером «Адмирал Шеер». В августе 1942 года фашистское командование провело операцию «Вундерланд» с целью парализовать движение по СМП. К ее выполнению был привлечен «Адмирал Шеер» и подводные лодки. Крейсер двинулся в район пролива Вилькицкого, где предполагал уничтожить караван судов. Встретить его ему не удалось, но он попытался 25 августа захватить ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Советские моряки сумели предупредить Диксон о появлении вражеского корабля и приняли бой. Чтобы корабль не достался врагу, были открыты кингстоны, и он затонул. На Диксоне установлен памятник, где перечислены имена 67 человек, погибших в этом бою.

Два дня спустя крейсер появился у Диксона и попытался овладеть им и захватить штаб морских операций. Немцы предприняли две атаки острова, но артиллеристы и находившиеся здесь два судна оказали героическое сопротивление. В результате огня гаубиц крейсер получил повреждения, начался пожар, и он вынужден был ретироваться. Немецкая операция была сорвана. Мемориал на Диксоне и музей, расположенный в местной школе, хранят память об этом сражении в Арктике. Кстати, по соседству с основным памятником мемориала захоронены останки командира батареи гаубиц, в ту пору лейтенанта Н.М. Корнякова. Он умер в Москве в 1986 году, но, согласно завещанию, сын привез урну с его прахом на Диксон, и здесь он обрел свой покой.

Примерно в 200 м от мемориала, на берегу бухты, стоят памятник и столб-крест, запечатлевшие еще одно трагическое событие. Здесь в 1920 году погиб норвежский моряк Петер Тессен, участник экспедиции Р. Амундсена. Она была зажата льдами около Таймыра, предстоял длительный дрейф. Два добровольца - Тессен и Кнутсен вызвались дойти с материалами экспедиции до Диксона, чтобы отправить их с помощью радиостанции в Норвегию. Предполагалось, что им предстоит пройти зимой на собаках около 900 км (а вдоль трассы были заложены ранее три склада), но в действительности расстояние составило более 1000 км. Собаки погибли в 200 км от Диксона, и норвежцы вынуждены были идти далее пешком. На зимовье Убойное они нашли две пары норвежских лыж, но в 30 км от Диксона в бухте Полынья провалились под лед. Кнутсен погиб, а Тессен продолжал движение, но не дошел до радиостанции всего 6 км. Его тело найдено известным полярным исследователем Н.А. Бегичевым в 1922 году. Норвежское правительство направило сюда в 1924 году шхуну, и был поставлен памятный столб, а в 1958 году по соседству сооружен памятник из камня, сюда же перенесены останки Тессена. Участники экспедиции почтили память этого мужественного человека.

А в центре поселка Диксон находится памятник Никифору Бегичеву, известному исследователю Таймыра, участнику многих экспедиций. На этом же холме, по соседству, хорошо видно основание другого памятника, где, по словам старожилов, ранее возвышалась фигура Сталина.

В послевоенные десятилетия Диксон получил дальнейшее развитие, и здесь, в поселке городского типа, проживало до 5,5-6 тыс. чел. Постсоветская эпоха привела Диксон в запустение, оказалась заброшена вся инфраструктура на острове, где в рабочем состоянии остался лишь аэропорт. Численность населения сократилась, по официальным данным переписи 2005 года, до 647 чел. и, по одним сведениям, продолжала уменьшаться в дальнейшем, по другим - остается на том же уровне. Тем не менее поселок функционирует, хотя многие дома

и сооружения заброшены. Мы посетили среднюю школу (находящуюся в хорошем состоянии, здесь обучается 86 учеников), местную библиотеку и художественную галерею, магазины, обошли весь поселок, много говорили с жителями. Они, как и положено северянам, не жалуются и надеются на лучшие времена, возрождение Диксона вместе с развитием СМП и новым освоением Арктики. Есть планы создания базы МЧС на Диксоне, что сулит ему переход от стадии выживания к развитию. Хотелось бы в это верить. Приведу любопытное и парадоксальное высказывание о Диксоне профессора Й.П. Нильсена: «Мы посетили город-призрак, полный жизни».

К вечеру участники экспедиции вернулись на судно, и прошла научная сессия, посвященная проблемам истории освоения Арктики. В 20 часов корабль снялся с якоря, вошел в Енисейский залив Карского моря и направился сквозь очередную белую ночь, встречную волну и ветер в сторону Енисея и Дудинки.

К началу утренней сессии 14 августа судно прошло уже 1400 миль и вошло в Енисей. Прохладная погода не помешала обсуждению актуальной для всех повестки: образование и исследования в Арктике. Н.М. Бызова охарактеризовала научно-образовательный проект «Арктический плавучий университет», который второй год реализуется в САФУ. Норвежские коллеги из Министерства образования и науки и Исследовательского совета П. Сорга-ард и Ф.Ф. Унандер поделились опыт организации и финансирования научных исследований в этой стране. В специальных выступлениях подробно характеризовалась деятельность отдельных норвежских университетов, а также Норвежского Полярного института. Обмен мнениями об опыте организации и финансирования науки в Норвегии и России и имеющихся возможностях финансирования совместных исследований был интересен и полезен.

В перерывах между докладами участники экспедиции любовались видами, открывающимися с борта судна, движущегося по Енисею. Поражала мощь этой сибирской

реки, ширина которой составляет до 5-7 км в самых узких местах, а часто один из берегов вообще не виден. Сибирь представала во всем своем величии и могуществе. Заметим, что если в Архангельске было прохладно, то в Красноярске - финальной точке путешествия температура воздуха составляла +30 °С. Вечером с интересом посмотрели фильм «Перезимовать лето», снятый студией «Арктический мост» и посвященный первому рейсу Арктического плавучего университета в 2012 году. К полуночи стало понятно, что белая ночь, к которой уже привыкли за время экспедиции, уходит в лету. А впереди был завершающий день пути и последняя экспедиционная научная сессия.

Завершающая научная сессия была посвящена теме «Российско-норвежское сотрудничество - основа для устойчивого развития региона». Автор этих строк сделал доклад «Сотрудничество в Баренц-регионе: исторический опыт», где поделился размышлениями о причинах создания БЕАР, замыслах, достижениях, проблемах и перспективах его развития, значении накопленного опыта для Европы и мира. Доклад вызвал много вопросов и активное обсуждение.

Интересным было выступление Г Сэтра (Норвегия) на тему «Научное сотрудничество Норвегии и России как основа для устойчивого управления рыбным хозяйством». К. Мюкле-буст представила опыт реализации международного научного проекта «Асимметричное соседство. Норвегия и Россия. 1814-2014», результатом которого должно стать 2-томное норвежско-российское издание, посвященное 200-летию принятия Конституции Норвегии. Оно выйдет в свет на норвежском языке в 2014 году, а в дальнейшем его планируется опубликовать на английском и русском языках. Завершающим на этой сессии стал доклад директора компании «Тройка Сифуд» С. Руда, посвященный норвежско-российским торговым отношениям на современном этапе. В нем была раскрыта деятельность созданной в 2003 году Норвежско-российской торговой палаты, дан анализ различных проблем и аспектов торговых отношений между двумя странами.

После завершения этого заседания прошла последняя сессия, где состоялся обмен мнениями по итогам экспедиции. Все участники обсуждения дали ей высокую оценку, подчеркнув чрезвычайную актуальность и откровенность состоявшегося международного диалога по проблемам Арктики, в котором участвовали представители разных отраслей знаний, науки, политики, бизнеса, средств массовой информации. Указывалось на полезность подобных арктических научных экспедиций и в дальнейшем, а также на целесообразность проведения в будущем рейсов Арктического плавучего университета с международным составом студентов и преподавателей. Участники экспедиции приняли ее итоговую резолюцию.

В 16-30 корабль пришвартовался в порту Дудинка. В сравнении с предыдущими местами высадок он произвел хорошее впечатление. Причал был длиной примерно 1,5 км, хорошо оборудован, с десятком подъемных кранов, авто- и железнодорожными подъездными путями. На удалении примерно в 2 км видны были еще несколько десятков подъемных кранов,

и, видимо, там находилась вторая часть порта. Вечером совершили прогулку по Дудинке, которая оставила неплохое впечатление о городе. По словам посла А.В. Васильева, Дудинка заметно изменилась в лучшую сторону по сравнению с периодом 3-летней давности, когда он был здесь. Погода же резко изменилась в худшую сторону: поднялся ветер, и Енисей покрылся барашками волн, пошел дождь. Так или иначе, завершилась водная часть пути научной экспедиции, и все ее участники получили памятные дипломы. Позади осталось 1638 миль, или более 3200 км.

16 августа участников экспедиции ждала напряженная программа в Дудинке, которая началась утром с пресс-конференции, проведенной совместно с руководством города и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, для местных СМИ. Затем последовала экскурсия по недавно открытому и прекрасно оборудованному краеведческому музею Таймыра. После этого в Доме народного

творчества состоялось знакомство с традициями и творчеством коренных народов Таймыра -нганасанов, самой древней этнической группы региона, которых осталось сегодня 800 чел., долганов, эвенков, ненцев и энцев. Число последних составляет ныне лишь 227 чел. Прошла церемония посвящения участников экспедиции в таймырцев. Отметим, что экспедиция вызвала большой интерес у жителей Дудинки и Таймыра в целом. Дело в том, что будущее региона, да и значительной части Сибири, как и столетие назад, когда эти места посещал Нансен (о чем и размышлял в своей книге), во многом зависит от развития Северного морского пути как российской и международной магистрали, сулящей развитие и благополучие. Сегодня же население Таймыра (в рамках указанного района) сократилось до 34,5 тыс. чел., а Дудинки - до 16 тыс. (хотя в 80-е годы в городе проживало 40 тыс. жителей).

Впрочем, сам настрой таймырцев, с которыми встречались, в большинстве оптимистический, как и плакаты, висящие в городе: «Дудинка - не край земли, а ее начало», «Город, где швартуются сердца» и т. п. Прекрасное впечатление произвел Таймырский колледж, где готовятся кадры средней квалификации для экономики, а современное оборудование закуплено на средства крупных предприятий региона.

Во второй половине дня участники экспедиции выехали автобусами в Норильск, расстояние до которого составляет около 100 км, а от центральной части города до района Тал-нах, где находилась гостиница, еще 20 км. По пути проезжали основные предприятия горнодобывающей промышленности, а полное впечатление о прошлом и настоящем этих мест сложилось после 1,5-часовой экскурсии по Музею истории освоения и развития Норильского района. Это парадоксальное переплетение мощи, гордости и ада России. Один из богатейших в мире районов полезных ископаемых осваивался во многом античеловеческими методами, да и сегодня условия жизни нориль-чан трудно назвать нормальными. Помпезный центр Норильска, заложенный в послевоенные

десятилетия, диссонирует с большей частью города (где проживает сегодня 245 тыс. чел.) и особенно окраинами, окруженными со всех сторон отвалами отходов и дымящимися трубами. На десятки километров простирается выжженная и искореженная земля, качество воздуха, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Богатство и бедность, колоссальные доходы, получаемые от уникального производства, и несоблюдение элементарных экологических норм - все это являет собой современный Большой Норильск, отмечающий в этом году 60-летие в статусе города. Участники экспедиции дали интервью о ее результатах для местных СМИ и ответили на интересующие журналистов вопросы.

Рано утром 17 августа участники экспедиции выехали в аэропорт Норильска, где разными рейсами отправились в родные края.

Все участники отметили уникальный характер и чрезвычайную плодотворность экспедиции и выразили надежду на ее продолжение. В 5 ч вечера архангельские участники приземлились в аэропорту Талаги. Расстояние от Норильска до Архангельска составило

4 тыс. км, а в целом пройденное расстояние -более 7 тыс. км. В ближайшей перспективе -подведение итогов экспедиции и публикация ее материалов, которые, несомненно, будут иметь большое значение и международный резонанс.

ГОЛДИН Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 2;

e-mail: v.i.goldin@yandex.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты