Спросить
Войти

К вопросу о необходимости юридического статуса для академгородков

Автор: указан в статье

Александр ЛЮЛЬКО

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЛЯ АКАДЕМГОРОДКОВ

В статье говорится о необходимости получения юридического статуса академгородками в России и принятии федерального закона «О статусе академгородков в Российской Федерации».

The article shows the necessity of getting a legal status by Russian academic towns and adoption of the federal law «On the status of academic towns in the Russian Federation».

Академгородок, научные центры, юридический статус научных центров; academic town, science centers, legal status of science centers.

ЛЮЛЬКО Александр Николаевич — профессор СИМОиР, депутат Совета депутатов города Новосибирска Alyulko@yandex.ru

В России имеются несколько видов научных центров. Правовой статус этих центров различен. Самый молодой из них — Сколково. Его статус и основы функционирования опреде -ляются Федеральным законом от 28.09.2010 № 244 «Об инновационном центре “Сколково”». Сколково является приоритетным проектом премьер -министра Д. Медведева и не испытывает ника -ких проблем с финансированием.

Центры, которые при своем образовании являлись отдельными муниципальными образованиями, получили статус наукоградов1. Таких наукоградов в Российской Федерации 14. Это Бийск, Дубна, Жуковский, Кольцово, Королев, Мичуринск, Обнинск, Петергоф, Протвино, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка.

Наукограды в целом успешно развиваются. К примеру, Кольцово под Новосибирском, где расположен Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», с момента получе -ния статуса наукограда увеличил свой бюджет с 103 млн в 2003 г. до 438 млн руб. в 2012 г., т.е. более чем в 4 раза. Здесь решены многие социальные проблемы. Местная власть из своего бюджета даже выплачивает специальные дополнительные стипендии аспиран там «Вектора». В Кольцово нет проблем с детскими садами. Как итог, высокая рождаемость, причем в семьях молодых ученых. Численность населения Кольцово за 5 последних лет увеличилась с 9,8 до 13,8 тыс. чел. Здесь престижно жить. Причем Кольцово раз -вивается именно как научный городок. Доля научных работников среди населения превышает 30%.

И наконец, существуют несколько десятков академгородков2. Это крупные научные центры России мирового уровня. Территориально они являются частью какого -то крупного города. Академгородки не имеют собственных границ, бюджета и возможности самостоя -тельного управления. Их статус в законодательстве РФ никак не определен. Юридически академгородки функционируют как бы нелегально. К чему это приводит, рассмотрим на примере наиболее известного академгородка — новосибирского.

Новосибирский Академгородок — это первый в мире комплекс -ный научный центр, основанный в 1957 г. В советское время в Академгородке де факто было свое снабжение и свое самоуправле

1 Федеральный закон от 07.04.1999 № 70 - ФЗ «О статусе наукограда в Российской Федерации».
2 Их более 35. См., напр.: Наукограды и академгородки современной России // http://www.memoid.ru/node/Naukogrady_i_akademgorodki_sovremennoj_Rossii

ние. В тот период ни один глава Советского района не мог быть назначен без согла -сования с руководством Сибирского от -деления Академии наук. Сейчас все из -менилось. Поскольку юридически статус Академгородка никак не прописан, то с точки зрения городских и областных чи -новников новосибирский Академгородок

— это самоназванная часть Советского района города Новосибирска, и не более того. При въезде в Академгородок уже больше года как исчезла некогда красо -вавшаяся здесь вывеска: Новосибирский научный центр. Далее, последнего главу района назначили, не спросив мнения уче -ных. Во всех районах мэр при назначении глав проводил собрания общественности, а в Советском районе просто представил главу узкому кругу лиц — и все.

Дальше — больше. В конце августа 2012 г. судья Советского района вынес решение, что в физико -математической школе при Новосибирском государствен ном университете не могут преподавать ученые СО РАН и профессора универ -ситета, а только учителя, окончившие педагогический вуз. Иначе как попыткой чиновников районного звена приравнять статус всемирно известной физматшколы к уровню обычной средней школы это не назовешь. Представьте себе, судья рай онного уровня фактически принимает решение о ликвидации физматшколы, созданной специальным постановлением Совета Министров СССР1! К счастью, Новосибирский областной суд после вмешательства всероссийской прессы, в частности ИТАР- ТАСС2, это решение районного судьи отменил. Но осталось ощущение, что уникальному образова тельному учреждению грозит серьезная опасность.

Что касается бюджета района, то из более чем 6 млрд руб. налогов, собран -ных на территории Советского района, где расположен Академгородок, лишь 1,2 млрд остается в районе. Много это или мало? Сравним с Кольцово. В Кольцово на 13,8 тыс. жителей бюджет составляет 438 млн руб. А здесь на весь район с на -селением 130 тыс. жителей, — 1,2 млрд руб.

1 Постановление Совета Министров СССР от 23.08.1963 № 905 «Об организации специализированных школ-интернатов физикоматематического и химико - биологического про -филя».
2 http://www.tass-sib.ru/news/one/6374

Нетрудно посчитать, что бюджетная обе -спеченность на одного жителя в Советском районе в 3 раза хуже, чем в Кольцово.

За весь 2012 г. на благоустройство дво -ровых территорий и проездов к дворовым территориям в Советском районе из го -родского бюджета было затрачено всего около 10 млн руб. На «верхнюю зону» Советского района, где, собственно, и расположен Академгородок, — вообще ни копейки. Для сравнения: находящийся рядом Кировский район Новосибирска получил из бюджета на благоустройство в 9 раз больше, чем Советский район. Та же картина со строительством и ка питальным ремонтом детских садов. В 2012 г. Кировский район получил 338 млн руб., а Советский район — всего 78,5 млн. Разница более чем в 4 раза не в пользу Академгородка.

На сессиях горсовета депутаты от Советского района сетовали, что чинов ники отказывались ремонтировать до роги Академгородка на том основании, что, пусть, дескать, Сибирское отделение Российской академии наук само все де лает. И это при том, что СО РАН, помимо налогов, только за аренду земли выплачи вает в городской бюджет около 400 млн руб. Неужели хотя бы часть этих денег нельзя пустить на ремонт дорог?

Хочется особо отметить, что Академгородок — это не дотационная территория. Он давно научился само стоятельно зарабатывать. Еще в тяжелые 1990 - е и в начале нулевых годов ученые не просто выжили, но создали здесь новые наукоемкие высокотехнологичные компа нии, которые обеспечили дополнительно около 7 000 рабочих мест. Оборот частного наукоемкого бизнеса, расположенного на территории Академгородка, на настоящий момент превышает 15 млрд руб. СО РАН тоже давно вышло из финансового кри -зиса. Общий оборот финансовых средств СО РАН на территории Новосибирского научного центра составляет около 17,5 млрд руб. В настоящее время правитель ство РФ приняло решение о существенном расширении Новосибирского научного центра. На территории Академгородка будут созданы ІТ- кластер и биофармкла -стер, центр образования, исследований и разработок, центр фундаментальных ис -следований в области обороны и безопас ности. Ожидается существенное расши рение Новосибирского государственного

университета и создание на его базе 100 новых лабораторий мирового уровня. Реализация всех вышеуказанных решений приведет к увеличению численности науч ных сотрудников примерно на 15 тыс. чел. То есть, Академгородок должен вырасти почти вдвое.

Но реализации этих планов мешает позиция местных властей. Им нет дела до федеральных, в т.ч. оборонных, за -дач, которые выполняет Академгородок. Местные чиновники за них не несут от ветственности. Поэтому они и не пыта ются решать проблемы Академгородка. Более того, у них возникает желание решать свои проблемы за счет федераль ной собственности Академгородка. Вот и пытаются они забрать у СО РАН, управ ляющего федеральной собственностью, подстанции, больницы, общежития и т.д. Но самый большой ресурс Академгородка

— земля. Местные чиновники всеми прав -дами и неправдами пытаются отобрать у Академии наук федеральную землю под коммерческую застройку.

К сожалению, подобная ситуация ха -рактерна и для других академгородков России.

С целью сохранения академгородков как уникальных научных центров страны 19 марта 2013 г. депутаты Государственной думы А. Журавлев и С. Жигарев вынесли на обсуждение проект федерального закона «О статусе академгородков в Российской Федерации».

Основная цель законопроекта — юри -дически ввести понятие «академгородок», определить его статус, принципы создания и функционирования.

В законопроекте академгородок — это муниципальное образование, на терри тории которого осуществляется научная, научно техническая и инновационная де ятельность.

Статус академгородка вводится ука зом президента России по ходатайству Российской академии наук, под руковод ством которой и создавалась вся инфра -структура академгородков.

Академгородок должен включать в себя территорию, на которой находятся субъекты, осуществляющие научную, научно техническую и инновационную деятельность, осуществляющие внедрение результатов такой деятельности, а также необходимая инфраструктура для обеспе -чения осуществления такой деятельности,

многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома, социальная инфраструктура, а также территорию, необходимую для перспективного развития академгородка на период не менее чем 50 лет.

Устанавливаются критерии, в соответствии с которыми территории может быть придан статус академгородка: доля производства научной и (или) научно -технической продукции на территории академгородка должна составлять не ме нее 50% общего объема производства в течение 3 предшествующих лет, а числен ность людей, работающих в научных ор ганизациях, должна составлять не менее 15% численности работающих на террито -рии академгородка.

Проектом закона предполагается, что академгородок должен иметь собствен ный бюджет, всенародно избранного главу местного самоуправления и пред ставительный орган — Совет депутатов. При этом академгородок может вклю чать в себя территории (части террито -рий) одного или нескольких населенных пунктов или муниципальных образова ний.

Стоит особо подчеркнуть, что границы муниципальных образований, где будет располагаться академгородок, меняться не будут.

Бюджет академгородков будет форми роваться за счет налогов, получаемых на его территории, в т.ч. за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц и организаций, транспортного налога, НДФЛ. В проекте закона не предполага -ется изменение федерального бюджета и получение каких то специальных дота ций академгородками со стороны феде рального бюджета, как это происходит со Сколково. Предполагается, что академго -родки сами будут зарабатывать деньги на поддержание собственной инфраструк туры. Подсчеты специалистов СО РАН показали, что в случае принятия закона бюджет новосибирского Академгородка возрастет в 4 раза.

Принятие закона юридически опреде лит статус академгородков и позволит уче -ным самим управлять их территориями, решать задачи по их благоустройству. И в итоге это будет способствовать развитию этих уникальных научных центров. Тогда академгородки смогут выполнить те ко -лоссальные задачи, которые перед ними поставило государство.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты