Спросить
Войти

Законодательные реформы Петра I

Автор: указан в статье

УДК 947«19»:34

В.Ю. ЗАВАРЮХИН, Е.В. ЗАВАРЮХИНА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Представлен опыт системного исследования денежных реформ периода правления Петра I в России, история его законодательных преобразований в целях поиска денег для решения вопросов улучшения внутреннего и международного положения России.

V.Yu. ZAVARYUKHIN, E.V. ZAVARYUKHINA LEGISLATIVE REFORMS BY PETER I Key words: reforms, money system, copper money, silver rouble, coins, law, legislation, bill, weight, the bill of measures and weights, counterfeiting, fraud.

In the combined article of Zavaruhin and Zavaruhina the experience of money reforms by Peter I in Russia, the history of his legislative acts for finding money for solving the questions for improving inner and international Russian place is shown.

По определению, данному в современном Большом юридическом словаре, «денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Формы денежных реформ бывают различными: деноминация валюты; введение новой денежной единицы взамен старой или параллельно; замена отдельных купюр на купюры нового образца, единовременная девальвация или ревальвация национальной валюты и т.д.» [1, с. 167].

Период правления Петра I был, по сути, временем прогрессивных реформ: «Внутреннее и международное положение России в конце XVII века настоятельно требовало проведения энергичных мер в области экономики, военного дела, государственного управления, внешней политики и культуры» [5, с. 11].

Петр I проводит во время своего правления ряд преобразований в поисках денег: налоговую реформу - перепись в 1718 г. учитывает 5 500 000 душ крестьян и 183 500 душ посадских жителей. Если раньше единицей обложения был двор крестьянина или посадского человека, то теперь - душа мужского пола, независимо от возраста. Петровскими узаконениями было создано новое сословие государственных крестьян, в которое вошла и значительная часть мордовского народа, в частности практически полностью мордва Саранского уезда Пензенской губернии, за исключением Маколовской волости [4, с. 253]. «Окончательно юридическое оформление сословия государственных крестьян было закреплено Указом Сената от 22 января 1719 г. «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок, и о взысканиях за утайку душ». Наряду с частновладельческими крестьянами, патриаршими, архиерейскими, монастырскими и помещичьими указ упоминал о крестьянах «дворцовых и прочих государевых»; об однодворцах, татарах и ясачных [7, т. V, № 3287]. Вторым законодательным документом, распространившим крепостничество на государственных крестьян, является Плакат от 26 июня 1724 г. «О сборе подушных денег, о повинностях земских обывателей в пользу квартирующих войск и о наблюдениях полковым начальством благочиния и порядка в селениях, войсками занимаемых». Пункт 18 этого указа так и назывался «О четырех-гривенном сборе с Государственных крестьян». Определился и состав этого сословия крестьян: «На однодворцов, на черносошных крестьян, на татар и ясашных и на пашенных, которые не за помещики» [9, т. VII, № 4533]. Указом 1714 г. он ликвидирует разницу между поместьями и вотчинами. Он упразднил правительственные учреждения - приказы в 1718-1720 гг. Он издает 24 января 1722 г. «Табель о рангах», который представлял собой 14-классную систему для гражданских чинов [9, с. 52-59]. Чины первых трех классов могли иметь зва-

ния статс-секретаря Его Императорского Величества [10, т. VII, № 3890]. Он проводит и денежную реформу, внедряет медные деньги.

Петровская реформа проводилась почти 20 лет - очень тактично, исподволь, с подготовкой населения к введению столь ненавистной медной копейки. Сначала была выпущена «мелочь» - медные деньги достоинством ниже копейки. Затем вышел серебряный рубль. Предварительно, также в течение нескольких лет, правительство Петра снижало массу серебряной копейки. Наконец, когда копейка стала весить приблизительно 0,28 г, был выпущен рубль массой 28 г, равный 100 коп. В 1704 г. в денежное обращение вошли серебряный рубль и медная копейка, равная 1/100 нового рубля. Реформа была в основном закончена. Медная копейка отныне объявлялась равноценной старой серебряной копейке; указывалось, что 100 медных копеек составляют новый рубль массой 28 г [3, с. 20].

Таким образом, денежная реформа 1704 г. окончательно сделала рубль с копейкой русскими деньгами. В результате ее был создан наиболее простой, рациональный денежный счет. Рубль относился к копейке, как 100 к 1. В Америке система доллара и его сотой части - цента - была введена только в 1792 г. а в 1795 г. во Франции приняли систему франка, содержащего 100 сантимов.

Следует знать, что в первые годы ХVIII в. Петр с целью увеличения правительственных средств «испортил» монету. Ранее «ефимок» равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью «монета новая» или «монета добрая» - «цена рубль»), на полтину же уходило полталера. Количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, соответственно снизилось и достоинство рубля. Громадный дефицит бюджета первых лет ХVIII в. уменьшился к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет тот все еще не переставал нуждаться в деньгах [3, с. 20].

При Петре запрещался вывоз денег за границу, а иностранцы обязывались оплачивать русские товары только «ефимками» или золотом. Их перечеканка давала казне большой монетный доход. Чеканку монеты Петр сделал монополией государства, и выпуск денег в обращение был поставлен «на широкую ногу». Даже церковные колокола перечеканивались в монету - настолько это дело считалось выгодным для казны. Только в 1723 г. была установлена свобода чеканки серебряной и золотой монеты.

Денежные средства, которыми располагал Петр I при своем восшествии на престол, путем усиления налогового пресса и принятия финансовых мер были им значительно увеличены. В самом конце xVlI в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 руб. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., а по данным 1725 г. - до 10 186 000 руб. [6, с. 94] Необходимо отметить, что помимо содержания армии на самом государстве не лежало почти никаких повинностей. Оно не платило своим служащим, которые были обязаны служить ему взамен раздаваемых привилегий или получали жалованье косвенным образом, путем «кормления», не поддерживало дорог, тогда не существовавших, и т.д.

До воцарения Петра, в 1679 г., была принята весьма важная мера - централизация доходов в Приказе большой казны, замененном в 1699 г. Ратушей. Однако вместо того чтобы продолжать централизацию и таким образом, постепенно уничтожать отдельные управления, Петр придумывает новые органы для получения доходов: «военно-финансовые комиссии», возложив на них сбор налогов, введенных в военных целях. Вместо того чтобы увеличивать производительность источников дохода, уже существовавших и соответствовавших производительным силам страны, он проводит политику финансового грабительства, обременяя налогами все, что ему казалось пригодным для обложения, вплоть до бород своих подданных. Царь даже приказывает отбирать у столяров дубовые гробы, чтобы, перенеся их в монастыри, продавать «вчетверо дороже» в пользу казны [3, с. 21].

В 1700 г. Петр присвоил сборы, взимаемые с торговцев частными лицами, собственниками площадей, где проходили базары; в 1704 г. наложил руку на кабаки; в 1705 г. захватил монополию на продажу соли и табака; в 1707 г. распространил этот прием на ряд продуктов, составлявших главнейшие отрасли вывоза [2, с. 374].

В 1711 г. в бюджете Московской губернии оказался дефицит. Попытки сделать заем за границей окончились неудачей. Находясь во Франции, царь познакомился с экономическими доктринами, начинавшими распространяться в западных странах. Отказавшись от приемов насилия и грабежа, он попытался увеличить средства страны, а следовательно, и платежную способность учреждением торговой коллегии и одновременно улучшить эксплуатацию ресурсов с фискальной точки зрения общей реформой податей, производившейся с 1718 по 1722 г.

Последней реформе давались различные оценки. Бесспорно, замена поземельной подати поголовной, установление вместо податей подворной (с обитаемого жилья) и посошной (с обрабатываемой земли) подати подушной (с каждого человека) дали немедленно ощутимые результаты. Поступления от единственного прямого налога, получаемого царем, возросли более чем вдвое, поднявшись сразу с 1 800 000 до 4 600 000 руб.

Однако прогресс был очень незначительным и, скорее, внешним, чем действительным. На самом деле государство получало и тратило гораздо больше. Его доходы увеличивались многочисленными арендными статьями, выплачивавшимися натурой и деньгами: даровой доставкой съестных припасов и фуража - для войск во время похода (полбочки ячменя и полбочки овса с каждого крестьянина) и для содержания гражданских властей, возложением обязанности уплаты пенсий на частных лиц и т.п.

В 1722 г. из-за Персидского похода снова появился дефицит бюджета в угрожающих размерах. В 1723 г. царь своим указом повелевает выплачивать жалованье гражданским и военным служащим производствами Сибири за неимением монеты. В том же году было приказано сделать вычеты из этого содержания для пополнения неотложных нужд казны. В 1724 г., по сообщению саксонского резидента Ф. Лефорта, не платили ни войскам, ни флоту, ни коллегиям, «ни кому бы то ни было», и все жаловались на нищету [2, с. 377].

Перед смертью Петра I дипломатический корпус считал себя в опасности, вместе со всеми иностранцами, проживавшими в столице, ожидал насилий со стороны простонародья, умиравшего с голода, и солдат, не получавших жалованья шестнадцать месяцев. Вызванная потребностями войны, постоянно приспособлявшаяся к ее нуждам финансовая политика великого царствования обанкротилась даже перед армией.

В начале xVlII в. была введена выдача денежного жалованья чиновникам, но делалось это из-за нехватки средств в казне нерегулярно. Уже в 1725 г. был издан указ, по которому ряду чиновников предлагалось довольствоваться платой, взимаемой «от дел по прежнему обыкновению с челобитчиков, кто что даст по своей воле». Нетрудно догадаться, к чему все это приводило.

При Петре I законодательство предусматривало смертную казнь, как за перемену чекана монеты, так и за примешание менее ценного металла. А за «отня-ти у монеты веса» полагалась, кроме телесного наказания, еще и ссылка.

По указу от 27 сентября 1711 г. впервые вводилось наказание за недонесение о фальшивомонетничестве. Во исполнение этого указа и для стимулирования доносов часть имущества осужденного передавалась доносчику, а холопы, подавшие донос на своих господ (в случае, если он подтверждался), получали свободу. Впрочем, доносы, как правило, подтверждались, так как при расследовании дел о фальшивомонетничестве широко применялись пытки, и пытали не только подследственных, но и свидетелей, а нередко и доносчиков.

Итак, Петр I, начиная денежную реформу, поставил задачу выработки новой денежной системы, которая удовлетворила бы нужды торговли, соответствовала бы всевозрастающим потребностям коммерции мощного Российского государства.

Литература

1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Валишевский К. Петр Великий / К. Валишевский. М.: Квадрат, 1993.
3. Денежное дело в России / сост.: Б.Ф. Кевбрин, А.А. Тарасов / Саран. кооп. ин-т МУПК. Саранск, 1999.
4. Заварюхин В.Ю. Государственные крестьяне / В.Ю. Заварюхин, Т.Н. Кадерова // Мордовия: энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А-М. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2003. С. 253.
5. Законодательство Петра I / под ред. А.А. Преображенского. М.: Юрид. лит., 1997.
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. М, 1994. Ч. 2.
7. Полное собрание законов Российской империи (собрание первое): в 45 т. СПб., 1830. Т. XXI, № 3287.
8. ПСЗ РИ. Т. V, № 3890.
9. ПСЗ РИ. Т. VII, № 4533.
10. Советская историческая энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1976. Т. 16. С. 52-59.

ЗАВАРЮХИН ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Саранский кооперативный институт, Россия, Саранск (zavaryuhin@mail.ru).

ZAvArYUKHIN VYACHESLAV YURYEVICH - candidate of historical sciences, assistant professor of criminal legal disciplines department, Saransk Cooperative Institute, Russia, Saransk.

ЗАВАРЮХИНА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - аспирантка, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (zavaryuhin@mail.ru).

ZAVARYUKHINA ECATHERINA VYACHESLAVOVNA - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты