Спросить
Войти

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МЮРЕГИНЦЕВ

Автор: указан в статье

УДК 39:61= (351.22)

Б01: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-18-23

З.З. Абдулкеримова, Б.Б. Абдулкеримов

Краткий очерк истории мюрегинцев

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43 а; 2иттиё-69@таП ги

В статье дается общая историко-этнографическая характеристика мюрегинцев. Особое внимание уделяется комплексному анализу полевого и статистического материала. Также авторы изучили научную литературу и предания, посещали поселения. Были использованы описания, рапорты и предписания офицеров русской армии. Такое исследование дает возможность выявить общие и специфические черты мюрегинцев, способствует созданию общей историко-этнографической картины.

Мюрего - один из крупных населенных пунктов Дагестана, находящийся на стыке равнины и нижнего предгорья. Территория, населенная мюрегинцами изучена в археологическом отношении лишь частично. Большое значение имеют археологические исследования М.И. Пикуль, проведенные ею непосредственно вблизи Мюрего и наприле-гающих территориях. В результате разведывательных работ на территории селения Мюрего было обнаружено 4 могильника «в местности под названием «Шулла-мух», датируемых У1-УШ вв. н. э., в котловане которого жители Нижнего села брали грунт для самана» [1, л. 115].

Следующий могильник был обнаружен в 5 км к югу от с. Мюрего в местечке «Мерхнела-х1яб». Он относится к 1У-У1 в. н. э. [1, л. 115].

Третий был обнаружен старшим лесничим селения Мюрего. Каменная гробница находится в 7 км от кутана «Дег-лигай» в местности «Унц1ук1ла-Карула», в обрезе правого берега реки Кака-озень, на глубине 2,5 метров» [1, л. 162]. Он датируется концом II тыс. до н. э. [1, л. 167].

Что касается четвертого могильника, то «он был обнаружен в 8 км к северо-западу от Мюрего, возле дороги на железнодорожную станцию Инчхе» [2, с. 29]. Особенность этого могильника заключается в керамических обломках, идентичных керамике Ка-якентско-Хорочоевской культуры.

Особого внимания заслуживает могильник, обнаруженный в 15 км от с. Мюрего, который поражает не только размерами (он протянулся с севера на юг более чем на тысячу метров), но и числом каменных ящиков (около 200). Датируется этот могильник первой половиной I тыс. до н. э. [1, л. 77]. Помимо указанных могильников было обнаружено 15 курганов, находящихся в 4 км к юго-западу от кутана «Дег-лигай» [2, с. 29].

Большое число найденных памятников свидетельствует о том, что исследуемая территория была заселена с древнейших времен, причем довольно плотно. Извлеченные при раскопках идентичные фрагменты захоронения, отражающие единые культурные и этнические традиции, дают основания судить о несомненном этнокультурном единстве населения округи Мюрего и примыкающих территорий (Сергокала, Кацака-мыш и Ленинкент, которые возникли сравнительно поздно) и возможной культурной

преемственности (судя по некоторым материалам) между древним и современным населением очерченного микрорайона.

К сожалению, мы не располагаем какими-нибудь письменными свидетельствами, указывающими на время образования с. Мюрего. Тем не менее детальные сведения о мюрегинцах содержатся исторических предания, в которых, несомненно, имеются более или менее достоверные фрагменты.

Особого внимания в этом отношении заслуживают исторические предания, записанные М.И. Пикуль. Местные жители рассказывают что, согласно одному из преданий, близ Кацакамыша в 3,5 км к юго-западу от Ленинкента, за горой «Махар-каб» территория протяженностью 3 км с востока на запад была заселена армянами, и это поселение просуществовало до тех пор, пока не было сожжено мусульманами [1, л. 56].

Согласно второму преданию, на исследуемой территории «существовал армянский город, окруженный большими садами в долине. От него шла вымощенная камнями дорога до самого моря» [1, л. 60].

Согласно третьему преданию, древний армянский город находился на горе Килоса. М.И. Пикуль отмечает: «Собранный на поселении керамический материал был довольно характерен» для армянской культуры [1, л. 59]. Все эти поселения датируются 1У-УШ вв. н. э. [1, л. 60].

Дополняет вышеприведенные версии полевой материал, собранный Б.Г. Алиевым. «Остатки другого поселения, где по преданиям раньше жили армяне, - пишет он, - сохранились на расстоянии 1 км к востоку от конторы колхоза селения Ленинкент. На месте поселения сохранились руины в виде рассыпавшихся кладок камней, полузасыпанного колодца и вертикально стоящих каменных глыб. В могильнике, находящемся около Ленинкента, где было поселение «Мах1ярхъбла», был обнаружен христианский крест» [3, л. 4]. По поводу креста нами были опрошены местные старожилы, однако оказалось, что никакой информацией они не владеют. Можно предположить, что крест мог иметь и чисто декоративное значение, так как «изображение креста зафиксировано за несколько тысячелетий до появления христианства». Тем не менее распространение христианства среди местного населения - вероятных предков мюрегинцев - не подлежит сомнению. И если принять во внимание перечисленные предания, то можно предположить, что названные поселения вполне могли просуществовать вплоть до арабских завоеваний.

В памяти народа сохранилось несколько преданий о причинах объединения поселений, в результате которого и было образовано селение Мюрего. Так, в одном из преданий говорится, что вначале оно состояло из семи поселений: «Мях1ярхъяб», «Шила г1яя», «Къизала ц1улла муза», «Валк1ала-ши», «Зергъила дяк», «Тантбела варгьи», «Ке-бях1-ши». Жители этих поселений занимались грабежом проходивших через их территорию путников. Потерпевшие обратились с просьбой о защите к Шамхалу. Он пообещал им помочь и дал клятву, что в случае неудачи разведется с женой. Собрав свою дружину, Шамхал разрушил «Мях1ярхъяб» - первое поселение, находящееся на пути его следования. Затем разрушениям подверглись и другие поселения. В результате жители нижнего предгорья бежали в Верхнее село - «Кебях1-ши», которое благодаря своему месторасположению было лучше укреплено.

Совместно с беглыми жителями Нижнего села кебяхшинцам удалось дать организованный отпор дружинникам Шамхала. Они закидали их огромными камнями.

Шамхалу не удалось взять «Кебях1-ши». Чтобы спасти свой брак, ему пришлось пойти на компромисс: он обязан был отдать одну треть плодородной земли, тянувшейся до моря, и воду из реки Кака-озень, если кебяхшинцы переселятся в другое место. В

соответствии этим соглашением новым местом жительством кебяхшинцев должно было стать селение Мюрего. Чтобы они исполнили свое обещание, Шамхал разрушил до основания «Кебях1-ши» и оставшиеся поселения. Впоследствии «Кебях1-ши» стали называть «Батур-ши», что означает «Батур» оставленное, «ши» - село (полевой материал 2003 г., информатор Керимова Атикат Алиевна, 1928 г. р.).

Некоторые из вышеуказанных поселений были известны и под другими названиями, например «Шила г1яя» называют «Шулла г1яя»; «Мях1ярхъебла» - «Шамшагьар»; «Кебях1-ши» - «Батур-ши» (полевой материал 2003 г., информатор Бабаев Джамалудин Бабаевич, 1924 г. р.).

По поводу объединения поселений и образования селения Мюрего существует и другое мнение: поселения объединились в целях безопасности по совету кумыка, жившего в Утемыше (полевой материал 2004 г., информатор Абдуллаев Максуд Багауди-нович, 1960 г. р.).

Таким образом, на примере вышеприведенных преданий становится ясным, что внешняя опасность являлась одной из главных причин объединения поселений.

Следует обратить внимание на то, что объединение поселений мюрегинцев произошло задолго до принятия ими мусульманства. Сказанное подтверждается тем, что надписи на надгробных плитах в местах бывших поселений мюрегинцев были не на арабском.

Надгробным памятникам с надписями на арабском языке 400 лет. Значит, к этому времени мюрегинцы приняли ислам.

Письменных данных о какой-либо зависимости мюрегинцев от уцмия Кайтагского у нас нет. Но в народных преданиях говорится о беках и ханах, посаженных уцмием Кайтагским, и о том, что за жадность и жестокость они были изгнаны из Мюрего.

Согласно одному преданию, уцмием Кайтага в Мюрего был посажен бек, который не только нарушал существующие в Мюрего адатно-правовые нормы в целях обогащения, но и издевался над местными жителями. Мюрегинцы, согласно существующему адату, решили забить бека до смерти камнями. Бек, узнав о неминуемой расправе, обратился за помощью к уцмию. На что уцмий ответил: «Я тебе дал курдюк и острый нож не для того, чтобы ты его съел сразу, а для того, чтобы ты ел по кускам» (полевой материал 2004 г., информатор Абдуллаева Сакинат Амировна, 1915 г. р.).

В другом предании также говорится об освобождении мюрегинцев от хана. Как-то раз молодой уздень пригласил в гости своего сверстника - товарища из ханского рода. Во время трапезы уздень старался всячески угодить гостю. Но чванливому ханскому отпрыску захотелось поразвлечься: он попросил у узденя огня, чтобы прикурить самокрутку, а сам тем временем умышленно тянул время, наблюдая за горящими углями в его руках. Уздень сильно обжег пальцы и бросил угли на пол. Ханский отпрыск, делая вид, что он ничего не видит, опять потребовал огня, на что уздень ответил: «Какой огонь? Не видишь, я себе пальцы обжег?» Такая дерзость узденя стоила ему жизни: представитель ханского рода с проклятиями застрелил его.

Случайно на месте проишествия оказался младший брат убитого, который вернулся из леса. Не раздумывая, он выхватил кинжал и снес убийце голову.

Представители джамаата со всеми почестями похоронили представителя ханского рода, после чего хотели похоронить узденя. Но хан решил воспрепятствовать похоронам, а обоих братьев привязать к хвостам лошадей и пустить их в поле. Возмущенные таким решением хана представители общины призвали каждого жителя села принести пучок соломы и подожгли дом хана. Растерянный хан обратился за помощью к уцмию,

но, получил отказ (полевой материал 2004 г., информатор Шамхалов Муртуз Алиевич, 1938 г. р.).

Согласно третьему преданию, возмущенные жестокостью и издевательствами беков мюрегинцы перебили их всех, кроме одной бекской семьи, которой удалось спастись бегством в Карабудахкент (полевой материал 2004 г., информатор Магомедов Хайбула Магомедович, 1934 г. р.).

Информация, содержащаяся в преданиях, имеет большое практическое значение [4, с. 61].

Согласно данным посемейных списков, во второй половине XIX в. в Мюрего жил со своей семьей Султан-Мут бек Качерман оглы. В зависимости от него находилось 8 дворов райят из селения Каякент [5, л. 1].

Место, где, согласно преданиям, беки и ханы строили себе дома, и доныне существует под своим старым названием «Талкъунтела хъяб» - перешеек правителей (полевой материал 2005 г., информатор Алиев Иса-Магомед Абдулаевич, 1953 г. р.).

Таким образом, описанные предания свидетельствуют, что, объединившись, общинники получили преимущество в противоборстве как с стороны внутренними, так и внешними опасностями.

Что касается письменных сведений о Мюрего, то особого внимания заслуживает описание офицера русской армии Д.И. Тихонова. Он пишет, что в Гамринский магал Кайтагского уцмийства входили «Кая-кент, Юсеми-кент, Алходжа-кент, Ашашя, Оте-мыш, главное местечко в округе, Муреге, Мамаул, Улугамры, Кичи-Гамри, Бурдеки, Гураклы, Мугруа, Сирга, Сураги, Сузгара, Мургук» [6, с. 132].

Селение Утемыш, по словам Д.И. Тихонова, «имеет своих князей, которые прежде назывались султанами и были в давние времена сильными. С государем императором Петром Великим имел Утемышский султан в своих границах сопротивление, но российскими войсками разбит и прогнан в свое владение» [6, с. 133].

Поэтому слова Р.М. Магомедова о том, что «султан уже не выступал как самостоятельное лицо, а являлся вассалом уцмия» [7, с. 210], достаточно обоснованны.

Однако после этого разгрома указом Петра I шамхал Адиль-Герей с сентября 1722 года «владеет всеми землями и местами, и жилищами владения Салтан-Магмута Утамышского» [8, с. 347].

В начале XIX века у даргинцев были следующие этнополитические образования: Акушинский суперсоюз (Акушинский, Цудахарский, Мекегинский, Урахинский, Мугинский, Усишинский союзы обществ), Сюргинский союз, даргинцы шамхальства (с. Губден и Кадар) и Уцуми-Дарго (союзы обществ и магалы Гапш, Ганк, Муйре, Ку-бачи), а также Маджалис-кадта (Теркеме, Хемур-Дарга, Буркун-Дарга), Кайтагцы (Верхний Кайтаг, Шуркант, Каттаган, Ирчамул). Селение Мегеб входило в Андалал-ский союз обществ.

Мюрегинцы входили в состав Хамур-Дарго, образованого несколькими союзами обществ.

Известно, что еще до упразднения Кайтагского уцмийства генерал Ермолов 21 ноября 1818 года обратился к жителям сел. Хамур-Дарго. Он сказал: «Жителям селений Мюрега, Утемыш, Алходжа, Гаша, Хусейн-кент, Кая-кент, Мамааул, Малые Гамры и Бурдеки. Вы будете, как и прежде, вольными. Закон ваш будет уважаем. Никогда войска российские не тронут вашего имения, напротив - будут вас защищать. Кроме Великого российского государя вы никому не должны повиноваться, войскам дано повеление признавать вас Государя подданными» [9, с. 6].

В своем предписании генерал-майору Пестелю он сообщал, что жители селений Утемыш и Мюрега пришли «с объяснением желания быть подданными Российского императора» [10, с. 6], и Ермолов обещал им защиту и покровительство [10, с. 6].

Спустя 26 лет в рапорте генерала Нейдгардта министру иностранных дел Чернышеву от 21 января 1844 года сообщалось, что 24 декабря «Мамед кадий Акушинский, прибывший в селения Ая-махи, занял толпами акушинцев и цудахарцев селения Кичи-гамри, Мюрега, Бурдеки, Мамааул с намерением всеми силами атаковать отряд, расположенный в Каякенте» [11, с. 805].

Для усмирения взбунтовавшихся горцев генерал-лейтенант Ренненкампф решил взять аманатов (заложников) из селений Утемыш, Алхаджа-кент и Мюрега. 19 января русские войска были у границ селения Утемыш. «Приближаясь к этому селению, отряд был встречен жителями онаго с изъявлением совершенной покорности» [12, с. 897].

«Взяв семь утемышских старшин в аманаты, генерал-лейтенант Ренненкампф направился в с. Мюрего. Не доходя версты до этого селения, отряд должен был выстроиться в боевой порядок, ибо показавшиеся на окрестных высотах толпы горцев с обычным своим неприязненным криком заставляли думать, что жители селения Мюре-го намерены упорно защищаться... но жители все разбежались и оставили селение совершенно пустым, так начальник 19-й пехотной дивизии сжег с. Мюрего, гнездо постоянного пребывания неприятельских партий» [12, с. 897].

Военно-административные реформы 60-х гг. сказались и на территориально-административном положении Мюрего [13].

В 1860 году была создана Дагестанская область, которая состояла из 4 военных отделов: Северного, Среднего, Верхнего и Южного. Военными отделами и гражданскими управлениями руководили генералы о офицеры, которых назначило царское правительство, упразднив ханскую власть. То есть было введено так называемое «военно-народное управление», под видом которого царизм проводил свою стратегическую политику. Царские реформы привели к ликвидации феодальной раздробленности Дагестана.

После Кавказской войны в 1860 г. был образован Кайтаго-Табасаранский округ, который в феврале 1866 г. был разделен на наибства. Мюрего вошло в качестве отдельного сельского общества в состав Нижнего Кайтагского наибства, куда «входили 16 сельских обществ, 28 населенных пунктов с населением 11 492 человека» [14, с. 26; 15; 16; 17]. В конце XIX века, в отличие от округов, которые сохранились до первой четверти ХХ в., наибства были упразднены и преобразованы в участки.

Таким образом, мюрегинцы представляют собой один из известных субэтносов в палитре народов Дагестана, со своей оригинальной историей, историческими преданиями и специфическими культурными традициями.

Литература и источники

1. Пикуль М.И. Отчет о работе Северного отряда Дагестанской археологической экспедиции 1953 года // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 42.
2. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. - Махачкала, 1966.
3. Алиев Б.Г. История селения Мюрего // Научный архив ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 1. Д. 213. - Махачкала, 1970.
4. Абдулкеримова З.З., Абдулкеримова Д.Б. Средства и методы народной медицины в традиционной этнографии даргинцев в ХГХ - начале ХХ в. (по полевым этнологическим материалам кайтагских сел) // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 4.
5. Посемейный список жителей Нижне-Кайтагского наибства Кайтаго-Табасаран-ского округа. Ч. II. // ЦГА РД Ф. 21. Оп. 5. Д. 40.
6. Тихонов Д.И. Описание Северного Дагестана 1796 г. // ИГЭД XVIII-XIX вв. Архивные материалы / под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева. - М., 1958.
7. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX века. - Махачкала, 1957.
8. История Дагестана. - М., 1967. - Т. I.
9. Обращение ген. Ермолова от 21 ноября 1818 года // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК). Т. VI, ч. II. - Тифлис, 1875.
10. Предписание ген. Ермолова ген. Пестелю, от 21-го ноября 1818 года. Тарку // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК) Т. VI, ч. II. - Тифлис, 1875.
11. Рапорт генерала Нейдгардта князю Чернышеву, от 21-го января 1844 года, № 70 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК). Т. IX. -Тифлис, 1884.
12. Рапорт генерала Нейдгардта князю Чернышеву от 3 февраля 1844 г. № 130 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК). Т. IX. - Тифлис, 1844.
13. Гарунова Н.Н. Дискуссионные аспекты термина «Кавказская война» в работах северокавказских историков // Life Science Journal, август 2014 (база скопус).
14. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - начало ХХ в. (Историко-этнографическое исследование). - Махачкала, 1998.
15. Кидирниязов Д.С. Российско-северокавказские отношения в начале XIX века // Вестник института истории, археологии и этнографии. - 2013. - Вып. 34.
16. Искендеров Г.А., Искендеров М.Э. Некоторые проблемы социального развития дагестанского села в 60-70-е годы XIX века // Вестник Института истории, археологии и этнографии. - 2013. - Вып. 34.
17. Халидова О.Б. Религиозная политика русского самодержавия в Дагестане во второй половине XIX в. // Вестник института истории, археологии и этнографии. -2013. - Вып. 34.

Поступила в редакцию 22 сентября 2016 г.

UDC 39:61= (351.22)

DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-18-23

Epytome of Myuerigui history

Z.Z. Abdulkerimova, B.B. Abdulkerimov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; zumrud-69@mail.ru

The article is devoted to the common historical and ethnographic characteristics of Myerigui inhabitants. The authors of the article performed a scientific research, studied historical traditions, visited settlements. Some references to descriptions, reports and Russian Army officers&s orders are presented. The research made it possible to define common and specific features of Myerigo&s inhabitants, helping to create a new historical-ethnographic picture.

Received 22 September, 2016

ОКРУГ county ПАМЯТНИКИ monuments ПРЕДАНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ settlements РАСКОПКИ excavation ТЕРРИТОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты