УДК [272:271.2]«1943/45»
Филонов В.И. Антиэкуменическое отношение
Римско-католической к Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах
В данной статье раскрываются особенности усиления антиэкуменической позиции Ватикана к Русской Православной Церкви в 1941 -1943 годах. Отношения между Католической и Православной Церковью были напряжены. Всего в СССР проживало около десяти миллионов католиков. В Белоруссии их было около миллиона. Католическая Церковь истолковывала изменения политики СССР в смягчении отношении к Церкви как пропаганду. В Советском государстве неоднократно возникали призывы прервать все отношения с Ватиканом. Победа союзников в Великой Отечественной войне привела к господству СССР над половиной Европы, а после аннексии Прибалтики и присоединения части Польши, Белоруссии миллионы католиков, проживающих на Украине, стали советскими подданными. Украинские униаты также оказались в советской России.
Разгром немцев усилил растерянность в рядах украинских националистов. Конец войны на этих территориях связан с жестокой борьбой националистических партизанских отрядов с польской Армией Крайовой. Зверски уничтожаются целые польские деревни. За эти преступления, не назвав их прямо, во время торжественной литургии 27 июня 2001 г в присутствии папы принес покаяние кардинал Гузар.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
объединили с Великой Украиной территории западно-украинские. Исполнилась вековая мечта украинского народа». Он выражал надежду, что церковь, испытывающая, в связи с этим, радость сможет пользоваться в СССР, под руководством Сталина, полной свободой. Через 3 недели, 1 ноября 1944 г, митрополит скончался, а Слипый стал архиепископом Львова и митрополитом Галича3. 5 ноября, с разрешения властей, в похоронах Шептицкого участвовали восемь епископов, сто пятьдесят священников, тысячи верующих («Аппиег^е диЬегпю всмейсо»-написал И. Слипый в отчёте в Рим). Ходили слухи, что на похоронах, присутствовал и секретарь ЦКУкраины Н. Хрущёв4.
Говоря об А. Шептицком современные зарубежные историки унии и деятели униатской церкви называют графа «предтечей экуменического движения в Католической церкви» и «крестным отцом» русского католичества восточного обряда» заявляют, что его «экклезиология и экуменическое мышление в равной степени актуальны для православных и католиков. В этом богатом и достоверном наследии Украинская церковь найдёт для себя бесценную программу действий...»5.
Станислава Орлеманского, служившего на приходе в Спрингфилде6. Вскоре Орлеман-ский попросил в советском консульстве в Нью-Йорке визу для встречи со Сталиным. Американское правительство выдало Ланге и Орлеманскому паспорта. 17 апреля 1944 г, с согласия госсекретаря США Корделла Хала, они через Аляску и Сибирь отправились в Москву. 28 апреля 1944 г «Правда» опубликовала фотографию Сталина и Моло-това, беседующих с Орлеманским7. 28 апреля, в интервью московскому радио, он заявил, что к удивлению обнаружил в Сталине друга католической церкви, готового на переговоры о соглашении с Ватиканом. Орле-манский сказал, что Сталин друг поляков, но Польша не должна быть коридором для врагов СССР и он хочет видеть Польшу сильной, независимой и демократической и не намерен вмешиваться в её дела. Орлеманский и Ланге в сопровождении двух корреспондентов 5 мая, в 11 вечера встретились с Брауном, разрешившим аббату совершить мессу в квартире, чтобы церковь св. Людовика нигде не упоминалась. Орлеманский позволил Брауну снять копию с некоего кремлёвского документа, позже переданную Брауном в Рим. По возвращении в США 12 мая 1944 г Орлеманский дал в Чикаго пресс-конференцию, на которой заявил, что Сталин согласен сотрудничать с папой и линия на преследование католицизма в СССР будет изменена8.
Разразился скандал. Многие поляки посчитали Орлеманского предателем. Епископат видел в поездке Орлеманского пропагандистский трюк и епископ Сприн-гфилдский Томас О>Лири, в юрисдикции которого был Орлеманский, запретил его в служении. «Правда» опубликовала возмущённую статью. 14 мая Орлеманский написал письмо апостольскому делегату Чи-коньяни, признав, что покинул приход без благословения, но, утверждая, что сделал это, помогая польской церкви. Авторы большинства американских публикаций оправдывали действия Орлеманского. Рузвельт собирался принять его в Белом доме, но К. Халл отговорил его9.
Ситуация насторожила и Берлин. Посол Рейха фон Вайцзекер пожаловался Тардини, но тот ответил, что Ватикан не имеет к этому
№ 4 (34) 2014 г.
отношения и папа не предпримет официальные шаги10. Делегация комитета Свободной Франции тоже проявила интерес к делу Ор-леманского11.
Для облегчения сближения с Ватиканом, союзники просили Сталина выступить с декларацией в защиту свободы совести. Посол в Лондоне Майский предложил М. Тэй-лору подготовить проект, но тот отказался, поскольку, это показалось бы вмешательством в дела СССР12.
Вступление союзников в Рим не изменило отношения Ватикана к Советам. Членом контрольной комиссии союзников в Италии был Богомолов. Представитель Рузвельта Роберт Мэрфи в беседе с Тардини 23 июня 1944 г лестно отзывался о нём. Мэрфи заговорил с ним о гонениях на религию и Богомолов сказал по-французски: «Это в прошлом», добавив, что хотел завязать контакты с Ватиканом. Тардини ответил, что Церковь имела горький опыт, чтобы поверить в изменения политики СССР; а смягчение гонений истолковывает, как пропаганду13.
В 1945 г у Греко-Католической Церкви на Украине было свыше 4 тысяч церквей и
часовен, действовали 2772 прихода, богословская академия и духовные семинарии. Наследник А. Шептицкого Иосиф Слипый, ранее поддерживавший Гитлера, теперь желал диалога с Кремлём и повёз в Москву 100 000 руб. от Львовской епархии для раненых красноармейцев. Но Сталин не принял делегацию.
За месяц до окончания войны львовская партийная газета «Втьна Украина» напечатала статью «З хрестом чи з ножем», где её автор. Ярослав Галан, подписавшийся псевдонимом Володимир Росович писал: «... Вороги укра1нського народу, вдягнен1 в ряси ун1атських священниюв, е орган1заторами банд укра1нсько-н1мецьких нацюналют1в, е агентами м1жнародно1 реакцп»15.
Слипый был помещён в львовскую тюрьму, затем, после дознания, под надзор в кельи, а утром 12 апреля его под усиленной охраной отвезли на вокзал и в поезде отправили в Киев, где посадили в тюрьму на улице Короленко. Затем, пока шло следствие, его круглосуточно допрашивали, давая ему в день не более 300 граммов хлеба. Его принуждали подписать отречение от единства с папой, за что обещали Киевскую митрополию, а когда он отказался сделать это обвинили его в связях с националистами17.
Ватикан, обеспокоенный тем, что 10 польских епархий отходили к СССР, возобновил шаги по получению гарантий. 5 апреля 1945 г Ватикан сообщил М. Тэйлору, что 417 священников из Люблина и окрестностей вывезены в СССР; 12 священников -преподавателей Люблинского университета казнены, а детей вывозят в Россию18.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
упоминает, что среди заключённых находились иезуиты о. Леони и о. Яворка, который до отъезда в Россию; был ректором «Русси-кума»19. Оба получили по 10 лет. В Москве Николя пробыл до 4 января 1946 г и его отправили в Казахстан, где он был до декабря 1949 г, этапировав на шахты Воркуты. Он болел цингой, но выжил рисуя портреты Сталина. Польский лагерный рабочий сделал дюралюминиевые коробочки, для потира и дискоса, а из размоченного изюма добыли капли вина и Николя служил литургию в ящике письменного стола. По истечении срока Николя оставался в ссылке в Воркуте. МИД Франции, опрашивая вернувшегося бретонца Мзердова, корреспондента парижской газеты «Temps», узнал о. Николя и руководитель восточноевропейского отдела Кэ-д>Орсэ де Лабулай информировал генерального эконома ассумпционистов. Французское посольство в Москве сообщило это службе безопасности, которая - через воркутинскую милицию допросила Николя. Опасаясь провокации, он ответил, что хочет остаться в России, но затем поверил и 22 июня 1954 г прибыл в аэропорт Ле Бурже, где его встречали о Дюфо, сменивший в 1952 г Кенара на посту генерала ассумпционистов, и представитель МИД20.
В мае 1945 г патриарх Алексий обратился к униатам с призывом возвратиться в лоно матери-Церкви и порвать с Ватиканом. «В своём послании по поводу Рождества и Нового года, - писал Алексий униатам, -папа говорил о братских чувствах по отношению к фашистским бандитам, о жалости к Гитлеру - величайшему преступнику за всю историю человечества».
Победа союзников привела к господству СССР над половиной Европы, а после аннексии Прибалтики и присоединения к России части Польши, Белоруссии и Украины миллионы католиков стали советскими подданными. Существовала и польская диаспора в Сибири, и немецкие колонисты Поволжья и причерноморья, высланные в Казахстан. Украинские униаты тоже теперь оказались в советской России. Всего в СССР жило около десяти миллионов католиков. В Белоруссии
их было, около миллиона, но не было епископов и служило всего двадцать священников.
№ 4 (34) 2014 г.