22. Bulgakov, S.N. Pyat& let (1917-1922) [Five Years (1917-1922)], in Bulgakov, S.N. Tikhie dumy [Quiet Thoughts], Moscow: Respublika, 1996, pp. 330-344.
УДК 13(4):2-545 ББК 87.3(2)522-685:86.4
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ: ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ
К.Ю. БУРМИСТРОВ
Институт философии Российской Академии наук Гончарная ул., д. 12, стр. 1, г. Москва, 109240, Российская Федерация E-mail: kburmistrov@hotmail.com
О знакомстве Владимира Соловьева с так называемыми тайными (оккультными) науками писали многие исследователи и мемуаристы, по-разному оценивая его интерес к этой области человеческого знания и опыта. Вместе с тем эта тема до сих пор не стала предметом специального исследования. На наш взгляд, для прояснения ситуации необходимо критически рассмотреть весь комплекс релевантных источников по данной теме - как сочинения самого Соловьева, так и те оригинальные тексты различных школ и направлений оккультизма, с которыми он был знаком. До сих пор эта работа не проведена, более того, некоторые записи и заметки самого Соловьева на эту тему все еще не опубликованы и не введены в научный оборот. Поскольку сам философ в опубликованных сочинениях практически не ссылался на свои источники, принято считать, что, рассуждая, скажем, об алхимии, каббале или масонском гнозисе, он черпал свои знания прежде всего из научных работ того времени. Вместе с тем, как нам удалось установить, Соловьев был знаком с целым рядом оригинальных источников, в том числе рукописных, в частности, хранившихся в масонском собрании графа С. С. Ланского. Рассмотрены основные сочинения европейского эзотеризма, знакомство философа с которыми выглядит несомненным или предполагаемым с большой степенью вероятности. Особое внимание уделено неопубликованным рукописным материалам Соловьева, хранящимся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, мы пытаемся реконструировать «круг оккультного чтения» философа, а также
поставить вопрос о возможных принципах, которыми он руководствовался при отборе источников. Представляется, что подобный предварительный источниковедческий анализ должен предшествовать попыткам определения места «тайных наук» в мировоззрении и учении Владимира Соловьева.
VLADIMIR SOLOVIEV AND WESTERN ESOTERICISM: THE PROBLEM OF SOURCE STUDIES
K.Yu. BURMISTROV
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences 12/1, Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation E-mail: kburmistrov@hotmail.com
Many researchers and authors of memoirs wrote about Vladimir Soloviev&s acquaintance with the so-called secret (occult) doctrines and traditions, although they might differ in their assessment of his interest in this field of human knowledge and experience. However, this issue has not become a subject of special study yet. In our opinion, to clarify the situation, it is critical to consider the whole range of relevant sources on the subject - both the works of Soloviev and the original writings of different esoteric schools and occultists, with whom he was or might be acquainted. So far, this work has not been carried out. Moreover, some of Soloviev&s writings and notes on this subject has not been published yet and still kept in the archives. It is known that Soloviev himself almost never refers to his sources in his published works. Therefore, it is assumed that, arguing, for example, about alchemy, Kabbalah or Masonic gnosis, he drew his knowledge in these fields primarily from the scholarly works of the time. However, as we found out, Soloviev was familiar with a number of original sources, including manuscripts, in particular, stored in the Masonic manuscript collections. The article discusses some major works of European esotericism, about which we can say with certainty that they were known to Soloviev. Particular attention is paid to some unpublished Soloviev&s manuscript materials, stored in the archives of Moscow and St. Petersburg. Thus, we are trying to reconstruct Soloviev&s «circle of occult readings», as well as to raise the question of the possible principles he was guided in choosing his sources. It seems that such a preliminary analysis of textual sources should precede any attempts to determine the place of «secret knowledge» in Vladimir Soloviev&s outlook and his teachings.
О знакомстве Владимира Соловьева с так называемыми тайными (эзотерическими) науками1 писали многие исследователи и мемуаристы, по-разному оце1 Под эзотерическим знанием мы понимаем особое мировоззрение, а также специфические духовные или магические практики, содержание которых раскрывается лишь посвященным с соблюдением определенных правил обучения и ритуалов. Среди них можно назвать алхимию, астрологию, магико-теургические школы и др. См. об этом: Dictionary of Gnosis Western Esotericism / ed. by Wouter J. Hanegraaff et al. Leiden, 2006. P 336-340 [1]; Ханеграаф В. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся. М., 2016. С. 7-26 [2]; Носачев П.Г Отреченное знание. Изучение маргинальной религиозности в ХХ и начале XXI века. М., 2015. 336 с. [3].
нивая его интерес к этой области человеческого знания и опыта2. За последнее столетие (начиная с книг Сергея Лукьянова и Сергея Соловьева) эта тема неоднократно поднималась и обсуждалась в литературе, однако особенно часто к ней обращаются в последние 20-25 лет. Появляется все больше изданий на иностранных языках, авторы которых обсуждают интерес Соловьева к тайным наукам3.
Вместе с тем эта тема до сих пор не стала предметом специального изучения, хотя и породила многочисленные спекуляции. На наш взгляд, для прояснения ситуации необходимо, прежде всего, тщательно и критически рассмотреть весь комплекс относящихся к данному вопросу источников - как сочинения самого Соловьева, так и те оригинальные тексты различных школ и направлений оккультизма, с которыми он был знаком. До сих пор эта, в сущности, подготовительная работа не была проведена. Более того, некоторые записи и заметки самого Соловьева на эту тему до настоящего времени не опубликованы и не введены в научный оборот. Поскольку сам философ в опубликованных сочинениях практически не ссылался на свои источники, принято считать, что, рассуждая, скажем, об алхимии, каббале или масонском гнозисе, он черпал свои познания прежде всего из научных работ того времени. Вместе с тем более пристальный анализ показывает, что Соловьев был знаком с целым рядом оригинальных источников, связанных с эзотерическими традициями4, а потому представляется крайне важным реконструировать «круг оккультного чтения» философа и определить те принципы, которыми он руководствовался при отборе источников. Подобный предварительный источниковедческий анализ должен предшествовать попыткам интерпретации места «тайных наук» в мировоззрении и учении Вл. Соловьева.
При рассмотрении данной темы имеет смысл выделить по крайней мере три различных типа источников. Во-первых, это оригинальные сочинения авторов-эзотериков, с которыми был или мог быть знаком Соловьев. Во-вторых, это научные (а также научно-популярные, энциклопедические, справочные) издания того времени, в которых обсуждается тематика эзотерического знания, а также приводятся цитаты из оригинальных источников. В-третьих, это работы самого Соловьева, затрагивающие эти темы и содержащие цитаты или переложения сочинений авторов-эзотериков.
В опубликованных работах, лекциях и письмах Соловьев упоминает многих персонажей, относящихся к достаточно трудно определимой области западного эзо-теризма. Это Т. Парацельс, Я. Бёме, И. Гихтель, Г. Арнольд, Дж. Пордедж, Э. Све-денборг, Л.К. де Сен-Мартен и др. К сожалению, философ никогда не ссылается на конкретные издания, которыми он пользовался, а потому непонятно, читал ли он первоисточники, знакомился ли с ними по хрестоматиям, исследованиям или общим курсам философии? Даже в таких работах, как «София» или «Россия и Вселенская Церковь», характеризующихся наибольшим интересом к эзотерическим материям, мы не встречаем никаких ссылок на источники. Конкретные издания авторов-эзотериков упоминаются в статьях Соловьева, написанных для Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона, но остается непонятным, был ли он с ними знаком или же просто указывал их в качестве рекомендованных источников.
В некоторых исследованиях, посвященных творчеству философа, упоминаются названия книг, которые Соловьев якобы изучал в Британском музее в 1875 г. Об этом пишет в 1935 г. в своей диссертации Дмитрий Стремоухов5. Пол Аллен в своей книге «Владимир Соловьев. Русский мистик» (1978 г.) на нескольких страницах рассказывает о том, что Соловьев изучал в Британском Музее алхимический трактат Соломона Трисмозина «Splendor solis» и латинскую антологию переводов каббалистических текстов «Kabbala Denudata» (Sulzbach-Frankfurt, 1677-1684 гг.) барона Х. Кнорра фон Розенрота6. Томас Шипфлингер в своей книге «София-Мария. Целостный образ творения»7 и Джудит Корнблатт8 также утверждают, что Соловьев изучал в Лондоне антологию «Kabbala Denudata». Однако, к сожалению, читательские формуляры того времени (в том числе, и Владимира Соловьева) в архиве библиотеки не сохранились, и до наших дней дошла лишь датированная 14 июля 1875 г запись в регистрационной книге об ознакомлении Соловьева с правилами пользования читальным залом музея. Вполне очевидно, что следует признать информацию о конкретных изданиях, с которыми якобы работал философ в Лондоне, необоснованной (тем более что для знакомства с книгами Трисмозина и Кнорра фон Розенрота ему совершенно не обязательно было ехать столь далеко - они имелись в то время в библиотеках Москвы и Петербурга)9.
В отдельных случаях Соловьев упоминает научные труды по истории эзотерических учений, которыми он пользовался, в частности известное сочинение ориенталиста Франсуа Ленормана «Магия халдеев»10, в котором на значительном текстовом материале проводится сравнительный анализ магико-заклина5 См.: Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Paris: Les Belles Lettres, 1935. IP 41, 43, 179-181 [12].
тельных традиций древних народов Ближнего Востока и Египта. Другим примером служит классический 4-томный труд профессора-католика Иоганна Йозефа фон Гёрреса «Христианская мистика», в котором не только подробно рассматриваются феномены мистической одержимости, экстаза, видений и т.п., но и целый том (3-й) посвящен так называемой «демонической мистике», т.е. собственно оккультным явлениям и школам11.
Среди опубликованных трудов Владимира Соловьева практически отсутствуют работы, специально посвященные темам оккультизма и эзотеризма: можно упомянуть две критические статьи о трудах и идеях Е.П. Блаватской, несколько небольших статей, вводных статей и заметок на темы спиритизма и спиритуализма, а также несколько энциклопедических статей, посвященных гностицизму, каббале, Эм. Сведенборгу и т.п. Тем большее значение для установления круга источников, которыми мог действительно пользоваться Соловьев, имеют его неопубликованные тексты, еще не введенные в научный оборот. Прежде всего, это черновики, различные подготовительные материалы, блокноты с выписками из книг и т.п. В этих рукописных источниках встречаются ссылки на книги, которые читал философ, выписки из них, а иногда и своеобразные перечни авторов и книг для чтения.
Для рассматриваемой нами темы особое значение имеет сохранившийся среди рукописей недатированный список авторов-эзотериков, написанный на одном листе синим карандашом12:
Albert le Gr[and], Raym[ond] Lull, Raym[ond] de Sab[atier], l&abbe Joachim a Floris, Nicolas de Cusa, l&abbe Trithem., Patricius, [...] Reuchlin, Cardan, Olearius, [...] Roger Bacon, Paracels[us], Agrippa a Nettesh[einm], Arnaud de Villeneuve, Sam[uel] Norton, Thom[as] Norton, Barneud, Beausoleil, Becher, Clopinel, Borrichius, Jac[ob] Boehm[e], K[h]unrath, Valentin Weigel, Oswald Croll, Flamel, Duchesne, Espagnet, Robert Fludd, Pordage, Jane Leane, de Gerzan, Van Helmont, Guill[aume] Postell, Michel Maier, Kircher, Mazotta, Knorr de Rosenroth, Milius, Basile Valentin, Neuhusius, Stahl, Nohius, Pagez, Nuysemint, Porta Ohacun, Planis campis, les ecrivans de la fratern[ité] de la Rose Croix, Steebe, Sorayus, Smollius, Sendivogius, Martinez Pasqual[li]s, Saint Martin, Oetinger, Baader, Molitor et nombre d&autres.
В этом списке мы видим: алхимиков Альберта Великого, аббата Тритемия, Ииколя Фламеля, Жозефа Душена, Парацельса, Mихаила Mайера, Василия Валентина и др., христианских каббалистов Иоганна Рейхлина и Кнорра фон Розен-рота, теософа Якоба Бёме, братьев-розенкрейцеров, мартинистов Mартинеца де Пасквалиса и Сен^артена и многих других. Конечно, это всего лишь список персонажей, интересовавших Соловьева, ничего нам не сообщающий о возможном знакомстве философа с их сочинениями (некоторые из этих имен встречаются также в списках литературы к энциклопедическим статьям Соловьева).
Вместе с тем в неопубликованных черновых материалах и записях Соловьева встречаются и прямые цитаты из трудов авторов-эзотериков, в том числе и с указанием источников. Такие ссылки исключительно важны, поскольку дают нам точную информацию о конкретном издании, которым пользовался философ. Так, известно, что Соловьев был знаком с идеями астролога, алхимика, софиолога и визионера, последователя Якова Бёме англичанина Джона Пордеджа (1625-1698)13. Хотя он писал по-английски, однако многие его сочинения так и не были опубликованы и увидели свет чуть позднее в немецком переводе, в частности - его трактат о Софии-Премудрости («Sophia: das ist, Die Holdseelige ewige Jungfrau der Göttlichen Weisheit». Amsterdam, 1699) и главное его произведение, «Божественная и истинная метафизика» («Goettliche und Wahre Metaphysica». Frankfurtu. Leipzig, 1715)14. Соловьев несколько раз упоминает и о знакомстве с сочинениями профессора церковной истории и софиолога Готфрида Арнольда (1666-1714), однако, как и в случае с Пордеджом, не ссылается на конкретные издания его трудов. В рукописных же заметках он указывает те публикации сочинений этих авторов, посвященных теме Софии, которыми он пользовался:
«Тайна божественной Софии или Премудрости» -Das Geheimniss der gottlichen Sophia oder Weisheit beschrieben und besungen von Gottfried Arnold. Leipzig, 1700. «София, или преблагая вечная дева божественной премудрости» - Sophia das ist die holdseelige ewige Jungfrau der Gottlichen Weisheit von Johannes Pordage (с английск.). Amsterdam, 169915.
Как мы видим, Соловьев упоминает здесь первые издания сочинений Арнольда и Пордеджа о Софии, хотя к тому времени существовали (и ему было о том известно) русские переводы этих текстов, выполненные русскими масонами в конце XVIII - начале XIX в. и хранившиеся в архивах и частных собраниях16. В связи с этим стоит обратить внимание на отношение Соловьева к русским вольным каменщикам, которых называли «рыцарями Софии» и с которыми он не мог не чувствовать некоторое родство. В 1882 г., рассказывая в своих лекциях о русском мистицизме, об Иване Лопухине и его учении о внутренней церкви, Соловьев отмечал: «Мистицизм был первым глубоким движением русского общества», он был действительно оригинальным явлением, а не просто перенесением западных идей. «Наши мистики гораздо серьезнее и быть может гораздо наивнее отнеслись к своей задаче, чем мистики западные»17.
Но был ли философ действительно знаком с рукописным наследием русских масонов? В черновиках Соловьева в РГАЛИ сохранился уникальный список ма13 См., напр.: Соловьев В.С. Письма. В 4 т. Т. 2. СПб., 1909. С. 200 [16].
сонских рукописей из собрания графа Сергея Степановича Ланского (1787-1862), крупного чиновника, министра внутренних дел и одного из руководителей Великой провинциальной ложи в начале XIX в.18. Архив и книжное собрание Ланского поступило через историка и исследователя русского масонства С.В. Ешев-ского в Румянцевский музей и сегодня рукописи Ланского составляют один из фондов Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ, ф. 147). По нашему предположению, с этими рукописями Соловьев был знаком непосредственно, т.е. работал с ними в Румянцевском музее.
В приведенном ниже списке указаны 9 единиц хранения на иностранных языках и 23 единицы хранения на русском языке (некоторые из единиц хранения содержат несколько отдельных произведений). Соловьев проделал значительную работу, выделив из огромного собрания рукописей Ланского (сегодня это самый значительный фонд русских масонских рукописей 18 - начала 19 в.)19 лишь небольшую их часть, чем-то его заинтересовавшую. В своем списке он указал их номера по старому каталогу архива Румянцевского музея. Эта старая опись сохранилась до наших дней20, и по ней нам удалось установить современные шифры и места хранения рукописей, с которыми, предположительно, был знаком философ, и просмотреть их de у18И. Отметим, что в настоящее время не все рукописи из этого списка находятся в фонде С.С. Ланского - С.В. Ешевского (НИОР РГБ, ф. 147): некоторые из них оказались в других рукописных собраниях библиотеки. Ниже мы приводим этот список с нашими краткими комментариями: единицы рукописного списка Соловьева со старыми номерами выделены полужирным шрифтом (в квадратных скобках в них восстановлены сокращения), за ними следуют в квадратных скобках описания рукописей с примечаниями.
Мас[онские] рук[описи] из собр[ания] Ланского21
artis ^утрае].
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 31023. ТТаСаш Б^ШапБ ad ТЬео^1ат, РЫ^орЫат е1 ad БаепНат уегае ЛгЙ8 СИут1ае (Любопытный трактат для богословия, философии и науки истинного искусства химии). 18 в. Нем., лат. яз. 124 с. На внутренней стороне верхней крышки запись С.С. Ланского: «Сокровище, которому цены нет. Служба Богу и Отечеству есть ли ее перевести и издать. 25 февраля 1817». С акварелями на масонские темы.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 317. Le testament que Salamon laissa avant de mourir à son fils Roboam, nommé parles Rabins Clavicules de Solomon (Завещание Соломона Ровоаму, названное раввинами Ключицы Соломона)24. C рисунками и схемами. 19 в. Франц. яз.] 298. Rosaire de philos[ophes].
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 320. Le Rosaire des philosophes (Розарий философов)25. 1815. Париж. Франц. яз. 77 с., с рисунками пером.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед.хр. 328, 1-10. Мелкие сочинения и отрывки. 1) Grades et productions maçonniques (Масонские степени и произведения). Кон. 18 - нач. 19 в. 8 л. 2) Выписки из книг Ветхого завета, размышления и записи богословские. Кон. 18 - нач. 19 в. Нем. яз. 32 л. Подарок сына Иоганна Шварца - Павла Ивановича Шварца26. 3) Выписки из сочинений Иоанна Арндта27. Бумажн. знаки 1818 г. Франц. яз. 6 л. 4) Перечень вещей масонского обихода. Бумажн. знаки 1812 г. Польск. яз. 3 л. 5) Заметки о цели масонства, о членстве в Ордене, о значении церемоний. Бумажн. знаки 1809 г. Франц. яз. 55 л. 6) Выдержки из протоколов 6-ти заседаний ложи. Бумажн. знаки 1818 г. Франц. яз. 10 л. 7) Записка о масонстве. Первая четверть 19 в. Франц. яз. 4 л. 8) Lettre d&un bon Macon (Письмо одного доброго масона). Конец 18 в. Франц. яз. 4 л. 9) Devoirs des Macons leur dignités maconniques (Обязанности масонов по масонским должностям). Бумажн. знаки 1807 г. 8 л. 10) Flamel Nicholas. Le TTesor des TTesors. (Фламель, Николя. Сокровище сокровищ)28. Кон. 18 - нач. 19 в. Франц. яз. 10 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 329, 1-14. Сочинения и отрывки. 1) Заметки богословского характера. Кон. 18 - нач. 19 в. Писано рукой И.С. Гагарина29. Франц. яз. 4 л. 2) Tables et sommaires des chapitres et courts extraits du traité J. Masson sur la Connaissance de soi-même. (Оглавление, выдержки и краткие выписки из трактата И[оганна] Масона о самопознании)30. Бумажн. знаки
[НИОР РГБ, ф. 20138, ед. хр. 37 «Великая наука» Раймунда Луллия39.] 431. Clavis scient[iae] majoris.
[НИОРРГБ, ф. 183, ед. хр. 431. Clavis scientiae majoris in Phisicam («Ключ великого разумения природы»)40. 17 век (1644 г. - по заклепкам). [Получено от] Гр. В. Есипова в 1870 г. Алхимический трактат с исполненными акварелью иллюстрациями, демонстрирующими алхимические процессы.] 445. Testamentum fratrum aureae rosae crucis.
[НИОРРГБ, ф. 147, ед.хр. 347. Testamentum fratrum Aureae vel Rosae Crucis J.W.R Anno 1580 («Завет братьев злато-розового креста»). Кон. 18 в. Нем. яз. 84 л. Рисунки пером.]
Русск[ие] рук[описи]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 141. Лекции И.Г. Шварца о трех познаниях: любопытном, приятном и полезном41. Перв. пол. 19 в. 76 л. НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 142. Публичные лекции проф. И.Г. Шварца. 1782. Выписки. Перв. четверть 19 в. (Бумажн. знаки 1817 г.). 2 тетради, 46 л.] 2038. Вас[илий] Валент[ин.] 12 ключей.
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 163. Валентин Василий. Двенадцать ключей42. Пер. с фр. Перв. четверть 19 в. (Бумажн. знаки 1815 г.). 2 экз., 60 л., 87 л.) 2042. Осв[альда] Кроллия Царств[енная] лилия.
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 167 (1-3). Кроллий Освальд43. Сочинения. Перв. половина 19 в. 205 л. 1) Царственная химия, или алхимический царственный клейнод. Перв. половина 19 в. (Бумажн. знаки 1825 г.). 166 л. 2) Трактат о внутренних сигнатурах. 12 л. 3) Трактат о сигнатурах или ознаменованиях растений. 24 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 172. Великая книга Натуры, или Апокалипсис философический и герметический44. Пер. с франц. 1790 г. Перв. четверть 19 в. (Бумажн. знаки 1815 г.). 82 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 179. Сильное увещевание, извлеченное из истинных писаний высокоосвященного Ордена Златорозового креста... 177745. Перв. четверть 19 в. (Бумажн. знаки 1817 г.). 108 л.] 2056. Во св[ете] ист[ины] сияющ[ий] розенкр[ейцер]. [НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 181.Во свете истины сияющий розенкрейцер... магистру Пианку от Фоеврона. Кон. 18 - нач. 19 в.46 66 л.] 2061. Откр[овенная] герм[етическая] наука.
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 186. Откровенная герметическая наука. Перевод 1Ьртия Борновслокова. Кон. 18 в.47 59 л.] 2068. Ист[инная] и справедливая] Кабалла48.
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 193. Истинная и справедливая кабала49. Перевод 1785 г. Кон. 18 в. 26 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 201.Бернард Трирский и Дионисий Захарий о химическом чуде50. Бумажн. знаки 1816 г. 236 л.] 2079. О изустн[ом] пред[ании] евр[еев].
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 204. О изустном предании евреев. О кабале51. Бу-мажн. знаки 1780 г. 26 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 205. Беседы о царстве духов52. Пер. с нем. 1801 г. Начало 19 в. 297 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 206. Семь священных оснований столбов вечности и времени53. Перв. четв. 19 в. 4 экз. 115 л.] 2083. О сефиротах.
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 208. О сефиротах. Перевод с еврейского54. Бу-
мажн. знаки 1810-х гг. 153 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 271. Жизнь Ферид-Эддин Аттара. Пенд-Намеч55.
Бумажн. знаки 1817. 50 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 273. Кирхер И.Аф. О философской премудрости56. Кон. 18 в. 36 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 293. Протоколы заседаний теоретического градуса ложи в Вологде. 1791-1792 гг. 22 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147 ед. хр. 294. Материалы розенкрейцеров57. 1) Выписки из устава розенкрейцеров. 1777 г. Бумажн. знаки 1782. 20 л. 2) Перечень наставительных орденоположений розенкрейцеров. 1777 г. Бумажн. знаки 1782 г. 40 л. НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 295. Материалы розенкрейцеров. 1) Вступление в первый класс ордена розенкрейцеров. 1777 г. Бумажн. знаки 1820 г. 49 л. 2) Обряд принятия в розенкрейцеры. 1777 г. Бумажн. знаки 1818 г. 12 л.] 2172. Сб[орник] законоположений] разн[ых] тайн[ых] общ[еств]. [НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 298. Уставы тайных обществ кон. 18 - перв. четв. 19 в. 1) Устав Союза Благоденствия («Законоположения Союза благоден52 Перевод (возможно, выполненный А.Ф. Лабзиным) «Сцен из царства духов» («Scenen aus dem Geisterreich», 1795-1801 гг.) немецкого писателя-мистика Иоганна Генриха Юнга-Штил-линга (1740-1817).
ствия»). Бумажн. знаки 1818 г. 22 л. 2) Донесение лютеранского пастора об обществе иллюминатов в Баварии. Бумажн. знаки 1809 г. 6 л. 3) Выписки об иллюминатах. 1787 г. Бумажн. знаки 1817 г. 22 л. 4) О союзе карбонариев в Италии. Перв. пол. 19 в. 12 л. 5) Краткое известие о новооткрывшемся обществе Новый Израиль. Перв. пол. 19 в. 8 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 299. Обрядники розенкрейцеров: 2-й и 3-й классы -принятие теоретиков и практиков. Бумажн. знаки 1819. 20 л.]
[НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 300. Извлечение из наставлений для теоретических братьев58. Бумажн. знаки 1825 г. 30 л.]
Как мы видим, отобранные Владимиром Соловьевым из масонского архива рукописи охватывают самые разные области знаний, относящихся к эзотерическим традициям. Среди них есть классические сочинения по алхимии и натурфилософии Средних веков, Возрождения и Нового времени (например, сочинения Василия Валентина, Николя Фламеля, Освальда Кроллия, Афанасия Кирхера), магические руководства («Ключики Соломона», «Пикатрикс»), популярные в масонской среде мистико-нравоучительные сочинения (напр., Иоганна Арндта, Джона Мейсона). Значительное количество сочинений о каббале («Кабала семи планет», «Истинная и справедливая кабала», «О изустном предании евреев. О кабале», «О сефиротах»), вероятно, указывает на особый интерес философа к еврейской мистической традиции. Около половины рукописей касаются организации масонских лож, масонских ритуалов и доктрин, обязанностей братьев и т.п. Едва ли случайно, что многие из них связаны с розенкрейцерским орденом и Теоретическим градусом, то есть наиболее эзотерическими кругами масонства, в учении которых особую роль играли представления о Невидимом Боге, Софии-Премудрости и т.п. Хотя тема знакомства Соловьева с традицией масонского эзотеризма, безусловно, заслуживает специального серьезного рассмотрения, уже сейчас можно предположить, что, получив доступ к этим рукописям, он имел возможность познакомиться с обширным кругом эзотерических идей.
Как мы уже отмечали, в опубликованных сочинениях Соловьева практически отсутствуют работы, специально посвященные эзотерической тематике. Это вовсе не означает, что он не работал над таковыми или не собирался их публиковать. Среди черновых материалов содержится немало выписок и заметок, указывающих на то, что философ занимался этими темами, но, по каким-то причинам, не стал включать написанное о них в опубликованные работы. Так, в Пушкинском Доме хранится сборник отрывков и набросков, написанных рукой Соловьева и в основном посвященных тайным наукам (он содержит также некоторые черновые материалы, связанные с трактатом «София»59). Эта папка с черновиками, собранная, очевидно, после смерти философа его братом,
М.С. Соловьевым, была передана через С.М. Соловьева60 Сергею Александровичу Полякову (1874-1943), известному промышленнику и меценату, основателю и владельцу издательства «Скорпион»61. Рукопись имеет название: «Соловьев Вл.С. "Бог есть все&.& Черн?