Спросить
Войти

Коллекция рисунков енисейских писаниц из фондов Красноярского краевого краеведческого музея

Автор: указан в статье

УДК 902/904

КОЛЛЕКЦИЯ РИСУНКОВ ЕНИСЕЙСКИХ ПИСАНИЦ ИЗ ФОНДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Е. А. Миклашевич

Музей-заповедник «Томская Писаница»; Кемеровский государственный университет

Впервые публикуются рисунки начала ХХ в., воспроизводящие петроглифы двух памятников наскального искусства Енисея - Каменка и Тепсей. Коллекция, состоящая из 7 рисунков, хранится в фондах Археологического отдела Красноярского краевого краеведческого музея. Автор (возможно, авторы) рисунков не известен, так же как и точная дата их создания. Вероятно, они были сделаны в 1915 г. или ранее. Источниковедческий анализ документов позволил автору предположить, что, по крайней мере, часть этих рисунков - не оригинальные полевые зарисовки, а сделанные с них копии. Тем не менее, коллекция представляет несомненный интерес с точки зрения истории исследования енисейских писаниц, а также имеет большое значение для реконструкции утраченного памятника наскального искусства в урочище Каменка.

COLLECTION OF DRAWINGS OF THE YENISEI PETROGLYPHS FROM THE KRASNOYARSK REGIONAL MUSEUM

Е. А. Miklashevich

Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa"; Kemerovo State University

This is the very first publication of the early 20th century drawings, reproducing petroglyphs of two Yenisei rock art sites, namely, Kamenka and Tepsey. The collection consists of 7 drawings and was revealed in the storage of the Archaeological Department of the Krasnoyarsk Regional Museum. The author (possibly, the authors) of the drawings is not known, neither the exact date of their creation. They were drawn probably in 1915 or earlier. Source analysis of the documents allowed the author to assume that at least some of these drawings are not original field sketches, but they are copies made from them. However, the collection is of undoubted interest in terms of the history of studying the Yenisei rock art, and also is of great importance for reconstructing the Kamenka rock art site flooded by the Krasnoyarsk reservoir and lost forever without proper documentation.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 33.2597.2017/ПЧ»

В прошлом выпуске журнала «Учёные записки музея-заповедника "Томская Писаница"» нами была опубликована статья о наскальных изображениях в урочище Каменка на Среднем Енисее [Миклашевич, 2018]. Этот памятник утрачен в результате затопления Красноярским водохранилищем. Сведения о нём (более известном в литературе как Копёнская писаница) мы собирали буквально «по крупицам», по всем возможным публикациям, архивным и музейным данным, которые в совокупности позволяют хотя бы частично реконструировать наскальные рисунки Каменки как источник для научного изучения. Наиболее ценными материалами, конечно, являются бумажные оттиски - эстам-пажи, сделанные с петроглифов Каменки А. В. Адриановым в 1909 г., и - являлись бы - любые фотоматериалы, если бы их удалось обнаружить. Но и традиционные зарисовки, которые часто делались учёными и любителями-краеведами, при всей условности, недостоверности и субъективности этого метода передачи наскальных изображений, могут служить источником сведений об утраченных памятниках. Ко времени подготовки упомянутой публикации мы располагали зарисовками с петроглифов Копёнской писаницы, сделанными Н. С. Щукиным в 1841 г., А. М. Кастре-ном в 1847 г., И. Т. Савенковым в 1885 г. и А. В. Адриановым в 1909 г. Известно также, что в 1850 г. их зарисовывал Л. Ф. Титов, но его рисунок не сохранился. Уже после выхода нашей статьи в свет, во время работы с коллекциями в фондах Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ) выяснилось, что существует ещё одна серия зарисовок петроглифов Каменки.

Как следует из записи в книге 1 Описи археологических коллекций (книга велась с 1901 по 1928 гг.), коллекция рисунков писаниц под № 138 была передана в дар музею А. Власовым. В коллекции значатся 4 номера, два из них включают по два листа, один из которых содержит рисунки на обеих сторонах. Таким образом, всего имеется 7 рисунков (рис. 1-7).

Описание документов:

138-1. Лист бумаги с загнутыми на лицевую сторону вертикальными краями; размер: 47,5 (в сложенном виде) х 38 см. Рисунок выполнен карандашом, фигуры обведены, заштрихованы и закрашены чёрной тушью. Надпись на лицевой стороне «Писаница у дер. Каменка на р. Енисее (Минусинский уезд). Записано в июне 1915 г.». Она выполнена печатными буквами чёрной тушью, ниже карандашом написано «(12)». На обороте - учётная запись чёрной тушью: «№ 138-1», а также тем же почерком и тушью - арифметические вычисления. Бумага белая плотная, состояние сохранности удовлетворительное, имеются пятна, надрывы, трещины, заломы.

Пишица,

МЕН к\& нл РТНИСЕ.!

1915,..

Рис. 1. Рисунок «Писаница у дер. Каменка на р. Енисее (Минусинский уезд)». КККМ, колл. 138-1

По периметру листа видны следы от закрепления его канцелярскими кнопками.

138-2. Лист бумаги размером 51x25 см. Рисунок выполнен карандашом. Надпись на лицевой стороне: «Утес Тепсей». На обороте учётная запись чёрной тушью: «№ 138-2 арх.». Бумага белая плотная, состояние сохранности удовлетворительное,

имеются пятна и следы от использования канцелярских кнопок.

138-3. Под этим номером числятся два листа с рисунками. На одном рисунки имеются с обеих сторон, на другом - только с одной. Размер первого листа: 35,5x21,7 см. На одной стороне - выполненные мягким карандашом рисунок и надписи: «дер. Ка1Ь

Л? I: л сл..

Рис. 2. Рисунок «Утес Тепсей». КККМ, колл. 138-2

Рис. 3. Рисунок «Дер. Каменка (Каменские Утесы по Енисею)». КККМ, колл. 138-3/1, лицевая сторона

менка (Каменские Утесы по Енисею)», «верх». Часть рисунка, показанная в правом нижнем углу, является продолжением композиции в верхней части листа, это показано стрелкой. Внизу листа - учётная запись чёрной тушью: «№ 138-3/1». На другой стороне - выполненные мягким карандашом рисунок и надпись: «Писанни-ца на р. Каменной по р. Енисею»; твёрдым карандашом сделаны надписи «Копены» в правом нижнем углу, а также пометки «новыя», «не понятно» около некоторых рисунков и цифры «1», «2» под левой и правой частями композиции. Бумага белая плотная, состояние сохранности удовлетворительное, имеются пятна, небольшие порывы, следы от использования канцелярских кнопок, а также клякса чёрной туши.

Размер второго листа: 50x30 см. Рисунки и надписи выполнены на одной стороне, карандашом. Изображена та же композиция, что и на обороте первого листа, но без дополнительной проработки мягким карандашом. Надпись: «Писаница на р. Каменной и р. Енисее» (другим почерком) и цифры «(1)», «(2)» под левой и правой частями композиции. Справа внизу

учётная запись чёрной тушью: «№ 1383/2». На обороте ничего нет.

Бумага такая же, состояние сохранности удовлетворительное, имеются небольшие пятна.

138-4. Под этим номером также числятся два листа, на каждом рисунки с одной стороны. Размер первого листа: 51,8x31,8 см. Рисунки и надписи выполнены карандашом и прорисованы чёрной тушью. Надпись тушью в левом нижнем углу печатными буквами: «Писаница на скалах р. Енисея у дер. Каменки. Минусинский уезд». Ниже неё стёршаяся неразборчивая надпись карандашом. В верхней части листа посередине написано: <^юль 1915 г.». Внизу - учётная запись чёрной тушью: «№ 138-4». На обороте ничего нет. Бумага белая плотная, состояние сохранности удовлетворительное, имеются пятна и следы от использования канцелярских кнопок.

Размер второго листа: 32x22 см. На лицевой стороне - рисунки и надписи, выполненные карандашом. Изображена та же композиция, что и на первом листе. Надпись располагается перпендикулярно рисунку, вдоль правого края листа: «д. Каменка. Каменские утесы». Ниже более крупАЛ?

Рис. 4. Рисунок «Писаница на р. Каменной по р. Енисею». КККМ, колл. 138-3/1, оборотная сторона

ным почерком подписано: «Копировано». Правее - учётная запись чёрной тушью: «№ 138-4/2». На обороте, вдоль правого короткого края - надпись карандашом: «Минус<инск>. Ул<ица> Алекс<андра> II дом № <знак номера зачёркнут> Юхневи-ча». Бумага такая же, состояние сохранности удовлетворительное, имеются пятна, клякса и брызги чёрной туши и следы от использования канцелярских кнопок.

Таким образом, в коллекции имеется шесть рисунков, которые представляют «Писаницу у дер. Каменка», и один - петроглифы на «утёсе Тепсей». Авторство рисунков установить не удалось. По сведениям, которые нам сообщил А. С. Вдовин, А. Власов, передавший коллекцию в дар музею, интересовался древностями и даже находился в переписке с А.М. Тальгреном. Так что не исключено, что какие-то из рисунков сделаны им самим. Мы не исключали бы и вероятности того, что к рисункам имел отношение сотрудник музея А. П. Ермолаев, который в тот период очень интересовался наскальными изображениями и делал эстампажи рисунков на курганных плитах у оз. Шира и на скалах Тувы [КККМ, колл. № 83, № 96]. Мы предполагаем, что рисунки были сделаны разными лицами и даже, возможно, в разные периоды. Подписи к ним сделаны разными почерками; некоторые пометки, видимо, добавлялись позже. Предполагаем, что какие-то из рисунков - не полевые зарисовки, а копии с зарисовок. Интересно, что одна и та же сцена с лучником из Каменки встречается 3 раза: два рисунка (рис. 4 и 5) воспроизводят большую композицию целиком, причём один из них (рис. 4) - более подробно, и ещё на одном рисунке показан увеличенный фрагмент этой композиции (рис. 1). Последний представляет собой уже явно доработанный в «лабораторных условиях» рисунок: на нём видны контуры карандашного эскиза, по которому фигуры подрисованы тушью разными способами (сплошная заливка, контур, косая штриховка внутри контура, беспорядочные штрихи), по всей вероятности, с целью отразить различия в характере и степени патинизации выбивки. Подпись на этом листе сделана тоже тушью, крупными печатными буквами. В похожей (но не совсем идентичной манере) сделана надпись тушью на рисунке, воспроизводящем другую сцену из Каменки (рис. 6).

Рис. 5. Рисунок «Писаница на р. Каменной и р. Енисее». КККМ, колл. 138-3/2

Архивные изыскания 97

КККМ, колл. 138-4

Рис. 7. Рисунок «Д. Каменка. Каменские утесы». КККМ, колл. 138-4/2

Обводка изображений и очертаний скальной плоскости здесь тоже сделана тушью по карандашному эскизу. Этот рисунок полностью повторяет рисунок карандашом на другом листе (рис. 7), на котором, кстати, сделана пометка «Копировано». Отметим, что почти на всех листах есть отверстия и следы от железных канцелярских кнопок: листы могли прикрепляться либо к деревянным планшетам на время зарисовывания петроглифов, либо для экспонирования. Каллиграфические надписи тушью на двух листах и обводка тушью рисунков скорее подтверждают второе.

Нет ясности и в вопросе о времени создания рисунков. Даты поставлены только на листах с обводкой тушью: «записано в шне 1915 г.» (рис. 1) и: «шль 1915 г.» (рис. 6). То есть, они могут относиться ко времени обводки рисунков тушью для предположительного экспонирования. Это, однако, не объясняет разницу в месяцах. Неясно также, почему употреблено слово «записано». В целом, видимо, о дате создания этих рисунков можно лишь сказать, что они были сделаны не позже 1915 г.

Наше предположение о том, что некоторые пометки на некоторых рисунках были добавлены позже (или сами рисунки были скопированы с других и снабжены пометками) подкрепляется ещё вот чем. В подписях название и местоположение памятника Каменка обозначено в следующих вариантах: «Писаница у дер. Каменка на р. Енисее» (рис. 1); «дер. Каменка (Каменские Утесы по Енисею)» (рис. 3), «Писанница на р. Каменной по р. Енисею» (рис. 4); «Писаница на р. Каменной и р. Енисее» (рис. 5); «д. Каменка. Каменские утесы» (рис. 7); «Писаница на скалах р. Енисея у дер. Каменки» (рис. 6). Однако деревни Каменки в том месте, где находилась эта писаница, не существовало. Ни на каких картах, показывающих местность между дер. Байкаловой (писаница находилась в 1,5-2 км выше неё) и устьем р. Сыды до затопления водохранилища, никакой деревни в этом месте нет. Нет в этом логу и реки, ни Каменной, ни какой другой. Исследователи XIX и начала XX в., посетившие эту писаницу, называли её Копёнской, использовав для привязки название деревни Копёны, находившейся на противоположном берегу Енисея. Под таким названием памятник и вошёл в археологическую литературу, с которой, следовательно, автор (или авторы) рисунков (или пометок) не были знакомы. На одном из рисунков, впрочем, есть пометка «Копе-ны» (рис. 4). Топоним «Каменка» применительно к этому памятнику был употреблён Я.А. Шером, он пишет, что это название лога [1980, с. 163, 164]. По нему, кстати, были даны названия не только писанице, но и многочисленным археологическим памятникам, которые раскапывались здесь перед затоплением водохранилища отрядом под руководством Я. А. Шера, и отряд, соответственно, назывался Каменским. На современных картах топоним сохранился как «урочище Каменка». Подписи на рисунках из коллекции № 138 говорят о том, что название местности «Каменка» использовалось и в начале ХХ в. Можно сделать предположение, что на неких первоначальных зарисовках были пометки «ур. Каменка», которые при перерисовке превратились в «дер. Каменка», а дальше просто повторялись, да ещё и добавилась «р. Каменная». На Енисее немало деревень и рек с таким названием, возможно, это ввело в заблуждение авторов копий (или пометок). Во всяком случае, зная местность, трудно себе представить, чтобы человек, который бы делал зарисовки с петроглифов непосредственно на памятнике, не знал бы, что рядом нет ни деревни Каменки, ни реки Каменной.

Таким образом, пока ничего определённого по поводу атрибуции описываемой коллекции сказать нельзя. Возможно, что сравнительный анализ почерков в других документах и какие-то новые данные архивных изысканий позволят установить авторство и время создания этих рисунков. Однако выявление данных документов в любом случае представляет несомненный интерес с точки зрения истории исследования енисейских писаниц, а также имеет большое значение для реконструкции утраченного памятника наскального

искусства в урочище Каменка. На рисунках из Красноярского музея представлены уже известные по другим источникам петроглифы (ср.: рис. 1, 3-7 и [Миклашевич, 2018, рис. 4-8, 10]), но важно то, что здесь известные нам по отдельности плоскости зарисованы в композиционной связи, образуя более сложные многофигурные композиции, что имеет решающее значение для правильной их интерпретации.

На одном из рисунков коллекции показана знаменитая сцена с «Конями у мирового дерева», относящаяся к другому памятнику наскального искусства Енисея -горе Тепсей. Она находилась на береговых скалах и тоже утрачена. В отличие от петроглифов Каменки, эта плоскость

была скопирована и сфотографирована в 1960-х гг. в экспедиции под руководством Я.А. Шера, была введена в научный оборот и многократно опубликована. Тем не менее, обнаруженный рисунок весьма интересен тем, что чрезвычайно точно передаёт очертания фигур (ср.: рис. 2 и [Шер, 1980, фото 69] и добавляет ещё один штрих в историю изучения памятника -эта композиция не была известна исследователям до Я. А. Шера.

В заключение мы хотели бы выразить искреннюю благодарность сотрудникам Красноярского краевого краеведческого музея Н. П. Макарову и А. С. Вдовину за информацию о коллекции и содействие в её изучении.

Источник

Красноярский краевой краеведческий музей. Фонды археологического отдела. Коллекция № 138. Литература

Миклашевич Е.А. О памятниках наскального искусства в урочище Каменка на Среднем Енисее // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2018. Вып. 7. С. 5-22, 89-91. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.

Минусинская котловина Енисей Каменка Тепсей Копёнская писаница наскальное искусство петроглифы зарисовки Красноярский музей minusinsk basin
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты