Спросить
Войти

Воздействие исторического фактора на современную этнорелигиозную ситуацию на дальнем востоке Российской Федерации

Автор: указан в статье

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воздействие исторического фактора на современную этнорелигиозную ситуацию на Дальнем Востоке Российской Федерации Башлыков Т. В.

Башлыков Тимофей Васильевич /БазЫукоу Ито/еу УазНеуыек - кандидат социологических наук,

доцент,

кафедра государственной, муниципальной службы и менеджмента, Липецкий филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк

Аннотация: в данной статье анализируется воздействие исторического фактора на современную этнорелигиозную ситуацию на территории Дальнего Востока Российской Федерации.

В социологической науке сегодня становятся всё более популярными направления исследований, затрагивающих проблемы этнического фактора [4, с. 66-68]. Особенно актуальны эти проблемы для Дальнего Востока — огромного по площади региона, находящегося на значительном удалении от основных политических, экономических, культурных центров страны. Традиционно, собственно под Дальним Востоком понимаются территории расположенные в бассейне реки Амур и Юго-Восточного побережья Охотского моря, вместе в настоящее время в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации входят следующие субъекты: Амурская область, Еврейский автономный округ, Магаданская область, Камчатская область, Сахалинская область, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.

Русские первопроходцы появились на этих землях в первой половине в 17 веке, продолжая колонизацию Сибири. Это были казаки, служивые люди промышленники. Первым русским городом, заложенным ими, стал Ленский острог — 1632 г. (ныне Якутск) [1; 53].

В 40-50-х годах 17 века в результате походов казачьих отрядов были исследованы значительные территории и совершен целый ряд географических открытий: пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку, острова Сахалин и бассейна реки Амур. Среди наиболее известных руководителей первопроходцев можно отметить: И. Москвитина, В. Д. Пояркова, Е. Хабарова [1; 55-57].

При этом русская колонизация отнюдь не была совершенна мирной. Казаки выступали проводниками государственной политики, направленной на поиск новых источников доходов. Вместе с тем, учитывая малолюдность собственных отрядов, им приходилось вести гибкую дипломатию, направленную на формирование мирных отношений с местным населением, убеждение народов Дальнего Востока в принятие власти московского царя.

Коренному населению Дальнего Востока вхождение в состав России оказалось выгодным: русское правительство не стремилось к его насильственной ассимиляции (исключения составляют факторы насильственного крещения), местная элита успешно инкорпорировалась в систему управления, общий уровень развития социально-экономических отношений заметно вырос.

Вторая половина 19 века ознаменовалась бурным развитием региона. Благодаря специальным мерам, правительству удалось привлечь, значительное число переселенцев. Основываются населенные пункты, превратившиеся затем в крупные города (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск), постройка Транссибирской магистрали и Китайско-восточной железной дороги позволяет отчасти решить проблему географической удаленности от центра страны.

Можно сказать, что проникновение православия на территорию региона началось одновременно с проникновением русских первопроходцев. В Ленском остроге вместе со служебными и жилыми помещениями также была построена часовня. А в 1641 г. туда вместе с воеводами и воинским отрядом прибыли и 5 священников [5]. В походе даурского воеводы А. Пашкова 1654 — 1659 гг. принимал участие знаменитый протопоп Аввакум [6].

До середины 19 века русское население Дальнего Востока было крайне малочисленным, естественно, что и число священнослужителей Русской Православной Церкви было небольшим. И, несмотря на активную миссионерскую деятельность, ее результаты можно оценить, как достаточно спорные: до сих пор традиционные, языческие верования сохраняют свое значение для коренных малочисленных районов Севера и Дальнего Востока России.

Общее усиление позиций России на Дальнем Востоке привело и активизации православия в регионе. В истории России и Русской Православной Церкви остался целый ряд имен священников, которые вели миссионерскую деятельность в сопредельных странах: архимандрит Николай в Японии, архимандрит Палладий в Китае.

Перед революцией 1917 г. в регионе сложилась достаточно интересная этнорелигиозная ситуация. Все население условно можно было бы разделить на три большие группы. Первая, подданные Российской Империи: русские (включаю малороссов и белорусов), татары, поляки, немцы, евреи и другие народы империи. Соответственно кто были православными, католиками, иудеями, лютеранами, мусульманами. В это же время на территории Дальнего Востока начинают свою деятельность баптисты, методисты, пресвитериане адвентисты седьмого дня. Вторая большая группа, это китайцы и корейцы, продолжавшие исповедовать даосизм, буддизм, язычество. При этом некоторые корейцы были крещены американскими протестантами и сами стали миссионерами, другие - охотно переходили в православие [2; 42-55].

И третья, коренные малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока, поверхностно принявшие православие и сохранявшие свои собственные религиозные практики (шаманизм).

Время существование Советского союза ознаменовало собой с одной стороны интенсивное социально-экономическое, демографическое, культурное развитие данной территории, с другой крайне нивелировало этнорелигиозные различия населения. Большинство китайцев и жителей других стран Юго-Восточной Азии были депортированы, коренные народы подвергались политике ассимиляции [3; 52-62]. В результате миграционных процессов внутри государства, население региона стало еще более «пестрым» в этническом плане, вместе с тем находилось под влиянием единой интернациональной советской культуры. Советская власть активно боролась против любых религий и форм религиозной жизни: и православных священников, и протестантских пасторов и местных шаманов.

В 80-х годах 20 века социально-экономическое развитие советского Дальнего Востока достигает своего пика, вместе с тем, с учетом изменений в рамках всей страны в целом, в развитии этнорелигиозной ситуации появляются новые тенденции.

Таким образом, можно сделать вывод, что история освоения региона, несомненно, оказало существенное влияние на современную этнорелигиозную ситуацию.

Литература

1. Плохих С. В., Ковалева З. А. История Дальнего Востока России. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002, 244 с.
2. Дударенок С. М., Владимиров Д. А. «Корейские» религиозные общины и группы приморья в 1917-1929 годах // Известия Восточного института. 2012. № 1. С. 42-55.
3. Залеская О. В. Китайские мигранты в условиях политической ситуации на дальнем востоке в конце 1920-х середине 1930-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 2008. № 86. С. 52-62.
4. Ковригин В. В. Проблемы научного статуса и объективности этноцентризма // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 1 (77). С. 66-68.
5. Дмитриева И. Первопроходцы. [Электронный ресурс]. Якутия Православная. Якутская и Ленская Епархия. 09.10.2010. URL: http://eparhia.ya1.ru/ index.php?optio n=com_contentview=articleid=64Itemid=63. (дата обращения: 15.03.2015).
6. [Электронный ресурс]. Протопоп Аввакума. Житие протопопа Аввакума / Литература 17 века // Древнерусская литература: URL: http://old-ru.ru/08-7b.html. (дата обращения: 15.03.2015).

Совершенствование принципов социального партнерства в формировании трудовых отношений Хизбуллина Р. Р.

Хизбуллина Радмила Радиковна / Khizbullina Radmila Radikovna - доцент, кафедра социологии, политологии и права, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в представленной статье рассмотрены принципы социального партнерства в системе совершенствования ответственности работодателей по отношению к работникам. Актуализируется повышение роли профсоюзов в системе социального партнерства в современных условиях.

В настоящее время существующая система социального партнерства опирается на правовую базу, которая регулирует механизмы согласования интересов участников трудового процесса, основанного на равном сотрудничестве работников и работодателей. Другими словами, в данной системе интересы работников представлены профсоюзами, а интересы работодателей, соответственно, союзами предпринимателей. Третьей стороной процесса согласования трудовых интересов выступает государство, являющееся гарантом стабильности в выполнении трудовых соглашений, что достигается путем переговорного процесса о социальных гарантиях работникам, об условиях труда и его оплате.

Так, например, в ТК РФ предусмотрены соответствующие меры, которые позволяют работникам в случае задержки заработной платы, приостанавливать работу, взыскивать штрафы за каждый день простоя зарплаты с работодателей. Однако на практике перечисленные меры реализуются весьма проблематично, поскольку эффективный механизм реализации подобных санкций до конца не выработан [1].

ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТРАНЫ АТР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты