СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Воздействие исторического фактора на современную этнорелигиозную ситуацию на Дальнем Востоке Российской Федерации Башлыков Т. В.
Башлыков Тимофей Васильевич /БазЫукоу Ито/еу УазНеуыек - кандидат социологических наук,
доцент,
кафедра государственной, муниципальной службы и менеджмента, Липецкий филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк
Аннотация: в данной статье анализируется воздействие исторического фактора на современную этнорелигиозную ситуацию на территории Дальнего Востока Российской Федерации.
В социологической науке сегодня становятся всё более популярными направления исследований, затрагивающих проблемы этнического фактора [4, с. 66-68]. Особенно актуальны эти проблемы для Дальнего Востока — огромного по площади региона, находящегося на значительном удалении от основных политических, экономических, культурных центров страны. Традиционно, собственно под Дальним Востоком понимаются территории расположенные в бассейне реки Амур и Юго-Восточного побережья Охотского моря, вместе в настоящее время в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации входят следующие субъекты: Амурская область, Еврейский автономный округ, Магаданская область, Камчатская область, Сахалинская область, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.
Русские первопроходцы появились на этих землях в первой половине в 17 веке, продолжая колонизацию Сибири. Это были казаки, служивые люди промышленники. Первым русским городом, заложенным ими, стал Ленский острог — 1632 г. (ныне Якутск) [1; 53].
В 40-50-х годах 17 века в результате походов казачьих отрядов были исследованы значительные территории и совершен целый ряд географических открытий: пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку, острова Сахалин и бассейна реки Амур. Среди наиболее известных руководителей первопроходцев можно отметить: И. Москвитина, В. Д. Пояркова, Е. Хабарова [1; 55-57].
При этом русская колонизация отнюдь не была совершенна мирной. Казаки выступали проводниками государственной политики, направленной на поиск новых источников доходов. Вместе с тем, учитывая малолюдность собственных отрядов, им приходилось вести гибкую дипломатию, направленную на формирование мирных отношений с местным населением, убеждение народов Дальнего Востока в принятие власти московского царя.
Коренному населению Дальнего Востока вхождение в состав России оказалось выгодным: русское правительство не стремилось к его насильственной ассимиляции (исключения составляют факторы насильственного крещения), местная элита успешно инкорпорировалась в систему управления, общий уровень развития социально-экономических отношений заметно вырос.
Вторая половина 19 века ознаменовалась бурным развитием региона. Благодаря специальным мерам, правительству удалось привлечь, значительное число переселенцев. Основываются населенные пункты, превратившиеся затем в крупные города (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск), постройка Транссибирской магистрали и Китайско-восточной железной дороги позволяет отчасти решить проблему географической удаленности от центра страны.
Можно сказать, что проникновение православия на территорию региона началось одновременно с проникновением русских первопроходцев. В Ленском остроге вместе со служебными и жилыми помещениями также была построена часовня. А в 1641 г. туда вместе с воеводами и воинским отрядом прибыли и 5 священников [5]. В походе даурского воеводы А. Пашкова 1654 — 1659 гг. принимал участие знаменитый протопоп Аввакум [6].
До середины 19 века русское население Дальнего Востока было крайне малочисленным, естественно, что и число священнослужителей Русской Православной Церкви было небольшим. И, несмотря на активную миссионерскую деятельность, ее результаты можно оценить, как достаточно спорные: до сих пор традиционные, языческие верования сохраняют свое значение для коренных малочисленных районов Севера и Дальнего Востока России.
Общее усиление позиций России на Дальнем Востоке привело и активизации православия в регионе. В истории России и Русской Православной Церкви остался целый ряд имен священников, которые вели миссионерскую деятельность в сопредельных странах: архимандрит Николай в Японии, архимандрит Палладий в Китае.
Перед революцией 1917 г. в регионе сложилась достаточно интересная этнорелигиозная ситуация. Все население условно можно было бы разделить на три большие группы. Первая, подданные Российской Империи: русские (включаю малороссов и белорусов), татары, поляки, немцы, евреи и другие народы империи. Соответственно кто были православными, католиками, иудеями, лютеранами, мусульманами. В это же время на территории Дальнего Востока начинают свою деятельность баптисты, методисты, пресвитериане адвентисты седьмого дня. Вторая большая группа, это китайцы и корейцы, продолжавшие исповедовать даосизм, буддизм, язычество. При этом некоторые корейцы были крещены американскими протестантами и сами стали миссионерами, другие - охотно переходили в православие [2; 42-55].
И третья, коренные малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока, поверхностно принявшие православие и сохранявшие свои собственные религиозные практики (шаманизм).
Время существование Советского союза ознаменовало собой с одной стороны интенсивное социально-экономическое, демографическое, культурное развитие данной территории, с другой крайне нивелировало этнорелигиозные различия населения. Большинство китайцев и жителей других стран Юго-Восточной Азии были депортированы, коренные народы подвергались политике ассимиляции [3; 52-62]. В результате миграционных процессов внутри государства, население региона стало еще более «пестрым» в этническом плане, вместе с тем находилось под влиянием единой интернациональной советской культуры. Советская власть активно боролась против любых религий и форм религиозной жизни: и православных священников, и протестантских пасторов и местных шаманов.
В 80-х годах 20 века социально-экономическое развитие советского Дальнего Востока достигает своего пика, вместе с тем, с учетом изменений в рамках всей страны в целом, в развитии этнорелигиозной ситуации появляются новые тенденции.
Таким образом, можно сделать вывод, что история освоения региона, несомненно, оказало существенное влияние на современную этнорелигиозную ситуацию.
Совершенствование принципов социального партнерства в формировании трудовых отношений Хизбуллина Р. Р.
Хизбуллина Радмила Радиковна / Khizbullina Radmila Radikovna - доцент, кафедра социологии, политологии и права, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в представленной статье рассмотрены принципы социального партнерства в системе совершенствования ответственности работодателей по отношению к работникам. Актуализируется повышение роли профсоюзов в системе социального партнерства в современных условиях.
В настоящее время существующая система социального партнерства опирается на правовую базу, которая регулирует механизмы согласования интересов участников трудового процесса, основанного на равном сотрудничестве работников и работодателей. Другими словами, в данной системе интересы работников представлены профсоюзами, а интересы работодателей, соответственно, союзами предпринимателей. Третьей стороной процесса согласования трудовых интересов выступает государство, являющееся гарантом стабильности в выполнении трудовых соглашений, что достигается путем переговорного процесса о социальных гарантиях работникам, об условиях труда и его оплате.
Так, например, в ТК РФ предусмотрены соответствующие меры, которые позволяют работникам в случае задержки заработной платы, приостанавливать работу, взыскивать штрафы за каждый день простоя зарплаты с работодателей. Однако на практике перечисленные меры реализуются весьма проблематично, поскольку эффективный механизм реализации подобных санкций до конца не выработан [1].