Спросить
Войти

Историческое влияние российских еврейских иммигрантов на развитие Харбина Китая (1898-1930гг. )

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94(438).08:94(47)

Чэн Хунцзе, младший научный сотрудник Института России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Китай.

Rus163@163.com

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЙСКИХ ИММИГРАНТОВ НА РАЗВИТИЕ

ХАРБИНА КИТАЯ (1898-1930ГГ.)

Аннотация

В данной статье рассматриваются и анализируются экономические деятельности российских еврейских эмигрантов в Харбине Китая в первой половине 19-го века. Объективно говоря, эмигранты (включают еврейских эмигрантов), с первых дней существования Харбина, как города, стали весьма значительным фактором в развитии его промышленно-торговой.

История российских еврейских иммигрантов Харбина началась в 1898 году с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), их деятельности были связаны с постройкой дороги. Увеличение русского населения в связи с постройкой КВЖД повлекло спрос на продукты, которые раньше о севере Китая не производились, хотя сырьевые ресурсы и делали такое производство возможным. Кроме того, иммигрантов привлекали благоприятные экономические условия, а также атмосфера национальной и религиозной терпимости Харбина. К 1902 г. Еврейские эмигранты в Харбине владели уже десятью торговых предприятий, и после года еврейская религиозная ассоциация была основана, она существовала почти 60 лет как стихийная организация общины в Харбине. В 20-е годы 20-го века Харбин превратился в самый крупный центр российского еврейства на Дальнем Востоке. Количество людей этой национальности в Харбине достигло более 20 тыс. человек.

В то время как евреи прожили в Харбине, север Китая как раз переживали специальный исторический период, шанс и риск были совместимы для российского переселения. В данном положении, экономическая деятельность у евреев весьма была оживлена, это заложило главную основу для развития харбинской промышленной экономики новой эпохи. По статистке, в 1926 году еврейские торговые и промышленные предприятия достигли 489 шт. в Харбине. Экономическая деятельность евреев касается добычи руды, финансов, пароходства, лесной промышленности, обработки хлеба, выжимки масла из соевых бобов, виноделия, обработки сахара, табака, кожи, транспорта и других областей, в том числе создание многих предприятий в Харбине все является прецедентом. Это главным образом воплощено в нижеследующем.

Первоначально было создано обрабатывающее муку из машинами в Харбине. По несколько значение говоря, Г.Б.Дризин первоначально создал обрабатывающее муку из пшеницы машинами предприятие, он создал прецедент в отношении производства муки машинами в Харбине, содействовал модернизации и интернационализации для промыслов пищав обработки в Харбине. После создания КВЖД, евреи, живущие в Харбине, Владельцами мукомольных мельниц являлись Г.Б. Дризин и А.С. Патушинский, С.С. Гермамт: Боннер и Миндалевич, А.Ш. Скидельский, А.И. Каган, И.Х. Соскин и Самсонович. Он создали мукомольные фабрики: «Баннер», «Минданович» (производственная мощность в день - 48 тыч. килограммов.), «Дрикин», «Патушэньски», «Скиделски» (производственная мощность в день - 19 тыч. килограммов) и «Соскин». С.Соскин открыл отделения в Ванкувере, Лондоне, Дайрене и Владивостоке, достигнув колоссальных оборотов. В 1920-1922 гг. ею было экспортировано в Европу более 40 млн. пудов хлеба.

Первоначально экспортировать соевые бобы за Европой. Торговля соевых бобов на север Китая занимает специальное место в области еврейской экономической деятельности в Харбине. Действительно, в

области Организации экспорта зерновых продуктов на европейские рынки инициатива принадлежала еврейским коммерсантам. В числе первых экспортеров особенно крупную роль играл Р.М. Кабалкин. Он в 1907 г. стал заниматься экспортом сои в Европу, что считается историческим началом экспорта китайской сои в Европу. Кроме того, В основной отрасли экономики Северо-востока Китая — маслобойной промышленности, остававшейся в течение длительного времени на низком технологическом уровне, подлинную техническую революцию совершила фирма Р.М.Кабалкина[1]. В 1909г. его первый завод уже был оборудован новейшими европейскими машинами, кроме стандартного бобового масла, экспортируемого за границу, различные сорта масел специальной очистки. Продукция уже отвечала высоким стандартным требованиям европейских рынков. Масштаб и оборудование его маслобойной фабрики стояли впереди по мощности и производительности. За одни сутки можно было обработать 100 тонн. сои, производить 11 тонн. масла и особого масла «Баньпо» 53 тонны. Фабрика обладала патентом на обработку масла. Использовались высококачественные бобы с содержанием масла 12-15% [3].

Первоначально было создано вырабатывающее сахар из свеклы предприятие в Харбине. Большую роль сыграли еврейские коммерсанты в развитии сахарной промышленности и, конечно, в оптово-розничной торговле края. В 1908г. еврей создал ашихэский сахарный завод в Харбине. Этот свекольный сахарный завод в Китае производил 32 тонны сахара в день. Общее число рабочих—400. Это самый большой сахарный завод на машинах, открытый Россией в Китае. Одновременно данный завод был первоначально созданным прецедентом, обработанным сахар на свекле на севере Китая, ускорил шаг в процесс Харбина от сельскохозяйственной культуры на промышленный город.

Первоначально было открыта каменноугольная и лесная компания в Северо-востоке Китая. В области лесной промышленности Л.С. Скидельский имел первенствующее значение и был главным лесным концессионером и поставщиком леса на КВЖД. Л.С.Скидельский в 1903 г. получает на Восточной линии КВЖД пять крупных лесных концессий, общей площадью 4 530 кв.в (исчисление в верстах), стал поставщиком более 80% дров, необходимых КВЖД. Помимо Л.С Скидельского, были и другие крупные лесопромышленники евреи, из которых можно указать на М.И. Фрид, имевшего также лесные концессии.В области угольной промышленности, в 1910 г. Скидельский взял в аренду принадлежавшие дороге Чжалайнорские угольные копи, доведя их производительность до 6-10 млн. пудов угля в год. в 1924 Скидельский получил право на эксплуатацию и управление Мулинского углепромышленного товарищества с участием китайского капитала, и стал главным поставщиком топлива КВЖД. МУТ являлось крупнейшим горнодобывающим предприятием Северо-восток Китая, к началу 30-х годов нескольких сотен тысяч тонн угля в год, сыгравшим огромную роль в развитии ее тяжелой промышленности. Воспитывали и передавали мастерство многим китайским квалифицированным работникам.

Первоначально был открыто финансовый механизм иностранного капитала в Харбине. С открытием КВЖД и развитием быстро харбинского экономического общества, евреи прежде всего пользовались удобством торгового порта в Харбине, развили экспортную торговлю, накопили быстрыми темами огромное количество богатства, вслед за этим еще вложили капитал в другие предприятия, и постепенно стали самым оживленным консорциумом в Харбине. 1920-е гг. были временем расцвета еврейской общины Харбина. Еврейские представители торгово-промышленного класса, единодушно признало своевременным открытие такого банка, кредит которого были бы распределены среди еврейских посадских людей и ремесленников. В 1921 г. был основан &&Дальневосточный еврейский коммерческий банк&& с капиталом в 400 000 иен.

В марте 1922 г. второй банк &&Еврейский народный банк&& начинал работать, все держатели акций банка были евреи. В Совет банка вошли многие представители еврейской общественности. И имел свои представительства в Берлине, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, осуществляя операции по денежным переводам. Еврейский народный банк дал дешевый кредит широким слоям еврейского населения, это было давнишней заботой Харбинское еврейской общественности. Интерес к банку проявили, главным образом, люди мелкого и среднего достатка. Кредиты выдавались в размерах от 50 до 250 иен одному лицу. Этот банк просуществовал дольше всех прочих негосударственных банков (вплоть до октября 1959 г). Еврейский торговый и промышленный капитал привел ко всему видному участию его в организации Харбинской биржи, который состоял из 13 членов, среди них было 6 евреев, председателем биржи неизменно становился

еврей, что свидетельствует о мощном влиянии этих эмигрантов на экономику и финансы города в то время. В 30-40 гг. среди валового капитала иностранных граждан, живущих на Северо-востоке Китая, на торговлю еврейских предпринимателей приходилось 31,6%, а на промышленность - 46,5% [2].

Кроме того, евреи тяготели к сфере обслуживания - среди них было немало адвокатов, врачей. Среди компаний, магазинов, открытых евреями в Харбине, некоторые обрели большую известность. Евреи составляли 95% от общего количества в области мехового торговлишки в Харбине, так и на Северо-востоке Китая, обладая абсолютным преимуществом и монополией. Среди предприятий, созданных еврейскими эмигрантами на Северо-востоке Китая, особое внимание обращала на себя табачная фабрика А. Лопато. В 1904 году иудеи братья Лопато создали табачную фабрику «Лопато», численность персонала которой достигала почти тысячи человек. В период Первый мировой войны его продукция овладела рынком китайского Северо-Востока и прилегающих районов Дальнего Востока.

Профессор Г.В.Мелихов отмечает, что веротерпимость и отсутствие национальных предрассудков, наконец, влияли на широкий размах культурной, торговой и предпринимательской деятельности евреев. Но это только отображалась часть фактов. В начале 20-го века, Царское правительство заинтересованные в быстром оккупации и экономическом развитии КВЖД, разрешило еврейскую эмиграцию на Северо-востоке Китая, где евреи, наряду с прочими российскими подданными, практически пользовались всеми экономическими привилегиями (не подлежащий обложению или большое частное освобождение от налогообложения). Кроме того, в то время китайское правительство не в силах надзирать за иностранным капиталом. В том числе предприятии Скиделских не в срок платили недоимку и самовольно расширяли площадь лесозаготовок и т.д., данный вопрос появлялся часто площадь частный лесозаготовок превысила несколько раза должной площади, хотя местное правительство Китая неоднократно вело переговоры с российскими отраслями КВЖД, но не получилось никаких результатов [4]. Именно при таком много повторном критерии, объективно представлять удобство для развития переселения в Харбине. А китайские местные промышленники и торговцы попали в трудное положение, с них брали тяжёлые поборы и налоги, они не могли повышать конкурентоспособность товаров. В тех благоприятных условиях еврейские эмигранты быстро накапливали большое количество первоначального капитала.

Процесс формирования еврейской общины Харбина начинается с конца XIX в. и его период расцвета продолжается первые три десятилетия XX век. В 1931 году после японской оккупации Северо-Восточного Китая, они начинали поглотить рынки Северо-Восточного Китая японскими фирмами, и большинства еврейского населения Харбина, которое уменьшилось в начале 1930-х гг. до семи тысяч человек, а в середине — до пяти тысяч человек. Несмотря на японскую оккупацию (1931-45) и резкое уменьшение еврейского населения, культурная, общественная и экономическая жизнь харбинской общины не была прервана. По окончании второй мировой войны евреи, которые жили в Харбине с конца 19 века, стали покидать Китай, отправившись в Израиль, Европу, США и другие страны. В 1945-46 гг. Харбин был оккупирован советской армией, и поэтому под нажимом советских представителей в Харбине некоторая часть евреев — выходцев из России вернулась в Советский Союз. К 1959 году в Харбине осталось всего 130 евреев. А в 1963 году была закрыта Еврейская религиозная коллегия, что подвело итог 60-летней истории пребывания еврейской общины в Харбине.

Список использованной литературы:

1. Г.В.Мелихов. Белый Харбин: Середина 20-х. - Москва.2003. -С.300.
2. Открытие коммерции и торговли в Харбине. [Электронный ресурс] URL: http://russian.dbw.cn/system/2007/06/15/000016285.shtml. (дата обращения: 20.02.2016).
3. Фундамент Харбинской промышленности новой эпохи. [Электронный ресурс] URL:http://russian.dbw.cn/system/2007/06/15/000016285.shtml. (дата обращения: 28.02.2016).
4. Чанфу. Китайское лесное издательство. - КНР.1991. -С.145-148.

© Чэн Хунцзе, 2016

ЕВРЕИ ЭМИГРАНТЫ КВЖД ХАРБИН КИТАЯ РОССИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты