КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 39
КОЛЛЕКЦИЯ ВОСТОЧНЫХ ТУВИНЦЕВ-ОЛЕНЕВОДОВ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Дыртык-оол Анна Оюновна,
к.и.н, заведующая, отдел истории и краеведения, Национальный музей имени Алдан-Маадыр, доцент, Тувинский государственный университет (Кызыл, Республика Тыва, Российская Федерация). Е-таК: annaojun@rambler.ru
Оргежик Чинчи Монгушевна,
заведующая, сектор учета,
Национальный музей имени Алдан-Маадыр (Кызыл, Республика Тыва, Российская Федерация). Е-таК: annaojun@rambler.ru
В данной работе показана характеристика этнографической коллекции восточных тувинцев в Национальном музее Республики Тыва. История комплектования связана с именем С.И. Вайнштейна. Авторами даны описания наиболее интересных экспонатов по быту и традициям тувинцев.
COLLECTION OF THE EASTERN TUVANS - DEER HERDERS IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA: BACKGROUND AND GENERAL DESCRIPTION OF THE ACQUISITION
Dyrtyk-ool Anna Ojunovna
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of History and Ethnography of the National Museum after Aldan-Maadyr of the, Associate Professor of the Tuvan State University (Kyzyl, Republic of Tuva, Russian Federation). E-mail: annaojun@rambler.ru
Orgezhik Chinchi Mongushevna
Head of the Accounting sector of the National Museum after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva (Kyzyl, Republic of Tuva, Russian Federation). E-mail: annaojun@rambler.ru
This article is shown the characteristics of ethnographic collection of the Eastern Tuvans at the National Museum of the Republic of Tuva. The history of its acquisition is associated with the name of S.I. Weinstein. The authors gives the descriptions of the most interesting exhibits on the life and traditions of the Tuvans. Keywords: eastern Tuvans, a museum, an ethnographic collection, collecting work, S.I. Weinstein.
Ввек глобализации перед обществом остро стоит вопрос о сохранении культурной самобытности малочисленных народов, в том числе восточных тувинцев Южной Сибири, этнокультурное наследие которых сосредоточено в Национальном музее Республики Тыва.
Восточные тувинцы — это охотники-оленеводы, живущие в горно-таежной зоне Восточной Тувы. В настоящее время это территория одного из самых крупных административных районов — Тоджинского района. Историческое название
земли — Тоджа. Несмотря на свои огромные размеры, он является одним из наименее населенных: на территории площадью около 40 тыс. кв. км в шести населенных пунктах проживает менее 7 тысяч человек. Современные тоджинцы сохранили традиционные виды природопользования: оленеводство, скотоводство, рыболовство, охотничий промысел. До распада СССР в районе существовали три совхоза. С начала 1990-х гг. работа многих предприятий почти или полностью прекращена. Совхозы преобразованы в родовые общины «УлугДаг», «Одуген» и «Хам-Сыра», ориентированные на традиционные виды пользования [14, с. 624].
В 2000 г. оленеводы Тувы получили новое статусное положение — они включены в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (КМНСС и ДВ). Включенность тувинских оленеводов в состав народов КМНСС и ДВ расширяет их права на традиционный образ жизни, благоприятную исконную среду обитания и позволяет им находиться под защитой государства и ассоциации КМНСС и ДВ РФ. В списочный состав вошли территории: сумон Азасский — село Адыр-Кежик с зарегистрированным по месту жительства населением, составляющим 1297 чел., Сыстыг-Хем — 178 чел., Ырбан — 363 чел., Ий — 1284 чел. и Чазылары — 138 чел. Итого 3260 человек [1].
Восточные тувинцы говорят на особом тоджин-ском диалекте тувинского языка. Они сформировались в результате ассимиляции самодийских и кетских групп тюркоязычным населением.
Материальная и духовная культура коренных жителей изучена С. И. Вайнштейном в середине XX века. Позже он издал монографию «Ту-винцы-тоджинцы» [3]. В ней ученым показано, что «в основе их хозяйственной деятельности лежали круглогодичный охотничий промысел на мясных животных, главным образом копытных, и сезонный — на пушных, а также кочевое скотоводство с круглогодичными «вертикальными» перекочевками. Оленеводство было вьючно-вер-ховое, с доением, а при крайней необходимости, в тяжелых условиях — и с забоем домашних оленей на мясо. Очень важную роль играло сезонное собирательство, а также спорадическое рыболовство. Жилищем служил чум, который летом крыли выделанной берестой, а в холодное время года обработанными шкурами копытных. Одежду шили главным образом из шкур диких животных» [8, с. 229—230].
Быт предков восточных тувинцев — лесных урянхайцев характеризовал Рашид-ад-Дин: «Никогда они не имели палатки и шатра; одежда их была из кожи животных, вместо быков и баранов они воспитывали горных быков, горных овец и сайгу, похожую на горного барана, делали ее ручной, доили ее молоко и ели. Во время перекочевки они вьючили скарб на горного быка, но из лесу никогда не выходили. На месте, на котором останавливались, они делали немного навесов и лачуг из коры дерева березы и других деревьев, которыми и довольствовались» [13, с. 332—333]. По С. И. Вайнштейну, «тувинцы разводят оленей так называемой карагасской породы, принадлежащей к виду северных оленей» [4, с. 90].
Музейные этнографические коллекции имеют огромную информацию о традиционной культуре тувинских оленеводов, которые сохранили ее в первозданном виде до середины XX века. Актуальность изучения вещественных источников обусловлена необходимостью показа своеобразной этнической культуры тоджинцев — материальной и духовной.
Этнографические предметы западных тувинцев обобщенно описаны автором данных строк [5], также рассмотрена отдельная коллекция традиционной одежды тувинцев, история ее комплектования и изучения [7]. Состав этнографического собрания Национального музея Республики Тыва нашел отражение в научных и популярных статьях, как сотрудников музея, так и ученых, работавших с музейными коллекциями при изучении своих тем. Тем не менее, надо отметить, что полная изученность фондового собрания Тувинского музея по западным и восточным тувинцам остается совершенно недостаточной, если учитывать его количественный и качественный состав.
Характеристика этнографической коллекции музея дана в работе У. Б. Нурзат, где упоминается тоджинская коллекция народного мастера С. М. Арандола и проанализирован ее состав [12].
Целью данной работы является изучение этнографических коллекций восточных тувинцев в Национальном музее Республики Тыва, собранных в 1950-е гг.
Большой вклад в формирование коллекции по восточным тувинцам внес известный уче-ный-тувиновед С. И. Вайнштейн, который работал в Тувинском музее с 1950 по 1954 гг. По результатам его первой экспедиции на Тоджу летом 1951 г. фонды музея пополнились чумом, одеждой, предметами быта, культовыми шаманскими атрибутами [2]. Первая научная работа С. И. Вайнштейна в Тувинском областном краеведческом музее началась с изучения истории, быта и культуры жителей Восточной Тувы — Тоджинского района. Летом 1951 г. под его руководством была организована историко-этнографическая экспедиция. Основной задачей являлось этнографическое изучение восточных тувинцев и сбор сведений об археологических памятниках. Маршрут экспедиции охватывал центральную и северную часть района. Основным транспортным средством при передвижении служили лошади.
Этнографическая работа проводилась в поселках колхозов «Советская Тува» и имени Первого Мая. Кроме того, экспедиция выезжала в места работы рыболовецкой бригады в район озера Азас и оленеводческой бригады, которые находились в это время в высокогорном районе Шивага-Тайга, в северной части Тоджи. Для того, чтобы достигнуть места расположения оленеводов, экспедиции пришлось преодолеть на лошадях сотни километров по охотничьим тропам сквозь таежные места.
В ходе работы экспедицией исследованы традиционная культура тоджинцев-оленеводов и скотоводов (жилище, одежда, утварь, транспорт, хозяйство, искусство, космогонические представления, фольклор), социальная организация в конце XIX — начале XX века, пережитки родового строя, родовые территории, социальное расслоение среди оленеводов, свадебные и похоронные обряды. Значительное место в работе экспедиции занимал вопрос о происхождении отдельных тувинских родоплеменных групп, в связи с проблемой этногенеза восточных тувинцев. Большое внимание было уделено изучению социалистической перестройки культуры и быта оленеводов в условиях колхозного строительства.
Ученым были записаны этнографические сведения от 60 информаторов, в основном пожилого возраста, составлены десятки рисунков, выполнены около 400 фотоснимков. Для музея приобретена этнографическая коллекция в количестве 92 единиц. Результатом исследования восточных тувинцев С. И. Вайнштейна явилась защита в 1956 г. кандидатской диссертации, позже издание книги «Тувинцы-тоджинцы». Собранная ученым этнографическая коллекция и часть фотоснимков хранятся в НМРТ, остальные фотоснимки находятся в фототеках Тувинского института гуманитарных исследований и Институте Этнографии АН СССР (ныне Институте антропологии и этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН) [6, с. 15—16].
Экспедицией были подробно изучены все типы жилищ: их конструктивные особенности, процесс их постройки, размещение утвари и людей в жилище. Были сделаны чертежи, рисунки, фотографии, которые позже С. И. Вайнштейном были оформлены в два альбома, которые хранятся в рукописном фонде Национального музея Республики Тыва. Все его рукописные и фотографические материалы экспедиции 1951 г. в полном объеме в его монографии «Тувинцы-тоджинцы» (1961 г.).
В течение 50 лет, вплоть до переезда музея в новое здание в 2008 г., одной из самых интересных для посетителей была диорама о кочевой жизни тувинских оленеводов. Был представлен чум с его внутренним интерьером, о чем находим следующие строки в деле № 200 научного архива музея: «На фоне осеннего тоджинского пейзажа стоит берестяной чум — жилище тоджинских оленеводов-охотников. Чум подлинный, с утварью и обстановкой доставлен из Тоджи. В чуме сидит пожилая тувинка в зимней одежде (манекен). Около чума охотник-оленевод (манекен) собирается на охоту, готовит охотничье снаряжение. На привязи стоят два оленя (чучела), заседланные вьючным и верховым седлами. У входа в чум лежит охотничья собака (чучело). Размер диорамы 4х6 м, высота 5 м, смотровое окно 1х1,9 м» [9, л. 11].
В 1958 г. сотрудниками музея проводилась собирательская работа в Тоджинском районе. Члены экспедиции посетили село Тоора-Хем — районный центр Тоджинского кожууна, молочно-товарную ферму, рыболовецкую бригаду на озере Азас, колхозы «Советская Тува» и «Первое Мая», поселок Ий. Сбором этнографических предметов занималась Т. М. Скакова, в результате музеем приобретено 56 вещественных предметов [10, л. 8—11.].
Фонды музея пополнились материалами, изъятыми из среды бытования. Коллекция подразделяется по таким темам: одежда и аксессуары, орудия труда, культовые предметы, охотничьи принадлежности, предметы для игр и др.
Из одежды представлена зимняя одежда (тон), сшитая из мерлушки и крытая черной далембой (хлопчатобумажной тканью). Такая длиннополая распашная одежда со стоячим воротником характерна для всех кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии. У тувинцев существует два вида традиционной обуви. В данном случае это идик на мягкой подошве мехом наружу, сшитый из шкуры диких коз. Были приобретены подвески к поясу (дерги) для подвешивания огнива. Огниво стало постепенно выходить из употребления, поэтому тувинцы приобретали от хавы — металлический футляр для спичек. Внимание привлекает нефритовая табакерка для нюхательного табака: более зажиточные люди приобретали такие вещи от китайских купцов. Борододергалка железная (итпик) использовалась в основном молодыми мужчинами до 40 лет. Тувинцы считали, что 40 лет — это почтенный возраст, когда мужчины обретали жизненный опыт и могли носить усы и бороду. Дополнительными аксессуарами являются браслеты — украшения для женских рук (билектээш — у скотоводов, бога — для оленеводов). В каждом чуме можно было увидеть личные вещи тувинских женщин — это металлическая шкатулка для хранения иголок (ховул) и мешочек для хранения пуговиц и иголок (индияк).
К орудиям труда относятся предметы для обработки шкур — эдирээ и хыргы, кузнечные меха, утюжок для расправления швов при шитье обуви илиир, корнекопалка для выкапывания съедобных корней сараны — озук, сумка для сбора сараны — кымзар, инструмент для выделывания чашек из нароста березы — унгу, шило из рога оленя — шугей.
Домашней утвари принадлежат крюк для подвешивания чаши — холчи, металлический крюк для вытаскивания мяса из бульона — илбек, сосуд кожаный — квгээр для воды или молочной водки, кожаные сумы — барба, шкатулка деревянная для хранения мелких вещей — (харжак).
В комплект детских игрушек входили вырезанные из дерева фигурки домашних животных. Шахматы, вырезанные из дерева, были распространены среди тувинцев-скотоводов. По мнению С. И. Вайнштейна, «у оленеводов в шахматы обычно не играли» [3, с. 158].
Восточные тувинцы до середины XX в. пользовались во время охоты кремневыми ружьями — чактыр-боо и носили на поясе пороховницу — чанчык. Наконечники стрел для охоты на зверя
свидетельствуют о том, что тувинские оленеводы в первой половине XIX в. на промысле наряду с кремневыми ружьями еще применяли лук — ча, но к началу XX в. он вышел из употребления. Среди уникальных вещей можно назвать самодельные лыжи (хаак), изготовленные из березы или ели, длиной 140 см. С. И. Вайнштейн так описывает технологию изготовления лыж: «Обычно каждый охотник делал лыжи сам. Вырубленную и отделанную основу нагревали у костра и мочили в воде, после чего сгибали при помощи тяжа из веток. Между тяжем и основой вставляли деревянный брусок, служивший распоркой. Согнутую основу сушили у дымового отверстия 5—6 дней. Лыжи обтягивали камусами» [3, с. 44]. У Рашид-ад-Дина сказано: «...зимой много охотятся по насту таким образом, что делают доску, которую называют чанэ (лыжи), и становятся на нее.» [13, с. 333].
До начала 1930-х гг. на территории Тоджинско-го района находился действующий буддийский храм. Об этом свидетельствует колокольчик — конгулуур — буддийский предмет, сохранившийся в некоторых семьях.
Интересна ритуальная деревянная ложка — тос-карак с девятью отверстиями для разбрызгивания чая или молока во все стороны света. Или же шаманский жезл — даяк и ээрены — вместилища духов — семейные обереги.
Кроме этого были сделаны фотографии, где запечатлены традиционное жилище — чум, крытый корой дерева, берестой, способы ношения головных уборов тоджинскими женщинами, процесс сбора сараны, похоронный обряд шамана.
В полевых дневниках Т. М. Скаковой имеются записи от информаторов-старожилов, зарисовки этнографических предметов, а также подробные сведения о владельцах предметов. Так, ценна информация о камлании шаманов с жезлом — даяком. Во время камлания шаман или шаманка садились верхом на жезл, изображая свой полет к небесным духам [10, 1 — 12 л.].
Таким образом, этнографические предметы тувинских оленеводов, изъятые из среды бытования, как музейные предметы-раритеты обладают такими важными свойствами, как информативность, аттрактивность, даже экспрессивность и многие из них хранятся в музее в единственном экземпляре.
Источники и литература:
References
- № 1. /http://www.tuva.asia/journal /issue_13/4492-biche-oolsamdan.html. data obrashcheniya 10.10.2015 g. (In Russ.).
- p. 163-169. (In Russ.).
- Novosibirsk: Nauka, 2001. - Vol. 1. - 367 p. (In Russ.).
Список сокращений:
НМРТ - Национальный музей Республики Тыва ТОКМ - Тувинский областной краеведческий музей
Деревянный орнаментированный Берестяные сосуды с крышками.
сосуд.
у местных жителей
С. И. Вайнштейн в походных условиях